Урок литературного чтения последний день матвея кузьмина. Индивидуализация обучения (ТИО) Ю

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МБОУ СОШ № 137 г.о. Самара

Методическая разработка

урока литературного чтения в 4 классе по произведению

Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»

высшей квалификационной категории

Клементьева Тамара Анатольевна

2013 г.

ЦЕЛЬ УРОКА : создание условий для формирования читательских компетенция младших школьников (комплексная работа с текстом, подробный анализ литературного произведения).

ЗАДАЧИ:

образовательные: способствовать формированию умения различать субъективную и объективную информацию, умения аргументировать свою точку зрения, делать выводы по содержанию текста;

развивающие: содействовать развитию аналитических видов работы с текстом, умению кратко и подробно характеризовать героев; способствовать развитию умения находить в тексте материал для характеристики героя, составлять монологические высказывания.

воспитательные: формировать чувство гордости за свою страну и свой народ, чувство долга, ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация, постановка цели урока.

Ребята, урок мы начнем с прослушивания песни.

(Звучит песня «Вставай, страна огромная») (слайд 2)

К какому времени относится эта песня?

Почему звучит такой призыв?

Когда началась и закончилась Великая Отечественная война? (слайд 3)

Кто встал на защиту нашей Родины?

Можно ли отнести рассказ, который вы прочитали дома, к теме «Великая Отечественная война»? Докажите.

  1. Постановка цели урока.

Сегодня мы будем работать над произведением Бориса Полевого «Последний день Матвея Кузьмин» (слайд 5)

О ком это произведение? (слайд 6)

Давайте посмотрим видеофильм о Матвее Кузьмине из рубрики «Герои Победы»

  1. Работа по тексту
  1. Беседа

Каким показан Матвей Кузьмин в начале рассказа? (слайд 7)

Почему сторонились его односельчане?

За что уважали Матвея Кузьмина сельчане? (слайд 8)

2. Обсуждение прочитанного, работа с текстом.

  1. С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого батальона? (слайд 9)
  2. Почему немцы именно его хотели сделать старостой?
  3. Как вел себя Матвей с немцами?
  4. Как бы вы назвали такое чувство и такой поступок?
  1. Работа в группах
  1. Найдите в тексте диалог Матвея и немецкого офицера. Подготовьте этот отрывок к чтению по ролям.

Чтение по ролям.

ФИЗМИНУТКА

  1. Выборочное чтение
  1. Найдите места в рассказе, где дано описание природы. Как она отвечала настроению действующих лиц?
  2. Почему Матвей вел немцев таким путем? (слайд 10)
  3. А как изменилась природа и настроение Матвея, когда он привел немцев к назначенному месту?
  4. Как вели себя Матвей Кузьмин и немцы во время боя? Перечитайте эти места в рассказе. Что испытывал при этом Матвей? Как это выражалось в его поведении?
  1. Самостоятельная работа с текстом.
  1. Прочитайте последние два абзаца рассказа.
  2. Почему 80-летнего старика, который нигде не служил, хоронили с военными почестями «как бывалого офицера»? (слайд 11)

ДЛЯ СПРАВКИ: В газете «Великолукская правда» было напечатано стихотворение «России сын». (слайд 12)

V.Обобщение.

Ребята, над каким произведение мы работали на уроке?

Какие чувства у вас вызвал поступок героя? (слайд 13)

Как вы считаете, нужен ли был наш сегодняшний урок? Для чего?

«Уточняющие члены предложения» - Правильный вариант. Утром в трех километрах от города приземлился самолет. Условия обособления. Зимой, особенно в феврале, здесь дуют свирепые бураны. Тренировочные упражнения. В горах в начале июля встретились альпинисты. Утром в седьмом часу в трех километрах от города приземлился самолет. Молодая, лет двадцати, девушка ехала одна.

«ФГОС по обществознание» - Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы. Изменения в учебных планах. Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода. Структура примерной программы по обществознанию. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе.

«Текстовый редактор и текстовый процессор» - Что такое текстовый редактор и процессор? Word по привычке продолжают называть тектовым редактором. Основные функции текстовых процессоров. Основные элементы текстового документа. А также есть возможности ручной и автоматической вставки даты и времени создания документа. Более совершенной программой является WordPad, местонахождение: Пуск/ Программы/ Стандартные/ WordPad.

