Тест на тему Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ЕГЭ 2014

Генеалогический метод используют для

получения генных и геномных мутаций

изучения влияния воспитания на онтогенез человека

исследования наследственности и изменчивости человека

изучения этапов эволюции органического мира

Вывод о родстве растений и животных можно сделать на основании

хромосомной теории

закона сцепленного наследования

теории гена

клеточной теории

3. Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке?

хлоропласт

митохондрия

рибосома

эндоплазматическая сеть

4. Что характерно для соматических клеток позвоночных животных?

имеют диплоидный набор хромосом

при слиянии образуют зиготу

участвуют в половом размножении

имеют одинаковую форму

К неклеточным формам жизни относятся

бактериофаги

цианобактерии

простейшие

лишайники

6. Изображённый на рисунке организм размножается

делением надвое

с помощью гамет

почкованием

Промежуточный характер наследования признака проявляется при

сцеплении генов

неполном доминировании

независимом расщеплении

множественном действии генов

8. Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных растений гороха (Аа)?

9. Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание хромосом при оплодотворении?

определённой

фенотипической

мутационной

комбинативной

10. Какой признак у грибов и растений является сходным?

наличие хитина в клеточной стенке

автотрофное питание

неограниченный рост

наличие плодового тела

11. Побег – вегетативный орган, образованный

стеблем с листьями и почками

верхушкой стебля

междоузлиями и узлами

зачаточными листьями

12. Почему папоротники относят к высшим растениям?

они обитают в наземно-воздушной среде

их организм состоит из тканей и органов

их организм – скопление клеток – слоевище

в их цикле развития бесполое поколение сменяется половым

Пресноводную гидру относят к типу Кишечнополостные, так как она

питается плавающими животными

имеет два слоя клеток: эктодерму и энтодерму

обитает в пресном водоёме

реагирует на действие раздражителей

14. Особенность внешнего покрова пресмыкающихся – наличие

однослойного эпидермиса

роговых чешуй

хитинового покрова

кожных желез

15. Особенность внешнего покрова пресмыкающихся – наличие

однослойного эпидермиса

роговых чешуй

хитинового покрова

кожных желез

Функцию всасывания питательных веществ в пищеварительной системе человека выполняют

мышечные клетки

эпителиальные клетки

железы желудка

кровеносные сосуды

Цифрой 4 обозначена на рисунке суставная

прослойка хряща

18. Препараты, приготовленные из ослабленных микробов или их ядов, –

лечебные сыворотки

антитела

антибиотики


Похожая информация:

  1. В каком месте (указано цифрой) пневмосистемы самоходной машины допускается нарушение
  2. Задачи для самостоятельного решения. 5.1.Система состоит из трех шаров с массамиm1= 1 кг, m2= 2 кг, m3= 3 кг, которые двигаются так, как показано на рисунке

Любые поворотные моменты в нашей жизни каждому даются не легко. Для выпускников школ, задумывающихся о дальнейшем образовании, одиннадцатый класс — период крупных испытаний в жизни. Ведь необходимо суметь совместить свою, так скажем «романтическую» энергию, с полноценной учебой по подготовке к сдаче как обязательных экзаменов, так и дополнительных, позволивших в дальнейшем обучаться выбранной профессии.

В помощь сдающим ЕГЭ сотрудниками ФИПИ (Федерального Института Педагогических Измерений) ежегодно по всем предметам выпускаются демонстрационные варианты КИМов (контрольных измерительных материалов). Несмотря на то, что в каких-то конкретных демонстрационных заданиях не могут быть полностью отражены все возможные темы , я постараюсь объяснить как наиболее полно можно использовать их для подготовки к экзаменам.

В этом посте мы подробно разберем как правильно готовиться, используя демонстрационный вариант КИМов единого государственного экзамена 2013 года по биологии по части А. Этими же рекомендациями вы можете воспользоваться и при подготовке к экзаменам по реальным тестам ЕГЭ по биологии прошлых лет.

Казалось бы, что может быть проще тестовых заданий части А

Этот блог тестовых заданий самый объемный, включает 36 вопросов, основная цель которых определить знания биологической терминологии (примерно 1000 наименований), биологических теорий, законов, закономерностей и процессов (около 100). Как известно, эти задания основаны на выборе одного правильного ответа из четырех предложенных. Разве здесь можно порекомендовать что-либо при подготовке в плане более полноценного использования предложенных материалов? Оказывается можно.

A3 Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке?

1) хлоропласт
2) митохондрия
3) рибосома
4) эндоплазматическая сеть

Здесь правильный ответ 4) , хотя как-то с трудом представляется ЭПС отдельным клеточным органоидом. Это система каналов, пронизывающих фактически всю цитоплазму клетки (как трубы под землей пронизывают всю систему крупного мегаполиса);

1) хлоропласты есть только в растительных клетках и обеспечивают в них процесс : создание углеводов — органических веществ из неорганических; 2) всех клеток эукариот происходит третий кислородный этап расщепления органических веществ с образованием большого количества молекул АТФ; 3) на рибосомах (в рибосомах) происходит уникальнейший процесс сборки из отдельных аминокислот .

A4 Что характерно для соматических клеток позвоночных животных?

1) имеют диплоидный набор хромосом
2) при слиянии образуют зиготу
3) участвуют в половом размножении
4) имеют одинаковую форму

Правильный ответ1). Вообще соматические клетки всех многоклеточных организмов и одноклеточных эукариот имеют диплоидный набор хромосом. Диплоидность возникла с переходом от прокариотической формы существования жизни к эукариотической.

2) это гаметы или гаплоидные половые клетки многоклеточных организмов при слиянии образуют диплоидную зиготу, а диплоидные соматические клетки в естественных условиях не сливаются; 3) этот ответ тоже относится к половым гаплоидным клеткам гаметам; 4) нет, форма соматических клеток даже у самых примитивных двухслойных кишечнополостных (гидра) уже .

