Барановский архитектурная энциклопедия 19 века. Гавриил Барановский: судьба наследия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Всякая художественная лепта, вложенная в общую сокровищницу,

должна быть добросовестно причислена к итогу,

которым измеряются приобретения человеческого духа.

Гавриил Васильевич Барановский, как и многие интеллигенты его поколения, был сформирован мировоззрением романтизма, развив его в своем творчестве до нового рубежа - русского модерна. В год его рождения - 1860 - скончался Артур Шопенгауэр, убеждавший современников, что мир смутен, человек окутан слепящими инстинктами, и лишь творческий гений в этом хаосе является путеводной звездой.

Что может быть дальше от мальчика, родившегося в провинциальной Одессе в семье мелкого чиновника? Такое начало жизни, казалось бы, не освещено ни светом героической романтики, ни печатью исключительности... Но тем интересней понимать, как своей судьбой Гавриил Барановский воплощал тип человека , сопрягая глубоко романтическое мироощущение человека искусства с практичностью и рациональностью мастера и ученого.

В 1880 году Гавриил Барановский поступает вольнослушателем в Академию художеств на архитектурное отделение. Жизнь в столице в то время была неспокойной, социальные проблемы бурно обсуждались, и студенты горячо участвовали в этом. Барановский публично высказал сожаление о казни двух молодых народовольцев, Александра Квятковского и Андрея Преснякова, совершивших неудачное покушение на Александра II. Этого хватило, чтобы он был отчислен с учебы - по политическим мотивам.

Зато через год он поступил на второй курс будущего Института гражданских инженеров, в котором проявил себя очень хорошо. Окончил институт Гавриил Барановский в 1885 году, удостоившись отличных отзывов и серебряной медали за лучший архитектурный проект. Его руководителем и учителем стал Павел Юльевич Сюзор, прославившийся впоследствии одним из ярких и противоречивых образцов модерна - домом Зингера на Невском проспекте, который будет возведен через 15 лет после этого момента.

Первые самостоятельные работы молодого архитектора были малыми: отделка домовой церкви, возведение семейной усыпальницы. А вот первыми заметными работами стали доходные дома на набережной Фонтанки. Хотя зрелые работы Гавриила Барановского относят к модерну, первые его шаги как архитектора были не так определены стилистически. Доходный дом на набережной Фонтанки, 64 отдает дань классическим канонам в итальянском варианте. При этом архитектор использует в качестве декора облицовочный кирпич, керамику, создает выдающийся вынесенный вперед карниз. Отметим, что этот дом одним из первых в Петербурге имел центральное отопление. Трудно определить и стиль соседского дома на Ломоносова 14, возведенного в 1890ые. Довольно ярким стало здание - также доходный дом - на Чернышевом переулке, 14. Два дома выглядят как единый комплекс, хотя это две разные постройки, решенные схожим образом. Здесь используется такой же принцип фасадного декора, хотя еще более пестрый и дробный. Фактически, Барановский застроил целый небольшой квартал, а по завершении доходных домов стал их управляющим. Это позволило ему вскоре стать и владельцем собственного подобного заведения: доходный дом Барановского сохранился на улице Достоевского.

Как понятно, плеяда доходных домов уже была началом сотрудничества с легендарными братьями Елисеевыми. Но до этих зданий почти 10 лет, которые Гавриил Барановский работал над разнообразными проектами семьи Елисеевых. Кроме доходных домов он проектировал для них особняки, магазины и даже богадельню. Существует легенда, что такое тесное сотрудничество объяснялось родством - якобы архитектор женился на женщине из этого семейства. Однако сохранившиеся документы не подтверждают этого: в 1889 году Гавриил Васильевич венчался с Е.Б.Кобелевой, и прожил с ней до конца. Правда здесь в том, что брат его супруги действительно работал с архитектором - был его помощником. А заказы от Елисеевых объясняются удачным сотрудничеством и удовлетворявшими их результатами. Во всей этой работе Барановский показал себя зодчим, последовательно переосмысляющим принципы классицизма в духе модерна. Он использовал новые приемы объемной компоновки, а в здании собственного доходного дома, возведенного в те же годы, новаторски обошелся совсем без украшений, опоясав дом ленточными балконами.

Торговые дома братьев Елисеевых, возведенные в Петербурге и Москве Гавриилом Барановским, стали настоящей творческой удачей этого союза, прославив архитектора и сделав прекрасную рекламу промышленникам. На пересечении Малой Садовой улицы и Невского проспекта стоит здание в стиле раннего модерна, привлекающее внимание огромным витражом со стороны проспекта и утонченным внешним декором. Вход в магазин украшен скульптурами эстонского мастера А.Адамсона с характерным символическим значением: “Промышленность”, “Наука”, “Торговля” и “Искусство”. Внутри здания было три торговых зала, лучшие в Европе погреба для хранения, а на втором этаже - служебные помещения (такие как банк, контора) и даже концертный зал, сдававшийся театральным труппам. Богатство, пышность, даже некоторая вычурность зданий вызывали неоднозначную реакцию современников, и некоторые даже прозвали стиль новых петербургских зданий (как Елисеевский или дом Зингера) - “купеческим”. Но петербуржцы со временем приняли это здание и имена его создателей не затерлись в народной памяти и во времена советских переименований.

