Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ОМОНИМЫ Урок русского языка в 5 классе Подготовила учитель русского языка и литературы Байкулова Н.В.МОУ «СОШ№21 им.П.А. Столыпина» г. Саратова
ЛЕКСИКА - изучает слово и его лексическое значение. -лексическое значение слов мы можем узнать в толковом словаре.
П..ртфель, сп..сибо, ж..ри, параш..т, ал..ея.
Текст Это несколько предложений, объединённых одной темой, связанных друг с другом по смыслу.
Норка вылезла из норки Нету норки, И пошла к знакомой норке. Может, норка В норку норкину Возле норки? Вошла, Нет нигде. Норку в норке Пропал и след. Не нашла. Норка – здесь, Если в норке А норки нет! А. Шибаев.
Омонимы Слова одной части речи, которые пишутся и произносятся одинаково. Образованы эти слова от разных корней, и значения их совершенно различны.
Лисички - Кто вы? - Мы лисички тоже. - Мы лисички, - Как, с одной-то лапкой? Дружные сестрички. - Нет, ещё со шляпкой. Ну а вы-то кто же?
Омонимы*- Слова одной части речи, которые пишутся и произносятся одинаково. Образованы эти слова от разных корней, и значения их совершенно различны. Коса - у девушки на голове; коса - орудие для покоса; коса - длинный мыс в водоёме или в водотоке (Куршская коса).
Омонимы Ручка - пишущая (гелевая, шариковая и т.д.); ручка - человеческая рука; ручка - дверная ручка. Кисть - связка верёвок; кисть - руки; кисть - ягод (кисть рябины); кисть - кисточка (для рисования).
Омонимы 1.Балка - часть сооружения, брус, опирающийся на что-нибудь в нескольких точках (на стены, устои); 2.Балка - длинный овраг; Киви - фрукт; киви - птица.
Омонимы Рысь - бег (напр. лошади); рысь - животное. Тройка - лошадей; тройка - отметка; тройка - судебный орган НКВД; тройка - костюм. Мир - вселенная; мир - отсутствие войны, вражды.
Омонимы Бабочка - насекомое; галстук-бабочка; нож-бабочка. Лук - растение; лук - оружие.
Омонимы Ключ - музыкальный знак; ключ - от двери; ключ - природный источник воды; ключ - гаечный ключ; ключ - информация, позволяющая расшифровать криптограмму или проверить цифровую подпись; ключ - подсказка, шпаргалка, ответ на задание.
омоформы * Омоформы - слова, совпадающие лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи). Например, числительное три и глагол три совпадают лишь в двух формах к трём(числит.) - мы трём (глагол)
Омофоны* Омофоны - слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению. порог - порок - парок, луг - лук, плод - плот, туш - тушь, падёж* - падёшь, бал - балл, косный* - костный*, предать - придать, эмитировать *- имитировать*.
ВИДЫ ОМОНИМОВ: ОмофоныОмофоны (фонетические омонимы) слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению. Омографы (графические омонимы) слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значениюОмографы МоформыМоформы (грамматические омонимы) это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах.
Омофоны -слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение В русском языке выделяют два основных источника омофонии: - явление оглушения согласных в конце слов и перед другим согласным звуком -редукция гласных в безударной позиции. Например: решиться – решится, строиться – строится, гнуться – гнутся, вернуться – вернутся.
Омографы - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении, в русском языке чаще всего из-за различий в ударении 1) Например: замок-замок, Жене - жене ме́ла мела́ 2) Профессиональная лексика Слова, не отличающиеся друг от друга на письме, если не ставятся точки над ё. Например: возбу́жден возбуждён осу́жден осуждён углу́блен углублён
Омоформы это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах Например: Слово «три»: - форма именительного и винительного падежа числительного 3 -форма повелительного наклонения от глагола «тереть» Слово «стекло» -существительное в именительном падеже единственного числа - глагол «стечь» в форме прошедшего времени среднего рода.
Слайд 1
Энциклопедия слова-термина
Омоним
Выполнила:
Глебова Арина,
ученица 9 «Б» класса
МОУСОШ №3 г. Петровска
Руководитель: Фокина Галина Васильевна,
учитель русского языка и литературы.
Слайд 2
Лексическое значение
Омо́нимы - разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка (слова, морфемы и др.).
