Формирование и развитие личности ребенка на разных возрастных этапах. Формирование личности ребенка в процессе воспитания Функция включает в себя формирование личности ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Когда мама впервые видит своего малыша, она забывает обо всех трудностях, которые преследовали её последние 9 месяцев, о нечеловеческой боли, которую пришлось вытерпеть в родильной палате и о тех переживаниях, которые мучили её всё то время, пока она носила это чудо в животике. И у каждой мамы в этот момент проносятся тысячи мыслей в голове: во сколько месяцев эта кроха улыбнется мне, какое слово она скажет первым, чем она будет нас радовать и чем огорчать, кем будет мой ребенок и прочее. Но мало кто из родителей задумывается о том, какой личностью будет расти их кроха, каковы основные условия развития личности ребенка, сформируется ли в его сознании отзывчивость и понимание или лень и озлобленность.

То, каким будет расти малыш, зависит в большинстве случаев от родителей и от окружающей обстановки, ведь факторы развития личности ребенка настолько различны, что многие даже не подозревают об этом.

Факторы, влияющие на развитие личности с самого рождения

Уже с момента рождения кроха пусть и плохо, но все же видит окружающий мир, пусть не на полную громкость, но слышит то, что происходит вокруг. Поэтому, все в окружении вашего малыша должно способствовать развитию его моторики, внимания, мышления, памяти, и, конечно же, развитию личности.

  • Влияние семьи

В первую очередь мы хотим отметить важную роль семьи в развитии личности ребенка , поскольку это тот «фундамент», который обуславливает надежность выстроенного «дома». Малыш видит отношения в своей семье и невольно повторяет их в повседневной жизни. Так, в положительной семье, где папа всегда помогает маме, где нет скандалов и криков, вырастет отзывчивая и добрая личность. Ну, а из неблагополучных семей, как правило, вырастают запуганные дети, которые привыкли врать и изворачиваться, лишь бы только выжить в этом мире.

В зависимости от типа отношений в семье возможно прогнозирование развития личности ребенка. Утверждать тот или иной факт, конечно, не стоит, ведь многое зависит и от врожденного темперамента и от стремления ребенка. Но можно сказать, что в семье, где царит диктатура, ребенок вырастет замкнутым с сильно заниженной самооценкой. У родителей, которые с самого детства игнорировали свое чадо (идеология полного невмешательства), вырастает рано повзрослевший ребенок, который всего привык добиваться сам. Условия развития личности ребенка в этом случае таковы, что он не знает родительской ласки и любви, поэтому он вряд ли сможет стать добрым и отзывчивым. Гиперопека также ни к чему хорошему не приводит - так родители лишь разбалуют своих детей, превращая их в капризных маленьких «нехочучек», справиться с которыми чрезвычайно трудно.

Но есть все же один тип внутрисемейных отношений, который поможет вырастить в ребенке правильную личность, добрую, отзывчивую, понимающую, искреннюю и трудолюбивую - эти отношения называются «сотрудничеством». Высокие нравственные ценности, оказание моральной помощи, демократия - это идеальные факторы для развития полноценной личности.

  • Влияние социума

Влияние социума на развитие личности ребенка начинается уже с того момента, как он впервые увидел этот мир. Мы с самого детства слышим, что так делать нельзя, так говорить некрасиво и прочее - в этом весь социум, укрощение искренности. Ребенок, который еще не до конца осознал, как вести себя в социуме - самая честная и искренняя личность. Но без социума все бы мы жили в хаосе, поскольку он учит нас дисциплине, морали, нормам.

На ребенка до 2-х лет влияют исключительно микрофакторы социума, то есть семья и ближайшее окружение. В дошкольном возрасте ребенок более близко знакомится с обществом, с установленными правилами и нормами в детском саду. И это первый шаг к тому, насколько ребенок будет чувствовать себя комфортно среди других людей. Чем старше становится ребенок, тем больше он должен соответствовать тем правилам, которые установил социум. Круг окружающих его людей расширяется, родители в школьные годы делят свой авторитет с учителями, в подростковом возрасте родители и вовсе не авторитет - главное друзья. Но время все расставит по своим местам, и взрослые дети начнут понимать своих родителей. Главное, чтобы личность не потерялась в социуме, чтобы ребенок не чувствовал себя никчемной песчинкой в огромной толпе.

  • Влияние окружающего мира

Первое место после роддома, куда родители приносят малыша - это его уютная детская комната. Вы спросите, может ли интерьер детской повлиять на развитие личности ребенка ? Конечно, может, ведь ребенок в первую очередь изучает окружающий мир глазами, и от того, какие цвета и линии будут его окружать, зависит и его настроение, да и развитие в целом. У малыша должен быть уютный укромный уголок, и даже если у вас нет возможности выделить ему отдельную комнату, нужно разделить спальню на зону родителей и зону крохи (сделать это можно при помощи обыкновенной ширмы или гипсокартонной конструкции). Если же малышу повезло, и у него есть отдельная комната, позаботьтесь о его безопасности: не покупайте мебель с острыми углами, стеклянной поверхностью и прочее. Ну, а когда с помещением решено, пора задуматься и о его цветовом решении. Для совсем маленьких крох желательны спокойные, пастельные тона, для более старших детей можно придумать спокойную комнату с яркими акцентами.

