Презентация на тему педагогическое проектирование. Основы педагогического проектирования

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Cлайд 1

Педагогическое проектирование Автор: учитель русского языка и литературы МОУ Гашунской СОШ №4 Нечаева Л.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение Гашунская средняя общеобразовательная школа №4 п.Байков 2010г.

Cлайд 2

Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся в проблемном обучении Тема проекта

Cлайд 3

Проблема-это всегда препятствие Преодоление препятствий-движение, неизменный спутник развития; Решая проблемы, человек преодолевает трудности. Проблемные уроки актуальны. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. Актуальный –это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым. А ещё – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Если урок актуален, то он обязательно закладывает основания для будущего.

Cлайд 4

Анализ и литература Исследования в области проблемного обучения начались в 60-е годы прошлого века и ведутся сейчас. Наиболее активными исследователями в области проблемного обучения являются: С.Л. Рубинштейн Д.Н. Богоявленский Н.А. Менчинская, А.М. Матюшкин, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин. Т.В. Кудрявцев, Д.В. Вилькеев, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов И.Я. Лернер.

Cлайд 5

традиционное проблемное Педагогические противоречия обучение 1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на программу. 1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения задач теоретических и практических 2 . В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности, вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня... 3. Темп передачи информации ориентирован на более сильных учащихся. 3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы средних или слабых учащихся 4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью 4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов. 5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике. 5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности

Cлайд 6

Без проблемной составляющей урока личностно-ориентированного образования не бывает. «Основная масса знаний и умений передаётся учащимся не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения ученик должен научиться творчески, и их применение поэтому неизбежно строится проблемно» И.Я. Лернер

Cлайд 7

Формирование познавательного интереса у учащихся в ходе проблемного обучения Проблема

Cлайд 8

Проблемные преграды, которые нужно преодолеть: отсутствие критичности; самоуверенность; раздражительность; несовместимость с соседом по парте; застенчивость; слабое здоровье; неуверенность; грубость; лень.

Cлайд 9

Цель: формирование активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать учебные и жизненные проблемы.

Cлайд 10

Задачи Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования. Выявить противоречия между традиционным и проблемным обучением. Рассмотреть различные подходы в современной педагогике к проблемному обучению. Раскрыть сущность проблемного обучения. Обозначить условия успешности проблемного обучения Определить методы и формы проведения проблемных уроков. Разработать уроки с элементами проблемного обучения и составить подборку проблемных заданий, способствующих интеллектуальному развитию школьников. Организовать исследовательскую работу.

Cлайд 11

Условия успешности создание условий для успешной учебной деятельности(переживания успеха и уверенности в своих возможностях); создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучающихся; обеспечение обучаемых совокупностью знаний; формирование умений решения проблемных задач;

Cлайд 12

Формы и методы работы Групповая(группы постоянного и переменного состава); микрогрупповая; работа в парах; индивидуальная; коллективная. *проблемное изложение знаний; *изложение знаний с проблемным началом; *частично-поисковый; *исследовательский

Cлайд 13

Основные виды проблемного урока Урок –дискуссия Урок-проблемная лекция Урок-семинар Урок-исследование Версионный урок Эвристическая беседа

Cлайд 14

Методы обучения на проблемном уроке «коммуникативная атака»; опорные схемы; мозговой штурм; мозговая атака; «атака веером»; «ажурная пила» и другие.

Cлайд 15

Формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать; Учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника; Обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций; Продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность; Анализировать факты и информацию; Творчески подходить к учебному материалу.

Cлайд 16

Ожидаемые результаты Учащиеся приобретут способность: * самостоятельно организовывать свою учебную деятельность(самостоятельно добывать и применять знания); Оценивать результаты своей деятельности; Определять причины возникших трудностей и пути их устранения; Осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. У учащихся формируется: *Общая культура и эрудиция; *Готовность жить и действовать в изменяющихся жизненных ситуациях; *Деловитость, ответственность.

Cлайд 17

Проблемное обучение-обучение, обеспечивающее полноценное и качественное усвоение знаний Современные исследования показывают, что в классах, где проводятся проблемные уроки, качество знаний на 15-18% выше, чем в традиционном обучении.

