О функции ид в гештальт - терапии, и некоторые аспекты селф. Жан-МариРобин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Большая часть психологических подходов рассматривает личность как некую структуру , состоящую из тех или иных частей или структур. Например, структура личности по З. Фрейд включает Эго, функцией которого является организация и синтез личности, Суперэго, занимающееся установлением и сохранением моральных норм, желаемых целей и идеалов, и Ид, включающее в себя инстинктивные влечения, побуждающие психику к активному поиску удовлетворения. З. Фрейд предположил, что психика имеет топическое измерение, то есть каждая из описанных им структур имеет определенную локализацию и связи с другими структурами. Иерархически организованные упорядоченные психические структуры, организующие и кодирующие то, как человек сознательно или бессознательно воспринимает самого себя, образуют Self или самость.

В гештальт терапии не принято понятие «личность». Скорее личность, в ее привычном понимании, может рассматриваться здесь как жесткая форма реагирования, в которой нет спонтанности в ее отклике на среду. В каждый момент времени изменяются характеристики поля, проявления организма и отклики среды. Постоянное изменение поля требует от организма большого внимания к возникающей новизне и выбора того, как организовывать контакт со средой в каждый момент времени.

Для гештальт терапи и, в отличие от психоанализа, характерно не топическое, а временное измерение : изучается не то, как структурированы психические процессы между собой, а то, как они организованы сейчас в данной среде, как они возникают и изменяются во времени и в пространстве. Поэтому, понятие Self в гештальт терапии является динамическим, темпоральным.

В гештальт терапии Self – это не фиксированная сущность и не психическая инстанция, это специфический для каждого человека процесс, характеризующий его способ реагирования в данный момент и в данном поле. Под ним понимается не просто «бытие» человека, а его «бытие-в-мире», которое изменяется в зависимости от возникающих ситуаций.

Self представляет собой то, как устроена контактная граница здесь-и-сейчас: где она пролегает и куда может сместиться через некоторое время. Self существует там, где происходит фактическое взаимодействие, Self это опыт, который здесь-и-сейчас переживается организмом. Перефразируя Аристотеля, Перлз пишет: «Когда палец прищемлен, Self находится в больном пальце».

Перлз рассматривает Self как комплексную систему контактов, необходимую для приспособления в сложном поле. «Self – система контактов – интегрирует перцептивно-проприоцептивные, моторно-мускульные функции и органические потребности. Self осознает и ориентируется, осуществляет агрессию и манипуляцию, а так же эмоционально чувствует, подходят ли друг другу среда и организм».

Self может проявляться и существовать в виде трех аспектов или функций: функция Id, функция Personality и функция Ego , которые вместе представляют собой главные стадии творческого приспособления .

Функция Ego это прогрессивное отождествление с возможностями и отчуждение от них. Функция Ego – это функция воли, выбора, здоровая произвольность, осознанное ограничение определенных интересов, движений, восприятий ради сосредоточения на других.

«Ид (Id) является фоном, раствором возможностей, он включает органическое возбуждение и прошлые незавершенные ситуации, становящиеся осознанными, и смутно ощущаемую среду, и зачаточные чувства, связывающие организм со средой». Id телесно, бессловесно, пассивно и иррационально. Мы говорим, что Self проявляется через функцию Id в том случае, когда человек сосредоточен на своих ощущениях или расслаблен и рассеян.

Функция Personality включает в себя систему представлений о себе и о мире, установки, принятые в межличностных отношениях, правила, роли, позиции. Часть этих представлений может быть ошибочна или усвоена без предварительного осмысления и проверки. Слово и язык так же связаны с функцией Personality. Пока Self проявляется функцией Id, мы бессловесны и ощущаем, но как только мы даем название ощущаемому процессу, обозначаем чувство, Self проявляется функцией Personality. Personality – это та фигура, которая создается из фона и которая может быть в конце цикла возвращена в фон и интегрирована с прошлыми опытами. «Персона проявляет себя до и после каждого цикла, она его обуславливает и им «питается», всякий опыт, будучи ассимилированным, обогащает ее, актуализируя тот образ, который я имею относительно себя».

И. Фромм акцентирует качественное отличие между тремя функциями. Он подчеркивает первичное положение Ego функции по отношению к Id и Personality. Утрата Ego функции означает, что Self теряет свою управляющую способность, и это нарушение приводит к расстройству двух других функций. Именно поэтому в гештальт терапии большое внимание уделяется функционированию Ego.

Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] Гингер Серж

«Функции self»

«Функции self»

На различных этапах «цикла опыта» или «цикла контакта» мой self (в конечном счете, мой способ нынешней адаптации к окружению) постоянно развивается. Он «функционирует» с помощью четырех основных способов , которые обычно называются «функциями self»: «оно», «личность», «эго», «средняя модальность». Эти термины имеют особый смысл в гештальтистском контексте.

Оно касается мира моих ощущений, потребностей (осознаваемых и бессознательных) и побуждений: голод, усталость, сексуальные желания. Оно является мне, «касается меня» в некотором роде без произвольного решения с моей стороны.

Личность образует основу, на которой появляются потребности: это то, что постоянно во мне, моя историческая характеристика, которая отвечает за то, что я признаю себя в качестве «кого-то, имеющего обыкновение…». Это тот образ, который я создал о себе самом и который переводится словами: «я человек, который…». Личность проявляет себя до и после каждого «цикла»: она его обусловливает и им «питается»; всякий опыт, будучи ассимилированным, обогащает ее, актуализируя тот образ, который я имею относительно самого себя.

