Презентация системно деятельностный подход в образовании. "Системно- деятельностный подход в обучении математике", презентация

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Слайд 1

Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ:
1 Тема 1. Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС НОО. Традиционный, компетентностный и системно-деятельностный подходы. Деятельностный подход в психологии: принцип сознания и деятельности; проблема личности; категория деятельности; принцип психического развития ребенка; ведущий вид деятельности; структурные единицы деятельности; структура деятельности; ученик как субъект учебной деятельности. Дидактические принципы системно-деятельностного подхода. Условия реализация системно-деятельностного подхода
2 Тема 2. Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода. Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода. Мотивация как совокупность личностных (устойчивых) и ситуативных (динамических) факторов. Система мотивов школьника. Способы и методы поддержания и активизации мотивационной сферы школьника. Целеполагание как основа системной организации учебной деятельности школьников.

Слайд 3

В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов:
Традиционный подход может быть назван «ЗУНовским». Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Системно-деятельностный подход.

Слайд 4

Компетентностный подход
Компетентность – способность применять имеющиеся знания и умения в новых ситуациях, проявляющаяся в организации и планировании деятельности в необычных ситуациях и нововведениях.

Слайд 5

Виды компетентности:
Психологическая (индивидуальная): характеризует индивидуальность человека при выполнении им своих обязанностей, «мягкие требования». Техническая (профессиональная): характеризует получаемый результат, связана со стандартами выполнения обязанностей, «жесткие требования».

Слайд 6

Компетентностный подход
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Слайд 7

Компетентностный подход
Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления. Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.

Слайд 8

Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно–деятельностный подход!

Слайд 9

Традиционное обучение Инновационное Развивающее обучение
1 Базируется на принципе доступности Опирается на зону ближайшего развития
2 Учащийся выступает в роли объекта Учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности
3 Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения
4 Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания
5 Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы деятельности На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности
6 В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Слайд 10

Понятие системно-деятельностного подхода
Системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), Деятельностный подход, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).

Слайд 11

Проблема деятельности разрабатывалась:
философия (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.); психология (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.); обучение и воспитание ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон); развивающее обучение (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.).

Слайд 12

Системно-деятельностный подход
Системный подход – это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

Слайд 13

Известный психолог А.Н.Леонтьев:
«Человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей».

Слайд 14

Деятельностный подход в психологии
С.Л. Рубинштейн: принцип единства сознания и деятельности. «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

Слайд 15

Принцип единства сознания и деятельности
Фиксирует тот факт, что сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.

Слайд 16

Вопрос: всегда ли человек осуществляет деятельность?
Деятельность в отличие от реакции – это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.

Слайд 17

Проблема личности
Л.С. Выготский: «Историческое состояние нашей науки таково, что существует много психологий, но не существует единой психологии»

Слайд 18

А.Г. Асмолов рассматривает человека в качестве элемента трех различных систем:
в системе биологического вида homo sapiens человек выступает как индивид; в системе общества он становится носителем совокупности социальных качеств и выступает как личность; системно-исторический план анализа позволяет выделить специфическое качество личности – индивидуальность.

Слайд 19


Индивид – человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие человека. Личность – человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Субъект – человек, как носитель предметно-практической деятельности; распорядитель душевных сил. Универсум – высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.

Слайд 20

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев «Основы человеческой антропологии: психология человека»
Формула: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»

Слайд 21

Эволюционно-исторический смысл индивидуальных различий между людьми
Вопрос: Зачем нужны индивидуальные различия между людьми?

Слайд 22


Индивидуальность теперь воспринимается не как синоним индивидуализма, не в противопоставлении к коллективизму, а как важнейшее условие эффективного функционирования общества. Вопрос: Каким образом ФГОС реализует идею индивидуальности (неопределенности)?

Слайд 23

Системно-деятельностный подход позволил сказать новое слово об индивидуальности:
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются: существующий разброс в темпах и направлениях развития детей; индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Слайд 24

Слайд 25


Деятельность как система: Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя: цель средство сам процесс преобразования его результат.

Слайд 26

Группа разработчиков Стандартов:
«…В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта».

Слайд 27

ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка
Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»
Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества
Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие
Основы системы научных знаний
Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания
РЯ
ЛЧт
ИЯ
Мат
ОМ
Муз
ИЗО
Тех
Физ
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Планируемые результаты: три основные группы результатов

Слайд 28

Системно-деятельностный подход:
Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Образование как ведущая социальная деятельность общества, нацелено на результат как системообразующий фактор деятельности.