Cлайд 18

Участники проекта учитель ученик Динамика уровня развития: не умел-научился; не знал – узнал; не имел- приобрёл; дал слово- сделал. Включение в новую деятельность; Самосовершенствование; Удовлетворённость в создании воспитывающей и развивающей среды *Учитель не воспитывает, не даёт готовые знания, но актуализирует; *извлекает из сознания ученика знания; *поощряет исследовательскую активность; *создаёт условия для совершенствования ученика

Cлайд 19

Сроки и этапы реализации 1.Исходный этап- ноябрь 2008г разработка проектного задания: (определение проблемы, формулирование гипотезы о результатах и путях достижения, определение цели проекта и поэтапных задач)- 2.Этап разработки плана работы декабрь 2008г определение сроков выполнения проекта, выбор средств и методов выполнения, выбор формы работы) 3.Реализация проекта Январь 2009-декабрь 2010г сбор, анализ и обобщение информации из разных источников, проведение исследований, подготовка графического материала, видеоматериала, оформление материалов для презентаций, контроль и коррекция промежуточных результатов. Завершение проекта Январь 2011г (презентация, экспертиза проекта, рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы)

Cлайд 20

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели создать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н.Толстой

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Представление о педагогическом проектировании

Виды педагогического проектирования Социально-педагогическое проектирование Психолого-педагогическое проектирование Образовательное проектирование Изменение социальных условий педагогическими средствами Преобразование целей обучения и воспитания Формирование государственно-общественных требований к образованию Решение социальных проблем педагогическими средствами Создание и модификация способов обучения и воспитания Проектирование качества образования Создание форм организации педагогической деятельности Создание институтов образования Преобразование системы педагогического общения Создание образовательных стандартов

Соотношение уровней и продуктов педагогического проектирования Концептуальный → Концепция, модель, проект результата Содержательный → Положение (о научном или образовательном учреждении), программы (образовательные, исследовательские, развития), Государственные стандарты Технологический → Должностные инструкции, организационные схемы управления, учебные планы, технологии, методики Процессуальный → Алгоритмы действий, дидактические средства, программные продукты, графики учебного процесса, методические рекомендации, разработки учебных тем, сценарии проведения праздников

Принципы проектной деятельности 1) Принцип прогностичности 2) Принцип пошаговости 3) Принцип нормирования 4) Принцип обратной связи 5) Принцип продуктивности 6) Принцип культурной аналогии 7) Принцип саморазвития

Объекты педагогического проектирования 1) образовательные системы разного масштаба и их отдельные компоненты; 2) педагогические процессы всех видов и их отдельные компоненты; 3) содержание образования на всех уровнях его формирования; 4) образовательное и информационно-коммуникативное пространство; 5) социально-педагогическая среда; 6) система педагогических отношений; 7) все виды педагогической деятельности; 8) личностные и межличностные структуры; 9) профессиональная позиция; 10) педагогические (образовательные) ситуации; 11) качество педагогических объектов (процессов).

Этапы проектирования - Будьте любезны, в каком направлении мне идти? - спросила Алиса. - В известном тебе, - ответил Кот. - Оно мне не известно. Значит, в неизвестном. Во всяком случае известно, что в известное время ты окажешься там или тут... Л. Кэрролл

Этапы проектирования Предпроектный этап (предварительный, или стартовый). Этап реализации проекта. Рефлексивный этап. Послепроектный этап.

Классификация проектов · по объектам: природные, технические (научно-технические) социальные; · по субъектам: групповые, коллективные, сетевые; · по целевому назначению: производственные, учебные, научно-исследовательские; · по территории охвата: международные, федеральные, региональные, локальные; · по сферам, в которых осуществляются: социально-педагогические, телекоммуникационные; · по предметной области: исторические, экологические; · по срокам исполнения: долговременные, среднесрочные, краткосрочные; · по степени новизны: рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские.

Учебный проект Для преподавателя Для учащихся 1. Введение учащихся в проектную деятельность. 2. Определение и утверждение тематики проектов. 3. Составление графика работы над проектом. 4. Подбор и анализ литературных источников. 5. Анализ и контроль процесса выполнения проекта (консультации). 6. Контроль за оформлением проекта. 7. Организация и проведение предзащиты проекта. 8. Контроль за доработкой проекта. 9. Защита проекта. 10. Подведение итогов проекта. 1. Получение информации о проекте. 2. Выбор темы проекта. 3. Составление индивидуального графика работы. 4. Обсуждение хода выполнения проекта. 5. Оформление проекта. 6. Предзащита в группе. 7. Доработка проекта. 8. Защита проекта.