Каждая мамочка начинает петь колыбельные своему малышу еще в тот момент, когда он находится у неё в животике. И все мы прекрасно знаем, что даже в утробе дети слышат нас, а на последних месяцах беременности даже отзываются на родные голоса легкими движениями ручек и ножек. Влияние музыки на развитие личности ребенка может быть различным в зависимости от качества самих мелодий и песен. Так, самыми благоприятными и умиротворяющими можно назвать классическую и инструментальную музыку, музыкальные сказки, специально придуманные мелодии для детей. Правильно подобранная музыка способна успокоить кроху, воспитать в ней музыкальный вкус. Ну, а в повзрослевшем возрасте детей нужно знакомить с инструментами, с вокалом, чтобы они развивали свои голосовые связки, расширяли свой кругозор, умения и круг общения. Чего не стоит включать детям, так это тяжелую музыку, рок, транс и прочие музыкальные направления, которые вовсе не пригодны для маленькой неокрепшей психики.

Подобно мелодиям нужно с особой тщательностью подходить к подбору интересных историй для малыша, ведь влияние сказок на развитие личности ребенка играет не меньшую роль, нежели музыка. Сказки идут с нами по жизни, учат нас и наставляют, причем им удается остаться на всю жизнь не в памяти у нас, а прямо в подсознании. Наверняка вы каждый вечер рассказываете малышу одни и те же сказки, и кроха их запоминает, а когда вырастет - будет проговаривать их наизусть без запинки. Ребенок еще верит в чудеса, он принимает героев сказок за реальных персонажей, ассоциируя себя с ними. Если главный герой сказки - положительный, то ребенок будет подражать ему только потому, что он занимает центровую позицию в повести. Ну, а если в сказке главенствует злой герой, то ребенок невольно захочет быть таким. Поэтому, с особой тщательностью подбирайте сказки для своих детей, чтобы они хотели подражать правильным героям. Да и сказки есть не только народные, которые все мы знаем наизусть, но и авторские. Существуют не только волшебные авторские сказки, но и обучающие, и психокоррекционные - их значение переоценить невозможно, ведь в сказках все рассказывается простыми, понятными любому словами, но их смысл может быть глубже, чем во многих книгах по психологии.

Факторы, влияющие на развитие личности с 2-х лет

  • Влияние творчества

Ни лепить, ни вышивать, ни играть роли ребенок не может ранее определенного возраста, но вот рисовать, точнее «мазюкать» ему удается уже после первого дня рождения. Но это и рисованием-то назвать нельзя, хотя ребенок уже учится тактильному восприятию, начинает различать основные цвета. Даже когда у малыша получаются каракули, важно вовсе не это - самое главное, что он научился держать в руках тонкий предмет и управлять им. Чем больше ребенок рисует, тем больше у него усидчивости, сосредоточения, внимательности. По мере того, как растет ребенок, растет и профессионализм его рисунков, и если развивать его рвение и дальше, то он проявит прекрасные художественные способности. Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка обусловлено, прежде всего, эстетической стороной жизни, ведь маленькие художники уже знают, что такое светотень, оптические законы, какие цвета сочетаются, а какие нежелательно соединять, и еще много всего полезного, о чем остальные их сверстники даже не подозревают. Ребенок, у которого есть рвение к рисованию, наверняка вырастет художественной личностью, со своим неповторимым вкусом, с определенным виденьем этого мира, с особой внимательностью к деталям и с непревзойденным чувством моды и дизайна.

Но помимо рисования есть еще немало видов творчества, которые захватывают ребенка и развивают его. Многие родители задаются вопросом, каково же влияние творчества ребенка на развитие его личности ? Во-первых, для того, чтобы делать что-то своими руками, необходима усидчивость, а это весьма положительное качество для растущей личности. Во-вторых, всё, что сделано своими руками, можно подарить друзьям, родным, а это учит ребенка доброжелательности, желанию сделать что-либо во благо других. Ну и, в-третьих, чем больше творческих направлений изучит ребенок, тем более развитым он себя почувствует, тем больше круг его друзей и знакомых, и тем больше гордости будет у вас, дорогие родители, за то, что ваш малыш столько всего умеет.

Так, например, лепка из пластилина, соленого теста или пластики поможет ребенку развить наглядно-образное мышление, научит его наблюдать, сравнивать и анализировать, а бисероплетение идеально развивает мелкую моторику рук и эстетический вкус. Отдельного внимания требует такой вид творчества, как театр, ведь он объединяет в себе всё - и актерское мастерство, и ораторство, и песни, и танцы, и умение подать себя перед публикой. Это идеальное место для тех, кто слишком зажат и боится общества. Здесь замкнутые личности раскрепощаются, непоседы находят выплеск своих эмоций, при этом все они учатся правильной дикции, постановке голоса и предложений. Ну, а играть сценку вместе со своими друзьями - это просто счастье не только для детей, но и для многих взрослых.