Эго касается моих намеренных и осознанных выборов, за которые я ощущаю себя всецело ответственным и которые позволяют мне определять свое собственное поведение. Именно в зависимости от моих текущих потребностей и моей привычной личности я принимаю решения (следовательно, функция эго зависит от «оно » и от «личности »). Речь идет о том, что я хочу , о том, что я сегодня решил при нынешних обстоятельствах в поле текущего опыта.

Средняя модальность связана со спряжением в греческом языке: она не активная и не пассивная, но одновременно и то, и другое по форме. Больше всего она похожа на возвратное наклонение в русском языке: когда «я умываюсь», то одновременно являюсь и субъектом , и объектом своего действия; точно так же, как в случае, когда «мы общаемся», находимся в «диалогическом» взаимодействии : это полный контакт, взаимный обмен между мной и другими, мной и окружением.

Психоз связан с нарушением функций оно и личности , которые включаются именно в начале и конце цикла (предварительный контакт и ассимиляция); невроз связан с потерей функции его .

Из книги Тавистокские лекции автора Юнг Карл Густав

Рис. 1. Функции.

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

Функции коммуникации Коммуникация выполняет несколько важных для нас функций.1. Мы общаемся, чтобы удовлетворить потребность в общении. Все люди – социальные существа по природе своей, и мы так же остро нуждаемся в других людях, как в пище, воде и крыше над головой. Два

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

ФУНКЦИИ СУПЕРЭГО Суперэго функционирует для поддержания внутрипсихической и межперсональной гармонии и облегчения социальной адаптации. По Фрейду, для того, чтобы осуществить эту задачу оно «наблюдает за Эго, отдает распоряжения, выносит суждения и наказывает - в

Из книги Аналитическая психология. Тавистокские лекции автора Юнг Карл Густав

Рис. 1. Функции.

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

18. Функции эмоций Эмоции – особая сфера психических явлений, которая в форме непосредственных переживаний отражает субъективную оценку внешней и внутренней ситуации, результатов своей практической деятельности с точки зрения их значимости, благоприятности или

Из книги Измененные состояния сознания и культура: хрестоматия автора Гордеева Ольга Владимировна

Функции ИСС Остановимся подробнее на вопросе культурно–исторической обусловленности функций ИСС. Арнольд Людвиг разработал (теперь уже ставшие классическими) представления о функциях ИСС для отдельного человека, которые он разделял на две большие группы –

Из книги Я и все остальные. Начала соционики. автора Бескова Любовь Анатольевна

Аспекты и функции Описанный в предыдущей главе набор образов людей различных типов принято рассматривать в соционике не потому, что на большее разнообразие у основателей этой науки не хватило фантазии. Нет, именно такое базовое количество типов и именно с такими чертами

Из книги Измененные состояния сознания автора Тарт Чарльз

Базовые функции Когда мы вынуждены объяснять другим очевидные для нас вещи, нас не покидает удивление, что партнер сам этого не видит. «Скорее всего, придуривается, - решаем мы. - Нельзя же, в самом деле, этого не понимать!»Действительно, для каждого из нас существуют в

Из книги Игры, в которые играют люди [Психология человеческих взаимоотношений] автора Берн Эрик

Творческие функции В многообразии жизненных проблем существуют задачи такого рода, которые человеку даются наиболее успешно. Одни люди легко разбираются в математике, другие - в человеческих отношениях. Одни с удовольствием осваивают все новые и новые рецепты, другие

Из книги Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие автора Посысоев Николай Николаевич

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Суггестивные функции Вспомним, что в окружающем мире вызывает у нас искренний и непосредственный всплеск интереса. Что восхищает нас в других людях, притягивает внимание в книгах и фильмах. Речь идет о сюжетах и свойствах, которые мы воспринимаем некритически,

Из книги автора

Референтные функции «Вот, всегда бы ты был такой послушный!» Знакомая фраза, не правда ли? Почему же вдруг с людьми, не склонными обычно к компромиссам, случаются приступы послушания?Соционика проясняет это таинственное явление. Оказывается, все мы бессознательно следуем

Из книги автора

Функции ИСС Теперь, когда мы рассмотрели конкретные характеристики, связанные с ИСС, можно поднять вопрос, удовлетворяют ли они каким-то полезным биологическим, психологическим или социальным функциям человека. Я убежден, что уже само наличие и распространение таких

Из книги автора

Из книги автора

4. Функции семьи Содержание жизнедеятельности семьи может быть понято через описание основных функций, на реализацию которых семья ориентирована. В ряде функций, присущих семье на определенном этапе ее исторического развития, обнаруживает себя ее специфическое целевое

Из книги автора

«Функции self» На различных этапах «цикла опыта» или «цикла контакта» мой self (в конечном счете, мой способ нынешней адаптации к окружению) постоянно развивается. Он «функционирует» с помощью четырех основных способов, которые обычно называются «функциями self»: «оно»,

Различные нарушения "self"

Функция "Личность"

Эта функция может быть нарушена в том смысле, что человек может иметь представления о своем опыте, которые не соответствуют реальности этого опыта. Это то, что называют нарушением функции "Личность". Если я думаю о себе, что я - писатель, например, и представляюсь вам как романист, вы вправе будете мне сказать; "Ах, да! Так какие же произведения вы написали?" - "О, к настоящему моменту я ничего не написал, но это входит в мои планы: у меня действительно есть намерения посвятить себя роману". Это - нарушение функции "Личность", так как в данный момент я не романист.