Досуговые проекты 1) Актуальность 2) Целостность 3) Прогностичностъ 4) Реалистичность 5) Оригинальность

Проекты в системе профессиональной подготовки · предварительных изысканий в данной области деятельности, науки или практики; · составления задания на проектирование; · создания эскизного (ориентировочного, на уровне общего представления) проекта; · создания проектно-сметной и технической документации; · организации и обеспечения самого процесса проектирования.

Социально-педагогический проект Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Каждый социально-педагогический проект имеет свою общественную миссию (назначение). Он рождается на основе социального прогнозирования и предвидения, ориентированного на изменение окружающей социальной среды (социальных условий) и требующего самоопределения участников проекта относительно качества этой среды.

Используемая литература Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения: справочник / Под ред. И.А. Стеценко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 253 с. Ямбург, Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? / Е.А. Ямбург. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ.05 «Проектирование педагогической деятельности» для специальности 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности и с учетом примерной программы профессионального модуля, рекомендованной Экспертны...

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы ПМ 01 "Участие в проектировании зданий и сооружений" тема 2.1 "Основы проектирования строительных конструкций"

В данном материале рассматриваются следующие вопросы: 1. Понятие педагогического проектирования;2. Этапы проектирования;3. Принципы проектной деятельности...

Методические рекомендации к курсовому проектированию по дисциплине ОП.15 Системы автоматизированного проектирования информационного вычислительных сетей специальность 090903 Информационная безопасность автоматизированных систем

Презентация по ПМ 01. Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства Тема: Принципы проектирования декоративных групп из деревьев и кустарников

Презентация по ПМ 01. Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства Тема: Принципы проектирования декоративных групп из деревьев и кустарников...

ПРАКТИКУМ (методическое учебно-практическое издание) по проведению учебно-практического занятия по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооружений Тема 2.1 Основы проектирования строительных конструкций т.4 Основы расчета строит

ПРАКТИКУМ адресован будущим техникам строителям. В издании приведена методика расчета стальных колонн. Приведены необходимые извлечения из нормативной документации, требуемые к расчету таблицы. Привед...


Педагогическое проектирование
1.Функции, виды, уровни, принципы, объекты
педагогического проектирования. Этапы проектирования.
2. Компетентностный подход в проектировании
образовательных программ
Проектирование результатов освоения ОП.
Универсальные и профессиональные компетенции.
Требования EUR AGE к профессиональным и личностным
компетенциям выпускников инженерных вузов.
Междисциплинарно – интегрированные требования к
результатам освоения ОП.
3. Проектирование программ учебных дисциплин

1. И.А. Колесникова, М.П. ГорчаковаСибирская Педагогическое
проектирование: учеб. Пособие для
высш.учеб. заведений
2. Б.С. Гершунский. Образовательно –
педагогическая прогностика. Теория,
методология, практика: учебное
пособие.
3. Гура В.В., Василовский В.В., Роль
педагогического проектирования при
создании вузовской системы открытого
образования

Центральные идеи проектирования:

Идея опережения, перспективы,
Идея разности потенциалов между
актуальным состоянием предмета
проектирования и перспективным,
Идея пошаговости, поэтапного достижения
планируемых результатов,
Идея совместимости, кооперации,
объединения ресурсов и усилий в ходе
проектирования,
Идея «разветвляющейся активности»
участников по мере следования плану
выполнения совместных действий.

Автодидактизм проектной деятельности проявляется в способности обеспечить:

1.
2.
3.
4.
Усвоение новых знаний,
формирование новых
представлений;
Освоение новых видов активности;
Развитие проектировочных
способностей и личностных
структур человека;
Стимул к совершенствованию.

Виды проектов
1.
Природные
2.
Технические (инженерные)
3.
Социальные

Преподаватель – участник проектной деятельности

Организатор
учебного проекта
Исполнитель образовательного
проекта
Эксперт образовательного проекта
Оцените специфику собственного
опыта проектной деятельности
?

Педагогическое проектирование.

Педагогическое проектирование
предопределяет создание новых и
преобразование имеющихся условий
обучения и воспитания.
Проектная деятельность – конструктивна,
ориентирована на создание социально
значимого продукта.

