Презентация "Василий Теркин" презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему. Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. Для формирования личности будущего поэта имела значение и относительная начитанность его отца, любовь к книге, которую он воспитывал в своих детях. “Целые зимние вечера, - пишет Твардовский в своей автобиографии,- у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А.К. Толстого, Никитина произошло таким именно образом”.

В 1938 году в жизни Твардовского произошло важное событие – он вступил в ряды Коммунистической партии. Осенью 1939 года, сразу после окончания Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ), поэт участвовал в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (в качестве специального корреспондента военной газеты). Первая встреча с героическим народом в военной обстановке имела большое значение для поэта. По словам Твардовского, полученные тогда впечатления предваряли те более глубокие и сильные, которые нахлынули на него в годы ВОВ. Художники рисовали занятные картинки, изображающие необычные фронтовые приключения бывалого солдата Васи Теркина, и поэты составляли к этим картинкам текст. Вася Теркин – лубочный персонаж, совершавший сверхъестественные, головокружительные подвиги: он добывал языка, притворившись снежным комом, накрывал врагов пустыми бочками и закуривал, сидя на одной из них, “он врага на штык берет, как снопы на вилы”. Этот Теркин и его однофамилец – герой одноименной поэмы Твардовского, приобретшего всенародную известность, - несравнимы.
Для некоторых недогадливых читателей Твардовский впоследствии специально намекнет на глубокое различие, существующее между подленным героем и его однофамильцем:
Заключить теперь нельзя ли,
Что, мол горе не беда,
Что ребята встали, взяли
Деревушку без труда?
Что с удачей постоянной
Теркин подвиг совершил:
Русской ложкой деревянной
Восемь фрицев уложил!

Такая лубочная героика была в духе Васи Теркина – героя юмористической страницы газеты «На страже Родины».
Однако подписи к рисункам помогали Твардовскому добиваться непринужденности разговорной речи. Эти формы сохраняться и в «настоящем» “Василии Теркине”, значительно усовершенствовавшись, выражая глубокое жизненное содержание.
Первые замыслы создать серьезную поэму о герое народной войны, относятся к периоду 1939-1940 годов. Но эти замыслы значительно изменились впоследствии под влиянием новых, грозных и великих событий.
Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. История и народ – вот главная его тема. Еще в начале 30-х годов он создал поэтическую картину сложной эпохи коллективизации в поэме «Страна Муравия». Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) А..Т. Твардовский пишет поэму «Василий Теркин» о Великой Отечественной войне. Решалась судьба народа. Поэма посвящена жизни народа на войне.
Твардовский – поэт, глубоко понявший и оценивший красоту народного характера. В «Стране Муравии», «Василии Теркине» созданы образы масштабные, емкие, собирательные: события заключены в очень широкие сюжетные рамки, поэт обращается к гиперболе и иным средствам сказочной условности. В центре поэмы образ Теркина, объединяющий композицию произведения в единое целое. Теркин Василий Иванович – главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян.

«Просто парень сам собой
Он обыкновенный»

Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Герой по имени Василий Теркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940).Слова героя поэмы:
«Я вторую, брат, войну
На веку воюю»

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту Теркин успокаивает:
«Не горюй, у немца этот
Не последний самолет»

Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им:

«Уберите эту бабу,
Я солдат еще живой»

В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду.
Черты характера героя и трактуются поэтом как черты образа собирательного: Теркин неотделим и неотъемлем от воинствующего народа. Интересно, что всем бойцам - независимо от их возраста, вкусов, воинского опыта – хорошо с Василием; где бы он не появился – в бою, на отдыхе, в пути, - между ним и бойцами мгновенно устанавливается контакт, дружелюбие, взаимное расположение. Об этом говорит буквально каждая сцена. Бойцы прислушиваются к шутливым пререканиям Теркина с поваром при первом же появлении героя:
И усевшись под сосной,
Кашу ест, ссутулясь.
“Свой?” – бойцы между собой,-
“Свой!” – переглянулись.

Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна.

Теркину свойственно уважение и бережное отношение мастера к вещи, как к плоду труда. Недаром он отнимает у деда пилу, которую тот корежит, не умея ее наточить. Возвращая готовую пилу хозяина, Василий говорит:

На –ко, дед, бери, смотри.
Будет резать лучше новой,
Зря инструмент не кори.

Теркин любит работу и не боится ее (из разговора героя со смертью) :

Я работник,
Я бы дома в дело вник.
-Дом разрушен.
-Я и плотник.
-Печки нету.
-И печник…

Простота героя – обычно синоним его массовости, отсутствие в нем черт исключительности. Но эта простота имеет в поэме и другой смысл: прозрачная символика фамилии героя, теркинское “перетерпим-перетрем” оттеняет его умение преодолевать трудности просто, легко. Таково его поведение и тогда, когда он переплывает ледяную реку или спит под сосной, вполне довольствуясь неудобным ложем, и т.д. В этой простоте героя, его спокойствии, трезвости взгляда на жизнь выражены важные черты народного характера.

В поле зрения А.Т.Твардовского в поэме «Василий Теркин» находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют – они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное – мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.
В главе «От автора» изображается процесс «мифологизации» главного персонажа поэмы. Теркин назван автором «святым и грешным русским чудо – человеком». Имя Василия Теркина стало легендарным и нарицательным.
Поэма «Василий Теркин» отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу – вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А.Т.Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.
Оригинальна и композиция поэмы. Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей законченностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по частям. И должна быть доступной читателю с «любого места».
В поэме 30 глав. В двадцати пяти из них полно, всесторонне раскрывается герой, который попадает в самые разнообразные военные ситуации. В последних главах Теркин не появляется вовсе («Про солдата сироту», «По дороге на Берлин»). Поэт сказал о герое все и не хочет повторяться, делать образ иллюстративным.
Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям. Поэма заканчивается посвящением павшим.
Твардовский рассказывает о причинах, которые толкнули его на такое построение поэмы:
“Я не долго томился сомнениями и опасениями относительно неопределенности жанра, отсутствие первоначального плана, обнимающего все произведение наперед, слабой сюжетной связанности глав между собою. Не поэма – ну и пусть себе не поэма, - решил я; нет единого сюжета – пусть себе нет, не надо; нет самого начала вещи – некогда его выдумывать; не намечена кульминация и завершение всего повествования – пусть, надо писать о том, что горит, не ждет…”
Конечно, сюжет в произведении необходим. Твардовский об этом отлично знал и знает, но стремясь донести до читателя «сущую правду » войны, он полемически заявлял о своем отказе от сюжета в обычном понимании этого слова.

