Основные центры дальнего востока. Дальневосточный федеральный округ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В структуре хозяйства Дальнего Востока ведущее место принадле­жит промышленности.

Вклад промышленности района в общий объем промышленного производства России составляет 4,3%, при этом до­бывающей и обрабатывающей промышленности - по 7,6%.

Удельный вес отраслей промышленности Дальневосточного экономического рай­она в промышленности всей страны выглядит следующим образом:

пищевая промышленность - 8,8%;

промышленность строительных материалов - 8,8%;

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность - 8%;

электроэнергетика - 4,5%;

машино­строение и металлообработка - 3%;

топливная промышленность - 2,7%;

цветная металлургия - 1,6%;

химия и нефтехимия - 1,2%;

легкая промышленность - 1,2%;

черная металлургия - 1,1%.

В отраслевой структуре промышленности Дальнего Востока выде­ляются следующие отрасли (в % от всей промышленной продукции района):

пищевая промышленность - 25,3;

цветная металлургия - 20,7;

электроэнергетика - 19,3;

топливная промышленность - 10,5;

машиностроение и металлообработка - 8,5;

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промы­шленность - 5,4;

промышленность строительных материалов - 4,0;

мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность - 2,0;

химическая и нефтехимическая промышленность - 0,7;

легкая промышленность - 0,6;

черная металлургия - 0,5;

стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность - 0,2.

Ведущей отраслью промышленности Дальнего Востока является пищевая, главным образом рыбная промышленность. По улову рыбы район занимает первое место среди всех экономических районов России. Основной промысел рыбы и морского зверя ведется в Охотском, Беринговом и Японском морях. Добыча рыбы осно­вана на активном лове в открытых морях с помощью крупных рыболовных судов. Главными промысловыми рыбами являются сельдь, мор­ской окунь, минтай, тунец, лососевые породы - кета, горбуша, кижуч, красная рыба, добыча которых постоянно уменьшается. Крупные цен­тры рыбопереработки - Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Охотск, Находка, Южно-Курильск, Николаевск-на-Амуре и др. Пост­роены холодильные комбинаты, крупнейшие из которых находятся в Петропавловске-Камчатском и Комсомольске-на-Амуре.

Производство (добыча) важнейших видов промышленной продукции Дальневосточного района в 1995 г.

Регион

Электро-энергия,

млрд кВт/ч

Природный газ,

млн куб. м

Деловая древесина, тыс куб. м

Пиломате-риалы,

тыс куб. м

Улов рыбы, тыс т

Республика Саха (Якутия)

Еврейская авт. обл.

Чукотский авт. округ

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Камчатская область

Корякский авт. округ

Магаданская область

Сахалинская область

Итого по ДВЭР

В водах, омывающих южную и западную часть Камчатки и Куриль­ские острова, ведется лов крабов. Продукция крабоконсервной промы­шленности Дальнего Востока широко известна как в России, так и на мировом рынке. Ведется промысел морских животных: моржей, тюле­ней, морских котиков. Добываются морские водоросли, моллюски, трепанги, креветки, кальмары и мидии.

Из других отраслей пищевой промышленности на Дальнем Восто­ке большое значение имеет мукомольная промышленность, развиваю­щаяся в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях. Там же размещаются предприятия маслодельной, сыродельной, молочной, мясной, кондитерской, сахарной и других отраслей. Однако пищевая промышленность не обеспечивает потребностей района. По объему вы­пускаемой продукции пищевой промышленности в целом выделяется Приморский край, а также Камчатская и Сахалинская области и Хаба­ровский край.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промы­шленность также является отраслью специализации Дальневосточно­го экономического района. Она получила развитие преимущественно в южной части района: в Хабаровском крае и Сахалинской области, а также в Приморском крае и Амурской области.

Лесозаготовительная промышленность сформировалась преиму­щественно в Хабаровском и Приморском краях, а также в Сахалинской и Амурской областях и на юге Республики Саха. Наибольшее количе­ство деловой древесины вывозится с территории Амурской и Камчат­ской областей и Хабаровского края. Во всех остальных частях района ввоз деловой древесины превышает ее вывоз.

Из отраслей деревообрабатывающей промышленности наибольшее развитие получило лесопиление. Вывоз пиломатериалов превышает ввоз в Хабаровском и Приморском краях, Амурской, а также Сахалин­ской областях. Центры лесопиления - Имен, Лесозаводск, Благове­щенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск и др. Кроме лесо­пиления деревообрабатывающая промышленность района представле­на мебельной (Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Биробиджан), фанерной (Владивосток, Биробиджан), спичечной (Благовещенск), тарной и другой отраслями. Крупные центры деревообрабатывающей промышленности - города Благовещенск, Амурск, Лесозаводск, Дальнереченск, Хабаровск.

Целлюлозно-бумажная промышленность развивается на юге Са­халинской области (Углегорск, Поронайск), а также в городе Амурске.

Цветная металлургия является отраслью специализации Дальнего Востока. Она представлена главным образом добычей и переработкой олова, ртути, золота, полиметаллических руд, вольфрама, т.е. горно­рудной промышленностью. Наибольший удельный вес цветная метал­лургия имеет в Республике Саха (более 60% от всей промышленности республики) и Магаданской области (около 60%).

Одной из ведущих отраслей района является добыча золота как рассыпного, так и рудного. Основные золотопромысловые районы на­ходятся в бассейнах среднего и верхнего течения рек Зеи, Селемджи, Бурей, Аргуни, Имана, Верхнего и Нижнего Амура, а также в горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня.

Большую роль играет добыча и обогащение оловосодержащих руд, главным образом в Республике Саха (Депутатское месторождение), в Приморском крае (Хрустальненский оловянный комбинат), Хабаров­ском крае (горно-обогатительный комбинат «Солнечный»). Интенсив­но добываются оловосодержащие руды в Дальнегорске.

В Тетюхинском районе ведется добыча свинцово-цинковых руд. Вблизи рудников построены обогатительные фабрики и свинцово-плавильный комбинат.

Добыча алмазов носит очаговый характер. Главный центр этой от­расли - город Мирный в Республике Саха. Разрабатываются также ме­сторождения Айхил и Удачное.

Машиностроение и металлообработка занимают в отраслевой структуре района четвертое место, уступая пищевой промышленнос­ти, цветной металлургии и отраслям топливно-энергетического комплекса. Наибольшее развитие эта отрасль получила в Хабаровском, Приморском краях и Амурской области. Один из крупных машиност­роительных центров - Хабаровск. Основными подотраслями машино­строительного комплекса Дальнего Востока являются: судостроение и судоремонт (Николаевск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Вла­дивосток, Находка, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск); сельскохозяй­ственное машиностроение (завод «Дальсельхозмаш» в Биробиджане); производство энергетического оборудования (Хабаровск, Комсо­мольск-на-Амуре, Биробиджан и др.), а также станкостроение, элект­ротехническая промышленность, транспортное машиностроение.

Черная металлургия, продукции которой явно недостаточно для нужд Дальнего Востока, представлена главным образом в Хабаровском крае (завод «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре).

Промышленность строительных материалов развивается практи­чески на всей территории Дальневосточного экономического района, однако больше всего в Приморском и Хабаровском краях, а также в Республике Саха. Несмотря на наличие цементных заводов, заводов же­лезобетонных конструкций, предприятий по производству кирпича и пр., эта отрасль не обеспечивает в полной мере потребности района.

Легкая промышленность наиболее развита в Хабаровском крае, а также в Амурской области и Приморском крае. Она представлена швей­ной (Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Якутск, Магадан), трико­тажной (Биробиджан), хлопчатобумажной (Благовещенск), кожевенно-обувной (Уссурийск) отраслями. Однако большая часть товаров широкого спроса завозится из других районов России и из-за рубежа.