Второе воплощение этого образа - это московский Елисеевский магазин («Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин»), также сооруженный Барановским в стиле модерн за пару лет до этого. Фактически, концепция шикарного, цепляющего внимание покупателей яркой роскошью магазина вначале была “обкатана” в Москве. Елисеевские магазины вошли в плеяду произведений раннего русского модерна наряду с работами Шехтеля, Клейна, Фомина. Так что же такое ранний русский модерн в архитектуре, переосмысливший на пороге 20 века плоды романтизма века минувшего? Это попытка воплотить - целостно и предметно. Отказ от диктата формальных идеалов (как в классицизме) в пользу новых удобных решений, внешне имитирующих природные формы; сглаженность углов, новаторские матриалы (камень, железо), и тесная связь здания и его элементов характерны для этого стиля. Интерьер здания модерна не менее важен, чем его общая архитектура, большое внимание уделяется всем формам внешнего , отделке лестниц, . Здесь правит бал идея синтеза всех искусств для выражения единой идеи. Так, заходя в отреставрированный магазин на Тверской, посетитель оказывается почти оглушен изобретательным и ярким декором с большим количеством акцентов - ослепительными люстрами, плиткой, украшением стен. Для романтизма (и модерна в архитектуре) очень важно внимание к национальным корням и их переосмысление - недаром и модерн искусствоведы часто классифицируют по странам. “Наше прекрасное - в самобытном и рациональном”, - сформулировал это сам Г. Барановский. Что-то народное, развесистое есть в интерьере магазинов - будто попадаешь в сказочно-изобильный русский терем (это ощущение создает выбранный дизайн колонн, декор на растительные темы и цветовые решения).

Буддийский храм

В творчестве Г. Барановского “национальную” тему, пусть и в свойственном романтизму колониальном духе, проследить можно. Так, он явился автором здания Русского географического общества (которому, в частности, покровительствовали Елисеевы), возведенного в 1907-1909 годах и сохранившегося по адресу: переулок Гривцова, 10. Это здание отличает использование больших витражей и строгих форм. Примечательно, что металлические стеллажи библиотеки в нем укреплены прямо на фундаменте постройки. Другой знаменитый, и уже по-настоящему экзотический проект Барановского - это Буддийский храм (дацан), возведенный в Петербурге по канонам тибетской архитектуры. Для его создания был создан научный совет, включивший востоковедов-этнографов. Среди них был Николай Рерих - он же изготовил 8 больших витражей с изображениями благих буддийских символов. Это здание, построенное и разработанное под руководством Барановского целым коллективом авторов, соединяет черты с и явилось одним из самых дорогих буддийских сооружений в Российской империи на тот момент.

Г. Барановский известен не только как представитель русского модерна, но и как систематизатор и общественный деятель. Мы уже упоминали о его преподавании в Институте гражданских инженеров: он также составил свод работ выпускников под названием “Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища)”, в 1894-1905 году издавал журнал “Строитель” и способствовал развитию архитектурного сообщества.

Дом на Ломоносова, 14

Но самую большую известность принесла ему многотомная “Архитектурная энциклопедия второй половины 19 века”, начатая с конца 1890ых годов. До сих пор эта энциклопедия, а особенно седьмой том "Детали" - кладезь идей фасадного декора.

С 1902 по 1908 год вышло семь томов этого труда (востребованный зодчий мог позволить себе работать не “в стол”). Первый посвящен “архитектуре исповеданий”, затем - каталоги общественных зданий (просветительских, управленческих, профессиональных), пространств “зрелищ”, выставок и театров. Четвертый том посвящен “жилищам и службам”, пятый же описывает архитектурные решения улиц, площадей, парков. Два последних тома посвящены фрагментам зданий и деталям. По этой четкой композиции (последовательности) энциклопедии видно, что к ее созданию Барановский подошел как зодчий: положив в основу главные темы - культовые и просветительские сооружения как важнейшие проявления человеческого Духа, он постепенно завершает этот труд “до отделки”, описания самых частных деталей, в которых проявляется архитектурное искусство. При этом очень интересна прямая речь автора, который в предисловии к труду как настоящий модернист указывает, что только в 19 веке архитектуре стало присуще “стремление освободиться от вековых традиций подражательности и условности и стать непосредственным выражением идей и требований своего времени”. Именно это делает проект энциклопедии при всей смиренности выбранного минимально субъективного жанра, тем не менее, очень смелым: описать эволюцию искусства и человеческого духа на языке архитектуры.

Немногим менее 35 лет назад ушел из жизни один из самых знаменитых российских реставраторов памятников, архитектор Барановский. Одно время он жил в крохотной квартирке, находившейся в Новодевичьем монастыре, в больничных палатах. И это более чем скромное жилище в продолжение нескольких десятилетий являлось штаб-квартирой, где организовывалось спасение русской культуры. Подробнее об архитекторе Барановском, фото которого представлено в статье, сегодня и будет рассказано.

Удивительный человек

Архитектор Барановский Петр Дмитриевич является весьма неординарной фигурой в российской истории и культуре. Ведь именно благодаря ему удалось в первозданном виде восстановить находящийся в Москве,

Он стоял у истоков создания музея-заповедника «Коломенское», явился спасителем Спасо-Андроникова монастыря от уничтожения. Архитекторы называют его Аввакумом 20-го века, а также ангелом-хранителем, который сберег церковное зодчество. Существует версия, что он предотвратил уничтожение храма Василия Блаженного, что было идеей одного из партийных боссов, Лазаря Кагановича.

Биография архитектора Барановского

Она была поистине необыкновенной и драматичной. Приведем некоторые факты.

  • Архитектор, реставратор, входивший в число создателей новых способов реставрации и консервации объектов, родился в 1892 году в в крестьянской семье. Умер в Москве в 1984 году.
  • 1912 - окончил строительно-техническое училище в г. Москве.
  • 1914 - служил на Западном фронте в качестве начальника строительного участка.
  • 1918 - получил золотую медаль Московского археологического института (отделение истории искусств).
  • 1919-22 - был преподавателем истории русской архитектуры в отделении Московского археологического института в г. Ярославле.
  • 1922-23 - преподавал тот же предмет в МГУ.
  • 1823-33 - директор музея в Коломенском.
  • 1933-36 - репрессирован и отбывал наказание в ссылке в Кемеровской области, в г. Мариинске. После освобождения являлся сотрудником музея в г. Александрове.
  • С 1938-го - член различных государственных структур по охране памятников, один из основателей общества охраны памятников истории и культуры.
  • 1946, 1947, 1960 - создатель музеев в Чернигове, Юрьеве-Польском, в Андрониковом монастыре в Москве, соответственно.