На войне сюжета нету…
……………………………
Впрочем, правде не во вред.

Правдивость, достоверность широких картин жизни поэт подчеркнул тем, что назвал «Василия Теркина» не поэмой, а «книгой про бойца». Слово «книга» в этом народом смысле звучит как-то по-особому значительно, как предмет «серьезный, достоверный, безусловный», - говорит Твардовский.
Поэма «Василий Теркин» – эпическое полотно. Но в ней мощно звучат и лирические мотивы. Твардовский мог назвать (и назвал) поэму «Василий Теркин» своей лирикой, ибо в этом произведении впервые столь ярко, многообразно и сильно выразился облик самого поэта, черты его личности.

Поэма «Василий Теркин» датирована 1941-1945 годами - сложными, страшными и героическими годами борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками. В этом произведении Александр Твардовский создал бессмертный образ простого, советского бойца, защитника Отечества, который стал неким олицетворением глубокого патриотизма и любви к своей Родине.

История создания

Поэма начала писаться в 1941 году. Отдельные отрывки были напечатаны в газетном варианте в период с 1942 по 1945 годы. В том же 1942 году отдельно было опубликовано еще незаконченное произведение.

Как ни странно, но работа над поэмой была начата Твардовским еще в 1939 году. Именно тогда он уже трудился военным корреспондентом и освещал в газете «На страже Родины» ход финской военной кампании. Имя было придумано в соавторстве с членами редакционной коллегии газеты. В 1940 году была выпущена небольшая брошюра «Вася Теркин на фронте», которая среди бойцов считалась большой наградой.

Образ красноармейца понравился читателям газеты с самого начала. Понимая это, Твардовский решил, что эта тема является перспективной и начал ее развивать.

С самого начала Великой Отечественной Войны, находясь на фронте в качестве военного корреспондента, он попадает в самые горячие сражения. Попадает в окружение вместе с солдатами, выходит из него, отступает и идет в атаку, переживая на собственном опыте все то, о чем он хотел бы написать.

Весной 1942 года Твардовский приезжает в Москву, где пишет первые главы «От автора» и «На привале», и она сразу же печатаются в газете «Красноармейская правда».

Такого взрыва популярности Твардовский не мог представить даже в самых смелых своих мечтах. Центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя» перепечатывают отрывки из поэмы. На радио тексты читают Орлов и Левитан. Художник Орест Верейский создает иллюстрации, окончательно сформировавшиеся образ бойца. Твардовский проводит в госпиталях творческие вечера, а также встречается с трудовыми коллективами в тылу, поднимая боевой дух.

Как всегда, то, что нравилось простому народу, не получила поддержки партии. Твардовского критиковали за пессимизм, за отсутствие упоминаний о том, что партия руководит всеми свершениями и достижениями. В связи с этим автор хотел в 1943 году закончить поэму, однако благодарные читатели не дали ему этого сделать. Твардовскому пришлось согласиться на цензурные правки, взамен он был удостоен Сталинской премии за свое ставшее бессмертным произведение. Поэма была закончена в марте 1945 года - именно тогда автор написал главу «В бане».

Описание произведения

В поэме 30 глав, которые условно можно разделить на 3 части. В четырех главах Твардовский не рассказывает о герое, а просто рассуждает о войне, о том, сколько пришлось пережить простым советским мужикам, ставшим на защиту своей Родины, и намекает на ход работы над книгой. Роль этих отступлений нельзя приуменьшить - это диалог автора с читателей, который он ведет напрямую, даже в обход своего героя.

В ходе повествования нет четкой хронологической последовательности. Более того, автор не называет конкретные бои и сражения, однако отдельные сражения и операции, выделенные в истории Великой Отечественной Войны, угадываются в поэме: отступления советских войск, столь распространённые в 1941 и 1942 годах, битва у Волги, ну и, конечно, взятие Берлина.

Строгого сюжета в поэме нет - да и у автора не было задачи передать ход войны. Центральная глава - «Переправа». Там четко прослеживается основная идея произведения - военная дорога. Именно по ней Теркин со своими товарищами шагает к достижению цели - полной победе над немецко-фашистскими захватчиками, а значит, к новой, лучшей и свободной жизни.

Герой произведения

Главный герой - Василий Тёркин. Вымышленный персонаж, веселый, жизнерадостный, прямодушный, несмотря на сложные обстоятельства, в которых он живет во время войны.

Мы наблюдаем за Василием в разных ситуациях - и везде можем отметить его положительные качества. Среди боевых побратимов он - душа компании, балагур, всегда находящий возможность пошутить и рассмешить остальных. Когда он идет в атаку - он пример для остальных бойцов, проявляет такие свои качества, как находчивость, смелость, выдержка. Когда он отдыхает после боя - он может спеть, он играет на гармони, но при этом может ответить достаточно жестко и с юмором. Когда солдаты встречаются с мирным населением, Василий - само обаяние и скромность.

Мужество и достоинство, проявляемые во всех, даже самых безвыходных ситуациях, - вот главные черты, которые отличают главного героя произведения и формируют его образ.

Все остальные герои поэмы абстрактны - у них нет даже имен. Боевые побратимы, генерал, старик и старуха - все они только подыгрывают, помогая раскрыть образ главного героя - Василия Теркина.

Анализ произведения

Поскольку у Василия Теркина нет реального прототипа, то можно со всей смелостью сказать, что это - некий собирательный образ, который был создан автором, основываясь на его реальных наблюдениях за солдатами.