Я провел свое детство в уверенности, что я - ноль в математике (функция "Личность") до того дня, когда перед экзаменом на бакалавра я сказал себе, что, может быть, было бы хорошо употребить все козыри в моей игре; не заняться ли мне все же математикой и посмотреть, что это может дать, так как я регулярно оказываюсь в тупике по этому предмету! Я тогда понял, что это было вполне возможно и что в течение 15-16 лет я жил с мыслью, что я - ничто в математике. Мне это было передано, это было частью моего семейного наследства: из поколения в поколение "быть нулем в математике" и объявлять себя "склонным к гуманитарным наукам". Эта верность семейным традициям представляет собой нарушение функции "Личность". Каждое нарушение функции "Личность" будет вторгаться в выбор, кот орый мы будем осуществлять посредством функции "Эго".

Невроз в некотором роде будет проявляться через нарушение функции "Личность" через искажение представления о том, кто я. Ребенок, о котором упоминалось выше, испытывающий страх перед угрозами своего отца, создал в своей функции "Личность" представление о самом себе, согласно которому, "Я боюсь взрослого и взрослый мне угрожает". Он будет делать выбор, который выявит это нару -шение функции "Личность": он не обязательно тот, кто боится, но он приобрел эту привычку. При неврозе будут встречаться нарушения функции "Личность", которые будут мешать полному функционированию в модусе "Эго".

Функция "Оно"

Эта функция будет характерным образом нарушена при психозе. При неврозе мы можем потерять осознание нашего актуального "оно": нашего желания, потребности, аппетита, но мы не теряем желания и аппетита; мы можем потерять осознание голода, но мы не теряем голода, тогда как психотик может потерять ощущение холода, например, выйти легко одетым в 15 градусов мороза. Он потерял ощущение холода, потребность, "оно" данной ситуации.

Эти обе функции, функция "Оно" и функция "Личность", могут быть нарушены. Что произойдет, если эти обе функции или одна из них окажутся нарушены, учитывая, что эти две функции должны участвовать в контакте с внешним миром через функцию "Эго"? Как может действовать функция "Эго", если ее "источники информации* нарушены? Функция "Эго" будет потеряна." "Потеряна" означает, что человек делает что-то похожее на выбор, но что в действительности не является выбором, т.к. человек не может не поступать таким образом. Человек что-то делает, но он не смог бы сделать иначе, он, очевидно, потерял свою свободу, потому что не может принять во внимание свою историю, то, что он о себе знает и т.д.

Прошлое возвращается в настоящее. Ответ устарел, он был успешен в своем контексте, возможно был хорош еще один раз, но он уже не относится к настоящему и теперь ответ является "ромахом, в собственном смысле этого слова, т е. он неправильно адресован.

Работа психотерапевта в этом случае будет состоять в том,"чтобы помочь пациенту восстановить способность к выбору, так как именно при помощи этой способности он сможет вновь осуществлять творческое приспособление.

Итак, рассмотрим немного подробнее функцию "Эго", одну из форм функционирования "seif". Эта функция, которая позволяет "self одновременно и выражать то, что к ней идет от функции "Оно" и от функции "Личность" и осуществлять то, что обеспечивает идентификацию и отчуждение, выбор и отвержение при контакте с окружающей средой. Мы уже говорили о последовательности построения-разрушения геш-тальтов и о той фазе, которая заключается в переходе к идентификации и отчуждению (фаза контактирования, в частности); функция "Эго" является в ней активной формой "self".

Потери функции "Эго" и их последствия

Когда происходит потеря функционирования модуса "Эго", на это пустое место стремятся разные явления, которые по-своему являются феноменами границы и контакта. Задача функции "Эго" - обеспечить установление границы между организмом и окружающей средой; замещающий феномен здорового функционирования модуса "Эго" должен тоже проявляться в виде феномена границы. Явления, которые мы будем рассматривать, могут быть здоровыми явлениями; но когда они связаны с потерей функционирования "Эго", перед нами явления "нездоровые", дисфункциональные. Их четыре. Некоторые авторы добавляют еще другие, но главные механизмы следующие: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия. Эти технические термины требуют разъяснения.

Слияние

При слиянии существует ситуация "неконтакта", "неграницы" и "неосознания": если говорить схематично, ничто не возникает, не существует различия между "Я" и "не-Я", нет различий между фигурой и фоном и нет возникающей фигуры. Например, я нахожусь в состоянии слияния с французским языком, я его не отделяю от себя, когда говорю; когда я выражаю себя, то делаю это именно на французском языке. Это слияние можно рассматривать как здоровое, так как я могу войти в контакт с французским языком как с некоторым объектом и сказать себе: "Послушай! Я употребил такое-то слово, это то самое слово, которое нужно?" В этот самый момент язык становится отличным от меня объектом. У матери большое слияние с грудным младенцем, а у него с матерью, иначе говоря, в опыте ребенка, граница между "Я" и "не-Я" не очень различима.

Слияние - это базовый феномен, который может обозначать "модус контакта" со всем тем, что не является фигурой в поле в данный момент. Когда слияние прерывает построение гештальта , не давая возникнуть фигуре в пред-контакте, так что все остается в фоне (чтобы что-то возникло надо, чтобы возникла граница, надо, чтобы объект и ощущение отделились, стали заметными), слияние препятствует выделению фигуры и сопровождающему ее возбуждению.