В голодные годы

Все, кто общался с ним в то время, были поражены его работоспособностью, бесстрашием перед начальниками, в том числе и высокопоставленными чиновниками. А также их удивляла его беззаветная любовь к шедеврам архитектуры.

Трудился Барановский почти круглые сутки, умудряясь в голодные двадцатые не только читать студентам лекции, но и собирать материалы для словаря зодчих, посещать десятки городов, в которых по его проектам велись реставрационные работы.

При этом он вел борьбу за каждый из старинных домов в Москве, если власть имущие задумывали их ликвидацию. Впоследствии реставратор-архитектор Инесса Казакевич отмечала, что на таких улицах, как Волхонка и Пречистенка, все дома, которые были ценными в историческом и архитектурном отношении, устояли только благодаря влиянию Барановского.

Музей в Коломенском

С целью спасения культурных ценностей, подвергавшихся уничтожению, архитектор Барановский в 1923 году организовал Музей русской архитектуры, который находился в Подмосковье, в усадьбе «Коломенское». К тому моменту постройки, находящиеся в усадьбе, были в плачевном состоянии. Парк вырубили на дрова, а землю занял колхоз под названием «Огородный гигант».

Сначала в музее было всего двое сотрудников - сторож и завхоз. Реставратору пришлось в одиночку свозить туда множество экспонатов, разбросанных по всей территории страны. Это были старинные иконы, церковная утварь, предметы быта ушедших веков. Среди объектов, которые он в разобранном виде умудрился доставить в столицу, были:

  • башни, снятые с Николо-Корельского монастыря;
  • угловая башня Братского острога;
  • домик Петра I, находившийся в Новодвинской крепости.

В это же время под руководством Барановского производились работы по восстановлению самой усадьбы.

Главный принцип

У великого мастера он был простым по замыслу, как все гениальное, но трудным по воплощению. Он считал, что воссоздавать здания нужно не просто в духе эпохи, а стараться придавать им первозданный облик.

При этом он без сожаления уничтожал все имевшиеся позднейшие наслоения и постройки. Хотя многими этот принцип принимался в штыки, архитектор Петр Барановский стоял на своем, ведь в те годы этот способ был единственным, с помощью которого можно было сберечь памятники от немедленного сноса.

В 1925 году Барановским был открыт новый метод, по которому восстанавливались памятники. Он заключался в наращивании «хвостовых частей кирпича», которые еще сохранились. На сегодняшний день данный подход представляет собой краеугольный камень в любой реставрации, осуществляемой профессионально.

Несмотря на падения

В том же году мастер начинает реставрацию находящегося в Москве на Красной площади Казанского Собора. Как вспоминают очевидцы, он участвовал в восстановительных работах самым непосредственным образом.

Так, например, архитектор Барановский один конец веревки привязывал к кресту, возвышавшемуся над собором, а другой обвязывал вокруг пояса. Подстраховавшись таким образом, он занимался освобождением древних красот от деталей ненужных многочисленных переделок.

При этом архитектор несколько раз срывался и тем самым сильно вредил своему здоровью. Но это никогда не останавливало его. Существуют сведения о том, что даже будучи в преклонном возрасте, он забирался на строительные леса Крутицкого подворья с целью обсуждения важных нюансов непосредственно на рабочем месте.

Покушение, которого не было

Предвоенное время в жизни Барановского стало для него черной полосой. В 1933 году его арестовали, обвинив в том, что он якобы утаил ряд церковных ценностей из экспонатов в Коломенском. При этом следователь присовокупил к делу также и антисталинскую деятельность. Как позже писал сам Барановский, следователь Альтман приписывал ему участие в покушении на жизнь товарища Сталина.

А также ему вменялось активное участие в политических организациях, ставивших своей целью свержение существующей власти. По словам архитектора, даже три года лагерей померкли перед ужасами допросов, чудовищной лжи, моральных пыток, которые он испытал, находясь в тюрьме.

Дух не сломлен

Лагерная жизнь не сломала этого замечательного человека. Из воспоминаний дочери, Ольги Барановской, о тех годах известно следующее. По возвращении из лагеря он стал очень поспешно обмерять, тайным образом фотографировать и делать чертежи Казанского Собора, что на Красной площади.

Дело в том, что по приказу правительства его начали разрушать. Однако архитектор Барановский очень тяжело переживал наблюдаемое им воочию надругательство над уникальным памятником 17-го века, который он сам реставрировал.

Помимо этого, ему приходилось переживать унижение и большие неудобства в связи с тем, что ежедневно приходилось в 17-00 отмечаться по месту жительства в Александрове как неблагонадежной персоне, вернувшейся из ссылки.

При этом нужно отметить, что воссоздать собор в его первоначальном великолепии удалось только потому, что реставратором были созданы точные и полные материалы. Это было сделано только в 1993 году.

Последние годы

Почти до конца жизни Барановский занимался восстановлением церквей, старинных особняков, противостоял сносу памятников. Им был написан первый устав общества охраны памятников. Удивительным является то, что, по свидетельству окружения, мастер, положивший всю свою жизнь на сохранение церковного зодчества, не был верующим человеком.

В личной жизни архитектор Барановский был счастлив со своей женой, Марией Юрьевной, его верной соратницей. Она умерла в 1977 году. К концу жизни Барановский видел очень плохо, но сохранял ясность ума и по мере сил занимался упорядочением своего архива.

Историки архитектуры, специалисты в области охраны памятников, генеалоги, краеведы, журналисты собрались для обсуждения вопросов, связанных с поиском и введением в научный дискурс новых документов, раскрывающих неизвестные ранее факты биографии архитектора, историю некоторых его построек и проблему востребованности наследия Гавриила Барановского.