Педагогическое проектирование. Функции

Исследовательская
Аналитическая
Прогностическая
Преобразующая
Нормирующая

Педагогическое проектирование. Виды
Социально - педагогическое
проектирование
Психолого – педагогическое
проектирование
Образовательное проектирование

Уровни педагогического
проектирования
1.
2.
3.
4.
Концептуальный
Содержательный
Технологический
Процессуальный

Принципы проектной деятельности
Принцип прогностичности
Принцип пошаговости
Принцип нормирования
Принцип обратной связи
Принцип продуктивности
Принцип культурной аналогии
Принцип саморазвития

Объекты педагогического проектирования
Образовательные системы и их
компоненты
Педагогические процессы
Содержание образования
Информационно образовательная среда
Все виды педагогической деятельности
Педагогические ситуации

Объект - Образовательные системы

Образовательные программы
Образовательные стандарты
Образовательные учреждения
Органы управления образованием
Методические центры

Объект - Педагогические процессы
Предметы проектной деятельности
Цели обучения
Содержание обучения
Технологии обучения

Объект – содержание образования
Предметы проектной деятельности
Концепция
Учебные планы
Программы учебных курсов
Дидактические материалы

Организация проектной
деятельности
1. Требование контекстности.
2. Учёт многообразия потребностей
заинтересованных сторон.
3. Требование активности
участников проектирования.
4. Требование реалистичности.
5. Требование управляемости.

1.
2.
3.
4.
Этапы проектирования
Предпроектный этап (стартовый)
Основной проектировочный этап
Рефлексивный этап
Послепроектный этап

1. Предпроектный (стартовый) этап
включает процедуры
Исследование, диагностика
ситуации,
Проблематизация,
Целеполагание,
Концептуализация проекта,
Формирование проекта,
Презентация и оценка
предпосылок успешности проекта.

Основной проектировочный этап
1. Уточнение цели
2. Пошаговое выполнение
проектных действий
3. Коррекция результатов
проектирования
4. Презентация результатов
проектирования
5. Внешняя экспертиза

Рефлексивный этап предполагает
оценку
соответствия проекта
первоначальному замыслу,
перспективы использования и
развития проекта.

1.
2.
3.
Послепроектный этап
Апробация
Распространение результатов
Выбор вариантов развития
проекта

Принципы Болонской декларации

1. Введение двухступенчатого
высшего образования (бакалавр,
магистр).
2. Использование Европейской
системы перевода кредитных
единиц.
3. Сопоставимое качество
образования.

Проект «Настройка образовательных
структур» (TUNING), в котором участвовали
университеты всех стран Евросоюза,
ориентирован
на достижение общеевропейского
консенсуса в определении степеней с
точки зрения того, что выпускник
должен уметь делать по завершении
обучения,
на определение общих и специальных
компетенций выпускников первого и
второго уровней обучения (бакалавров
и магистров).

Объекты педагогического проектирования: – разработка авторской программы учебного предмета; - разработка инновационной системы воспитательной работы (новая модель организации самоуправления в классе, разработка культурных программ и т.п.); - внедрение инновационных форм, методов и технологий обучения и воспитания; - внедрение новых способов оценки учебных достижений учащихся


Технология педагогического проектирования 1этап – подготовительный ЗадачиПроцедурыРезультаты 1. Определение проблемы Диагностика состояния образовательного процесса (контрольные работы, тесты, анкетирование, наблюдение) Выявление несоответствия между необходимым и реальным состоянием образовательного процесса.




3. Поиск вариантов решения проблемы (формулировка гипотезы) 1. Выявление и анализ вариантов решения проблемы. 2. Выбор оптимального варианта или создание собственного способа решения проблемы. 3. Формулировка и обоснование гипотезы Наличие оптимального варианта решения проблемы (гипотезы)


4. Подготовка к осуществлению проекта 1. Текстовое оформление проекта 2. Планирование предстоящей работы. 3. Определение и подготовка необходимых ресурсов (организационных, научно- методических, материальных, и т.п.) Создание необходимых условий проектной деятельности




2 этап - исполнительский 1. Организация образователь ной деятельности учащихся в новых условиях Создание необходимых условий для образователь ной деятельности учащихся в соответствии с проектной идеей Реализации проектной идеи на практике (эксперимент альная проверка гипотезы)
















Педагогическое проектирование Культурная форма инновационных процессов в сфере образования


