В проявляется противоречивость социального прогресса. Общественный прогресс и регресс

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Общественный прогресс внутренне противоречив. Эти противоречия можно разделить на три основных типа:

1. Глобальные противоречия , разрешение которых есть вместе с тем решение вопроса сохранения человеческой истории, укрепления цивилизации.

2. Региональные противоречия , суть которых состоит в том, что различные регионы Земли в геополитическом плане противостоят друг другу, пытаясь решить свои проблемы за счет других народов и государств. Так, развитый Север противостоит менее развитому Югу. Так называемый «золотой миллиард» противостоит остальной части человечества, чей уровень жизни на порядок ниже, чем у первых.

3. Внутригосударственные (внутринациональные) противоречия , выражающиеся, прежде всего, в противоречиях между трудом и капиталом. Это противоречие выражается в росте безработицы в ряде стран Запада: Франции, Германии, США и др. Нынешняя Россия в этом отношении не составляет исключения.

Все эти противоречия можно конкретизировать, выделив среди них:

А. «Демографический взрыв» . Ныне на Земле насчитывается примерно 6,5 млрд человек. Рост численности населения происходит в основном за счет народов Азии, Африки, Латинской Америки. Население Китая к концу XX столетия достигло 1,3 млрд человек. Приближается к миллиарду численность населения Индии. Наряду с этим сокращается численность народов европеоидной расы. Американские социологи уже бьют по этому поводу тревогу. П. Дж. Бьокенен считает, что в период с 2000 по 2050 гг. население земного шара возрастет до более чем 9 млрд человек, но за этот же период люди европейского типа будут исчезать. Если в 1960 г. они составляли четверть мирового населения, то в 2000 г. — только шестую часть, а к 2050 г. будут составлять десятую часть населения планеты.

Сокращение численности европеоидного населения и относительно благополучная жизнь Севера послужили толчком для массовой иммиграции других народов, прежде всего мусульманских, в европейские страны.

Увеличение численности населения Земли остро ставит проблемы кислорода, продуктов питания, пресной воды, жилищную и др. Возникает вопрос: какое количество людей может содержать Земля? По расчетам специалистов, каждому человеку для осуществления его жизнедеятельности необходимо пространство в 17,5 тыс. кв. м. Это означает, что на 1 кв. км могут проживать 57 человек, а на всей Земле - 5,7 млрд. Следовательно, уже сейчас планета наша перенаселена.

Б. «Проблема голода». Если «Север» более или менее обеспечил себя продуктами питания, то «Юг» страдает от недоедания. Это относится, прежде всего, к народам Африки, Азии, Латинской Америки и др. Ныне не менее 800 млн человек в мире живут ниже черты бедности. В это же время богатые страны Севера излишки продуктов, ради сохранения прибылей, просто уничтожают. В России, по словам Президента, четверть населения голодает.


В. «Энергетическая проблема» приобретает все большее значение. Энергетические ресурсы оцениваются числом лет, в течение которых данного ресурса хватит для производства энергии на современном уровне. Если брать оценку энергоресурсов по трем показателям - разведанные, возможные и вероятные, то угля хватит примерно на 600 лет, нефти — на 90, природного газа — на 50, урана, при нынешних реакторах на медленных нейтронах — на 27 лет. По информации Министерства природных ресурсов (МПР) России, запасы эффективных для разработки месторождений закончатся в стране через 10-15 лет. Разведка новых месторождений не производится, ибо разрушена геологоразведочная служба.

Г. «Экологические проблемы». Сжигание большого количества энергоресурсов ведет к интенсивному засорению атмосферы. На сжигание угля, нефти и газа ежегодно из атмосферы изымается 20 млн. т кислорода, взамен которого в нее вбрасываются сотни миллионов тонн углекислого газа и прочих ядовитых веществ. Предполагается, что в 2000 г. было вброшено в атмосферу не менее 105 млн тонн различных отходов от человеческой деятельности: углекислого газа, твердых частиц, нефтепродуктов, мелких частиц резины, асфальта и т. п.

Численность населения Земли растет, а площади пригодных для земледелия земель сокращаются. По разным оценкам, пахотная земля составляет от 13 до 15 млн кв. км. Но в результате застройки, горных работ, засоления почвы и опустынивания ежегодно теряется 50-70 тыс. кв. км ценных земель. В нынешней России бывшие пахотные земли, но сейчас заброшенные, зарастают кустарником и выбывают из культурного пользования. Все это вместе взятое ведет к тому, что количество культурной земли, приходящейся на одного человека, сокращается. Если в начале XX в. на одного человека приходилось 9 га, то к середине века — только 6, к концу века — около 3, сейчас же — не более 2 га.