A5 К неклеточным формам жизни относятся

1) бактериофаги
2) цианобактерии
3) простейшие
4) лишайники

1) бактериофаги, так как этим специфическим термином называются вирусы, заражающие бактерий. Другие же вирусы, заражающие растительные или животные организмы, так и называются: вирусы растений, вирусы человека и животных.

2) цианобактерии — это многоклеточные нитчатые бактериальные организмы, способные к фотосинтезу, относящиеся к клеточной организации; 3) простейшие — это организмы царства животных; 4) лишайники — им нет места среди отдельных царств организмов, так как это симбиотические системы, состоящие из грибного компонента (царство грибы) и одноклеточных водорослей (царство растения).

А6 Изображённый на рисунке организм размножается (здесь помещен рисунок амебы)

1) делением надвое
2) с помощью гамет
3) почкованием
4) спорами

1) делением надвое; 2) гамет не образуют; 3) почкованием размножаются одноклеточные грибы дрожжи, могут и кишечнополостные; 4) спорами размножаются низшие растения — водоросли и высшие споровые растения мхи и папоротниковидные.

А7 Промежуточный характер наследования признака проявляется при
1) сцеплении генов
2) неполном доминировании
3) независимом расщеплении
4) множественном действии генов

2) при неполном доминировании. Промежуточный характер наследования возможен по одному какому то признаку, а термином «неполное доминирование» как раз и характеризуют одно из возможных взаимодействий аллельных генов (наряду с доминированием, кодоминированием и множественным аллелизмом);

1) сцепленными являются гены, находящиеся в одной хромосоме и отвечают за множество разных признаков; 3) термином «независимое расщепление» характеризуют механизм наследования разных генов, находящихся обязательно в разных парах гомологичных хромосом (третий закон Менделя); 4) множественное действие генов или множественный аллелизм тоже характеризует взаимодействие аллельных генов, когда за проявление какого-то определенного признака отвечает более чем одна пара аллельных генов.

А8 Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных растений гороха (Аа)?
1) 1:1
2) 3: 1
3) 1:1:1:1
4) 9:3:3:1

2) по второму закону Менделя при скрещивании гетерозигот (Аа х Аа) наблюдается расщепление признака 1:2:1 по генотипу (АА:2Аа:аа) и 3:1 по фенотипу (на три желтозерных растения будет приходиться одно зеленозерное);

1) расщепление 1:1 мы можем наблюдать от скрещивания гетерозиготы с гомозиготой по рецессиву (Аа х аа) — ; 3) расщепление 1:1:1:1 мы можем получить при дигетерозиготы (АаВb) с гомозиготой по рецессиву (aabb); 4) такое расщепление 9:3:3:1 наблюдается по фенотипу при дигибридном скрещивании организмов AaBb x AaBb.

А9 Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание хромосом при оплодотворении?

1) определённой
2) фенотипической
3) мутационной
4) комбинативной

Вот и еще одна ошибка авторов-составителей в этом варианте официальных тестов ФИПИ! Вопрос должен звучать «Причиной какого вида изменчивости является случайное распределение хромосом по гаметам при мейозе ?» или «Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание гамет при оплодотворении?» Так как «случайно распределяются хромосомы» в ядрах гамет при мейозе и «случайно сочетаются друг с другом гаметы» при оплодотворении для образования зиготы.

Уже не один раз указывал, как даже в учебниках «лепят в одну кучу» совершенно различные процессы. Здесь «совместили» несовместимое. Такой процесс как мейоз (один из способов деления ядра клетки, приводящий к образованию гаплоидных половых клеток гамет) с процессом оплодотворения — процессом слияния двух гамет и образования зиготы, будущего нового организма.

К счастью, ответом на оба эти вопроса является ответ 4) комбинативная изменчивость. Виды комбинативной изменчивости: а) кроссинговер; б) случайное распределение хромосом при мейозе; в) случайное сочетание гамет при оплодотворении — приводились в моей . Все эти виды комбинативной изменчивости, наряду с 3) мутационной изменчивостью, являются формами наследственной изменчивости

1) определенная изменчивость — один из вариантов ненаследственной изменчивости; 2) фенотипическая изменчивость — тоже форма изменчивости.

А10 Какой признак у грибов и растений является сходным?

1) наличие хитина в клеточной стенке
2) автотрофное питание
3) неограниченный рост
4) наличие плодового тела

3) неограниченный рост в течение всей жизни — общий признак у грибов и растений;

1) у грибов действительно в клеточной стенки есть хитин, а у растений — целлюлоза (клетчатка); 2) автотрофное питание присуще только растениям и некоторым бактериям, но все грибы — гетеротрофы; 4) у грибов есть плодовое тело — шляпка на ножке (в шляпке созревают споры).

А11 Побег — вегетативный орган, образованный

1) стеблем с листьями и почками
2) верхушкой стебля
3) междоузлиями и узлами
4) зачаточными листьями

1) побегом называется вегетативный орган растений, образованный стеблем с листьями, вегетативными и генеративными почками

А12 Почему папоротники относят к высшим растениям?

1) они обитают в наземно-воздушной среде
2) их организм состоит из тканей и органов
3) их организм — скопление клеток — слоевище
4) в их цикле развития бесполое поколение сменяется половым

2) их организм состоит из тканей и органов (кстати, мхи более примитивные, чем папоротниковидные и тоже уже относятся на основании наличия тканей и органов);

1) папоротники действительно обитают в наземно-воздушной среде, но в этой среде обитают и многие водоросли, которые относятся к низшим растениями; 3) у многих многоклеточных водорослей тело представлено талломом (слоевищем) — это низшие растения; 4) действительно в цикле развития папоротников как и всех других растений, начиная с низших многоклеточных водорослей, .

А13 Пресноводную гидру относят к типу Кишечнополостные, так как она

1) питается плавающими животными
2) имеет два слоя клеток: эктодерму и энтодерму
3) обитает в пресном водоёме
4) реагирует на действие раздражителей

2) все организмы имеют двухслойное строение тела эктодерму и энтодерму, между которыми находится неклеточная мезоглея. (Не путать мезоглею кишечнополостных с мезодермой — третим зародышевым листком, появившимся у эволюционно более совершенных трехслойных животных начиная с ).

