О возрастных особенностях детей и методике преподавания опк. Доклад «формы и методы обучения на уроках опк» методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему История развития практики знакомства с культурой Православия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению методики преподавания основ православной культуры в начальных классах 5
1.1 Основы православной культуры как общеобразовательный предмет 5
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников 9
Глава 2. Особенности методики преподавания предмета «Основы православной культуры» в начальной школе 16
2.1 Анализ УМК по предмету «Основы православной культуры» 16
2.2 Методические принципы преподавания предмета «Основы православной культуры» в начальной школе 19
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Введение

Актуальность исследования курсовой работы определяется тем, что в настоящее время высшие и средние образовательные учреждения переходят на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Кризис ценностных систем в современном обществе, размывание норм морали, значимости институтов семьи осложняют пути личностного самоопределения ребенка. Особенно остро встает вопрос нравственного воспитания российских школьников. Воспитание национальной идентичности школьников, формирование у них нравственных ориентиров жизненного выбора невозможно без знания культуры своей страны. Решение данных задач многие исследователи связывают с обращением школьного образования к историческим истокам российского образования – православной культуре.
Изучение православной культуры в светской школе связано со стремлением помочь ребенку понять общенациональные идеалы и уважать культурные традиции разных конфессиональных и этнических групп. Осваивая ценности своей этнической культуры, учащиеся приобщаются ко всей российской культуре.
Дети младшего школьного возраста имеют свои психолого-педагогические особенности, без учета которых невозможно обучение их основам православной культуры. Младший школьник активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности – учении.
Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.
Изучением особенностей преподавания предмета «Основы православной культуры» в школе занимались такие исследователи, как Г.П. Выжлецов, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Э.С. Маркарян, М.С. Уваров, о. Павел Флоренский и мн.др. Однако до настоящего времени отсутствуют конкретные методики преподавания основ православной культуры в начальных классах, что связано с неопределенностью статуса данного общеобразовательного предмета в системе российского образования.
Объект исследования курсовой работы– православная культура в содержании начального школьного образования.
Предмет исследования курсовой работы – методика преподавания основ православной культуры в начальных классах.
Цель исследования – разработка методических принципов преподавания основ православной культуры в начальных классах.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. рассмотреть «Основы православной культуры» как общеобразовательный предмет;
2. выделить психолого-педагогические особенности младших школь-ников;
3. проанализировать УМК по предмету «Основы православной культуры»;
4. разработать методические принципы преподавания предмета «Основы православной культуры» в начальной школе.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 26.09.1997 г. №125-ФЗ (в ред. от 28.11.2015 г.) «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Элек-тронный ресурс] // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – 31 декабря.

Электронные ресурсы:
3. Всем епархиальным преосвященным. Патриарх Московский и всея Руси Алексий [Электронный ресурс] // http://atheismru.narod.ru/atheism/rpc/direct.htm.
4. Журавский А.В. Выступление на международном семинаре «Диалог, толерантность, образование: совместные действия Совета Европы и религиозных конфессий» 22-23 февраля 2006 года [Электронный ресурс] // www.minregion.ru.
5. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов среднего образования предмета «Православная культура» [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru:12550/db/text/358393.html.
6. Озмитель Е.Е. Православная культура и научные подходы к ее изучению [Электронный ресурс] // www.kurgan.orthodoxy.ru/index.php?option=com.
7. Основы религиозных культур и светской этики. Об учебном курсе [Электронный ресурс] // http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402.
8. «Письмо десяти академиков» [Электронный ресурс] // http://www.novayagazeta.ru/data/2007/kentavr03/00.html.
9. Резолюция BPHC «О преподавании Основ православной культуры в школе» [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru/db/text/209473.html.
10. Шестун Г., игумен. Православная культура – культура Право-славной цивилизации [Электронный ресурс] // www.fondiv.ru/articles/1/164.