У произведения есть одна отличительная особенность, которая выделяет его среди аналогичных произведений того времени, - это отсутствие идеологического начала. В поэме нет восхвалений партии и лично товарищу Сталину. Это, по мнению автора, «разрушило бы замысел и образный строй поэмы».

В произведении используются два стихотворных размера: четырехстопный и трехстопный хорей. Первый размер встречается гораздо чаще, второй - лишь в отдельных главах. Язык поэмы стал своеобразной карточкой Твардовского. Некоторые моменты, выглядящие как поговорки и строки из смешных песенок, что называется, «ушли в народ» и стали употребляться в повседневной речи. Например, фраза «Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль» или «Города сдают солдаты, генералы из берут» употребляются многими и в настоящее время.

Именно на таких, как главный герой этой поэмы в стихах, пали все тяготы войны. И только их человеческие качества - сила духа, оптимизм, юмор, умение посмеяться над другими и над собой, вовремя разрядить натянутую до предела обстановку - помогли им не только победить, но и выжить в этой страшной и беспощадной войне.

Поэма до сих пор жива и любима народом. В 2015 году журнал «Русский репортер» проводил социологические исследования относительно сотни самых популярных стихотворений в России. Строки из «Василия Теркина» заняли 28-ое место, что говорит о том, что память о событиях 70-летней давности и подвиге тех героев все еще жива в нашей памяти.

Поэма Твардовского «Василий Теркин», которая имеет еще и другое название - «Книга про бойца», считается одним из самых главных и известных произведений, написанных поэтом за период своей творческой деятельности.

Являясь вершиной эпической русской поэзии, она получила всенародное признание. Многие строки произведения Твардовского «Василий Теркин» стали неотъемлемой частью устной речи или популярными афоризмами, произносимыми в стихотворной форме. Причем «Книга про бойца» получила не только общенародное, но и общенациональное признание.

История создания

Работу над поэмой «Василий Теркин» Твардовский начал в 1939-1940 гг. В то время он являлся военным корреспондентом, публикуя свой материал в газете «На страже Родины» Ленинградского военного округа. Это был период проведения финской кампании. Образ и имя главного героя Твардовского - Василий Теркин - стали плодом совместного творчества многих членов редколлегии. Среди них: С. Маршак, Н. Щербаков, Н. Тихонов. В итоге получился весьма удачный образ добродушного, сильного и в то же время простого русского парня.

Изначально Теркин был сатирическим героем написанных для газеты фельетонов и стихотворений. И уже с того времени русского солдата полюбили читатели окружной газеты. Это и навело Твардовского на мысль о перспективности данной темы и необходимости ее развития в рамках крупного произведения.

Начало войны с фашистской Германией на некоторое время не только прервало работу над поэмой. Оно стало причиной корректировки замысла. В результате фельетонный Вася Теркин превратился в советского бойца, в образе которого воплощены лучшие нравственные стороны всего предвоенного поколения. Твардовский придал своему герою черты широчайшего обобщения, сохранив при этом его узнаваемость и конкретность.

Произведение Твардовского «Василий Теркин» было любимо солдатами, которые сражались на полях войны. Именно ощущение необходимости книги и заставило автора продолжить работу над ней.

Уже в конце 1942 г. читатели могли ознакомиться с новой главой произведения «Кто стрелял?», которая вошла во вторую часть поэмы. После этого Твардовский продолжил свое творчество и полностью завершил работу над книгой в марте 1945 года. Ознакомимся с кратким содержанием «Василия Теркина» Твардовского.

От автора

В первой главе произведения читатель знакомится с героем поэмы «Василий Теркин». Твардовский, начиная свой рассказ, утверждает, что самым главным на войне является вовсе не пища, а хорошая присказка и поговорка, а также шутка. Не менее важной в это время является и сущая правда. И пусть даже она будет горькой.

Герой Твардовского, Василий Теркин, с которым знакомит нас автор, играет важную роль на войне. Ведь в это трудное время обязательно должно быть место забаве и шутке. В первой главе произведения автор определился и с формой своего повествования. Он указал читателю, что книга, которую тот взял в руки, не имеет ни начала, ни конца. Первая же глава - это лишь середина повествования.

На привале

Знакомясь с содержанием «Василия Теркина» Твардовского, читатель узнает, что главный герой произведения попал в первый пехотный взвод, где сразу же стал своим. Всю первую ночь после его появления бойцы не смогли уснуть, слушая рассказы бывалого солдата. Шутки Василия Теркина помогают переживать тяготы неустроенного военного быта, холод, голод, грязь и сон на голых корнях и в мокрых шинелях.

Исходя из рассуждений Твардовского, Василий Теркин - это человек, которого можно найти в каждой роте. И пусть этот боец среднего роста, неказист собой, не очень красив и не имеет наград. Но все же он воевал и смог выжить на любой позиции и под любым огнем.

Перед боем

Перейдем к рассмотрению следующей главы «Василия Теркина» Твардовского. В ней герой поэмы рассказывает о том, как он выбирался из окружения и был политруком, проводя беседу с бойцами одними только словами «не унывай».

Из этой главы «Василия Теркина» Твардовского мы понимаем, что советская армия отступает. Она оставляет родные земли, которые вскоре будут оккупированы. Солдаты чувствуют свою вину перед мирным населением. На их пути родная деревня командира. Взвод заходит туда. Жена командира приглашает бойцов в хату и угощает их. Дети рады отцу, который, как им вначале кажется, пришел вечером, поработав в поле. Однако они понимают, что завтра он уйдет, а в их дом, скорее всего, войдут немцы. Всю ночь командир не спит и колет дрова. Он пытается хоть как-то помочь своей жене.

Еще долго в голове Теркина звучит плач детей, которые проснулись на рассвете и увидели, как их отец вместе с бойцами уходят из дома. Василий мечтает о том, как после освобождения родной земли он придет к гостеприимной хозяйке и поклонится ей за постой.

