Проект по арт терапии с дошкольниками. Презентация проекта «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Выступление на тему: «Арт терапия»

Подготовила:

Учитель начальных классов

Наумкина С. А.


Арт технология

  • основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости.

Основные принципы арт-терапии

  • Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
  • Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
  • Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

Преимущества применения элементов арт-терапии на занятиях

  • - работа не требует от учащегося каких-либо способностей к изодеятельности;
  • - помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;
  • - используется для оценки состояния учащихся; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;
  • - помогает учащимся увидеть неповторимость каждого в группе;
  • - царит атмосфера доверия, терпимости и внимания; помогает принять каждого ребёнка

Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:

  • - формированию представлений о себе,
  • - изучению и выражению своих чувств и эмоций;
  • - формированию позитивного самовосприятия;
  • - развитию коммуникативных навыков;
  • - эмоциональному сближению;
  • - снятию психоэмоционального напряжения;
  • - развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

Арт-терапевтические методы

Изотерапия,

Музыкоперапия,

Сказкотерапия,

Танцетерапия,

Фототерапия.


  • Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает ребенку познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события

  • Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

  • Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.


8 цветов М.Люшера:

серый, темно-синий, сине-зеленый, красно-желтый, желто-красный, красно-синий или фиолетовый, коричневый, черный.



  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Проект коррекционного упражнения подготовлен психологом Е. А. Мироновой при участии воспитателей СДС Головановй А. А. и Разумцовой С.Р.

Волкова Татьяна Валерьевна, научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГНУ «Институт возрастной физиологии» РАО; научный консультант, методист стажировочной площадки «ФГОС дошкольного образования: создание развивающей предметно-пространственно й среды» Департамента образования г. Москвы; Главный специалист издательства "ВИТА-ПРЕСС" по дошкольному образованию.

Проект рассчитан на 2 занятия с разновозрастной группой с выполнением обязательного домашнего задания. Интерес, проявленный детьми и воспитателями, дает возможность развивать и углублять выбранную тему, что делает проект долгосрочным.

Цели и задачи проекта подробно изложены в методическом приложении. Данная тема легла в основу вебинара, проведенного Е. А. Мироновой и А.А. Головановой 20. 04. 2016. Тема вебинара: Арт-терапия в семейном детском саду.

В ходе подготовки к проекту были подготовлены две презентации: «Город. Необычные дома» и «Профессия строитель». Презентации подготовлены и проведены воспитателями СДС Разумцовой и Головановой.

Домашнее задание получили все СДС. Задание заключалось в следующем: детям (от 2,5 до 6 лет) предложили нарисовать дом, используя любые изобразительные средства. Единственное ограничение- формат листа А5. Тема: «Дом, который похож на тебя» или «Дом, в котором тебе хотелось бы жить». Работы детей, которые в силу разных обстоятельств не смогли присутствовать на занятии, родители сфотографировали и выслали в электронном виде.

Сразу оговоримся. Малышам 2-3х лет, безусловно нелегко справиться с подобным занятием. Естественно детям помогали родители и старшие братья и сестры. Старшим детям задание показалось интересным и они сами с удовольствием приняли участие в его выполнении. Мы еще раз с радостью отметили, что любая деятельность СДС не ограничивается занятиями с дошкольниками, но вовлекает в занятия старших детей. О пользе подобного взаимодействия Е.А. Миронова расскажет позже в одной из своих работ.

В ходе занятий, помимо привычных уже детям ритуалов и активизирующих игр, дети выполняли творческие занятия, с большим интересом просмотрели две презентации, приняв активное участие в обсуждении темы, которая оказалась очень интересной для детей. Далее, дети выполняли само арт-терапевтическое задание, направленное на развитие коммуникативных навыков.

Мы считаем проект удачным. Более того, очень интересным и перспективным. Продолжение и развитие проекта обязательно последует. Все новые материалы появятся на нашем сайте.

Фото отчет с и вы найдете в разделе галерея.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ и КИНЕМАТОГРАФИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ и ИСКУССТВ


РЕФЕРАТ

по специальности 13.00.05 на тему:

Традиционные и альтернативные школы в истории образования

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АРТ-ПЕДАГОГИКИ


Выполнила:

соискатель кафедры менеджмента СКД

факультета социально-культурной деятельности,

Новоселова Ольга Рудольфовна


Москва, 2008

арт педагогика терапия

Введение

Проблемы современной арт-педагогики

Арт-терапия: история и современность

5. Практические примеры арт-терапевтических технологий

6.Применение технологий арт-терапии в коррекционной педагогике

Заключение


Введение


В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.

Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, открывает для педагогических коллективов широкую творческую возможность выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, поскольку дает дорогу для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий, а так же дает возможность применению технологий альтернативной педагогики.

В связи с этим особую важность приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе образования.

Можно утверждать, что государство осознало потребность в воспитании креативной личности, однако, четких технологий культурного и творческого развития пока не разработано. Актуальным на данном этапе может стать внедрение в традиционную педагогическую школу таких инновационных дисциплин, как «арт-педагогика» и ее смежная компонента «арт-терапия». Возникли эти дисциплины на границе слияния таких наук, как педагогика, психология, культуроведение и социально-культурная деятельность и находят широкое применение в практике альтернативного или специального образования. При этом необходимо отметить содержательное отличие «артпедагогики» от более узкого термина «художественное воспитание». Артпедагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. Основная цель, которую преследует артпедагогика, является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

Механизмы воздействия искусства на психолого-педагогические процессы исследовали многие зарубежные авторы: Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли и отечественные: Л.С.Выготский, А.И.Граборов, В.П.Кащенко и др. Э.Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечал, что искусство является важным средством воспитания, влияющим на нравственность ребенка, а также на формирование его мышления, воображения, эмоций и чувств.

Процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Занятия художественной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, способности различать цвет, форму, звуки, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Говоря о педагогических возможностях искусства, нельзя так же не отметить еще один важный аспект: психотерапевтическое воздействие искусства на ребенка. Влияя на эмоциональную сферу, искусство при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе создания художественного произведения расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка выражается так же в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний и позволяет вступить на путь новых отношений с окружающим миром.

Несомненно, понятие «артпедагогика» в российской традиционной школе педагогики ещё не имеет точного определения. Так же многогранную трактовку имеют понятия «артпсихология» и «арттерапия». Рассмотрим подробнее современное состояние данных сравнительно молодых дисциплин и оценим их значимость для современной альтернативной педагогики.


1. Проблемы современной арт-педагогики


Арт-педагогика в широком смысле рассматривает ученика как личность, стремящуюся к самореализации и самоопределению, выстраивая взаимодействие с ним на основе субъектно-субъектных отношений. Такое взаимоотношение подразумевает определенные требования, выдвигаемые к личности самого педагога. Практика подготовки педагогов показала необходимость разработки модели организации образовательного процесса с позиций альтернативной педагогики, где особенно важно учитывать приоритетные перспективные направления деятельности, инновационные подходы к организации учебно-развивающего пространства, содержание знаний, умений и навыков, которыми должны владеть как сами педагоги, так и в дальнейшем их воспитанники.

Артпедагогика - это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами искусства в любом преподаваемом предмете. Данная дисциплина, отходя от приемов традиционной системы образования, трактует непосредственное творческое взаимодействие педагога, ученика и родителей. Ценно здесь то, что и педагог, и дети и родители являются носителями культуры, а артпедагогика позволяет плодотворно работать с различными категориями учеников: от одаренных до девиантных. Артпедагогика формирует стремление к тому, чтобы обучение перешло в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а развитие - непосредственно в саморазвитие.

Принципы артпедагогики опираются на традиционные классические общепедагогические принципы, принципы специальной подготовки, принципы художественно-эстетического развития: принцип гуманистической направленности педагогического процесса, социально-личностного развития личности, принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка, принцип образовательной рефлексии, личностного целеполагания, принцип выбора индивидуального маршрута, интегративной связи предметов, продуктивного обучения, креативности.

Основными задачами артпедагогики являются:

формирование осознания ребенком себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;

осознание своей взаимосвязи с миром и своего места в окружающем социокультурном пространстве;

творческая самореализация личности.

Специальные образовательные технологии в артпедагогике направлены на решение задач художественного развития ребенка, облегчение процесса учения, мыслительной деятельности. Они содействуют сохранению целостности личности, т.к. соединяют интеллектуальное и художественное восприятие мира, приобщают учащихся к духовным ценностям через целостную сферу искусства, вооружают педагога системой приёмов, обеспечивающих радостное вхождение в систему знаний, содействуют развитию всех органов чувств, памяти, внимания, интуиции, содействуют адаптации личности в современном противоречивом мире.

Основными технологиями артпедагогики являются игра и педагогическая импровизация, именно это дает основание для использования технологий арт-педагогики в сфере социально-культурной педагогики. Педагогическая импровизация - это изначально непредусмотренные действия педагога, которые обуславливаются незапланированными ситуациями, складывающимися под влиянием внутренних или внешних факторов. Успех импровизации обуславливается конструированием и прогнозированием форм, мотивированностью и перспективностью результатов.

Основным методом в артпедагогике является проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на развитие духовно-личностной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета. Основа данного метода - диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение. В диалоге каждое сообщение рассчитано на интерпретацию собеседника и возвращение информации в обогащенном виде. В диалоге активны все субъекты: и педагог, и воспитанники. Залог успеха - в эмоциональной сдержанности, ненавязчивости, внутренней свободе.

Структура и содержание артурока многовариантны, т.к. каждый ребенок приходит на занятия со своим багажом знаний, следовательно, образовательное пространство, содержание, методы, технологии создаются не только педагогом, но и учащимися. Артурок двухслоен: содержание темы обогащается содержанием искусства, гармонично сочетающимся с основным предметом, что способствует развитию личности как обучающихся, так и педагога. Каждое занятие имеет следующие компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий, личностный. Личностный компонент является превалирующим, и это отличает артурок от традиционного занятия.

Здесь нельзя не затронуть проблему профессиональной подготовки педагогов, работающих с технологиями артпедагогики. Помимо традиционных требований: высокий интеллект, развитое мышление и память, педагог должен быть психологически готовым к импровизации, испытывать потребность в самореализации, знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, уметь применять их на практике, формировать свой стиль деятельности, педагогический вкус, ломать привычные стереотипы. Приветствуется наличие у педагога режиссерских навыков, музыкальная или хореографическая подготовка, ведь в артпедагогике практикуется обращение к внутреннему миру ребенка, включение его в образовательный процесс «на равных» с педагогом, развитие индивидуальности, креативности как обучающихся, так и педагога, формирование потребности в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии.