  • Влияние игр и домашних животных

Возможно, у вас уже был питомец до рождения малыша, а может вы решили завести его после того, как ребенку исполнилось 2 года, но в любом случае положительное влияние домашних животных на развитие ребенка доказано учеными. Питомцы - это такие же живые существа, как и мы с вами, и ребенок видит в их «лице» друга, союзника, собеседника. Детям нравится прикасаться к мягкой шерстке кошек, хомячков, бегать по всей квартире или по парку с собакой, смотреть на неспешно плавающих рыбок в аквариуме. Какого бы питомца вы ни решили завести, знайте, что с любым животным ребенок найдет общий язык. Но каждое животное по-разному влияет на развитие личности ребенка. Самым идеальным вариантом будут кошки - это те существа, которые научат ребенка любви, ласке, дружбе, с ними не соскучишься, они всесторонне развивают малыша. Настоящей дружбе и активному отдыху детей научат собаки. Мелкие пушистые грызуны, а также пернатые питомцы хороши в большинстве случаев для созерцания и умиления, но ни поиграть с ними, ни потискать их вдоволь не удастся. Однако любому животному ребенок будет рад, ведь у него появится друг, который всегда будет рядом, с которым можно и погрустить и поиграть, и просто побыть рядом.

С любыми животными можно придумать какую-нибудь игру, и это очередная ступенька в развитии мышления ребенка. Если он умеет придумывать новые игры, вовлекает в них всех друзей, то мы видит в нем творческую натуру с нотками лидерских качеств. Роль игры в развитии личности ребёнка такова, что именно по ней можно наблюдать психологическое состояние малыша, его рвения, возможности и желания. Более разнообразную игровую деятельность дает ребенку садик, где воспитатели стараются придумать для детей развивающие игры, где нужно не только следовать правилам, но и думать. Например, дидактические игры учат детей элементарным понятиям о цвете, фактуре, размере, малыши во время игры становятся более сосредоточенными, внимательными. Подвижные игры любят все дети, и это отличное подспорье для поддержания их физической формы, активного движения. К тому же, именно в таких играх сразу видно, кто лидер среди детей, а кто ведомый. Такое качество личности, как лидерство обязательно нужно развивать в ребенке - тогда он будет успешным человеком. Но даже если ваш малыш пока ведомый, все еще можно исправить правильными наставлениями, подбадриванием и хвальбой. В сюжетно-ролевых играх также сразу можно заметить личностные качества, будь то доброжелательность или озлобленность, щедрость или жадность и прочее, но в детском возрасте всё это является проекцией отношений в семье на психику ребенка. Вот и задумайтесь, дорогие родители, всё ли ваш малыш делает правильно, и чем вы могли подвести его к подобному игровому поведению.

Факторы, влияющие на развитие личности дошкольника

Дошкольники впитывают в себя информации больше, чем когда бы то ни было в дальнейшей жизни, именно поэтому нужно не упустить эти первые семь лет жизни малыша. На развитие личности дошкольника в обязательном порядке влияют родители, причем не только тогда, когда обращают на него внимание, хвалят или ругают, но и в любую секунду, когда малыш наблюдает за их поведением. Именно от родителей зависит развитие личности детей дошкольного возраста - будет ли воспринят данный ребенок в детском садике как доброжелательный и спокойный малыш, либо как хулиган, а может как испуганный «зверёк».

В дошкольном возрасте ребенок проходит три фазы развития личности: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию, и от того, насколько успешно каждая из фаз перетекает в другую, зависит поведение ребенка. Но в большинстве случаев кризисов не избежать - они случаются, когда ребенок идет в садик, когда знакомится с новыми людьми, когда ему нужно подчиняться воспитателю. Однако родители просто обязаны помочь своему чаду справиться со всем: в фазу адаптации рассказывать о нормах поведения в обществе, на фазе индивидуализации помочь ребенку раскрыть себя перед другими, показать, чем он может выделиться среди них. Если родители не принимают участия в развитии личности детей дошкольного возраста, то крохи сами путем проб и ошибок находят для себя единственно возможный (по их мнению), но не всегда верный путь.

  • Влияние труда

Наши крохи так любят повторять все за нами, что невольно умиляешься, когда сынишка берет веник или дочурка просит дать ей тряпочку для вытирания пыли. Главное не отбейте это рвение помогать в раннем детстве, иначе в юности вы сами будете сильно страдать от того, что вроде и ребенок достаточно взрослый, но помогать не хочет. Роль труда в развитии личности ребенка заключается в том, что уже с тех лет, когда малышу по силам мелкие домашние работы, он учится чистоте, ответственности, уважению к чужому труду, у него возникает желание помогать ближнему. Главное для родителей - не наделать ошибок, и тогда ваш малыш всегда будет помогать вам, и не за деньги или подарки (как сейчас заведено во многих семьях), а просто потому, что он вас уважает.

Факторы, влияющие на развитие личности младшего школьника

Пережили кризис 3-х лет, значит, переживет и кризис 7-ми, ведь оба они обусловлены двумя самыми главными событиями в жизни ребенка - походом в садик и в первый класс. Теперь уже помимо семьи на развитие личности младшего дошкольника влияют и учителя, и сверстники, и субъективные факторы (повышенная активность, подражательность, эмоциональность). Ребенок получает новые мотивации - заработать лучшую оценку, читать быстрее всех, получить похвалу от учителя, и это заставляет его быть более целеустремленным и ответственным. Но при этом важно не проглядеть, чтобы в стремлении к цели ребенок не стал подхалимом и ябедой, ведь это не лучшие личностные качества. К тому же, именно в этом возрасте у ребенка формируется объективная самооценка, на которую влияют и его успеваемость, и отношение к нему родителей, учителей, одноклассников.