Дом Русского географического общества в Санкт-Петербурге стал местом проведения научного обсуждения неслучайно, ведь это единственное здание архитектора, никогда не менявшее своего предназначения и сохранившееся в том виде, в котором задумал его Гавриил Барановский в начале XX века.

Во внешнем и внутреннем облике устройства Штаб-квартиры Русского географического общества в Санкт-Петербурге соединились имперская репрезентативность и одновременно демократизм, присущий науке, и романтизм, неотделимый от духа географических путешествий.

(Из выступления А. Ильиной).

Жизнь и судьба

В историю Гавриил Барановский вошел как один из самых прогрессивных русских архитекторов начала XX века, оставивший много удивительных зданий. «Историки архитектуры очень ценят Барановского, но для простой публики это достаточно загадочная фигура», – считает Елена Травина – исследователь биографии зодчего.

Гавриил Васильевич Барановский (1860–1920) – архитектор, историк архитектуры, издатель. В 1885–1917 служил в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел, одновременно в 1897–1905 преподавал в Институте гражданских инженеров, занимался вопросами строительного законодательства.

Его самые известные работы в Петербурге – Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» на Невском проспекте, здание Русского географического общества, Буддийский храм, собственная дача «Вилла Арфа» в Келломяках (ныне Комарово).

Издавал в 1894–1905 годах журнал "Строитель", как автор и редактор создал фундаментальную "Архитектурную энциклопедию второй половины ХIХ века" (т. 1–7, 1902–1908).

Еленой Травиной была проделана большая работа в российских и финских архивах, в ходе которой удалось развеять многие мифы и установить исторические факты, касающиеся жизни и творчества Гавриила Барановского. До недавнего времени считалось, что «придворный архитектор купцов Елисеевых» мог принадлежать к их семье, и, возможно, был женат на одной из дочерей (сестер) главы торгового дома. В действительности единственной женой Г.В. Барановского была Екатерина Васильевна Кобелева – дочь действительного статского советника унтер-шталмейстера Высочайшего Двора. В 1890 году у четы Барановских родился сын Василий (1890–1945), окончивший в 1911 году Императорское училище правоведения, а в 1914 году экстерном Консерваторию по классу фортепиано. После Октябрьской революции вторая профессия очень пригодилась сыну знаменитого архитектора, когда правоведы оказались не нужны, впрочем, как и архитекторы.

В 1917 году семья Барановских оказалась на своей даче в Келломяках, сам Гавриил Васильевич остался без любимой работы и, прожив три трудных и тревожных года, скончался от паралича сердца в июле 1920 года. Похоронен на местном кладбище. Запись о его смерти Елене Травиной удалось обнаружить в приходской книге Духовской церкви в Келломяках в Национальном архиве Финляндии. Таким образом, развеян еще один миф – о причине смерти и месте погребения архитектора, которое, к сожалению, на Комаровском кладбище найти не удалось. Установить мемориальную доску на кладбищенской ограде просто необходимо, – считает Елена Травина, – чтобы увековечить память о выдающемся архитекторе, педагоге, историке архитектуры, столь много сделавшим для России. Пока все попытки осуществить этот замысел упирались о глухую стену, – с горечью констатировала исследователь

Основные сведения об архитекторе исследователи черпали из «Юбилейного сборника сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (строительного училища)», составленным самим Г.В. Барановским в 1893 году. Долгие годы этот сборник был единственным источником информации об архитекторе, содержащим также единственный, дошедший до нас его портрет.

Виктор Крюков (г. Хельсинки) впервые познакомил участников круглого стола с некоторыми документами из семейного архива. Прабабушка Виктора Крюкова была родной сестрой жены Гавриила Барановского и, по мнению экспертов, сохранившиеся в этой семье материалы бесценны. В. Крюков представил фотографию самого архитектора, до этого не известную исследователям, портреты сына Василия Барановского и его жены скрипачки Норы Дюсберг, неизвестные фотографии виллы «Арфа» в период строительства и после его окончания. Докладчик сообщил, что в семье хранится переписка родственников, изучение семейной хроники продолжается и, возможно, специалисты в недалеком будущем получат новые сведения из жизни Гавриила Барановского и его окружения.

Вилла Нордиска – «Арфа» (Harppulinna , финск.) – собственная дача архитектора Гавриила Барановского, построенная в 1913 году в Келломяках на высоком берегу. На участке вокруг дачи был разбит парк с фонтанами и бетонным прудом в форме палитры художника перед южным фасадом дома. В обрыв была встроена двухъярусная смотровая терраса с прекрасным видом на Финский залив.

Вилла разрушена в конце Второй мировой войны и ее облик дошел до нас по немногочисленным фотографиям. Участок сохранился в первоначальном размере, также сохранились пруд, беседка и смотровая терраса.

Старые фотоснимки 30-х годов XX века позволяют архитекторам составить представление об ее облике. Ассиметричные объемы, характерные для модерна, обилие открытых террас, остекление веранды, легкость и изящество конструкции отличали это произведение (см.: Ушакова О.Б. Вилла "Арфа" Г.В. Барановского. Опыт графической реконструкции // Фонтанка: культурно-ист. альманах. 2015. № 18. С. 86-91).

Вилла «Арфа» и вилла «Орро»

Историк архитектуры Светлана Левошко поблагодарила устроителей за организацию круглого стола, посвященного выдающемуся зодчему, герою своего времени, воплощавшему новый тип архитектора рубежа XIX–XX веков, который вел колоссальную работу: занимался проектированием, педагогической, издательской и публицистической деятельностью. «Широта охвата, подходов в своей работе, оставленное им наследие, требовали большего внимания специалистов, но на сегодняшний день нет ни одного фундаментального исследования, посвященное его личности и творчеству», – подчеркнула исследователь.