Коса у девушки на голове
Коса - орудие для косьбы
Слайд 3
Откуда к нам пришло это слово?
Омо́ним от греч. ὁμός - одинаковый и ονομα - имя.
Термин введён Аристотелем.
Слайд 4
Омонимы бывают:
1.Омонимы полные (абсолютные)
2.Омонимы частичные
3.Омонимы грамматические, или омоформы
Слайд 5
Омонимы полные (абсолютные)
Омонимы, у которых
совпадает вся сис-
тема форм.
Например, наряд
(одежда) - наряд
(распоряжение), горн
(кузнечный) - горн
(духовой инструмент).
Горн (кузнечный)
Горн (духовой инструмент)
Слайд 6
Омонимы частичные
Омонимы, у которых совпадают
не все формы. Например, ласка
(животное) и ласка (проявление
нежности) расходятся в форме
родительного падежа
множественного числа
(ласок - ласк).
Слайд 7
Омонимы грамматические, или омоформы
Слова, совпадающие лишь в отдельных
Формах (той же части речи или разных
частей речи).
Например, числительное три и глагол три
совпадают лишь в двух формах
(к трём - мы трём).
Слайд 8
Омоморфемы
Наряду с омонимами, то есть омонимичными словами, существуют и омоморфемы, то есть омонимичные морфемы, иначе говоря, части слов (приставки, суффиксы, корни, окончания) совпадающие, но имеющие разные значения.
Слайд 9
Омонимы, омофоны и омографы
Наиболее распространены следующие определения:
* Омонимы - слова, совпадающие одновременно по звучанию и по написанию,
но различные по значению.
* Омофоны - слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и
значению.
* Омографы - слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и
значению.
Но встречаются и другие определения:
* Омонимы - слова, совпадающие по звучанию или по написанию,
но различные по значению. (В этом случае омофоны и омографы считаются
частными случаями омонимов, и их называют, соответственно, «фонетическими
омонимами» и «графическими омонимами».)
* Омофоны - слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению.
(То есть написание не важно.)
* Омографы - слова, совпадающие по написанию, но различные по значению.
(То есть звучание не важно.)
Слайд 10
Примеры * Коса - у девушки на голове, коса - орудие для косьбы, коса - географическое название (Куршская коса). * Ключ - музыкальный знак, ключ - от двери, ключ - природный источник воды, ключ - гаечный ключ, ключ - регистрационный номер, вводимый для установки платного программного обеспечения. * Бабочка - насекомое, галстук - бабочка, нож - бабочка. * Лук - растение, лук - оружие. * Ручка - пишущая (гелевая, шариковая и т д), ручка - человеческая рука, дверная ручка. * Кисть - связка верёвок, кисть - руки, кисть - ягод (кисть рябины), кисть - кисточка (для рисования). * Рысь - бег, рысь - животное. * Тройка - лошадей, тройка - отметка. * Мир - вселенная, мир - отсутствие войны, вражды. * Вестовой - подающий весть, сигнал о чём-нибудь, вестовой - в армии: рядовой для посылок по делам службы. * Балка - часть сооружения, брус, опирающийся на что-нибудь в нескольких точках (на стены, устои), балка - длинный овраг; балка и балка - лексические омонимы. * Киви - фрукт, киви - птица.
Урок по теме
«СЛОВА-ОМОНИМЫ»
Группа № 5
Тема: Слова-омонимы
Цель деятельности учителя:
создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником и словарем.
Этапы урока
Приёмы
Организационный момент
Актуализация знаний. Формулировка проблемы
Инсценировка рассказа. Погружение в проблему. Составление схемы.
Введение в тему
Определение темы и целей урока.
ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать) Вопрос-размышление
Открытие нового знания.
Работа в группах. Защита рисунков.
Применение нового знания. Включение в систему знаний.
Самостоятельная работа. Проверка по эталону.
Подведение итогов
Прием «Инсерт»
Домашнее задание
Домашнее задание по выбору
Рефлексия
Закончи предложение
Планируемые результаты:
- Предметные : учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.
- Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения
- Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,
- Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.
- Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.
Актуализация знаний
Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:
А у меня дома овсянка.
Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.
И я люблю!- сказала Оля.
Она желтая, красивая такая!
И вкусная, особенно с молоком!