Историко-культурные источники педагогического проектирования На ранних стадиях развития общества проектирование вплетается в жизнедеятельность людей: каждое действие совершается на основе предваряющего его проекта (прообраза). Инженерно-техническое проектирование – предварительная проработка идей, вариантов нового объекта, конструирование и моделирование его частей и соединений, предшествующих непосредственному их изготовлению. Социальное проектирование – создание новых форм общественной жизни (Т.Мор, Т.Кампанелла, Р. Оуэн)


Развитие проектных идей в педагогике Дальтон-план – составление личного учебного плана и индивидуальная организация учебного материала для каждого ученика (Е. Паркхерст) Метод проектов – педагогическая идея, технология и форма учебной работы, ориентированная на развитие способностей ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные проблемы. Дж. Дьюи – обучение должно быть основано на личном опыте учащихся и ориентировано на их интересы и потребности, основным способом обучения становится исследование окружающей жизни в проектной форме В.Х. Килпатрик – обучение через организацию «целевых актов», позволявших учащимся ориентироваться в конкретных ситуациях С.Т. Шацкий – подход к обучению, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта и его восприятия, наблюдение и эксперимент –обязательная часть процесса обучения 70-е гг. ХХ в. проектировочный компонент оформляется в структуре педагогической деятельности. Объектом проектирования в данном случае становятся идеальные средства: содержание, методы и формы педагогической деятельности


Проектирование Замысел Реализация Рефлексия Рефлексия Концептуализация Программирование Планирование План Программа Концепция Проблематизация Кооперация Организация Совместность Общностть Команда


Соотношение понятий «проектирование», «прогнозирование», «конструирование», «моделирование» Прогнозирование – специальное исследование перспектив какого-либо явления. Как «суждение о перспективах» допускает неопределенность результата. Проектирование же осуществляется для получения результата непосредственно используемого в практике. Конструирование – разработка структуры объекта или системы. Вместе с проектированием составляет последовательные этапы приближения замысла к его предметной реализации. В процессе конструирования разрабатываются элементы проектируемого объекта, при проектировании создается система взаимосвязей этих элементов Моделирование – метод исследования объектов различной природы на их аналогах (материальных или идеальных моделях). Является частью проектирования, так как в круг проектных процедур входит создание моделей будущих объектов, процессов и явлений


ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА Проектно-целевой подход обеспечивает организацию проектирования в соответствии с заданной целью (организация ресурсов под цель). Проектно-модульный подход направлен на проектирование с вариативным использованием специально созданных функциональных модулей, выступающих как структурные компоненты целостной системы, обеспечивающей выполнение определенной деятельности. Проектно-программный подход ориентирован на реализацию комплекса проектов в рамках единой программы.


Педагогическая сущность проектирования Общественный характер проектной деятельности – кооперация, объединение ресурсов и усилий в ходе проектирования. Проектирование – это особый тип научно-прогностического видения действительности, который нацелен на ее изменение согласно требованиям развития практики. Автодидактизм проектной деятельности как ее способность параллельно с непосредственным результатом (созданием проекта) обеспечивать усвоение новых знаний, формирование новых представлений, появление новых смыслов, динамику ценностей. Мозаичная природа проектирования означающая складывание проектной деятельности из действий, являющихся элементами других видов деятельности (диагностических, прогностических, оценочных и др.)


Виды педагогического проектирования Проект А.С.Макаренко Проект «Школа социокультурный центр села» Проект «Школа социального парнерства»


Виды педагогического проектирования Программа элективного курса Метод проектов


Виды педагогического проектирования Концепция модернизации российского образования Проект Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года»


Виды проектирования в образовании Социально-педагогическое проектирование Психолого-педагогическое проектирование Изменение социальных условий педагогическими средствами Преобразование целей обучения и воспитания Создание и модификация способов обучения и воспитания Решение социальных проблем педагогическими средствами Создание форм организации педагогической деятельности Преобразование системы педагогического общения Образовательное проектирование Формирование содержания образования всех уровней Проектирование качества образования Создание институтов образования


Уровни проектирования Концептуальный Содержательный Технологический Процессуальный Концепция, модель, образ конечного результата Положение (о структуре, конкурсе, организации и т.д.), программы (образовательные, исследовательские, развития) Организационные схемы, учебные планы, методики Дидактические средства, методические рекомендации, разработки уроков, сценарии мероприятий, графики учебного процесса Виды проектных продуктов


Принципы проектной деятельности Принцип прогностичности Принцип пошаговости Принцип нормирования Принцип обратной связи Принцип продуктивности Принцип культурной аналогии Принцип саморазвития


Требования к организации проектной деятельности Требование контекстности –соотнесения предмета проектирования с определенным контекстом Учет многообразия потребностей всех заинтересованных в образовании сторон: личностей, общества, государства Требование активности участников проектирования Требование реалистичности – обеспечение гарантий достижимости проектных целей. Требование управляемости – необходимость временной регламентации действий, содержательной и технологической определенности выполняемых процедур.


