Мифы древней греции гелиос. Бог солнца в греческой мифологии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Античная Греция создала много прекрасных мифов, среди них и предания о Гелиосе, боге солнца. В античной мифологии за небесные светила отвечали дети титанов Гипериона и Тейи: Гелиос, Селена и Эос. Подробнее о Гелиосе - ниже.

Гелиос — это Солнце

В течение суток дети Гипериона сменяли друг друга на небосводе. Первой появлялась Эос — утренняя заря, затем целый по небосводу путешествовал Гелиос — это солнце, а Селена — это луна, которая вступала в свои права, когда Гелиос скрывался за горизонтом. Каждый из этих троих отличается своенравной и страстной натурой.

Юный и златокудрый бог

Гелиос во многом соотносится с Аполлоном — оба этих солярных божества являются всевидящими и всезнающими покровителями светлой стороны человеческой натуры. Гелиос также отвечает за ход времени, хранит множество секретов — ничто не укроется от его глаз, когда он проезжает по небосводу.

Обитает Гелиос в роскошном дворце на востоке за Океаном. Каждое утро он выезжает из своего дворца на колеснице, запряженной четырьмя огненными лошадьми, и тогда Эос передает ему бразды правления. За день он доезжает на другой край мира, где, спустившись с небес, садится в золотую чашу и возвращается домой на восток по океану.

Возлюбленные и потомство

Солнечный бог отличается пылким нравом — многочисленны как его возлюбленные, так и его потомство. Со многими связаны довольно грустные предания, ведь, кроме страстности и ослепительности, сущность Гелиоса — это непомерное эго. Для того чтобы добиться благосклонности предмета обожания, он мог принять чужой облик (из-за чего потом страдала жертва его страсти). Другая легенда рассказывает, что он превратил свою возлюбленную в собаку из-за того, что та во время охоты на оленя воскликнула, что сможет догнать зверя, даже если тот бежит быстрее, чем солнце.

Гелиос — отец печально известного Фаэтона. По легенде юноша то ли выпросил у могущественного отца покататься на колеснице, то ли без спроса взял ее. Увлекшись поездкой, Фаэтон не заметил, как кони отклонились от курса и приблизились к земле. Пламя охватило все вокруг, и Гея, богиня земли, воззвала к Зевсу с просьбой усмирить негодника. Зевс, особо не церемонясь, метнул молнией в Фаэтона, оборвав его жизнь.

Колосс Родосский: предыстория

Одно из семи чудес света, знаменитая статуя Колосса на острове Родос — это бог Гелиос, чего многие на самом деле не знают. По легенде, этот остров солнечный бог собственноручно вынес прямо из морской пучины, так как нигде на Земле еще не было места, где бы его почитали. И действительно, нигде в пределах античной Греции не был так распространен культ Гелиоса, как на Родосе.

Установлению статуи предшествовали следующие события. В 305-304 году остров целый год пробыл в осаде: правитель Македонии Деметрий Полиоркет с множеством осадных орудий и войском в 40 тысяч человек пытался захватить Родос, но все равно потерпел неудачу. Деметрий Македонский настолько разуверился в победе, что даже бросил все осадные орудия и отплыл с острова. Жители Родоса, обрадованные тем, что судьба оказалась к ним благосклонна, решили сделать богам невиданное подношение. Продав орудия, оставленные Деметрием, на вырученные деньги родосцы заказали скульптору Харесу огромную статую Гелиоса — это была своего рода благодарность самому почитаемому богу за победу.

Седьмое чудо света

Изначально статую планировалось создать в 10 раз выше человеческого роста, но затем жители Родоса захотели, чтобы скульптура была еще в два раза больше, и заплатили скульптору в два раза выше ожидаемого. Это оказалось роковой ошибкой для самого скульптора — ведь увеличение роста повлекло за собой и увеличение объема, однако не в два раза, а в восемь. Харес заканчивал статую уже за свой счет, влез в огромное количество долгов и обанкротился, когда закончил проект, а затем покончил жизнь самоубийством.