Топливно-энергетический комплекс Дальнего Востока вносит свой вклад в развитие электроэнергетики и топливной промышленности России. В основе топливного баланса района лежит каменный и бурый уголь, суммарная добыча которого составляет 12% от добычи угля в России. Наибольшее количество угля добывается в Приморском крае (Артем, Партизанок), Республике Саха (Нерюнгри), а также в Амур­ской (Райчихинск) и Сахалинской областях.

Добыча природного газа составляет 0,5% от российской добычи. При этом газ добывается лишь в Сахалинской области и Республике Саха. Добытая главным образом на Сахалине нефть составляет лишь 0,46% нефти страны. В целом по развитию топливной промышленнос­ти выделяются Республика Саха, Хабаровский край, Сахалинская об­ласть, а также Амурская область.

Электроэнергетика района представлена Нерюнгринской, Якут­ской, Хабаровской, Владивостокской, Петропавловск-Камчатской и другими теплоэлектростанциями; Зейской, Колымской и другими эле­ктростанциями; Билибинской АЭС и Паужетской геотермальной эле­ктростанцией на Камчатке. В целом электроэнергетика наиболее раз­вита в Амурской, Магаданской и Камчатской областях.

Химическая и нефтехимическая промышленность размещена лишь в Хабаровском крае (Хабаровск) и Приморском крае (Комсомольск-на-Амуре), куда нефть поступает из Сахалинской области. Объемы про­изводимой продукции явно недостаточны для удовлетворения потреб­ностей района.

В структуре хозяйства Дальнего Востока ведущее место принадлежит промышленности.

Вклад промышленности района в общий объем промышленного производства России составляет 4,3%, при этом добывающей и обрабатывающей промышленности– по 7,6%. Удельный вес отраслей промышленности Дальневосточного федерального округа в промышленности всей страны выглядит следующим образом: пищевая промышленность – 8,8%, промышленность строительных материалов -8,8%, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – 8%, электроэнергетика – 4,5%, машиностроение и металлообработка – 3%, топливная промышленность – 2,7%, цветная металлургия – 1,6%, химия и нефтехимия – 1,2%, легкая промышленность – 1,2%, черная металлургия – 1,1%.

Ведущей отраслью промышленности Дальнего Востока является пищевая

Главным образом рыбная

промышленность. По улову рыбы район занимает первое место среди всех экономических районов России. Основной промысел рыбы и морского зверя ведется в Охотском, Беринговом и Японском морях. Добыча рыбы основана на активном лове в открытых морях с помощью крупных рыболовных судов. Главными промысловыми рыбами являются сельдь, морской окунь, минтай, тунец, лососевые породы – кета, горбуша, кижуч, красная рыба, добыча которых постоянно уменьшается. Крупные центры рыбопереработки – Петропавловск-Качатский, Усть-Камчатск, Охотск, Находка, Южно-Курильск, Николаевск-на-Амуре идр. Построены холодильные комбинаты, крупнейшие из которых находятся в Петропавловске-Камчатском и Комсомольске-на-Амуре.

В водах, омывающих южную и западную часть Камчатки и Курильские острова, ведется лов крабов. Продукция крабоконсервной промышленности Дальнего Востока широко известна как в России, так и на мировом рынке. Ведется промысел морских животных: моржей, тюленей, морских котиков. Добываются морские водоросли, моллюски, трепанги, креветки, кальмары и мидии.

Из других отраслей пищевой промышленности на Дальнем Востоке большое значение имеет мукомольная промышленность, развивающаяся в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях. Там же размещаются предприятия маслодельной, сыродельной, молочной, мясной, кондитерской, сахарной и других отраслей. Однако пищевая промышленность не обеспечивает потребностей округа. По объему выпускаемой продукции пищевой промышленности в целом выделяется Приморский край, а также Камчатская и Сахалинская области и Хабаровский край. Наиболее устойчивыми, стабильно развивающимися предприятиями отрасли являются: ОАО «Хабаровскмакаронсервис», ОАО «Амурпиво», ОАО «Тайга»; ОАО Ликероводочный завод «Хабаровский».

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

промышленность также является отраслью специализации Дальневосточного федерального округа. Она получила развитие преимущественно в южной части района: в Хабаровском крае и Сахалинской области, а также в Приморском крае и Амурской области.

Лесозаготовительная промышленность сформировалась преимущественно в Хабаровском и Приморском краях, а также в Сахалинской и Амурской областях и на юге Республики Саха. Наибольшее количество деловой древесины вывозится с территории Амурской и Камчатской областей и Хабаровского края. Во всех остальных частях района ввоз деловой древесины превышает ее вывоз.

Из отраслей деревообрабатывающей промышленности наибольшее развитие получило лесопиление. Вывоз пиломатериалов превышает ввоз в Хабаровском и Приморском краях, Амурской, а также Сахалинской областях. Центры лесопиления – Имен, Лесозаводск, Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск и др. Кроме лесопиления деревообрабатывающая промышленность округа представлена мебельной (Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Биробиджан), фанерной (Владивосток, Биробиджан), спичечной (Благовещенск), тарной и другой отраслями. Крупные центры деревообрабатывающей промышленности – города Благовещенск, Амурск, Лесозаводск, Дальнереченск, Хабаровск.

Целлюлозно-бумажная промышленность развивается на юге Сахалинской области (Углегорск, Поронайск), а также в городе Амурске.

Цветная металлургия

является отраслью специализации Дальнего Востока. Она представлена главным образом добычей и переработкой олова, ртути, золота, полиметаллических руд, вольфрама, т.е. горнорудной промышленностью. Наибольший удельный вес цветная металлургия имеет в Республике Саха (более 60% всей промышленности республики) и Магаданской области (около 60%).

Одной из ведущих отраслей района является добыча золота как рассыпного, так и рудного. Основные золотопромысловые районы находятся в бассейнах среднего и верхнего течения рек Зеи, Селемджи, Буреи, Аргуни, Имана, Верхнего и Нижнего Амура, а также в горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня.

Большую роль играет добыча и обогащение оловосодержащих руд, главным образом в Республике Саха (Депутатское месторождение), в Приморском крае (Хрустальненский оловянный комбинат), Хабаровском крае (горно-обогатительный комбинат «Солнечный»). Интенсивно добываются оловосодержащие руды в Дальнегорске.

В Тетюхинском районе ведется добыча свинцово-цинковых руд. Вблизи рудников построены обогатительные фабрики и свинцово-плавильный комбинат.

Добыча алмазов носит очаговый характер. Главный центр этой отрасли – город Мирный в Республике Саха. Разрабатываются также месторождения Айхил и Удачное.

