Главнокомандующий вкс россии сергей владимирович суровикин. Руководство: Министерство обороны Российской Федерации Главкомы ввс ссср

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Уже не первый день в СМИ распространяется новость о том, главком ВКС назначен и им станет генерал Суровикин С.В. Он займет этот пост вместо генерала Виктора Бондарева. Главком ВКС получил новое распределение и будет работать в Совете Федерации. Бывший командующий ВКС России будет вести работу с комитетом в области обороны и безопасности и в настоящее время готовиться приступить к новой должности. Новое назначение главкома ВКС и перестановки в руководстве далеко не все однозначно восприняли.

Как к назначению отнеслись военнослужащие в ВКС

Особенно отрицательно отнеслись к этому назначению военнослужащие Воздушно-Космических Сил. Хотя увольнение Бондарева, командующего ВКС, тоже связано с тем, что его руководство отличилось возросшим количеством воздушных происшествий. Но в отличие от своего предшественника, Сергей Суровикин никогда не имел отношение к военно-воздушному флоту, он большую часть военной карьеры командовал мотострелковыми соединениями, а в последние годы возглавлял работу отряда в Сирии. По словам летчиков, доверить командование ВКС человеку, который не имел опыта работы за штурвалом самолета, крайне опрометчивое решение.

Генерал – майор ВВС Алексндр Циалко также без особого энтузиазма воспринял эту новость. По его мнению главнокомандующий ВКС должен быть профессионалом в своем деле. При таких назначениях часто бывает, что приходится командира сначала обучать базовым знаниям. Ему будет трудно вникнуть в документы, организацию работы и просто понять быт летчиков. Командование таких войск обучается в специализированных военных учебных заведениях.

Именно из-за некомпетентности руководящего состава бывают случаи гибели летчиков при исполнении. Командующий ВКС должен прислушиваться к своим заместителям, чтобы избежать ошибок в руководстве. Циалко считает, что Суровикин не всегда будет это делать. Поэтому проблем избежать не удастся.

Ни для кого не секрет, что летчики недолюбливают пехоту. Это происходит не из-за великой гордости, а по причине того, что в летном деле нужно разбираться. У летчиков есть свой особенный язык для приказов. Благодаря этому генералы ставят все необходимые задачи своим подчиненным. Только по этой причине у нового ГК ВКС могут быть проблемы с взаимодействием и управлением.

Что известно о новом начальнике

Главком ВКС С.В. Суровикин проделал непростой воинский путь. Его биография имеет сложные моменты. Новому главе ВКС 50 лет, он является кадровым профессиональным военным, окончившим военное общевойсковое командное училище, расположенное в Омске. Службу Сергей Владимирович начал еще во времена советской армии. Сразу по окончании училища был направлен на службу в Афганистан. Он служил в период войны на территории Таджикистана, а также в Северном Кавказе. В 2002 стал выпускником военной академии при Генштабе.

В период 2002-2004 года возглавлял 34 мотострелковую дивизию дислоцированную в Екатеринбурге. Затем служил в составе 42 дивизии в период проводимых военных действий во времена военного конфликта в республике Чечня. Там он занимал в основном должности командного состава и принимал участие в работе штаба. С октября 2013 года он руководил войсковыми соединениями в составе ВВО. С 2017 года возглавлял работу российских войск в Сирии. Имеет боевые награды, удостоен орденов таких как «за отвагу» и «за мужество».

В 90 годы в Таджикистане он с риском для жизни доставил военную технику и личный состав для обеспечения ликвидации серьезных последствий стихийного бедствия в пострадавшие регионы этой страны. Многие сослуживцы генерала отзываются о нем как об опытном и профессиональном военном.

Но не все так гладко в биографии будущего главнокомандующего ВКС РФ. Был в его жизни момент, когда его заключили под стражу после гибели гражданских людей. Это случилось в 1991 году, когда он был еще капитаном Томанской дивизии. Ему предстояло по приказу ГКЧП участвовать в наведении порядка в неспокойной Москве. 21 августа в ночь ему был отдан приказ прорвать баррикады из гражданских людей, выставленные у Садового кольца. Он возглавлял колонну БМП. В результате столкновения погибли трое пикетчиков.

После этой трагедии он семь месяцев вынужден был провести в «Матросской тишине», но, в последствии, обвинения были сняты, а звание было повышено до майора, с легкой руки Бориса Ельцина.

Еще один случай произошел с Сергеем Суровикиным в 2004 году. Его подчиненный написал рапорт в прокуратуру об избиении его своим командиром, из-за неверного голосования на выборах, а месяцем позже застрелился его подчиненный. Но в обоих случаях вина командующего дивизией не была доказана.

Создание военной полиции

Сергей Владимирович Суровикин стоял у истоков создания структуры военной полиции, именно он открывал эту структуру. В полномочия этого подразделения входит деятельность ФСБ и военной контрразведки. Военной полицией не только выполняются задачи по патрулированию, но также проводится оперативная деятельность. Военнослужащие этих подразделений также обязаны следить за содержанием Гауптвахты.

Создавая, эту структуру С.В. Суровикин должен был стать ее главой, но в связи с тем, что всплыла давняя судимость, за которую он получил 1 год условно, его кандидатуру сняли с рассмотрения.

Судимость он получил в результате дела, где он был признан виновным в обороте огнестрельного оружия. В дальнейшем выяснилось, что его подставили, судимость была погашена, но такой инцидент не забыли в прокуратуре. Против его кандидатуры выступил главный военный прокурор РФ и в 2011 году в своем письме министру обороны, он высказал свою позицию. Главнокомандующий Российской Федерации, чтобы избежать конфликта направил Суровикина на должность заместителя главнокомандующего Восточного военного округа.

Последнее назначение

Сведения о том, что Суровикина назначат главнокомандующим войсками ВКС, среди военнослужащих обсуждались давно. Есть мнение, что такое назначение он получил после его прекрасной работы, проведенной при Сирийском конфликте. Несмотря на то, что он типичный командир-сухопутчик, он сумел организовать работу авиации, средств ПВО, космических войск и мотострелковых соединений.

На эту должность рассматривались еще два других кандидата:

  1. генерал-лейтенант Игорь Мокушев;
  2. представитель космических войск Александр Головко.

С.В. Суровикина в числе возможных кандидатов с особой серьезностью не рассматривали. Оба кандидата прошли свой военный путь и были связаны с деятельностью в сфере ракетно-воздушных сил, но данном вопросе выбор был сделан из иных соображений.

Кандидатуру Александра Головко не хотели видеть летчики. Так как в момент создания ВКС, ракетно-космические силы очень активно начали осваивать бюджет, выделенный всей структуре. По этой причине, Головко, как представитель ракетно-космических сил был не самым лучшим вариантом. Поэтому выбор не в его пользу только обрадовал представителей ВВС.

Генерал Сергей Суровикин был выбран ввиду того, что у него имеется богатый общевойсковой опыт. На такой должности представитель одного вида войск будет испытывать сложности. Пример его предшественника Виктора Бондарева является показательным. Есть мнение, что главком ВКС генерал-лейтенант Виктор Бондарев уходит именно по причине случившейся авиакатастрофы в 2016 году в Сочи. Эта трагедия повлияла на принятие решения не в его пользу.

Для Суровикина новость о назначении также стала неожиданностью, но он имеет хороший опыт в командовании разными видами войск и действует как хороший управленец. Поэтому, несмотря на всю сложность, есть надежда, что и в этом вопросе он прекрасно разберется, как это делал всегда. В связи с тем, что ВКС становится настоящей межвойсковой структурой, в нее входят не только войска ВВС, а также ПВО и космическо-ракетные войска. Это такая структура, которая действует в интересах всех войск вооруженных сил РФ.

Военный опыт генерала Суровикина по командованию общевойсковым военным округом, в который входит такие военные соединения как флот, системы ПВО и другие различные рода войск имеет большое значение для работы на этой должности.

Генерал получил хороший опыт в Сирии, где пришлось управлять различными системами и организовывать работу по их взаимодействию. Примеры назначения командующих из других военных структур уже были в истории России. Были случай назначения на важнейшую должность министра обороны Анатолия Сердюкова, не имеющего никакого отношения к армии. Но, несмотря на этот факт, он смог войти в курс дела и даже начал масштабную военную реформу.

Поэтому было логичным принятие такого решения, назначить командующим ВКС, по решению главнокомандующего, общевойскового генерала, Сергея Владимировича Суровикина, ведь его опыт взаимодействия различных войск обеспечит эффективную работу на занимаемой должности.

Ниже приводится список Главнокомандующих ВВС СССР и РФ в послевоенное время. Список начальников военно-воздушного флота РККА СССР начиная с 1918 и до 1946 г. . Для полноты картины можете узнать с чего все начиналось: списки и в годы Гражданской войны. Для полноты картины так же рекомендую материал о .