«Математический вечер» - Конкурс песен. Красота. Математический вечер. Древнегреческая задача. Свойства чисел. Живой арифмометр. Общий множитель. Математический курьез. Числа. Автобус. Сравнение. Конкурс капитанов. Конкурс художественной самодеятельности. Математическая рыбалка. Какие цифры скрыты здесь. Загадочный курьез.

«Связь слов в словосочетании» - Замените словосочетание ЖЕНА ДЯДИ. Советы, которые помогут избежать ошибок при выполнении упражнений. В центре внимания - зависимое слово. Каша из гречки. Замените словосочетание БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ. Замените словосочетание ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ. Примыкание. Главное слово оставляем без изменения. Ком снега.

«Еда» - Суши, Окорочка, Ветчина, Шашлык, Котлеты, Омлет, Стейк, Салат, Сэндвич, Суп, Барбекю, Рыба, Мясо, Рис, Колбаса, Фасоль, Спагетти, Картофель фри, Запечённая курица, Чипсы, Жареные сосиски,

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • формирование умения анализировать произведение, учить оценивать поступок главного героя, давать ему оценку.
  • развивать умение работать с текстом, ориентироваться в нем.
  • воспитание чувства патриотизма в детях, гордости за таких героев как Матвей Кузмин.

Повторение.

Произведения какого раздела мы с вами читаем?

Как называется рассказ, который читали дома?

Во время какой войны происходят события, описанные в рассказе?

Цель урока.

Сегодня на уроке мы должны составить портрет главного литературного героя (по схеме), постараемся определить главную мысль произведения.

На доске схема.

Проверка домашнего задания.

Дома надо было отметить отрывки, характеризующие внешность героя. Найдите и зачитайте описание внешности. Напоминаю, указываем абзац и страницу.

  • заскорузлой ладонью

Как понимаете? (руки рабочие, натруженные. Матвей Кузьмин не был бездельником)

  • тяжелый взгляд из-под желта-серых кустистых бровей
  • широкая жилистая узловатая рука
  • в бороду
  • из-под зарослей бороды лучики морщин

О чем говорят эти слова?

Можно ли сказать, что его внешность очень приятная, притягательная?

Мы знаем, что не всегда можно судить о человеке по его внешности. О человеке судят по его делам, поступкам.

Кто помнит подходящую пословицу?

Речь героя мы затрудняемся охарактеризовать. Почему?

Какой это был человек, найдите отрывки и зачитайте.

  • нелюдим
  • угрюм
  • неразговорчив
  • молчит
  • мрачный

На доске

Как можно назвать такого человека?

Работа над произведением.

Сейчас мы рассмотрим взаимоотношения Матвея Кузьмина с односельчанами (колхозниками) и с фашистами.

В 3 абзаце на с. 45 говорится еще и о том, как колхозники относятся к Матвею Кузьмину. Кто назовет эти слова?

Почему так относятся к Матвею? Найдите ответ в этом абзаце и зачитайте.

Рассмотрим взаимоотношения с фашистами. Почему фашисты решили выбрать себе в помощники (в старосты) Матвея?

Согласился ли Матвей быть старостой? Зачитайте.

Для чего второй раз вызвали Матвея в комендатуру?

Давайте зачитаем этот отрывок по ролям (автор, немецкий офицер, Матвей Кузьмин).

Ваша задача следить глазками. После чтения спрошу - какие черты характера Матвея иллюстрирует этот отрывок.

Каким здесь показан Матвей Кузьмин?

На доске

Почему Матвей не отказался от предложения немецкого офицера?

Что могли подумать фашисты о нем?

В каком еще эпизоде появляется хитрость и находчивость Матвея Кузьмина? Зачитайте этот отрывок (с. 48. 5 абзац).

Зачем Матвей повел немцев по целине?

Найдите фрагмент о том, как немцы теряли силы. Возьмите карандаш и подчеркните глаголы, которые показывают, что немцам тяжело дался этот путь.

Назовите глаголы. Именно здесь Матвей Кузьмин проявляет не просто хитрость, а военную хитрость.

Можно ли сказать, что сама природа (пейзаж) так же противостоит фашистам и настроена против них?