Машиностроение и металлообработка

занимают в отраслевой структуре района четвертое место, уступая пищевой промышленности, цветной металлургии и отраслям топливно-энергетического комплекса. Наибольшее развитие эта отрасль получила в Хабаровском, Приморском краях и Амурской области. Один из крупных машиностроительных центров – Хабаровск. Основными отраслями машиностроительного комплекса Дальнего Востока являются: судостроение и судоремонт. Главные мощности судостроения располагаются в г. Комсомольск-на-Амуре (ОАО «Амурский судостроительный завод»), который осуществляет строительство сухогрузных теплоходов типа «река-море» класса «Волга», лесовозов-пакетовозов, морских буксиров-спасателей; в г. Николаевск-на-Амуре (ОАО «Николаевский судостроительный завод»); в г. Хабаровске (Хабаровский судостроительный завод), который специализируется на строительстве серии судов гражданского назначения: морской пассажирский теплоход на подводных крыльях «Олимпия», морской скоростной многоцелевой катер, морской катер на воздушной каверне «Меркурий», унифицированный десантный катер на воздушной подушке «Мурена», скоростной катер «Терьер», рыбоохранное судно. Крупные предприятия по строительству и ремонту судов расположены в г. Советская Гавань (ОАО «Северный судостроительный завод», ОАО «Якорь»; производству судового оборудования в г. Хабаровск ОАО «Хабсудмаш» – (палубные механизмы, лебедки, краны судовые и пирсовые, водоопреснители, водоструйные эжекторы. Основной отраслью также является сельскохозяйственное машиностроение (завод «Дальсельхозмаш» в Биробиджане. Он был основан 2 апреля 1935 года. Первой продукцией предприятия были тележные хода и пароконные повозки. В настоящее время «Дальсельмаш» является единственным на Дальнем Востоке крупным специализированным предприятием в области сельскохозяйственного машиностроения. За всю историю существования (более 65 лет) заводом выпущено 54228 тяжелых гусеничных комбайнов для 48 регионов бывшего СССР и 22 стран мира. На сегодняшний день завод имеет пять фактических напрвлений деятельности: производство гусенечных комбайнов; производство гусенечных ходовых частей; производство запасных частей к гусенечным комбайнам; производство сельскохозяйственного оборудования; производство деталей, углеподготовки. Вся дальнейшая деятельность «Дальсельмаша» ориентируется на реальное документирование рыночного спроса. Главными направлениями ОАО «Дальсельмаш» на ближайшие годы (2004-2008) являются: производство гусенечных ходовых частей ко всем видам комбайнов; производство и сборка непосредственно самих комбайнов; наращивание объемов выпуска деталей углеподготовки); производство энергетического оборудования (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан и др.), а также станкостроение, электротехническая промышленность, транспортное машиностроение.

Металлообрабатывающая промышленность представлена следующими предприятиями:

ОАО «Хабаровский станкостроительный завод» - металлорежущие и деревообрабатывающие станки широкой номенклатуры.

ОАО Завод «Дальэнергомаш» (Хабаровск) – гидравлические, паровые, газовые турбины, насосы, вентиляторы, компрессоры, задвижки для трубопроводов большого диаметра.

ОАО Завод «Дальдизель» (Хабаровск) – судовые дизели и дизелегенераторы широкой номенклатуры.

ДАО ПО «ПОДМА» (Комсомольск-на-Амуре) – мостовые и козловые подъемные краны, серийные и по заказам потребителей.

КГУП «Амурский кабельный завод» (Хабаровск) – кабели силовые, телефонные, судовые, сигнально-блокировочные, провода неизолированные, обмоточные, установочные и др.

ОАО «Электротехнический завод» (Комсомольск-на-Амуре) – аккумуляторные батареи для двигателей внутренноего сгорания.

Черная металлургия

Продукция которой явно недостаточно для нужд Дальнего Востока, представлена главным образом в Хабаровском крае - АО «Амурметалл» в Комсомольске-на-Амуре. Оно образовалось 25 февраля 1997 года. Здесь производится переработка лома черных металлов в сортовой и листовой прокат. В настоящее время разработан план технико-экономического развития предприятия до 2009 года, основная задача которого создать на Дальнем Востоке современный, высокорентабельный, высокоприбыльный электрометаллургический завод с объемом производства более 2 млн. т жидкой стали в год; ОАО «Амурсталь-профиль», где организовано производство гнутых профилей, дорожных ограждений и электросварных прямошовных водогазопроводных труб диаметром до 53 мм.

Промышленность строительных материалов

развивается практически на всей территории Дальневосточного федерального округа, однако больше всего в Приморском и Хабаровском краях, а также Республике Саха. Несмотря на наличие цементных заводов, заводов железобетонных конструкций, предприятий по производству кирпича и пр., эта отрасль не обеспечивает полной мере потребности района.

Легкая промышленность

наиболее развита в Хабаровском крае, а также в Амурской области и Приморском крае. Она предоставлена швейной (Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Якутск, Магадан), трикотажной (Биробиджан), хлопчатобумажной (Благовещенск), кожевенно-обувной (Уссурийск) отраслями. Однако большая часть товаров широкого спроса завозится из других районов России из-за рубежа.

Топливно-энергетический комплекс Дальнего Востока вносит свой вклад в развитие электроэнергетики и топливной

промышленности России. В основе топливного баланса района лежит каменный и бурый уголь, суммарная добыча которого оставляет 12% от добычи угля в России. Наибольшее количество угля добывается в Приморском крае (Артем, Партизанск), Республике Саха (Нерюнгри), а также в Амурской (Райчихинск) и Сахалинской областях.

Добыча природного газа составляет 0,5% от российской добычи. При этом газ добывается лишь в Сахалинской области и Республике Саха. Добытая главным образом на Сахалине нефть составляет лишь 0,46% нефти страны. В целом по развитию топливной промышленности выделяются Республика Саха, Хабаровский край, Сахалинская область, а также Амурская область.

Электроэнергетика района предоставлена Нерюнгринской, Якутской, Хабаровской, Владивостокской, Петропавловск-Камчатской и другими теплоэлектростанциями; Зейской, Колымской и другими электростанциями; Билибинской АЭС и Паужетской геотермальной электростанцией на Камчатке. В целом электроэнергетика наиболее развита в Амурской, Магаданской и Камчатской областях.

Химическая и нефтехимическая

промышленность размещена лишь в Хабаровском крае (Хабаровск) и Приморском крае (Комсомольск-на-Амуре), куда нефть поступает из Сахалинской области. Выделяется предприятие «Дальхимпрм», которое, выпускает изделия из пластмасс; материалы лакокрасочные; пленки полиэтиленовые; синтетические моющие средства; чистящие средства; товары бытовой химии; парфюмерно-косметическую продукцию; лаки на конденсационных смолах, краски, эмали, грунтовки, шпаклевки. Объемы производимой продукции явно недостаточны для удовлетворения потребностей района.

Науру
Республика Науру, государство на одноименном острове в юго-западной части Тихого океана (0°30¢ ю.ш. и 166°55¢ в.д.). Остров Науру – коралловый атолл, приуроченный к вершине вулкан...

Территориальная структура промышленности:

Масштабы и структура промышленности Дальнего Востока характеризуются большими различиями. Самыми развитыми и разносторонними в индустриальном отношении являются Приморский и Хабаровский края и Амурская область. В структуре промышленности Приморского края наиболее высокий удельный вес занимает рыбная промышленность, Хабаровского - машиностроение, Амурской области - промышленность по переработке местного сельскохозяйственного сырья. Кроме того, в южной части района большое развитие получила лесная промышленность, значительное - топливно-энергетическая, а также легкая, промышленность строительных материалов и горнорудная. В этой же части района сформировались и наиболее крупные индустриальные центры и морские порты: Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Биробиджан, Уссурийск, Арсеньев - главным образом как центры машиностроения, лесной и пищевой промышленности; Владивосток и Находка - как крупнейшие морские порты и центры рыбной промышленности и ее технического оснащения, а также судоремонта. Одновременно с этим для территориальной структуры промышленности южной части, как и всего района, характерно наличие здесь многочисленных поселков городского, а также промыслового типа, по количеству последних в целом Дальний Восток занимает первое место. Большинство таких поселков представляют собой железнодорожные станции, речные пристани, лесозаготовительные, рыбопромысловые и горнорудные базы.