Научная литература:
11. Балицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
12. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.
13. Бердяев Н.А. Философия свободы. – М.: Олма-Пресс, 2000.
14. Большой толковый словарь русского языка – СПб.: Норинг, 1998. – 1536 с.
15. Бородина А.В. История религиозной культуры: программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. – Изд. 5-е, испр. – М.: Основы православной культуры, 2006. – 64 с.
16. Волков Б.С. Психология младшего школьника: уч. пособие. – М., 2002. – 128 с.
17. Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
19. Корольков А.А. Русская школа и стратегия духовного просвещения // Педагогика. – 2003. – №5.
20. Кураев А., диакон. Культурология православия: готова ли школа к новому предмету? – М.: Грифон, 2007. – 272 с.
21. Кураев А.В., протодиакон. Основы православной культуры. 4-5 классы: уч. пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
22. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: уч. пособие. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
23. Марсадолова Т.Л. Изучение православной культуры в светской школе: культурологический подход: Дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2011.
24. Мир детства: младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с.
25. Новикова Н.В. Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. – , 2011. – 182 с.
26. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
27. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия. – Т. 1. – 1998. – 670 с.
28. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способ-ностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). – : Деловая книга, 2001. – 141 с.
29. Уваров М.С. Богословие и современное гуманитарное образование // Вестник Российского философского общества. – 2003. – №1.
30. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.
31. Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании образования. – М.: Просвещение, 2002. – 336 с.
32. Шевченко Л.Л. Православная культура: уч. пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 1. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009. – 128 с.
33. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 416 с.
34. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е.М. Борисовой. – : НПО «МОДЭК», 1998. – 303 с.

Общий объем: 31

Год: 2016

Янушкявичене О. Л.

Когда среди людей, собирающихся преподавать в школе ОПК, заходит разговор о методике преподавания, часто устанавливается благоговейная тишина. Зачастую такие люди являются верующими, желающими послужить «во благо», но неискушенными в педагогике, и им кажется, вот сейчас их научат, сейчас им откроют великие тайны... Конечно, серьезная педагогическая подготовка необходима, нужно знать, как подойти к детям, как общаться с ними, но, наверное, пришло время поговорить и о самих методиках: на что они ориентированы, какое действие оказывают. Нужно, наконец, и о целях наших поразмыслить, а то ведь может оказаться, что под действием методик корабль ОПК поплывет очень быстро, да не туда...

Целью обычных уроков в школе является обучение знаниям и умениям. Для этого методики наработаны. А целью уроков ОПК? Получение знаний о русской православной культуре? Привитие эстетических навыков? Вряд ли... Интуитивно от этого курса хотят чего-то большего. Может быть, нравственность хоть чуть-чуть поднять, может, дать возможность детям о чем-то задуматься, внутренне освободиться от верчения в суете, почувствовать дыхание вечности.

Европейская культура построена на субъект – объектных отношениях. Эти же отношения во многом господствуют и в школе. Учитель - субъект, ребенок – объект. И кажется, целью ОПК является обрисовать, объяснить, показать ученику красоту жизни, построенной на истинном основании, чтобы он был готов исполнить в жизни то, что ему предназначено. Готов, но захочет ли?

Светская педагогика и психология обходят проблему Добра и Зла. Они стараются помочь человеку в его мелких поверхностных проявлениях. Но борьба Добра и зла достигает самой глубины сущности человека, в том числе и ребенка, душа каждого человека – поле битвы. И вот к самому глубокому в человеке и должен быть обращен предмет ОПК, иначе он, в общем-то, не нужен, культурологических и эстетических курсов в школе и так хватает, и ради введения еще одного из них не стоило бы ломать копья. Но как направить ОПК таким образом? Какие из имеющихся методик в этом могут помочь?

Известный психолог Г. С. Абрамова писала (см. 1, стр.184): «Идея духовной помощи соблазнительна как никакая, особенно когда выражается высокими словами». Очень легко в благородном порыве представить себя этаким каменщиком человеческих душ, да еще и вооруженным знаниями, и начать формировать будущих жителей Божьего Царствия (аналогично тому, как когда-то формировали строителей коммунизма), но в этом будет страшное насилие. В онтологической глубине человека живет тайна свободы, и никогда другой человек не может быть объектом воздействия, какие бы высокие цели при этом не ставились. Свобода человека так велика и так страшна, что даже среди учеников Христа был Иуда, не пожелавший ответить на любовь Богочеловека. Нельзя за человека принять решение о том, кто он есть, это было бы страшнее изобретения газовой камеры.

