Презентация на тему "физиология высшей нервной деятельности". Презентация "высшая нервная деятельность" Скачать презентацию типы нервной деятельности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема: «Высшая нервная деятельность»

  • Задачи:
  • 1. Дать характеристику безусловным и условным рефлексам.
  • 2. Показать, что ВНД человека основана на образовании и торможении рефлексов
  • Павленко С.Е
  • Высшая нервная деятельность - еще одна, важнейшая, функция нервной системы.
  • Р. Декарт. Основоположником учения о высшей нервной деятельности является И.М.Сеченов, в 1863 г вышла его книга "Рефлексы головного мозга". Иван Михайлович полагал, что вся психическая деятельность человека основана на рефлексах.
  • Высшая нервная деятельность - деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих приспособляемость животных и человека к условиям среды.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • И.П.Павлов экспериментально подтвердил справедливость взглядов И.М.Сеченова и создал учение об условных и безусловных рефлексах.
  • Для безусловных рефлексов характерно:
  • 1. Это врожденные рефлексы, передаются по наследству (глотание, слюноотделение, дыхание);
  • 2. Являются видовыми, характерными для всех особей данного вида;
  • 3. Имеют постоянные рефлекторные дуги;
  • 4. Относительно постоянны;
  • 5. Осуществляются в ответ на определенное раздражение;
  • 6. Рефлекторные дуги замыкаются в спинном мозге или подкорковых узлах головного мозга.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • Примером безусловного рефлекса является слюноотделение у собаки с фистулой слюнной железы . При попадании пищи в ротовую полость, возбуждаются рецепторы языка, по отросткам чувствительных нейронов возбуждение передается в продолговатый мозг, где находится слюноотделительный центр, затем возбуждение по двигательным нейронам передается к слюнной железе и начинается слюноотделение.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • К безусловным рефлексам относятся пищевые, дыхательные, оборонительные, половые, ориентировочные рефлексы.
  • Для условных рефлексов характерно:
  • 1. Приобретаются организмом в течение жизни;
  • 2. Индивидуальные, формируются на основе личного жизненного опыта;
  • 3. Не имеют готовых рефлекторных дуг, дуги формируются при определенных условиях;
  • 4. Непостоянные, могут исчезать (тормозиться);
  • 5. Формируются на основе врожденных рефлексов в ответ на любое раздражение;
  • 6. Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • Образование условного рефлекса происходит при сочетании по времени безразличного раздражителя с безусловным .
  • Безразличный раздражитель должен предшествовать безусловному. Тогда он становится условным .
  • Для образования прочной временной связи необходимо многократное подкрепление условного раздражителя безусловным.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • Действие безразличного раздражителя приводит к появлению возбуждения в одном нервном центре коры, затем в другом нервном центре возникает возбуждение под действием безусловного раздражителя и между ними возникает временная связь.
  • При повторных сочетаниях эта связь становится более прочной, вырабатывается условный рефлекс на данный раздражитель.
  • Примером является выделение слюны в ответ на вид пищи, ее запах, на время кормления, на любой условный пищевой раздражитель.
  • Торможение рефлексов
  • В коре головного мозга, наряду с процессами возбуждения протекают и процессы торможения. Различают два вида торможения - внешнее и внутреннее.
  • Внешнее торможение. Наступает в результате действия нового раздражителя. Новый очаг возбуждения тормозит существующий очаг. Характерно не только для коры, но и для низших отделов ЦНС, поэтому второе название - безусловное торможение . Например, посторонний шум тормозит у собаки слюноотделение.
  • Торможение рефлексов