1) даже может питаться другими более мелкими плавающими одноклеточными простейшими; 3) в пресных водоемах много кто обитает кроме пресноводной гидры; 4) на действие раздражителей реагируют и клетки простейших.

А14 Особенность внешнего покрова пресмыкающихся — наличие

1) однослойного эпидермиса
2) роговых чешуй
3) хитинового покрова
4) кожных желез

2) наличие роговых чешуй. Этим пресмыкающиеся — первые истинно сухопутные организмы, отличаются от «голых» земноводных.

1) однослойный эпидермис есть у беспозвоночных животных и растений. Внутренние органы позвоночных выстланы однослойным эпителием, что не одно и тоже, что наружный эпидермис внешних покровов; 3) хитиновый покров характерен для беспозвоночных животных типа членистоногие; 4) кожные железы у пресмыкающихся, наоборот, в отличие от рыб и земноводных, отсутствуют.

А15 Функцию всасывания питательных веществ в пищеварительной системе человека выполняют

1) мышечные клетки
2) эпителиальные клетки
3) железы желудка
4) кровеносные сосуды

2) эпителиальные клетки кишечника; 1) мышечные клетки отвечают за разного вида сокращения и совершение работы; 3) железы желудка выделяют пищеварительные соки; 4 ) по кровеносным сосудам питательные вещества, продукты обмена, кислород и углекислый газ циркулируют по организму.

А16 Цифрой 4 обозначена на рисунке суставная

1) впадина

2) сумка

3) головка

4) прослойка хряща

Странные обозначения даны на схеме, не соответствующие в двух случаях приведенным ответам (может быть специально так сделали, чтобы запутать)

3) головка на схеме обозначена цифрой 4 — это правильный ответ;

1) впадина — на схеме не обозначена никакой цифрой, она располагается ниже, чем 4) прослойка хряща, обозначенный на схеме цифрой 3 ; 2) сумка — в основном школьном учебнике Колесова с соавт. на подобной схеме под суставной сумкой обозначена область ближе к краю сустава на схеме темного цвета, то, что на других схемах называется «связками» (то есть близко к тому, что здесь обозначено цифрой 2 , но намного правее);

Так, в воздух: обозначения разных «цифирек», черных стрелочек от них, непонятно где заканчивающихся на схемах суставов в разных пособиях порой сильно отличаются. Где проходит граница окончания связок, а где уже то пространство на схеме, которое считать сумкой, разобрать трудно. Так зачем такие неудачные, мягко говоря, схемы совать в тестовые вопросы экзаменов, спрашивается?! Я вот сейчас обложился учебниками и вижу все это несоответствие в обозначениях, а что бы я делал на экзамене? Другое дело, что в конкретном то вопросе, кто знает хоть самое основное в строении сустава, не перепутает суставную головку с суставной впадиной.

А17 Препараты, приготовленные из ослабленных микробов или их ядов

1) лечебные сыворотки
2) антитела
3) вакцины
4) антибиотики

3) называются вакцинами (синонимом термину вакцинация является слово прививка). Прививки вакцины того или иного заболевания — это превентивная (предупредительная) мера, позволяющая организму выработать иммунную защиту к данной инфекции.

1) лечебные сыворотки — препараты с готовыми антителами, используют для лечения уже заболевшего человека; 2) антитела ( с антигенами) — белки иммуноглобулины. вырабатываемые лимфоидными клетками для защиты от проникшей в организм инфекции (антигенов); 4) антибиотиками раньше называли только химические вещества, образуемые микроорганизмами, которые обладают способностью подавлять рост или даже разрушать бактерии и другие микроорганизмы. Сейчас этот термин трактуется гораздо шире и под антибиотиками подразумевают не только вещества природного происхождения, полученные из микробов, растительных и животных тканей, но и полученные синтетическим путем.

А18 Гуморальная функция поджелудочной железы проявляется в выделении в кровь

1) глюкозы
2) инсулина
3) адреналина
4) тироксина

2) инсулин — гормон поджелудочной железы, регулирующий содержание глюкозы в крови; 1) глюкоза — углевод (гексоза — шестиуглеродная молекула); 3) адреналин — основной гормонов мозгового вещества надпочечников, гормон стресса; 4) тироксин — гормон щитовидной железы. Недостаток выработки тироксина в детском возрасте вызывает кретинизм, а во взрослом организме — микседему. Избыток тироксина приводит к базедовой болезни.

А19 Одна из причин близорукости

1) нарушение в зрительной зоне коры больших полушарий
2) повреждение зрительного нерва
3) помутнение хрусталика
4) уменьшение способности хрусталика изменять кривизну

4) да, это одна из возможных причин близорукости, когда изображение предмета форусируется перед сетчаткой, а не на ней; 1) нарушение в зрительной зоне коры больших полушарий, как и 2) повреждение зрительного нерва могут привести к потере зрения; 3) помутнение хрусталика — катаракта, вызывает различную степень расстройства зрения.

А 20 Совокупность факторов внешней среды, в которой обитают особи вида — критерий

1) экологический
2) географический
3) физиологический
4) морфологический

Правильный ответ 1) экологический критерий вида. Но так как этот критерий трактуется довольно широко, и как место вида в природных сообществах организмов, и его специализация по способам питания , то экологический критерий путают с 2) географическим критерием, под которым понимается весь ареал (территория) распространения вида и с 3) физиологическим критерием, основывающемся на том, что особи одного вида имеют сходный ритуал поведения при спаривании, сходные сроки и процессы размножения; 4) морфологический критерий — позволяет различать разные виды по внешним и внутренним признакам.