В структуре промышленности сахалинской и Камчатской областей на долю рыбной промышленности приходится соответственно более 1/2 и 3/4 всей производимой в них промышленной продукции. Вслед за Приморским краем эти области являются крупнейшими рыбными базами на Дальнем Востоке. В Сахалинской области, кроме того, развиты лесная и топливная индустрия. Предприятия всех этих отраслей рассредоточены по многим малым городам и многочисленным промысловым поселкам, расположенным почти исключительно в приморских районах и на островах. Крупным индустриальным центром на Сахалине является только Южно – Сахалинск. В Камчатской области помимо рыбной промышленности заметное развитие получили судоремонт и лесная промышленность, которые (кроме лесозаготовок) в основном концентрируются в Петропавловске – Камчатском поселков в сравнении с другими областями очень мало.

Своеобразна структура промышленности на севере - в Магаданской области и Республике Саха (Якутия). Это главные горнорудные районы Дальнего Востока. На долю горнорудных отраслей здесь приходится около половины всей производимой промышленной продукции. В Магаданской области, кроме того, развиты ремонт горной техники с выпуском для нее ряда запасных частей, а также рыбный и зверовой промыслы; в Якутии - лесная и пищевая (рыбная и по переработке местного сельскохозяйственного сырья) промышленность. В северной части Дальнего Востока сформировалось только два крупных индустриальных центра: Якутск - один из старейших городов Сибири и Магадан - новый город, созданный в 1930-е годы. Как для Якутии, так и для Магаданской области с их очаговым освоением ценных недровых ресурсов характерно наличие многочисленных промысловых поселков, особенно горнорудной промышленности .

Агропромышленный комплекс: В комплексном развитии Дальнего Востока важная роль принадлежит сельскому хозяйству. Основные сельскохозяйственные угодья здесь расположены в Среднем Приамурье, Приуссурье и на Приханкайской равнине, на их долю приходится 95% посевной площади района. Вся посевная площадь Дальнего Востока составляет менее 2 млн. га, в том числе под зерновыми культурами занято 36-37%, под соей - 20, под картофелем и овощами - 10-12, под кормовыми - до 32%.

Среди зерновых распространены пшеница, ячмень, овес и гречиха, но урожайность этих культур пока остается ниже среднероссийской. Здесь мало вносится удобрений под их посевы. К тому же трудности уборки, связанные с повышенной влажностью почв и атмосферы, часто ведут к большим потерям выращенного зерна. Примерно половина потребности Дальнего Востока в зерне удовлетворяется за счет ввоза из Сибири и Казахстана. На Приханкайской низменности выращивается рис, но его посевы пока невелики. Здесь, а также на Приуссурийской низменности рельеф плантаций достаточно продолжительный и теплый вегетационный период, плодородные почвы благоприятствуют расширению рисосеяния.

Дальний Восток - единственный в стране район производства сои. В южной части района всюду выращиваются картофель и овощи. Население Приморского края и Амурской области полностью обеспечивается этими продуктами за счет местного производства, но в целом по району потребности населения в этих культурах пока еще удовлетворяются не полностью. Перед районом ставится задача обеспечения населения картофелем и овощами местного производства.

На Дальнем Востоке разводят крупный рогатый скот, свиней и оленей. По разведению крупного рогатого скота и свиней выделяются Приморский край и Амурская область, оленей - Якутия, Магаданская и Камчатская области, Чукотский автономный округ. Однако в целом животноводство развито слабо, незначительна численность скота, его продуктивность ниже среднероссийской. По мясу и молочным продуктам за счет местного производства потребности населения удовлетворяются примерно на 1/3. Большая часть этой продукции завозится из Сибири и Казахстана.

В перспективе намечается полностью обеспечить население свежими молочными продуктами и свежим мясом. Дальневосточный район располагает возможностями, как для интенсивного, так и для экстенсивного расширения сельского хозяйства.

Дальневосточная тайга, главным образом горные районы, богата пушным и другим промысловым зверем. Охотничий промысел и звероводство особенно развиты в северных районах, по всему Сихотэ-Алиню и на Сахалине. Организованы звероводческие фермы по разведению соболей, песцов, серебристо-черных лисиц, кабарги и изюбра.

Из отраслей пищевой промышленности (кроме рыбной) на Дальнем Востоке сохраняет большое значение мукомольная, развивающаяся в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях. Здесь же размещаются предприятия маслодельной, сыродельной, молочной, мясной, кондитерской, сахарной (Уссурийск) и других отраслей. Однако пищевая промышленность района еще далеко не обеспечивает рыночный спрос. Значительная часть продукции пищевой индустрии завозится из Сибири и Европейской России. Создана крупная маслобойная промышленность по переработке соевых бобов в Уссурийске и Хабаровске, часть ее продукции вывозится за пределы района. Намечены проекты расширения и строительства разнообразных пищевых предприятий, прежде всего мясокомбинатов, которые на севере района будут использовать возросшее поголовье оленей, на юге - мясной скот; расширяется сеть городских молочных заводов.

Экономические связи: Ввоз грузов на Дальний Восток значительно превышает их вывоз. Сюда поступают в массовых количествах нефтепродукты, металл и хлебные грузы, составляющие вместе почти 2/3 ввоза, а также машины и технологическое оборудование, промышленные товары массового потребления, соль, минеральные удобрения. Основную часть вывоза составляют лес и пиломатериалы, рыбопродукты, обогащенные руды цветных металлов, фанера, бумага и некоторые другие промышленные изделия. Примерно 4/5 ввоза и вывоза Дальнего Востока приходятся на восточные районы России. В 1990-е годы как ввоз, так и вывоз по Дальнему Востоку значительно сократились. Это препятствует усилению роли Дальнего Востока в межрайонном разделении труда, укреплению комплексности его хозяйства и прогрессивной тенденции рыночных отношений.

Перспективное развитие Дальнего Востока предусматривает:

Резкое наращивание темпов роста отраслей специализации;

Создание наилучших материально-бытовых условий для дальнейшего увеличения притока населения и закрепления кадров, в частности, приоритетное опережающее развитие социально-бытовой инфраструктуры;

Формирование высокоэффективной рыночной экономики (включая организационные структуры);

Ускоренное развитие производств для экспорта;

Формирование на Дальнем Востоке крупной экспортно-импортной базы;

Расширение торгово-экономических связей с соседними странами.

Этому содействует долгосрочная Президентская программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, а также создания свободных экономических зон в районах города Находки, на о. Сахалин.

Также планируется:

– обеспечить стабилизацию действующих мощностей на уровне порядка 50% износа;

– обеспечить снятие всех ограничений на подключение новых потребителей за счёт расширения существующих сетевых мощностей;

– обеспечить отсутствие дефицита генерирующих мощностей в условиях продолжающегося роста электропотребления;

– обеспечить надёжность функционирования ЕЭС России;

– нормализовать ситуацию в регионах пиковых нагрузок к 2009 году.

Для целей подготовки программы при участии РАО «ЕЭС России» был проведён анализ роста потребления на период до 2010 и 2015 годов. В основу анализа положена информация о планах развития ряда отраслей промыш­ленности, а также конкретных планах крупнейших корпораций РФ.

Что же касается Амурской области, то 19 июля 2006 года состоялась пресс–конференция на тему «Инвестиции в амурскую энергетику». По словам генерального директора ОАО «Амурэнерго» Ю.А. Андреенко, главные влоанна - это вторая очередь Благовещенской ТЭЦ, новый котёл и турбина. Кроме них в Благовещенске необходимо завершить строительство третьей очереди тепломагистрали, так как уже сейчас при интенсивной за­стройке центральной части областного центра ощущается дефицит тепла. Если говорить о России, то в четырнадцати регионах значительно увеличилось электропотребление. Расчеты на модели перспективного развития ТЭК Дальнего Востока показывают, что если основные энергосырьевые экспорториентированные проекты включить в долгосрочную производственную программу, то развитие добычи только первичных ТЭР может превысить в 2020г. 190млн. тут, а нетто – выработка электроэнергии – 92 млрд. кВт ч (табл.6)

Дальневосточный Федеральный округ - наиболее удалённый регион Российской Федерации. В него входят десять территориальных единиц, в числе которых Сахалин, Якутия, Камчатский край и Амурская область. Регион граничит с Кореей, Японией, США и КНР.