В любом произведении пейзаж играет немаловажную роль.

Докажите, зачитайте в этом же отрывке, что говорится о лесе.

Как изменилась природа, когда немцы с Матвеем дошли до места? Зачитайте описание пейзажа.(с.49)

Почему так изменилось описание пейзажа?

Наступает момент, когда добро побеждает зло. Когда фашисты, которые топчут чужую землю будут уничтожены. Т. о., природа прощается с нашим героем, совершившим подвиг.

Природа изменилась и изменилось поведение Матвея Кузьмина. Он оставался таким же угрюмым и мрачным? Докажите.

  • улыбаясь смотрел
  • торжествующая улыбка

О чем говорят эти слова?

Свершилось ли то, что задумал Матвей?

Какой момент в рассказе является самым напряженным? Зачитайте этот отрывок. (И вдруг тишину распорол...) Обратите внимание как быстро и точно расправились советские бойцы с фашистами.

Обратимся к иллюстрации на с.50. Внимательно послушайте отрывок. Звучит грамзапись

(отрывок из текста). (Ветер трепал... до слов... сраженный пулей немецкого офицера)

Звучит «Вокализ» С. Рахманинова.

Какие чувства у вас вызвал поступок героя?

Каким изображен Матвей Кузмин в последние минуты жизни? (с.50 - 51)

Мог ли понять чувства Матвея фашистский офицер, который пришел убивать и топтать чужую землю?

Найдите объяснение в учебнике.(с.51, 1 абзац)

С ужасом смотрел немецкий офицер на Матвея, не мог понять как может человек улыбаться перед смертью. Насколько силен перед ним враг - советский человек.

О каких качествах Матвея Кузьмина говорят слова, которые мы прочитали?

На доске

Итак, кто такой Матвей Кузьмин - литературный герой?

  • охотник
  • колхозник

Воевал ли Матвей на фронте? Кто он?

3. тыловик

Можно ли Матвея Кузьмина назвать героем, если он не участвовал в боях?

4. герой Великой Отечественной войны

Кто такой герой? (работа со словарем)

ГЕРОЙ - человек, отличающийся своей храбростью, самоотверженностью и совершающий подвиги.

Какой героический поступок совершил Матвей Кузьмин?

Можно ли назвать поступок Матвея Кузьмина подвигом?

Какая главная мысль произведения?

Не пожалел своей жизни в схватке с врагом.

Книги Б. Полевого - это живая правда тех военных лет. Эти события не вымышленные, реальные. Все это происходило недалеко от г. Пскова в деревне Малкино. (учитель показывает место на карте Великой Отечественной войны 1942 г.)

Историки говорят, что в этой битве немецкий батальон понес большие потери6 50 убитых и 20 пленных, и все это благодаря одному человеку.

Для чего Борис Полевой написал этот рассказ? (чтобы помнили о прошлом нашей Родины, рассказать нам как человек - тыловик помогал в борьбе с фашистами)

Таких людей было не мало. За годы Великой Отечественной войны звание героя Советского Союза получили 11739 человек. Матвей Кузьмин - самый пожилой герой Советского Союза. Это звание он получил посмертно за мужество и героизм 8 мая 1965 г.

С кем из героев прочитанных раннее рассказов можно сравнить Матвея Кузьмина?

Матвей Кузьмин повторил подвиг Ивана Сусанина. В годы Великой Отечественной войны более ста советских людей совершили подвиг, подобный сусанинскому.

Давайте сравним историю Ивана Сусанина и Матвея Кузьмина по плану.

План.

1. Возраст.

2. Год, в котором совершен подвиг.

3. Поступок героя, его причины.

4. Поведение в конце пути.

Что объединяет этих героев?

Пожертвовали своей жизнью ради любви к Отечеству.

Вспомним прощальные слова, которые говорит Иван Сусанин перед смертью.

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело.

Как называют таких людей?

На доске

Каких людей называют патриотами? (Тот, кто любит свое Отечество и предан своему народу, Родине.)

Патриотизм - характерная черта русского народа. Несколько столетий отделяет одно событие от другого, но мы видим, что русский народ всегда вставал на защиту своей Родины и даже жертвовал своей жизнью во имя ее свободы.

Над каким произведением работали?