А21 Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает

1) мутационная изменчивость
2) географическая изоляция
3) борьба за существование
4) искусственный отбор

1) мутационная изменчивость как одна из основных форм изменчивости; 2) географическая изоляция части популяции и 3) борьба за существование являются факторами эволюции, способствующими видообразованию; 4) про искусственный отбор, осуществляемый человеком, можно сказать, что он, наоборот, не увеличивает неоднородность популяции, а снижает ее, отбирая чистые линии (гомозиготы) потомков по определенным признакам.

А22 Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством

1) происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных
2) приспособленности организмов к среде обитания
3) индивидуального развития растений и животных
4) влияния окружающей среды на развитие организмов

1) правильный ответ, так как жизнь многоклеточного организма начинается с зиготы (оплодотворенной яйцеклетки), в генотипе которой уже заложены все признаки будущего многоклеточного организма; 2) приспособленность организмов к среде обитания обеспечивается естественным отбором; 3) индивидуальное развитие или онтогенез — развитие отдельного организма от зарождения до смерти; 4) экологические факторы окружающей среды действительно могут влиять на развитие организма.

А23 К атавизмам человека относят появление

1) хвостовых позвонков
2) диафрагмы
3) дифференцированных зубов
4) шестипалой конечности

Путают сам термин «атавизмы» с «рудиментами». Р удимент, рудиментарный (остаточный), «р одной»: в норме есть у всех людей. А тавизм — а рхи редко (очень редко) обнаруживаемый признак лишь у отдельных представителей.

1) правильный ответ, так как очень очень редко, но наблюдается рождение людей с хвостиком; 2) диафрагма «досталась» нам от пресмыкающихся — первых настоящих сухопутных животных с более совершенной дыхательной системой, чем у земноводных; 3) считают, что дифференцированность зубов на резцы, клыки и коренные «досталась» млекопитающим еще от вымерших рептилий; 4) шестипалость у человека — это мутация, видимо появившаяся не в столь далеком историческом прошлом людей, так как это доминантный признак по отношению в пятипалой конечности (но шестипалые люди до сих пор, и слава богу, встречаются крайне редко).

А24 Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения.

1) гриб и водоросль в лишайнике
2) культурные и сорные растения
3) хищник и жертва
4) плотоядные и растительноядные животные

2) типичный ответ на вопрос о конкуренции; 1) это тесные симбиотические взаимоотношения; 3) хищничество; 4) это пример консументного трофического звена: растительноядные животные — консументы первого порядка, плотоядные животные — могут быть консументами второго, третьего и четвертого порядков.

А25 Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?

А26 Глобальной экологической проблемой считают расширение озоновых дыр, так как

1) происходит убыль веществ из биосферы
2) повышается температура земной поверхности
3) изменяется газовый состав атмосферы
4) в биосферу поступает больше ультрафиолетовых лучей

Отвечая на этот вопрос, важно понять, что именно в нем спрашивается: не причина образования озоновых дыр 3) , а экологические последствия от них 4); 1) и 2) — нет сведений, что это происходило бы в существенных размерах.

А27 В каких органоидах клетки сосредоточено большое разнообразие ферментов, участвующих в расщеплении биополимеров до мономеров?

1) в лизосомах
2) в рибосомах
3) в митохондриях
4) в хлоропластах

1) лизосомы — это как раз те органеллы клетки, где накапливаются ; 2) рибосомы — место ; 3) митохондрии — клетки; 4) в хлоропластах растений осуществляется .

А28 В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 20% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?

1) 30% 2) 40% 3) 60% 4) 80%

Подобные задания выполняются в одно действие: от 50% отнимаем 20%, получим 1) 30%. Это одно и тоже как выполняют большинство, рассуждая: если нуклеотидов с тимидиловым азотистым основанием 20%, то нуклеотидов с адениловым азотистым основанием тоже 20% (так как они комплементарны). На долю Г + Ц остается 100% — 40% = 60%, а так как Г = Ц, то 60% : 2 = 30%. Согласитесь, что первое решение «изящнее», так как сумма любых двух не комплементарных нуклеотидов в ДНК равна 50%.

А29 Благодаря оплодотворению и мейозу

1) поддерживается постоянное число хромосом в поколениях
2) снижается вероятность проявления мутаций в потомстве
3) изменяется число хромосом из поколения в поколение
4) сохраняется фенотип особей в популяциях вида

Правильнее этот вопрос надо записать так: «Благодаря мейозу и оплодотворению «, потому что после оплодотворения мейоз наступит ох как не скоро; 1) мейоз — как способ образования половых клеток гамет, обеспечивает восстановление снова диплоидного состояния клеток будущего организма после оплодотворения; 2) это может быть обеспечено лишь здоровым образом жизни родителей ; 3) если бы сливались диплоидные клетки, прошедшие митоз; 4) фенотип особей популяции мог бы долгое время сохраняться постоянным лишь при бесполом размножении и неизменных внешних факторах среды.

А30 Частота нарушения сцепления между генами зависит от
1) структуры хромосомы
2) расстояния между ними
3) числа групп сцепления
4) доминантности или рецессивности генов

2) в норме гены, относящиеся к одной группе сцепления (находящиеся в одной хромосоме), наследуются сцепленно (совместно), но из-за возможного кроссинговера может происходить нарушение сцепления и вероятность этого тем выше, в хромосоме; 1) большее влияние окажет не структура хромосомы, а ее величина; 3) число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом в капиотип данного организма; 4) эти два термина относятся лишь к характеристике взаимодействия аллельных генов, отвечающих за один и тот же признак, а сцепленными являются, наоборпот, неаллельные гены одной хромосомы.

А31 Межлинейная гибридизация в селекции растений способствует

1) получению чистой линии
2) проявлению эффекта гетерозиса
3) получению полиплоидов
4) проявлениию мутантных генов

2) гетерозисом и называется явление усиления жизненной силы гибридов, полученных от скрещивания разных линий (сортов) растений; 1) чистые линии получают, наоборот, не привнося в них ни в коем случае чужих генов; 3) полиплоидия — одна из форм , вызывается в основном действием химических или физических факторов среды; 4) проявлению мутантных генов (мутантные гены в основном это рецессивные гены, которые смогут проявиться лишь при увеличении частоты их накопления в популяции) будут способствовать значительные изменения условий внешней среды.