Всё, что находится вокруг ребенка, влияет на формирование его личности. Просто невозможно окружить ребенка положительными факторами, но постараться стать ему опорой по жизни, верными советчиками и любящими родителями вы просто обязаны, ведь тогда ваш ребенок вырастет положительной самодостаточной личностью.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Развитие личности ребенка — объемный и трудоемкий процесс не только со стороны внешнего воздействия, но и со стороны самого ребенка. Решением проблемы занимается психология. Современные представления отталкиваются от того факта, что отправной точкой личностного становления всегда служит . Именно близкое окружение во многом определяет те предпосылки, которые лягут в основу развития в период детства.

Процесс личностного развития представлен на нескольких этапах. Каждому из них характерна своя специфика. При этом все они между собой тесно связаны, как и факторы развития личности. Невозможно перескочить какой-либо из них. Для того, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, необходимо понимать особенности процесса воспитания для разных возрастов.

Что такое личность?

Данный процесс делится на следующие периоды, которые определяются возрастными границами. Этапы развития личности ребенка включают:

  • раннее детское развитие, затрагивающее возраст с рождения до трех лет;
  • дошкольное и школьное детство, которое длится с 4 до 11 лет;
  • отрочество, продолжительность которого от 12 до 15 лет;
  • юношеское развитие — от 16 до 18 лет.

Основания для развития личности формируются в организме ребенка до самого процесса появления на свет. Автором теории базовых перинатальных матриц стал Станислав Гроф. По мнению ученого, именно те переживания ребенка, которые связаны с беременностью, родовой деятельностью и послеродовым периодом, ложатся в основу формирования четырех основных матриц. Последние являются основными условиями дальнейшего развития личности.

При естественном рождении желанного дитя, который не испытал родовую травму, его жизненный потенциал и адаптационные возможности гораздо выше по сравнению с детьми, прошедшими через трудности в период вынашивания и рождения. Взаимодействие с окружающим миром происходит сразу после рождения. Именно это взаимодействие и дает основу для развития личности.

Фазы личностного развития

Современные личностные теории развития свидетельствуют о том, что, независимо от линии личностного развития, данный процесс определяется психологическими закономерностями. Их наличие не зависит от возрастного периода или специфики группы, в которой в конкретный момент находится индивид. Данные психологические закономерности получили название фаз развития личности. Среди них выделяют следующие:

  • Первая фаза развития — адаптация. В ходе нее человек должен освоить те приемы и средства деятельности, которыми пользуются другие члены социальной группы. Происходит освоение простых навыков и языка, формируется речь, которая становится предпосылкой дальнейшего развития. Необходимо обязательное взаимодействие с социальной средой, в ходе которого развивается речь. Процесс освоения элементов деятельности основан на переживании потери своих индивидуальных особенностей. В реальности происходит продолжение человеческих деяний в других людях и их деятельности. Индивид делится личностным потенциалом.
  • Вторая фаза личностного развития — индивидуализация. Ее основа — это возникновение конфликта между необходимостью человека быть схожим с окружающими людьми и стремлением максимальной персонализации. Человек противопоставляет себя с другими, выделяет свою личность. В процессе прохождения данной фазы индивид находится в поиске средств и способов разрешения данного противоречия.
  • Третья фаза — интеграция. В процессе ее прохождения человек учится контролировать свое поведение на основе подчинения старшим и . В том случае, когда противоречие затянулось, способы его разрешения не найдены человеком, происходит дезинтеграция, то есть проблема в развитии. Формирование и развитие личности осуществляется через вытеснение из социальной группы. При фактической изоляции происходит закрепление в характере отрицательных качеств.

В некоторых случаях общность в ходе прохождения личности последней стадии подстраивается под потребности конкретного человека. Он становится лидером, способным влиять, определяя направление развития и функции социальной группы.

Процесс прохождения через фазы строго последователен. Невозможно перескочить одну из них в процессе нормального личностного развития. При нарушении психологических закономерностей происходит формирование отрицательных характеристик. Обратимость процесса зависит от степени нарушений, в том числе в развитии речи, все это индивидуаль но.

Значение родителей для личностного развития

Личность и ее формирование в детском возрасте во многом определяется ближайшим взрослым окружением. В большинстве случаев им являются родители. Они определяют успешность прохождения через этапы развития — воспитание и формирование личности ребенка, активизируя речь. Отношения с отцом и матерью вносят разный вклад в этот процесс. Семейное единение является условием становления разных структур на психологическом и возрастном уровне.

Влияние матери на формирование личности ребенка отражается во многих теориях. Особенно оно важно на протяжении первого года жизни. В этот период наличие близкого человека, проявляющего заботу, внимание, дающего массу хороших эмоций, играет основное значение для закладки положительных качеств. Развитие личности в раннем детстве во многом определяются эмоциональной составляющей. Отсутствие матерей у детей из детских домов негативно отражается на всем процессе. Чем раньше появится приемная семья, тем проще корректировать отрицательный опыт семейного воспитания.

Овладение речью только происходит. По мере взросления приоритетное место отводится общению. Его отсутствие отрицательно сказывается на факторах реализации фаз личностного развития. Поэтому роль родителей в формировании личности ребенка бесценна. Их задача — позаботиться о том, чтобы были созданы предпосылки формирования личности в раннем детстве. Для этого необходимо наличие положительных эмоций, адекватного общения (чтобы развивалась речь) и помощи в процессе личностного становления.