Все творчество Бориса Полевого посвящено нравственному подвигу простого человека.

Перед вами выставка книг. Многим читателям Б.Полевой известен по произведению «Повесть о настоящем человеке». Его герой, военный летчик - Алексей Маресьев, был сбит немецким самолетом. Будучи раненым, без сил он пробирался к своим. Получив обморожение ног, затем ампутацию конечностей, он нашел в себе мужество снова сесть за штурвал самолета и продолжать борьбу с фашистами. Я советую вам прочитать эту книгу.

Домашнее задание: найти и выучить 5 пословиц о героизме и подвигах.

Чтобы довести эмоциональный накал слушателей до предела, использовала эффект неожиданности, т.е. без каких либо пояснений зазвучал “Вокализ” С.Рахманинова. К концу музыкального произведения убрала звук и выдержала паузу. Это позволило детям глубже почувствовать трагическую гибель главного героя. С опорой на ранее полученные знания провели сравнение подвига Ивана Сусанина и Матвея Кузьмина.

Цели урока:

А) Знакомство детей с биографией и творчеством Б.Полевого, с подвигом героя СССР Матвея Кузьмина.

Б) Воспитание в детях любви к Родине, патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей страны.

В) Развитие навыков беглого, осознанного чтения; развитие логического мышления, кругозора учащихся.

Г) Умение отстаивать свою точку зрения, давать развернутые, связные ответы.

Оборудование: карточки с заданиями, ТСО, презентация.

Проект урока
А. Учитель знакомит детей с темой урока. Дети самостоятельно пытаются выполнить задания.
Б. Выполнение заданий:
1 уровень. Чтение рассказа. Ответы на вопросы по содержанию текста.
2 уровень. Ответы на вопросы на понимание прочитанного.
3 уровень. Минисочинение.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент. Целеполагание.

Сообщение темы и цели урока.

Ставят себе цель выполнить все задания и достичь желаемой оценки

Просмотр презентации.

Показ презентации.

Просматривают презентацию и знакомятся с новым материалом.

Чтение рассказа и ответы на вопросы карточек.

Организует детей на самостоятельную работу. Помогает некоторым ученикам.

Читают рассказ, самостоятельно отвечают на вопросы карточек.

Разбор вопросов задания

Задает вопросы, дает детям высказать свое мнение.

Высказывают свое мнение, дают ответы на вопросы учителя.

Рефлексия

Подводит итог урока.

Сравнивают и оценивают свои результаты.

Домашняя работа.

Объясняет задание.

По желанию записывают задание.

Подбери синонимы к словам:
Нелюдим- дикарь, затворник, угрюмый, хмурый, замкнутый, отшельник.
Чурается - сторонится, избегает.
Батальон- подразделение или воинская часть, численностью 350-500 человек.
Двустволка - ружьё с двумя стволами.
Ваше благородие - обращение к лицам благородного, дворянского происхождения.
Целина - место, где не ходили люди.
Авангард - передняя часть отряда.
Маскхалат - военная одежда для маскировки.

Карточка 1.
1. Как к Матвею относились остальные жители?
2. Опиши семью Матвея.
3. Для чего Матвей понадобился немцам?
4. Что предложили немцы Матвею за работу?
5. Куда Матвей отправил внука Васю?
6. Как вел себя Матвей на поляне?
7. Кто убил Матвея?
8. Где и как похоронили Матвея?

Карточка 2.
1. Почему из всех жителей на должность старосты немцы выбрали Матвея?
2. Для чего старик торговался с немецким офицером?
3.Зачем Матвей так долго водил фашистов по лесу?
4.«Торжествующая улыбка выскользнула из-под зарослей бороды, разбежалась лучиками морщин.»
Чему так торжествующе он улыбался?
5.«Матвей Кузьмин стоял на холмике с обнаженной головой…Глаза его….насмешливо сверкали из-под дремучих бровей…. Мгновенье он (офицер) с ужасом смотрел на этого лесного человека…»
Почему Матвей снял шапку?
Чему ужасался немецкий офицер?
6. Почему этого нелюдимого человека хоронили с военными почестями?

Карточка 3.
Как ты думаешь, кто такой герой?
Кого можно назвать героем?