  • Внутреннее торможение развивается только в коре. Отсюда второе название - условное торможение . Непременное условие - неподкрепление условного раздражителя безусловным. Если выработанный у собаки рефлекс на свет не подкреплять пищей, то рефлекс ослабевает и исчезает.
  • В природе происходит торможение неподкрепляемых условных рефлексов и образование новых . Например, пересыхание водоема, из которого пили животные, приведет к тому, что они перестанут приходить к нему, найдут новый водоем. Произойдет торможение одних условных рефлексов и образование новых.
  • Торможение рефлексов
  • Другой вид внутреннего торможения - дифференцировка . Если один раздражитель подкреплять, а близкий ему не подкреплять, то условно-рефлекторная реакция возникнет только на подкрепляемый раздражитель. Например, по характеру условного стука в дверь можно определить, кто пришел - свои или чужие.
  • А.А.Ухтомский разработал основы учения о доминанте – преобладающей системе связанных между собой центров, временно определяющих характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Различают пищевые, половые, оборонительные и другие виды доминант. У кошек во время течки любой звук ….
  • ВНД человека и животных
  • Высшая нервная деятельность присуща как человеку, так и животным. У животных высшая нервная деятельность зависит от сложности нервной системы, чем она сложнее, тем меньшую роль играют инстинкты, тем большую роль играет обучение.
  • Например, потомство паука-крестовика появляется весной, когда родители уже умерли, но молодые паучки умеют строить ловчую сеть, их поведение достаточно жестко запрограммировано.
  • Определенную последовательность безусловных рефлексов, определяющую некоторые формы поведения, называют инстинктом . Примером инстинктивной деятельности является построение ловчей сети пауком-крестовиком, плотины бобрами.
  • ВНД человека и животных
  • ВНД человека и животных
  • Важную роль в обучении играет импритинг – запечатлевание . У животных проявляется в реакции следования новорожденных за первым движущимся объектом. Например, К Лоренц и гуси….
  • У человека проявляется в возрасте от 6 недель до 6 месяцев, связан с матерью и чувством комфорта и безопасности, возникающих при кормлении, гигиеническом уходе, общении матери и ребенка.
  • ВНД человека и животных
  • Человеческие дети, воспитанные животными, никогда не станут полноценными людьми из-за отсутствия должного воспитания.
  • В отличие от животных, кора человека обладает большей способностью к восприятию закономерностей в окружающем мире.
  • ВНД человека и животных
  • И главное отличие высшей нервной деятельности людей связано с наличием у них речи - второй сигнальной системы по И.П.Павлову.
  • Первая сигнальная система поставляет информацию непосредственно через органы чувств, вторая сигнальная система связана с восприятием слышимых при произношении или видимых при чтении слов. С развитием второй сигнальной системы появилась возможность сохранять и передавать информацию следующим поколениям, появилась база для развития абстрактного мышления, сознания. « Слово, - писал И.П.Павлов, - сделало нас людьми».
  • Мышление . Одна из главных функций мозга, связана с работой ассоциативных зон, особенной лобной коры. Позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в ответ на поступающую информацию. Выбор основывается на личном опыте или уже имеющейся информации, обеспечивает рассудочную деятельность человека .
  • Защитное приспособление организма от переутомления, охранительное торможение коры головного мозга. Во время сна клетки мозга восстанавливают работоспособность. Центр сна находится в среднем мозге, медиатор, вызывающий развитие сонного состояния – серотонин . Разрушение центра сна приводит к уменьшению количества серотонина и человек лишается возможности засыпать.
  • Бодрствование зависит от ретикулярной формации продолговатого мозга, моста и передних ядер гипоталамуса, аксоны которых поддерживают возбуждение коры головного мозга.