Значение дошкольного возраста

Если развитие личности в раннем возрасте было направлено на эмоциональное восприятие окружающего, то в дошкольном возрасте ситуация меняется. Данный период характеризуется более активным восприятием информации. Происходит расширение социальных контактов, появление в жизни ребенка первого коллектива — группы в дошкольном учреждении. Определяющее значение по-прежнему играют родители. Они формируют полярность отношения к окружающему миру (положительное-отрицательное).

В дошкольном возрасте особую ценность приобретает трудовая деятельность. Несмотря на то, что ребенок многое выполняет с ошибками, его необходимо обучать простым трудовым навыкам. При этом следует объяснять простые жизненные правила: хорошо-плохо, правильно-неправильно. Общение позволяет ребенку не только расширить словарный запас, но и усвоить общечеловеческие ценности. Дети должны понимать необходимость уважения старших, правила вежливости. Наличие обоих родителей в семье способствует формированию ролевой идентичности.

Процесс воспитания как основа личностного развития детей разных возрастов

Процесс всестороннего воспитания личности является трудоемким. Определение сущности состоит из того, что входит в понимание воспитательного воздействия на ребенка. Для кого-то это послушание, для кого-то — наказание. Однако основой процесса воспитания должно стать многостороннее развитие способностей ребенка и формирование на основе существующей базы природных задатков гармоничной полноценной системы под названием личность.

В любой ситуации основой процесса воспитания является семья. О ее влиянии говориться в работах психологов и педагогов. При отсутствии матери и отца данная роль отводится ближайшему окружению ребенка. Однако именно в полноценной гармоничной семье начинают формироваться предпосылки адекватной личности, передаются традиции и обычаи, которые в дальнейшем составят систему мировоззрения. Та манера поведения, которая была для него образцом в детстве, будет личностной нормой на протяжении всей дальнейшей жизни. Огромна роль семейных традиций в формировании личности. Они позволяют передавать в последующие поколения семейные ценности, особенности культуры, помогая сохранять преемственность.

Для ребенка раннего возраста здоровые семейные отношения имеют приоритетное значение. Редко человек во взрослом состоянии способен переломить сложившийся отрицательный эталон. В таком случае личность должна пройти сложный путь переоценки ценностей.

Воспитание не должно стать самоцелью родителей. Однако их задача — обеспечить развитие таким образом, чтобы создавать оптимальные условия для целенаправленного формирования гармоничной личности и подготовить ее к дальнейшей жизни в социуме. Некоторые родители пытаются быть идеальными. Не следует бояться . Они являются основой работы над собой и самосовершенствования. Причем речь идет не только о ребенке, но и о взрослом человека. Родители должны научить свое чадо отвечать за свои поступки, нести ответственность за свою жизнь.

Организуя процесс воспитания следует учитывать некоторые особенности возрастного развития. До трех лет для ребенка большое значение имеет внимание к нему и его проблемам. В этом возрасте мать и дитя — это одно целое. Поэтому игнорирование просьб и обращений опасно для психического развития. В этом возрасте велика познавательная активность ребенка. Следует исключить из видимости опасные предметы, чтобы процесс познания сопровождался только положительными эмоциями.

После трех лет согласно представлениям в психологии ребенок учится манипулировать взрослым. Поэтому необходимо четко определить понятия «можно» и «нельзя». Определяющей системой отношений между взрослым и ребенком должна стать разъяснительно-договорной. В возрасте от 5 до 7 лет у ребенка появляются страхи. Главное в этот период не способствовать развитию фобий, а мягко разрушать отрицательные эмоции.

Коллектив — движущая сила

Периодом активного взаимодействия индивида с окружающим социумом становится дошкольный возраст. На данном этапе ребенок знакомится с первым коллективом — группой в детском саду. В факторы, влияющие на развитие личности ребенка, входит не только общение со сверстниками, но и со взрослыми. В роли последних теперь выступают родители и педагоги дошкольного учреждения.

При поступлении в детский сад на детях можно отчетливо проследить прохождение фаз личностного развития. Вначале ребенок адаптируется к условиям группы. Затем наблюдается индивидуализация, когда происходит выделение из коллектива. Это может осуществляться в нескольких направлениях: ребенок выделяется в различных видах деятельности, проказничает или послушен. Успешность прохождения закономерностей зависит от многих факторов: семьи, самой социальной группы, личностных предпосылок.

Развитие личности ребенка — это длительный, объемный и очень ответственный процесс. Большое значение играет роль семьи. , их отношением к социуму, к жизни, к общечеловеческим ценностям. В личностное развитие на других возрастных периодах вносит вклад тот коллектив, в котором находится ребенок. Задача современных взрослых при этом — это забота о всестороннем понимании воспитания, построение системного подхода.

Для многих неопытных родителей личность ребенка является мифом. Это естественный капкан воспитательного процесса молодых семей. Интересы малыша приобретают марионеточный характер, по этой причине многие важные проблемы трактуются ложно. Сложная задача родителей вырастить полноценного человека может иметь массу подводных камней из-за подобного отношения.

Формирование личности малыша

Разберемся подробно, что такое личность ребенка. Часто взрослые люди неверно трактуют проявление личности своего чада. Буйные капризы или слишком тихое поведение не являются личностью. Это скорее реакция малыша на определенные явления его жизни.

Формирование личности ребенка, по мнению ученых, начинается еще в утробе. Это спорное мнение имеет много возражений. Новорожденные дети совершенно по-разному реагируют на внешние раздражители, и этот факт доказывает наличие у него зачатки личности.