Г. С. Абрамова писала (см. там же): «Духовная помощь отличается от помощи психологической, как сущность человека отличается от проявлений его Я. Духовная помощь может быть понята как помощь в обретении человеком совести, свободы, ответственности, веры и любви к Богу. Насколько она возможна под влиянием другого человека?...Сколько бы психологических теорий не было на свете, они не могут пройти мимо факта духовной работы человека. Чем она может быть вызвана? Какова в ней роль другого человека?»

Есть два пути: можно насаждать идеи и в этом будет насилие, можно стремиться к Идеалу самому. Г. С. Абрамова писала (см. там же): «Работа по созданию идеала обладает бесконечным потенциалом энергии. Вот поэтому человек формирующий – и похож на дрессировщика с кнутом, а человек, созидающий и воплощающий идеал, - похож только на самого себя, ему не нужен кнут (и пряник тоже), он сам оказывает воздействие такого же качества, как свет на тьму».

Последние слова: «Воздействие такого же качества, как свет на тьму», - могут быть смело записаны в цели предмета ОПК, а «человек, созидающий и воплощающий идеал» может попасть в отдел методик.

Недаром Серафим Саровский учил: «Стяжи Дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Конечно, реальные педагоги от святости далеки. Но в педагогике существует принцип: воспитывать становление становлением. Живой поиск живого человека, который живет рядом, которому ты не безразличен, который является твоим другом, который понимает тебя может быть лучше, чем ты сам, который радуется всем твоим успехам и скорбит о твоих падениях, не может не воспитывать. Конечно, такое отношение к воспитуемому является подвигом, но если педагог не готов на такой подвиг, то лучше ему не браться за духовное воспитание, а заняться чем-нибудь другим. Вспомним апостола Иакова, который писал: «не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению. Ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3:1-2).

В христианстве Бог личен. В самой онтологической сущности Святой Троицы лежит понятие Ипостаси. И вот это личностное начало присуще каждому человеку как образу Божию. Поэтому по-настоящему урок по предмету ОПК может быть лишь встречей личностей с личностью. Если человек, сознавая свою немощь, обращен в меру своих сил к Богу, а также к ребенку как образу Божию, то любовь в каждой конкретной ситуации подскажет, как поступить. Главное, помнить, что не ты спасаешь ребенка, а от твоего отношения к нему зависит твое собственное спасение.

2. О некоторых конкретных трудностях

ОПК преподавать трудно и по многим вполне приземленным причинам. По этому предмету не ставится оценка, преподаватель не кричит, не строжится чрезмерно – какой-то несерьезный предмет получается... А в старших классах и того хуже – для поступления в университет он не нужен, так зачем же в наш прагматичный век на него тратить время?

Урок часто спотыкается с первого же шага: на нем нет дисциплины и часто собственно урока нет. Особенно остро проблема отсутствия дисциплины стоит в среднем звене. Опытные преподаватели разработали много методических приемов «борьбы с детьми». Суть их сводится к тому, чтобы детей чем-то занять. Можно раскрашивать карты на тему урока, можно устраивать викторины или решать кроссворды. Но как-то интуитивно чувствуется, что такие занятия не могут быть целью урока, а лишь вспомогательным средством. Их можно сравнить с костылями, необходимыми, когда урок хромает. О том, какую форму урока можно считать желательной, я выскажу свое личное мнение.

Начну с воспоминаний. Господь призвал меня в советское время. Тогда весь мир вокруг, включая мужа и его родственников, был против моей веры. У меня было двое совсем маленьких детей, и вот только им я могла рассказывать о Боге. И получилось так, что мы стали единомышленниками в своей устремленности к Богу, у нас была своя тайна, которой мир не знал, и которой мир был враждебен. Мы были и до сих пор остаемся друзьями, и сердцевиной нашей дружбы является любовь к Богу.

Думаю, что идеал урока по ОПК – урок, на котором ученики и учитель ощущают себя единомышленниками, устремленными к поиску Истины. Конечно, такое бывает не всегда, но если бывает, это оставляет след на всю жизнь.