Главный маршал авиации

Главнокомандующий ВВС (04.1946 - 07.1949 и 01.1957 - 03.1969).

Советский военный деятель, главный маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (19.08.1944).

На военной службе с 1919 г. Окончил пехотные командные курсы (1920), Высшую тактико-стрелковую школу комсостава РККА (курсы «Выстрел», 1923), Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е.Жуковского (1932), Качинское военное училище летчиков (экстерном, 1935).

Участник Гражданской войны в России: красноармеец, командир маршевой роты запасного полка. После войны командовал учебной ротой 12-х Краснознаменных пехотных курсов Приволжского военного округа (1923-1928), стрелковым батальоном (1928-1930). С 1930 г. в составе Военно-воздушных сил РККА: начальник оперативного отделения штаба авиационной бригады (с 06.1932), помощник начальника тактического отдела научно-исследовательского института ВВС РККА (с 06.1933), командир эскадрильи высших летно-тактических курсов РККА (с 02.1934), помощник начальника по летной подготовке (с 1938), начальник высших авиационных курсов усовершенствования летного состава РККА (с 05.1941).

В годы Великой Отечественной войны: командующий ВВС Южного фронта (09-1941-05.1942), 4-й воздушной армией (05-09.1942; 05.1943-1945), ВВС Закавказского фронта (09.1942-04.1943). Отличался глубокими знаниями в области оперативного искусства, постоянными поисками нового, творческим подходом к решению поставленных задач. Это позволяло ему умело организовывать взаимодействие соединений ВВС с сухопутными войсками, оказывать действенную помощь общевойсковым и танковым армиям.

В послевоенный период: главнокомандующий Военно-воздушными силами (1946-1949), одновременно заместитель Министра Вооруженных Сил СССР. Внес большой вклад в перевооружение военной авиации на реактивные самолеты. С 1950 г. вновь командует воздушной армией, а с сентября 1951 г. возглавил создаваемые в составе ВВС войска воздушной обороны приграничной линии. После объединения указанных войск с войсками противовоздушной обороны в июне 1953 г. командующий Войсками ПВО страны, в мае 1954 г. переведен на должность командующего Бакинским районом ПВО. С апреля 1956 г. Константин Андреевич Вершинин - заместитель главкома ВВС, в январе 1957 г. назначен главнокомандующим Военно-воздушными силами - заместителем Министра обороны СССР.

С марта 1969 г. в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Награды: 6 орденов Ленина, медаль «Золотая Звезда»; орден Октябрьской революции, 3 ордена Красного Знамени, 3 ордена Суворова 1-й ст., орден Суворова 2-й ст., орден Отечественной войны 1-й ст.;медали СССР; иностранные ордена и медали.

Главный маршал авиации ЖИГАРЕВ Павел Фёдорович

, Главнокомандующий ВВС (09-1949 - 01.1957) .

Советский военный деятель, главный маршал авиации (1955).

На военной службе с 1919 г. Окончил 4-ю Тверскую кавалерийскую школу (1922), Ленинградскую военную школу летчиков-наблюдателей (1927), Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е.Жуковского (1932), адъюнктуру при ней (1933), Качинскую военную авиационную школу (1934).

В годы Гражданской войны в России служил в запасном кавалерийском полку в Твери (1919-1920). После войны последовательно занимал должности: командира кавалерийского взвода, летчика-наблюдателя, инструктора и преподавателя школы летчиков, начальника штаба Качинской военной авиационной школы (1933-1934). В 1934-1936 гг. командовал авиационными частями, от отдельной эскадрильи до авиабригады.

В 1937-1938 гг. находился в . С сентября 1938 г. начальник управления боевой подготовки ВВС РККА, с января 1939 г. -командующий ВВС 2-й Отдельной Дальневосточной Краснознаменной армии, с декабря 1940 г. первый заместитель, с апреля 1941 г. - начальник Главного управления ВВС Красной армии.

В годы Великой Отечественной войны: командующий Военно-воздушными силами Красной армии (с 29.06.1941). Выступил инициатором создания мобильных авиационных резервов ГК в начале войны, принимал непосредственное участие в планировании и руководстве боевыми действиями советской авиации в битве под Москвой (12.1941-04.1942). С апреля 1942 г. командующий ВВС Дальневосточного фронта.

В период советско-японской войны (1945) командующий 10-й воздушной армией 2-го Дальневосточного фронта. Первый заместитель главнокомандующего ВВС (04.1946-1948), командующий дальней авиацией - заместитель главнокомандующего ВВС (1948-08.1949).

С сентября 1949 г. по январь 1957 г. Павел Фёдорович Жигарев - главнокомандующий ВВС, с апреля 1953 г. одновременно заместитель (с марта 1955 - первый заместитель) Министра обороны СССР. Начальник Главного управления Гражданского воздушного флота. (01.1957-11.1959), начальник Военной командной академии ПВО (11.1959-1963).

Награды: 2 ордена Ленина, 3 ордена Красного Знамени, ордена Кутузова 1-й ст., Красной Звезды; медали СССР.

Главный маршал авиации ВЕРШИНИН Константин Андреевич

Главнокомандующий ВВС (01.1957 - 03.1969).

Главный маршал авиации КУТАХОВ Павел Степанович

Главнокомандующий ВВС (03.1969 - 12.1984).

Советский военный деятель, главный маршал авиации (1972), дважды Герой Советского Союза (1.05.1943, 15.08.1984), заслуженный военный летчик СССР (1966).

На военной службе с 1935 г. Окончил Сталинградскую военную школу летчиков (1938, с отличием), Высшие офицерские летно-технические курсы (1949), Высшую военную академию (1957). С 1938 г. командир звена 7-го истребительного авиаполка ВВС Ленинградского военного округа. Участвовал в (1939). В совершил 131 боевой вылет.

В годы Великой Отечественной войны: на Ленинградском, затем Карельском фронтах, заместитель командира и командир авиаэскадрильи. С июля 1943 г. помощник, затем заместитель командира 19-го истребительного авиаполка, с сентября 1944 г. - командир 20-го гвардейского истребительного авиаполка. Всего в ходе войны совершил 367 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, лично сбил 14 самолетов противника и 28 - в групповых боях.

После войны Павел Степанович Кутахов командовал истребительным авиаполком, затем заместитель командира, с декабря 1950 г. - командир истребительной авиадивизии. Заместитель командира (11.1951 - 12.1953), командир истребительного авиакорпуса (12.1953 - 12.1955). С декабря 1957 г. заместитель командующего по боевой подготовке, затем 1-й заместитель, с августа 1961 г. - командующий 48-й воздушной армией. Первый заместитель (07.1967 - 03.1969), главнокомандующий Военно-воздушными силами - заместитель Министра обороны СССР (03.1969 - 12.1984). Активно внедрял в летную практику боевой опыт, внес большой вклад в освоение первых поколений реактивных самолетов, в развитие тактики и оперативного искусства ВВС.

Награды: 4 ордена Ленина, 2 медали «Золотая Звезда», орден Октябрьской Революции, 5 орденов Красного Знамени; ордена Кутузова 1-й ст., Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст.; 2 ордена Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст.,медали СССР; иностранные ордена и медали.

Маршал авиации ЕФИМОВ Александр Николаевич [р. 6.2.1923]

Главнокомандующий ВВС (12.1984 - 07.1990).

Советский военный деятель, маршал авиации (1975), дважды Герой Советского Союза (26.10.1944, 18.08.1945), заслуженный военный летчик СССР (1970), доктор военных наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР (1984).

На военной службе с мая 1941 г. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков пилотов (1942), Военно-воздушную академию (1951), Военную академию Генерального штаба (1957).

Во время Великой Отечественной войны: летчик 594-го штурмового авиационного полка, командир звена, эскадрильи 198-го штурмового авиаполка. Всего за годы войны совершил 222 боевых вылета на , в ходе которых лично и в составе группы уничтожено 85 вражеских самолетов на аэродромах (что является высшим достижением среди советских летчиков всех родов авиации) и 7 самолетов сбито в воздушных боях, уничтожено большое количество живой силы и техники противника.

После войны Александр Николаевич Ефимов продолжал службу в авиации: командир штурмового авиаполка, авиационной дивизии. Заместитель, первый заместитель командующего (1959-10.1964), с октября 1964 г. -командующий воздушной армией. Первый заместитель главнокомандующего ВВС (03.1969 - 12.1984), главнокомандующий Военно-воздушными силами - заместитель Министра обороны СССР (12.1984-07.1990). Председатель Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением (1990-1993).

С августа 1993 г. - в отставке. С 2006 г. председатель Российского комитета ветеранов войны и военной службы.

Награды: 3 ордена Ленина, 2 медали «Золотая Звезда»; орден Октябрьской революции, 5 орденов Красного Знамени, орден Александра Невского, 2 ордена Отечественной войны 1-й ст.; ордена Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст., «За заслуги перед Отечеством» 4-й, 3-й и 2-й ст., Мужества; медали СССР и РФ; иностранные ордена и медали.