Трактовка понятия личность подразумевает:

  • проявление воли;
  • разумное осмысление окружающего;
  • свободу решений;
  • проявление чувств.

Равноправное взаимодействие этих качеств делает человека личностью. Отказывать ребенку в праве принимать определенные решения, значит ограничивать развитие воли. Задачей взрослого человека остается объяснения малышу последствий его действий.

Обратите внимание на то, как ребенок исследует окружающее. На ранних этапах это проявляется в виде сломанных игрушек, порванных книжек, оторванных обоев, рисунков на любой поверхности. Все это попытки анализировать мир вокруг себя. А это доказательство еще одного проявления личности. Любая ситуация требует адекватной реакции родителей, для ребенка она закладывает базу стандартов. На них он будет опираться во взрослой жизни.

Потребности личности

Независимо от возраста есть определенные потребности личности:

  • самовыражение;
  • уважение, принятие;
  • принадлежность к семье;
  • любовь близких людей;
  • безопасность;
  • физические потребности.

Ребенку хочется быть заметным, обращать на себя внимание. Ему необходимо проявлять свои умения, возможности. Маленькому человеку необходимо получать оценку своих родителей. Похвала за первые сделанные шаги, рисунок, танец важны для формирования его здорового фона.

Он имеет огромную потребность в заботе, любви, уходе со стороны близких людей. Отсутствие хотя бы одного фактора огорчает ребенка. Систематическое отсутствие этих проявлений формирует в его сознании ложную картинку. Малышу начинает казаться, что родители его не любят.

Семейные ценности, общие праздники рождает в сознании определенные эмоциональные связи. Маленький человечек должен принимать участие в жизни семьи, тогда его сознание построит сеть нормальных умозаключений. Это сыграет роль в его социализации.

Важным фактором является прикосновение. Малышу необходимы телесные контакты с родителями. Нужны объятья, прогулки за руку, поцелуи на ночь. Иначе он не сможет чувствовать себя счастливым.

Родители должны создавать ауру защиты для малыша. Чувство поддержки дает юному члену семьи моральные силы противостоять стрессам. В покое воспитывается полноценная личность. Это же касается его физических потребностей:

  • одежда;
  • уход за здоровьем.

Развитие личности ребенка

Не простая задача родителей — развитие личности ребенка — часто становится предметом споров. Общество требует от семьи, чтобы они заботились о малыше согласно нормам. Реальность преподносит разные ситуации. Несмотря на это, родители обязаны стремиться развивать своего малыша.

Основным рычагом развитием остается огромное количество внимания. Это важный и сложный момент формирования личности. Общаясь с родителями, ребенок нарабатывает систему ценностей. Его личностные качества формируются под влиянием старших. Обучающие программы, игры головоломки, чтение сказок остается дополнительными инструментами для развития его личности.

Was last modified: Апрель 20th, 2019 by Елена Погодаева

Личность ребенка формируется в семье, где он растет и развивается в первые месяцы своей жизни. Родители становятся главными в его воспитании. По мере роста малыш начинает познавать мир и самого себя, все это помогает в его становлении. А общение является закрепляющим фактором, который принят в социуме.

Взрослый человек – это продукт воспитания, который первые свои личностные качества и навыки приобрел в семье родителей. Лишь потом к процессу подключаются окружающие люди, воспитатели и учителя, друзья и общество в целом. Несомненно, ребенок меняется под воздействием окружающих людей. Но основу в него закладывают родители, которых малыш считает всезнающими и правильными.

Поначалу родители озабочены лишь ростом младенца, который постепенно начинает их запоминать, изучать и приучаться. Затем возникает осознание, когда ребенок уже начинает контролировать не только свое тело, но и мысли. Когда ребенок становится осознающим, родители переходят к его воспитанию. Однако именно воспитание, по мнению интернет-журнала сайт, может стать губительным в становлении личности ребенка.

Чем занимаются родители, когда у них появляются дети? Они их растят, следят за их здоровьем, кормят, одевают. Но это еще не все. Родители, помимо удовлетворения всех физиологических потребностей, занимаются воспитанием. Это же касается и обучения, когда даются знания. Воспитание и обучение развивают в ребенке разные области его личности, но направлены на одно и то же.

Что такое воспитание? Это программирование человека. Другими словами, родители занимаются простым программированием ребенка на ту жизнь, которой он потом будет жить.

Мама и папа практически лишают ребенка права самому решать, каким человеком ему быть, как поступать, что делать в той или иной ситуации, чем себя занимать, с кем общаться и т. д. Взрослые то и дело, что говорят своим детям, что нельзя и что можно, что есть хорошо, что неправильно. Все это является программированием: каким быть и какие поступки совершать в той или иной ситуации. И это называется красивым словом «воспитание».

Тем же самым занимается обучение, которое дает конкретные, четкие и однозначные знания людям, негласно говоря: «Может быть только так и никак иначе! Все, что будет противоречить этим знаниям, является абсурдом!». Люди яростно вступают в перепалки, когда их знания и мнения не совпадают. Каждый из них считает свое знание единственно правильным. И никто из них не видит, что, возможно, они все правы.

Воспитание занимается тем, что программирует каждого человека на определенный образ жизни. Пока ребенок маленький, он не подвергает сомнению все, что ему говорится. Он слушается и полностью доверяет своим родителям. Вот только не всегда сами мамы и папы понимают, что они пытаются в своих детях запрограммировать и как это потом повлияет на их жизнь, когда те повзрослеют.