Хочется предупредить еще об одной опасности. На обычном уроке педагог «выше» своих учеников, он дает им знания, которыми он обладает, а они нет. На уроке ОПК такого неравенства быть не может. Да, может быть, дети, которые сидят в классе, не ходят в церковь, может быть, они не постятся и не молятся по утрам, но Господь ведь оценивает сердечную глубину и чистоту, и мы не знаем, какой будет Его оценка. Мы, педагоги, по своему духовному уровню очень далеки от уровня апостола Павла или других святых, устами которых говорил Бог, мы, смея говорить о Боге, должны непрестанно взывать как мытарь: «Боже, Будь милостив мне грешному!». Мы не можем «возвышаться» над детьми, единственное, что мы можем – это вместе с ними искать Бога.

3. Возрастная классификация уровней восприятия морали Кольберга.

Перед тем, как дать некоторые конкретные методические советы по преподаванию ОПК, постараемся дать некоторую характеристику состояния детей в различном возрасте. Наиболее интересна для наших целей возрастная классификация развития восприятия морали.

Рассмотрим концепцию Кольберга. Кольберг выделял три уровня развития морали ребенка, каждый из которых имел две стадии.

I. Доконвенционный моральный уровень.

Первая стадия – ориентация на наказание и послушание.

Вторая стадия – наивная гедонистическая ориентация.

II. Конвенционный моральный уровень.

Третья стадия – ориентация хорошей девочки\хорошего мальчика.

Четвертая стадия – ориентация поддержания социального порядка.

III. Послеконвенционный моральный уровень.

Пятая стадия – ориентация социального соглашения.

Шестая стадия – ориентация на универсальные этические принципы.

Возраст, в котором ребенок переходит на следующий уровень, индивидуален, хотя некоторые закономерности есть. Дети, обучающиеся в начальной школе, как правило, находятся на доконвенционном моральном уровне. Они ориентируются на авторитет, верят в абсолютность и универсальность ценностей, поэтому понятия добра и зла они перенимают от взрослых.

Подходя к подростковому возрасту, они, как правило, переходят на конвенционный уровень. При этом большинство подростков становятся «конформистами»: мнение большинства для них совпадает с понятием добра.

Переживаемый подростками негативный кризис, не считается нравственным дегрессом – он показывает, что подросток переходит на более высокий уровень развития, включающий в свое внимание социальную ситуацию. При этом часть подростков находится на стадии «хорошего мальчика», другие же достигают стадии «поддержания социального порядка».

Однако существуют подростки, которые не достигли конвенционного уровня. Проведенные Фрондлихом и Кольбергом в 1991 году исследования показывают, что 83% правонарушителей подростков этого уровня не достигли.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Общие дидактические принципы в методике преподавания православной культуры

Предмет «Основы православной культуры» изучает культуру православной традиции, поэтому преподавание ОПК тесно связано с изучением содержания православной вероучительной традиции, которое представлено в богословии. Специфика содержания предмета ОПК выражена в его культурных проявлениях и этических ориентирах, изучаемых на материале христианской традиции.

Ведущими методическими принципами преподавания ОПК являются как общие принципы дидактики, раскрываемые применительно к этому предмету, так и особенные дидактические принципы, свойственные только этому предмету.

Общие принципы дидактики: научности, системности, культуросообразности, природосообразности, последовательности изложения, -не могут быть нарушены или игнорируемы в преподавании основ православной культуры.

Принцип научности в методике преподавания ОПК означает соответствие изучаемого материала тому корпусу научных знаний, который сложился в христианском богословии. Нарушением принципа научности будет искажение материала, желание упростить восприятие школьников, например, использование икон современных авторов, на которых русские святые могут быть изображены на фоне зимнего пейзажа. Согласно сложившейся иконографической традиции независимо от того, когда происходили события, на всех иконах всегда лето и светлое время суток.