Маршал авиации ШАПОШНИКОВ Евгений Иванович [р. 3.02.1942]

Главнокомандующий ВВС (07.1990 - 08.1991).

Государственный и военный деятель СССР и Российской Федерации, маршал авиации (1991), заслуженный военный летчик РФ.

На военной службе с 1959 г. Окончил Харьковское высшее военное училище летчиков ВВС (1963), Военно-воздушную академию (1969), Военную академию Генерального штаба (1984). В 1963-1966 гг. летчик, старший летчик, командир звена истребительного авиаполка, в период 1969-1973 гг. командир эскадрильи, заместитель командира авиаполка по политической части, командир истребительного авиаполка. С 1975 г. заместитель командира, с 1976 г. - командир истребительной авиадивизии, в 1979-1982 гг. заместитель командующего ВВС Прикарпатского военного округа по боевой подготовке - начальник отдела боевой подготовки. Заместитель командующего (1984-03.1985), командующий ВВС Одесского военного округа - заместитель командующего войсками этого округа по авиации (03.1985-06.1987), командующий ВВС Группы советских войск в Германии (ГСВГ) - заместитель главнокомандующего ГВСГ по авиации (06.1987-05.1988), командующий 1б-й воздушной армией ГВСГ (05-12.1988).

С декабря 1988 г. Евгений Иванович Шапошников - первый заместитель главнокомандующего, с июля 1990 г. - главнокомандующий Военно-воздушными силами - заместитель Министра обороны СССР. Министр обороны СССР (08-12.1991), главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами СНГ (утвержден в должности в феврале 1992). Секретарь Совета безопасности РФ (06-09.1993), с октября - в распоряжении Президента РФ. В феврале 1994 г. назначен представителем Президента РФ в государственной компании по экспорту и импорту вооружений и военной техники «Росвооружение». С ноября 1996 г. зачислен в резерв Министерства обороны РФ по акционерному обществу (АО) «Аэрофлот - Российские международные авиалинии», был генеральным директором АО. Помощник Президента РФ по вопросам развития космоса и авиации (03.1997-03.2004). С 2004 г. советник Генерального директора ОАО авиационной холдинговой компании «Сухой». Председатель Правления некоммерческого партнерства «Безопасность полетов».

Награды: ордена Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й ст.;медали СССР, России, ордена иностранных государств. Удостоен международного общественного ордена «Золотой Сокол».

Генерал армии ДЕЙНЕКИН Пётр Степанович [р. 14.12.1937]

Главнокомандующий ВВС (08.1991 - 01.1998).

Военный деятель СССР и Российской Федерации, генерал армии (1996), Герой России (1997), заслуженный военный летчик СССР, доктор военных наук, профессор.

На военной службе с 1955 г. Окончил Харьковскую спецшколу ВВС (1955), Балашовское военное авиационное училище летчиков (1957), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1969), Военную академию Генерального штаба (1982).

Службу проходил в должностях: летчика Центра боевого применения авиации (1957-1962), командира экипажа стратегического бомбардировщика (1962-1964). Заместитель командира эскадрильи (1969-05.1970), командир эскадрильи (05.1970-08.1971), заместитель командира полка по летной подготовке (08.1971-01.1973), командир отдельного гвардейского авиаполка специального назначения (01.1973-11.1975). С ноября 1975 г. - заместитель, затем командир 13-й гвардейской Днепропетровско-Будапештской ордена Суворова 2-й степени тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии, с 1982 г. - заместитель, с 1984 г. - первый заместитель, с августа 1985 г. -командующий воздушной армией ВГК. Командующий Дальней авиацией (05.1988-10.1990). С октября 1990 г. - первый заместитель, с августа 1991 г. - главнокомандующий Военно-воздушными силами - заместитель министра обороны СССР. Заместитель главнокомандующего Вооруженными Силами Содружества независимых государств (СНГ) - командующий ВВС (12.1991-08.1992).

Главнокомандующий ВВС Российской Федерации (09.1992-01.1998). Внес большой вклад в сохранение воздушной составляющей Вооруженных Сил и становление Военно-воздушных сил РФ.

С января 1998 г. в запасе, с декабря 2002 г. Пётр Степанович Дейнекин - в отставке. Начальник управления Президента РФ по вопросам казачества (09.1998-02.2003). В последующие годы был вице-президентом ЗАО «Авикос», председателем Совета директоров ОАО СО «Афес».

Награды: медаль «Золотая Звезда»; ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й ст., «За военные заслуги»; медали СССР и РФ.

Генерал-полковник авиации КОРНУКОВ Анатолий Михайлович

Главнокомандующий ВВС (01 - 02.1998).

Военный деятель Российский Федерации, генерал армии (2000), кандидат военных наук, лауреат Государственной премии.

На военной службе с 1959 г. Окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков (1964, с красным дипломом), Военную командную академию ПВО (1980, заочно) и Военную академию Генерального штаба (1988). Службу в войсках начал в октябре 1964 г. в Прибалтике старшим летчиком истребительного авиаполка ПВО. С 1968 г. заместитель командира эскадрильи по политчасти - старший летчик 54-го гвардейского истребительного авиаполка ПВО. С 1970 г. на Дальнем Востоке. В 1971-1972 гг. командир эскадрильи, в 1972-1974 гг. - заместитель командира авиаполка, с января 1974 г. - командир авиаполка дивизии ПВО. В сентябре 1976 г. - феврале 1978 г. заместитель командира корпуса ПВО по авиации - начальник авиации корпуса. Заместитель начальника авиации 11-й Отдельной армии ПВО (02.1978-06.1980), командир 40-й истребительной авиадивизии ВВС Дальневосточного военного округа (06.1980-01.1985).

С января 1985 г. в Группе советских войск в Германии командир 71-го истребительного авиакорпуса ВВС (01.1985-07.1988). С июля 1988 г. первый заместитель начальника авиации Войск ПВО. С июня 1989 г. первый заместитель командующего, затем командующий 11-й Отдельной армией ПВО -заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа (ДВО) по ПВО, член Военного совета ДВО (07.1990-09.1991). С сентября 1991 г. командующий войсками Московского округа ПВО.

С января 1998 г. главнокомандующий ВВС РФ, с марта 1998 г. главнокомандующий нового вида Вооруженных Сил РФ - Военно-воздушными силами. Внес большой вклад в становление нового вида Вооруженных Сил и дальнейшее развитие Объединенной системы ПВО государств - участников СНГ.

С января 2002 г. Анатолий Михайлович Корнуков в запасе. Советник генерального директора НПО «Алмаз-Антей» по вопросам военно-технической политики (с 2002).

Награды: ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й ст., «За военные заслуги», «За заслуги перед Отечеством» 3-й и 4-й ст.; медали СССР и РФ.

Военно-воздушные силы - новый вид Вооруженных Сил Российской Федерации с марта 1998 г.

Указом Президента Российской Федерации (РФ) от 16 июля 1997 г. определено формирование нового вида Вооруженных Сил (ВС) на базе существовавших Войск противовоздушной обороны (ПВО) и Военно-воздушных сил (ВВС). К 1 марта 1998 г. на базе органов управления Войск ПВО и ВВС было сформировано управление Главнокомандующего ВВС и Главный штаб ВВС, а Войска ПВО и ВВС объединены в новый вид Вооруженных сил Российской Федерации – ВВС.

Генерал армии КОРНУКОВ Анатолий Михайлович [р. 10.01.1942]

Главнокомандующий ВВС (03.1998 - 01.2002).

Генерал армии МИХАЙЛОВ Владимир Сергеевич [р. 6.10.1943]

Главнокомандующий ВВС (01.2002 - 05.2007).

Военный деятель Российский Федерации, генерал армии (2004), Герой России (13.06.1996), заслуженный военный летчик СССР, лауреат премии им. Г.К.Жукова (2002).

На военной службе с сентября 1962 г. Окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков (1966, с золотой медалью), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1975), Военную академию Генерального штаба (1991). С 1966 г. проходил службу в должностях: инструктора-летчика, старшего инструктора-летчика, командира звена, эскадрильи. С 1974 г. заместитель командира и командир авиационного полка. Заместитель начальника Ейского высшего военного авиационного училища летчиков по боевой подготовке (1977-1980), начальник Борисоглебского высшего военного авиационного училища летчиков (1980-1985). В 1985-1988 гг. на различных должностях по боевой подготовке авиационных частей и соединений Московского военного округа. С 1988 г. заместитель и первый заместитель командующего ВВС округа по боевой подготовке и военно-учебным заведениям, с 1991 г. командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа, с 1992 г. - командующий воздушной армией. Активный участник вооруженного конфликта на территории Чеченской республики (1994-1996).

С апреля 1998 г. первый заместитель главнокомандующего ВВС, с января 2002 г. по май 2007 г. - главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации. Почетный гражданин города Борисоглебск (2000). Лауреат премии имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова (2002). За время службы освоил около 20 типов самолетов, общий налет составил около 6 тысячи часов.