Интроекция

Затем, когда начинает возникать фигура, появляется возбуждение и увеличивается энергия, чтобы дать организму возможность войти в контакт с окружающей средой. Феномен границы, который может прервать это движение при потере функции "Эго", - интроекция. Поскольку эта модальность является феноменом границы, ее суть состоит в том, чтобы взять что-то из внешнего мира и ввести это внутрь. Прототипом интроекции на уровне витальных функций является способ питания: я беру что-то, что является "не-Я* из внешнего мира, какой-то отличный от меня объект, я ввожу его в организм, сначала он становится "мой", а потом постепенно при помощи жевания, пищеварения, усвоения он станет "Я-сам". "Удавшаяся" интроекция - это та, которая завершается ассимиляцией; при "неудавшейся" интроекции поглощенный объект останется чужеродным телом внутри организма (если я ем какой-то продукт, не прожевывая его, я найду его идентичным в испражнениях, он не был мне полезен, а только засорил желудок).

Говорят о "неудавшейся", патологической интроекции, когда просто что-то заглатывается: идеи, мнения, "надо" и "нельзя", которые вызовут у меня как бы тяжесть в желудке, которые будут определять мое существование в мире на "своем месте". Интроекции может быть средством для того, чтобы прервать контакт с внешним миром, когда субъект теряет свою способность к идентификации и отвержению, замещая свое собственное желание желанием другого человека. Именно замена желанием другого своего желания, при котором возбуждение становится слишком тревожащим, является одним из главных признаков феномена интроекции, сопровождающего потерю функции "Это".

Если родитель говорит ребенку: "Сделай то или не делай этого", ребенок может только подчиниться, то есть интроецировать приказ взрослого как замену своей собственной воли. Если приказ будет повторяться, то ситуация может в неосознанной форме превратиться в опыт: "в жизни надо делать то и не надо делать этого". В этом процессе важно не столько содержание того, что было интроецировано, сколько тот факт, что желание другого пришло на замену своего собственного жела-ния. Поскольку интроекция существует во всех видах человеческих отношений, то задача состоит в том, чтобы не потерять своей функции "Эго" в этих отношениях, своей способности осуществлять идентификацию и отвержение, чтобы продолжать осознавать эту способность.

Проекция

В процессе дальнейшего развертывания цикла творческого приспособления, когда форма уже возникла и появилось возбуждение, не прерванное интроецированием желаний другого, тогда может появиться другой вид потери способности совершать идентификацию и отвержение, проекция. Этот другой феномен границы по своему направлению противоположен интроекции: что-то, принадлежащее в действительности субъекту, будет приписано окружающей среде. При интроекции что-то принадлежало окружающей среде и субъект заставил это что-то перейти внутрь организма; при проекции он заставляет что-то, ему принадлежащее, перейти в направлении окружающей среды. Обычно субъект переводит вовне то, за что не может сам отвечать, за что не берет ответственности, в особенности за свои эмоции и аффекты. Например, такой человек может считать кого-то другого очень встревоженным, очень беспокойным или очень агрессивным, потому что он не может принять то, что он сам агрессивен и беспокоен.

В терапевтическом процессе первую очередь мы имеем дело с проекцией аффектов, эмоций, или в более широком смысле опыта, и трудность заключается в необходимости для пациента восстановить этот аффект или эту эмоцию, которую он пытается не осознавать, приписывая ее кому-то другому.

Содержание проекции часто является чем-то до этого интроецированным. Проекции, с которыми мы будем иметь дело в терапии, выявят, в частности, незавершенные ситуации пациента. Каким образом в настоящей ситуации субъект будет проецировать прежние ситуации, будет атрибутировать данной ситуации или присутствующим людям характеристики и эмоции, которые позволяют ему продолжать свои незавершенные ситуации, свои зафиксированные гештальты , свои поиски удовлетворения?

Ретрофлексия

Следующее явление, которое может прервать построение-разрушение гештальта , - это ретрофлексия. Ретрофлексия - термин, возникший в гештальт-терапии , тогда как проекция и интроекция - термины общие с другими научными дисциплинами.

Ретрофлексия обозначает опыт, который начинается как контакт с окружающей средой, но который возвращается к самому организму, т.е. субъект делает себе то, что предназначено или было бы предназначено окружающей среде: вместо того чтобы нападать, например, он будет бить себя по руке; вместо того, чтобы укусить, он будет грызть ногти и т.д. То, что называют психосоматическими болезнями, является обычно результатом ретрофлексии. Чаще всего субъект не позволяет себе проявить именно акты агрессии в отношении их истинных объектов, и он обращает их против своего организма, как будто бы его собственный организм является окружающей средой. Самоубийство - высшая форма ретрофлексии, субъект убивает себя самого вместо того, чтобы убить того, кто заставил его страдать. Мыслить - это тоже форма ретрофлексии: когда я думаю, я говорю с самим собой, но являюсь ли я истинным адресатом своих слов? Это может быть здоровая ретрофлексия в той мере, когда она мне позволяет подготовиться к действию или к общению, но если я только думаю и не говорю, то ретрофлексия парализует действие.

Особая форма ретрофлексии проявляется в том, что называется эготизмом. При эготизме субъект поддерживает слишком непроницаемую границу с окружающей средой. Само собой разумеется, что граница никогда не является абсолютной. Эготизм проявляется через торможение, через удержание себя в момент, когда, чтобы достигнуть финального контакта, необходимо обратное. При эготизме невозможно достичь спонтанности, так как не может быть отброшен осмысленный, размеренный, "педантичный" характер работы по ориентации и манипуляции, который был типичен для предыдущих фаз.