Переправа

Продолжаем знакомство с кратким содержанием глав поэмы Твардовского «Василий Теркин». В следующей из них читатель узнает о том, как бойцы трех взводов в зимнюю пору пытались переправиться через реку. К другому берегу успели подплыть только солдаты того подразделения, где служил Теркин. После этого немцы начали артобстрел. К ночи тот, кто остался жив, уже и не надеялся увидеть своих товарищей, считая, что все они погибли.

О чем дальше рассказывает читателю глава «Переправа» в «Василии Теркине» Твардовского? На рассвете дозорные доложили, что видят на реке маленькую черную точку. Вначале они решили, что это тело убитого во время артобстрела бойца. Однако сержант взял бинокль и разглядел плывущего человека. Кто-то пошутил, что переплыть реку в ледяной воде мог только Теркин. И правда, это оказался именно он. Василий доложил полковнику, что первый взвод цел, ждет дальнейших указаний и просит поддержки артиллерийским огнем. Теркина переодевают в сухую одежду, заставляют побегать, растирают спиртом и дают ему внутрь для согрева. Ночью бойцы возобновили переправу, чтобы сразиться ради жизни на земле, а вовсе не ради славы.

О войне

Следующая глава поэмы Твардовского «Василий Теркин» содержит рассуждения главного героя. Он считает, что с приходом войны нужно забыть обо всем и быть только в ответе за Родину и за свой народ. В это время необходимо быть одним целым со всеми людьми. О себе, считает Теркин, нужно также забыть. Каждый боец должен бить немца, самоотверженно драться и быть в полной готовности исполнить приказ командования любой ценой. Даже если за это придется отдать свою жизнь. При этом солдаты должны верить в то, что потомки будут им благодарны.

Теркин ранен

Продолжая знакомство с главами поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин», мы узнаем о том, что ее главному герою в один из зимних дней пришлось налаживать связь. В это время Василий передвигался вслед за стрелковой ротой. Внезапно рядом с ним зашипел снаряд. Все испугались и упали на землю. Первым из всех бойцов приподнялся Теркин. Он передал солдатам катушку и решил посмотреть, не бьет ли враг из расположенного неподалеку погреба. Но там никого не было. Он сам устроил в этом блиндаже засаду, решив держать оборону, используя две гранаты.

Фашисты приближались. В двух шагах от себя Теркин заметил немецкого солдата. Враг бросился на Василия и ранил его в плечо. Теркин же ударил немца штыком. В это время начался обстрел тяжелой артиллерии.

В конце этой главы поэмы Твардовского «Василий Теркин» читатель узнает о том, что раненого бойца нашли советские танкисты. Он уже истекал кровью и терял сознание. Танкисты спасли ему жизнь.

О награде

В следующей главе поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» читатель знакомится с рассуждениями главного героя о том, что ему вовсе не нужен орден. Боец согласен и на медаль. Эта награда понадобится ему после войны, когда, вернувшись на родину, он будет рассказывать девушкам о том, как когда-то ходил в атаку. Автор жалеет о том, что сейчас в свои родные края Василий попасть не может. Ведь он принимает участие в страшном, смертном, кровавом бою за жизнь на земле, а не ради славы.

Гармонь

О чем рассказывается в следующей главе поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»? Читатель узнает о том, что после ранения и пребывания в госпитале боец вновь возвращается в стрелковый полк к солдатам своей первой роты. По дороге его подобрал грузовик, следующий на фронт. Идущей колонне пришлось остановиться из-за снежного затора. В вынужденные минуты отдыха два танкиста дали Теркину гармонь, которая осталась от командира, недавно погибшего в бою.

От звуков музыкального инструмента всем бойцам становится теплее на душе, и некоторые из них пускаются в пляс. Танкистам даже начинает казаться, что они уже знакомы с Теркиным. Присмотревшись к нему поближе, они узнали в Василии того раненого солдата, которого спасли от смерти. Танкисты подарили Теркину гармонь своего командира. Они понимают, что война - это не время, когда нужно горевать о погибших и гадать, кто же сможет выжить и вернуться домой.

Два солдата

Что становится известно читателю из следующей главы поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»? Всего в трех верстах от линии фронта главный герой произведения зашел в дом, где живет двое стариков. Дед в прошлом сам был солдатом. Теркин помог старику починить часы и пилу. Шутками Василий выманил у старухи еду. Нехотя она достала из своих закромов сало и поджарила мужчинам яичницу из двух яиц. Пообедав и выпив спирта из фляги, два солдата завели разговор о бытовых трудностях войны. В конце Василий поклонился хозяевам и обещал, что немец обязательно будет побежден.

О потере

О чем читатель узнает из следующей главы поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин»? В этом повествовании говорится о том, что товарищ нашего героя потерял свой кисет. Это очень огорчило его. Но Василий успокаивает бойца, говоря о том, что тот уже потерял родные края и семью. Это и есть главное огорчение. Обо всем остальном жалеть не стоит. Теркин дарит товарищу свой кисет, заметив при этом, что им ни за что на свете нельзя терять Россию, за которую они в ответе.

Поединок

Из сюжета«Василия Теркина» Твардовского читатель узнает о том, что главный герой произведения вступил в рукопашный бой с фашистом. Немец - человек сильный и ловкий, крупный и сытый. Однако наш солдат не сдается и не унывает. Немец выбил Теркину зубы, а Василий подбил своему врагу глаз. Нашему солдату очень тяжело. Он уже с трудом владеет своей раненой правой рукой и изнемог, но при этом не сдается. Фашист снял с головы каску и начал драться ею. Теркин же сразил своего врага незаряженной гранатой, оглушил и связал его.

Василий доволен собой. Он наслаждается военной удачей и горд тем, что идет по советской земле и подгоняет в штаб «языка», понимая, что каждый, кто попадается ему навстречу, рад тому, что Теркин вернулся из разведки живым.

Послание от автора

Следующая глава является своеобразной передышкой в созданной автором «сказке о войне». Ведь слушать ее хорошо тому, кто уже смог победить врага и вернулся домой. Твардовский говорит, что солдату на войне хотелось бы прочесть мирную сказку. Однако до тех пор, пока родной край продолжает оставаться в плену, автор будет рассказывать о войне.