Работа над статуей велась 12 лет. Основным материалом была глина с металлическим каркасом в основе, а сверху скульптуру покрывали листы бронзы. Сам внешний вид соответствовал типичному изображению бога Гелиоса — это был статный юноша в венце, напоминающем солнечные лучи. Относительно места расположения статуи до сих пор ведутся дискуссии среди историков. На большинстве изображений Колосса Родосского помещают прямо на входе кораблей в гавань. Но современные исследования показывают, что у берега просто не было места для такой огромной статуи. Скорее всего, статуя располагалась где-то в глубине города.

Колосса постигла печальная судьба: он простоял всего 50 лет и был разрушен землетрясением. Жители острова собирались восстановить достояние города, но дельфийский оракул предсказал, что этим они разгневают своего любимого бога Гелиоса. Это напугало родосцев, от восстановления было решено отказаться. Статуя пролежала на земле еще почти целое тысячелетие, удивляя своими размерами поколение за поколением. Но в итоге остров захватили арабы и распродали то, что осталось от некогда величественного творения рук человеческих.

Гелиос, Гелий – в греческих мифах бог Солнца. Гелиос – это древнейшее доолимпийское божество, принадлежал второму поколению титанов , считаясь сыном титанов Гипериона и Тейи , братом богини Луны Селены и утренней зари – Эос . Находясь высоко в небе, Гелиос видит дела богов и людей. Его, «всевидящего», призывают в свидетели и мстители. Это Гелиос сообщил Деметре , что Персефону похитил Аид . Гелиос рассказал Гефесту , что Афродита возлежит с Аресом , за это Афродита была враждебна потомству Гелиоса.

Он обитает в окружении четырех времен года в великолепном дворце, на престоле из драгоценных камней. Его облик окружен ослепительным светом и сиянием. Греки представляли его себе красавцем с могучим телом, облаченным в тонкое, колеблемое ветром одеяние, с развевающимися волосами, прикрытыми либо лучистой короной, либо сверкающим шлемом, со сверкающими страшными глазами.

Он появлялся каждое утро на солнечной колеснице, запряженной четверкой белых, как снег, крылатых и извергающих огонь коней (их имена – Гром, Молния, Свет, Блеск). Целый день на своей огненной колеснице Гелиос мчится по небу, а вечером склоняется к западу, опускается в Океан и на золотом челне переплывает море к месту своего восхода. На следующее утро, предвещенный розовоперстой богиней Эос, прекрасный бог на своей колеснице вновь выплывает из-за горизонта.

Гелиосу на земле принадлежали стада (семь стад и столько же ), которые паслись на острове Сицилия. Их пасли нимфы Фаэтиса и Ламптия (Сияющая и Блестящая). Поднимаясь на небо каждое утро, Гелиос любовался своими вечно юными , на них последних бросал он взгляд, опускаясь в Океан. Гелиос знал, засыпая на своем мягком ложе, что утром он снова увидит своих животных, бродящих по изумрудному лугу. Горе было тому, кто вознамерился напасть на них.

Народы, которых первыми или последними касались лучи Гелиоса, назывались эфиопами. Круглый год эфиопы пользовались благосклонностью Гелиоса и поэтому считались счастливейшими из смертных. Их тела таили в себе солнечный блеск. У них пребывали боги в то время года, когда страдали от холода остальные части земли, и наслаждались там теплом, пышной растительностью и зрелищем вечнозеленых полей.


Издавна у разных народов Солнце было предметом поклонения. Используя очевидную роль Солнца как источника жизни на Земле, представители церкви способствовали развитию поклонения Солнцу, культу Солнца. Солнце обожествлялось различными народами, которые давали ему свои имена:

Чтобы задобрить могущественного бога Солнца, люди приносили ему в жертву богатые дары, а нередко и человеческие жизни, например, Молоху.

Бог солнца Гелиос на четверке коней, появляющийся на рассвете из моря
Мраморный барельеф из Трои

Из истории древнего мира мы знаем <...> "о статуе бога Солнца Гелиоса на острове Родос, известной под названием Колосса Родосского и считавшейся шестым чудом света.