Слайд 29

Системно-деятельностный подход:
Второе понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Н.А.Бернштейн называл ее «коррекцией»; П.К.Анохин – «обратной ориентацией»; сегодня: аттестация, аккредитация, лицензирование, тестирование. Важно увидеть все процедуры не разорванными, а в целостном системно-деятельностном анализе!

Слайд 30

Развитие личности ребенка
Л.С. Выготский обосновывает: принцип психического развития ребенка. Реальная форма – это натуральные, природные свойства человека, представляющие органическую основу развития психических свойств. Идеальная форма – продукт исторического развития человечества. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у ребенка в ходе его развития. Вне взаимодействия с культурными (идеальными) формами индивид никогда не разовьет в себе специфически человеческих качеств.

Слайд 31

Развитие личности ребенка
Л.С. Выготский обосновывает: принцип психического развития ребенка. Подражание и сотрудничество, общение со взрослыми выступают как основные пути возникновения и развития у ребенка культурных форм поведения. Механизмом преобразования культуры в мир личности выступает механизм интериоризации – превращение внешнего во внутреннее.

Слайд 32

Развитие личности ребенка
Л.С. Выготский: движущая сила психического развития ребенка – обучение как специально организованный процесс воздействия на ребенка. Обучение и развитие – понятия не тождественные: процесс развития имеет внутреннюю логику и представляет собой процесс возникновения новых качеств, которые отсутствовали на более ранних этапах развития. Внутренняя связь обучения и развития – зона ближайшего развития ребенка.

Слайд 33

Зона ближайшего развития
На определенном этапе своего развития ребенок может решать некоторые задачи только с помощью другого; эти задачи и составляют зону его ближайшего развития, поскольку впоследствии они могут выполняться самостоятельно. Интериоризация, преобразование внешнего во внутреннее, превращение зоны ближайшего развития в уровень актуального развития и составляют суть и ход психических изменений развития ребенка.

Слайд 34

А.Н. Леонтьев: категория деятельности
Движущая сила психического развития – собственная деятельность ребенка, в котором он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности. Формы деятельности ребенка меняются: ведущую роль в психическом развитии играют одни формы активности, в другом – другие. С этим связан термин «ведущий вид деятельности».

Слайд 35

Слайд 36

Д.Б.Эльконин: категория деятельности
Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречаемая на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Под ведущей деятельностью понимается «такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии».

Слайд 37

Возраст Ведущий тип деятельности
0-1 год Непосредственно-эмоциональное общение
1-3 года Предметно-манипулятивная деятельность
3-7 лет Сюжетно-ролевая игра
7-10 лет Учебная деятельность
10-15 лет Общение
15-17 лет Учебно-профессиональная деятельность

Слайд 38

Д.Б.Эльконин: типы ведущих деятельностей
деятельность в системе отношений: «ребенок – общественный взрослый»: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, общение подростка. деятельность в системе отношений: «ребенок – общественный предмет»: предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста, учебная – младших школьников, учебно-профессиональная – юношей и девушек.

Слайд 39

Категория деятельности
Человеку, как живому существу, свойственна активность. Активность человека проявляется в форме операций, действий или деятельностей, которые могут быть внешними (объективно наблюдаемыми изменениями вещественных объектов), так и внутренними (реализуемыми в психике индивида).

Слайд 40

Структурные единицы деятельности

Формы активности Характеристики активности Характеристики активности
Формы активности Определение формы активности Условия активизации
Деятельность Целеустремленная активность, потенциально удовлетворяющая осознанную потребность субъекта Активизируется только осознанной потребностью
Действие Операция или совокупность операций, сознательно избранных и выполняемых субъектом для достижения определенной частной цели Может активизироваться и мотивом, и внешним стимулом
Операции Изменение положения или состояния субъекта, вызывающие изменения объекта, на который направлена активность субъекта Может активизироваться и стимулом, и неосознанно

Слайд 41

Категория деятельности
Активная позиция деятельности заключается в формировании новых мотивов, их целенаправленной перестройке. Цель, даже самая близкая, выводит человека за пределы непосредственного настоящего, строит проект будущего. Это положение относится и к действиям взрослого и к действиям ребенка. Разница в том, что ребенок постепенно переходит от простых и близких целей к целям более отдаленным и перспективным. Деятельность – потребность (мотив) – деятельность.