Кто стрелял?

В этой главе автор ведет рассказ о том, как после вчерашнего боя солдаты находятся в окопах неподалеку от позиций противника. На землю спускается летний вечер, напоминающий бойцам о мирном времени и о крестьянском труде. Внезапно раздается звук приближающегося самолета противника. Фашист кружит над позициями советских солдат. Смерть совсем рядом. Однако умирать никому не хочется. И здесь автор произведения начал рассуждать о том, в какое время года лучше всего погибнуть на войне. В итоге он приходит к выводу о том, что для этого не годится никакая пора.

Но здесь на помощь товарищам пришел Теркин. Он встал, выстрелил по самолету из винтовки и подбил его. Василий стал героем. За это ему положен орден.

О герое

В следующей главе поэмы ее главный герой рассказывает о том, как встретил, находясь в госпитале, молодого солдата-орденоносца из-под Тамбова. Тот намекал ему, что таких удальцов, как он, на Смоленщине - родине Теркина, быть просто не может. Теперь Василий рад, что получил орден. Он не кичится своей малой родиной, но при этом гордится краем, где родился и вырос, а также дорожит им.

Генерал

В этой главе рассказывается о втором лете войны. Идут бои на Волге. Теркин находится в обороне и отсыпается в окопе на берегу реки. В полудреме ему слышится песня, в которой говорится о речушке, способной проползти под колючей проволокой и добраться до его родного села, передав привет и слова любви матери солдата. И здесь его вызвали к генералу для вручения ордена. Теркин отказывается от положенного ему отпуска, а домой решает поехать в то время, когда армия перейдет к освобождению Смоленска. Генерал соглашается с его словами, крепко жмет Василию руку, обнимает и смотрит солдату в глаза. С ним он ведет себя так, как вел бы себя со своим сыном. Генерал тепло прощается с Теркиным.

О себе

В этой главе автор рассказывает читателю о том, как сберег в своей душе отчий дом, хотя оставил его еще в юности. Поэт вспоминает еще не израненный войной лес и летние деньки, родной дворик и стежку, ведущую к колодцу. Он отождествляет себя с теми советскими людьми, которые оставили за чертой фронта семьи и все то, что у них есть родного. Сейчас край автора и Теркина - его земляка, страдает в плену. И за это они оба должны держать ответ.

Бой в болоте

Взвод Теркина сражается за населенный пункт Борки. Они уже третьи сутки ведут бой в болоте, который кажется им бессмысленным. Вокруг голодно и сыро. Нельзя солдатам даже и покурить, ведь весь табак раскис. И в это время Теркин умудряется подбадривать товарищей. Он рассказывает бойцам о том, что они находятся среди своих и на родной территории. Кроме этого солдат защищает советская артиллерия. По мнению Василия, все не так уж и плохо. А это болото можно сравнить с курортом. Слова, сказанные Теркиным, развеселили бойцов, после чего они без особого труда заняли деревушку.

О любви

В следующей главе поэмы автор рассуждает о том, что каждого солдата непременно провожала на войну женщина. Ее любовь всегда ободряет, прославляет, предостерегает и осуждает. Жены солдат никогда не жалуются в своих письмах на то, как им тяжело жить. И эти весточки из дома творят с бойцами настоящие чудеса. Автор утверждает, что любовь намного сильнее войны, и призывает женщин чаще писать мужьям на фронт. Также поэт обращается с просьбой к девушкам, чтобы те присмотрелись к герою поэмы и полюбили его.

Отдых Теркина

Из следующей главы читатель узнает о том, что рай для солдата - это то место, где он может отоспаться. В такой мирный дом и попал герой Твардовского. Здесь есть теплая печь и спальня с кроватью, застеленная чистым бельем. В этом «раю» не нужно сидеть в одежде, резать хлеб штыком и класть винтовку у ног, а также убирать ложку за голенище сапога. В такой чистоте Василию становится неуютно. Ему порой даже начинает казаться, что он снова очутился в госпитале. Боец продолжает думать о тех, кто находится на войне, и из-за этого не может уснуть. Однако к победе советская армия еще не пришла. Именно поэтому Теркин вновь отправляется на передний край. До окончания войны ему придется отдыхать лишь в пути и там, куда его приведет случай.

В наступлении

В следующей главе рассказывается о том, что бойцы уж очень пообвыклись находиться в бороне. Однако пришел приказ, согласно которому армии требуется перейти в наступление. Молодые солдаты стараются равняться на Теркина. И это, несмотря на то что ему тоже страшно, лежа на земле, ждать очередного разрыва. Бегущего впереди в атаку лейтенанта тяжело ранило, и он умер прямо на поле боя. И тогда Теркин повел солдат вперед. Но его тоже тяжело ранили.

Смерть и воин

В этой главе автор рассказывает читателю о том, как к истекающему кровью Теркину пришла смерть. Она звала его с собой, пугала увечьем и говорила о том, что война будет идти еще очень долго, так что смысла в жизни никакого нет. Однако Василий не сдавался. Он еще желал увидеть победу и, вернувшись домой, погулять с живыми людьми.

Нашла бойца похоронная команда. Его положили на носилки и отнесли в медсанбат. Все это время смерть была рядом. Но когда она увидела, что живые хорошо заботятся друг о друге, ушла.

Теркин пишет

В этой главе говорится о том времени, когда Василий находится в госпитале.

Он пишет своим однополчанам о том, что выжил, и что его нога уже заживает. После госпиталя Теркин мечтает вновь вернуться в родную часть, которая стала для солдата домом и семьей. Василий хочет дойти вместе со своими товарищами до самой границы, а если это не получится, то встретить свою погибель среди однополчан.