  • ЭЭГ (электроэнцефалограмма) показывает, что процесс сна разбивается на несколько циклов, продолжительность которых примерно 90 минут. 70-80 минут продолжается медленноволновой сон, когда мозг более заторможен, отдыхает.
  • В коре мозга появляются медленные и крупные электрические волны. Затем 10-15 минут быстроволновой , парадоксальный сон, который сопровождается непроизвольным движением глаз, пальцев, мимической мускулатуры, усиливается обмен, учащается пульс и дыхание. Именно в эти периоды человек видит сны, в коре появляются мелкие и быстрые электрические волны.
  • В течение 6-8 ч сна фазы быстрого сна появляются 4-5 раз, делаясь все более продолжительными. В целом быстрый сон занимает около 20% времени.
  • Человек обычно просыпается в фазе быстрого сна, пептидом, прерывающим сон, является тиреотропный гормон.
  • Интересные факты: Наполеон и Эдисон спали по 2 ч в сутки.
  • Повторение
  • Заполните таблицы:
  • Повторение
  • Какова последовательность элементов рефлекторной дуги безусловного слюноотделительного рефлекса.
  • Какова последовательность элементов рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса.
  • Повторение
  • Верные суждения:
  • Для образования условного рефлекса необходим безусловный раздражитель.
  • Условные рефлексы связаны с образованием временных связей между различными центрами в коре.
  • Для образования условного рефлекса необходимо, чтобы безразличный раздражитель начал действовать на несколько секунд раньше безусловного, через несколько повторений он становится условным раздражителем.
  • Условные рефлексы образуются на всю жизнь.
  • Условные рефлексы передаются по наследству.
  • Учение об условных рефлексах разработано И.М.Сеченовым.
  • Образование условных рефлексов связано с корой головного мозга.
  • Безусловное (внешнее) торможение связано с угасанием условного рефлекса без его подкрепления безусловным.
  • Повторение
  • Верные суждения:
  • Внутреннее торможение позволяет приспособиться к изменившимся условиям жизни.
  • Внешнее торможение позволяет приспособиться к внезапным изменениям в окружающем мире.
  • Реакция учеников на звонок с урока - пример внутреннего торможения.
  • Кто из Российских ученых впервые показал, что психическая деятельность человека основана на рефлексах?
  • Какой Российский ученый создал учение об условных рефлексах?
  • Какие рефлексы называются безусловными?
  • Какие рефлексы называются условными?
  • Что такое инстинкт?
  • Дайте определение высшей нервной деятельности.
  • Присуща ли высшая нервная деятельность животным?
  • Дуги каких рефлексов существуют с рождения и сохраняются всю жизнь?
  • Повторение
  • Дайте краткие ответы на вопросы:
  • Дуги каких рефлексов формируются в процессе жизнедеятельности и могут угасать?
  • Как называется нервная связь, возникающая между различными центрами при образовании условного рефлекса?
  • Какие условия необходимы для образования условного рефлекса?
  • Какие два вида торможения рефлексов вам известны?
  • В ответ на звуковой сигнал автомобиля, пешеход остановился. Какой это вид торможения?
  • У собаки выработан пищевой рефлекс на звук погремушки. Впоследствии он перестал подкрепляться пищей и затормозился. Какой это вид торможения?
  • Какую информация человек воспринимает с помощью первой сигнальной системы?
  • Какую информацию человек воспринимает с помощью второй сигнальной системы?
  • Повторение
  • Дайте краткие ответы на вопросы:
  • Что такое доминанта?
  • Кто разработал учение о доминанте?
  • Основные термины темы:
  • Безусловные рефлексы.
  • Условные рефлексы.
  • Временные связи.
  • Безусловный раздражитель.
  • Условный раздражитель.
  • Безусловное торможение.
  • Условное торможение.
  • Принцип доминанты А.А.Ухтомского.
  • Вторая сигнальная система.
  • Импринтинг.



