Д. «Проблема глобализма». Ее суть состоит в том, что на основе современных достижений в областях науки, техники и высоких технологий, развитой системы информации и т. д. происходит сближение, единение народов, наций, стран независимо от имеющихся между ними различий. Глобализм представляет собой объективно-историческое явление, противостояние которому практически невозможно, да и не нужно.

Следует различать по своему содержанию понятия «глобализм» и «глобализация». Последнее означает процесс осуществления глобализма, во главе которого стоят США, навязывающие всему миру свое видение исторического развития народов и насильственно внедряющие его по всему земному шару. Более того, некоторые авторы говорят о существовании и действиях мирового правительства , в состав которого якобы входят руководители наиболее крупных транснациональных корпораций (ТНК), распространяющих свое влияние по всему миру.

Наряду с этими двумя категориями употребляется понятие «антиглобализм», выдвинутое представителями одного из социально-политических движений, именующими себя антиглобалистами . Они выступают не против глобализма как закономерного явления, но против глобализации, которая осуществляется американо-европейскими финансово-промышленны-ми и выражающими их стремления политическими кругами.

Идея о прогрессивном развитии вошла в науку в качестве секуляризованной (мирской) версии веры христиан в провидение. Образ будущего в библейских рассказах представлял собой необратимый, предопределенный и священный процесс развития людей, ведомых божественной волей. Однако истоки данной идеи обнаруживаются гораздо раньше. Далее разберем, что такое прогресс, какова его цель и значение.

Первые упоминания

Прежде чем говорить, что такое прогресс, следует дать краткое историческое описание появления и распространения этой идеи. В частности, в древнегреческой философской традиции есть рассуждения о совершенствовании существовавшей социально-политической структуры, развивавшейся от первобытной общины и семьи до древнего полиса, т. е. города-государства (Аристотель "Политика", Платон "Законы"). Чуть позже, в период Средневековья, Бэкон пытался применить концепцию и понятие прогресса в идейной области. По его мнению, накапливающиеся с течением времени знания все более обогащаются и совершенствуются. Таким образом, каждое следующее поколение способно видеть дальше и лучше, чем его предшественники.

Что такое прогресс?

Это слово имеет латинские корни и в переводе означает "успех", "движение вперед". Прогресс представляет собой направление развития поступательного характера. Для этого процесса характерным является переход к высшему от низшего, от менее к более совершенному. Прогресс общества - глобальное, всемирно-историческое явление. Этот процесс предполагает восхождение человеческих объединений от дикости, примитивных состояний к вершинам цивилизации. Этот переход основан на политико-правовых, нравственно-этических, научно-технических достижениях.

Основные компоненты

Выше описано, что такое прогресс и когда впервые стали говорить об этом понятии. Далее разберем его составляющие. В ходе улучшения развиваются следующие стороны:

  • Материальная. В данном случае речь идет о наиболее полном удовлетворении благ всех людей и ликвидации каких-либо технических ограничений для этого.
  • Социальная составляющая. Здесь речь идет о процессе приближения общества к справедливости и свободе.
  • Научная. В данном компоненте отражен процесс непрерывного, углубляющегося и расширяющегося познания окружающего мира, его освоение как в микро-, так и в макросфере; освобождение познания от границ экономической целесообразности.

Новое время

В этот период стали усматривать прогресса в естествознании. Свою точку зрения на процесс высказывал Г. Спенсер. По его мнению, прогресс - как в природе, так и в обществе - подчинялся всеобщему эволюционному увеличивающейся сложности внутреннего функционирования и организации. С течением времени формы прогресса стали просматриваться в литературе, всеобщей истории. Не осталось без внимания и искусство. В разных цивилизациях имело место разнообразие соц. порядков, которые, в свою очередь, обусловили разные виды прогресса. Была сформирована так называемая "лестница". На ее вершине находились наиболее развитые и цивилизованные общества Запада. Далее на различных ступенях стояли прочие культуры. Распределение зависело от уровня развития. Произошла "вестернизация" концепции. В результате появились такие виды прогресса, как "америкоцентризм" и " европоцентризм".

Новейшее время

В этот период решающая роль была отведена человеку. Вебер подчеркивал тенденцию рационализации всеобщего характера в управлении разнообразными Дюркгейм приводил другие примеры прогресса. Он говорил о тенденции социальной интеграции посредством "органической солидарности". Она основывалась на взаимодополнительном и взаимовыгодном вкладе всех участников социума.

Классическая концепция

Рубеж 19-20 веков именуется "триумфом идеи развития". В то время всеобщая уверенность в том, что научный и технический прогресс способен гарантированно обеспечивать непрерывное улучшение жизни, сопровождалась духом романтического оптимизма. В целом, в социуме существовала классическая концепция. Она представляла собой оптимистическую идею о постепенном освобождении человечества от страха и невежества на пути к все более рафинированным и высоким уровням цивилизации. Классическая концепция основывалась на понятии линейного необратимого времени. Здесь прогресс являлся положительно характеризуемой разницей между настоящим и будущим либо прошлым и настоящим.