С мая 2007 г. в запасе.

Награды: медаль «Золотая Звезда»; ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст., «За личное мужество», «За военные заслуги»; медали СССР и РФ.

Генерал-полковник ЗЕЛИН Александр Николаевич [р. 6.05.1953]

Главнокомандующий ВВС (05.2007 - 04.2012).

Военный деятель Российский Федерации, генерал-полковник, заслуженный военный летчик РФ, кандидат военных наук.

Окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (1976, с отличием), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1988), Военную академию Генерального штаба (1997). Службу проходил в должностях: летчика 787-го истребительного авиаполка, заместителя командира, командира 115-го гвардейского истребительного авиаполка. Первый заместитель командующего 23-й воздушной армией ВВС и ПВО, командир 16-й гвардейской истребительной авиационной дивизии Северо-Кавказского военного округа, 50-го корпуса ВВС и ПВО, командующий 14-й (2000-2001) и 4-й (2001-2002) армиями ВВС и ПВО.

С августа 2002 г. - начальник управления авиации ВВС - заместитель главнокомандующего ВВС по авиации. Главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации (9.05.2007-26.04.2012). Осуществлял руководство по переводу к новому облику ВВС РФ.

Освоил более 10 типов летательных аппаратов, в том числе самолеты Су-34, Як-130.

Награды: ордена Красной Звезды, «За военный заслуги», «За заслуги перед Отечеством» 4-й ст.; Св. Георгия 2-й ст.; медали СССР и РФ.

Генерал-полковник БОНДАРЕВ Виктор Николаевич [р. 7.12.1959]

Главнокомандующий ВВС (с 6.05.2012), Главнокомандующий ВКС (с 1.08.2015)

Военный деятель Российский Федерации, генерал-полковник, Герой России (21.04.2000).

На военной службе с 1977 г. Окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков (1981), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1992), Военную академию Генерального штаба (2004).

Службу проходил в должностях: инструктор-летчик, командир звена в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков, старший штурман, командир эскадрильи в Учебном центре подготовки летного состава, заместитель командира штурмового авиаполка.

Участник боевых действий в Афганистане в составе Ограниченного контингента советских войск. Командир 899-го гвардейского штурмового Оршанского дважды Краснознаменного ордена Суворова III степени авиаполка (09.1996-10.2000). Участник вооруженного конфликта на территории Чеченской республики (1994-1996, 1999-2003).

С октября 2000 г. заместитель командира, с 2004 г. - командир 105-й смешанной авиационной дивизии, с 2006 г. - заместитель командующего, с июня 2008 г. - командующий 14-й армией ВВС и ПВО. Начальник Главного штаба ВВС (07.2011-6.05.2012). С 6 мая 2012 г. - главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации.

С августа 2015 г. - главнокомандующий Воздушно-космическими силами РФ.

Награды: медаль «Золотая Звезда»; ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», Мужества; медали СССР и РФ.

Генерал-майор Кобылаш Сергей Иванович

Начальник авиации ВВС РФ (с 13.11.2013).

Сергей Кобылаш родился 1 апреля 1965 г. в Одессе. Окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени В.М. Комарова в 1987 году, Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина в 1994, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ в 2012 году.

Боевой лётчик, службу проходил на должностях летчика, старшего летчика, командира звена, заместителя командира эскадрильи, командира эскадрильи, заместителя командира полка, командира полка, командира базы 1 разряда, начальника отдела оперативно-тактической и армейской авиации Главного командования ВВС, заместителя начальника авиации ВВС. Участвовал в операции по принуждению Грузии к миру в грузино-абхазской войне 2008 года.

Имеет квалификацию летчик-снайпер. Общий налет - более полутора тысяч часов. Освоил следующие типы авиационной техники: Л-29, Су-7, Су-17 и его модификации, Су-25.

Награды: Герой Российской Федерации, орден Мужества, «За военные заслуги», «За боевые заслуги» , медаль «За отвагу» и другие ведомственные медали.

Военно-космические силы - новый вид Вооруженных Сил Российской Федерации с августа 2015 г.

В августе 2015 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации на базе соединений и воинских частей Военно-воздушных сил (ВВС) и Войск воздушно-космической обороны (ВКО) сформирован новый вид Вооруженных сил РФ - Военно-космические силы: управление главнокомандующего ВКС и Главный штаб ВКС.

Главнокомандующим Воздушно-космическими силами в соответствии с указом Президента Российской Федерации №394 от 1 августа 2015 года назначен генерал-полковник Виктор Бондарев , начальник штаба - генерал-лейтенант Павел Кураченко , заместитель главнокомандующего ВКС - командующий Космическими войсками генерал-лейтенант Александр Валентинович Головко , заместитель главнокомандующего ВКС - командующий ВВС генерал-лейтенант Андрей Вячеславович Юдин .

22 ноября 2017 года на должность Главнокомандующего ВКС вместо Виктора Бондарева был назначен генерал-полковник Сергей Владимирович Суровикин .

Действующая военных округов остается неизменной, объединения, соединения и воинские части ВВС и Войск ВКО преобразованы в три рода войск Военно-Космических Сил : военно-воздушные силы, космические войска, войска противовоздушной и противоракетной обороны.

Российская Федерация – это могучая авиационная держава со своей историей, военно-воздушные силы которой способны разрешать любые конфликты, несущие угрозу нашей стране. Это наглядно продемонстрировали события последних месяцев в Сирии, где русские лётчики успешно ведут боевые действия против армии ИГИЛ, представляющей террористическую опасность всему современному миру.

История

Своё существование русская авиация начала ещё с 1910 года, но официально точкой отсчёта стало 12 августа 1912 года, когда генерал-майор М.И. Шишкевич взял под своё управление все подразделения в организованной к тому времени Воздухоплавательной части Генерального штаба.

Просуществовав весьма незначительный срок, военная авиация Российской империи стала одной из лучших военно-воздушных сил того времени, хотя авиастроение в российском государстве находилась в зачаточном состоянии и русским пилотам приходилось воевать на самолётах иностранного производства.

«Илья Муромец»

Несмотря на то что русское государство закупало самолёты у других стран, российская земля никогда не была скудна на талантливых людей. В 1904 году профессор Жуковский основал институт по изучению аэродинамики, а в 1913 году молодой Сикорский сконструировал и построил свой знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец» и биплан с четырьмя двигателями «Русский витязь» , конструктор Григорович разрабатывал различные схемы гидропланов.

Большой популярностью среди пилотов того времени пользовался авиаторы Уточкин, Арцеулов, а военный лётчик Пётр Нестеров поразил всех, выполнив свою легендарную «мёртвую петлю» и прославился в 1914 году , таранив в воздухе самолёт противника. В этом же году русские лётчики впервые покорили Арктику во время полётов по поиску пропавших первопроходцев Севера из экспедиции Седова.

Российские воздушные силы представляла Армейская и Морская авиация, каждый вид имел несколько авиационных групп, в составе которых находились авиаотряды по 6-10 самолётов в каждом. Изначально пилоты занимались лишь корректировкой огня артиллерии и разведкой, но затем с помощью бомб и пулемётов уничтожали живую силу противника. С появлением истребителей завязались бои на уничтожение неприятельских самолётов.

1917 год

К осени 1917 года русская авиация насчитывала около 700 машин, но тут грянула Октябрьская революция и она был расформирована, многие российские лётчики погибли в войну, а большинство уцелевших после революционного переворота эмигрировали. Молодая советская республика в 1918 году основала свои военно-воздушные силы под названием Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Но братоубийственная война закончилась и о военной авиации забыли, лишь только в конце 30-х годов, со взятием курса на индустриализацию, началось её возрождение.

Советская власть интенсивно взялась за строительство новых предприятий авиационной промышленности и создания КБ. В те годы начинали свою карьеру блистательные советские авиаконструкторы Поликарпов, Туполев, Лавочкин, Ильюшин, Петляков, Микоян и Гуревич .

Для подготовки и обучения лётных кадров были основаны аэроклубы, как школы первоначального обучения пилотов. После получения в таких заведениях навыков пилотирования курсанты направлялись в лётные училища, а затем распределялись в строевые части. Более 20 тысяч курсантов проходили обучение в 18 лётных училищах, технические кадры готовили в 6 заведениях.

Руководители СССР понимали, что первое социалистическое государство остро нуждается в военно-воздушных силах и принимали все меры для быстрого увеличения самолётного парка. На рубеже 40-х годов появились замечательные истребители, построенные в КБ Яковлева и Лавочкина – это Як-1 и ЛаГ-3 , КБ Ильюшина ввело в строй первый штурмовик , конструкторы под руководством Туполева создали дальний бомбардировщик ТБ-3, а конструкторское бюро Микояна и Гуревича закончило лётные испытания истребителя .