1 из 18

Презентация на тему: Физиология высшей нервной деятельности

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯФизиология высшей нервной деятельности (ВНД) исследует основные закономерности поведения животных и человека; механизмы функционирования мозга, лежащие в основе психической деятельностиПоведение – это ответные реакции индивида на внешние и/или внутренние сигналы, обусловленные работой ЦНС и способствующие адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды.Зарождение физиологии мозга как науки связано с именем Р. Декарта.

№ слайда 3

Описание слайда:

ДЕКАРТ, РЕНЕ (Descartes, Ren, латинизированное имя –Картезий, Renatus Cartesius) (1596–1650), французский философ, математик и естество-испытатель.Создал представление о рефлекторном принципе работы организма, согласно которомуповедением управляет головной мозг;мышечная реакция порождается изменениями в примыкающем к мышце нерве;процессы, происходящие в сенсорных нервах, отражаются на двигательных нервах.

№ слайда 4

Описание слайда:

Сеченов Иван Михайлович (1829-1905)основоположник отечественной физиологии Изучал центральную иннервацию, нервное торможение, сформулировал рефлекторную теорию работы мозга: Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы.«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению»

№ слайда 5

Описание слайда:

И.М. Сеченов: «Рефлексы головного мозга» (1863)Психическая деятельность человека имеет рефлекторный характер и реализуется по схеме 2. Любая рефлекторная реакция в организме в конце концов завершается двигательным актом. “Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактором является мышечное движение…” Существуют невольные (врожденные) и произвольные (приобретенные) рефлексы. Последние являются результатом обучения и могут изменяться под влиянием внешней среды.Рефлекс лежит в основе памяти и мышления. “Мысль есть первые две трети психологического рефлекса”5. В мозге существует как процесс возбуждения, так и процесс торможения. Взаимодействие этих процессов приводит либо к усилению, либо к ослаблению рефлексов.

№ слайда 6

Описание слайда:

Выводы И.М Сеченова получили подтверждение после создания И.П. Павловым объективного лабораторного метода исследования поведения. Хирургическое выведение наружу протоков слюнных желез позволило количественно оценить выделение слюны в ответ на попадание пищи в рот (врожденный рефлекс), а также в ответ на исходно незначимый сигнал - звук, свет и т.д. (приобретенный рефлекс). «Психическое слюноотделение» - результат обучения животного с соблюдением определенных условиях – условный рефлекс. При этом в коре головного мозга формируются новые нервные связи между сенсорными центрами, возбуждаемыми индифферентным сигналом, и центрами, связанными с текущими врожденными рефлексами.ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) - русский физиолог, академик (1907). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904).

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Выработка условного слюноотделительного рефлекса на звуковой сигналБезусловный (врожденный) рефлекс: при попадании пищи в рот начинается слюноотделение.Индифферентный (не имеющий отношения к слюноотделению) сигнал не вызывает слюноотделения. После многократного одновременного воздействия индифферентного (звук) и врожденного (пища) раздражителей у животного вырабатывается условный рефлекс – выделение слюны только на звуковой сигнал (до попадания пищи в рот).Нервную связь, образующуюся при формировании условного рефлекса, И.П.Павлов назвал временной связью, т.к. приобретенные рефлексы могут блокироваться в определенных условиях.

№ слайда 9

Описание слайда:

Формирование временных связей – фундаментальный принцип работы мозгаИсходно незначимый стимулВрожденно определенный стимул (подкрепление)Условная (временная) связь1,4 – сенсорные нейроны; 2 – релейный (передающий) нейрон в коре головного мозга; 3 – двигательный/вегетативный нейронУсловия формирования условных рефлексовсовпадение по времени возбуждений, вызванных условными и безусловными раздражителями;повторяемость сочетаний условного и безусловного стимулов;оптимально-работоспособное состояние ЦНС (отсутствие утомления или перевозбуждения)отсутствие посторонних раздражителей.

№ слайда 10

Описание слайда:

Тормозные процессы в ЦНСНаряду с возбуждением в мозге существует активный тормозный процесс. На клеточном уровне он проявляется выбросом тормозных медиаторов, передающих сигналы от нейрона к нейрону; на поведенческом – ослаблением или прекращением двигательных реакций.ВИДЫ ТОРМОЖЕНИЯ БЕЗУСЛОВНОЕ (ВРОЖДЕННОЕ)УСЛОВНОЕ (ПРИОБРЕТЕННОЕ) ВНЕШНЕЕ ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ (ОХРАНИТЕЬНОЕ) УГАСАТЕЛЬНОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНОЕ УСЛОВНЫЙ ТОРМОЗ ЗАПАЗДЫВАТЕЛЬНОЕ

№ слайда 11

Описание слайда:

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСвойства нервной системыСила нервных процессов (возбуждения и торможения) – способность нервной системы работать без утомления.2. Уравновешенность нервных процессов – соотношение возбудительных и тормозных процессов в мозге.3. Подвижность (лабильность) нервных процессов – скорость смены возбуждения торможением и наоборот. Классификация типов ВНД

№ слайда 12

Описание слайда:

ТЕСТИРОВАНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫСИЛА ВОЗБУЖДЕНИЯСИЛА ТОРМОЖЕНИЯПОДВИЖНОСТЬЖивотныеРеакция на очень сильный условный раздражитель (трещотка)Сильные – выработка условного рефлекса;Слабые – запредельное торможение.Удлинение процедуры дифференцировочного торможенияРазвитие невроза у животных-холериковПеределка прочного двигательного навыка (динамического стереотипа)Развитие невроза у животных-флегматиков.ЧеловекТеппинг-тестРеакция следования за ритмом (холерики с трудом воспроизводят медленный ритм)Реакция следования за изменяющимся ритмом (вызывает затруднение у флегматиков

№ слайда 13

Описание слайда:

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ВНД (ТЕМПЕРАМЕНТОВ) У ЧЕЛОВЕКАХОЛЕРИК (сильный, неуравновешенный, подвижный) – в нервных процессах возбуждение преобладает над торможением. Быстрый, порывистый, с сильными, бурно проявляющимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах. Нередко вспыльчив. Склонен к бурным эмоциональным вспышкам. Смелость сочетается с отсутствием выдержки. Характерно самозабвенное увлечение каким-нибудь делом, однако не умеет планировать нагрузку. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.МЕЛАНХОЛИК (слабый) – застенчивый, нерешительный, болезненно реагирующий на сильные раздражители. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. От всякого нового явления в жизни ждет одних неприятностей. При изменении ситуации впадает в панику, тоску и уныние. Часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен. Настроения меняются медленно. Переживания отличаются глубиной и силой, хотя и протекают внешне спокойно. Обладая высокой чувствительностью нервной системы, имеет выраженные художественные и интеллектуальные способности.

№ слайда 14

Описание слайда:

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ВНД (ТЕМПЕРАМЕНТОВ) У ЧЕЛОВЕКАФЛЕГМАТИК (сильный, уравновешенный, инертный). - медлительный, неторопливый, несколько вялый, с маловыразительной мимикой и бедной жестикуляцией. Остается внешне спокойным даже в трудных обстоятельствах. Обладает хорошей работоспособностью, умеет правильно рассчитывать свои силы и любит доводить дело до конца., меняет привычки. Хорошо сопротивляется сильным раздражителям и длительным трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных ситуациях, с трудом принимает решения и приспосабливается к новым обстоятельствам. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов.САНГВИНИК (сильный, уравновешенный, подвижный) - с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, с живой мимикой и богатой жестикуляцией. Обладает хорошей скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, общителен. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Легко сходится с новыми людьми. Склонен к быстрой смене настроений. Продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, в противном случае он становится скучным, вялым.

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Темперамент и личность От темперамента зависят такие свойства личности как:Впечатлительность- это сила взаимодействия человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакций на них. Эмоциональность-скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события.Импульсивность- несдержанность реакций, в их спонтанности и появлении ещё до того,как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение.Тревожность- беспокойные эмоциональные переживания(страх, опасение, боязнь)

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

Заключение Таким образом, на основании проанализированной литературы, посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что во всяком случае в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека. Исследования связи темперамента и деятельности показывают важность учета этого фактора при выборе профессии как самим человеком, так и образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу.

Презентация к уроку биологии в 9 классе (базовый уровень) по теме «Типы ВНД и темперамента. Разнообразие чувств»
Автор материала: Медведева Татьяна Александровна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ Арбатская средняя школа с. Арбаты Таштыпского района Республики Хакасия 2016г.

Типы ВНД и темперамента.Разнообразие чувств
Типы высшей нервной деятельности Эмоции
Б-8кл. П. 32
01.11.2016

Тип высшей нервной деятельности
Тип высшей нервной деятельности – совокупность врождённых и приобретённых свойств нервной системы, сказывающихся на всех функциях организма и определяющих характер его взаимодействия со средой

Внешнее выражение различного эмоционального состояния у шимпанзе

ТЕМПЕРАМЕНТ

ТЕМПЕРАМЕНТ
ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.д.