Принцип системности означает соответствие преподаваемого материала целям, задачам и методам изучения предмета. В этом отношении даже небольшой по объему учебный материал может и должен быть системно структурирован. В качестве примера системного конструирования учебного материала можно привести учебное пособие протодиакона Андрея Кураева, где материал для четвероклассников изложен в системе от учения о Христе к учению о человеке и путях его спасения в православной традиции. Эта логика последовательно раскрывается в параграфах учебника. Сначала идут такие темы, как «Библия и Евангелие», «Проповедь Христа», «Христос и Его Крест», «Пасха». Далее следуют темы «Православное учение о человеке», «Добро и зло. Совесть», «Заповеди», «Милосердие», «Золотое правило этики». Венчают содержание учебника темы, раскрывающие пути и возможности спасения человека: «Подвиг», «Заповеди блаженств», «Зачем творить добро?», «Чудо в жизни христианина», «Христианская семья», «Защита Отечества», «Христианин в труде».

Принцип культуросообразности проявляется в соответствии текстов, иллюстраций, манеры изложения учебного материала той культурной традиции, о которой он повествует, а также в соответствии той культуре, которая знакома и доступна для постижения учащимся. Применение принципа культуросообразности в методике преподавания ОПК реализуется в гармоничном сочетании культурных образцов современности с эстетическим каноном православной традиции.

Принцип природосообразности реализуется в соответствии учебного материала и методов его изложения особенностям детской физиологии и психики. Опытными педагогами замечено, что материал религиозной традиции и культуры усваивается в детстве в прямой зависимости от специфики мышления ребенка, возрастных особенностей, особенностей интеллектуального развития. Дошкольникам интересны человеческие качества библейских персонажей. Для младших школьников актуальны образцы правильного поведения, для младших подростков -- ситуации морального выбора, а для старших подростков -- образы дружбы и любви.

Принцип последовательности изложения материала предполагает не только постепенное логическое раскрытие всех изучаемых тем, но и выявление межпредметных связей в содержании образования. Наличие содержательного ядра в каждом предмете определяет возможность построения межпредметных связей. Так, например, история России XVII в. предполагает знакомство с церковной реформой 1650--1660 гг., а нравственные искания героев произведений Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского становятся понятными только в контексте христианских ценностей.

Особенные принципы преподавания православной культуры

Особенными дидактическими принципами преподавания основ православной культуры назовем являются принципы христоцентричности, иерархичности, другодоминантности, антиномичности, незавершимости.

Принцип христоцентричности в методике преподавания ОПК состоит в том, что центром изучения культуры Православия является факт Боговоплощения, а также предшествующие и последующие за ним события и их отражение в культуре.

Принцип иерархичности заключается в строгой иерархии целей и смыслов изучения материала религиозной культуры. Явления и понятия, выносимые для изучения в предмете ОПК, не являются равнозначными и рядоположенными. Для адекватного их изучения необходимым методическим условием является передача иерархической соподчиненности изучаемых тем.

Принцип другодоминантности в преподавании ОПК реализуется в знакомстве учащихся с позицией Другого (им может быть Бог или другой человек). Выход за рамки своего наличного состояния, своих переживаний и желаний, что предполагает использование принципа другодоминантности, предоставляет учащимся иной механизм постижения в том числе и самого себя.

Принцип антиномичности заключается в изучении единства двух взаимно противоположных суждений. Христианская культура и богословие на много веков раньше современной науки выявили необходимость антиномичного подхода к описанию ведущих своих положений. Бог и Его творение находятся в нераздельном и неслиянном единении. Христос -- это Бог и человек одновременно.

Принцип незавершимости реализуется в методике преподавания ОПК признанием конечной непостижимости изучаемых явлений. Именно в этом предмете остается место для тайны, что позволяет формироваться сакральному отношению (от лат. sacrum «священный») к определенным явлениям в человеческой жизни и культуре.

Методические приемы и педагогические технологии преподавания модуля ОПК.

C 2013 года в Российской Федерации введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». В Чувашской Республике обучение данному предмету началось в 2009 году в четвертых классах, обучение было направлено на формирование у учащихся толерантного отношения к окружающей действительности, людям, обществу, природе, малой Родине. Перед нами, педагогами стоят важные задачи – формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях других народов. И самое главное - донести до обучающихся, что каждая духовная культура имеет свои отличительные особенности, что все народы равны. Успешное освоение курса «Основы православной культуры» возможно лишь тогда, когда все участники образовательного процесс: педагоги, обучающиеся, родители - станут единым целым, и в том случае если мы будем применять интересные формы проведения уроков.