Статую создал в 293–281 гг. до н.э. скульптор Харес. 36-метровая статуя была выполнена из листов полированной бронзы, укрепленных на железном каркасе. Лицо и венец были покрыты золотом. Статуя располагалась рядом с портом и была повернута лицом к юго-востоку, то есть так, чтобы золотое лицо постоянно освещалось солнцем и ярко блестело. Это позволяет предполагать, что в дневное время она могла служить маяком.

Статуя Зевса Олимпийского <...> имела масштаб в десять человеческих ростов, а статуя Гелиоса с острова Родос - в двадцать. Построенная по новой для своего времени технологии (полая внутри, с использованием каркаса и облицовки), она сразу привлекла к себе внимание греческого мира, превратив остров Родос в еще один объект культурного паломничества.

Однако колосс - так называли греки все крупные статуи - простоял недолго, всего 56 лет, и был разрушен большим землетрясением в 225 г. до н.э. Немалую роль в разрушении сыграли технические ошибки в расчетах при строительстве.

В разрушенном состоянии он пролежал еще свыше 900 лет, продолжая считаться достопримечательностью мирового значения. В 997 г., когда остров Родос завоевали арабы, обломки полированной бронзы, которые не поддались ржавчине, были вывезены с острова. Завоеватели, презиравшие чужую культуру, равнодушные к чужой истории, переплавили металл и сделали из него монеты и украшения". <...>


Аполлон и Диана. Джованни Тьеполо, 1757

Аполлон — бог Солнца и Музыки у древних римлян, которые приняли веру в него от греков.
Аполлон - сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, один из главнейших богов олимпийского пантеона. Златокудрый, сребролукий бог - охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами ), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида - Луну) .

Более поздняя мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего. В классическом олимпийском пантеоне Аполлон - покровитель певцов и музыкантов, предводитель муз. Его образ становится все более светлым и ярким, а имя постоянно сопровождается эпитетом Феб (др.греч. Φοιβος , чистота, блеск, («лучезарный» - в греческой мифологии).

Сложный и противоречивый образ Аполлона объясняется тем, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. Постоянные эпитеты (эпиклессы) Аполлона - лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь. Но значение архаического Аполлона отступает на второй план по сравнению с его значением, как солнечного бога . Культ Аполлон в классической античной мифологии поглощает культ Гелиоса и даже теснит культ Зевса.

Римский божественный пантеон чрезвычайно интересен. Культура Древнего Рима основывалась на мифологии и традициях вероисповедания народов древней империи. Основу своего пантеона римляне заимствовали у древних греков, которые имели всеобщую культурную гегемонию времен зарождения Рима.

Развив свою мифологию, принимая новых богов от завоеванных народов, римляне создали свою особую культуру, которая сочетала в себе черты всех подчиненных народов. Римское право, ставшее основой для современной юриспруденции, также создавалось под влиянием римской мифологии.


Митра, убивающий быка

В древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряженной четверкой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу.

У него было 10 000 ушей и глаз; мудрый, он отличался отвагой в бою. Этот бог мог благословлять почитавших его, даруя им победу над врагами и мудрость, к врагам же не проявлял милости. Как бог плодородия, он приносил дождь и вызывал рост растений. Согласно одному из древних преданий, Митра, являясь [к людям] солнцем , создавал связь между Ахурамаздой и Ангро-Майнью, повелителем тьмы. Это предположение основывалось на понимании роли Солнца как знака постоянного перехода состояний света и тьмы.

Древние верили, что Митра при рождении вышел из скалы, вооруженный ножом и факелом. О распространении его культа свидетельствуют росписи в подземных гробницах, почти все посвященные убийству им быка Геуш Урвана, из тела которого появились все растения и животные.

Считалось, что регулярные приношения быков в жертву Митре обеспечивали плодородие природы. Культ Митры был весьма популярен и за пределами Персии, особенно его почитали римские легионеры.

Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте.


реконсруированное
изображение Ра

Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года.
Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу.
Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже "замыслили против него злые дела", Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. <...>

Ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это - Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений:
1) пронзительный весенний свет и тепло;
2) юная, стремительная и неуправляемая сила;
3) страсть и плодородие.

Тонатиу (науатль - букв. «Солнышко») в мифологии ацтеков бог неба и Солнца, бог воинов.
Управляет 5-й, нынешней, мировой эпохой.
Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами (см. душа-кровь) принесённых в жертву и воинов, павших в боях.