2. Арт-терапия: история и современность


Теперь рассмотрим трактовку другой смежной дисциплины - арт-терапии. Сам термин «арт-терапия» (art therapy - исцеление искусством) означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.

Принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. Исторические истоки свидетельствуют, что в древности жрецы, а потом врачи, философы, педагоги использовали искусство для врачевания души и тела. Исследуя механизм воздействия на человеческую психику живописи, театра, музыки, танца, древние ученые пытались определить роль и место искусства как в процессе восстановления функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Воздействие искусства на человека как способ врачевания использовался в Древней Греции, Египте, Междуречье, Китае и Индии.

Однако лишь в ХХ веке искусству стали официально приписывать терапевтическую функцию, основываясь на конкретных положительных результатах научных исследований. Так, например, в Великобритании М.Ричардсон. Дж. Дебуффе и др. использовали изобразительное искусство для лечения психических расстройств, а в 1940-е годы рисунки, выполненные различными людьми, использовались как инструмент исследования бессознательных процессов. По одной из версий собственно термин «арт-терапия» был впервые употреблен Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т.п.). В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй Мировой войны, причём в тесной связи с психотерапией.

В 1969 году была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация, объединявшая арт-терапевтов - практиков. Подобные ассоциации возникли впоследствии в Англии (БААТ, Британская Ассоциация арт-терапевтов), Голландии, Японии. В 1960-1980 гг. были созданы профессиональные объединения, которые способствовали государственной регистрации арт-терапии как самостоятельной специальности.

Конец прошлого века ознаменовался изменением культурного климата, ускорение темпов глобализации повлекли за собой необратимые изменения в социокультурной среде. Мир столкнулся с проблемами притока иммигрантов, беженцев, с вынужденным существованием расовых и этнических сообществ на одной территории. В таких условиях значительной оказывается помощь арт-терапевтов, деятельность которых выходит за рамки традиционной психологии и психотерапии, все шире применяется в учреждениях культуры и образования.


Зарубежный опыт использования приемов арт-терапии в системе образования


В разных странах имеются различные модели и школы арт-терапии, рассмотрим различные примеры и подходы.

Согласно одной из трактовок международной классификации, терапия искусством представлена четырьмя направлениями: собственно арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).

Рассмотрим зарубежный опыт на примере классической американской школы.

Э.Крамер считала возможным достижение положительных эффектов прежде всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного творчества, дающего возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их.

А. Хилл связывает исцеляющие возможности изобразительной деятельности прежде всего с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний».

М. Наумбург полагает, что человек в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов. Выражение содержания своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с проблемой.

Таким образом, можно сказать, что одни из ученых делают акцент на том, что художественное творчество помогает психотерапевту установить с клиентом более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие - на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается, прежде всего, благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя, третьи - на том, что оно само по себе способно сублимировать его чувства и давать выход деструктивным тенденциям.

М. Эссекс, К. Фростиг и Д. Хертз отмечают, что экспрессивная психотерапия искусством является наиболее подходящим для работы с несовершеннолетними методом, и что долгосрочные формы психокоррекционной работы с ними могут быть успешно реализованы именно на базе школ. Основной целью внедрения арт-терапии в школы эти авторы видят адаптацию детей (в том числе тех из них, кто страдает эмоциональными и поведенческими расстройствами) к условиям образовательного учреждения и повышение их академической успеваемости. Указывая на различия между приоритетными задачами деятельности учителей и школьных арт-терапевтов, эти авторы также считают, что педагоги и арт-терапевты имеют ряд общих долгосрочных задач, таких, в частности, как развитие у учащихся навыков решения проблем и их способности справляться со стрессом, повышение их межличностной компетентности и совершенствование коммуникативных навыков, а также раскрытие творческого потенциала молодежи и формирование у учащихся здоровых потребностей. Эти авторы связывают внедрение арт-терапии в школы с характерной для американского образования тенденцией рассматривать школьную среду как формирующую здоровую и социально продуктивную личность.

Д. Буш и С. Хайт так же указывают на преимущества использования арт-терапии в школах и одно из них состоит в кооперации разных школьных работников, включая педагогов, психологов и арт-терапевтов, а также возможности более тесного контакта арт-терапевта с родителями в интересах сохранения и укрепления здоровья детей.

В ряде американских арт-терапевтических публикаций последнего времени активно обсуждаются вопросы работы с детьми и подростками с депрессивным расстройством и чертами повышенной агрессивности из числа посещающих общеобразовательные и специальные школы. Комментируя проблему агрессивного и суицидального поведения несовершеннолетних в школах США и задачи деятельности работающих в школах клинических арт-терапевтов, Л. Пфейффер отмечает, что «предупреждение насилия становится в школах проблемой номер один». По всей стране в школы внедряются специальные программы, но они нацелены на тех учащихся, которые обнаруживают явные признаки агрессивного поведения.