Немного о темпераменте

Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента. Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И.П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.
Немного о темпераменте

Темперамент зависит от координат типа нервной системы. Координаты рассматриваются как основные характеристики в соотношении ВНД и темперамента

Тип нервной системы и темперамент

Типы темперамента

Типы темперамента: реакции людей с различным темпераментом на смятую шляпу

СТРЕСС

ТИПЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

И. E. Репин. 1885 г. 199 х 254 см. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва, Россия Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

Юсуф Карш. Фотография
Ганс Селье (1907 – 1982)

Повторим, что узнали?
Тип нервной системы Тип нервной системы Сильные Сильные Сильные Слабые
Тип нервной системы Тип нервной системы Безудержный Живой Инертный Слабые
Особенности нервной системы Сила
Особенности нервной системы Уравновешенность
Особенности нервной системы Подвижность
Темперамент Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
Самостоятельная работа - дополнить таблицу (схема с. 254)
Соотношение типов нервной системы и темперамента
Сильный
?
Сильный
Сильный
Слабый
Неуравновешенный
Уравновешенный
Подвижный
Подвижный
Инертный
Подвижный или инертный
Уравновешенный
Неуравновешенный

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
П. 67 Термины В. 1-6, с. 261 Подведём итоги – с. 262-263

CD-диск 1С: Школа. Биология. Человек. 8кл. ООО «1С-Паблишинг», 2007. Издательский центр «Вентана-Граф» Учебник Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. « Биология. Человек. 8 класс» – М.: Вентана-Граф, 2012. Рабочая тетрадь № 2 к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2012. Методическое пособие «Биология. Человек. 8класс:поурочные планы по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша/авт.-сост. О.Л.Ващенко.- Волгоград:Учитель, 2008.- 265с.
Источники информации

ТЕМА ЛЕКЦИИ ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Типы ВНД как комбинация основных свойств нервной системы 2. Современные методы определения типа ВНД 3. Основные типы ВНД животных 4. Экспериментальные неврозы 5. Особенности ВНД человека 6. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем 7. Художественный и мыслительный тип 8. Генотип и фенотип 9. Роль внешней среды в формировании типа ВНД 10. Речь, механизм восприятия речи 11. Стресс и его нейрогуморальные механизмы


Типы ВНД как комбинация основных свойств нервной системы (1) Тип нервной системы – совокупность врожденных и приобретенных свойств нервных процессов, которые определяют различия в поведении разных людей и в их отношении к одним и тем же внешним воздействиям 2






Г. Айзенк ()




Типы ВНД как комбинация основных свойств нервной системы (5) Сила нервных процессов – способность нейронов выдерживать длительное возбуждение без перехода в состояние запредельного торможения при действии сильного раздражителя Уравновешенность – одинаковая реактивность нервной системы в ответ на возбуждающие и тормозные влияния, характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения Подвижность – показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения




Методы определения типа ВНД животных по И.П.Павлову (2) Оценка силы тормозного процесса 1. Скорость выработки тонкой дифференцировки 2. Скорость угасания условного рефлекса после отмены подкрепления 3. Эффект от удлинения действия дифференцировочного условного раздражителя до 3-5 мин, чтобы усилить напряжение тормозного процесса




Методы определения типа ВНД животных по И.П.Павлову (3) Критерии уравновешенности нервных процессов 1. Интенсивность ориентировочной реакции 2. Скорость угасания ориентировочной реакции при многократном ее возник­новении 3. Скорость образования положительных и отрицательных условных рефлексов 4. Скорость угасания условного рефлекса при его неподкреплении


Современные методы определения типа ВНД 1. Методика условнорефлекторного изменения зрительной чувствительности 2. Методика кожно-гальванических реакций 3. Измерение абсолютных порогов зрения и слуха в обычных и в особых условиях: а) измерение абсолютных порогов зрения при действии слуховых раздражителей и абсолютных порогов слуха при действии зрительных раздражителей; б) измерение зрительного порога в присутствии другого зрительного раздражителя (индукционная методика) в) измерение зрительных и слуховых порогов после приема кофеина 4. Измерение других сенсорных функций: адекватной оптической хронаксии (АОХ), критической частоты слития мельканий (КЧМ), критической частоты мелькающего фосфена при разной интенсивности электрического тока (КЧФ) и др. 5. Электроэнцефалография 6. Методика двигательных реакций