Слайд 42

Структура деятельности:
Потребность – нужда в чем-то необходимом для человека. Осознание потребности. Формирование мотива. Выбор способа реализации мотива. Планирование деятельности. Перечень действий. Выполнение каждого действия (частная цель). Операции, с учетом условий и имеющихся средств. Удовлетворение потребности. Реализация мотива (результат деятельности: предмет, воплощенный в мотиве и попутные результаты осуществления: опыт, навыки, знания, убеждения, эмоции).

Слайд 43

Категория деятельности
Основным объектом внимания при организации учебной деятельности, как отмечают Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, выступает ее психологический механизм, т.е. осознание учащимися процесса учения. Результатом целенаправленной работы по организации учебной деятельности обучающихся, согласно их теории, должна стать последовательно приобретаемая школьниками способность самостоятельно и осознанно организовывать все компоненты деятельности, т.е. становится субъектом деятельности.
Способность к анализу – поиск и выделение в объекте сущностного, главного и его частных особенностей. Способность к планированию – умение мысленно построить цепочку действий для достижения поставленной цели, а затем выполнить их на фактическом материале. Способность к рефлексии – основной механизм продвижения школьника в учении.

Слайд 47

Учебная деятельность
Учебная деятельность школьников отличается от всех остальных деятельностей тем, что в результате любой другой деятельности всегда получается некий материальный или интеллектуальный продукт. Учебная деятельность приносит только субъективно новый результат для учащегося. Истинным же продуктом учебной деятельности являются изменения, которые происходят при выполнении в самом субъекте, его самоизменение, саморазвитие.

«Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 имени Н.В. Менчинского

Павлово-Посадского муниципального района Московской области» (МОУ СОШ № 18)

142500, Московская область, ppschool 18@ mail . ru

г. Павловский Посад, ул. Мира, д. 1 тел. 8(49643)21524


“ Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра”. Джон Дьюи.


«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л. Н. Толстой


Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы

Метапредметные

Личностные

Предметные

Основы системы научных знаний.

Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания

Усвоенные межпредметные понятия и УУД.

Управление своей деятельностью, самостоятельность.

Речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.

Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.


Ученые – основоположники теории

системно-деятельностного подхода

Л.С. Выготский

А.Н. Леонтьев

Д.Б. Эльконин

П.Я. Гальперин

В.В. Давыдов


Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…

А. Дистервег,

немецкий педагог-демократ XIX в.,

последователь Песталоцци


как концептуальная основа ФГОС общего образования

Обеспечивает:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с

учётом индивидуальных возрастных,

психологических и физиологических

особенностей обучающихся.


Система дидактических принципов:

  • Принцип деятельности;
  • Принцип непрерывности;
  • Принцип целостности;
  • Принцип минимакса;
  • Принцип психологической комфортности;
  • Принцип вариативности.

« Как обучать?»

  • Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
  • Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?
  • Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
  • Какие методы и средства обучения выбрать?
  • Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения?

Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Системно-деятельностный подход

Основной результат – развитие личности ребенка

на основе универсальных учебных действий

Основная педагогическая задача –

создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Чему учить?

обновление

Как учить?

обновление

средств

обучения

Ради чего

учить?

ценности

образования


Педагогические технологии.

Группа технологий

Педагогические технологии СДП

1. Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Педагогика сотрудничества

Технологии уровневой дифференциации

2. Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Игровая технология

Проблемное обучение

Технология критического мышления

3. Педтехнологии развивающего обучения

Технология полного усвоения

Технология развивающего обучения

4. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса

Групповые технологии

Педагогика сотрудничества


Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника




Деятельность

Структура деятельности согласно методологической версии теории деятельности с использованием технологии

развития критического мышления

Пробное действие

Затрудне-

Реализация проекта

Само-контроль

Само-оценка

Мотивация



Прямой

Равные

Разные

Острый


Прием «Инсерт»

(уже знал)

(узнал новое

  • Многоугольник
  • Вершина многоугольника
  • Р многоугольника
  • Диагональ многоугольника
  • Угол многоугольника
  • Противоположные стороны, вершины четырехугольника

(думал иначе)

  • Внутренняя, внешняя область многоугольника
  • Выпуклый многоугольник
  • (n-2)*180°

(есть вопросы)

  • определение многоугольника
  • не понял как получили формулу

Прием «ЗХУ»

  • Как складывать дроби с разными знаменателями?
  • Как вычитать дроби с разными знаменателями?
  • Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями

Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.

Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.

Алгоритм +,- дробей с разными знаменателями.


Синквейн

Пересекающиеся, параллельные.

Строим, переносим, совмещаем.

Нет ни начала, ни конца?!

Бесконечность!


Пример 1: Урок по теме « Сумма углов треугольника» – геометрия 7 класс УМК А.В. Погорелова или Л.С.Атанасяна.

Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 90 0 , 120 0 , 60 0 .

Побуждающий диалог .

Учитель : – Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученик : – Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель : – Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученик: – Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)

Формулировка учебной проблемы .

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы .

Начертите треугольник.

Измерьте его углы транспортиром.

Найдите сумму углов.

Какие результаты у вас получились?

К какому круглому числу приближаются ваши результаты?

Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

Сверим вывод с учебником.

А почему у вас получились неточные результаты?


«Великая цель образования – это не знания, а действия»

Cлайд 1

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска лицей №3 Тематический педсовет 21 февраля 2012 года О.А. Овчинникова, зам. директора по НМР

Cлайд 2

Задача Рассмотреть технологию деятельностного метода как основу формирования учебной деятельности в стандартах нового поколения *

Cлайд 3

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий *

Cлайд 4

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ ФГОС Смена образовательной парадигмы. Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности *

Cлайд 5

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике *

Cлайд 6

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю Китайская мудрость Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет Уильям А. Уорд *

Cлайд 7

Основные виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные *

Cлайд 8

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся *

Cлайд 9

Системно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения; *

Cлайд 10

Системно-деятельностный подход предполагает обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности. *

Cлайд 11

Меня учат Я учусь! Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности

Cлайд 12

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Система дидактических принципов Принцип вариативности Принцип творчества *

Cлайд 13

Традиционное обучение Инновационное обучение (СДП) Цель обучения – усвоение знаний, умений, навыков Цель школьного обучения – научить учиться Изолированное от жизни изучение системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета Включение содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач Ориентация на учебно-предметное содержание школьных предметов Понимание учения как процесса образования и порождения смыслов Стихийная учебная деятельность ученика Стратегия целенаправленной организации учебной деятельности Индивидуальная форма усвоения знаний Признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

Cлайд 14

Деятельностный подход на уроках Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях Использование активных и интерактивных методик *

Cлайд 15

Ермолова Ольга Георгиевна
Презентация «Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении»

Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении .

Согласно ФГОС , основным подходом в современном образовании является , который нацелен на развитие личности.

Слайд № 2

Однажды ученики спросили Мастера, можно ли за пару мелких монет накормить голодную семью.

Можно, - ответил Мастер.

Но, как? - удивились ученики, - Ведь за пару монет можно купить только несколько мелких рыбин.

Мастер усмехнулся и сказал :

Если дать голодному человеку кусок рыбы - он съест и будет опять голодным. А если вручить удочку - сможет ловить рыбу и обеспечит пропитание себе и своей семье на долгое время.

(Старинная Китайская притча)

Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю.

Китайская мудрость

Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром.

Слайд № 3

Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность.

На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст – это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребёнком, с человеком на всю жизнь.

Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения : умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.

Именно в действии порождается знание.

Слайд № 4

Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир.

Наше дошкольное отделение работает по программе «Детство»

Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе нашей программы :

«Чувствовать-Познавать-Творить» .

Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка.

Слайд № 5

Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении : научить не знаниям, а работе.

«Золотые правила»

Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса

Веди ребенка от собственного опыта к общественному

Будь не «НАД» , а «РЯДОМ»

Радуйся вопросу, но отвечать не спеши

Учи анализировать каждый этап работы

Критикуя, стимулируй активность ребенка

Слайд № 6

Полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности, и предполагающим организацию педагогом образовательного процесса как предоставление ребенку всего разнообразия присущих ему видов деятельности, а так же из понимания деятельности как активной (субъектной) позиции ребенка, действующего по собственной воле и желанию

В стандарте дошкольного образования выделяют 9 видов деятельности.

Дети приобретают опыт в таких видах деятельности, как

Слайд № 7

Двигательной (овладение основными движениями) . Осуществляется как на занятиях, так и на прогулке, свободное от занятий времени. Подвижные игры-самые любимые у многих детей.

Музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах).

В дошкольном отделении проходят занятия по хореографии.

Слайд № 8

Игровой, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, режиссерские игры

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.

Слайды № 9-11

Хочется поподробнее остановиться на Ландшафтном игровом столе, целью которого является формирование у детей целостной картины мира.

Дети воспроизводят в игровой форме повседневные действия и события, создают разнообразные ландшафты : лес, водоём или городскую улицу.

Организовывают различные сюжетные игры : «Мой дом» , «Моя семья» , «Ферма» , Правила дорожного движения, направленные на формирование представлений об окружающем мире.