Имеется значительное количество американских публикаций, отражающих диагностические и развивающие аспекты применения методов арт-терапии в образовании. При этом нередко используются оригинальные графические методы, разработанные арт-терапевтами. Наиболее показательными в этом отношении являются работы арт-терапевата Р. Сильвер, которая исследовала диагностические и развивающие возможности арт-терапевтических методов в образовательных учреждениях, начиная с 1970-х годов. Ею разработаны три графических теста, тесно связанные с процессом арт-терапевтического консультирования в школах, наиболее известным из которых является «рисуночный тест Сильвер» для оценки когнитивной и эмоциональной сфер. Сокращенно РТС, данный тест первоначально разрабатывался и использовался Р. Сильвер в качестве инструмента определения и развития познавательных и творческих способностей детей и подростков с нарушениями в развитии, в частности, учащихся с речевыми нарушениями и глухонемых, а также детей и подростков с задержкой психического развития. Применяя РТС, автор обнаружила, что многие такие дети и подростки обладают значительными познавательными и творческими способностями. Представление о том, что познавательные способности у детей и подростков, в особенности тех из них, у кого имеются нарушения речи, могут в значительной степени быть связанными с образным мышлением, побудили Р. Сильвер к разработке и внедрению в образовательные учреждения ряда развивающих программ, основанных на использовании системы упражнений изобразительного характера.

В целом, американская школа арт-терапии нацелена на налаживание эффективного диалога и сотрудничества арт-терапевтов со школьными работниками и обмена с ними информацией, соблюдение правила конфиденциальности в отношениях арт-терапевта с клиентами, необходимость фокусировки на внутреннем мире клиентов и нейтрализации внешних отвлекающих факторов, включение арт-терапевтических занятий в школьный график и введение арт-терапевтов в штат работников школ, необходимость в профессиональном общении и супервизиях и другие вопросы.


4. Отечественный опыт внедрения технологий арт-терапии в системе образования


Основоположником российской школы арт-терапи, по праву, можно считать А.И. Копытина - его фундаментальные работы известны и в России, и за рубежом. А.И. Копытин - кандидат медицинских наук, президент Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творческим самовыражением. В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. В некоторых случаях арт-терапия может быть использована в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся. Решение задач развития должно рассматриваться при этом в тесной связи с задачами сохранения и восстановления их здоровья.

Последователи арт-терапевтической школы А.В. Копытина пытаются соединить психотерапевтические и образовательные технологии и предлагают интересные практические разработки.

Так, в частности, заслуживает внимания предлагаемая А. В. Гришиной программа развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Программа успешно внедряется в учреждениях дополнительного образования и автор рекомендует ее к использованию педагогами изобразительного искусства, она насыщена характерными для арт-терапии элементами. Таковыми, в частности, являются:

рефлексивная ориентация занятий, предполагающая стимулирование подростков к анализу продуктов своей творческой деятельности с точки зрения отражения в них их личностных особенностей и переживаний;

высокая степень спонтанности творческих актов со свободным выбором подростками как содержания, так и средств изобразительной деятельности, а также сознательный отказ педагога от оценки художественно-эстетических достоинств продуктов творческой деятельности подростков;

большое внимание педагога к коммуникативным условиям деятельности группы, которые включают высокую степень взаимной толерантности участников занятий, эмоциональную гибкость самого педагога, принятие им особенностей творческой индивидуальности подростков и не навязывание им своего мнения.

Проведение занятий такого рода требует от педагога специальных знаний и навыков, характерных для арт-терапевтической деятельности. Таким образом, эта программа может в большей мере рассматриваться как арт-терапевтическая, но с превалированием в ней задач развития, нежели художественно-образовательная. Соответственно этому, ее реализация в большей мере соответствовала бы профессиональным возможностям тех специалистов, которые получили достаточную специальную арт-терапевтическую подготовку (например, художественных педагогов, закончивших программы постдлипломного образования по арт-терапии), чем педагогов без подобной специальной подготовки.

Интересны так же разработки Л. Д. Лебедевой, посвященные некоторым вопросам использования арт-терапии в образовании. Автор вводит в терминологический аппарат педагогики интересную трактовку понятия «терапия», переводя его не только как «лечение», но и как «уход, забота». На этом основании она считает допустимым применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не имеющими какой-либо специальной подготовки в области психологического консультирования, психотерапии и арт-терапии. Она, в частности, пишет, что «словосочетание «арт-терапия» в научной, педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности». В то же время, она приводит широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в системе образования, включая «дисгармоничную, искаженную самооценку»; «трудности в эмоциональном развитии», импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность; переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, депрессию, неадекватное поведение, конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим.

Применение методов арт-терапии и артпедагогики в специальном образовании рассматривается так же в работе Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссаровой и Т. А. Добровольской. Она представляет собой первую в нашей стране попытку обобщения опыта применения искусства в качестве средства комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на детей с нарушениями в развитии (дети с проблемами слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, нарушениями поведения, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата). При этом авторы рассматривают арт-терапию как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства и позволяющих путем стимулирования художественно-творческих проявлений осуществлять психокоррекцию. Соответственно такому пониманию арт-терапии они включают в нее такие частные ее формы, как изотерапию, библиотерапию, кинезиотерапию, музыкотерапию, психодраму и некоторые другие.


Практические примеры арт-терапевтических технологий


Арттерапия - традиционная трактовка: наиболее разработанный, чаще всего используемый и наиболее простой в техническом исполнении вид терапии искусством. Это живопись, скульптура, архитектура. В нее традиционно включают все виды рисунка (собственно рисунок, живопись, графика, монотипия и др.), мозаики, туда же можно отнести работу с гримом и бодиарт (как вид живописи «по всему телу» или «по лицу»), инсталляции, все виды лепки, коллажи, художественное фотографирование (фототерапия) и еще огромное количество видов художественного творчества, где что-то делается непосредственно руками.