Цели и задачи

Предполагалось, что описанное движение будет непрерывно продолжаться не только в настоящем, но и в будущем, несмотря на случайные отклонения. Достаточно широко было распространено в массах убеждение в том, что прогресс вполне можно сохранить на всех стадиях, в каждой основной структуре социума. В результате все должны были достичь полного процветания.

Основные критерии

Среди них чаще всего встречались:

  • Религиозное совершенствование (Ж. Бусе, Августин).
  • Увеличение научного знания (О. Конт, Ж. А. Кондорсе).
  • Равенство и справедливость (К. Маркс, Т. Мор).
  • Расширение индивидуальной свободы в комплексе с развитием морали (Э. Дюркгейм, И. Кант).
  • Урбанизация, индустриализация, усовершенствование техники (К. А. Сен-Симон).
  • Господство над природными силами (Г. Спенсер).

Противоречивость прогресса

Первые сомнения в правильности концепции стали высказываться после Первой мировой. Противоречивость прогресса состояла в появлении идей о негативных побочных эффектах при развитии социума. Одним из самых первых с критикой выступил Ф. Теннис. Он считал, что социальное развитие от традиционного к современному, индустриальному, не только не улучшило, а, напротив, ухудшило условия жизни людей. Первичные, непосредственные, личные социальные связи традиционного взаимодействия людей были заменены опосредованными, безличными, вторичными, исключительно инструментальными контактами, присущими современному миру. В этом, по мнению Тенниса, состояла основная проблема прогресса.

Усиление критики

После Второй мировой для многих стало очевидным, что развитие в одной сфере влечет негативные последствия в другой. Индустриализация, урбанизация, научный и технический прогресс сопровождались загрязнением окружающей среды. Что, в свою очередь, спровоцировало Появилась новая теория. Уверенность в том, что человечеству необходим непрерывный экономический прогресс, сменилась альтернативной мыслью о "пределах роста".

Прогноз

Исследователи просчитали, что при приближении уровня потребления разных стран к западным стандартам, планета может взорваться от экологической перегрузки. Концепция о "золотом миллиарде", в соответствии с которой обеспеченное существование на Земле может гарантированно получить только 1 млрд людей из обеспеченных государств, совершенно подорвала главный постулат, на котором основывалась классическая идея прогресса - ориентирование на лучшее будущее для всех живущих без исключения. Убеждение в превосходстве направления развития, по которому шла цивилизация Запада, господствовавшая в течение продолжительного периода времени, сменилась разочарованием.

Утопическое видение

Это мышление отражало весьма идеализированные представления о наилучшем обществе. По этому утопическому мышлению, надо полагать, также был нанесен мощнейший удар. Последней из попыток реализации такого типа видения мира стала мировая социалистическая система. При этом человечество на данном этапе не имеет в запасе проектов, "способных мобилизовать коллективные, всеобщие действия, захватив людское воображение", которые могли бы ориентировать социум на светлое будущее (эту роль весьма эффективно исполняли идеи социализма). Вместо этого сегодня имеют место или простые экстраполяции существующих тенденций, или катастрофические пророчества.

Размышления о будущем

Развитие идей о предстоящих событиях идет в настоящее время в двух направлениях. В первом случае определяется воцарившийся пессимизм, в котором просматриваются мрачные образы упадка, разрушения и дегенерации. Из-за разочарования в научно-техническом рационализме стали распространяться мистицизм и иррационализм. Рассудку и логике в той или иной сфере все чаще противопоставлены эмоции, интуиция, подсознательное восприятие. Согласно утверждениям радикальных постмодернистских теорий, в современной культуре исчезли надежные критерии, по которым миф отличался от реальности, безобразное от прекрасного, добродетель от порока. Все это указывает на то, что началась эпоха "высшей свободы" от морали, традиций, прогресса, в конце концов. Во втором направлении просматриваются активные поиски новых концепций развития, способных дать людям позитивные ориентиры на предстоящие периоды, избавить человечеств от необоснованных иллюзий. Постмодернистскими идеями была, главным образом, отвергнута теория развития в традиционной версии с финализмом, фатализмом и детерминизмом. Большая часть из них предпочла другие примеры прогресса - иные вероятностные подходы к развитию социума и культуры. Некоторые теоретики (Бакли, Арчер, Этциони, Валлерстайн, Нисбет) в своих концепциях трактуют идею как возможный шанс наступления улучшения, который может с определенной долей вероятности наступить, а может и быть незамеченным.