Теркин-Теркин

После выздоровления Василий вновь оказался в своем полку. Однако сейчас он чувствует себя совершенно чужим. И тут кто-то спросил: «Где Теркин?» Первым на вопрос откликнулся незнакомый рыжий боец. У Теркина-старого в душе затаилась обида. Он решил до конца выяснить, кто же из них настоящий. Оказалось, что нового солдата звали Иваном Теркиным. Он награжден двумя орденами. А из-за того, что Иван подбил на одну вражескую машину больше, он уверен, что книга про бойца написана именно про него. Другое же имя автор придумал лишь для рифмы. Как разрешили свой спор герои «Василия Теркина» А. Т. Твардовского? Уладил конфликт старшина. Он объявил о том, что у каждой роты сейчас будет свой Теркин.

От автора

В этой главе поэт опровергает слухи о смерти полюбившегося всем героя. Он говорит о том, что Теркин жив, а не слышно о нем только из-за того, что он воюет на Западе.

Дед и баба

Герои, с которыми читатель познакомился в главе поэмы Твардовского «Василий Теркин» - «Два солдата», вновь встретились при наступлении советских войск. Дед и баба сидели в погребе, прячась от выстрелов, когда услышали голоса разведчиков, среди которых был наш боец. Старики приняли Василия как родного сына, накормив его салом. Теркин заверил их, что советская армия назад больше не отступит. Он пообещал привезти из Берлина часы, которые у стариков отобрали немцы.

На Днепре

Создав собирательный образ Василия Теркина, Твардовский утверждал, что на протяжении всей войны его герой не переставал чувствовать собственную вину перед находящейся в оккупации родной землей. Стыдно ему было, что его не было среди тех, кто освобождал родное село. Фронт продолжал продвигаться к Днепру, где на рассвете, на самом исходе бабьего лета, произошел бой. Наши войска успешно форсировали реку. При этом они брали в плен немцев, которые практически не сопротивлялись этому.

Образ Василия Теркина в поэме Твардовского к этой главе уже успел претерпеть существенные изменения. В этом бойце мы видим совершенного другого человека - спокойного, опытного, уже успевшего потерять многих и многое.

Про солдата-сироту

Советская армия продолжает свое наступление. Бойцы, освобождающие город за городом, уже как о чем-то реальном мечтают о взятии Берлина. Проведя анализ «Василия Теркина» Твардовского, становится понятным, что популярность главного героя поэмы стала идти на убыль. В почете он был в те времена, когда шло отступление армии. В тот период Василий поднимал настроение бойцам. Сейчас же эта роль отведена генералам.

Становится понятным, что война в «Василии Теркине» Твардовского близится к своему завершению. Жители европейских столиц с радостью встречают освободителей. Однако простой солдат не перестает думать о родном селе.

Один из земляков автора осиротел. Его дом был сожжен, а семья убита. Об этом он узнал во время наступления под Смоленском, когда отпросился по побывку в родное село Красный Мост. Солдат молча вернулся в часть и, держа в руках тарелку с холодным супом, плакал. Автор призывает читателя не прощать фашистам этих слез, дойти до победы и отомстить за горе, принесенное немцами.

По дороге на Берлин

Война в поэме Твардовского «Василий Теркин» все более приближается к концу. Советская армия находится в чужом краю, где солдатам непривычна красная черепица и чужая речь.

По направлению на восток идет народ. Это британцы, французы и поляки, которые дружелюбно глядят на русских солдат-освободителей. Здесь же бойцы встречают русскую женщину, которая возвращается за Днепр, к своему разрушенному двору. Теркин дает ей лошадь со сбруей, овцу, корову и разную домашнюю утварь.

В бане

Настоящим отчим домом на чужбине становится для солдат русская баня. Она доставляет им массу удовольствия. Сожалеют бойцы только о том, что воду им приходится брать из чужих рек. Однако автор подмечает, что на войне будет хуже, если солдаты станут мыться, например, под Москвой.

В бане все раздеваются, и сразу становятся видны на теле все ранения. Они являются отметинами войны. На гимнастерках, которые бойцы надевают после бани, выделяется большое количество медалей. Солдаты шутят, что это еще не все. Ведь впереди их ждет последний рубеж.

От автора

В этой главе автор прощается с Теркиным. После войны он стал не нужен, так как настало время иной песни. Но созданная Твардовским «Книга про бойца» дорога ему. Ведь Теркин является болью поэта, его отрадой, отдыхом и подвигом. Все написанное автором должно было порадовать читателя.

Анализ поэмы

«Василий Теркин» Твардовского по праву находится в списке самых значительных произведений русской литературы, написанных во второй половине 20-го в.

Поэма включает в себя 29 глав. Каждую из них можно рассматривать в качестве самостоятельного произведения. В книге находится множество лирических отступлений. При этом ее форма и содержание приближены к народным повествованиям.

В поэме можно обнаружить целый сплав жанров, эпоса и лирики. Стихотворная форма произведения богата юмором и патетикой, зарисовками фронтового быта и героических боев, непринужденной шуткой и трагизмом. Есть здесь народный язык и высокое ораторство. Именно поэтому произведение порой называют вовсе не поэмой. Его можно считать народной книгой. Твардовским был придуман всеобщий жанр и выбрана военная тема. Причем автор показал войну от самого начала до конца.

Из лирических отступлений нам становится понятен образ автора. Читатель осознает, что поэт очень любит своего героя.

Весь сюжет произведения несет в себе высокую идейную мысль. А простота поэтического языка, который близок к народному, делает поэму понятной всем людям. От стихов Твардовского становилось тепло бойцам, находившимся на поле боя. Неиссякаемую душевную энергию они дарят нам и сейчас, по прошествии многих лет.

Что касается характера главного героя, то его автор раскрывает своему читателю постепенно. Проходя путь от главы к главе, Теркин предстает нам с разных сторон. Порой он проявляет настоящую смелость и мужество. Это читатель видит в главе «Переправа». При описании происходящего на войне автор не перестает подчеркивать то, что советские солдаты не являются героями от рождения. Они простые молодые парни, причем многие из них надели военную форму впервые. Тем не менее их лица освещает героизм.