Особенности субъекта проектирования Совокупный субъект проектирования – это общность людей, объединенных общей целью и общей системой ценностей, для осуществления коллективной деятельности на основе проявления собственной инициативы каждого участника, что означает необходимость его личного вклада в разработку концептуальной идеи проекта; в выработку критериев эффективности проекта; в распределение ресурсов проектов; в получение обратной связи; в презентацию результатов проектной деятельности.


Уровни и типы отношений в проектировочной группе Информационный уровень – содержательный обмен всеми видами информации, получаемой в ходе проектной деятельности Практический уровень – совместная предметная деятельность Эмоциональный уровень – индивидуальные и совместные впечатления, переживания, приобретаемые в ходе работы над проектом Этический уровень – правила и конвенциональные нормы взаимодействия Подчиненная кооперация - руководитель проекта предлагает тематику и выступает в качестве главного эксперта Равная кооперация – постоянное сотрудничество и партнерство между непосредственными исполнителями проекта Сетевые отношения – построены по принципу горизонтальных связей, на пересечении которых (в узлах сети) находятся координаторы и лидеры проекта


Объект проектирования Это среда или процесс, в контексте которых происходят изменения. образовательные системы разного масштаба и их отдельные компоненты педагогические процессы всех видов и их отдельные компоненты содержание образования на всех уровнях формирования образовательное и информационно-коммуникативное пространство социально-педагогическая среда все виды педагогической деятельности система педагогических отношений педагогические ситуации качество педагогических процессов


Предмет проектирования Предполагаемый продукт, то созданию чего посвящена проектная деятельность Образовательная система: Образовательные программы Образовательные стандарты Типы ОУ Методические центры Педагогический процесс: Цели Содержание Технология Содержание образования: Концепция Учебная программа Учебный план Дидактические материалы


Логика организации проектной деятельности Стартовый этап: диагностика социально-образовательной ситуации, проблематизация, концептуализация, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, программирование и планирование хода проекта Этап реализации проекта: пошаговое выполнение запланированных проектных действий, коррекция хода проекта и действий его участников, презентация окончательных результатов работы Рефлексивный этап: внешняя экспертиза проекта, рефлексия по поводу замысла проекта, его и результатов Послепроектный этап: апробация, распространение результатов и продуктов проектной деятельности, выбор вариантов продолжения проекта


Стартовый этап Диагностика ситуации Проблематизация Целеполагание Концептуализация Форматирование проекта Предварительная социализация проекта (процедура публичного представления проекта и экспертная оценка предпосылок его успешности)


Диагностика ситуации (предпроектное исследование) Что именно на не устраивает в окружающем мире (природной, социальной среде, в людях, в самих себе)? Какие ресурсы и возможности имеются в наличии для внесения желаемых изменений? Каковы могут быть последствия вмешательства в существующее положение вещей? Колличественная и качественная оценка Выделение «болевых» точек и точек роста Подтверждение социальной необходимости проекта Определение логических рамок проекта Построение системы аргументов для привлечения партнеров проекта


Проблематизация Ценностное самоопределение в проблемном поле проекта Включает действия по выявлению проблем, их формулировке, систематизации и иерархизации Правильная формулировка проблемы означает четкое обозначение разрыва желаемого и действительного как неизвестного, пока скрытого, требующего совместного поиска.


Концептуализация Прогнозирование возможных рисков, т.е. тех внешних воздействий и противодействий, которые неизбежно могут возникнуть по ходу осуществления проекта Категориальный анализ – выработка единого языка общения, согласование ценностей, определение границ и содержания категориального поля, актуального (доступного) для участников проекта Конкретизация цели Разработка стратегии проектной деятельности, определяющей общую направленность и характер достижения целей: восходящая стратегия – от видения целостного образа к проработке его конструктивных деталей и нисходящая – соединение, увязка воедино разрозненных компонентов