Принцип конструктивизма

Из всего разнообразия подходов именно эта концепция послужила теоретическим фундаментом для постмодернизма. Задача состоит в том, чтобы в повседневной нормальной жизнедеятельности людей отыскать движущие силы прогресса. По мнению К. Лэша, решение загадки обеспечивается уверенностью в том, что исключительно благодаря усилиям человека могут произойти улучшения. В противном случае задача просто неразрешима.

Альтернативные концепции

Все они, возникшие в рамках теории деятельности, весьма абстрактны. Альтернативные концепции апеллируют к "человеку в целом", не выказывая особенного интереса к культурным и цивилизационным различиям. В данном случае, по сути, просматривается новый тип общественных утопий. Он представляет собой кибернетическое моделирование социальных культур идеального порядка, просматривающихся через призму людской деятельности. Эти концепции возвращают позитивные ориентиры, определенную веру в вероятное прогрессивное развитие. Более того, они называют (хотя и на высокотеоретическом уровне) источники и условия роста. Между тем, альтернативные концепции не отвечают на основной вопрос: почему человечество, "свободное от" и "свободное для", в ряде случаев выбирает прогресс и стремится к "новому, активному социуму", но зачастую ориентиром для него служит декаданс и разрушение, что, в свою очередь, приводит к стагнации и регрессу. Если основываться на то вряд ли можно утверждать, что общество нуждается в прогрессе. Это объясняется тем, что нельзя доказать, будет ли хотеть человечество реализовывать свою созидательную способность в будущем. Ответы на данные вопросы отсутствуют и в кибернетике и системной теории. Однако их подробно разбирали религия и культура. В связи с этим, в качестве альтернативы конструктивистскому модернизму в теории прогресса может сегодня выступать социокультурный этикоцентризм.

В заключение

Современные российские философы все чаще возвращаются к "Серебряному веку". Обращаясь к этому наследию, они пытаются снова услышать самобытность ритмов национальной культуры, перевести их на научный строгий язык. По словам Панарина, биоморфная структура познания показывает человеку образ космоса как живой, органической целостности. Его пространство будит в людях мотивацию высшего порядка, несовместимую с безответственным потребительским эгоизмом. Сегодня отчетливо ясно, что современная социальная наука требует серьезного пересмотра существующих основных принципов, приоритетов и ценностей. Она может подсказать человеку новые направления, если он, в свою очередь, отыщет в себе достаточно сил воспользоваться ими.

Итак, общество развивается поступательно от низших форм своей организации к более высоким и совершенным. Однако прогресс никогда не выступает в чистом виде. Напротив, он всегда связан с определенными потерями, отступлениями, попятным движением в обратном направлении. Ж.-Ж. Руссо первым обратил внимание на противоречивость исторического прогресса, который, по его мнению, оказывает самое отрицательное воздействие на нравы людей и на жизнь общества в целом. Развитие науки и искусства, по Руссо, совместно с порождаемой ими роскошью, ведут к развращению нравов, к утрате добродетели, мужества и, в конечном счете, к гибели народов и государств. Он обращает внимание на то обстоятельство, что в ходе исторического развития прогресс в одних областях сопровождается регрессом в других. Обнаруживается вопиющий разрыв между развитием общества, успехами культуры и цивилизации, с одной стороны, считает Руссо, и положением народа, который своим трудом содержит все общество, а получает меньше всех, с другой. Позиция Руссо противоречива. В нем сталкиваются мыслитель и моралист. Как мыслитель он рисует поступательное движение в ряде важнейших областей жизни: в промышленности, земледелии, науке и т.д. Как моралист он переживает нищету народа и его бесправие, болеет за него всей душой. В результате - осуждение цивилизации, доходящее до отрицания прогресса в истории человечества.

Общество представляет собой сложный социальный организм, имеющий разные сферы (экономическую, социальную, политическую, духовную), каждая из которых имеет специфические законы функционирования и развития. Внутри каждой сферы происходят различные процессы, совершается разнообразная человеческая деятельность. Все эти процессы и все виды деятельности взаимосвязаны между собой и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, при определенных условиях развитие тех или иных процессов и видов деятельности может стать тормозом развития других видов деятельности.

Так, на протяжении веков происходил прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, сложным механизмам, автомобилям, самолетам, космическим ракетам, мощным компьютерам и сложным технологиям. Но прогресс техники и технологий привели к разрушению природы, создав реальную угрозу существованию человека как вида. Развитие ядерной физики не только позволило использовать новый источник энергии и создать атомные электростанции, но и мощное ядерное оружие, способное истребить все живое на земле. Использование компьютеров, с одной стороны, расширило возможности творческого труда, ускорило решение сложнейших теоретических проблем, а с другой - создало реальную угрозу здоровью людей, занятых длительной работой у дисплеев.