Все эти модальности могут быть как "здоровыми", так и "нездоровыми" модальностями контакта, в зависимости от того, способствуют ли они контакту с окружающей средой или нет, гибки или нет, являются они осознанными или нет, ригидны они или нет, но главным образом, позволяют ли они осуществляться функции "Эго" или, напротив, они появляются, чтобы заместить функцию "Эго". Если происходит потеря функции "Эго", то на ее месте появляется один из этих феноменов границы, чтобы "занять место", одновременно чтобы обозначить эту потерю функции "Эго" и также, чтобы ее создать или поддержать. Если "место занято", тогда функция "Эго" в процессе данного опыта почти не может полноценно осуществляться.

Благодаря совокупности понятий, только что нами изложенных, можно гораздо яснее представить цели психотерапии. Гештальт-терапия дает возможность человеку восстановить свою способность устанавливать контакт и осуществлять творческое приспособление. Это предполагает, что он будет в состоянии обеспечить идентификацию и отчуждение, требуемые в его контакте с окружающей средой. Это значит, что функция "Эго" должна быть здоровой, восстановленной, очищенной в какой-то степени от того, что ей мешает действовать (то есть: от проекции, ретрофлексии, интроекции, слияния и т.д.) и гармонично связанной с другими функциями в едином "self", что позволяет человеку быть спонтанным и вовлеченным в ситуацию.

Психоанализ ставил перед собой цель проводить анализ психики, гештальт-терапия предлагает проводить терапию Гештальта , иначе говоря, терапию способности субъекта формировать гештальты и разрушать их, когда они устаревают. Речь идет о том, чтобы обнаружить способность осуществить весь цикл опыта полностью и, чтобы это сделать, человек должен восстановить свои способности выбирать и отвергать, которые и позволят ему осуществить творческое приспособление.

Функции Self в гештальт терапии.

Владимир Кулишов Елена Кулишова (Коссе)

В Гештальт-подходе self функционирует в трех режимах: как "id”, как "ego” и как "personality”...

В: Понятно, что все эти функции self присутствуют в любом контакте, все три: Ид, Эго, Персонелити.
И простой вопрос,- как будут функции Ид (id) проявляться в реальном терапевтическом контакте, какие идеи?
Да, это конечно могут быть желания, о которых говорится, но это будет уже говорение о …

Каким еще образом мы можем говорить о влиянии Ид? Импульсивность, телесные проявления, слезы, какие-то проявления аффектов в виде мимики, слез, интонации …, и в этом смысле Ид мы можем диагностировать через какие-либо повышения энергии сильные (феноменология), и через понижение энергии (когда клиент замирает (проявление страха), или когда клиент раздражается…). Т.е. это какие-то более явные проявления в виде выплеска энергии, либо падения энергии. В общие моменты работы вы могли замечать, что в какие-то моменты работы и группа оживает и терапевт с клиентом активны, что-то насыщенно происходит (аффектом либо еще чем-то), а в какой-то момент группа замирает и энергии нет в контакте, т.е. при проявлении или падении энергии мы можем говорить о функции Ид в большей степени. А если мы говорим о функции Персонелити (personality), тогда это, как правило, более вербальная часть описания каких-то норм поведения, долженствований… Если она представлена массированно- мы будем замечать, что энергии меньше, а морализаторства, занормированности, интеллектуализации больше в контакте, т.е. слов много, а энергии в контакте практически нет по каким-то причинам.

Функция Эго (ego) представлена нам в виде каких-то конкретных выборов, ну когда терапевт что-то говорит, а клиент реагирует: «…о! Так это про вот это…». Функция Эго, как правило, представлена в виде каких-то «дорожек» в сессии. Дорожка, как будто, раз - и развернулась куда-то, когда какая-то тема становится понятной, ясной в этом контакте. Происходит осознавание.
А наша задача в терапевтической сессии - присматривать, следить за тем, насколько эти функции могут находиться в балансе.
Функция Эго является, как правило, той функцией, которая базируется на двух предыдущих (id, personality). Для того чтобы мне произвести какой-то выбор, мне необходимо учитывать нормы поведения, которые мне присущи (personality). Ну, что-то, что мне соответствует. Что-то равное мне, а что-то ко мне не лепится и не вяжется. Т.е., если имеется доступ и к Ид, и к Персонелити, и я могу замечать, что происходит в окружающем пространстве, то на основании этих вещей функция Эго может быть наполнена. Вот зачем я приглядываю в сессии – это за динамикой этих двух вещей. Если, например, в сессии очень много аффектов, и эти аффекты никак в опыт не превращаются, в способность понять, что со мной происходит, тогда я отмечаю (для себя), что функция Ид представлена массировано, а функция Персонелити, по поводу какого-то понимания, осознавания своего опыта – представлена в меньшей степени. Вот при импульсивности например для меня важной задачей является (по функциям self) стараться сохранять баланс между Персонелити и Ид.