На примере двух ныне утраченных вилл, возведенных по проекту Г.Барановского на побережье Финского залива в Келломяках и Тойла-Ору (Эстония), Светлана Левошко продемонстрировала самые сильные качества архитектора, среди которых, помимо стиля, особо выделяется новаторский и инженерный талант.

Продолжила тему дачных построек Барановского архитектор Ольга Ушакова, представившая проект виртуальной реконструкции виллы «Арфа». Работа выполнена в рамках глобального проекта "Документация утраченного" студентами двух петербургских вузов: Государственным архитектурно-строительным университетом и Университетом информационных технологий, механики и оптики под руководством автора доклада. В связи с тем, что чертежи виллы утрачены, творческой группе на основе архивных материалов – фотографий, воспоминаний современников и аналогов пришлось воссоздавать архитектурный образ виллы «Арфа» на основе трехмерной модели.

Специалисты в области охраны памятников вот уже не один год бьют тревогу по поводу сохранившихся построек на территории бывшего участка виллы «Арфа». Уникальные сооружения – беседка, смотровая терраса могут снесены в одночасье новыми владельцем в связи с тем, что не внесены ни в один из перечней объектов культурного наследия.

Исследователь Светлана Марахонова представила фотоальбом семьи главы торгового дома «Братьев Елисеевых» Григория Елисеева, посвященный имению в Орро (ныне Тойла-Ору). Уникальный альбом фотографий сохранился у потомком единственной дочери купца – Мариэтты Елисеевой и содержит подробные изображения видов, интерьеров виллы и ее окрестностей.

Дом, который построил Барановский

Одно из самых ярких сообщений сделала искусствовед Анна Ильина, впервые представившая описание интерьера Научной библиотеки Русского географического общества.

Исследователь отметила, что библиотека РГО является уникальным специальным книжным собранием, размещенном в выдающемся архитектурном сооружении и интерьере. «Бесценная книжная коллекция создавалась одновременно с Русским географическим обществом, и библиотека стала средоточием деятельности Общества, его духовным ядром. Организация пространства подчеркивает эту значимость, – отметила Ильина.– А интерьер библиотеки вполне достоин быть включенным в список наиболее значимых интерьеров эпохи модерна».

Барановский – издатель

Историк Вадим Жуков, анализируя издательскую и публицистическую деятельность архитектора, заострил внимание на двух его произведениях, занимавших особое место творческой биографии Гавриила Барановского и в истории архитектуры в целом. Данью уважения своей Alma mater стал «Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (1842–1892)». В книге приведены краткие биографические справки о выпускниках с перечислением принадлежащих им построек.

«Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века» Гавриила Барановского – фундаментальный труд, вобравший лучшие архитектурные образцы отечественного и мирового зодчества. В энциклопедию вошли графические таблицы, фотографии, подробнейшее изображение фасадов, зданий, их фрагментов и деталей в планах, проекциях, перспективах. На почти 5 тысячах страниц помещено около 22 тысячи изображений. Ничего подобного ни до, ни после этого не было издано ни в России, ни за рубежом, – подчеркнул В. Жуков.

Для участников круглого стола была организована экскурсия с посещением библиотеки, зала Президиума, кабинета Президента Общества и выставки, посвященной 170-летию Русского географического общества. Экскурсанты могли также увидеть выставку исторических фотографий здания РГО, сделанных в начале XX века знаменитым фотографом, членом РГО С.М. Прокудиным-Горским, и оценить сохранность здания и его интерьеров с момента постройки и до сегодняшнего дня.

Барановский как архитектор-энциклопедист, безусловно, ощущал пульс современной архитектурной жизни, ее взаимосвязь с экономикой, культурой, политикой и все его постройки демонстрируют всегда безусловную интеллектуальную и творческую свободу, главное – очень точное понимание назначения цели здания (А. Ильина).

Текст: Татьяна Николаева

Фото: Александр Филиппов, Андрей Стрельников, сайт terijoki.spb.ru

    - (25 марта 1860 около 1920, Петроград), российский архитектор, историк архитектуры, издатель. Жил и работал в Петербурге. В 1885 окончил Институт гражданских инженеров (ИГИ), в 1885 1917 служил в Технико строительном комитете Министерства… … Энциклопедический словарь

    Барановский Гавриил Васильевич - (1860—1920), архитектор, историк архитектуры. Окончил ИГИ (1885). Занимался вопросами строительного законодательства и градостроительства. Член правления общества гражданских инженеров. Ранние постройки Барановского — жилые дома на… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1860 1920), архитектор, историк архитектуры. Окончил ИГИ (1885). Занимался вопросами строительного законодательства и градостроительства. Член правления общества гражданских инженеров. Ранние постройки Б. жилые дома на набережной р.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1860 1920), российский архитектор. Работал в Санкт Петербурге. Постройки с фасадами в духе эклектики отмечены рационализмом планировочных решений (жилой дом на набережной Фонтанки, 1890); позже строил в стиле модерн (комплекс товарищества… … Энциклопедический словарь

    - (1860—1920), архитектор. Работал в Санкт Петербурге. Постройки с фасадами в духе эклектики отмечены рационализмом планировочных решений (жилой дом на набережной Фонтанки, 1890); позже строил в стиле модерн (комплекс товарищества «Братья… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1860 1920). Окончил ПИГИ в 1885 со званием гражд. инж. Имел частную практику в СПб. Зять купца Г. Г. Елисеева, для которого построил в СПб (1902 03) и переделал в Москве (1903, ул. Тверская, 14) торговые дома. Построил доходный дом по Козицкому… … Большая биографическая энциклопедия

    - … Википедия

    - … Википедия

    Барановский русская фамилия. Фамилии Мужские: Барановский Александр Иванович (1890 1965) советский график и архитектор. Барановский, Борис Евгеньевич главный балетмейстер Московского академического театра оперетты, заслуженный… … Википедия