И, тем не менее, можно с уверенностью говорить о том, что общество, в конечном счете, движется по пути прогресса. Об этом свидетельствуют наиболее общие показатели общественного движения. Прежде всего, следует отметить, что от эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств производства, развития новейших технологий и совершенствования организации труда. Происходит постоянное совершенствование качества рабочей силы вследствие расширения научных знаний и производственных навыков, приобретаемых человеком в процессе социализации и профессиональной подготовки. Одновременно с развитием производительных сил идет рост объема научной информации.

Наука становится производительной силой и все активнее участвует в создании материальных ценностей. Наука включается в процесс производства по нескольким направлениям: 1) через технику, технологию и предметные условия производства; 2) через развитие созидательных способностей участников производства; 3) через принципы организации и управления производством и обществом в целом.

Под влиянием прогрессивного развития общественного производства совершенствуются и расширяются общественные потребности и способы их удовлетворения. Вследствие развития производительных сил происходит совершенствование производственных отношений, которые создают необходимые и достаточные условия для удовлетворения потребностей и интересов всех слоев современного общества.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет.. имени В Г Белинского.. Философия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философский смысл проблемы бытия
Понятие «бытие» вводится в философию Парменидом еще в VI в. до н.э. и с той поры становится одной из важнейших категорий философии, выражая проблему существования действительности в ее самом общем

Философское учение о материи
Понятие материи формировалось на протяжении всей истории философии. Сначала философы рассматривали материю как первооснову вещей. И в качестве такой основы называли воду, огонь, землю, воздух и т.д

Движение, пространство и время, как формы бытия материи
При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субст

Сознание как философская проблема
Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности, наблюдая факты обмороков, смерти. Долгое время считалось невозможным раскрытие тайны сознания. Создан

Становление диалектики как учения. Принципы диалектики
Слово «диалектика» ввел в философию древнегреческий Сократ еще в V в. до н.э. В истории философии выделяются три основные формы диалектики: 1) греческая философия, 2) немецкая классическая философи

Понятие «закон». Законы диалектики
Наука и исторический опыт человечества доказывают, что развитие природы, общества и мышления есть непрерывное движение от одного качественного состояния к другому. Качество

Категории диалектики
Категориями называют основные понятия, отражающие общие и существенные свойства, стороны, отношения и связи определенных классов явлений. Занимая важное место в структуре всякой науки, они концентр

Сущность познания. Объект и субъект познания
Познание - это обусловленный общественно-исторической практикой процесс отражения объективной действительности сознанием человека с целью получения и расширения знания. Источником познания выступаю

Проблема истины
Истина есть адекватное отражение предметов действительности в сознании человека. Истина - это научная система, имеющая свою структуру, которая включает объективность и субъективность, абсолютность

Диалектика чувственного и рационального познания
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последн

Методы и формы научного познания
В условиях бурного развития науки и превращения ее в непосредственную производительную силу все большее значение приобретает разработка логико-методологических проблем. В последние

Проблема антропогенеза
Проблема человека - это старая и вечно новая проблема. Человек стал предметом научного исследования еще в V в. до н.э., в философии софистов и Сократа, и с тех пор внимание к нему не ослабевает. Чт

Деятельность как способ существования человека
Понятие деятельности.Все явления и процессы общества являются продуктом человеческой деятельности, которая обеспечивает и определяет их возникновение функционирование и развитие. И

Личность как субъект общественной жизни
Когда говорят о личности, чаще всего имеют в виду отдельного человека. Но кроме понятия «личность» есть близкие к нему по содержанию категории «индивид», «индивидуальность». Словом «индиви

Общество как саморазвивающаяся система
Итальянский философ XVIII в. Д. Вико утверждал, что история общества тем отличается от истории природы, что первая создана нами, а вторая существует сама по себе, без участия человека. История обще

Общество и природа
Общество выступает как высшее порождение природы. Оно неотделимо от природы, не может существовать вне природы, выйти за ее границы. К. Маркс и Ф. Энгельс в связи с этим писали: «Мы знаем только од

Способ производства как материальная основа жизни общества
Современная экономика - это сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, готовых собственными усилиями строить свое материальное благополучие. Главная проблема экон

Социальная структура общества
Социальная структура есть совокупность относительно устойчивых, стабильных социальных общностей людей, определенный порядок их связей и взаимодействий. Основой функционирования и развития социально

Политика и политическая система общества
Политика - это сознательная деятельность государств, социальных групп и индивидов, направленная на достижение, укрепление и использование власти, защиту интересов определенных социальных субъектов,

Государство как основной элемент политической системы
Государство как особая форма организации общества возникает только на определенной стадии человеческой истории, при сравнительно высоком уровне развития общественного производства и общественных от