Л: Бывает же, что клиент садится и сразу же начинает горько плакать, или садится и говорит, что ему плохо, его скручивает, тошнота… Видно, что здесь больше представлено ИД (чувствительная часть). Вот, поэтому, так как эта часть уже представлена – зачем это поддерживать. Мы пытаемся поддерживать диалог прописывая: «про что это у тебя?», про понимание, про осознавание, для того, что бы аффект был как-то упакован, и было понятно в связи с чем он возник, о чем он говорит, про что…

В: О функциях self в работах…
Интересная часть, различные унции могут быть по-разному представлены в разных частях работы. Так, например, в одной работе с клиентом первый этап был посвящен возможности простроить контакт, как бы встретится. У клиента сильные чувства, вот, сказал что-то: «…ты мне нравишься…» и был встречен мощным вариантом – «…я тебя не вижу…». Вот, здесь представлена больше функция Ид, хотя, в принципе были периоды касательно заговаривания – как сопротивления через Ид: слов много, а это интересная часть, когда слов много – значит аффекта изрядно, но при этом в этом объеме слов можно потеряться, и тогда Ид мы чувствуем больше через свои ощущения. Вы можете замечать, если клиент тревожится очень сильно, ему страшно, то и у вас могут быть некоторые ощущения тревоги в сессии. Его Ид и ваше Ид в сессии представлены, и тогда, задача терапевта (если Ид очень сильно представлена в контакте, то может смывать способность что- то понять, осознать, и могут быть разные способы поддержать Персонелити)… ну, вот, что я старался сделать, когда встречался с сильной тревогой, мне важно стараться самому не уйти далеко в свои ответные тревоги, иначе мы потеряем ориентиры. Поэтому, моя задача описывать описывать реальные рамки, из какой-то большой темы брать отдельные фрагменты: «…ты знаешь, у нас только тридцать минут?..» - этот текст в общем то от Персонелити, но в принципе говорит о рамках: «…вот в этих рамках можем с тобой встречаться…»
Можно каким-то образом стараться поддержать некоторое уменьшение тревоги при помощи ответных чувств, которые возникают. Ну, вот, вы можете наблюдать человека в тревоге и замечать у себя чувство нежности. Из этого ощущения нежности (в этой работе) у меня был позыв руки погреть клиентке и этого правда хотелось мне – вот, это была ответная реакция. Дальше мне было интересно, что эти действия мне нравятся – и это была возможность для меня как-то отреагировать, но в виде контейнированного аффекта, чувства мои ведь были менее интенсивны, и за счет этого, в контакте клиентка замедлялась, замедлялась и по мере того, как удавалось безопасность простроить, у клиентки появлялись различные размышления. Причем терапевт, казалось бы, ничего такого не делал: не инициировал, не обсуждал, а у клиентки появлялись свои умозаключения на фоне безопасности и спокойствия.

Л: …Вот еще пример из работы: - у клиентки присутствует тревога по поводу некоторых моментов в ее работе, она описывает некоторые кусочки своей работы и как будто спрашивает у терапевта: «…это нормально, что со мной такое происходит?», «… а еще у меня бывает вот это и вот это…», «…Это нормально, что такое со мной происходит?..». Т.е. если говорить об этом, то в этом случае перекос происходит в сторону Ид, потому, как клиентка со своей тревогой справиться не могла. По идеи, получается терапевту важно в этом случае поддерживать Персону(Personality).

Бывает клиенты очень хорошо рассуждают, очень хорошо что-то описывают, но вы не понимаете, что они чувствуют. Таким образом, представлена Персона, следовательно задача терапевта поддерживать Ид. Вы можете обращаться к Ид через тело: «Что происходит с твоим телом?», или обращаясь к своим чувствам в ответ на рассказ, ведь что-то вас заставляет останавливать клиента в его рассказе… Таким образом в одних случаях терапевту нужно быть очень чувствительным к малейшим проявлениям, оттенкам, к телу клиента, к своим чувствам, а в других случаях терапевт больше обращается к Персонелити.

Вот этим эта теория хороша, в том смысле, что бы избегать каких-то грубых ошибок. Как по мне, так эта теория дает мало информации о клиенте… Ну вот, смотрю на клиента сидящего и очень серьезно смотрящего, и понимаю – надо бы к его живым чувствам обратиться – к Ид. Или напротив: смотрю, что представлены сплошные чувства, эмоции и понимаю – хорошо бы мне в этом случае быть такой стабильной, описательной… Вот собственно и все, на мой взгляд, чем эта теория может быть мне полезной.

В: Мы здесь расходимся во взглядах. Потому что если ввести два измерения:

Одно дело, если есть какие-то базовые, элементарные вещи, которые хороши именно в своей элементарности, и в этом смысле – эти функции, они элементарны, но они хороши, как база…;

А если их «расцветить»… Вот, у клиента может проявляться Ид самыми разными переживаниями, и тогда важно понимать, что стоит за этими переживаниями. Допустим, за много говорением, а за ним может стоять аффект страха – пока говорю, так и не так страшно, или за эти может стоять попытка сбежать от переживаний, а может это способ одержать власть в контакте – я заполняю все пространство и я могу контролировать все пространство, пока не дам терапевту что-либо сказать. Впрочем, масса всего может этим стоять. И мы наблюдаем элементарное проявление Ид, но учитываем, что за этим каждым проявлением, а могут проясниться более какие-то сложные вещи. Допустим, аффективный случай – исследуем, и что-то проясниться.

Следующий случай: я могу наблюдать какое либо проявление, и ввести понятие «перенос», и тогда происходит интересный момент – потому что мои способы контейнировать аффект клиента, в рамках того или иного переноса, могут быть совершенно различны. Например: если это испуганный «ребенок», тогда может в этом моменте терапии, очень важно, чтоб оказался такой вменяемый «родитель», который стабилен, спокоен, не обвиняющий при этом. Кстати, вот это характерно для терапевтических ситуаций, потому что очень важно не ретравматизировать ребенка, как это бывает когда ребенок в панике, а родитель ощущает страх, что не справиться, не сможет контейнировать эту панику, и начинает вместо успокаивать – обвинять. В этих терапевтических отношениях я понимаю, что если я вижу перед собой испуганного «ребенка», моя задача – быть осторожным, но «родительским», и моя задача – этот аффект упаковать. Возможно для этого потребуется несколько сессий, но если я представляю это себе ясной картинкой, то я занимаюсь спокойно, не торопясь, я не пытаюсь сделать это мгновенно, я говорю спокойнее, и за счет своей размеренности, мы же находимся в контакте, - уровень аффекта клиента постепенно снижается. Несколько сессий на это надо – да и слава тебе господи. Т.е. моя задача в таком случае – быть уверенным, спокойным, контейнирующим свои аффекты. И тогда клиент это принимает, ну, вот как ребенок, которого мама к груди прижимает и он успокаивается.