Твардовский подчеркивает свою мысль о том, что подвиг, совершаемый этими молодыми бойцами, является не чем иным, как продолжением ратных успехов их дедов и отцов, участвовавших в войнах прошлых столетий.

Участие Теркина в боях автор освещает используя полушутливую форму. При этом он рассказывает о мечтах своего героя, который хочет поскорее вернуться домой. Василий не против получить награду, но при этом проявляет скромность. Больше всего ему хочется своей медалью произвести впечатление на девушек.

После жизнерадостных сцен, в которых описываются мечты Василия, автор переходит к описаниям страшного боя. Этим он стремится подчеркнуть, что путь к счастью лежит через борьбу, а также указывает на связь судьбы каждого человека с будущим страны.

В поэме автор собрал народную радость и горе. Найти здесь можно и суровые, а также скорбные строки. Однако больше всего в произведении народного юмора, утверждающего огромную любовь к жизни. Порой кажется невероятным, что рассказ о самой трудной и жестокой войне, которая только была в истории народов, будет звучать столь жизнеутверждающе. Но Твардовский в своем «Василии Теркине» успешно справился с подобной задачей.

Произведение с удивительной яркостью и правдивостью рисует реальную картину жизни и борьбы народа в суровые годы войны. При этом автор постоянно обращает взгляд читателя в будущее. Он упоминает и о том списке золотой славы, в который потомки внесут безымянных героев, отдавших свои жизни для победы.

Эпичность поэмы, а также ее повествовательный характер изложения сюжета прекрасно уживаются с высоким лирическим началом, которое после буквально пронизывает все главы. С самыми задушевными мыслями автора читатель знакомится и в описаниях боя, и в рассказе о женщине, которая провожает солдата, и в том разговоре, который Теркин ведет со смертью. Таким образом, лирическое и эпическое начало в произведении едины и нерасторжимы.

Поэма Твардовского «Василий Теркин» не один раз переиздавалась. Существует множество ее переводов на различные языки. И в наши дни ее охотно читает и старшее поколение, и молодежь.

А. Т. Твардовский написал выдающееся произведение о войне - поэму «Василий Теркин».

Литературный герой Твардовского заслужил по праву, чтобы ему поставили памятник. Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть или послушать музыку на привале.

Кем же был Василий Теркин? Простым бойцом, каких очень часто можно встретить на войне. Сам Твардовский говорит о нем:

Теркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой.

Он обыкновенный.

Произведение Александра Трифоновича написано легким, образным, народным языком. Стихи его так и запоминаются сами. Автор предлагает:

Словом, книгу с середины

И начнем. А там пойдет.

А он не унывает. Живет и радуется жизни. Сегодня этого качества так не хватает многим людям. Теркин не может не радовать своим жизнелюбием. Ведь он

В кухне - с места, с места - в бой.

Курит, ест и пьет со смаком

На позиции любой.

Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но вот вынужденная стоянка, «а мороз - ни стать, ни сесть...». И Теркин заиграл на чужой гармони.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Теркин - душа солдатской компании. Недаром товарищи так любят слушать его то шутливые, а то очень серьезные рассказы. Вот они лежат в болотах, где «перемокшая» пехота мечтает уже даже о том, «хоть бы смерть, да на сухом ». А Теркин усмехается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что, пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там - вся Россия!

Такой уж в нем был талант. Такой талант, что, лежа в сырости, засмеялись товарищи, легче им стало.

В главе «Теркин - Теркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой. Таких героев на дорогах войны можно было встретить множество.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

Настоящие бойцы, такие, как Теркин, не боятся смерти, не боятся риска. Они сражаются за Родину и совершают подвиги, не думая о награде, а «ради жизни на земле».

Василий Теркин стал одним из любимых литературных героев многих читателей. В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.

Мать-земля родная наша,

"Книга про бойца" ("Василий Теркин") Александра Твардовского стала народной книгой во время войны, потому что ее автору удалось рассказать о войне устами солдата, на котором всегда держались и будут держаться величие России и ее свобода. Даже такой сверхстрогий ценитель, как И. А. Бунин, откровенно враждебно относившийся к советской литературе, восхищался "Теркиным" и талантом его автора. Особенности военного времени определили художественное своеобразие поэмы: она состоит из отдельных глав, сюжетно не связанных между собой ("На войне сюжета нету", - говорит автор), каждая из которых повествует о каком-то эпизоде из боевой жизни главного героя. Такая композиция произведения вызвана еще и тем, что оно печаталось во фронтовых газетах, на отдельных листовках, и читатель не имел возможности следить за сюжетом - кто его знает, попадет ли к нему "продолжение" истории Тёркина, ведь война есть война, тут загадывать нельзя...

Анализ главы "Переправа"

В главе "Переправа" Твардовский определяет отличие этой войны от всех предыдущих: "Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле". В этих словах выражается авторская позиция, авторская оценка происходящего, определяющая и его взгляд на события и героев, и его отношение к ним. Подвиг Тёркина, описанный в этой главе, стал составной частью общего подвига "ребят", выполнивших свое задание ценой потерь: "Этой ночи след кровавый В море вынесла волна". "Вцепившийся" в правый берег "первый взвод" не оставлен на произвол судьбы, о нем помнят и переживают, ощущая свою вину: "Словно в чем-то виноваты, Кто на левом берегу". И в этот драматический момент, когда судьба оставшихся на чужом берегу бойцов неизвестна, появляется Тёркин, переплывший зимнюю реку ("Да, вода.. Помыслить страшно. Даже рыбам холодна") для того, чтобы сообщить "Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!". После того, как он сообщает о готовности первого взвода "переправу обеспечить", Теркин возвращается к боевым товарищам, снова подвергая себя смертельной опасности, потому что товарищи его ждут - и он должен вернуться.