Культура как предмет философского анализа
Термин «культура» произошел от латинского слова и первоначально имел смысл возделывания, облагораживания земли. Культура стала пониматься как «возделывание», «совершенствование» человеческой души,

Культура как процесс
Культура не может существовать вне своего носителя – человека. Человек творит культуру, опредмечивая в продуктах материального и духовного производства, нормах и ценностях результаты своего собстве

Взаимодействие материальной и духовной культуры
Материальная культура включает в себя всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы быта, средства транспорта, связи и т.д.). Духовная культура охватывает сфер

Понятие прогресса
Многие ученые-обществоведы исходят из того, что в истории общества господствует прогресс, под которым понимают такой вид развития общества, который означает переход от менее совершенного общественн

Критерии прогресса
Вследствие сложности и противоречивости общественного прогресса особую важность приобретает вопрос о его критерии, т.е. основном признаке, благодаря которому можно различить стадии развития обществ

Эволюция и революция
Прогрессивное развитие общества осуществляется в двух основных формах - эволюции и революции. Эволюция - это медленное, постепенное количественное изменение существующих о

Смысл и направленность исторического процесса
Исследование проблем общественного прогресса неизбежно порождает вопрос: имеет ли исторический процесс какой-либо смысл и какую-то направленность? В философии истории сложилось два подхода к решени

Ступени развития человеческой истории. Формация и цивилизация
Представление о ступенях развития общества вызревало на протяжении длительного периода существования философии и науки. Еще в IV в. до н.э. древнегреческий философ Декеарх М

Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества
Формационный анализ социальной действительности строится на сравнении и оценке этапов развития общества, выявлении объективных законов его движения. К. Маркс в предисловии к первому тому «Капитала»

Понятие современного общества и тенденции его развития
В современной литературе выделяют несколько видов цивилизаций. Наиболее распространенным и признанным является выделение традиционную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации. Под

Происхождение и взаимосвязь глобальных проблем
Термин «глобальный», от латинского «глобус», т.е. Земля, Земной шар, означает общепланетарный характер тех или иных объективных процессов. Глобализация процессов означает не только то, что они охва

Проблема войны и мира
Самой острой и важной среди глобальных проблем является проблема мира. Предотвращение ядерной угрозы – не только жизненно важная проблема сама по себе, это необходимое условие решения всех других н

Угроза глобального экологического кризиса
Предотвращение угрозы ядерной войны – первое условие решения других глобальных проблем, на первое место среди которых выдвигается экологическая проблема, связанная с активным воздействием человека

Рост народонаселения и проблема продовольствия
Человечество увеличивается со скоростью десять тысяч человек в час. Причем скорость движения, т.е. прирост населения, постоянно возрастает. В античную эпоху темп годового прироста составлял 0,1%, в

Тема: «Проблемы общественного прогресса»

Тип занятия: изучение нового материала

Форма занятия: урок с элементами технологии развития критического мышления и технологии «деловой игры» .

Урок 2 из 3.

Образовательные цели:

Обучающие:

    на основе изучения нового материала и в ходе повторении уже изученного повторить основные понятия, выяснить видение прогресса в разные эпохи, показать противоречивость прогресса;

    способствовать развитию умения создавать логические схемы.

Развивающие:

    развивать умение изображать материал в виде схемы, рисунка, читать его;

    развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный спор, делать выводы;

    развивать аналитико-синтезирующее мышление кадет.

Воспитательные:

    привлечь внимание учащихся к проблеме противоречивости прогресса;

    способствовать повышению уровня культуры общения;

    умение работать в паре, способствовать улучшению взаимодействия внутри учебного коллектива.

Методические цели:

    изучение нового материала на основе формирования видения противоречивости общественного прогресса;

    активизация познавательной деятельности кадет через применение технологии развития критического мышления; «деловой игры»

    мотивация интереса к обучению через формирование собственного отношения кадет к поставленной проблеме.

Оборудование занятия

Презентация в Power Point – «Общественный прогресс»

Ход урока

Перед уроком дать вопрос с целью определиться, в какую группу ребята попадут при работе на уроке.

На экране даны несколько высказываний, ваша задача определить проблему или проблемы обсуждения на сегодняшнем уроке и объяснить логику своего мышления. Ранжирование проблем, формулировка темы урока.

« История – не тротуар Невского проспекта» Н.Г. Чернышевский.

«Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» (Й. Хейзинга).

« Прогресс – это движение по кругу, но всё более быстрое» (Л.Левинсон)

«Прогресс технологии одаряет нас всё более совершенными средствами для движения вспять» (О. Хаксли)

«Регресс имел место так же часто, как и прогресс» (Спенсер)

«Если кричат: « Да здравствует прогресс!», всегда справляйся: « Прогресс чего?» С. Лец.