Музыкотерапия - это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Работая с музыкой надо все время помнить, что мы «беззащитны» перед ней: музыка воздействует на глубокие структуры мозга, минуя контроль сознания. Музыка использовалась, и будет использоваться как своеобразный катализатор, она применима в любых методологических системах. Музыка может сопровождать любой психологический процесс, а может воздействовать сама по себе, как лекарство. Вокалотерапия - частный случай - лечение голосом, использование вибрационных механизмов для сброса напряжения или диагностики.

Библиотерапия (creative writing), основанное на литературе самовыражение через творческое «писание» , сочинение. При этом возможно совершенно свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу), так и заданные темы. В библиотерапии терапевтический эффект основан на законе Геннекена: главный герой любого литературного произведения всегда - автор. Сюда же относится и автобиографический метод, и сочинение драматических произведений, и стихосложение, ведение дневников, написание писем (хотя эпистолярный жанр в наше время явно вырождается) и многое другое.

Драматерапия - одно из направлений, наиболее разработанных в настоящее время. Одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии - постоянное (хроническое) невостребование в современном мире игрового потенциала человека, «недоигранность» детей и взрослых, потеря мощной народной игровой культуры как таковой. Метод необходимо включает и музыку, и танец, и грим, и рисование, и сочинительство, и многое другое. Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных для пациента ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей» . В психодраме буквально организуются импровизированные спектакли, в игротерапии эти же задачи решаются в процессе обычной детской игры.

Куклотерапия (маскотерапия работа с куклами и марионетками) - может использоваться в разных направлениях арт-педагогики: психодраме, игротерапии, сказкотерапии и пр. Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр. Взрослым этот вариант тоже предлагается, но реже. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли, естественно, распределяются с чувством, толком и расстановкой. Прикладной вариант куклотерапии - изготовление кукол (из ниток, лоскутков и пр.) - несет большой высвобождающий скрытую энергию заряд.

Паркотерапия - использование исцеляющего и рекреационного воздействия на организм человека таких природно-досуговых многофункциональных комплексов, как сады и парки культуры. Сочетание эстетических (ландшафтный дизайн, природная среда, близкая к естественной) и культурно-досуговых форм воздействия (программы на открытых эстрадах, спортивные мероприятия и пр.) приобщают посетителей парков к здоровому образу жизни, что особенно актуально в условиях современных мегаполисов.

Сказкотерапия - использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Архетип сказки сам по себе является исцеляющим, что люди знали всегда. В сказкотерапии пациента «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом, сказка служит средством встречи с самим собой. Дети приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. В сказках не только отражены древние инициатические ритуалы, а еще и описываются положительные опыты проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Сказка учит ребенка продуктивно преодолевать страх.

Игротерапия - использование естественного для ребенка занятия - игры - как способ моделирования отношений с окружающим миром и развитием личности. Игра позволяет сбросить напряжение, избавится от депрессии, побуждает активизироваться физически и познавательно в спонтанном выражении, погружает ребенка в атмосферу эмоционального комфорта.


Применение технологий арт-терапии в коррекционной педагогике


Особенно ценно положительное влияние арт-терапии на детей с проблемами в развитии. Еще Л.С. Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии не только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих те или иные проблемы в развитии.

Так, занятия изобразительной деятельностью способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие. Раскрывая психологический механизм катарсиса в своей работе «Психология искусства», Л.С.Выготский отмечал: «Искусство всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство».

Катарсис неразрывно связан с художественным восприятием, которое представляет собой сложнейшую работу чувств, мыслей, воображения, воспринимающего произведение искусства. Поэтому дети, особенно с проблемами в развитии, не всегда готовы к этой работе. Необходимо обучить детей приемам восприятия художественного произведения, т.к. восприятие детей с отклонениями в развитии имеет свои особенности, обусловленные природой и характером нарушения. Общение с произведением искусства помогает ребенку на время уйти от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночеств, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутри семейных отношений.

Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Интерес к продуктам творческой деятельности ребенка со стороны сверстников и взрослых повышает его самооценку. А это является решением важнейшей задачи: адаптации ребенка посредствам искусств и художественной деятельности в макросоциальной среде.

Последние годы отмечены возросшим интересом специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения, поэтому современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка. Искусство положительно влияет на ЦНС, что подтверждает в своих работах известные психиатры А.Л.Гросман и В.Райков. Так, например, нормализация работы сердечно-сосудистой системы происходит под звуки музыки, исполненной на кларнете и скрипке.

В последнее время выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства: психофизиологическое - коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое - воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое - катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции; социально-педагогическое - развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве. Практическая реализация данных направлений осуществляется в рамках психокоррекционных или коррекционно-развивающих методик.

Отмечая необходимость формирования культуры у детей, имеющих различные проблемы в развитии, Л.С.Выготский указывал в частности на необходимость создания специальных способов, средств и условий, обеспечивающих развитие детей с разными отклонениями. Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Э.И.Ильенков, М.С.Коган, Б.М.Неменский и другие ученые так же отводят искусству огромную роль в формировании личности ребенка. Они в своих работах отмечали, что приобщение ребенка к искусству, «погружение» его в мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал. Таким образом, нельзя решать актуальные проблемы современности вне искусства - мощнейшего средства воспитания и образования. В этой связи назрела насущная потребность в дальнейшем развитии такой дисциплины, как арт-педагогика, ее отделение от чисто психотерапевтического сегмента, а так же включение спецкурсов по арт-педагогике и арт-терапии в систему подготовки специалистов образовательной и культурно-досуговой сфер.