Активное заселение земель началось в XIX веке, хотя известно о множестве народностей, проживавших на территории современного региона ещё с Каменного Века. Сегодня на территории Дальневосточного округа создан внушительный промышленный комплекс. Не меньшим размахом отличается и демографическое разнообразие.

Население Дальнего Востока

Дальний Восток отличается малой заселенностью. На площади в 6169.3 тыс. кв. км (39% площади страны) проживает порядка 7,6 млн человек (немногим более 5% населения России). То есть, средняя плотность населения составляет 1,2 человека на квадратный километр. Для сравнения плотность населения в Центральной России - 46 человек на кв. км. Однако население распределено по регионы крайне неравномерно. К примеру, Приморский край и южный Сахалин отличаются плотностью в 12 чел. на кв. км, этот же показатель в Камчатской или Магаданской области колеблется между 0,2 и 0,3.

Демографическая ситуация в регионе отличается отрицательной динамикой, однако стремительное развитие агропромышленного комплекса провоцирует механический прирост населения, а вместе с ним и естественный. Основную часть населения дальнего востока составляю русские, украинцы, татары и евреи.

Но особого внимания достойна плеяда коренных народностей: нанайцев, алеутов, эвенков, чукчей, эскимосов и множества других. Упомянутое ранее стремительное развитие промышленности отрицательно сказывается на численности представителей коренных народов. Среда обитания и традиции постепенно рушатся под воздействием промышленности и культуры россиян.

Промышленность Дальнего Востока

Земли Дальнего Востока - богатый кладезь природных и ископаемых ресурсов. Ведущие позиции в агропромышленном комплексе региона занимают три отрасли: добывающая, лесная и рыбная. Добывающая промышленность ориентирована на добычу, обогащение и, частично, переработку руд цветных металлов. С дальнего Востока в Европейскую Россию и на экспорт поставляется олово, ртуть, свинец, цинк, вольфрам. Особо примечательны объемы добычи золота, серебра и алмазов. На данный момент в активной разработке находится 827 месторождений полезных ископаемых по всему региону. В Магаданской области и Якутии добыча полезных ископаемых составляет 60% от всей промышленности.

Огромные просторы региона - место, где хранится порядка четверти всех запасов российской древесины или 20 млрд. кубометров. На этих материалах работает множество отраслевых предприятий, производящих бумагу, мебель, фанеру. Основной вывоз лесоматериалов приходится на Хабаровский и Приморский край, Амурскую область, Сахалин и Якутию.

Дальний Восток лидирует среди остальных регионов страны по ловле рыбы и добыче морепродуктов. Консервированная дальневосточная продукция хорошо известна на территории России и далеко за её пределами. Среди основных видов промысловых рыб особо активно добываются сельдь, минтай, тунец, лососёвые. Кроме того, активно ведётся вылов крабов, гребешков, мидий, кальмаров, переработка икры, морской капусты.

Сельское хозяйство Дальнего Востока

Климат дальневосточного региона разнообразен, но ни арктический, ни субарктический, ни морской климат не подходит для полноценного развития сельского хозяйства. Однако, на юге региона, в Приморском крае и Амурской области размещается порядка 2% российской пашни. Здесь активно выращивается зерновые культуры (рис, пшеница, овёс) плодовые и овощные культуры. Особо следует отметить выращивание сои.

Животноводческий сектор сельского хозяйства представлен мясомолочным скотоводством и свиноводством. В северных областях региона активно развивается оленеводство и звероводство.

Проект по географии

«Выделение индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.»

Руководитель : Борщ Елена Александровна, учитель географии МБОУ СОШ № 73 г. Ульяновска

Введение

Глава1. Дальний Восток- опорный край державы

Глава2. Виды центров

А. Индустриальные

Б. Транспортные

В. Научные и финансовые

Г. Оборонные

Глава3 Исследовательская часть

Заключение
Литература

Введение

Актуальность темы моего исследования объясняется тем, что в ней отражается необходимость и своевременность решения исследуемой проблемы для дальнейшего развития Дальнего Востока.Знания по этой теме необходимы для изучения экономики Дальнего Востока в курсе географии 9 класса "Хозяйство России".

Знакомство с самым отдалённым районом России- Дальним Востоком;

Формирование навыка работы с географическим атласом, энциклопедией, прессой,интернетом;

Дать представление о природных ресурсах Дальнего Востока, об экономике, транспортной системе, научных и оборонных центрах;

Воспитание чувства гордости за свою страну;

Знать: исторические факты, важные события, происходящие в данном районе.

Методы: статистический, работа с источниками интернета и ИКТ, работа с материалами СМИ,методы анализа и синтеза.

Подготовительный,

Основной,

Творческий.

Ожидаемый результат:

1) образовательный:

а) получение знаний о географическом положении Дальнего Востока, об индустриальных, транспортных, научных и оборонных центрах;

б) повышение качества географических, экономических знаний;

в) приобретение умений работы с различными источниками информации: интернетом, печатной литературой;

г) повышение качества знаний и мировоззрения.

2) воспитательный:

а) формирование интереса и любви к каждому уголку нашей необъятной Родины (в данном случае к Дальнему Востоку);

б) стремление понять и раскрыть особенности этого региона.

3) коммуникативный:

Умение вести исследовательскую деятельность: собирать, правильно записывать, классифицировать материал данного проекта.

Формы подведения итогов:

Ознакомление с печатными материалами с их дальнейшими обсуждениями;

Участие на школьных, районных конференциях с докладами, научными статьями;

Глава1. Дальний Восток - опорный край державы

Дальний Восток, имея выгодное географическое положение и огромные запасы природных ресурсов, играет одну из важных ролей в политике России. Дальний Восток уже не одно столетие притягивает внимание иностранных государств, поэтому сегодня является особенно актуальным знание истории закрепления границ тихоокеанского побережья Российской Федерации.На территории региона располагаются республика Саха-Якутия, Хабаровский край, Приморский край, Амурская, Сахалинская, Камчатская и Магаданская области. По ряду основных характеристик (экономико-географическому положению, природным ресурсам, условиям их освоения, специализации хозяйства) выделяют два подрайона: Север (Якутия-Саха и Магаданская область) и Юг (Хабаровский и Приморский края, Амур-ская, Сахалинская и Камчатская области). Дальневосточный Юг гораздо более благоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории, составляющей около 30% площади всего региона, проживает 80% его жителей. Север, напротив, отли-чается суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных полезных ископаемых - главная специализация района, определяющая его место в хозяйстве России. Промыш-ленные очаги, связанные, в основном с добычей полезных ископаемых, значительно удале-ны друг от друга.Существуют два наиболее важных фактора, которые определяют положение Дальнего Востока в системе российских регионов.

Прежде всего - особое экономико-географическое положение региона. Для него характерны отдаленность от основных, наиболее обжитых и развитых районов страны, а так же окраинность и ограниченность контактов с единственным соседом - Восточной Сибирью.

Второй фактор - мощный ресурсный потенциал. Дальний Восток относится к числу наиболее богатых регионов России. Это дает ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций.