Фаэтон, греч. - сын бога солнца и океаниды Климены.

Красотой и гордостью Фаэтон не уступал богам. Эпафу, сыну Зевса, это не понравилось, и во время какого-то спора он назвал Фаэтона потомком обыкновенного смертного. Фаэтона эти слова глубоко оскорбили, но уверенность Эпафа пробудила в нем подозрения, и он отправился к матери за объяснениями.

Климена заверила Фаэтона в его божественном происхождении, а если он, мол, не верит матери, то может отправляться прямо к Гелиосу, и пусть тот только попробует отрицать свое отцовство.

Итак, Фаэтон отправился во дворец Гелиоса. Бог солнца обрадовался его приходу и публично заявил, что Фаэтон - его сын. Но и эти слова не успокоили Фаэтона. он требовал доказательств. Гелиос встал со своего трона и поклялся водами реки Стикс (т. е. самой священной и нерушимой клятвой) выполнить любую просьбу сына, чтобы развеять его сомнения. Но просьба Фаэтона оказалась неслыханной: он попросил одолжить ему на один день солнечную колесницу, в которой Гелиос совершает свой путь по небу. Гелиос пришел в ужас и стал отговаривать сына: Фаэтон ни за что не справится с крылатыми конями и со страхом, который охватит его на невероятной высоте. Но Фаэтон стоял на своем, и Гелиос выполнил его просьбу.

Все произошло именно так, как и предвидел Гелиос. Недолго радовался гордый юноша своей поездке. Кони сразу почуяли, что ими правит нетвердая непривычная рука, и покинули «вечный накатанный путь». Вначале они взлетели слишком высоко, к созвездиям Скорпиона и Тельца, но затем испугались Кентавра (созвездия Центавра) и спустились к самой земле. От жара солнечной колесницы закипели реки Танаис (Дон), Евфрат, Оронт, Истр (Дунай), Тибр, а Нил в испуге сбежал на самый край света и спрятал там свои истоки, поэтому с тех пор никто не мог их найти (и действительно, они были найдены только в прошлом веке). Огонь низко летящей колесницы Гелиоса спалил плодородные равнины Аравии, Нубии и Сахары и превратил их в бесплодную пустыню. Жителям Африки он сжег кожу, и они навсегда остались черными. От невыносимого жара начали высыхать моря, а земля трескалась, впервые открыв солнечным лучам доступ в подземное царство Аида. Наконец мать-земля Гея обратила свой лик к небу и грозно окликнула верховного бога Зевса: доколе можно медлить, вот-вот сгорит мир, обрушатся небеса и все превратится в первоначальный Хаос! Верховный бог вмешался и поразил Фаэтона перуном, «укротив неистовым пламенем пламя».

Путь Фаэтона по небу прервался, иначе на земле прекратилась бы жизнь. Конечно, он натворил немало бед, но люди не могли не восхищаться его отвагой. Нимфы, нашедшие на берегу Эридана сожженный прах Фаэтона, написали на его надгробии слова, которые можно прочесть на памятниках героям: «Дерзнув на великое, пал он».

Так рассказывает о Фаэтоне Овидий во второй книге своих «Метаморфоз». От трагедии Еврипида «Фаэтон» сохранились лишь фрагменты. Падение ФАЭТОН изображено на нескольких античных вазах и геммах, но лучше всего - на римских саркофагах.

Из произведений европейских художников заслуживают внимания работы Микеланджело, Романо, Тинторетто, Карраччи, Рубенса, Тьеполо, Пуссена, Моро, Пикассо (в цикле иллюстраций к «Метаморфозам»). Цикл графических листов Солиса (ок. 1580) послужил образцом для многочисленных фресок в дворцах и замках 17-18 вв. (например, в Вальдштейнском дворце в Праге - фрески Бьянко, 1625-1630). В Моравской галерее в Брно хранится картина Брейгеля и Ван Балена «Падение Фаэтона», в Пражской Национальной галерее - «Фаэтон» Солимены.