А32 Сколько видов растений в приведённом списке: покрытосеменные, клевер красный, клевер ползучий, двудольные, бобовые, крестоцветные, сурепка обыкновенная, редька дикая, берёза, ландыш?

1) 7
2) 2
3) 6
4) 4

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.

  • Часть 1 содержит 36 заданий (А1-А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, только один из которых верный.
  • Часть 2 содержит 8 заданий (B1-B8): 3 - с выбором трёх верных ответов из шести, 4 - на соответствие, 1 - на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
  • Часть 3 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом (С1-С6).

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1-A36) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 Генеалогический метод используют для

1) получения генных и геномных мутаций
2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека
3) исследования наследственности и изменчивости человека
4) изучения этапов эволюции органического мира

А2 Вывод о родстве растений и животных можно сделать на основании

1) хромосомной теории
2) закона сцепленного наследования
3) теории гена
4) клеточной теории

А3 Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке?

1) хлоропласт
2) митохондрия
3) рибосома
4) эндоплазматическая сеть

А4 Что характерно для соматических клеток позвоночных животных?

1) имеют диплоидный набор хромосом
2) при слиянии образуют зиготу
3) участвуют в половом размножении
4) имеют одинаковую форму

А5 К неклеточным формам жизни относятся

1) бактериофаги
2) цианобактерии
3) простейшие
4) лишайники

А6 Изображённый на рисунке организм размножается

1) делением надвое
2) с помощью гамет
3) почкованием
4) спорами

А7 Промежуточный характер наследования признака проявляется при

1) сцеплении генов
2) неполном доминировании
3) независимом расщеплении
4) множественном действии генов

А8 Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных растений гороха (Аа)?

1) 1: 1
2) 3: 1
3) 1: 1: 1: 1
4) 9: 3: 3: 1

А9 Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание хромосом при оплодотворении?

1) определённой
2) фенотипической
3) мутационной
4) комбинативной

А10 Какой признак у грибов и растений является сходным?

1) наличие хитина в клеточной стенке
2) автотрофное питание
3) неограниченный рост
4) наличие плодового тела

А11 Побег - вегетативный орган, образованный

1) стеблем с листьями и почками
2) верхушкой стебля
3) междоузлиями и узлами
4) зачаточными листьями

А12 Почему папоротники относят к высшим растениям?

1) они обитают в наземно-воздушной среде
2) их организм состоит из тканей и органов
3) их организм - скопление клеток - слоевище
4) в их цикле развития бесполое поколение сменяется половым

А13 Пресноводную гидру относят к типу Кишечнополостные, так как она

1) питается плавающими животными
2) имеет два слоя клеток: эктодерму и энтодерму
3) обитает в пресном водоёме
4) реагирует на действие раздражителей

А14 Особенность внешнего покрова пресмыкающихся - наличие

1) однослойного эпидермиса
2) роговых чешуй
3) хитинового покрова
4) кожных желез

А15 Функцию всасывания питательных веществ в пищеварительной системе человека выполняют

1) мышечные клетки
2) эпителиальные клетки
3) железы желудка
4) кровеносные сосуды

А16 Цифрой 4 обозначена на рисунке суставная

1) впадина
2) сумка
3) головка
4) прослойка хряща

А17 Препараты, приготовленные из ослабленных микробов или их ядов, -

1) лечебные сыворотки
2) антитела
3) вакцины
4) антибиотики

А18 Гуморальная функция поджелудочной железы проявляется в выделении в кровь

1) глюкозы
2) инсулина
3) адреналина
4) тироксина

А19 Одна из причин близорукости -

1) нарушение в зрительной зоне коры больших полушарий
2) повреждение зрительного нерва
3) помутнение хрусталика
4) уменьшение способности хрусталика изменять кривизну

А20 Совокупность факторов внешней среды, в которой обитают особи вида, - критерий

1) экологический
2) географический
3) физиологический
4) морфологический

А21 Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает

1) мутационная изменчивость
2) географическая изоляция
3) борьба за существование
4) искусственный отбор

А22 Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством

1) происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных
2) приспособленности организмов к среде обитания
3) индивидуального развития растений и животных
4) влияния окружающей среды на развитие организмов

А23 К атавизмам человека относят появление

1) хвостовых позвонков
2) диафрагмы
3) дифференцированных зубов
4) шестипалой конечности

А24 Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения.

1) гриб и водоросль в лишайнике
2) культурные и сорные растения
3) хищник и жертва
4) плотоядные и растительноядные животные

А25 Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?

А26 Глобальной экологической проблемой считают расширение озоновых дыр, так как

1) происходит убыль веществ из биосферы
2) повышается температура земной поверхности
3) изменяется газовый состав атмосферы
4) в биосферу поступает больше ультрафиолетовых лучей

А27 В каких органоидах клетки сосредоточено большое разнообразие ферментов, участвующих в расщеплении биополимеров до мономеров?

1) в лизосомах
2) в рибосомах
3) в митохондриях
4) в хлоропластах

А28 В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 20% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?

1) 30%
2) 40%
3) 60%
4) 80%

А29 Благодаря оплодотворению и мейозу

1) поддерживается постоянное число хромосом в поколениях
2) снижается вероятность проявления мутаций в потомстве
3) изменяется число хромосом из поколения в поколение
4) сохраняется фенотип особей в популяциях вида

А30 Частота нарушения сцепления между генами зависит от

1) структуры хромосомы
2) расстояния между ними
3) числа групп сцепления
4) доминантности или рецессивности генов

А31 Межлинейная гибридизация в селекции растений способствует

1) получению чистой линии
2) проявлению эффекта гетерозиса
3) получению полиплоидов
4) проявлениию мутантных генов

А32 Сколько видов растений в приведённом списке: покрытосеменные, клевер красный, клевер ползучий, двудольные, бобовые, крестоцветные, сурепка обыкновенная, редька дикая, берёза, ландыш?