Формы проведения уроков

- урок-исследование

Урок конструирования понятий, правил

Урок работы с первоисточником

Урок-диалог

Урок защиты творческих работ

Урок-сочинение

Урок - путешествие

Урок-выставка

Урок-конференция

Урок-проект

Урок взаимоконтроля

Во время проведения урока стараюсь создавать в классе атмосферу, которая бы способствовала:

Активизации мышления учащихся;

Способствовала активной дискуссии;

Повышала мотивацию учащихся;

Обеспечивала активную учебную деятельность;

Стимулировала рефлексию;

Давала возможность учащимся услышать разные мнения;

Помогала учащимся задавать вопросы;

Способствовала самовыражению.

Активно использую кейс – технологии на уроках ОПК. Основная функция метода case-study – учить решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует обучающихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, развивает творческий потенциал.

Этапы работы над кейсом:

Первый этап – знакомство с ситуацией, её особенностями.

Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем)

Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

Четвёртый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов

Например:

Кейс. Представьте ситуацию, что Вам предстоит издать книгу о крещении Руси. Придумайте и запишите название книги, дизайн книги и ее содержание.

Название книги.

Какие иллюстрации будут использованы в книге?

Какие главы будут включены в книгу?

Создайте эскиз обложки книги.

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Литература:

1.Голубчикова М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению. – Иркутск: изд-во ГОУ ВПО «ИГПУ»

2. Корсунова О. Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад. Москва. 2003г