1941 год

Авиационная промышленность на пороге войны выпускала в начале лета 1941 года по 50 машин в сутки и через три месяца удвоила выпуск самолётов.

Но для советской авиации начало войны было трагическим, большинство авиационной техники, расположенной на аэродромах в приграничной зоне было разбито прямо на стоянках так и не успев взлететь. Наши лётчики в первых боях, не имея опыта, использовали устаревшую тактику и в результате несли большие потери .

Переломить создавшееся положение удалось лишь в середине 1943 года, когда лётный состав приобрёл необходимый опыт и авиация начала получать более современную технику, такие самолёты, как истребители Як -3 , Ла-5 и Ла-7 , модернизированные штурмовики с воздушным стрелком Ил-2, бомбардировщики , дальние бомбардировщики .

Всего в военный период прошли обучение и выпущено более 44 тысяч пилотов, но и потери были огромные – в боях на всех фронтах погибли 27600 лётчиков. К концу войны наши лётчики получили полное превосходство в воздухе.

После окончания боевых действий начался период противостояния, известный как холодная война. В авиации началась эра реактивных самолётов, появился новый вид боевой техники – вертолёты. В эти годы авиация стремительно развивалась, было построено более 10 тысяч самолётов, закончилось создание проектов истребителей четвёртого поколения и Су-29 , начались разработки машин пятого поколения.

1997 год

Но последующий развал Советского Союза похоронил все начинания, вышедшие из его состава республики поделили всю авиацию между собой. В 1997 году президент РФ своим указом заявил о создании военно-воздушных сил России, которые объединили войска ПВО и ВВС.

Российской авиации пришлось участвовать в двух Чеченских войнах и грузинском военном конфликте, в конце 2015 года ограниченный контингент военно-воздушных сил передислоцировался в сирийскую республику, где успешно ведёт боевые действия против мирового терроризма.

Девяностые годы были периодом деградации авиации России, остановлен этот процесс лишь в начале 2000-х, Главком ВВС генерал-майор А.Н. Зелин в 2008 году охарактеризовал положение в российской авиации, как крайне тяжёлое. Значительно снизилась подготовка военнослужащих, брошены и развалены многие аэродромы, авиатехника обслуживалась неудовлетворительно, тренировочные полёты из-за недостатка финансов практически прекратились.

2009 год

С 2009 года начался подъём уровня подготовленности личного состава, авиационная техника прошла модернизацию и капитальный ремонт, начались закупки новых машин и обновление парка самолётов. Подходит к завершению разработка самолёта пятого поколения . Лётный состав начал регулярные полёты и совершенствует своё мастерство, увеличилось материальное благосостояние лётчиков и техников.

Российские ВВС стабильно проводят учения, совершенствуя боевые навыки и мастерство.

Структурная организация военно-воздушных сил

С 1 августа 2015 года военно-воздушные силы организационно влились в состав военно-космических сил, главкомом которых назначен генерал-полковник Бондарев. Главнокомандующим ВВС и заместителем главкома ВКС в настоящее время является генерал-лейтенант Юдин.

Российские военно-воздушные силы состоят из основных видов авиации – это дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Радиотехнические, зенитные и ракетные войска также включены в состав ВВС. Важнейшие функции по обеспечению разведки и связи, защиты от оружия массового поражения, ведения спасательных операций и радиоэлектронной борьбы выполняют специальные войска также входящие в состав военно-воздушных сил. Кроме того, ВВС невозможно представить без инженерных и тыловых служб, медицинских и метеорологических подразделений.

Российские военно-воздушные силы предназначены для выполнения задач:

  • Отражения любых нападений агрессора в воздухе и космосе.
  • Осуществления воздушного прикрытия ПУ, городов и всех значительно важных объектов,
  • Ведения разведки.
  • Уничтожения войск противника с применением обычного и ядерного оружия.
  • Непосредственной воздушной поддержки наземных вооруженных сил.

Ещё в 2008 году произошла реформа авиации России, которая структурно поделила военно-воздушные силы на командования, бригады и авиабазы. В основу командования лёг территориальный принцип, который отменил армии ВВС и ПВО .

На сегодняшний день командования размещены в четырёх городах – это Санкт-Петербург, Хабаровск, Новосибирск и Ростов-на-Дону. Отдельное командование существует для дальней и военно-транспортной авиации с расположением в Москве. Бывших авиационных полков, а ныне – это авиабазы, к 2010 году имелось около 70, всего в военно-воздушных силах насчитывалось 148 тысяч человек и российские ВВС уступают в численности только авиации США.

Боевая техника российской авиации

Самолёты дальней и стратегической авиации

Один из ярких представителей дальней авиации является Ту-160, носящий ласковое имя «Белый лебедь». Эта машина выпущена во времена Советского Союза, развивает сверхзвуковую скорость и имеет крыло изменяемой стреловидности. по замыслу разработчиков способен на сверхмалой высоте преодолеть ПВО противника и нанести ядерный удар. В российских ВВС всего 16 таких самолётов и стоит вопрос – сумеет ли наша промышленность наладить производство таких машин?

Самолёт КБ Туполева впервые поднялся в воздух ещё при жизни Сталина и с тех пор находится в строю. Четыре турбовинтовых двигателя позволяют выполнять дальние перелёты вдоль всей границы нашей страны. Прозвище «Медведь » заслужил из-за басовитого звука этих моторов, способен нести крылатые ракеты и ядерные бомбы. В ВВС России осталось в строю 30 этих машин.

Стратегический ракетоносец дальнего действия с экономичными двигателями способен совершать полёты на сверхзвуке, оснащён крылом изменяемой стреловидности, выпуск этих самолётов был налажен ещё в прошлом столетии в 60-х годах. Находятся в строю 50 машин, сотня самолётов Ту-22М законсервированы.

Самолёты истребители

Фронтовой истребитель выпущен в советское время, относится к первым машинам четвёртого поколения, в строю находятся поздние модификации этого самолёта числом около 360 единиц.

На базе Су-27 выпущена машина , имеющая РЭО, способное выделять цели на земле и в воздухе на большом удалении и передавать целеуказания другим экипажам. Всего в наличии 80 таких самолётов.

Ещё более глубокой модернизацией Су-27 стал истребитель , этот самолёт относится к поколению 4++, он обладает высокой маневренностью и оснащена новейшей электроникой.

Эти самолёты поступили в строевые части в 2014 году, в составе военно-воздушных сил находится 48 самолётов.

Четвёртое поколение российских самолётов началось с МиГ-27 , модифицированных моделей этой машины выпущено более двух десятков, всего в строю 225 боевых единиц.

Ещё один истребитель-бомбардировщик, о котором нельзя не упомянуть – это новейшая машина, находящаяся на вооружении ВВС в количестве 75 единиц.

Штурмовики и перехватчики

– это точная копия F-111 самолёта ВВС США, который давно уже не летает, его советский аналог пока ещё в строю, но к 2020 году все машины будут списаны, сейчас на вооружении около сотни подобных машин.

Легендарный штурмовик Су-25 «Грач» , обладающий высокой живучестью, был разработан в 70-е годы настолько удачно, что после стольких лет эксплуатации его собираются модернизировать, так как не видят пока достойной замены. На сегодня боеспособных машин 200 единиц и 100 самолётов находится на консервации.

Перехватчик развивает высокую скорость в считаные секунды и рассчитан на большой радиус действия. Модернизация этой машины к двадцатому году будет выполнена, всего насчитывается в частях 140 таких самолётов.

Военно-транспортная авиация

Основной парк транспортных самолётов – это машины КБ Антонова и несколько модификаций конструкторского бюро Ильюшина. Среди них лёгкие транспортники и Ан-72 , машины средней грузоподъёмности Ан-140 и Ан-148 , солидные большегрузы Ан-22 , Ан-124 и . Около трёх сотен транспортников выполняют задачи по доставке грузов и боевой техники.

Учебные самолёты

Спроектированный после развала Союза, пошёл в серию единственный учебный самолёт сразу завоевавший репутацию прекрасной машины для обучения с программой имитации самолёта, на который переучивается будущий пилот. Кроме него, имеются чешский учебный самолёт L-39 и самолёт для подготовки лётчиков транспортной авиации Ту-134УБЛ .

Армейская авиация

Этот вид авиации представлен в основном вертолётами Миля и Камова да ещё машиной Казанского вертолётного завода «Ансат». После снятия с производства , армейская авиация России пополнилась сотней и таким же количеством . Большинство вертолётов, находящихся в строевых частях – это проверенные и Ми-24 . Восьмёрок, находящихся в строю – 570 единиц, а Ми-24 – 620 единиц. Надёжность этих советских машин не вызывает сомнений.