1) 7
2) 2
3) 6
4) 4

А33 Сходство нервной и мышечной тканей состоит в том, что они обладают свойством

1) сократимости
2) проводимости
3) возбудимости
4) раздражимости

А34 Часть зрительного анализатора, преобразующая световые раздражения в нервные импульсы, - это

1) белочная оболочка
2) палочки и колбочки
3) зрительная зона коры
4) стекловидное тело

А35 Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается

1) в верхних слоях атмосферы
2) в глубинах океанов
3) в верхних слоях литосферы
4) на границах трёх сред обитания

А36 Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?

А. У человека на определённом этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами эволюции.
Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (B1-B8) является последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В заданиях B1-B3 выберите три верных ответа из шести. Обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.

В1 Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

1) образование двух ядер
2) расхождение гомологичных хромосом
3) образование метафазной пластинки
4) сближение гомологичных хромосом
5) обмен участками гомологичных хромосом
6) спирализация хромосом

B3 Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?

1) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
2) образование корней у папоротникообразных
3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
4) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
5) защита семян в плодах у покрытосеменных растений
6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

При выполнении заданий B4-B7 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо символов.

В4 Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят.

А Б В Г Д Е

В7 Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.

А Б В Г Д Е

В задании B8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу соответствующие им цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

В8 Укажите последовательность процессов географического видообразования.

1) распространение признака в популяции
2) появление мутаций в новых условиях жизни
3) пространственная изоляция популяций
4) отбор особей с полезными изменениями
5) образование нового вида

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Часть 3

Для ответов на задания этой части (C1-C6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 - полный развёрнутый ответ.

С1 В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

С2

С3

С4

С5

С6

Система оценивания экзаменационной работы по биологии

Часть 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ


Часть 2

Правильно выполненные задания В1-В8 оцениваются следующим образом: 2 балла - нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка; 0 баллов -допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.

№ задания

Ответ


Часть 3

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

C1 В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Баллы

Элементы ответа:

1) бактерии-гетеротрофы - редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;

2) бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) - продуценты
синтезируют органические вещества из неорганических,
обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл


C2
Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции при действии этой формы естественного отбора? Ответ обоснуйте.

Баллы

Элементы ответа:

1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что
давление отбора направлено на гибель особей с минимальным
или максимальным значением признака;

2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно
постоянных условиях жизни;

3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не
произойдёт, так как эта форма отбора сохраняет среднее
значение признака

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит

биологических ошибок

Ответ включает все названные выше элементы, не содержитбиологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше
элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных
выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

С3 В чём заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма?

Баллы

Элементы ответа:

1) нервная регуляция осуществляется за счёт вегетативной нервной
системы (парасимпатическая система замедляет и ослабляет сокращение сердца, а симпатическая усиливает и учащает сокращение сердца);

2) гуморальная регуляция осуществляется через кровь: адреналин,
соли кальция усиливают и учащают сердечные сокращения, а
соли калия оказывают противоположное действие;

3) нервная и эндокринная системы обеспечивают саморегуляцию
всех физиологических процессов в организме

Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок

ИЛИ

ИЛИ

1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

С4 Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

Баллы

Элементы ответа:

1) в смешанном лесу больше видов, чем в еловом;
2) в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвлённые, чем в еловом;
3) в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл


C5
Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

Баллы

1) в клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом - 2n,
так как зародыш развивается из зиготы - оплодотворённой
яйцеклетки;
2) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом -
3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной
клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n);
3) клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор
хромосом - 2n, так как взрослое растение развивается из
зародыша

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл

C6 При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

Баллы

Схема решения задачи включает:

1) 1-е скрещивание:

Р. ААВВ ааbb
G AB ab
F 1 AaBb
семена гладкие и усики;

2) 2-е скрещивание:

семена гладкие и усики х морщинистые и без усиков

Р. АаBb ааbb
G АB ,аb аb
F 1 АаBb, ааbb
семена гладкие и усики; семена морщинистые без усиков;

3) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются
доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение
растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Гены,
определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В),
локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как
при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам
признаков в соотношении 1:1

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл

Вопрос 1. Чем растения отличаются от животных?

Вопрос 2. Какие признаки характерны для живых организмов?

Живые организмы растут, питаются, дышат, развиваются, размножаются, обладают раздражимостью, выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности (обмен веществ и энергии). Все живые организмы состоят из клеток (кроме вирусов).

Вопрос 1. Какие царства живых организмов вы знаете?

Выделяют четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные.

Вопрос 2. Какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?

Живые организмы от неживых объектов отличаются следующими особенностями: рост, питание, дыхание, развитие, размножение, раздражимость, выделение, обмен веществ и энергии, подвижность. Неживые объекты такими особенностями не обладают.

Вопрос 3. Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?

Если прекратиться размножение на любой ступени организмов, постепенно исчезнет всё живое. Это говорит о взаимосвязи живых организмов. Размножение осуществляет передачу наследственной информации и преемственность поколений. Размножение позволяет популяции существовать, продолжать свой вид.

Подумайте

Рассмотрите рисунок 9. Какое явление изображено на нём и почему оно получило название «цепь питания»? Самостоятельно составьте пищевую цепь, характерную для живых организмов, обитающих в вашей местности.

На этом рисунке изображено явление «цепь питания». Оно действительно похоже на цепочку из определенных звеньев, которые последовательно сменяют друг друга. Примеры:

Солнце →трава →заяц →волк;

Солнце → листва дерева →гусеница →птица (синица, иволга) →ястреб или сокол;

Ель →белка →куница;

Солнце →трава →гусеница →мышь →гадюка →ёж →лиса.

Задания. Составьте план параграфа.