Экспериментальные неврозы И.П. Павлов ()


Основные типы ВНД животных (1) Сильный неуравновешенный тип (безудержный тип) Слабый тормозной тип Центральному типу свойственны сильные и уравновешенные нервные процессы, но в зависимости от их подвижности его делят на две группы: Сильный уравновешенный подвижный тип (живой тип) Сильный уравновешенный инертный тип (спокойный тип)




Особенности ВНД человека (1) Оценка силы нервной системы 1.Предел работоспособности коры путем измерения порога запредельного торможения, которое вызывают процедурой угашения с подкреплением 2.Сопротивляемость нервной системы к тормозящему действию побочных раздражителей 3.Зрительные и слуховые абсолютные пороги, которые тем ниже, чем слабее нервная система 4.Чувствительность зрения к точечному раздражителю


Особенности ВНД человека (2) Основные типы высшей нервной деятельности человека по И.П.Павлову 1 Сильный неуравновешенный тип – сильная нервная система (высокий уровень работоспособности нервных клеток) и преобладание процессов возбуждения над торможением 2 Сильный уравновешенный подвижный тип – высокая подвижность сильных нервных процессов и уравновешенность возбуждения и торможения 3 Сильный уравновешенный инертный тип – при значительной силе нервных процессов их низкая подвижность (замкнутый переход из состояния возбуждения в торможение или наоборот) 4 Слабый тип – низкая работоспособность корковых клеток (их неспособность выдерживать сильные или длительные нагрузки) и отсюда – слабость нервных процессов




Взаимодействие первой и второй сигнальных систем (1) Первая сигнальная система работа мозга, обусловливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма Вторая сигнальная система функция мозга человека, которая имеет дело со словесными символами («сигналами сигналов»)




Речь, механизм восприятия речи (3) АФАЗИИ расстройство речи, выражающееся в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли или чувства 1.поражение передних отделов левого полушария трудности динамической организации речевого высказывания 2.поражение задних отделов левого полушария нарушения кодов речи (фонематического, артикуляционного, семантического и т. д.) 3.поражение центра Брока эфферентная моторная афазия, нарушается собственная речь больного, а понимание чужой речи в основном сохраняется 4.поражение другой части передних речевых зон (в нижних отделах премоторной коры) динамическая афазия, больной теряет способность формулировать высказывания, переводить свои мысли в развернутую речь(нарушение программирующей функции речи) 5.поражение центра Вернике сенсорная афазия, возникают нарушения фонематического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку


Речь, механизм восприятия речи (2) Центр Брока расположен в нижних отделах третьей лобной извилины, у большей части людей в левом полушарии. Эта зона контролирует осуществление речевых реакций. Центр Вернике относится к задним отделам речевых зон коры. Он расположен в височной доле и обеспечивает понимание речи.


Художественный и мыслительный тип Художественный тип характеризуется преобладанием активности первой сигнальной системы над второй. Люди художественного типа имеют преимущественно «правополушарное» образное мышление. Они охватывают действительность целиком, не разделяя ее на части. Этот тип характеризуется выраженной эмоциональностью, непосредственностью и цельностью реакций. Для мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы над первой, т. е. «левополушарного» абстрактного мышления. Мыслительный тип характеризуется преобладанием аналитически опосредованного восприятия и относительной слабостью эмоциональных реакций. Средний тип характеризуется уравновешенностью функционирования двух сигнальных систем.





Стресс и его нейрогуморальные механизмы (1) Стресс (англ. stress) давление, нажим, напряжение В современной литературе термином «стресс» обозначают широкий круг явлений от неблагоприятных воздействий на организм до благоприятных и неблагоприятных реакций организма как при сильных, экстремальных, так и обычных для него воздействиях. Биологическая функция стресса адаптация


Стресс и его нейрогуморальные механизмы (2) Физиологические и психологические стрессоры Выделяют свыше двадцати видов стресса: эмоциональный, социальный, гипокинетический, репродуктивный, вакцинальный, лекарственный, инфекционный, пищевой, транспортировочный, гипоксический, болевой, температурный, световой, шумовой и т.д.