Скачать презентацию к уроку boris_polevoy.zip

Мамонтова Ольга Викторовна
МОУ Лицей № 52 г. Уфа Республика Башкортостан
[email protected]

МБОУ Семьянская средняя школа

«Методическая разработка урока для учащихся начальных классов»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

по программе УМК «Гармония»

Козырина Ольга Николаевна

МБОУ Семьянская средняя

общеобразовательная школа

учитель начальных классов

2015 год

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по произведению

УМК «Гармония»

Тема: Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: создание условий для формирования читательских компетенция младших школьников

Задачи:

образовательные : способствовать формированию привычки вдумчивого чтения, размышления над содержанием текста, умения аргументировать свою точку зрения, делать выводы по содержанию текста, высказывать оценочное суждение;

развивающие : содействовать развитию монологической и диалогической речи, мышления, умению кратко и подробно характеризовать героев;

воспитательные: содействовать воспитанию в детях уважительного отношения к старшим, к героям Великой Отечественной войны, формированию чувства гордости за свою страну и свой народ, чувства долга, ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки.

Планируемые результаты

Личностные результаты

– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;

– высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.

– вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

– расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной – читательской деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– строить рассуждения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

– слушать и понимать речь других;

– задавать вопросы;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Предметные результаты

– применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);

– полноценно воспринимать художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;

– устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;

– испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

– отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

– определять эмоциональный характер текста;

Формы работы: индивидуальная, самостоятельная, коллективная, в парах, в группах.

Педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, метод проблемного обучения, методы развития критического мыщления.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет (на случай, если возникнет необходимость, уточнить значение какого-то слова, пакет материалов для каждой группы.)

Этапы учебного занятия

1 этап. Организация класса (орг.момент);

2этап. Актуализация знаний (стадия вызова);

3этап. Постановка задачи;

4 этап. Работа по теме урока (стадия осмысления);

5 этап. Закрепление знаний (стадия рефлексия).

6 этап. Подведение итогов занятия. Сообщение о домашнем задании.

7 этап. Рефлексия.

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

Компетенции. аспекты

Результат

1. Оргмомент

У : Ребята, я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Надеюсь, что урок будет продуктивный. Как вы думаете, какой урок можно назвать продуктивным? (слайд №1)

У: Совершенно верно, урок, по окончании которого мы создадим какой-то продукт, от которого мы с вами получим эмоциональное удовольствие, на котором мы получим новые знания, совершим открытия, пообщаемся друг с другом, и будет продуктивным.

Умение настраивать себя на работу

3. Постановка задачи.»Стадия- вызов»

У : Что нам предстоит сделать на уроке, мы сейчас разгадаем. Для этого нужно правильно собрать рассыпанные буквы и составить слова.

На доске запись:

У : Ребята, а зачем нам на уроке надо внимательно читать, понимать, рассуждать, оценивать поступки героев?

У: На доске слова написаны в два столбика, догадайтесь по какому признаку я слова разделила в два столбика? (имена существительные и прилагательные).

Давайте составим словосочетания слов подходящих по смыслу.

(Дети составляют словосочетания)

Настоящий человек, белый парус, трудный путь, майский день, горячий песок.

У: Ребята, вспомните, какой раздел мы сейчас изучаем?

Уч : «За доброе дело стой смело»

У : А какое словосочетание, из которых, мы составили, больше всего подходит к нашему разделу?

Уч : Настоящий человек.

У: А как вы думаете, кто такой настоящий человек?

(Учитель записывает на доске, все слова, сказанные детьми: (приём развития критического мышления)

На доске запись:

Настоящий человек

Любящий свою Родину

Готовый прийти на помощь

Хороший товарищ

Всегда достигает своей цели

Говорит вежливые слова

У: Ребята, а что нужно сделать, чтобы проверить правильно мы с вами решили, кто такой настоящий человек?

У: Молодцы! Для этого мы действительно сегодня на уроке прочитаем произведение Бориса Николаевича Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» (Слайд № 2)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в произведении с таким названием?

Уч: О том, как герой этого произведения прожил свой последний день.

У: А когда это произошло, узнаем прочитав в учебнике на странице 26 сообщение в таблице (дети читают самостоятельно)

Какое новое словосочетание, вам там встретилось?

УЧ : Документальный рассказ.