План параграфа

§3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

План параграфа:

1. Царства живых организмов;

2. Отличия живых организмов от неживых объектов;

3. Основные особенности живых организмов;

3.1. Клеточное строение;

3.2. Химический состав;

3.3. Обмен веществ;

3.4. Раздражимость;

3.6. Развитие;

Олимпиадные задания для 11 класса

по предмету биология (школьный тур)

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Рисунок иллюстрирует пример проявления у организмов жизненного свойства:

а) обмен веществ; б) раздражимость; в) размножение; г) движение.

2. Многообразие живых организмов на нашей планете можно объяснить:

а) единством происхождения объектов живой и неживой природы;

б) единством происхождения представителей всех царств живых организмов;

в) приспособительным характером живого к различным условиям окружающей среды;

г) возможностью существования воды, как основного структурного компонента живых организмов в трех состояниях – жидком, твердом и газообразном.

3. В результате воздействия раствора йода на исследуемые образцы клеток растений, в случае содержания в них крахмала, будет наблюдаться:

а) синее окрашивание; б) розовое окрашивание; в) зеленое окрашивание;

г) обесцвечивание образца.

4. В благоприятных условиях спора бактерии:

а) погибает;

б) делится, образуя 3 – 6 новых спор;

в) прорастает в новую бактериальную клетку;

г) сливается с другой спорой с последующим делением.

5. Характерной чертой строения клеток многих грибов является:

а) наличие хитина в оболочке;

в) отсутствие рибосом в цитоплазме;

6. У дрожжей мицелий:

а) отсутствует; б) многоклеточный;

в) одноклеточный одноядерный; г) одноклеточный многоядерный.

7. Спасти отравившегося грибами человека очень трудно, так как их токсины:

а) очень ядовиты; б) очень трудно распознать;

в) токсины этих грибов быстро всасываются в кровь;

г) вызывают симптомы отравления спустя 12 – 20 часов, когда их действие необратимо.

8. По выражению одного из основоположников микробиологии, французского ученого Луи Пастера, «брожение – это жизнь без кислорода». На Руси этот процесс издревле использовали для приготовления различных продуктов питания и напитков, а также для заготовки овощей впрок. Квашение – это разновидность брожения:

а) молочнокислого; б) маслянокислого; в) уксуснокислого; г) спиртового

9. Основным запасным веществом у животных и грибов является:

а) гликоген; б) крахмал; в) глюкоза; г) пектин.

10. «Бродяжка» – одно из названий стадии жизненного цикла многих водорослей и некоторых грибов (см. рисунок). Данная стадия жизненного цикла характерна для:

а) головни; б) порфиры; в) фитофторы;

г) филлофоры.

11. Яйцеклетка в семязачатке завязи цветка оплодотворяется:

а) пыльцевым зерном; б) вегетативным ядром пыльцевого зерна;

в) генеративным ядром пыльцевого зерна;

г) одним из спермиев, образовавшихся при делении генеративного ядра.

12. Прививки используют для размножения растений в связи с тем, что:

а) это более быстрый способ размножения, чем другие;

б) в результате получают более крепкие и здоровые растения;

в) при этом сохраняется желаемый набор генетических признаков;

Г) от данного растения можно получить больше прививочного материала, чем семян.

13. Представленный на рисунке объект является:

а) листоватым лишайником;

б) кустистым лишайником;

в) накипным лишайником;

г) печеночным мхом.


14. Изображенный на рисунке (см. задание выше) организм размножается:

а) зооспорами; б) семенами; в) пыльцой; г) спорами.

15. Растение, представленное на рисунке 1, относят к:

Рис.1 Рис.2

а) губоцветным; б) розоцветным; в) пасленовым; г) лилейным.

16. Формула цветка, представленного на рисунке 2:

а) *Ч 2 Л 4 Т 6 П (2) ; б) *Ч 4 Л 4 Т 4 П (2) ;

в) *Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2) ; г) *Ч 4 Л 4 Т 8 П (2) .

17. Растение, семена которого богаты белками:

а) фасоль; б) пшеница; в) кукуруза; г) подсолнечник.

18. Рассыпчатость спелого яблока объясняется:

а) появлением в процессе созревания межклетников;

б) разрушением межклеточного вещества;

в) прекращением роста клеток;

г) разрушением части клеток. Рис.3

19. Размножение этого растения можно успешно осуществить, с помощью посадочного материала, представленного на рисунке 3 . Это растение:

а) лилия; б) чеснок; в) нарцисс; г) гладиолус.

20. На рисунке показан опыт, иллюстрирующий явление:

а) фотопериодизм; б) хемотропизм;

а) жгутиконосцы; б) корненожки; в) солнечники; г) споровики.

22. Транспортную функцию в организме насекомых выполняет:

а) кровь; б) лимфа; в) гемолимфа; г) гидролимфа.

23. Из кормовых объектов, используемых аквариумистами, личинкой жука является:

а) мотыль; б) артемия; в) трубочник; г) мучной червь.

24. У насекомых с неполным превращением в отличие от насекомых с полным превращением:

а) имеются все стадии развития; б) отсутствует стадия личинки;

в) отсутствует стадия куколки; г) отсутствует стадия имаго.

25. У моллюсков кровь очищается от отработанных продуктов обмена в органе, обозначенным на рисунке цифрой:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

а) губы; б) крючки; в) присоски; г) отсутствуют.

27. Органы слуха и равновесия у рака расположены:

а) в основании длинных усиков; б) в основании кротких усиков;

в) в основании клешней; г) на брюшке.

28. Особенность пищеварительной системы паука:

а) замкнутость; б) наличие печени; в) желудок с хитиновыми зубцами;

г) частично наружное пищеварение.

29. Обыкновенный таймень (Hucho taimen ) – самый крупный представитель семейства лососёвых, достигающий 1,5-2 м длины и 60-80 кг веса. Исходя из особенностей обитания, его можно отнести к рыбам:

а) жилым; б) морским; в) проходными; г) полупроходным.

30. После начала насиживания яиц курицей, цыплята выклевываются к концу:

а) второй недели; б) третьей недели;

в) четвертой недели; г) пятой недели.