А если динамика переноса другая: допустим, клиент много говорит, но это уже не про страх, а например про то, кто из нас круче, то это будут уже довольно другие действия. Я могу вполне позволить себе сказать: «- слушай, ну ты.., даже слово не даешь вставить. Ты замечаешь это или нет?..» И, клиент «взрослее» в этом случае и может это услышать. Я могу позволить фрустрацию. Если в первом случае фрустрация совершенно неестественна, то здесь я могу сказать что-то вроде - «молчать и строится!». Но это, если я отношусь к клиенту с уважением, я ценю его – я могу на фоне наших стабильных отношений проявить свою властность.

Л: Да, но это уже потом. Мы говорим в этой лекции про исследование. Клиент много говорит – вы тогда спрашиваете: «- какое чувство заставляет тебя много говорить?», «- Что это в наших отношениях?», «- что ты чувствуешь, когда смотришь на меня?» и пр. Мы апеллируем к Ид. Как мы с эти дальше обращаемся это второй шаг, это нужно уже чуть дальше. Если представлена какая-то Персонистая(Personality) часть, тогда важно выяснить, что за этим…

Бывает, что у клиента есть нарушения связанные с Эго(субличность, которая отвечает за принятие решений): «- что мне делать? Мне хочется и денег много потратить и отложить деньги?». А вы ему говорите: «- ну, хорошо, давай будем говорить про то, как отложить…». А он вам: «- Нет! Мне хочется много чего купить…». Ну вот, помните эти игры – «ДА/НО», когда человек разрывается между двумя охапками сена и не может ни одну из них выбрать? Вот этот буриданов осел, который не мог выбрать, какая из двух охапок сена лучше – это тот осел, у которого нарушена функция Эго. Т.е. в таких случаях задача – поддерживать Эго. Например: увольняться с работы или оставаться? Эго не справляется с тем, что бы эту задачу решить. С начала можно побыть в позиции, когда клиент стается на работе, затем, когда он увольняется. Затем скажет в какой позиции ему легче. Учите клиента принимать решения. Что бы клиент понимал, каое решение он принимает. Или, что бы клиент понимал, что он пока не принимает никакого решения – и это тоже решение, решение – не принимать решений.

Принятие решений это тема осознанности, ответственности за последствия, в связи с принятыми решениями. Важно обращать внимание клиента на то, как ему с тем, что он делает сейчас.

В: И, в этом смысле, интересно, что ответственность базируется на функции Эго, а его клиент очень часто путает с базирующейся на функции Персонелити – вины. Очень часто бывает так, когда человек не отличает вину и ответственность – выбор не происходит.

Л: Ну, вот так клиент презентовал себя: «- Я живу аврально и поэтому разгребаю дела, когда они уже навалились, и я сними, всеми сразу мучаюсь. Два дня в месяц в аврале, а все остальное время – расслабляюсь». Принимается ответственность. Если я про это так говорю – я принимаю ответственность жить таким образом. Т.е. данная речь исходит из ответственности.

Или вот: «- Я такая бестолковая, что же я никак не могу жить планомерно…». Это уже речь, исходящая из чувства вины, связанная с какими-то прописями про то, как нужно жить приличной девушке.

В: И вот здесь мы говорим о парадоксальной теории изменений (изменения происходят не тогда, когда я пытаюсь быть кем-то, кем я не являюсь, но тогда, когда я понимаю кем я являюсь на самом деле(кто я есть, где я есть). И если мой стиль жизни – сначала отдыхать и жить некоторым образом в кредит, а потом возвращать этот кредит, то я могу принять ответственность за такой стиль жизни. Если я никого не разрушаю этим, ни себя, ни семью, то я могу принимать ответственность за свой стиль жизни, уважать его, как имеющего свои плюсы и минусы. И тогда, если я понимаю это, мне легче с этим обращаться. Если же я говорю о вине, то каждый раз пытаясь быть не тем, кто я есть – я буду срываться, потом клясть себя, потом опять срываться и т.д. У меня в этом случае – нет просто доступа к пониманию своего собственного стиля жизни.

Л: Когда мы воспринимаем окружающее, то в нашем восприятии играют роль и Ид, и наше Песонелити, и наше Эго. И поэтому, если у меня есть иллюзия, что я не оцениваю… Ну, вот Персонелити – это то, что оценивает, смотрит и оценивает, правильно/не правильно, хорошо/плохо, соответствует/не соответствует и т.д. Вот если я кажусь себе человеком не оценивающим – то это не правда. Мы здесь собрались и договорились не оценивать работы, но на самом деле смотрим и оцениваем все происходящее, т.е. в любой нашей реакции есть реакция на Ид и Персонелити. Поэтому не бывает когнитивных решений, чисто когнитивных решений. Бывает иллюзия о когнитивных решениях. На самом деле в основе лежат и наши чувства, и желания, и когнитивная часть.