« Каждый прогресс… является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие во многих других направлениях» Ф. Энгельс.

Итог- запись проблем обсуждения на доске:

Возможные варианты

По какому пути идет человечество: Циклический круговорот? Череда подъёмов и спадов? Восхождение от низшего к высшему? Движение от высшего к низшему?

Имеет ли место общественный прогресс?

Прогресс – это добро или зло?

Как измерять общественный прогресс?

Универсальный критерий прогресса – утопия или реальность?

Учитель- Т. о. наша задача на занятии обсудить обозначенные проблемы, сделать выводы и самоопределиться в отношении каждой из них.

Тема – Проблема направленности общественного развития. Проблема общественного прогресса.

Предлагаю вам начертить нашу проблему урока в виде схемы

Опираясь на полученные ранее знания, назовите известные вам направления общественного развития.

Переведите материал из словесной формы в графическую. Объянить причины разночтений и можно ли данные сценарии считать взаимоисключающими друг друга. Попробуйте поспорить с авторами высказываний.

Возможные варианты ответов.

Гесиод, Ницше, Гегель,Маркс, Тойнби, Вико, Платон, Аристотель

Поппер Кондорсе, Тюрго Шпенглер

Итог – сформулировать определение прогресса и регресса.

    дайте определение понятию «прогресс»;

    подберите синонимы к этому термину;

    дайте определение понятию «регресс»;

    подберите синонимы к этому термину.

Изучение новой темы:

Сегодня речь пойдет о понимании общественного прогресса. Существует два таких понимания.

Первый – когда общественный процесс понимают как развитие, прогресс, как переход от низших ступеней социальных систем к высшим, от менее совершенных форм общественного устройства к более развитым формам. Такой подход получил название "линейного" или "поступательного" прогресса.

Второй подход основан на циклическом понимании исторического процесса, на представлении о повторяемости основных процессов общественной жизни. Это есть так называемая теория круговоротов.

(изобразить в тетради схематически два подхода к общественному прогрессу) . Объяснение схем.

Итак, Мы пришли к выводу, что основными направлениями общественного развития учёные обществоведы называют ЧТО?–прогресс и регресс . А какой позиции будем придерживаться мы? На этот вопрос мы ответим в конце занятия после обсуждения промежуточных проблем.

(элемент деловой игры) В последнее время у нас на ТВ проходит много передач, где вместе с экспертами проблемы обсуждают и зрители, для самоопределения по проблеме урока давайте представим себе такую ситуацию: вы стали участниками открытой студии, где обсуждается острый вопрос о последствиях изменений в России после распада СССР. Для начала давайте вспомним те сферы, которые составляют жизнь общества. Сколько их? ( 4: экономическая, социальная, духовная, политическая).

перед уроком я попросила вас определиться с оценкой последствий изменений в России с 1991 по 2015 год). Часть кадет считают их позитивными, часть- негативными. И я попросила вас сесть согласно вашим ответам. В результате у нас возникли 2 группы.

Сейчас задача ваших групп: обсудить свою позицию позитивных или негативных последствий и высказать свое мнение по схеме ответа: тезис- аргумент- пример)

После обсуждения, таким образом мы сможем сделать вывод, что мы имеем в наличии сторонников и противников прогресса. Почему мы одни явления оцениваем по-разному?

Ответ- Прогресс противоречив. Давайте докажем это.

Работа в группах

1 группа текстом учебника (п.2 параграфа 15) и

2 группа с текстом документа и составление таблицы

Противоречивость прогресса

Проявление противоречивости

прогресса

Позитивные последствия

Негативные последствия

Вывод: Прогресс противоречив и относителен. А почему?

1.противоречивость критериев

2. многоликость, сложность и динамичность самого общества

3. субъективность оценивания одних и тех же явлений (относительность прогресса)

Сейчас я предлагаю вам вернуться к нашей схеме проблемы урока, и т.к. , проблема, которая перед нами стояла в начале урока решена в качестве вывода предлагаю Вам заполнить эту схему

Противоречивость прогресса:

1. В «голове» рыбы записать проблему, которую мы рассмотрели:

Процесс исторического развития противоречив

2. на верхних «костях» записать положительные достижения прогресса:

Прогресс техники, развитие индустрии,

открытия в области ядерной физики,

использование персональных компьютеров,

рост городов (урбанизация)

3. на нижних «костях» записать отрицательные последствия прогресса, в пару верхним:

Экологический кризис,

атомное оружие,

болезни (снижение зрения, психические расстройства, гиподиномия),

социальная изоляция,

нагрузки на человеческий организм (стресс, сердечно-сосудистые заболевания, болезнь органов дыхания, и т.д.)

4. в «хвосте» рыбы сформулировать вывод:

общество, конечно, развивается, прогрессирует, но при этом прогресс имеет и свои противоречия, которые заключаются, прежде всего, в последствиях.