Анализ главы "Два солдата"

Глава "Два солдата" в юмористическом духе показывает связь поколений, на которой держится боевой дух армии. Теркин, солдат войны нынешней, и "дед-хозяин", отвоевавший свое, отдавший свой долг отечеству, быстро находят общий язык, и происходит это не только потому, что Тёркин легко и просто решает все "хозяйственные проблемы", а потому, что оба они - защитники Родины, и их разговор - "разговор... солдатский". Этот полушутливый разговор, в котором каждый из собеседников норовит "подколоть" другого, на самом деле касается очень важной темы - исхода нынешней войны, самого главного вопроса, который только может волновать сейчас любого русского человека: "Отвечай: побьём мы немца Или, может, не побьем?". Его, вопрос этот, задаёт Тёркину старый солдат, и ответ Теркина, данный им тогда, когда солдат, готовясь уходить, был уже "у самой двери", короток и точен: "Побьём, отец...". Здесь автор замечательно использует знаки препинания: троеточие в конце предложения лишает этот ответ "казённого патриотизма", оно показывает, что Теркин знает, сколь трудным будет путь к победе, но и уверен также, что победа обязательно наступит, что русский солдат сумеет ее добиться. От такой интонации раздумья и уверенности одновременно слова героя приобретают особое значение, становятся особенно весомыми. Автор заканчивает явно юмористическую главу (одно предложение Тёркина "помочь" старухе жарить сало чего стоит!) серьезными, выстраданными словами героя, которые доходят до сердца читателя и становятся его собственным убеждением в победе.

Анализ главы "Поединок"

Глава "Поединок" имеет в поэме "Василий Теркин" особое значение, потому что в ней автор показывает рукопашный бой, схватку Тёркина один на один с немцем, который "был силен и ловок, Ладно скроен, крепко сшит", но в этой схватке как бы в обобщенных, но индивидуальных образах сошлись Россия и Германия, их армии: "Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, - Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка всё решит". Получается, что от исхода этого поединка Василия Тёркина зависит исход всей войны, и герой это понимает, он отдаёт этой схватке все силы, он готов умереть, но только вместе с врагом. Описание поединка местами как бы носит былинный характер, местами - натуралистический, но герой знает, что его моральное превосходство над врагом ("Человек ты? Нет. Подлец!", - говорит Тёркин о немце и доказывает это, описывая "подвиги" этого вояки) должно ему помочь, он ощущает могучую поддержку всей страны, всего народа: "Бьется насмерть парень бравый. Так что дым стоит сырой, Словно вся страна-держава Видит Теркина: - Герой!" Твардовский показывает, что истоки мужества и героизма русского солдата кроются именно в этом - в ощущении и понимании своего единства с народом, в осознании себя как части народа, что делает невозможным отступление в бою, каким бы трудным этот бой ни был.

Анализ главы "Кто стрелял?"

Глава "Кто стрелял?" начинается с описания пейзажа, "вечера дивного", который принадлежит не войне, а мирной жизни, и этот вечер "растревожил" солдат, привыкших к войне и сейчас как бы вернувшихся в ту мирную жизнь, ради которой они воюют. Они как бы переносятся в эту мирную жизнь, но "со страшным ревом" появляется немецкий самолет, который несет с собой смерть, и картины мирной жизни отступают перед страхом смерти: "Вот сейчас тебе и крышка, Вот тебя уже и нет". Однако автор, понимая причины этого страха, все же не может согласиться с тем, что русскому солдату пристало бояться смерти: "Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу...". И на его слова откликается один из солдат, который "бьет с колена Из винтовки в самолет", и этот "бой неравный, бой короткий" заканчивается тем, что немецкий самолет "штопором" врезается в землю! Великолепна деталь: "Сам стрелок глядит с испугом: Что наделал невзначай"! Глава заканчивается словами Теркина, обращенными к сержанту, сказавшему, что "парню счастье, Глядь - и орден, как с куста": "- Не горюй, у немца этот - Не последний самолет...", и юмор автора помогает избежать ненужных рассуждений о героизме, о подвиге, который и в самом деле совершил Тёркин, причем автор показывает, что подвиг героя не в том, что он сбил самолёт (это как раз и могло быть случайностью), а в том, что он сумел преодолеть свой страх, бросить вызов смерти и победить ее.

Анализ главы "Смерть и воин"

Одна из самых психологически глубоких глав поэмы "Василий Теркин" Твардовского - глава "Смерть и воин", в которой автор показывает героя в едва ли не самый трудный момент его жизни: Тёркин тяжело ранен, он бредит, и в этом бреду к нему приходит Смерть, с которой он разговаривает и которая убеждает его, чтобы он сам отказался от жизни: "Нужен знак один согласья, Что устал беречь ты жизнь, Что о смертном молишь часе…". Полная капитуляция героя - если он сам станет просить Смерть "забрать" его, поэтому она уговаривает его отказаться от борьбы за жизнь, объясняя, что может так статься, что его подберут, и "пожалеешь, что не умер Здесь, на месте, без хлопот..." Ослабевший герой вроде бы и сдаётся на уговоры Смерти ("‘И со Смертью Человеку Спорить стало выше сил"), однако он хочет выторговать у нее хотя бы один день "погулять среди живых", но она отказывает ему в этом. Этот отказ воспринимается героем как знак того, что он должен продолжать бороться за жизнь: " - Так пошла ты прочь, Косая, Я солдат ещё живой". Эти слова героя не были восприняты Смертью всерьез, она была уверена, что никуда он от неё не денется, она даже готова пойти следом за бойцами из похоронной команды, которые стали санитарами и доставляют раненого в санбат. Разговоры солдат - полуживого и тех, кто спасает его ("Берегут, несут с опаской"), отдавая ему свои рукавицы и тепло своих душ, заставили Смерть "впервые" подумать о том, что она не всемогуща, что ее сила должна отступить и отступает перед силой людских душ, перед силой солдатского братства, поэтому ей приходится "нехотя" давать "отсрочку" раненому, которого из ее рук вырывают такие же простые солдаты, как и он сам. В этой главе произведения Твардовского "Василий Теркин", анализ которого мы провели, автор сумел показать непоколебимую силу солдата, который никогда не будет одинок и всегда может рассчитывать на помощь и поддержку товарищей по оружию, по общей борьбе за свободу Родины.

Рассказать друзьям