Стресс и его нейрогуморальные механизмы (4) Неспецифический синдром «триада» увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников уменьшение (сморщивание) вилочковой железы (тимуса) и лимфатических желез точечные кровоизлияния и кровоточащие язвочки в слизистой оболочке желудка и кишечника Стресс и его нейрогуморальные механизмы (5) СТАДИИ СТРЕССА по Г. Селье I стадия тревоги мобилизация адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы, «триада стресса» II стадия стресса сопротивления признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше обычного III стадия истощения в результате длительного действия стрессорного раздражителя, несмотря на возросшую сопротивляемость стрессу, запасы адаптационной энергии постепенно истощаются, вновь возникают признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает


Стресс и его нейрогуморальные механизмы (6) Периоды адаптации к устойчивым стрессогенным воздействиям первой стадии стресса Первый период активизация адаптационных защитных форм реагирования. У большинства людей он отличается стеническими эмоциями и повышенной работоспособностью. Его продолжительность исчисляется минутами, часами Второй период. Формируется новый уровень «функционирования», адекватный экстремальным требованиям среды. Для этого этапа часто характерно ухудшение состояния человека, снижение его работоспособности. Однако при высокой мотивации в этом периоде стресса может поддерживаться достаточно высокая работоспособность у человека за счет сверхмобилизации его резервов. Однако такое перенапряжение чревато последствиями обострением скрытых заболеваний, появлением болезней стресса (сосудистых, воспалительных, психических). Суммарная продолжительность двух первых периодов стресса составляет 11 суток Третий период период неустойчивой адаптации. Он предшествует стадии сопротивления стрессу и его продолжительность варьирует до суток

«Урок Нервная система» - Больше всего развиты большие полушария, которые покрыты корой. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ – хорошо развит передний мозг и мозжечок. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ - впервые появились нервные клетки. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка. Эволюция органов чувств. Органы чувств: зрение слух обоняние осязание равновесие вкус.

«Нейроны мозга» - Электрический синапс. Современные модификации метода Ниссля выявляют рибонуклеопротеиды нейронов. Дж.Г.Николс, А.Р.Мартин, Б.Дж.Валлас, П.А.Фукс. А. не имеют тигроида. 80-120 м/с. (Неврилемма). Нейроны, усеянные синапсами. Е.К.Сепп. Нейроглиальные клетки мозга млекопитающих. Белое вещество – нервы (в периферич.

«Рефлекс» - Безусловные рефлексы. Рефлексы. Понятие рефлекса. В основе дрессировки- условный рефлекс. Примеры безусловных рефлексов. Рефлексы делятся на условные, выработанные в течение жизни и врожденные или безусловные. Имеются с рождения. Приобретаются в течение жизни. Рефлексы бывают врожденные – инстинкты и условные, то есть приобретенные в течение жизни.

«Строение и функции нервной системы» - Нервная система. Отделы нервной системы. Рефлекс. Мозг. Функции нервной системы. Интегративная система. Роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции. Строение и функция нервной системы. Головной и спинной мозг. Ответ организма на раздражение. Нервные клетки. Рецепторы. Нервы и нервные узлы.

«Физиология ЦНС» - Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение. способность отвечать на раздражение изменением обмена веществ. Что такое рецептор? Физиология ЦНС. Чувствительное волокно. Принцип пластичности. Действующий орган. Клетка. Рецепторное поле внутренних органов и мышц: Состояния тканей могут быть следующими:

«Нервная система» - Совершенствование нервной системы отразилось и на развитии органов чувств. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом. В связи со сложными движениями хорошо раз­вит мозжечок. Аксоны соединяются с соседними нейронами в синапсах. Мозжечок тоже хорошо развит и имеет извилины. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов, идущих к различным эффекторам.

Рассказать друзьям