Страхи, комплексы, внутренние запреты, убеждения, направленность , модели поведения и прочее – все воспитывают в детях родители. Вот почему уже принято говорить о том, что абсолютно все дети покалечены своими родителями, которые сами являются закомплексованными, неуверенными, боязливыми, зажатыми и далеко не все знающими людьми.

Что такое формирование личности ребенка?

Семья играет важную роль в формировании личности ребенка. Что это такое? Это такое воздействие на малыша, которое будет способствовать его социализации, саморазвитию, становлению как личности. Стоит отметить, что все люди вырастают разными, а это говорит о том, что родители прибегают к различным методам воспитания.

Среди одной из методик развития является подражание. Ребенок просто копирует поведение и черты характера, мысли своих родителей. Существуют различные методы воспитания детей. И все они по-своему привлекательны и эффективны в достижении определенных результатов. Однако существуют универсальные методы, которые функционируют независимо от желания и стремлений родителей.

Один из этих методов называется подражание. Обратите внимание, как в природе взрослые животные обучают своих детей искусству выживания. Мама выходит со своими детенышами на охоту и сама демонстрирует, как нужно ловить жертву, кушать ту или иную травку, облизываться и т. д. Мать собственным примером показывает, что нужно делать ее деткам, чтобы выжить. Такой же принцип действует и среди людей, но не все о нем помнят. Ребенок внимательно наблюдает за своими родителями и повторяет все, что они делают. При этом он не анализирует их поступки, так как считает, что раз это делают его родители, значит, это полезно для того, чтобы выжить.

К примеру, молодые мамы отпускают своих детишек играть в песочнице, а сами при этом курят и пьют на лавочках, обсуждая какие-то темы. Дети на все это смотрят и запоминают. Стоит ли потом удивляться, почему со временем эти самые дети начинают курить и пить? Как родители себя ведут, такими же будут и их дети.

Единственный способ обучения детей, а также и других людей, – собственный пример. Не следует воспитывать детей. Воспитайте в себе то, что вы хотите воспитать в своем ребенке. Он на вас посмотрит и скопирует ваше поведение.

Этапы воспитания ребенка:

  1. Родитель имеет свой характер.
  2. Ребенок начинает уважать своих родителей.
  3. Уважая, ребенок подражает родителям.
  4. Ребенок задает какие-то вопросы.
  5. Родители ненавязчиво дают советы.

Чтобы ваш ребенок прислушивался к вашему мнению не только в дошкольном возрасте, но и после, следует вызвать у него внутреннее чувство уважения. Как только это чувство достигнуто, ваш ребенок начнет не только подражать вам, копируя ваши поступки и характер, но и прислушиваться к вашему мнению. Очень важно позволить в сердце своего крохи сохранить то чувство любви и уважения, которое он испытывает к своим родителям, чтобы потом иметь возможность влиять на его воспитание характера и регулировать поведение.

В процессе развития кроха не способен оценить свои поступки и слова, поэтому он совершает некие действия, обращая внимание на то, как на них реагируют родители. В зависимости от их реакции и воспитательных мер, которые к нему применятся после каждого совершенного поступка, у ребенка формируются те или иные привычные модели поведения.

Формирование личности ребенка в семье

Что такое личность? Это результат культурного, социального и воспитательного влияния на человека. Никто не рождается личностью. Однако по мере приобретения знаний, опыта, наработки качеств характера и навыков человек становится индивидуальностью,

В вопросе формирования ребенка существует два аспекта:

  1. Осознание малышом своего места в мире. Как распознать, что он достиг своего развития?
  • Ребенок понимает местоимение «я» и использует его.
  • Ребенок способен себя контролировать.
  • Ребенок способен разделять вещи на «хорошие» и «плохие».
  • Ребенок может рассказать о себе: о внешности, характере, способностях, внутренних мыслях, ощущениях, переживаниях.
  1. Развитие чувств и волевой сферы, чтобы развивать определенные качества и модели поведения.

Личностью ребенок становится не ранее 2-х лет, поскольку до этого времени преимущественно занимается своим физическим развитием. С 3-х лет приходит самосознание. А уже к 5 годам ребенок выделяется на фоне остальных детей, что делает его личностью.

Соседи, друзья, школа, реклама, социум в целом, несомненно, имеют свое влияние на человека, который постепенно меняется. Однако эти изменения будут незначительными. Базу закладывают в ребенка его родители, которые окружают его в первые годы жизни. Он берет с них пример, подражает, копирует их. Вот почему со временем становится заметно, что ребенок ведет себя так же, как и его родители.

Семья – посредник между социумом и ребенком. Родители сами поддаются влиянию социума, вбирая в себя нравственные, моральные, культурные и прочие устои. Затем они их передают ребенку. Но все же воспитание в каждой семье различается по той причине, что каждый родитель усвоил не все, а лишь отдельные принципы социума.

  • В первый год жизни родители занимаются лишь физическим развитием ребенка.
  • На втором году жизни можно знакомить ребенка с общественными устоями.
  • После достижения 2 лет необходимо внедрять в ребенка нравственные и моральные принципы.
  • После 3 лет необходимо уже настаивать на их соблюдении.