А от чего это зависит мы будем изучать на следующем уроке.

1. пар. 15 п.2,4

2. Работа с источником с. 155-156 письменно.

Приложение 2.

Прочитайте текст, заполните таблицу

Противоречия прогресса

Нынешняя, полная чудес и противоречий, фаза прогресса, принеся человеку множества щедрых подарков, в то же время глубоко изменила всю нашу маленькую человеческую вселенную, поставила перед человечеством невиданные доселе задачи и грозит ему неслыханными бедами.

Человечеству и сейчас, по сути дела, не остается ничего иного, как возможно быстрее приблизиться к следующей фазе своего развития - той, где он, сочетая свое могущество с достойной этого мудростью, научится поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие. Но произойти это может только за счет невиданной еще цепи событий, которую я называю «человеческой революцией».

Было бы величайшей, а возможно и фатальной ошибкой, если бы именно сейчас до конца не осознали важность и настоятельную необходимость такой эволюции, ибо все беспорядки и кризисы нашего времени есть одновременно и причина и следствие неприспособленности человечества к новой реальности нашего времени. Проблемы демографии, безработица, недоиспользование социальных и экономических возможностей общества, дефицит и нерациональное управление ресурсами, неэффективность, инфляция, отсутствие безопасности и гонка вооружений, загрязнение среды и разрушение биосферы, заметное уже сегодня воздействие человека на климат и многие-многие другие проблемы, сцепившись друг с другом, подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету. Опасность столь велика и реальна, что отвести ее и как-то выправить сложившееся положение можно только за счет совместных, координированных усилий всех стран и народов. Но до сих пор, несмотря ни на какие предостережения, не предпринято никаких эффективных мер, для решения хотя бы одной из этих проблем. А тем временем число нерешенных проблем растет, они становятся все сложнее, сплетение их все запутаннее, и их «щупальца» с возрастающей силой сжимают в своих тисках планету.

Только качественный скачок во всей эволюции человеческого мышления и поведения может помочь нам проложить новый курс, разорвав тот порочный круг, в котором мы оказались. Конечно, добиться таких глубоких психосоциальных изменений в самой человеческой природе весьма сложно, но отнюдь не невозможно.

А. Печчеи.

Приложение 3.

Противоречивость прогресса (заполните таблицу)

Проявление противоречивости

прогресса

Примеры (факты социальной действительности)

Позитивные последствия

Негативные последствия

Приложение 1.

Вопрос: Как вы думаете, каковы последствия общественных изменений в России в постсоветское время? (с 1991 по 2015 гг)?. Если Вы считаете, что они положительны, садитесь за 1 ряд; если вы считаете, что они отрицательны, то садитесь за 3 ряд?

Вспомним факты из истории XIX--XX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами -- контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве -- реставрация старых порядков. (Подумайте, на каких примерах из отечественной или всеобщей истории можно проиллюстрировать эту мысль.) Если бы мы попытались изобразить прогресс человечества графически, то у нас получилась бы не восходящая прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества, когда разум подавлялся силами мракобесия. Вы уже знаете, например, какие бедствия принес Европе фашизм: гибель миллионов, порабощение многих народов, разрушение центров культуры, костры из книг величайших мыслителей и художников, насаждение человеконенавистнической морали, культ грубой силы. Но дело не только в таких изломах истории. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.), развертывается разнообразная деятельность людей. Эти части одного общественного организма, эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от перевозки на вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолетам, космическим кораблям, от деревянных счетов с костяшками к мощным компьютерам. Но прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества.

Таким образом, прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой. Процесс исторического развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные. Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. Использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, связанные с длительной, непрерывной работой у дисплея: ухудшение зрения, психические отклонения, связанные с дополнительными психическими нагрузками. Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни -- все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность. Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями -- стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле -- перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками. Попытки ускорить прогресс иногда оборачиваются непомерно высокой ценой. Наша страна в 20--30-е гг. XX в. вышла по объемам производства ряда важнейших продуктов промышленного производства на первое место в Европе. Ускоренным темпом осуществлялась индустриализация, началась механизация сельского хозяйства, поднялся уровень грамотности населения. Эти достижения имели оборотную сторону: миллионы людей, ставших жертвами жестокого голода, сотни тысяч семей, высланных с мест их привычного проживания, миллионы репрессированных, подчинение жизни людей тотальному регулированию и контролю. Как же оценить эти противоречивые процессы? Являются ли положительные изменения, которые оплачиваются столь высокой ценой, прогрессивными? Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом? Для этого нужно установить, что является общим критерием прогресса, какие изменения в обществе следует оценивать как прогрессивные, а какие нет.

Рассказать друзьям