Беспилотные ЛА

Этому виду вооружения в СССР придавали мало значения, но технический прогресс не стоит на месте и в нынешние времена беспилотники нашли достойное применение. Эти летательные аппараты ведут разведку и съёмку позиций неприятеля, осуществляют уничтожение командных пунктов без риска для жизни людей, осуществляющих управление этими беспилотникамми. В штате ВВС несколько видов БПЛА – это «Пчела-1Т» и «Рейс-Д» , ещё остался до сих пор в строю устаревший израильский беспилотник «Форпост» .

Перспективы российских ВВС

В России находятся в разработке несколько проектов лётных аппаратов и некоторые близки к завершению. Несомненно, новый самолёт пятого поколения вызовет большой интерес у широкой общественности, тем более его уже демонстрировали. ПАК ФА Т-50 проходит завершающую стадию лётных испытаний и в недалёком будущем поступит в строевые части.

Интересный проект представило КБ Ильюшина, самолёты и , разработанные его конструкторами, идут на смену антоновским машинам и снимают нашу зависимость от поставок запчастей с Украины. Вводится в строй новейший истребитель , завершаются испытательные полёты новых винтокрылых машин и Ми-38 . Приступили к разработке проекта нового стратегического самолёта ПАК-ДА , обещают, что его поднимут в воздух в 2020 году.

Предназначенный для защиты центров, районов страны (административных, промышленно-экономических), группировок войск и важных объектов от ударов противника с воздуха и космоса, обеспечения действий Сухопутных войск и , нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим и военно-экономическим центрам.

Основными задачами ВВС в современных условиях являются:

  • вскрытие начала нападения воздушного противника;
  • оповещение главных штабов Вооруженных Сил, штабов военных округов, флотов, органов гражданской обороны о начале воздушного нападения противника;
  • завоевание и удержание господства в воздухе;
  • прикрытие войск и объектов тыла от воздушной разведки, ударов с воздуха и космоса;
  • авиационная поддержка Сухопутных войск и сил Флота;
  • поражение объектов военно-экономического потенциала противника;
  • нарушение военного и государственного управления противника;
  • поражение ракетно-ядерных, противовоздушных и авиационных группировок противника и его резервов, а также воздушных и морских десантов;
  • поражение корабельных группировок противника в море, океане, на военно-морских базах, в портах и пунктах базирования;
  • выброска боевой техники и высадка войск;
  • перевозка по воздуху войск и боевой техники;
  • ведение стратегической, оперативной и тактической воздушных разведок;
  • контроль за использованием воздушного пространства в приграничной полосе.

В мирное время Военно-воздушные силы выполняют задачи по охране государственной границы России в воздушном пространстве, оповещают о полетах иностранных разведывательных аппаратов в приграничной полосе.

Военно-воздушные силы включают в себя воздушные армии Верховного Главного командования стратегического назначения и Верховного Главного командования военно-транспортной авиации; Московский округ ВВС и ПВО; армии ВВС и ПВО: отдельные корпуса ВВС и ПВО.

В состав ВВС входят следующие рода войск (рис. 1):

  • авиация (рода авиации — бомбардировочная, штурмовая, истребительная, противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная);
  • зенитные ракетные войска;
  • радиотехнические войска;
  • специальные войска;
  • части и учреждения тыла.

Бомбардировочная авиация имеет на вооружении дальние (стратегические) и фронтовые (тактические) бомбардировщики различного типа. Она предназначена для поражения группировок войск, разрушения важных военных, энергетических объектов и узлов коммуникаций преимущественно в стратегической и оперативной глубине обороны противника. Бомбардировщик может нести бомбы различных калибров, как обычные, так и ядерные, а также управляемые ракеты класса «воздух-поверхность».

Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также веления борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.

Рис. 1. Структура Военно-воздушных сил

Одно из основных требований к штурмовику — высокая точность поражения наземных объектов. Вооружение: крупнокалиберные пушки, бомбы, реактивные снаряды.

Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.

На вооружении авиации противовоздушной обороны состоят самолеты-истребители противовоздушной обороны, боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.

Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.

Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для этого они специально оборудуются фотоаппаратурой дневной и ночной съемки в различных масштабах, радио- и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, звукозаписывающей и телевизионной аппарату рой, магнитометрами.

Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.

Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, больных и др.

Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие, эвакуации раненых и больных.

Зенитные ракетные войска предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.

Они составляют основную огневую силу системы противовоздушной обороны (ПВО) и вооружены зенитными ракетными комплексами и зенитными ракетными системами различного назначения, обладающими большой огневой мощью и высокой точностью поражения средств воздушного нападения противника.

Радиотехнические войска — основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.

Они выдают информацию о начале воздушного нападения, боевую информацию для зенитных ракетных войск и авиации противовоздушной обороны, а также информацию для управления соединениями, частями и подразделениями противовоздушной обороны.

Радиотехнические войска вооружены радиолокационными станциями и радиолокационными комплексами, способными в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать не только воздушные, но и надводные цели.

Части и подразделения связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для постановки помех бортовым радиолокаторам, бомбовым прицелам, средствам связи и радионавигации средств воздушного нападения противника.

Части и подразделения связи и радиотехнического обеспечения предназначены для обеспечения управления авиационными частями и подразделениями, самолетовождения, взлета и посадки самолетов и вертолетов.

Части и подразделения инженерных войск, а также части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного и химического обеспечения соответственно.

На вооружении ВВС состоят самолеты Ту-160 (рис. 2), Ту-22МЗ, Ту-95МС, Су-24, Су-34, МиГ-29, МиГ-27, МиГ-31 разных модификаций (рис. 3), Су-25, Су-27, Су-39 (рис. 4), МиГ-25Р, Су-24MP, А-50 (рис. 5), Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-124, Ил-76, Ил-78; вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-17, Ми-26, Ка-31, Ка-52 (рис. 6), Ка-62; зенитные ракетные системы С-200, С-300, С-300ПМ (рис. 7), С-400 «Триумф», радиолокационные станции и комплексы «Противник-Г», «Небо-У», «Гам- ма-ДЕ», «Гамма-С1», «Каста-2».

Рис. 2. Стратегический сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-160: размах крыльев — 35.6/55,7 м; длина — 54,1 м; высота — 13.1 м; масса максимальная взлетная — 275 т; максимальная боевая нагрузка — 45 т; крейсерская скорость — 960 км/ч; дальность действия — 7300 км; потолок — 18000 м; вооружение — ракеты, бомбы (в том числе ядерные); экипаж — 4 человека

Рис. 3. Многоцелевой истребитель МиГ-31Ф/ФЗ: размах крыла — 13,46 м; длина — 22,67 м; высота — 6,15 м; масса максимальная взлетная — 50 000 кг; крейсерская скорость — 2450 км/ч; дальность — 3000 км; боевой радиус действия — 650 км; потолок — 20 000 м; вооружение — 23-мм шестиствольная пушка (260 патронов, скорострельность — 8000 выстрелов/мин); боевая нагрузка — 9000 кг (УР, бомбы); экипаж — 2 человека

Рис. 4. Штурмовик Су-39: размах крыла — 14,52 м; длина — 15,33 м; высота — 5.2 м; максимальная скорость у земли — 2450 км/ч; дальность — 1850 км; потолок — 18 000 м; вооружение — 30-мм пушка; боевая нагрузка — 4500 кг (ПТРК с ПТУР. ПКР, НУР, У Р. бомбы — обычные, наводимые, кассетные, ядерные)

Рис. 5. Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50: размах крыла — 50,5 м; длина — 46,59 м; высота — 14,8 м; масса нормальная взлетная — 190 000 кг; максимальная крейсерская скорость — 800 км/ч; дальность — 7500 км; потолок — 12000 м; дальность обнаружения целей: воздушных — 240 км, надводных — 380 км; экипаж — 5 человек + 10 человек тактический расчет

Рис. 6. Боевой ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор»: диаметр несущего винта — 14,50 м; длина с вращающимися винтами — 15,90 м; масса максимальная — 10 400 кг; потолок — 5500 м; дальность действия — 520 км; вооружение — 30-мм пушка с боезапасом в 500 патронов; боевая нагрузка — 2000 кг на 4 узлах подвески (ПТУР, унифицированные контейнеры с пулеметным и пушечным вооружением, НУР, УР); экипаж — 2 человека

Рис. 7. Зенитная ракетная система С-300-ПМ: поражаемые цели — самолеты, крылатые и тактические ракеты всех типов; зона поражения — дальность 5-150 км, высота 0,025-28 км; число одновременно поражаемых целей — до 6; число одновременно наводимых ракет на цель — 12; время готовности к боевой работе с марша — 5 мин

{{direct}}

Н а следующий день, 8 июня 1941 года, волна арестов захлестнула высший эшелон военного руководства. Арестовали Я. В. Смушкевича, 1902 года рождения, члена ВКП(б) с 1918 года, генерал-лейтенанта авиации, в 1939–1940 годах – главкома Военно-воздушных сил Красной армии, затем – генерал-инспектора ВВС РККА, помощника начальника Генштаба по ВВС. Выдающийся летчик-истребитель и командир, он воевал в небе Испании и Халхин-Гола, за исключительное мужество и мастерство был дважды удостоен звания Героя Советского Союза (в СССР до начала Великой Отечественной войны это звание дважды получили только пять человек).