Поэты и драматурги лишь в редких случаях видят в Фаэтоне честолюбца, готового ради собственной славы сжечь весь мир, большинство видит в нем символ стремления человека к высоким целям.

Оперы «Фаэтон» написали Люлли, А. Скарлатти, Йоммелли, симфоническую поэму «Фаэтон» - Сен-Санс.

Решение Зевса сразить Фаэтона с неба по-своему приняли во внимание и современные астрономы. Они назвали его именем гипотетическую планету между Марсом и Юпитером; гибелью этой планеты в результате взрыва они объясняют аномалии орбит астероидов.

Также фаэтон — вид кареты и тип кузова автомобилей

Гелиос (Гелий), греч. - сын титанов Гипериона и Фейи, бог солнца.

Светозарный бог с золотыми волосами и с короной из ослепительных лучей поистине был воплощением солнца. Он жил на восточном берегу Океана в великолепном дворце и каждое утро выезжал из него на золотой колеснице, запряженной четверкой крылатых коней, чтобы совершить свой ежедневный путь по небосводу. Гелиос озарял землю лучами, дарившими ей животворное тепло, а вечером спускался на западе в воды Океана. Там его ждала золотая ладья, на которой он возвращался в свой дворец, чтобы наутро вновь отправиться в небесный путь. Гелиос все видел и слышал, он был как бы всевидящим оком самого Зевса-Олимпийца, его любили боги и люди, животные и растения. Лишь в подземном царстве Аида Гелиос не был желанным гостем - да он и сам избегал этих мрачных мест.

Супругой Гелиоса была океанида Перса. На востоке она родила ему сына Ээта, который стал царем в Колхиде, а на западе - дочь Кирку, могучую волшебницу. Сестра Персы, Климена, родила ему сына Фаэтона (см. статью «Фаэтон») и нескольких дочерей. Две дочери Гелиоса от нимфы Неэры, Фаэтуса и Лампетия, сторожили стада его скота на острове Тринакрия (теперешней Сицилии). Семь стад по пятьдесят коров и семь стад по пятьдесят баранов были символом трехсот пятидесяти дней и трехсот пятидесяти ночей (лунный год древних греков состоял из пятидесяти семидневных недель). По некоторым преданиям, кроме Персы (до или после нее) у Гелиоса была жена Рода («Роза»), дочь Посейдона, давшая имя острову Родос - личному владению Гелиоса. Бог солнца сам извлек Родос из морских глубин, по той причине, что во время раздела мира богами Гелиос отправлял свою небесную службу и на его долю ничего не досталось. Поэтому родосцы особо почитали Гелиоса. Греческий культ Гелиоса переняли римляне, хотя он никогда не приобретал у них такого значения, как культ солнца и солнечных богов в Египте или на Ближнем Востоке.

В Греции было сравнительно мало храмов и святилищ, посвященных Гелиосу, но много его статуй. Самая знаменитая из них - Колосс Родосский - была воздвигнута Харесом из Линда и считалась одним из семи чудес света. Она стояла у входа в Родосский порт, была изготовлена из сплава меди с железом и имела высоту 30-35 м.

Ее сооружение длилось 12 лет и было закончено в 281 г. до н. э.; в 225 г. до н. э. она стала жертвой землетрясения. Широко известно изображение Гелиоса с четверкой коней на метопе (3 в. до н. э.), найденное Г. Шлиманом при раскопках Трои, а также мраморная голова Гелиоса (сер. 2 в. до н. э., Родос, Археологический музей).

Европейские художники охотно изображали Гелиоса на плафонах ренессансных и барочных дворцов; сильные мира сего до недавнего времени любили украшать свои сады и парки колесницами Гелиоса. Большая скульптурная группа «Кони Гелиоса» Марси (ок. 1675) находится в Версале, в так называемом «Гроте Аполлона».

Греки присваивали имя Гелиоса и солнечным богам восточных народов. Соответственно они называли Гелиополем (городом Гелиоса) святилища и города с развитым культом солнца, например египетский город Иуну или финикийский Баальбек. Римский бог Соль берет свое начало от Гелиоса и отходит от него лишь во 2-3 вв. н. э. под влиянием восточных культов.

Рассказать друзьям