Заключение


Итак, исследования в области применений технологий арт-терапии в арт-педагогике показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор учеников, реализует познавательные интересы детей. Арт-педагогика позволяет проблемным детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде, а с другой стороны является средством реализации социально-педагогических технологий.

В этой связи детальное изучение и развитие арт-педагогики и арт-терапии может стать позитивным шагом к дальнейшему совершенствованию альтернативных школ отечественного образования. Конечно, сказывается недостаток в образовательных программах по данным дисциплинам, проблема требует детальной проработки, определения границ наук, соблюдение профессиональной этики. Тема, несомненно, имеет практическую значимость для специалистов культуры и образования.


Список используемой литературы

  1. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003.
  2. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.
  3. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., Ось-89, 2003
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. -М., Искусство, 1986
  5. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.
  6. Демченко О.А. Социально-культурные технологии рекреации городского населения в парках культуры и отдыха. Автореферат на соискание К.П.Н., МГУКИ, 2007 г.
  7. Заморев С.И. Игровая терапия. СПб, Речь, 2002

8Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю»//Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 7, №3

9.Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000.

10.Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.

Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.

Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия.СПб, Речь, 2002

Сазонова Т.В. Искусство - средство творческого развития и коррекции личности. Тамбов. Тамбовский ИПКРО, сб. 2006

Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. М.,МГУКИ, 2005

Простiр арт-терапii. Сб. Киiв, 2007

American Art Therapy Association Newsletter, Mundelein, Il1: American Art Therapy Association. 1998. 31, P.4.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


В классическом понимании арт-терапия подразумевает только такие традиционные виды творчества, как: рисование, живопись, графика, лепка и фотография. Но современная жизнь вносит свои коррективы, дополняя классические виды арт-терапии такими методиками как песочная и сказкотерапия, драмотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, игротерапия и т.д.


Арт-синтезтерапия Успешно применяется и совокупность различных методик. Подобный комплексный подход получил название арт-синтез терапии и объединил разнообразные методики в единое целое, ведь многие виды искусства легко сочетаются. Например, театр и драматургия, риторика и стихосложение, игротерапия и оригами.


Главная цель этой методики – убедить ребенка с ограниченными возможностями в том, что он не хуже других и способен создать свой продукт деятельности, что-то интересное художественно-прикладное. Это способствует укреплению уверенности в себе, позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество является одной из трансформирующих сил для преодоления страха и тревоги.




Основными видами арт-терапии являются: Музыкотерапия психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Куклотерапия это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. Сказкотерапия течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки). Фольклор художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество.




Положительный эффект арт-терапии Спектр решаемых проблем огромен. Различные техники арт-терапии используются для преодоления: психологических травм кризисных состояний (возрастных и экзистенциальных) потерь конфликтов лечения психосоматических и невротических расстройств. Однако, помимо решения перечисленных проблем, арт- терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии, найти смысл жизни, раскрыть внутренние силы личности.




Елена Хавшабо
Проект «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

ПРОЕКТ

на тему :

"Арт-терапия , как метод ".

Выполнили участники творческой группы

ОО :

Хавшабо Е. И.

Демченко О. Б.

Карастоянова И. О.

Майкоп 2016 год.

Образовательная область : художественно – эстетическое развитие

Вид проекта : творческо-познавательный , здоровьесберегающий

Место реализации проекта : МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29»

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский.

Проблема : увеличение количества детей с проблемами нервно-психического характера .

Актуальность : Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит

важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка

мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Её успешная реализация предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий , начиная уже при организации дошкольного образования. Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? На наш взгляд, к категории эффективных методик допустимо отнести арт-терапию .

Термин «Арт-терапия » (art – искусство , arttherapy – терапия искусством )означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния ». [Интернет –энциклопедия «Википедия» , wikipedia.dn.ua]

Сегодняшние дети- это наше будущее, это будущее нашей страны.

Арт - терапия в дошкольном возрасте.

Одним из средств ознакомления ребенка с музыкой и искусством в целом является артпедагогика – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики ) определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно -направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно- творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).

В последнее время это малоизвестное в нашей стране направление привлекает к себе все большее внимание. Причины этого кроются в “мягкости” и привлекательности самого процесса врачевания, в использовании зрительного и пластического выражения своих переживаний и конфликтов.

Арт-терапия для детей действенна там, где другие методы психотерапии трудно применимы из-за младшего возраста и связанного с этим ограничения в вербальном общении, метод просто незаменим .

Арт-терапия нравится детям , поэтому эти занятия лишены элемента принуждения, а воспринимаются скорее как интересное времяпрепровождение. Психотерапия без принуждения гораздо эффективнее.

Назначение арт-терапии : оздоровление психики человека через творчество .

Средства реабилитации : сказкотерапия, куклотерапия, маскотерапия, игротерапия,

изотерапия (рисование, лепка из глины, пластилина, теста, цветотерапия, музыкотерапия,

танцевальная терапия, вокалотерапия, фольклоротерапия, релаксация терапия.