Воспитание и формирование личности ребенка

Семья является первой средой, в которой формируется и воспитывается личность ребенка. Воспитание в каждой семье различается, поскольку оно основано на тех убеждениях, страхах, качествах характера и поведении, которыми обладают сами родители. Не забываем, что все люди разные. Вот и получается, что два (или один человек, если нет второго родителя) индивида со своим уникальным набором всех психологических качеств создают среду для малыша, в которой он будет расти и развиваться.

Среды создаются разные, поэтому и личности воспитываются различные. Главным постулатом, которого должны придерживаться родители, должна быть любовь. А то, что ребенок проходит через систему поощрений и наказаний, является естественным процессом воспитания.

Стоит отметить, что родители сами не являются идеальными людьми. Поэтому им навряд ли удастся воспитать идеального ребенка, который всегда и все будет делать правильно. В процессе воспитания часто родители совершают ошибки, о которых могут даже не догадываться.

С появлением таких понятий, как успех и лидерство, ученые всерьез занялись вопросом устранения причин, делающих человека несчастным и бедным. Как оказалось, многое зависит от воспитания, через которое проходят абсолютно все люди. Старые методы взращивают в детях те привычки и качества, которыми ранее обладали их предки. А они не жили богато и счастливо. Получается, что родители воспитывают в собственных детях инфантильность, жертвенность и чувство неуверенности в себе. Это мешает достичь успеха в современном мире, который приветствует людей-лидеров.

Какие 7 ошибок воспитания выделяют ученые?

  • Родители не позволяют детям рисковать.

Отсутствие риска приводит к незнанию реалий жизни. Мир не прост и не мил. Если родители постоянно опекают и заботятся о своем малыше, давая 24-часовую защиту от любых бед, то воспитывают в нем заносчивость и низкую самооценку.

Ребенок должен упасть и забить ножку, чтобы понять, что следует за его действиями. Подросток должен пережить страдания из-за первой неудачной любви, чтобы повзрослеть эмоционально. Рискуя, пробуя, попадая в различные ситуации, он научается реальной жизни.

  • Родители слишком быстро бросаются на помощь к ребенку.

Пытаясь каждый раз помочь, в первую же секунду начать исправлять ошибки и решать все последствия действий ребенка, мамы и папы развивают в нем беспомощность. Во-первых, ребенок начинает думать, что в случае неудачи его проблемы всегда кто-то решит. Неприятные последствия обязательно кто-то разгребет. В обычной жизни никто не собирается помогать взрослому человеку. Если ребенок не научится решать сложные ситуации сам, тогда окажется неприспособленным к реальной жизни.

  • Чрезмерное восторжение.

Если родители по любому поводу восторгаются сыном/дочкой, это приводит к повышенной самооценке. Данное направление стало поощряемым за последние годы. Однако исследования показывают, что дети начинают лгать, жульничать и преувеличивать, когда понимают, что ими восхищаются только родители, а окружающие не видят в них ничего особенного. Неспособность сталкиваться со сложностями и воспринимать себя адекватно заставляет детей искать другие пути получения привычного и приятного восторга.

  • Поощрять всех без исключения.

Неспособность показывать детям реалии жизни приводит к тому, что те неадекватно оценивают собственные поступки и слова. Родители часто хотят похвалить своего ребенка, который совершил хороший поступок, при этом не обделить похвалой и остальных детей, которые ничего не сделали для достижения успеха. Дети перестают видеть необходимость прилагать усилия, трудиться, если даже при отсутствии достижений их хвалят. Теряется понимание причинно-следственных связей, когда в реальном мире человек получает успех лишь после того, как что-то сделает ради него, предпримет действия, ущемит свои желания и напряжется, если нужно. Следует учиться родителям говорить «нет» и «не сейчас». Хвалите лишь за то, что сын/дочь достиг какого-то (даже маленького) успеха.

  • Желание назидать и поучать, а не обсуждать ошибки.
  • Интеллект не связан со способностью жить самостоятельно.

Часто родители путают такие понятия, как интеллект и умение быть самостоятельным. Человек может многое знать, но быть абсолютно неумелым в условиях реальной жизни. Часто наблюдаются талантливые в своем деле люди, но абсолютно безалаберные в общении с окружающими, не умеющие предсказывать последствия своих поступков. Ребенок может быть умным, но абсолютно неприспособленным к реальной жизни. Это указывает на ошибочное воспитание, когда ему дают знания, но не развивают навыков самостоятельной жизни.

  • Не жить по правилам, по которым должны жить дети.

Чему учат детей, родители должны сами придерживаться. Пока ребенок маленький, примерами лидеров являются его родители. Как они живут? Как себя ведут? Как поступают в разных ситуациях? Он обучается лидерству на их примере. Трудно переубедить ребенка в обратном, что родители поступали неправильно и они не являются лидерами по жизни. Если желаете успеха собственному ребенку, тогда сами должны стать успешными лидерами в реальном мире. Он скопирует это и сам достигнет вершин успеха, когда станет взрослым.

Итоги воспитания

Каким бы правильным или неправильным ни было воспитание, а в итоге все равно появляется личность со своим уникальным набором качеств, убеждений, ощущений и повадок. Воспитание все равно формирует личность, а насколько она будет адаптирована к , это уже другой вопрос.

Не следует забывать, что быстрее всего воспитание и развитие происходят в процессе деятельности, взаимодействия, общения. Не на словах, а на поступках в человеке зарождаются те или иные качества, мысли, чувства. Поэтому следует активно вовлекать детей в различные виды деятельности, что будет способствовать скорейшему их развитию как личностей.

Рассказать друзьям