9 июня 1941 года арестован А. Д. Локтионов, 1893 года рождения, штабс-капитан старой русской армии, член ВКП(б) с 1921 года, генерал-полковник. В 1937–1940 годах он – главком ВВС РККА, заместитель наркома обороны СССР, член ЦК ВКП(б), член Главного Военного Совета. Последняя должность перед арестом – командующий Прибалтийским особым военным округом (до февраля 1941 года, затем – «в распоряжении НКО»). Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

17 июня 1941 года арестован К. М. Гусев, 1906 года рождения, член ВКП(б) с 1930 года, генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Белорусского ОВО, затем – ВВС Дальневосточного фронта.

19 июня 1941 года арестован П. А. Алексеев, 1888 года рождения, член ВКП(б) с 1920 года, генерал-лейтенант авиации, начальник Главного управления авиационного снабжения РККА, затем – помощник начальника ВВС Приволжского ВО.

Разгром ни при чем

На рассвете 22 июня 1941 года начались известные события, но они ни в коей мере не остановили и даже не притормозили раскрученный маховик репрессий.

“ Итоги большой работы, проведенной чекистами за неполных два месяца, поражают воображение ”

Через несколько дней после начала войны (точная дата все еще неизвестна) был арестован Герой Советского Союза, заместитель наркома обороны по боевой подготовке войск (до этого – начальник Генерального штаба Красной армии) генерал армии К. А. Мерецков. Вечером 21 июня решением Политбюро он был назначен представителем верховного командования на Северном фронте и утром 22 июня выехал в Ленинград. 23 июня Мерецков был включен в перечень «постоянных советников Ставки Верховного командования» наряду с такими доверенными людьми Сталина, как Молотов, Берия, Шапошников, Жданов, Маленков, Мехлис. В тот же день, 23 июня 1941 года, Мерецков был внезапно вызван в Москву и арестован (по одной из версий – прямо в приемной Сталина).

История с внезапным арестом и еще более загадочным освобождением (в начале сентября 1941 года) Мерецкова является одним из наиболее «темных пятен» в летописи войны. На сегодня известно ровно два документа, непосредственно относящихся к «делу» Мерецкова. Оба эти документа были опубликованы в газете «Труд» (№ 230 от 14 декабря 2001 года).

Первым «документом» приходится считать сообщение руководства Центрального архива ФСБ о том, что следственное дело К. А. Мерецкова уничтожено. Именно так – не утеряно, не засекречено, а уничтожено. Почему? Для материалов об аресте начальника Генштаба и заместителя наркома обороны не нашлось места в шкафу? Вторым документом является письмо, с которым 28 августа 1941 года сам Мерецков обратился к Сталину. Письмо это, которое по здравой логике должно было быть уничтожено вместе с якобы уничтоженным «делом», чудесным образом не уничтожилось... Арест Мерецкова по времени совпал с волной арестов руководства советских ВВС, но это совпадение может быть и вполне случайным. В своей книге «25 июня» я высказал и попытался (в рамках имеющейся, крайне скудной источниковой базы) обосновать гипотезу, в соответствии с которой Мерецков пал жертвой интриг (возможно, операции германских спецслужб), результатом которых стал массированный налет советской авиации на Финляндию (25 июня 1941 года) и последующее развязывание 2-й советско-финской войны.

24 июня 1941 года арестован П. В. Рычагов, 1911 года рождения, генерал-лейтенант авиации. Летчиком-истребителем Рычагов стал в 20 лет. В октябре 1936 года в составе первой группы советских летчиков прибыл в Испанию, до февраля 1937 года эскадрилья бипланов И-15, которой командовал Рычагов, сбила (точнее говоря – заявила сбитыми) 40 самолетов авиации фашистов. 31 декабря 1936 года отважному летчику и талантливому командиру присвоено звание Героя Советского Союза. Из Испании Рычагов попадает в Китай, где уже в должности командира всей советской авиагруппы воюет против японских захватчиков. 8 марта 1938 года награжден орденом Красного Знамени, а в апреле назначен командующим авиацией Приморской группы Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. За успешное руководство действиями ВВС в боях у озера Хасан в 1938 году награжден вторым орденом Красного Знамени. В том же году Рычагов принят в партию решением ЦК ВКП(б) без прохождения кандидатского стажа. Во время финской войны командует ВВС 9-й армии – четвертая война и третий орден Красного Знамени. С июня 1940-го – заместитель, а с августа 1940 года – главком ВВС РККА.

26 июня 1941 года арестован А. П. Ионов, 1894 года рождения, член ВКП(б) с 1938 года, генерал-майор авиации, командующий ВВС Северо-Западного фронта (Прибалтийский ОВО).

Фото: ИТАР-ТАСС

27 июня 1941 года арестован П. С. Володин, 1900 года рождения, генерал-майор авиации. Первый раз Володина (на тот момент – начальника штаба ВВС 1-й Краснознаменной армии) арестовали в 1938 году, затем в рамках «бериевской оттепели» выпустили на волю в 1939-м. С 11 апреля 1941 года и по день ареста – начальник штаба ВВС РККА.

В тот же день, 27 июня 1941 года, был арестован И. И. Проскуров, 1907 года рождения, член ВКП(б) с 1927 года, генерал-лейтенант авиации. Послужной список генерала Проскурова был необычен даже по меркам того невероятного времени. В 1931 году с последнего курса Харьковского института электрификации Проскуров призван в РККА, где окончил летную школу и стал командиром экипажа тяжелого бомбардировщика. Затем Проскуров служит летчиком-инструктором элитной Военно-воздушной академии им. Жуковского, командиром бомбардировочной эскадрильи. В числе первых Проскуров прибыл в Испанию, где за штурвалом СБ воюет с франкистами. В 1937 году ему присвоено звание Героя Советского Союза. После Испании – командующий авиационной армией особого назначения Дальневосточного фронта. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени. 14 апреля 1939 года военный летчик и авиационный командир становится начальником Разведывательного управления и – по занимаемой должности – заместителем наркома обороны. 27 июля 1941 года (ровно за 11 месяцев до ареста) Проскуров снова возвращается в авиацию, командует ВВС Дальневосточного фронта, а позднее назначается помощником главкома ВВС по авиации дальнего действия.

В тот же день, 27 июня 1941 года, арестован Е. С. Птухин, 1902 года рождения, член ВКП(б) с 1918 года, генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Юго-Западного фронта (Киевского ОВО). Военную авиашколу он окончил в 1929 году, летчик-истребитель, командир истребительной авиабригады. В Испании – советник республиканских ВВС, после возвращения в Советский Союз в 1938 году назначается командующим ВВС Ленинградского ВО. Во время финской войны – командующий ВВС основного, Северо-Западного фронта. Герой Советского Союза, награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды. В январе 1941 года Птухин назначен начальником Главного управления ПВО РККА, а затем – командующим ВВС Киевского особого военного округа.

28 июня 1941 года арестован Ф. К. Арженухин, 1902 года рождения, член ВКП(б) с 1922 года, генерал-лейтенант авиации. В 1927 году окончил Борисоглебскую школу военных летчиков, в 1931-м – Курсы усовершенствования начсостава при Военно-воздушной академии. Командир авиаэскадрильи, старший инспектор по летной службе инспекции ВВС, начальник штаба 4-го бомбардировочного авиакорпуса. Помощник военного атташе в Испании, в 1938–1940 годах – начальник штаба ВВС РККА, затем – начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС. Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени.

8 июля 1941 года арестован А. И. Таюрский, 1900 года рождения, член ВКП(б) с 1926 года, генерал-майор авиации. Заместитель командующего ВВС Западного фронта (Западного ОВО), после гибели командующего ВВС фронта вступил в исполнение его обязанностей.

12 июля 1941 года арестован Н. А. Ласкин, 1894 года рождения, беспартийный, генерал-майор авиации, начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта.

На первый (и поспешный) взгляд аресты, произведенные после 22 июня, могли быть связаны с расследованием причин и поиском виновных в разгроме советской авиации, однако в упомянутой выше «обвинительной справке» Берии от 29 января 1942 года события войны даже не упомянуты! Командиры ВВС западных округов (Ионов, Птухин, Таюрский, Ласкин) – в точности, как и авиационные генералы, арестованные до 22 июня, – «уличаются показаниями» расстрелянных в 1937–1938 годах Белова, Урицкого, Бергольца, Уборевича. Им вменяются в вину «участие в правотроцкистском заговоре» и даже «шпионаж» в пользу почти уже несуществующей Франции. Завербовались они в шпионы кто в 1938-м, а кто (Птухин) так и в 1935 году…

Предрешенные судьбы

К слову сказать, судьба командующего ВВС Киевского особого военного округа Птухина была, видимо, решена еще ДО немецкого вторжения. Маршал авиации А. А. Новиков (в ту пору – командующий ВВС Ленинградского военного округа) пишет в своих мемуарах:

«…20 июня меня неожиданно по приказу наркома обороны Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко вызвали в Москву. В субботу я вернулся в Ленинград и тотчас позвонил в наркомат. Генерал Злобин, состоявший при наркоме для особых поручений, сообщил, что меня переводят в г. Киев. Естественно, я сразу подумал о генерале Е. С. Птухине и осведомился, куда переводят его. Вопрос мой остался без ответа. Злобин как-то замялся и после недолгой паузы ответил, что вопрос о Птухине еще не решен, а мне надлежит быть у маршала в 9 часов утра 23 июня, и повесил трубку...»