Цель проекта :

Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий арт-терапии ;

Задачи проекта :

для детей :

Учить детей использовать социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств через лепку, рисование, музыку;

Развивать у ребенка потребность в саморазвитии;

Повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психических проблем (страхи, тревожность, агрессивность, гиперреактивность) ;

Формировать представление детей о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению;

для родителей :

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применении арт-терапии в повседневной жизни ребенка;

Способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни путём просветительской работы и привлечения к участию в мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;

Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

для педагогов :

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;

Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их в уверенность в собственных педагогических возможностях.

Участники проекта :

Педагоги (воспитатели, музыкальные руководители) .

Дети средних групп (4-5 лет) .

Родители воспитанников группы.

Продолжительность проекта : кратковременный (2 недели) .

Основные формы реализации проекта :

С детьми С родителями С педагогами

НОД : «В гостях у песочной Феи» «Изготовление кукольного театра» ,

«У бабушки в деревне» ;

Беседы о здоровье;

Игры и упражнения : «Песенка –масаж» ;

«Пантомина» , «Релаксация под музыку» , «Виды муз. -ритм. движений» , «Детского фольклор :

заклички, пестушки, прибаутки», «Танцевальные игры» , «Фольклорные подвижные игры» ;

Картотеки с детьми раннего возраста :«Агушечки, ладушки, потешки,

прибаутки,

колыбельные»

Чтение художественной литературы К. Чуковского «Федорино горе» , «Мойдодыр» ;

Дни здоровья «Арт-терапии в развитии детей » ; развлечения;

Кружки худ-эстет развития : «Семицветик» ,«Вокальный» ,«Театральный» .

Папки-передвижки : «Музыка лечит» ;

Тренинг «Место арт-терапии в практике родителей» ;

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровый ребенок» ;

Анкетирование "О здоровом образе жизни";

Буклеты : «От чего зависит здоровье детей» , «Тестопластика как метод арт-терапии в работе педагога ДОУ : Создание сказочной страны»; Муз. зан. с элементами арт-терапии «Весенняя мозайка»

Консультации : «Использование игровых приемов в процессе ритмических движений» ,

«Музыка в детстве закладывает жизненые навыки» ,

«Арт-терапия для дошкольников » , «Арт-терапия лепка из пластилина » , , «Танец в наши дни» , «Нужен ли танец малышу» , «Танцевальные игры» .

Участие в праздника «Масленица» ;

Оформление наглядно

демонстрационного стенда (газеты) «Арт-терапия в оздоровлении дошкольников » ;

Индивидуальные

консультационные. Консультации арт-терапи »;

«Арт-терапия как метод работы педагога с дошкольниками.»

(выступление из опыта работы вос-ля Хавшабо Е. И

*Открытые просмотры Мастер-классы : "Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми : Создание сказочной страны. "; «Звуки музыку рождают.» ;Муз. зан. с элементами арт-терапии «Весенняя мозайка» ;

«Техника арт-терапии с детьми 5 лет »

Семинар-практикум презентация

Этапы реализации :

осуществление проекта рассчитано на 2 недели и включает в себя 4 этапа :

Теоретический этап.

1. анкетирование- привлечение родителей к участию в проекте ;

2. диагностика детей на начало проекта ;

3. мониторинг для педагогов и родителей;.

4. изучение условий реализации проекта ;

5. выявление проблемы, формировка цели, задач;

6. ознакомиться с методами и приемами арт-терапии ;

7. планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня , содержания

предметно-развивающей среды;

8. пересмотреть структуру НОД с целью введения в ход НОД арт-терапевтических

упражнений и заданий;

9. определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры,

атрибуты и т. д.)

Методический этап .

1. разработка проекта ;

3. составление картотек,папок передвижек и заданий;

4. разработка НОД;

5. составить консультации для родителей и педагогов;

6. подготовить обмен опытом на педсовете на тему «Арт-терапия , как метод

оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества »;

7. выпуск тематических газет о методах арт-терапии ;

8. изготовление физкультурного оборудования из бросового материала;

9. разучивание массажей.

Практический этап.

1. непосредственная реализация проекта : организация деятельности с детьми;

2. совместных мероприятий с родителями и педагогами;

2. применение технологии арт-терапии в НОД детей ;

3. мультимедийная презентация инновационного опыта на педагогическом совете МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида № 29» на тему : "Арт-терапия , как метод

оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества ".

4. мастер – класс : «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и

взрослыми : Создание Сказочной страны»;

Аналитическийй (итоговый) этап.

1. анкета для родителей;

2. диагностика детей на конец проекта ;

3. мониторинг для педагогов и родителей;

4. подведение итогов реализации проекта ;

2. анализ результатов деятельности по применению арт-терапии , выводы;

4. планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании

результатов,проделанной работы;

5. Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей.

Обеспечение :

Муз. диски со звуками природы;

Подбор методической литературы ;

Папки передвижки, стенгазеты,газеты;

учебные пособия : конспекты НОД, картотеки;

Пальчиковый театр, маски, костюмы.

Предполагаемые результаты :

для детей :

У детей сформируются представления о здоровом образе жизни;

Занятия будут разнообразными по форме организации;

Будет осуществляться индивидуальный подход к детям;

В группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;

Музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;

Цветовой потенциал будет использован как фактор здоровье – сбережения;

Сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи театрализованной деятельности, изо деятельности, фольклора, музыки;

Ежегодная позитивная динамика в улучшении здоровья детей.