Во время игры детям приходится взаимодействовать друг с другом, поэтому необходимы правила игры, которые дети придумывают сами или с помощью воспитателя.

В процессе игры дети общаются, разговаривают, а значит развивают свою речь и коммуникативные навыки, узнают новое о себе и других людях.

Слайд № 12

Коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) .

Это общение начинается как только ребенок переступает порог дошкольного отделения и проходит в течение всего дня, кроме того воспитатели занимаются формированием словаря воспитанника с использованием ребусов, различных дидактических игр.

Слайд № 13

Познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности («Воздух-невидимка» , наблюдения за водой, в работе с песком) дети учились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Из носителя готовых знаний воспитатель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.

Слайд №14

Конструировании из разного материала, включая конструкторы, бумагу, природный и другой материал.

Слайд № 15

Элементарной трудовой деятельности и самообслуживании.

С первых дней поступления в дошкольное отделение ребёнок начинает осваивать элементарные действия по самообслуживанию. К сожалению, сейчас многие дети, приходя к нам, не могут их осуществлять.

Всему этому приходится учиться у нас.

Слайд №16

Восприятии художественной литературы.

Работа с литературными произведениями

Слайд № 17

Изобразительной (рисование, лепка, рисование) .

Слайд № 18

Организованная образовательная деятельность

реализуется через организацию различных видов детской деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Образовательной Программы и решения конкретных образовательных задач.

Слайд № 19

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуационные задачи, игры с моделированием, игры-путешествия, игры-эксперименты, игры-этюды, творческие игры, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, викторины, культурно-досуговая деятельность.

Слайды № 20-22

Квест -это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели.

Слайды № 23-24

Дети с большим интересом принимают участие в сценках, которые являются неотъемлемой частью всех утренников.

Слайды № 25-29

Слайд № 30

Анализ результатов деятельности

Не спрашивать у детей : понравилось или нет.

Спросить надо : «Зачем вы все это сделали?» , чтоб понять, осознал ли ребенок цель.

В моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного отделения : воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования.

Слайд № 31

Методологические подходы к организации занятий с детьми :

Ребенок занимает активную позицию на занятии : он – то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;

На занятии главенствует дух открытия;

Обязательно происходит движение;

Очередной вид деятельности воспитатель начинает с постановки задачи в общем виде;

Не принимаются ответы детей без обоснования их мнения и не остаётся без внимания ни один ответ;

В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;

Воспитатели поддерживают у детей ощущение успешности.

Гармонично выстроенная в дошкольном отделении предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.

Таким образом, системно-деятельностный подход , реализующийся в практике работы педагогов дошкольного отделения , дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной воспитателем, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению.

Системно-деятельностный подход приносит , несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.


Японская пословица

«Налови мне рыбы - и я буду сыт сегодня;

а научи меня ловить рыбу - так я буду сыт до конца жизни»


Традиционный подход - ориентирует на объём знаний

чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.

Уровень образованности -

определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.


Какие качества необходимы современному выпускнику?

  • глубокие и прочные знания
  • воспитанность
  • развитие интеллектуальных и творческих сил детей, их умения учиться, формировании способности к саморазвитию...

Необходимо помочь каждому ребенку стать счастливым:

найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.


Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…

А. Дистервег,

немецкий педагог-демократ XIX в.,

последователь Песталоцци


Результаты исследования немецких ученых:

Человек запоминает:

Только 10% того, что он читает;

  • 20% того, что слышит;
  • 30% того, что видит;
  • 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;
  • 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем;
  • и лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Китайская народная мудрость:

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»

«Скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь.»


Ученые – основоположники теории

Л.С. Выготский

А.Н. Леонтьев

Д.Б. Эльконин

П.Я. Гальперин

В.В. Давыдов


служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Основные идеи

системно-деятельностного подхода

ПРОЦЕСС УЧЕНИЯ - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.


Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.


Системный подход - универсальный инструмент познавательной деятельности: как система может быть рассмотрено любое явление, хотя, разумеется, не всякий объект научного анализа в этом нуждается. Системный подход выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь со всем окружающим миром.


Суть системного подхода

Информация, полученная на основе системного подхода, обладает двумя принципиально важными свойствами:

во-первых, исследователю поступает лишь информация необходимая ,

во-вторых, - информация, достаточная для решения поставленной задачи.


Технология деятельностного метода обучения.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.


Идея деятельности и идея системности тесно связаны.

Обеспечивают:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с

учётом индивидуальных возрастных,

психологических и физиологических

особенностей обучающихся.


Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

Рассказать друзьям