Как это вкусная? Как это с молоком?
Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком
Да ты про что говоришь?
Как это про что? Про овсянку!
Про какую овсянку?
Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
Каша песни пела?
Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!
Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!
А потом ко мне мою овсянку кушать!
Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)
Вы знаете, как называются такие слова?
Можно ли эти слова назвать многозначными?
Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр. 160).
- Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов.
Сходства-отличия омонимов и многозначных слов
СХОДСТВО
ОТЛИЧИЕ
Многозначные Омонимы
Пишутся
одинаково
имеют абсолютно
общее в ЛЗ разные ЛЗ
(по форме, цвету,
характеру, действию)
Омо́нимы (др.-греч. ὁμός - одинаковый + ὄνομα - имя) - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем .
Найдите омонимы. Нарисуйте их
Наш Ванюша во бору
Отрываясь от Земли
Накосил косой траву.
На большой ракете,
А своей косой Танюша
Взяли горсточку земли
Полюбилася Андрюше.
На память о планете.
Найдите омонимы.
- горький лук – лук охотника;
- кисть рябины – кисть для рисования:
Какая пара лишняя? Почему?
Найдите омонимы (Ключ)
- горький лук – лук охотника;
- подземный ключ – ключ от входной двери;
- кисть рябины – кисть для рисования:
- шуба из норки – мышиные норки
весёлые загадки
Загадка 1
Право, я прическа – чудо!
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской.
весёлые загадки
Загадка 2
Я сборник карт; от ударения
Зависит два моих значения;
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.
весёлые загадки
Загадка 3
Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
Прием «Инсерт»
«V» - уже знал
« + » - новое
«?» - не понял, есть вопросы.
Рефлексия
- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?
- Сегодня я узнал…
- Что вызвало затруднение?
- Сегодня я научился…
- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке?
- Для меня стало новым…
- Для меня было трудно…
Рефлексия
При подготовке модели урока
Было легко
Было трудно
Подбирать дидактические материалы
Формулировать цели урока в условиях ФГОС
Составлять задания к тексту
Разграничивать виды УУД к этапам урока
Разрабатывать структуру урока
Перестроиться с традиционного на современный подход к моделированию урока.
Подбирать задания для мотивации и актуализации
«Лексикология» - Информация о слове. Лексикография. Подбор синонимов. Значения слова в словаре. Лексикология. Типы лингвистических словарей. Словари делятся на энциклопедические и лингвистические. Чем занимается лексикография. Каковы информационные носители. Толковые словари. Виды толкований слов. В лингвистических словарях содержится информация о словах.
«Особенности лексики» - Омонимы. Лексика с точки зрения смыслового значения. Прочитай предложения. Прямое и переносное значение слов. Лексика. Прочитайте предложения. Синонимы, антонимы и омонимы. Лексика и фразеология. Синонимы. Выполните задания. Антонимы. Найдите синонимы. Однозначные и многозначные слова.
«Лексика текста» - Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления. Диалектизмы в тексте. Тема. Лингвистические термины. Язык – это история народа. Федор Абрамов. Лексическая характеристика слов. Ключ. Уста и губы – суть их не одна, и очи – вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим – глубокие тарелки.
«Русская лексика» - Омонимы. Устаревшие слова. Раздел «Лексика». Найдите лишнее слово. Найдите омонимы в стихотворениях. Сказочные перевёртыши. Слова в переносном значении. Антонимы в пословицах и поговорках. Знания по теме «Лексика». Противоположные по смыслу пары. Фразеологизмы с антонимами. Лексика. Угадайте героев.
«Лексика и фразеология» - Омоформы. Омографы. Стилистические разряды русской лексики. Паронимы. Историзмы. Тропы и стилистические фигуры. Омофоны. Фразеология. Холодный суп. Материал по лексике и фразеологии. Информация. Омонимы. Лексика общеупотребительная. Диалектизмы. Замените разговорное слово. Разделы лексических единиц.
«Лексика современного русского языка» - Вопросы кроссворда. Найдите фразеологизмы. Дорога. Признаки старославянизмов. Заимствованные слова. Происхождение фразеологизмов. Признаки фразеологизмов. Найдите заимствованные слова. Заимствованные морфемы. Совокупность слов. Лексика с точки зрения происхождения. Речь. Русские соответствия. Подберите синонимы.