У: Как вы поняли, что такое документальный рассказ?

Уч: Это произведение, в котором описываются реальные события и люди.

У: В какое время произошла эта история?

Уч: Во время Великой Отечественной войны.

У: А кто знает, когда это было?

Уч: С 1941-1945 год.

У: Правильно ребята! 70 назад закончилась, Вторая мировая война, фашизм был побеждён. Победа в Великой Отечественной войне – великий, но печальный праздник. За эту победу заплачена очень высокая цена – жизнь пятидесяти миллионов людей (делается запись на доске: 50 000 000). Фашисты хотели подчинить себе весь мир. Они считали, что немцы – это избранная нация, а люди других национальностей должны им подчиняться и работать на них. Ваши дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки воевали или трудились для победы. Наша страна больше всех сделала для победы над фашизмом, ей помогали и другие страны.

В этом году мы отмечаем большой юбилей Семидесятилетие Великой Победы!

И это произведение тоже расскажет о событие, которое произошло в годы Вов.

Проблемная задача

Умение самостоятельно ставить цель урока

4.Работа по теме урока.Стадия «осмысление»

5.Закрепление знаний. Стадия «рефлексия»

6.Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

7.Рефлексия

Словарная работа.

У: Перед чтением текста поработаем со словами из текста. Выполним задание в тетради на странице 12-13. Нужно соединить слова с их значением. Работать будете в парах, помогая друг другу. (Проверка: фронтальная работа, прочтение слов с учителем, если значение слов непонятно, дети находят значение в сети Интернета).

На отшибе - в стороне.

Постой - стоянка.

Чурается - избегает.

Комендатура - помещение, где располагались фашисты, которые следили за наведением своих порядков в занятом ими селе.

Староста - назначенное лицо для ведения дел какого-нибудь небольшого коллектива.

Заскорузлый - шершавый, огрубевший.

Целина - еще не паханная, не подвергавшаяся обработке земля.

Передовые заставы - войска, несущие охрану.

Огневые позиции - места расположения артиллерийских орудий и войск.

Авангард - часть войск, находящаяся впереди главных сил.

Маскхалат - маскировочный халат, делающий лыжников незаметными на снегу.

Сельхозартель (сельскохозяйственная артель) - коллективное хозяйство.

Слюда - прозрачный слоистый минерал.

Треух – старое название тёплой мужской шапки с наушниками и опускающимся задком.

Холщовая сумка – льняная, из толстой пряжи, кустарной выделки.

Знакомство с текстом .

Проводится в форме комбинированного чтения. Рассказ читают вслух хорошо читающие учащиеся. Учитель читает наиболее важные отрывки текста: о том, как фашисты вспомнили о Матвее Кузьмине ранней весной (весь абзац); разговор Кузьмина с немецким офицером в комендатуре; абзац, начинающийся словами: «Теряя силы...»; фрагмент, описывающий последние минуты жизни старого колхозника. Попутно с чтением объясняются и уточняются значения ещё недостаточно понятных учащимся слов.

Первичное восприятие.

У : Какое впечатление на вас оказало это произведение?

У: Подтвердились, ли наши предположения, о чем будет это произведение?

Уч: Да, в нём говорится о Матвее Кузьмине, как он провёл свой последний день жизни.

У: Работая с текстом, попробуем воссоздать портрет этого человека. Работать будете в группах, помните правила работы друг с другом.

Работа в группах . (Приём развития критического мышления - кластер ).

1 группа. Внешность.

2 группа. Характер.

3 группа. Занятия.

4 группа. Отношения с односельчанами.

1. Перевалило за 80 лет, лысоват, седые волосы, борода, плохо слышал.

2. Нелюдим, замкнут, угрюм, необщителен.

3. Сторожил, охотничал, воспитывал сироту внучонка Васю.

4. Сторонились, побаивались. (слайд №3,4)

ФИЗМИНУТКА

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Что мы узнали про деревню, где жил Матвей Кузьмин? (с. 23)

С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого батальона? (Стать старостой).

Как вы думаете? Что должен был делать староста при фашистах? (Помогать немцам, доносить на односельчан)

Согласился ли Матвей Кузьмин? (Нет) Почему? Найдите в тексте. (с.23)

Что же потом заставило немцев вновь обратиться к деду Матвею? (Понадобился проводник, знающий лесные тропы, чтобы помог вывести в распоряжение советской армии и атаковать без боя).