3. Материалы для повышения квалификации учителя

Коблова Ольга Федоровна, учитель начальных классов МБОУ "Горельская СОШ"
Назначение:данный материал был представлен на ШМО по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Изучение истории и культуры религии в форме отдельного учебного предмета, курса имеет свои преимущества , связанные, прежде всего, с системностью изложения материала и возможностью решения конкретных образовательных и воспитательных задач. Этот курс помогает увидеть проблемы с разных точек зрения и в разном толковании - с позиций светских и религиозных, а также наглядно убедиться в том, что даже при разных взглядах люди могут найти основы для открытого диалога и объединения. Он шаг за шагом формирует общество, в котором культурные различия только усиливают процесс консолидации вокруг общечеловеческих ценностей.
Но цель преподавания состоит не в том, чтобы ребенок усвоил определенные ЗУН, как в преподавании других учебных предметов, а получил представление о традиционной культуре своего и других народов и научился уважать ее. Здесь цель более воспитательная, нежели дидактическая.
Вместе с тем, на этом пути возникают определенные риски :
Риски, связанные с опасностью перегрузки учащихся информацией . Вводя в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы новую область знаний, следует помнить предостережение о том, что при перегрузке учащихся информацией у них блокируется эмоциональная сфера. Т.е. здесь остро встает вопрос межпредметных связей. Кроме того, религиозные, религиоведческие знания – это информация особого рода, требующая изначально формирования у учащихся положительного отношения. Что же имеется в этом плане в настоящее время? Перегруженностью страдают почти все действующие учебники. Многие учебники по религиозной культуре явно не соответствуют возрастным возможностям школьников.
Содержание курсов религиозной культуры зачастую слабо интегрировано с содержанием основных учебных предметов , существует как бы «само по себе». Помимо опасности перегрузки учащихся информацией, о чем говорилось выше, это может оказать негативное влияние на единство учебно-воспитательного процесса в школе в целом. Преподавание курсов по истории различных религий учителями-предметниками несет риск неконтролируемых духовно-нравственных воздействий на учащихся .
При апробации складывающейся системы организации учебной деятельности по комплексному учебному курсу ОРКиСЭ (модуль «Основы православной культуры») можно опираться не только на содержание учебника А. Кураева «Основы православной культуры», но и имеющиеся на сайтах /
Сайт «Церковная школа»
Сайт «Православное дело»
Православный образовательный портал «Слово»
Детский портал «Солнышко»
Школа Радости
Форум о. Андрея Кураева. Раздел «Воскресная школа»
Сайт «Светоч» (Основы Православной веры в презентациях)
Портал «Начальная школа – детям, учителям, родителям»
Сайт журнала «Начальная школа»
Сайт "Кукольный театр в воскресной школе "
/ОПКиСЭ тематические презентации, опыт работы учителей-новаторов, содержание рабочих тетрадей на печатной основе, но, в большей степени, на имеющийся у обучающихся минимальный культурологический, этический, исторический и морально-нравственный опыт.
Затруднения в реализации комплексного учебного курса ОРКиСЭ испытывают не только учителя, но и обучающиеся.
Методологические противоречия прояснились только после многоэтапного анализа содержания учебника А. Кураева «Основы православной культуры» и результатов наблюдения за поведением и восприятием содержания дисциплины (учебника) обучающимися 4 - 5 класса.
Условно методологические противоречия можно представить в двух аспектах: 1. социальном; 2. этическом.
Социальные противоречия обусловлены столкновением двух процессов формирования религиоведческих представлений: обывательский (опыт семьи) способ воцерквления и светский способ восприятия религии как культурного факта русской истории. Успевшие сложиться семейные ценности, религиозные ценности, обывательское восприятие религиозных явлений и фактов создаёт методологические «помехи» в восприятии содержания культурологического курса «Основы православной культуры». Содержательный, стилистический, религиозно-языческий хаос представлений у обучающихся, сформированный социумом, родителями, семьёй осложняет логику восприятия и принятия существующих в православной культуре культурологических традиций, явлений и фактов.
Этическое противоречие , на мой взгляд, создано автором учебника и его гражданской (профессиональной) позицией: учебник «Основы православной культуры» создан воцерквлённым человеком, священником, который воспринимает всех читающих данное учебное пособие как сложившихся православных. У людей, у которых ещё не сложилось устойчивое восприятие Веры, далёких от религиозного восприятия жизни, это вызывает недоумение и настораживает определённой, стилистически и профессионально оправданной позицией А. Кураева, категоричностью и однозначностью примеров и выводов.
Поскольку комплексный учебный курс ОРКиСЭ (модуль «Основы православной культуры») носит безотметочный, но оценочный характер, для обучающихся и их родителей важнее будет самооценка результатов деятельности на уроке и уровень выполнения итоговых творческих (проектных) работ. Предметные результаты освоения комплексного учебного курса ОРКиСЭ носят отсроченный характер, при котором качественные результаты переходят в количественные по истечению определенного промежутка времени.
Поэтому промежуточным результатом учебной деятельности во многих школах стали урочные «листы рефлексии» :
Тема урока сегодня: (иногда тема заранее формулируется учителем, если представляет собой комплексную проблему), (чаще тема формулируется обучающимися самостоятельно после решения проблемной ситуации, или участия в проблемной беседе);