    Барановский Г. В. - БАРАНÓВСКИЙ Гавриил Васильевич (1860–1920), архитектор. Работал в С. Петербурге. Постройки с фасадами в духе эклектики отмечены рационализмом планировочных решений (жилой дом на набережной Фонтанки, 1890); позже строил в стиле модерн… … Биографический словарь

Книги

  • Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. В 7 томах. Комплект из 8 книг , Барановский Гавриил Васильевич. Репринт с издания. СПб. 1902-1908. В издание включены лучшие на тот период времени образцы художественно-архитектурного творчества мастеров всего мира. В энциклопедиювключены графические…
  • Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Том 2. Книга 1 , Барановский Г.В.. Энциклопедия воссоздана по изданию 1902-1908 годов, впервые печатается в 7 томах (8 книгах), в оригинальном формате и в полном объеме. Автор энциклопедии Барановский Гавриил Васильевич,…

Барановский Петр Дмитриевич - российский, советский архитектор, известный больше как реставратор памятников древнего зодчества, а также как один из авторов новых методов реставрации и консервации архитектурных объектов.

Барановский родился в семье дорогобужских крестьян 14 февраля 1892 года в селе Шуйское Вяземского уезда Смоленской губернии. В 1912 году он окончил Московское строительно-техническое училище, получив лицензию на производство строительных работ. Еще будучи студентом двадцати лет от роду, он разработал проект реставрации собора Болдинского монастыря под Дорогобужем, построенного Федором Конем. За эту работу Барановский был награжден золотой медалью Русского Археологического общества. В ходе работы над проектом будущий архитектор лично осматривал и обмерял Введенскую церковь Свято-Троицкого Болдинского монастыря - уже тогда его привлекала работа реставратора. Получив оплату за свой первый проект - 400 рублей, Барановский приобрел фотоаппарат для съемки старинных архитектурных памятников.

После окончания учебы некоторое время Барановский работал на строительстве железнодорожных и производственных объектов. В частности, он состоял на должности помощника архитектора Тульского чугуноплавильного завода, служил в Управлении строительства Среднеазиатской железной дороги в Ашхабаде, и одновременно учился на искусствоведческом факультете Московского археологического института.

С началом Первой мировой войны Барановский был призван в качестве военного инженера, и служил на Западном фронте начальником строительного участка. Когда весть о революционных событиях в октябре 1917 года достигла фронта, как и во многих частях, в месте службы Барановского почти все самовольно отправились по домам. Петр Дмитриевич остался, опечатал склады и охранял их до прибытия представителей новой власти, оберегая имущество от нападения мародеров.

В 1918 году, не дожидаясь окончания гражданской войны, Барановский отправился в Ярославль восстанавливать Спасо-Преображенский монастырь и Митрополичьи палаты, поврежденные во время белоэсеровского мятежа. Спасо-Преображенский монастырь известен тем, что на его территории было обнаружено знаменитое "Слово о полку Игореве".

Тем временем, в 1918 году Барановский окончил Московский Университет с золотой медалью, получив диплом историка архитектуры. Трудолюбие, интерес к науке и талант помогли ему заработать хорошую репутацию во время учебы, поэтому известные ученые В.К. Клейман и В.А. Городцов выдали Барановскому хорошие рекомендации для преподавательской работы. В 1919 году год Петр Дмитриевич начал преподавать историю русской архитектуры в Ярославском отделении Московского археологического института и в МГУ (до 1923 г.). Всего за несколько месяцев начинающий преподаватель написал диссертацию об архитектурных сокровищах Болдинского монастыря, после чего получил профессорское звание. С 1919 года Барановский являлся старшим научным сотрудником московской секции ГАИМК, а затем старшим научным сотрудником-архитектором ЦГРМ.

В начале 1920-х годов Петр Дмитриевич возвращается в Москву и разворачивает работу по охране и восстановлению памятников старины. Он составляет доклады о нуждающихся в ремонте и реставрации объектах и передает их правительству. Идея Петра Дмитриевича заключалась в том, чтобы на территории самых интересных памятников старины организовать музеи.

В 1921 году Барановский отправился в первую экспедицию (всего их на его счету было 10) на Русский Север. В своих воспоминаниях он рассказывал, что в это путешествие по Пинеге и ее притокам он отправился во время своего очередного летнего отпуска, подгадав даты. В дальнюю поездку Петр Дмитриевич отправился один, без помощников, будто и на самом деле ехал отдыхать. Самое ценное, что уложил в багаж профессор Барановский, были три пуда соли. В те годы на севере деньги ничего не стоили, и приобрести продовольствие, нанять лодку или телегу можно было только в обмен на дефицитную соль. Пинега, Вонга, Поча, Чакола, Пиринема, Кеврола, Чухченема, Сура, Выя - вдоль берегов этих рек испокон веков стояли пинежские села, в каждом из которых была одна, а то и две-три древние шатровые церкви - предшественницы прекрасной церкви Вознесения Господня в Коломенском. Были здесь и трехэтажные жилые дома-хоромы, и мельницы-крепости, и много других редких памятников деревянного русского зодчества, которыми горячо интересовался Барановский.

В своих последующих экспедициях, вначале под руководством академика Игоря Эммануиловича Грабаря, а затем самостоятельно, Барановский делал обмеры, изучал храмы и гражданские здания, в частности - Соловецкий монастырь. В 1922-1923 годах Барановский занимался изучением храмов в Нижнем Новгороде, в 1929 году работал в Белоруссии.