Развитие районов Дальнего Востока на протяжении многих лет жестко регулировалось из центра в целях обеспечения обо-ронной безопасности государства, большинство районов региона были закрытыми зонами, поскольку здесь в течение многих лет создавался значительный потенциал для нужд ВПК. В результате длительное время указанные регионы в экономическом отноше-нии были в значительной степени оторваны от стран АТР, от сво-их ближайших соседей. За последние годы на фоне динамично развивающейся экономики многих стран АТР дальневосточный регион России в силу ряда причин оказался в положении от-стающего.

Глава2. Виды центров Дальнего Востока
А. Индустриальные центры

Дальний Восток- часть великого Тихоокеанского Рудного пояса, в котором во время мезозоя образовались богатые месторождения золота, руд, редких и цветных металлов, а также горючие ископаемые- нефть, уголь. К Дальнему Востоку относится и Камчатка- страна природных контрастов. Горы, действующие и потухшие вулканы, обширные долины и низменность, горные и равнинные реки, холодные и горячие минеральные источники - все это и есть Дальний Восток. Важные промышленные центры Дальнего Востока - Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Якутск, Петропавловск- Камчатский. Комсомольск-на-Амуре - крупнейший промышленный центр дальневосточного региона. Градообразующие предприятия: авиазавод, судостроительный, нефтеперерабатывающий, металлургический заводы. Нефтепровод и газопровод с Сахалина. Транспортный узел на Байкало-Амурской магистрали и автодороге регионального значения; речной порт. Имеются технический и педагогический университеты.

Владивосток - крупнейший город и порт на Дальнем Востоке России, административный центр Приморского края, конечный пункт Транссибирской магистрали.Промышленность Владивостока ориентирована на машиностроение, приборостроение, энергетику, выпуск строительных материалов. Во Владивостоке находятся заводы:“Владивостокский судоремонтный завод” - крупное судоремонтное предприятие Владивостока. “Холдинговая компания Дальзавод” - предприятие по судоремонту, судостроению, общему и судовому машиностроению.Завод “Металлист” - производящий насосы и различные металлоконструкции для нужд сельского хозяйства.“Инструментальный завод” - предприятие машиностроения, производитель плашек и метчиков.Владивосток - крупнейшая база рыбного промысла и добычи морепродуктов.

Благовещенск - административный центр Амурской области. В городе имеются крупные предприятия:“Амурский металлист” - выпускает горно-шахтное оборудование“Судостроительный завод”- выпускает морские буксиры и сейнеры. “Маломырский рудник” - золотодобывающее предприятие.

Хабаровск - административный центр Дальневосточного федерального округа РФ и Хабаровского края. Крупный экономический, транспортный, политический и культурный центр Дальнего Востока.Промышленный комплекс Хабаровска представлен главным образом предприятиями машиностроения, энергетики, химической, пищевой и лесоперерабатывающей промыш-ленности. “Дальдизель” - машиностроительный завод по производству судовых двигателей.“Хабаровский танкостроительный завод” - производство металлорежущих станков.“Дальэнергомаш” - предприятие, работающее в области компрессоростроения.“Авторемлес” - производство станков и оборудования для предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности.“Аркаим-МеталлКонтрукция”- производство профнастила, металлургический конструкций, стеновых и кровельных панелей.“Завод металлоизделий” - производство металлоизделий для строительной индустрии.“Артель старателей Амур” - добыча драгоценных металлов: золото и платина.

Южно-Сахалинск - административный центр Сахалинской области, крупнейший транспортный узел на острове: место пересечения автодорог регионального значения, железнодорожная станция и аэропорт. Имеются Сахалинский государственный университет и Сахалинский научный центр ДВО РАН. В Южно-Сахалинске находятся:“Сахалинэнерго” - крупнейшая энергокомпания на Востоке России, “Эксон Нефтегаз Лимитед”, “Сахалин Энерджи”, “Газпром”, “Роснефть”. Среди промышленных предприятий города - цементный завод, заводы строительных материалов, “Стройдеталь”,тепловозо-вагоноремонтный, мебельная фабрика и другие.Электричество генерируется на крупнейшей на Сахалине Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. Причины создания предприятий - выгодное ЭГП этих городов.

Б. Транспортные центры

Через территорию Дальнего Востока проходят сухопутные, морские и воздушные пути, обеспечивающие сообщение Западной Европы со странами СВА и АТР.Транспорт играет исключительную роль в развитии Дальнего Востока ввиду его географического положения и особого уклада территориальной организации производства. Регион имеет протяженную границу с Китайской Народной Республикой и Монголией, незамерзающие морские порты на востоке, крупные транспортные артерии - Транссибирскую и Амурскую магистрали. Все это создает благоприятные условия для развития экономического сотрудничества зарубежными странами, прежде всего со странами Азиатско-Тихоокенского региона. Железнодорожная транспортная инфраструктура Дальнего Востока - это, прежде всего, Транссиб - самая протяженная в мире железная дорога.

На протяжении 5,6 тыс. миль дальневосточного побережья расположены 32 морских порта, включая 22 торговых, 10 рыбных, а также около 300 небольших портов и портовых пунктов.Наиболее важными портами являются: Владивосток, Находка, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Благовещенск. Морской транспорт - практически единственный путь доставки туда грузов.

Главные транспортные ворота Магадана - морской торговый порт, через который поступает основной поток грузов. Единственным специализированным предприятием речного транспорта в бассейне реки Колыма является “Колымская судоходная компания”.Вблизи города Магадан находится международный аэропорт”Магадан” (Сокол). Аэропорт принимает все типы пассажирских авиалайнеров и тяжёлые транспортные самолёты.

Морской порт Петропавловска-Камчатского осуществляет перевалку различных грузов, в том числе рыбопродукцию, круглый лес и пиломатериалы, хлебные грузы, цемент в мешках, контейнеры, колесную технику и оборудование, соль, металлы, уголь, различные каботажные и нефтеналивные грузы и др. Среди импорта преобладают зерно, цемент и рефрижераторные грузы. С остальными городами России Петропавловск-Камчатский связан воздушным и морским сообщением. Аэропорт Елизово, обслуживающий город, является международным: помимо регулярных рейсов в ряд российских городов, 2012 года выполняются также рейсы в Китай и США. Выполняются также внутренние рейсы в Озерновский, Усть-Камчатск, Никольское, Палану, Оссору и др.

Порт Находка. Крупнейший оператор порта - “Евраз- Находкинский морской торговый порт” - ориентирован на экспорт продукции металлургических предприятий холдинга “Евраз” - черных металлов, а также каменного угля. В бухте Новидцкого действует оператор нефте-наливного терминала “Роснефть - Находканефтепродукт” - один из крупнейших в России. Компания “Находкинский морской рыбный порт”, несмотря на традиционное название, переваливает в основном сухие грузы, доля переработки рыбы составляет менее 10%. Предприятия судоремонта представлены “Находкинским судоремонтным заводом” и “Приморским заводом”, также занятым перевалкой каменного угля на свободных причалах. Порты Восточный, Находка и Железнодорожные станции узловой станции Находка образуют крупнейший транспортный узел на Дальнем Востоке России - “Восточный - Находка”. Совокупный грузооборот двух портов Находки в 2012 году составил 59,7 млн. тонн (около 11% грузооборота портов России). Основными экспортными грузами являются уголь, нефть и металлы. Через станцию Находка осуществляется свыше 15% экспортных железнодорожных перевозок России.