для родителей :

Родители вовлечены в единое пространство творческой группой ОО «Художественно –эстетического развития» , будут активно принимать участие в педсоветах, оздоровительных и спортивных мероприятиях;

Примут участие в фольклорных, спортивных праздниках

для педагогов :

Повысится компетентность педагогов;

Реализация основной цели проекта . Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье» . Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.

Продукт проектной деятельности :

для детей :

Сценарий фольклорного празднике «Масленица» ;

Пальчиковый театр «Три поросенка» , театр масок «Заюшкина избушка» ;

Муз. игрушки шумелки, вертушки, диски;

«Сказочный домик» , деревья «Счастья» ;

костюмы : божьи коровки красные юбки и крылья, маски зверей;

Уголок арт-терапии в группе (изотерапии, сказотерапии, театротерапии, куклотерапии, физтерапии)

для родителей :

Пакет рекомендации применение арт-терапии : Консультация для родителей на тему : , «Сказкотерапия в жизни дошкольников» «Знакомство с техниками изотерапии» , «Арт-терапия для детей : лепка из теста» .

Папка передвижка «Музыка лечит» ;

Стенгазета «Арт-терапия в оздоровлении детей » ; газета для родителей 2 средней группы

Участие в фольклорном празднике «Масленица» вместе с детьми;

Фотоотчёт о проведенных мероприятиях «Масленица» ,» конкурс Спортивного уголка;

Изготовление шумовых инструментов совместно с родителями, дерево «Счастья» .

для педагогов :

Презентация проекта «Арт-терапия , как »;

мастер-классы : "Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми : Создание сказочной страны», «Техника арт-терапии с детьми средней группы» , «Нетрадиционные виды рисования» , «Консультация для педагогов посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС»

пакет рекомендаций : «Фольклор как одно из средств –здоровьесберегающих технологий, одна из форм арт- терапии .»,:«Арт-терапия как метод работы педагога с дошкольниками». Методическая разработка НОД по сказкотерапии с детьми 4-5 лет, «Фольклор как одно из средств –здоровьесберегающих технологий, одна из форм арт- терапии .», Конспект музыкальной нод с элементами вокалотерапии и музыкотерапии «Весенняя мозаика» , «Заюшкина избушка» , Консультация для воспитателей «Тестопластика как метод арт-терапии в работе воспитателя ДОУ»;

учебные пособия : «Картотека нетрадиционных техник рисования» , Картотека «Русские народные игры для первой младшей группы» , Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологийи двигательно – игрового фольклора, Конспект НОД с применением методов арт-терапии «Приключение Колобка» , Конспект музыкальной нод с использованием песочной терапии и музыкотерапии «В гостях у Песочной феи» , Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе «Весна» с использованием нетрадиционных техник.

Размещение объекта инновации.

Процесс познания ребенком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А проводник на этой дороге чуткий и понимающий взрослый. Таким образом, арт-терапия в дошкольных образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции и развития посредством художественного творчества , а это процесс от которого он получается удовольствие, а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.

Данная проектная деятельность повлияет на весь воспитательно-образовательный процесс и станет компонентом, как НОД, так и мероприятий, направленных на оздоровление воспитанников .

Практическая значимость проекта : Практический материал может быть полезным педагогам ДОУ при планировании и осуществлении образовательной деятельности направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Используемая литература :

Копытин А. И. Основы арттерапии. СПб, 1999

Хрестоматия. Арттерапия. СПб., 2001.

Колошина Т. Ю. "Арт-терапия " Методические рекомендации

Киселева М. В Арт-терапия в работе с детьми . Руководство для детских психологов ,

педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми

Щербакова Ирина Юрьевна, учитель – логопед. «Сказкотерапия в коррекционной деятельности с детьми дошкольниками».

Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные , развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей . - Спб.: Изд-во : Детство-Пресс, 2004.-64 с. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Метод . рекоменд. / Е. А. Антипина. – М., 2009.

Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В. И. Волынкин. – Ростов н/д : Радуга, 2007.

Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет / Н. Ф. Губанова. – М.: Детство, 2007.

Доронова, Т. Н. Играем в театр : Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр : Программа «Театр-творчество-дети » . – М.: Пресса, 2009. Балашова С. С., Шенталинская Т. С. Музыкальный фольклор и школа. /составитель Челышева Т. В. / М.: Просвещение, 1993.

Выходцева В. Н., Романова Н. А. Арт-терапия – исцеляющее творчество . //ресурсы сети Интернет

Кабилова С. Ф. О роли учителя музыки в становлении творческой личности . //Музыка в школе. 2005, №3.

Лобанова Е. А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий. //Музыка в школе. 2005, №3.

Назарова Л. Д. Фольклорная арт-терапия . – С-Пб : Речь, 2002.

Назарова Л. Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. – М. Сфера, 2008.

Информация из интернета.

Приложение :

1. анкеты;

2. конспекты НОД;

3. папка передвижка;

4. консультации с родителями,;

5. консультации с воспитателями;

6. мастер-класс;

7. буклеты, картотеки;

8. газета, стенгазета;

9. фотоотчеты праздника «Масленица» , конкурса спортивного уголка, пальчиковый театр.

Рассказать друзьям