На первых порах власти относились благосклонно к деятельности профессора Барановского. В те годы для того чтобы наверняка уберечь культовое религиозное сооружение от уничтожения, нужно было открыть в нем музей. Именно таким образом удалось сохранить Свято-Троицкий Герасим-Болдинский монастырь. Здесь в 1923 году Петр Дмитриевич организовал филиал дорогобужского музея. Вместе с единомышленниками он собирал в монастырь все, что удавалось спасти из разрушенных окрестных церквей, сюда же удалось перевезти коллекцию упраздненного музея в Ельне. Но Барановский понимал ненадежность своего положения, в любой момент лояльное отношение могло смениться опалой. Поэтому он нанял фотографа Михаила Погодина, который занялся документированием коллекции музея и самого монастыря. Опасения Петра Дмитриевича оправдались. В 1929 году музей был разгромлен, почти все фотографии Погодина уничтожили, охарактеризовав творчество фотографа как "классово чуждое". В 1930 году арестовали директора болдинского музея, Семена Бузанова. Его отправили в лагеря, где он и умер. Директор дорогобужского музея сумел бежать от преследования властей. В 1943 году был разрушен и сам монастырь. На этот раз акт вандализма был совершен немецко-фашистскими захватчиками в ответ на оказанное местным населением сопротивление.

Спустя год после учреждения первого музея в Болдино, Барановский добился приданию усадьбе Коломенское статуса музея, и стал первым его директором (1924 г.). В течение 1927-1933 годов в Коломенском появились уникальные памятники деревянного зодчества, такие как: домик Петра I, Моховая башня из Сумского острога, хозяйственная постройка из Преображенского и другие. Барановский не только документально зафиксировал состояние этих памятников, но и отреставрировал в своей манере, удаляя все более поздние слои и пристройки, возрождая первоначальный облик зданий. Именно в Коломенском Барановский организовал свою школу реставраторов.

Барановский по роду деятельности был обязан обмерять и описывать церкви, предназначенные к сносу. Он был последним посетителем древнего Чудова монастыря на территории Кремля перед тем, как его снесли в 1929 году. Все что профессор успел спасти из обители - мощи митрополита Алексия.

Несмотря на все более жесткую антирелигиозную политику, в конце 20-х годов Барановский приступает к реставрации закрытого в 1918 году Казанского собора. Простоявший долгое время без должного ухода, храм стремительно разрушался и требовал немедленного ремонта. Усилия реставратора не принесли результата - власти все же приняли решение снести церковь, и в конце 30-х годов храм Казанской иконы Божией Матери исчез с Красной площади. Лишь благодаря тому, что Барановский успел сделать все замеры храма, Казанский собор удалось воссоздать в 1993 году - это сделал его ученик.

В период с 1922 по 1950 годы в числе других объектов архитектор обследовал и частично реставрировал боровской Пафнутьев монастырь и Лютиков монастырь в Перемышле (оба расположены в Калужской области), храм великомученика Георгия в Юрьеве-Подольском, Княгин монастырь и монастырь великомученика Дмитрия Солунского во Владимирской области.

В 1930 году Барановский снова отправился в экспедицию, на этот раз - в Беломорско-Онежскую, по Волге. Всем участникам исследовательского похода он запомнился тем, что в Москву тогда чуть не улетела телеграмма с вопросом, где хоронить Петра Дмитриевича Барановского, на месте, или везти тело в Москву. Все дело в том, что время, выделенное на экспедицию, заканчивалось, а в селе Пияла оставались незадокументированными церковь и несколько редких памятников, о судьбе которых Барановский очень тревожился. Пытаясь сэкономить время в ходе обмера церкви, Барановский проявил неосторожность и сорвался с десятиметровой высоты. Когда руководителя экспедиции извлекли из-под обломков конструкций, он уже не дышал. Но, к счастью, крепкий организм откликнулся на реанимационные мероприятия, и спустя четыре часа Барановский пришел в сознание. Две недели Петр Дмитриевич провел в медпункте села Чекуево, а как только он смог ходить, сразу же отправился исследовать местную церковь. Несмотря на уверения членов экспедиции и местных жителей, что ничего ценного в храме давно уже нет, Петр Дмитриевич, все же, осмотрел его. Наградой за настойчивость была удивительная находка - деревянная резная дверь 12 века (перевезена в усадьбу-музей Коломенское).

По решению советских властей, на Красной площади, ставшей местом проведения демонстраций трудящихся, не было места церквям. Таким образом, угроза исчезновения нависла над одним из самых великих памятников древнерусской архитектуры - Покровским собором, известным больше как храм Василия Блаженного. Со всей присущей ему энергией Барановский выступил в защиту храма. По поводу сноса древнего памятника он довольно резко поговорил с Кагановичем, а когда этот разговор не дал результатов, то отправил не менее дерзкую телеграмму Сталину. Возможно, именно благодаря Барановскому храм не разрушили, но такая активная деятельность сослужила защитнику плохую службу. Архитектора арестовали, и поначалу санкции ограничились строгим выговором, но в 1933 году Барановского обвинили в антисоветской деятельности и сослали в сибирские лагеря, где он и пробыл три года. В городе Мариинске Кемеровской области, где располагался лагерь, Барановский работал помощником начальника строительной части. Одна из его работ периода заключения - здание сельскохозяйственного музея в Мариинске.

После освобождения в 1936 году Барановский, согласно существующим законам, не мог сразу вернуться в Москву, поэтому поселился за "101 километром", и некоторое время работал в музее города Александрова. После возвращения в столицу (1938 г.) Петр Дмитриевич Барановский работал в структурах государственной охраны памятников, был одним из основателей ВООПИК (1966 г.).

Во многом благодаря Барановскому сохранился и старинный Спасо-Андроников монастырь, известный тем, что здесь жил и работал Андрей Рублев. В первые годы советской власти на территории монастыря размещалась колония для беспризорников, и это нанесло обители немалый ущерб. Вернувшись из заключения, Барановский занялся обследованием Спасо-Андроникова монастыря. Ему повезло обнаружить на территории бывшей обители старинную плиту - это была надгробная плита могилы Андрея Рублева, датируемая 15 веком. Случилось это поздно вечером, и более детальное исследование Барановский отложил на утро. А утром оказалось, что рабочие успели раздробить надгробие, и посыпали его осколками размокшие монастырские дорожки. Тем не менее, совместными усилиями профессора Барановского и академика И.Э. Грабаря удалось добиться превращения монастыря в музей древнерусского искусства. Официальное решение было принято в 1947 году, а сам музей открылся в 1960 году.