31. Ядра блуждающих нервов находятся в:

а) подкорке больших полушарий; б) промежуточном мозге;

в) продолговатом мозге; г) коре мозжечка.

32. Физиологические растворы хлорида натрия (поваренной соли) могут применяться в качестве средства для коррекции состояния при обезвоживании организма, для растворения некоторых лекарственных препаратов и др. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор:

а) сморщиваются; б) набухают и лопаются; в) слипаются друг с другом;

г) остаются без внешних изменений.

33. Эритроциты крови вырабатываются в:

а) печени; б) селезенке; в) лимфатических узлах; г) красном костном мозге.

34. Эпителий на поверхности тела:

а) однослойный; б) двухслойный; в) многослойный ороговевающий;

г) многослойный неороговевающий.

35. Характерным признаком эпителиальной ткани является:

а) наличие в ней кровеносных сосудов и нервных окончаний;

б) быстрая регенерация поврежденных клеток;

в) наличие плотной клеточной оболочки;

г) развитие из эктодермы.

36. Планктоном называются организмы:

а) живущие на поверхности воды; б) пассивно парящие в толще воды;

В) активно плавающие; г) донные.

37. Окрас у каждой особи жирафа уникален, подобно отпечаткам пальцев человека. Обычно рисунок на верхней части тела состоит из тёмных пятен, выделяющихся от более светлого оттенка базовой окраски, а нижняя часть тела более светлая и без пятен. Такая окраска является примером:

а) отпугивающей окраски; б) предупреждающей окраски;

в) покровительственной окраски;

г) активного средства защиты от хищников

а) волком и зайцем; б) актинией и раком-отшельником;

в) елью и светолюбивыми травами; г) водорослью и грибом в лишайнике.

39. Животные многих видов способны принимать позы, при которых их кажущиеся размеры увеличиваются. Такое поведение способствует ослаблению внутривидовых, а в ряде случаев и межвидовых конфликтов. Показанные на рисунке сиамские бойцовые рыбки (Betta splendens ) демонстрируют такие позы на изображениях под номерами (ж – жаберная крышка):

а) 1 и 2; б) 2 и 3; в) 3 и 4; г) только 4.

40. Изображенные на рисунке животные являются особями:

А) двух видов одного отряда;

б) трех видов, но двух отрядов;

в) трех разных видов и отрядов;

г) одного вида, но обитающие в разных условиях

окружающей среды.

Часть II . Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Мейозом могут делиться клетки:

1. гаплоидные; 2. диплоидные; 3. триплоидные; 4. тетраплоидные;

5. гексаплоидные.

а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 4; в) 1, 3, 5; г) 2, 3, 4; д) 2, 4, 5.

2. В состав рибосомы (см. рисунок) входят компоненты:

1. мембраны;

2. углеводы;

3 Лишайники – группа симбиотических организмов, насчитывающая более двух десятков тысяч видов. В состав тела лишайника входит образующий его слоевище гриб (микобионт), внутри которого располагаются клетки другого организма, выполняющего роль фотобионта. Функции фотобионта в лишайнике могут выполнять:

1. грибы; 2. цианобактерии; 3. бурые водоросли; 4. зеленые водоросли;

5. красные водоросли.

а) 1, 4; б) 2, 3; в) 2, 4; г) 3, 4; д) 4, 5.

1. лижущий; 2. грызущий; 3. колюще-сосущий;

4. трубчато-сосущий; 5. грызущее-лижущий.

а) 1, 4; б) 1, 5; в) 2, 3; г) 2, 5; д) 3, 5.


5. У зайца-беляка (см. рисунок) имеются следующие функциональные группы зубов:

3. коренные;

4. глоточные;

5. предкоренные.

а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 4; в) 1, 3, 5; г) 2, 3, 4;

Часть III . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Цианобактерии отличаются от других групп бактерий способностью существовать в среде без кислорода.

3. Вирусы отличаются от бактерий тем, что они не могут самостоятельно синтезировать белки.

4. Защищаясь от вирусов, клетки вырабатывают белок интерферон.

5. Половое поколение папоротника развивается из зиготы.

6. Пробка относится к образовательной ткани.

7. В природе для одуванчика более характерно вегетативное размножение, чем половое.

9. Как и всех червей у бабочек отсутствуют ходильные конечности.

10. У головоногих моллюсков отсутствует личиночная стадия развития.

Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. [мах. 2 балла] . Рассмотрите рисунок «Зоны корня». Соотнесите условные обозначения (1–6) с названиями зон/структур (А–Е), которые обозначают.

Зоны/структуры корня:

А – зона деления;

Б – зона всасывания;

В – зона проведения;

Г – зона растяжения;

Д – корневой чехлик;

Е – корневой волосок.

Условные обозначения

Зоны

2. [мах. 2 балла] Установите соответствие между выполняемой функцией и органеллой клетки.

Функция: Органелла:

1. Энергетическая станция клетки А. Плазматическая

2. Отделяет клетки от межклеточного вещества мембрана

3. Содержит ДНК Б. Ядро

4. Синтезирует белок В. Митохондрия

Г. Рибосома

Функция

Органелла

3. [мах. 2 балла] На рисунке представлены различные типы кривых выживания (А – Г). Укажите кому из живых организмов (1 – 5) какая кривая соответствует.

Д оля особей, доживших до данного возраста


Организмы:

1) Бегемот

2)Заяц-беляк

3) Устрица

5) Мятлик (злаки в поле)

Относительный возраст особей

(в % к максимальной продолжительности жизни)

Организмы

Кривая выживания

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ

Часть 1.

Часть 2.

Максимум : 66 балл

1 место – 53 – 66 балл

2 место – 42 - 54 баллов

3 место – 33– 41 балла


Часть 3.

прав. "ДА"

неправ "НЕТ"

Часть 4.

Условные обозначения

Зоны/структуры

Функция

Органелла

Организмы

Кривая выживания

Рассказать друзьям