Найдите в тексте диалог Матвея и немецкого офицера. Отметьте карандашом слова офицера (О), слова Матвея (М), слова автора (А). Найдите слова в тексте, которые подскажут, как надо читать, с какой интонацией.

Приготовьтесь к чтению по ролям. Постарайтесь передать картину, происходящую в комендатуре.

Чтение диалога с. 25

Молодцы, справились с задачей.

Как отреагировали колхозники, наблюдавшие за Матвеем?

Из рассказа вы узнали, что Матвей Кузьмин вёл немцев по целине. Как вы думаете, почему? (Старик старался вымотать силы немцам)

Найдите фрагмент, где говорится о том, как враги теряли силы. (с.26)

Что было задумано Матвеем Кузьминым?

Удалась ли попытка немцев прорваться в распоряжение советских войск?

Кто помог деду Матвею? (Внук Вася и бойцы советской армии)

Почему мальчик смог выполнить это поручение?

Какими качествами он обладал? Чему научился у своего деда

Прочитайте описание зимнего утра. Объясните, почему Матвей Кузьмин торжествующе улыбался в последнее утро своей жизни. Понимал ли он, что погибнет?

– Как вёл себя русский колхозник в последние минуты жизни? (Он вёл себя с достоинством: помолодевшие глаза насмешливо сверкали, стоял со спокойным торжеством, издевательски бесстрашно усмехнулся в лицо фашисту, презрительно отвернулся от наведённого на него оружия, швырнул деньги в лицо офицеру, вызвал огонь на себя.) (слайд №5)

Самостоятельная работа с текстом.

    Прочитайте последние два абзаца рассказа.

    Почему 80-летнего старика, который нигде не служил, хоронили с военными почестями «как бывалого офицера»? (слайд № 6,7)

У: - Как прожил свой последний день Матвей Кузьмин? Можно ли назвать поступок Матвея Кузьмина подвигом?

Уч: Да, потому что, он ценой своей жизни помог уничтожить немецкий батальон.

У: Давайте составим синквейн по образу главного героя: (приём развития критического мышления)

Матвей Кузьмин

Смелый, отважный

Предупредил, пожертвовал, защитил

Он совершил героический поступок

Матвей Кузьмин

Нелюдимый, мудрый.

Обманул, спас, пожертвовал

Настоящий русский человек.

У: Ребята. Давайте вернёмся к нашей записи на доске. На какой вопрос нам надо было ответить, прочитав это произведение?

Уч: Кто такой настоящий человек.

У: Давайте. Проверим, правильно мы ответили на этот вопрос. А какой он настоящий человек? (неверные ответы вычёркиваются). (приём развития критического мышления)

Уч: Настоящий человек – умный, волевой, сильный, тот, который любит свою Родину, честный, трудолюбивый, не боится трудностей, выносливый, готовый помочь и выручить товарища из беды..

У: Ребята, вот мы и получили ответ на вопрос, кто такой настоящий человек. А из вас кто нибудь, может себя назвать настоящим человеком и почему? (ответы детей)

-У: Какова главная мысль рассказа?

Отражают ли главную мысль рассказа пословицы «Лучше смерть славная, чем жизнь позорная», «Драться насмерть – завоевать бессмертие».

У: Чему научил вас этот рассказ?

Матвей Кузьмин посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. А кто в нашем селе посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза? (слайд 8,9)

Уч : Малов Михаил Семёнович (рассказ подготовленного ученика). (слайд №10)

Родился 01.03.1914 г. в д. Нефедиха Воротынского р-на Горьковской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1941 г. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал столяром, шофером.

В Советской Армии с 1936 г. Окончил школу стрелков-радистов в 1937 г.

Участвуя в оказании интернациональной помощи китайскому народу в борьбе с японскими агрессорами в 1937 - 38 гг., совершил 27 боевых вылетов.

Окончил Сталинградское военно-авиационное училище летчиков в 1940 г.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г.

Командир аэ 800 шап капитан Малов к июлю 1943 г. совершил 80 боевых вылетов на штурмовку важных объектов, скоплений живой силы и техники противника. На аэродромах и в воздушных боях уничтожил 12 вражеских самолетов.