Концеция проекта Мотивационная, ценностно-смысловая, целевая и стратегическая платформа всех последующих действий описание и ценностно-смысловая оценка проблемного поля проекта ценностные основания проектной деятельности цели проекта с описанием конечного результата совокупность теоретических положений, на основании которых был сформирован замысел проекта подходы, стратегию, принципы проектирования


Программирование Программирование проекта – это создание программы, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению задуманного Программа – это особый вид проекта, выполняющий конструирующую функцию, когда приоритетным становится выстраивание конкретных действий, направленных на достижение намеченного облика предмета проектирования Образовательная программа Учебная программа Программа деятельности (педагога, коллектива, учреждения и т.д.) Программа развития коллектива, (учреждения и т.д.) Программы деятельности по направлениям (программа исследовательской деятельности, программа ОЭР и т.д.)


Планирование Планирование связано с разработкой плана достижения поставленных целей и носит стратегический характер, состоящий в выделении этапов достижения цели через определение промежуточных продуктов на пути к конечному результату План – документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Структурно-содержательный план – краткий перечень содержания, отражающий его объем, тематические блоки и порядок реализации содержания Стратегический план – формулировка долгосрочных приоритетов, связанных с проектированием и способствующих целенаправленным изменениям действительности Организационный план- определение заранее намеченного объема содержания и системы действий по его реализации, предусматривающую порядок и сроки выполнения работ. Он отвечает на вопросы: что делает?, кто делает?, с кем во взаимосвязи?, когда?, где?, в какой последовательности?


Этап реализации проекта Каждый проектный шаг определен логикой создания или преобразования предмета проектирования и всегда оказывается соотнесенным с конкретным заданием, за которое кто-то из участников несет ответственность согласно ранее намеченной программе (плану). Необходимо установление и поддержка на всем протяжении проекта системы обратной связи. Должны быть организованы объективная промежуточная оценка полученных результатов и наличие примерных критериев и показателей успешности каждого проектного шага в целях коррекции на этой основе хода проекта. На заключительном шаге этапа реализации проекта должно быть организовано обобщение локальных результатов, полученных разными субъектами внутри проекта, их сведение воедино.


Рефлексивный этап Рефлексия – анализ собственного сознания и деятельности, понимание смысла межличностного общения в ходе работы над проектом. Рефлексия на выходе из проекта – это обращение участников к себе и друг другу в новом качестве, с высоты приобретенного опыта совместной деятельности. Рефлексии подлежат ход проекта и система отношений, которая в нем сложилась Итоговая экспертиза и оценка проекта позволяют определять соответствие полученного продукта первоначальному замыслу; принять решение о локальном применении проектных материалов или их тиражировании с целью активного внедрения в практику


Послепроектный этап Переход к новому проекту Интеграция с другими проектами Начало работы новой организации, возникшей по итогам проекта. Смена статуса субъекта проектной деятельности. Смена адреса проекта (перенос полученного опыта на другие категории учащихся или специалистов). Распространение проекта на другие уровни (федеральный, международный).


Критериальный ряд оценки результатов проектной деятельности Полнота реализации проектного замысла Соответствие контексту проектирования Соответствие культурному аналогу Степень новизны Становление социального партнерства Социальная и практическая значимость Гуманитарность Эстетичность Удовлетворенность участием в проекте Степень освоения процедур проектирования Синергийный эффект


Возможные риски проектной деятельности Нарушение целостности структуры проектной деятельности Выбор неподходящего объекта для приложения проектных усилий, который не нуждается в преобразовании или внутренне не готов к тому, чтобы с ним происходили изменения Несоответствие природы проектирования как специфической формы совместной активности детей и взрослых заявленным педагогическим целям. Стремление планировать работу под имеющийся ресурс, а не поиск (создание) дополнительных или новых ресурсов под необходимую программу. Плохое знание культурных аналогов проектируемого предмета Непонимание подлинного контекста предстоящих изменений, утопичность проекта. Возможность негативного влияния последствий педагогического проектирования на объект преобразований, окружающую среду. Психологическая неготовность субъектов проектной деятельности к каким-либо кардинальным изменениям


Структура педагогического проекта Анализ исходной ситуации Проблема, которую должен решить проект Цель проекта Объект проектирования Концептуальная идея проекта 6. Этапы реализации проекта Программные мероприятия 7. Ожидаемые результаты 8. Критерии оценки 9. Возможные риски и способы их преодоления 10. Ресурсная база проекта 11. Необходимая поддержка (партнеры) проекта

Рассказать друзьям