В это же время Петр Дмитриевич работал над еще одним широкомасштабным проектом - реставрацией Крутицкого подворья - одного из самых известных монастырей Москвы. Благодаря таланту архитектора удалось восстановить первоначальный облик Крутиц, и сохранить архитектурных комплекс для будущих поколений. В благодарность труду Барановского на одной из стен Крутицкого подворья установлена мемориальная доска с именем архитектора.

В послевоенные годы профессор Барановский работал экспертом Чрезвычайной комиссии по расследованию фашистских злодеяний на временно оккупированных территориях. Вместе с войсками, которые освободили Чернигов, он вошел в город. После обследования городских памятников, в частности церкви Параскевы Пятницы, датируемой 17 веком, он обнаружил в ее основании еще более древнюю постройку из кирпича-плинфы. Из этого строительного материала возводили храмы в домонгольскую эпоху - т.е. находка была современницей "Слова о полку Игореве".

Несмотря на репрессии и три года лагерей, Петр Дмитриевич не утратил своей принципиальности в отношении к любимому делу. В почти разрушенном (было уничтожено 70% жилых зданий) Чернигове он явился на бюро горкома партии с требованием приспособить один из цехов кирпичного завода под изготовление тонкого кирпича-плинфы, который был необходим для восстановления черниговской церкви Параскевы Пятницы. Барановский не только заставил членов партбюро выслушать его, но и добился приема у секретаря ЦК КП Украины, и в итоге получил положительный ответ. Реставрационные работы были развернуты еще до окончания войны. Несмотря на то, что в то время жители города обитали в землянках, потому что на строительство жилья не хватало материалов, никто не выказывал недовольства. Мало того, однажды возмущенные черниговцы привели архитектору человека, который воровал плинфы для того, чтобы построить себе печь. По мнению профессиональных архитекторов, реставраторов и историков, проект восстановления этой церкви и его реализация стали мировым эталоном реставрации.

Помимо плодотворной деятельности в области сохранения и восстановления ценных архитектурных памятников, Барановский занимался сбором сведений о русских зодчих. В его собрании были материалы о более чем 1700 древнерусских архитекторах. Из этих материалов Барановский хотел создать Словарь древнерусских зодчих. По словам академика И.Э. Грабаря, архитектора-эрудита подобного Барановскому не было во всей Европе. На счету Барановского множество обученных им реставраторов и историков архитектуры. Именно он первым применил на практике новые приемы воссоздания первоначального облика сооружения по сохранившимся фрагментам, а также разработал способ укрепления древних зданий при помощи железобетона. Барановский за время своей трудовой деятельности создал более 100 проектов реставрации, из которых были осуществлены 70, а также исследовал несколько сотен старинных храмов, монастырей и прочих сооружений, расположенных на территории от Белого моря до Азербайджана. Архив архитектора был передан в ГНИМА, и в 2000 году его начали публиковать.

Умер Петр Дмитриевич Барановский в возрасте 92 лет 1984 году, похоронен в Донском монастыре в Москве.


Историческая справка:


14 февраля 1892 г. - в селе Шуйское Вяземского уезда, Смоленской губернии родился Петр Дмитриевич Барановский
1912 г. - Барановский окончил Московское строительно-техническое училище
1911 г. - Барановский разработал проект реставрации собора Болдинского монастыря под Дорогобужем, построенного Федором Конем
1914 г. - началом Первой мировой войны Барановский был призван на фронт в качестве военного инженера
1918 г. - Барановский окончил Московский Университет с золотой медалью, получив диплом историка архитектуры
1918 г. - Барановский отправился в Ярославль, восстанавливать Спасо-Преображенский монастырь и Митрополичьи палаты
1919-1923 г.г. - Барановский преподавал историю русской архитектуры в Ярославском отделении Московского археологического института и в МГУ
1919 г. - Барановский являлся старшим научным сотрудником московской секции ГАИМК, а затем старшим научным сотрудником-архитектором ЦГРМ
1921 г. - Барановский отправился в первую экспедицию по Пинеге и ее притокам
1922-1923 г.г. - Барановский занимался изучением храмов в Нижнем Новгороде
1929 г. – архитектор Барановский П.Д. работал в Белоруссии
1923 г. - профессор Барановский организовал филиал дорогобужского музея в Свято-Троицком Герасим-Болдинском монастыре
1924 г. - Барановский добился приданию усадьбе Коломенское статуса музея, и стал первым его директором
Конец 20-х г.г. - Барановский начинает ремонт храма Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, а также делает замеры церкви
1930 г. - Барановский снова отправился в экспедицию, на этот раз – в Беломорско-Онежскую, по Волге
1933 u/ - Барановский был репрессирован по обвинению в антисоветской деятельности
1936 г. - Петр Дмитриевич выходит из заключения и некоторое время работает в музее города Александрова
1938 г. - Петр Дмитриевич Барановский вернулся в Москву и работал в структурах государственной охраны памятников
1943 г. - профессор Барановский работал экспертом Чрезвычайной комиссии по расследованию фашистских злодеяний на временно оккупированных территориях
1960 г. – по инициативе Барановского Спасо-Андроников монастырь в Москве приобрел статус музея
1964 г. - Петр Дмитриевич работал над еще одним широкомасштабным проектом – реставрацией Крутицкого подворья
1984 г. – Петр Дмитриевич умер, и был похоронен в Донском монастыре в Москве
Рассказать друзьям