Я на уроке для того, чтобы… (самостоятельное определение индивидуальной цели присутствия на уроке);
Основные понятия темы сегодня (чаще предлагаются учителем списком, из которого обучающиеся выбирают наиболее ценностные для себя);
Ключевые образы темы (список образов даётся учителем, или выделяется после самостоятельного знакомства с текстом учебника, анализируемым на уроке);
Мне было интересно, когда…(самостоятельное выделение компонентов урока, его этапов, видов работы);
Мне было сложно, когда…(самостоятельное выделение компонентов урока, его этапов, видов работы);
Урок помог мне (самостоятельное формулирование обучающимся итога или результата урока с опорой на самостоятельно сформулированную цель присутствия на уроке) …
Это поддерживает познавательный интерес обучающихся, активно их включает в образовательный процесс урока, формирует системную потребность в самооценке и взаимной объективной оценки результатов интеллектуальной деятельности на уроке. В начале каждого урока: после вводной проблемной беседы, разрешения проблемной ситуации, проблемной жеребьёвки, просмотра мультфильма, видеозаписи или прослушивания аудиозаписи обучающимся вместе с учебниками предлагаются «листы рефлексии», где заполняется тема и цель урока. Остальное содержание листа – основное (понятия и образы) заполняется в процессе анализа основного содержания урока, учебника или творческой работы. Последние категории (пункты) листа заполняются при подведении итогов урока, выражении личностного отношения к проблеме урока, теме урока, собственной деятельности и результатам этой интеллектуальной деятельности на уроке.
Домашние задания для уроков ОРКСЭ отличаются от традиционных. Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д. Например: «Нарисуйте, как вы представляете себе ковчег Ноя»; «Подготовьте 1 –2 вопроса по материалу, который мы изучали на предыдущих уроках, чтобы задать их одноклассникам»; «Подготовьте рассказ о том, какие обычаи и традиции существуют в вашей семье. При подготовке задания обратитесь за помощью к членам семьи», «Напишите небольшое сочинение на тему «Я хочу пожелать всем людям…». Возможно, что по разным причинам эти и аналогичные задания смогут выполнить не все ученики, и учитель не должен настаивать на их выполнении.
Безусловно, задания должны даваться не на каждом уроке каждому ученику. Можно использовать дифференцированную систему домашних заданий, индивидуальные опережающие задания – одному-двум ученикам или группе.
Также желательно, чтобы задания к урокам ОРКСЭ были вариативны, чтобы у детей был выбор. Например: к одному и тому же уроку могут быть на выбор предложены задания разных типов: творческие, на информационный поиск, на систематизацию изученного и т.д., которые будут выполняться разными учениками или группами.
Сейчас почти все УМК по ОРКСЭ укомплектованы рабочими тетрадями /…../ на печатной основе, их также можно рассматривать как ресурс для домашних заданий.
Идеи для домашних заданий учитель может найти в методических рекомендациях к УМК по ОРКСЭ (например, издательств «Просвещение» и «Дрофа», даже если на уроках используются другие учебники). Бывает, что сами ученики подсказывают темы и формы домашних заданий, проявляя на уроке интерес к какому-то вопросу или виду деятельности.
Особый вид домашних заданий – долгосрочные индивидуальные, которые подразумевают учебно-исследовательскую или проектную деятельность учащихся. Предполагается, что каждый ученик в течение года выполнит одно из подобных заданий, предлагаемых учебниками и поурочным планированием (в существующих на сегодняшний день УМК эти задания также даны с избытком, и учитель вместе с учениками имеет возможность выбирать и формировать из перечисленного собственный список). Учащиеся могут выполнять эти задания индивидуально или в группе, задание может объединять и одноклассников, изучающих разные модули, к выполнению такого типа заданий могут быть (и это желательно) привлечены члены семей учеников. Систему домашних заданий, особенно долгосрочных, желательно в общих чертах разработать еще на этапе подготовки к ведению курса, знакомства самого учителя с модулем, который он будет преподавать, и УМК, по которому он будет работать. В процессе эта система, конечно же, будет корректироваться. Учитель должен заранее продумать, что именно из материала следует предложить детям для заучивания, пересказа, ознакомления, рассуждения, творческой работы и т.д., какие формы и способы проверки результатов выполнения домашнего задания будут использованы на следующем уроке.
Перед человечеством всегда вопросы о смысле жизни, о смерти и бессмертиии, о предназначении человека. После десятилетий господства официального атеизма и гоняний на церковь и верующих в нашей стране религия и религиозные организации возвращаются в общественную жизнь России. На историко-религиозной тематике основаны классические страницы мировой и отечественной культуры. Без их знаний культурно - образовательный багаж человека становится ущербным. Для верующего человека религия даёт критерии добра и зла, определяет мировоззрение, формирует целостный взгляд на мир. Этот взгляд включает понимание истоков и смысла существования всего мира и каждого человека. Религия формирует убеждения многих людей, их взгляды на самих себя, своё место в мире, отношение к происходящему. Вот почему этот курс необходим в школе.

Литература
1. А.И. Половинкин Азбука Православия: Учеб.пособие/ ВолГТУ, Волгоград, 2002.
2. В.Н. Тростников Основы православной культуры: Лекции. Часть 1-3 – Ульяновск: ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2009. – 432 с.
3. Изучение православной культуры (из опыта школ Курской области): нормативно-педагогические документы, программа курса, тематическое планирование занятий. – М: Школьная Пресса, 2008. – 80с.
4. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.

Рассказать друзьям