Владивосток - город морской. Он расположен на полуострове Муравьёва-Амурского между Амурским и Уссурийским заливами Японского моря. Владивостокский порт является базовой рыболовного рефрижераторного флотов. Здесь ведется активный промысел крабов, креветок, устриц, морских гребешков, кальмаров и морских водорослей. Кроме того, вблизи города в многочисленных бухтах базируются главные силы военно-морского Тихоокеанского флота.Владивосток - последний пункт Транссибирской магистрали, открывшей прямое железнодорожное сообщение в 1903 году, город также связан Москвой, Санкт-Петербургом, Иркутском, Магаданом и другими городами России и мира авиалиниями. Владивостокский аэропорт “Артём” (44 км от Владивостока) способный пропускать до 700 пассажиров в час, а с учётом только что построенного международного терминала - до 800 пассажиров в час. По воздушным линиям Владивосток имеет прямую связь с 20 российскими городами.

Хабаровск - крупный транспортный узел на стыке водных, воздушных, железнодорожных и автомобильных коммуникаций. Через город проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, а также железнодорожная линия на Комсомольск-на-Амуре, соединяющая Транссиб с Байкало-Амурской магистралью. По объему железнодорожных, речных и автоперевозок город занимает первое место в регионе. В Хабаровске располагается управление Дальневосточной железной дороги, три депо, в границах города располагаются четыре железнодорожных станции. В 2009 году завершена реконструкция моста через Амур, в результате которой мост стал не только двухпутным железнодорожным, но и автомобильным. Город является связующей точкой федеральных автотрасс “Амур” (Чита - Хабаровск), а с 2012 года трасса “Уссури” (Хабаровск - Владивосток) и строящейся трассы “Восток” (Хабаровск - Находка).

Через речной порт Амурское речной пароходство осуществляют доставку грузов на север, осуществляются пассажирские речные перевозки по реке Амур, в том числе и в города соседнего Китая. Здесь же расположено крупнейшее производственное предприятие пароходства - Хабаровская ремонтно-эксплутационная база флота.

Авиаперевозки осуществляются через аэропорт Новый (имеет статус международного). Здесь проходят маршруты перелётов Япония - Европа.

Внутренний водный транспорт в регионе используется главным образом в бассейнах рек Амур и Лена. С открытием границ для торговли с Китаем Амур стал международной транспортной артерией. С российской стороны статус открытых портов приобрели Благовещенск, Поярково, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре. Дальневосточные экспортёры поставляют в соседнюю страну речной песок и прочие строительные материалы, древесину, удобрения. Из Китая ввозятся продовольствие и товары народного потребления. В будущем по Амуре и его правому притоку Сунгари планируется осуществлять транзитные перевозки грузов из Японии и Южной Кореи в Северные провинции Китая.

Приморский край занимает в транспортной системе РФ выгодное географическое положение, является регионом, через который пролегают транзитные торговые пути между Европой и Восточной Азией, между Северо-Восточной Азией и Северной Америкой. Здесь сходятся все транспортные развязки связывающие порты края, сухопутные пограничные переходы Россия-Китай, Транссиб и гострассу Владивосток - Хабаровск.

В. Научные и финансовые центры

Крупными административными центрами Дальнего Востока являются Владивосток,Хабаровск,Благовещенск.

Владивосток выделяется своим научным и культурным потенциалом. Здесь размещается Дальневосточное отделение Академии Наук России с 14 академическими институтами. Среди них - геологический, океанологический, биолого-почвенный, географии, автоматики и процессов управления и другие. Ученые Академии Наук занимаются комплексным изучением океана и Тихоокеанского рудного пояса, разрабатывают научные основы использования и охраны почв, растительности и животного мира, получения новых лекарственных препаратов, ведут исследования путей комплексного развития народного хозяйства в регионе. В городе работает много других научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских организаций.

Владивосток - студенческий город. Здесь действуют 9 высших учебных заведений, крупнейшие из которых - Дальневосточный государственный университет, Дальневосточный технический университет, Морская академия им. Г.И.Невельского, Академия экономики и управления и другие. Вузы города готовят капитанов дальнего плавания, врачей и педагогов, инженеров и научных работников, морских офицеров и специалистов в области коммерции. В числе средних специальных учебных заведений Владивостока - судостроительный, гидрометеорологический и энергетический техникумы, медицинское, музыкальное и педагогическое училища, множество профессионально-технических училищ.В культурной жизни города огромную роль играют его театры: Камерный, Драматический театр им. Максима Горького, действуют Приморская филармония, цирк, картинные галереи. Во Владивостоке находится старейшее краеведческое учреждение края - Приморский филиал Географического общества России. Природу и историю края изучают многочисленные музеи, накопившие за годы кропотливой работы многие тысячи экспонатов. Среди музеев особо выделяются своими фондами Приморский краеведческий музей им. Арсеньева, музей истории Тихоокеанского флота, музей океанографии и рыбного хозяйства, есть океанариум. Вблизи города располагается Морской заповедник. Владивосток является самым крупным историческим центром Приморья. В нем имеется более двухсот памятников. В архитектурном облике города смешалось старое и новое. Здания конца XIX - начала XX вв. соседствуют со зданиями, построенными в конце XX в. Сохранились и жилые дома - памятники русского деревянного зодчества конца XIX века. Несмотря на массированное градостроительство последних десятилетий, город по-прежнему сохраняет и отдельные исторические здания и целые улицы.

На сегодняшний день Хабаровск по праву считается столицей Дальневосточного региона. Это официально было признано, когда Хабаровск был назначен столицей Дальневосточного федерального округа. Этот выбор был сделан не случайно. Хабаровск является вторым по численности населения городом региона и четвертым в стране по занимаемой площади. Кроме того, что Хабаровск географически занимает центральное положение на Дальнем Востоке, здесь находиться наибольшее количество федеральных и региональных учреждений (Штаб Дальневосточного военного округа, Дальневосточное управление железной дороги, объединения Главдальстрой, Дальлеспром, Дальлесстрой и др.). Хабаровск сегодняшний - это крупнейший промышленный, транспортный, культурный и научный центр Дальнего Востока. В городе работает около 100 предприятий машиностроения, металлообработки, строительной, пищевой, легкой промышленностей и других отраслей. Город является крупнейшим транспортным узлом дальневосточного региона. Хабаровский железнодорожный узел - самый большой в регионе. Речной порт - один из крупнейших на Амуре. В городе насчитывается 23 хабаровских вузов и филиалов крупнейших вузов страны, 16 средних специальных учебных заведений и 17 профессиональных технических училищ и более 100 средних школ, что делает Хабаровск -образовательным центром на Дальнем Востоке. Хабаровск - центр культуры. Здесь функционирует 4 музея, 4 профессиональных театра, множество творческих организаций - писательская, композиторская, Союзы художников, театральных деятелей, кинематографистов, журналистов.

Благовещенск был и остается одним из крупнейших промышленно-культурных центров Дальнего Востока. Это современный город с промышленными предприятиями, высшими и среднеспециальными учебными заведениями, профессиональными училищами, с театрами, музеями, благоустроенными улицами и площадями, скверами и парками. В 4-х вузах и 15-и средних специальных учебных заведениях обучается соответственно более 15 тысяч студентов и около 12 тысяч учащихся.Педагогический, медицинский, сельскохозяйственный, политехнический институты. Два высших военных училища. Старейшее на Дальнем Востоке речное училище (1899). НИИ: Амурский комплексный Д. Востока, Всероссийский институт сои, Дальневосточный зональный ветеринарный, Дальневосточный проектно-технологический механизации и электрификации сельского хозяйства, физиологии и патологии дыхания Сибирского отделения АМН и др. Амурский областной гидрометеоцентр. С Благовещенском связаны жизнь и деятельность писателя А.А. Фадеева, художника А.Н. Яр-Кравченко, ученых В.Л. Комарова, М.И. Сумгина. Среди участников закладки города - генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв, геолог и палеонтолог Ф.Б. Шмидт; в Благовещенске бывали П.А. Кропоткин, Н.М. Пржевальский, А.П. Чехов и др.