08.07.43 г. в четвертом боевом вылете над целью Ил-2 капитана Малова (воздушный стрелок старшина ) был подбит зенитной артиллерией. Летчик тянул поврежденный самолет к своему аэродрому. Но мотор остановился и самолет, планируя, врезался в дубовую рощу. Когда санитарная машина с полковым врачом, техником и мотористом прибыла к месту падения самолета, Малов и Борисов были мертвы. Их похоронили на площади в г. Новый Оскол Белгородской области.

28.09.43 г. М.С.Малову присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, медалями.

В г. Новый Оскол именем Малова названа улица, в п. Воротынец установлен обелиск.

Итог урока.

-У: Ребята, над каким произведение мы работали на уроке?

Какие чувства у вас вызвал поступок героя?

Как вы считаете, нужен ли был наш сегодняшний урок? Для чего? (слайд №11)

Закончите предложения.

“Я говорю спасибо Матвею Кузьмину и Малову Михаилу Семёновичу за то, что..”

“Я говорю спасибо Борису Полевому за то, что …”

Я считаю, наш урок действительно оказался продуктивным. И “продукт” нашего урока заключается еще и в том, что вы теперь имеете в ваших душах. О чём мы должны помнить и чем гордиться? (слайд №12)

На дом: написать мини - сочинение о подвиге Матвея Кузьмина.

У: С каким настроением уходите с урока?

Дети показывают смайлики: весёлый, грустный, серьёзный

Поиск и сбор информации

Методы направленные на самостоятельную коммуникацию

Умение работать в парах (проводить взаимопроверку)

Умение высказывать свою точку зрения. Умение слушать и слышать, договариваться. Работать с дополнительны-

ми источниками

Умение работать в группах (выражать свою точку зрения)

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения.

Умение вести диалог.

Умение давать оценку своей деятельности

Уважаемые коллеги, я, Козырина Ольга Николаевна, учитель начальных классов Семьянской средней школы.

2 слайд я хочу вас познакомить с моим уроком литературного чтения в 3 классе по программе УМК «Гармония», автор учебника О.В. Кубасова. Урок по произведению Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» по счету второй урок в разделе « За доброе дело стой смело». Тип урока – урок усвоения новых знаний. Структура соответствует типу урока и его дидактическим задачам.

3 слайд Всем педагогам известно, что лучший урок начинается не по звонку, а во время подготовки учителя к уроку. Я всегда вспоминаю слова Жан Жака Руссо, что скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому… Поэтому стараюсь сделать уроки интересными.

Цель и триединые задачи урока поставила так, чтобы чётко прослеживалась их взаимосвязь. Рационально распределила время внутри отдельных структурных элементов урока.

При выборе методов, средств и приёмов обучения для достижения поставленной цели были учтены принципы, вы их видите на слайде.

5 слайд На уроке были использованы следующие методы обучения:

6 слайд Были применены разные формы познавательной деятельности, которые в ходе урока сменяли друг друга. индивидуальная, самостоятельная, коллективная, в парах, в группах.

Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям обучающихся, их жизненному опыту. Обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения я постараюсь доказать.

полученные знания на практике на личностно-значимом уровне.

20 слайд Подобранные задания соответствовали теме урока. Степень понимания учениками нового материала проверялась по ходу его объяснения. Разные способы контроля позволили оценить каждого ученика на уроке. Разнообразные формы работы помогли эффективно осуществить учебную деятельность.

21 слайд Урок получился интересным, эффективным и плодотворным. Поставленные задачи были решены, цель урока достигнута.

22 слайд Разработка моего урока может быть использована учителями, работающими по любому УМК.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что мотивация - это одна из самых сложных проблем, с которой приходится работать, но и самая интересная. Я считаю, что моя педагогическая концепция актуальна в современном педагогическом процессе. Положительное отношение к чтению, начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, и когда он сможет ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Как бы я поступил в данной ситуации?

Разнообразные приёмы работы развивают познавательные способности каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Выполнение подобных заданий создаёт творческую атмосферу, делает урок незабываемым, вызывает больший интерес к изучаемому предмету, способствует проявлению инициативности и творческой самостоятельности школьников.

Рассказать друзьям