Очень много неясного и в обстоятельствах гибели командующего ВВС Западного фронта генерал-майора И. И. Копца. По общепринятой версии Копец застрелился в своем служебном кабинете вечером 22 июня 1941 года. Имеющиеся и изученные мной документы штаба ВВС Западного фронта молчаливо свидетельствуют о том, что командующий ВВС фронта действительно сменился: утром 22 июня документы подписывает Копец, а в ночь с 22 на 23 июня – уже другие, быстро сменяющие друг друга лица. Однако никакого документа о том, что новый командующий вступил в исполнение обязанностей, нет, равно как нет и малейших упоминаний о том, куда же делся прежний. Все это очень странно: по известным уставным нормам даже уход командира в очередной отпуск и назначение временно исполняющего обязанности оформляется письменным приказом.

В традиционную версию (самоубийство, вызванное психологическим срывом от разгрома авиации фронта) не вписывается самое в таком вопросе главное – свойства личности погибшего. Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина и ордена Красного Знамени, участник двух войн (испанской и финской) 34-летний генерал Иван Копец не был «бывшим летчиком-истребителем». До последнего дня он оставался летающим летчиком. Маршал Скрипко в своих мемуарах с некоторым даже неодобрением отмечает, что командующий авиацией округа большую часть времени проводил на аэродромах, на которые он не приезжал на ЗИСе, а прилетал на истребителе И-16. Да и звание Героя Советского Союза командир эскадрильи И. И. Копец получил не в подарок «к юбилею», а за личное мужество, проявленное в небе Мадрида.

Для человека с такой биографией и таким характером гораздо естественнее было бы свести счеты с жизнью – если бы такое намерение на самом деле возникло – в воздухе, в кабине боевого самолета, прихватив с собой нескольких врагов. Самолет-истребитель в личном распоряжении командующего ВВС был. Немецких самолетов в небе над Белоруссией было предостаточно, они сами прилетали к Минску. Все становится на свои места, если предположить, что во второй половине дня 22 июня 1941 года за командующим авиации фронта приехали. Приехали люди с «горячими сердцами», «друзья народа». Вот в таком случае единственным способом уклониться от «следствия» и неправого суда оставалась одна только пуля в висок.

Не вписывается в версию о самоубийстве генерала Копца и один эпизод, описанный в дневнике П. К. Пономаренко (первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии, в первые дни войны – член Военного совета Западного фронта). В этом документе (опубликован под редакцией известного российского историка В. Невежина в минском журнале «Неман» №№ 7, 8 за 2008 год) имеется такая запись: в середине дня 23 (двадцать третьего!) июня в телефонном разговоре с Пономаренко Сталин говорит ему: «Да, чуть не забыл. Смушкевич показал, что Копец являлся немецким шпионом. Командующим авиацией назначен его заместитель. Присмотритесь к его качествам. Расскажите об этом Павлову…»

Если это правда и днем 23 июня ни командующий фронтом Павлов, ни член Военного совета ЗФ Пономаренко еще ничего не знали про «самоубийство» командующего ВВС фронта, якобы произошедшее днем ранее, то скорее всего никакого самоубийства и не было. Был арест и/или убийство при задержании. Разумеется, окончательные выводы делать еще рано, историкам остается надеяться на то, что для документов «дела» генерала И. Копца место в архивных хранилищах НКВД-КГБ-ФСБ нашлось…

Кроме двух помилованных…

Итоги большой работы, проведенной чекистами за неполных два месяца, поражают воображение. Были арестованы:

  • заместитель наркома обороны, бывший начальник Генштаба РККА (Мерецков);
  • нарком вооружений (Ванников);
  • нарком боеприпасов (Сергеев);
  • трое бывших командующих ВВС Красной армии (Локтионов, Смушкевич, Рычагов);
  • начальник Главного управления ПВО СССР (Штерн);
  • помощник главкома ВВС по авиации дальнего действия (Проскуров);
  • начальник штаба ВВС РККА и его заместитель (Володин и Юсупов);
  • командующий ВВС Дальневосточного фронта (Гусев);
  • заместитель командующего ВВС Ленинградского ВО (Левин);
  • командующий ВВС Северо-Западного фронта (Ионов);
  • командующий ВВС Западного фронта (Таюрский);
  • командующий ВВС и начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта (Птухин и Ласкин);
  • командующий ВВС Московского ВО (Пумпур);
  • помощник командующего ВВС Орловского ВО (Шахт);
  • помощник командующего ВВС Приволжского ВО (Алексеев);
  • начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС (Арженухин);
  • начальник НИИ ВВС (Филин);
  • начальник НИП авиационных вооружений (Шевченко).

Список, разумеется, далеко не полный. Он даже не включает в себя всех тех, кто был поименно назван выше. А ведь были еще десятки других командиров, инженеров, управленцев, которые были арестованы и убиты в рамках «дела авиаторов». А одновременно с ним раскручивалось грандиозное дело об «антисоветском заговоре» в Главном артиллерийском управлении РККА (были арестованы и расстреляны заместитель начальника управления генерал-майор Г. К. Савченко и его заместители, многие конструкторы артиллерийских систем).

Никто не знает почему, но Сталин помиловал двух обреченных: Ванникова и Мерецкова. 20 июля прямо из тюремной камеры на рабочее место вернули Ванникова. Председатель ГКО Сталин самолично написал бумагу такого содержания:

«ГКО удостоверяет, что товарищ Ванников Борис Львович был временно подвергнут аресту органами НКВД, как это выяснено теперь, по недоразумению, что т. Ванников считается в настоящее время полностью реабилитированным. Т. Ванников Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР назначен заместителем наркома вооружения и по распоряжению ГКО должен немедленно приступить к работе в качестве заместителя наркома вооружения».

Чуть позже Ванникова назначили наркомом боеприпасов СССР. Он служил Хозяину верой и правдой, и когда наступило время создать для товарища Сталина «боеприпас» небывалой разрушительной силы – атомную, а затем и водородную бомбу, то поручили это дело именно Ванникову, ранее арестованному органами НКВД, «как это выяснено теперь, по недоразумению». Ванников с заданием справился, довел дело до испытания «боеприпаса» мощностью в 50 мегатонн и стал трижды Героем Соцтруда.

Мерецкова освободили в начале сентября 1941 года и прямо из тюремной камеры в том же звании генерала армии и снова в должности представителя Ставки отправили на Карельский фронт. Больших (да и малых) успехов этот фронт под командованием бывшего заместителя наркома не достиг. Возможно, потому, что здоровье и силы Мерецкова были безвозвратно подорваны. По распространенной исторической легенде, заботливый Сталин даже разрешал изувеченному пытками генералу докладывать сидя. Хрущев в своих мемуарах пишет: «Когда я видел Мерецкова в последний раз, это был уже не Мерецков, а его тень. Раньше он был молодой генерал, физически крепкий, сильный человек, а теперь он еле ходил…»

Всех остальных, кто не был замучен во время «следствия» и дожил до приговора, расстреляли. 28 октября после эвакуации центрального аппарата НКВД из Москвы в Куйбышев на окраине «запасной столицы» расстреляли Локтионова, Штерна, Арженухина, Рычагова, Смушкевича, Проскурова, Савченко, Володина. Судьба самой большой группы арестованных была решена 29 января 1942 года, Сталин лично начертал на докладной записке наркома НКВД Берии: «Расстрелять всех поименованных в списке». 13 февраля 1942 года Особое совещание НКВД СССР оформило волю «вождя» постановлением о смертном приговоре. Молодых, тридцати- и сорокалетних генералов, записавшихся в партию большевиков-ленинцев в возрасте 18–20 лет, расстреляли 23 февраля 1942 года. В День Красной армии.

***

С той поры прошло много-много лет. В Куйбышеве на месте расстрельного участка НКВД появился парк. Детский парк имени Гагарина. В начале «перестройки» на месте будущего памятника героям-мученикам поставили памятный камень. Пригласили родственников, произносили речи. Теперь на этом месте стоит скромный, почти незаметный из-за деревьев монумент. Правда, трава там родится хорошая, высокая и красивая. С полевыми цветами.

Рассказать друзьям