Причина возникновения этих центров: благоприятные природные условия, наибольшая плотность населения на это территории.

Г. Оборонные центры

Военно-промышленный комплекс - система производств, научно-производственных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений, которые разрабатывают и производят военную технику, боеприпасы и оружие. Административные центры Дальнего Востока, которые входят в ВПК - Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Владивосток.

Комсомольск-на-Амуре - один из самых крупных индустриальных центров сосредоточения производств ВПК на Дальнем Востоке, в частности, Хабаровского края и один из крупнейших экономических центров России. Центр промышленной агломерации, включающей ещё город-спутник Амурск, а также более десяти населённых пунктов городского и сельского типов. Производственный потенциал города сосредоточен в высокотехнологичных отраслях машиностроения (авиастроение, судостроение, производство подъемно-транспортного и литейного оборудования), чёрной металлургии, нефтеперерабатывающей промышленности, электро и теплоэнергетики. Отличительной особенностью промышленности является высокий удельный вес обрабатывающих отраслей и оборонных производств. Авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина производит боевые самолёты марки “СУ”. Арсеньевская авиационная компания “Прогресс” (город Арсеньев, Приморский край) выпускает конкурентноспособные вертолёты военного значения. В Хабаровске находится военный аэродром “Терек”. Важнейший стратегический аэродром Хабаровского края состоящий из нескольких военных частей, ремонтных корпусов и собственно гарнизона. По всей территории аэродрома стоят вертолёты и самолёты различных модификаций и типов. Они постоянно совершают боевые и учебные вылеты.

Владивосток - важнейший стратегический пункт в Тихом океане. Во Владивостоке располагается Штаб Тихоокеанского флота. Тихоокеанский флот России, как составная часть Военно-Морского Флота и Вооружённых Сил России в целом, является средством обеспечения военной безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Для выполнения поставленных задач Тихоокеанский флот имеет в своём составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, сухопутные войска, части сухопутных и береговых войск.

В Амурской области вблизи посёлка Углегорск развёрнуто строительство космодрома Восточный. Космодром станет не только крупнейшим звеном аэрокосмической системы России, но и важным центром внедрения передовых научных разработок. Непосредственно на территории космодрома планируется строительство 10 технических и обеспечивающих площадок. Будут построены стартовый комплекс ракетоносителя среднего класса повышенной грузоподъемности (до 20 т) в составе двух пусковых установок, аэродром, кислородно-азотный завод, водородный завод, система электроснабжения, 115 км автомобильных и 125 км железных дорог, включая железнодорожную ветку от ст. Ледяная. В ближайшей перспективе здесь будет работать более 10 тыс. человек, а в перспективе население города, обслуживающее космодром, вырастет до 30 тыс. человек. Создание космодрома Восточный будет способствовать решению технических и экономических задач развития российской аэрокосмической отрасли, усилению технологических и геополитических позиций России в АТР. Реализация проекта станет дополнительным стимулом социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, придаст импульс фундаментальным и прикладным исследованиям в сфере изучения космоса, создания новых материалов и видов топлива, в биологии, физике, химии, информатике и других областях науки.

Причина возникновения: приграничное положение.

Глава3 Исследовательская часть

Результаты исследования:

Я провёл анкетирование среди учеников 9А класса по теме "Что ты знаешь о Дальнем Востоке?" и сделал соответствующие выводы. Мной была разработана анкета с семью вопросами, которые позволили получить и обработать информацию. Всего было опрошено 10 человек.

Задавались следующие вопросы:

1. Какой город является столицей Дальнего Востока?

А) Благовещенск

Б) Южно-Сахалинск

В) Хабаровск

Г) Владивосток

2. Главная водная артерия Дальнего Востока - река …. ?

3. Какой город является главным морским портом Дальнего Востока?

А) Советская Гавань

Б) Находка

В) Петропавловск - Камчатский

Г) Владивосток

4. Какая самая высокая сопка Дальнего Востока и России?

А) Якут - гора

Б) Ключевская

В) Орлиное гнездо

Г) Холодильник

5. Какое самое большое озеро Дальнего Востока?

А) Озеро Ханка

Б) Петропавловское

Г) Озеро Джека Лондона

6. Как называется остров Дальнего Востока на котором проходил САММИТ АТЭС-2012 года?

А) Сахалин

Б) Остров Путятина

В) Остров Русский

Г) Остров Врангеля

7. Какая область не имеет сухопутных границ?

А) Петропавловск-Камчатский

Б) Сахалинская

В) Хабаровск

Г) Владивосток

По результатам обработки анкет получены следующие данные:

Вопрос “Какой город является столицей Дальнего Востока?”

Вопрос “Какая главная водная артерия Дальнего Востока?”

На графике показано, что из опрошенных 10 человек, все 10 человек дали правильный ответ.По данным опроса все ученики знают, что главной водной артерией Дальнего Востока является река Амур.

Вопрос “Какой город является главным морским портом Дальнего Востока?”

Из графика видно, что из опрошенных 10 человек, 7 человек дали положительный ответ, а 3 человека ответили неправильно.

Вопрос “Какая самая высокая сопка Дальнего Востока и России?”

На рисунке показано, что из опрошенных 10 человек, все 10 человек дали правильный ответ.

Вопрос “Какое самое большое озеро Дальнего Востока?”

Из графика видно, что из опрошенных 10 человек, 6 человек дали положительный ответ, а 4 человека дали отрицательный ответ.

Вопрос “Как называется остров Дальнего Востока на котором проходил САММИТ АТЭС-2012 года?”

На графике показано, что из опрошенных 10 человек, 9 человек дали положительный ответ, только 1 человек дал неправильный ответ.

Вопрос “Какая область дальнего Востока не имеет сухопутных границ?”

Из графика видно, что из опрошенных 10 человек, все 10 человек дали правильный ответ.

На основании полученных результатов можно делать следующие выводы .

По данным исследования большинство учеников знает, что столицей Дальнего Востока является Хабаровск, главной водной артерией - река Амур, главным морским портом - город Владивосток, самой высокой сопкой - Ключевская, самое большое озеро - Ханка, остров, на котором проходил САММИТ АТЭС-2012 года - Русский и Сахалинская область не имеет сухопутных границ. Ученики 9А класса показали не плохие знания по географии России, а именно по Дальнему Востоку.

Заключение по проекту

Дальний Восток - потенциально важный регион России, но: нерациональное использование природных ресурсов, пассивное развитие промышленности, слабая заселённость региона вредят развитию Дальнего Востока.

Перспективы развития региона. Для обслуживания местных потребностей Дальнего Востока в определённых масштабах следует развивать более трудоёмкие отрасли промышленности: машиностроительную, металлообра-батывающую, лёгкую, пищевую. С ростом производительных сил региона возникают новые задачи, связанные с расширением производства сельскохозяйственной продукции, повышением степени развитости производственной и социальной инфраструктуры. Развитие Дальнего Востока на базе его богатейших природных ресурсов - это только общая основа. Принципиально, в настоящий момент наиболее перспективной видится инновационная модель развития экономики региона. Эта модель предполагает диверсификацию экономики с упором на развитие человеческого капитала, стимулировать возникновение новых видов деятельности, не допуская дальнейшую деградацию региона. Развиваясь по этому сценарию, регион сможет достигнуть сопоставимых и даже повышенных относительно «Концепции 2020» темпов роста, уровня ВРП на душу населения и преодолеть отставание, которое сложилось на настоящий момент.Что касается моего исследования, то я считаю,что изучать этот регион необходимо более подробно,т.к. Д. Восток- опорный край державы!!

При подготовке проекта использован интернет:

Рассказать друзьям