В: Единственное, что, в этом смысле, мы можем отдавать предпочтение какой либо части, но при этом мы себя точно обманываем, т.е. я могу жить в иллюзии, что я совершенно рационален и разумен. Но мне бы хорошо отдавать себе отчет, что я может быть прусь от своей рациональности сильно, и тогда это тот аффект, который поддерживает мою рациональность, но я его не замечаю и остаюсь в своем представлении рациональным.

Или другой вопрос, например: я весь рациональный, а аффект не замечаю, не отдаю себе отчет, что аффекта не замечаю из-за стыда, например. Потому что папа, когда то говорил: «- что ты, как баба – то смеешься, то – плачешь?!», и тогда в моем стиле стыд уже просто прописан, как постоянное, и этот стыд обеспечивает мою неспособность осознавать какие либо текущие чувства. В этом смысле, любая наша реакция является все равно системной, разница только в том, что мы можем иметь доступ к каждому фактору (аффективному пласту, рациональному, к выбору и т.д.) И вот, эта идея, что я принимаю выбор не выбирать – она из того же. Я выбираю в каждый момент жизни, всегда, и все наши клиенты так же выбирают.

Л: И потому, когда мне рассказывают про аффективные вспышки…: «- я посидела, посмотрела на семью своего гражданского мужа, послушала…,а потом что-то сорвало крышу, и я послала их на х..и пошла …» Это была импульсивная вспышка. Вы обязательно накопаете там: « как должна вести себя девушка»; «девушка не должна терпеть в свой адрес. ..». Там обязательно будут какие либо прописи Персоны(Personality), которые не осознаются. И обязательно будет выбор, т.е. она выбрала именно так поступить: «настоящие крутые девушки не терпят в свой адрес ничего»; «они должны сказать напрямую своим недругам, что о них думают». Т.е. если даже клиент считает, что он поступает импульсивно, то все равно там есть и долженствования, и его мораль, и выбор. Если клиент говорит: «- Я принял совершенно разумное решение и решил…», то обязательно в этом будет присутствовать нечто связанное с желаниями. Клиент может осознавать какую то одну часть, а вы ему помогите ознакомиться больше и с другой частью, которая у него присутствует в этом целостном акте его жизни.

В: Да, т.е. какие то нормы поведения заставляли его сдерживаться на протяжение двух месяцев, а потом избить свою жену. Хорошо бы понимать – какие? Вопрос не в том, когда сорвался – когда сорвался это сорок пятый вопрос. Вопрос в сдерживании до этого момента, т.е. вполне возможно в течение какого- то времени он не осознавал, что он терпел, закипал, закипал, закипал, и потом закипел и выдал. Вот в этом примере, пропись может гласить о том, что «хороший» человек должен сдерживаться. И он сдерживается, до тех пор, пока не рванет. И про эти прописи хорошо давать себе отчет.

Вопрос из аудитории: - какая здесь пропись? Это интроекты?

В: Да, интроекты. Если мы говорим о Персонелити, то там есть масса всего, но во многом большую роль играют интроекты. Причем, есть интроекты, которые осознаются, и те, которые не осознаются. Кроме того, в Персоне заложен весь опыт жизни. Как в американском правосудии: « апеллируем к процессу № такому-то, где было принято решение такое-то…». Апеллируем к какому-то кусочку собственного опыта, если мы про этот опыт что-то поймем, то может оказаться, что этот опыт полезен нам, а может – нет. Может, этот опыт хорош для ребенка, а для взрослого уже не подходит.
Даже когда мы стараемся быть сугубо описательными – мы все равно с чем-то сравниваем. Например: «…у нее была энергичная походка…». Да? Описательный текст? Извините! Если мы при этом прислушаемся к себе, то при слове «энергичный», у нас у каждого возникает своя картинка, и при этом мы еще берем рамки, допустим, возраста – эта энергичность для подростка, может совсем оказаться не энергичностью для ребенка, а для сорока летнего мужчины – удивительной энергичностью. Т.е. у нас всегда, даже когда описали что-то, это что-то все равно в системе какой-то координат, и какая-то оценка все равно присутствует в каждый момент времени заложена.

Функция "Оно" является функцией, в наибольшей степени касающейся проявления потребности: потребностей, желаний, импульсов, аппетитов, неоконченных ситуаций. Это в основном единственная функция, проявляющаяся в теле ежеминутно, и проявляется она через ощущения, хотя и не только. В модусе "Оно" я не чувствую себя ответственным за то, что со мной происходит. Это происходит со мной; да, я хочу есть, я хочу пить, это так. Я тот, кто делает, но я не чувствую себя ответственным за это.

Функция "Личность", напротив, более стабильна, так как в нее внесены, записаны индивидуальная история, прожитый опыт... Именно благодаря функции "Личность" я способен ответить на вопрос: "Кто ты?" Это то, что я знаю о себе, то, что я думаю о том, каковым я являюсь (Это не значит, что я такой и есть! Это только то, что я думаю о своей сущности, как я представляю свой опыт). Функция "Личность" выражает представление, не всегда осознанное, которое я имею о себе самом. Именно здесь фиксируется опыт в своем возможном словесном выражении.

Обе эти функции одновременно или по отдельности будут вступать в контакт с окружающим миром через функцию "Эго", которая будет совершать идентификации и отвержения. Эти выборы будут выражать, экстериоризировать, приводить в действие функцию "Личность" или функцию "Оно". Если, например, через функцию "Оно" я определяю какую-то необходимость, через функцию "Эго" я буду входить в контакт с окружающим миром, делать выбор, говоря: "Это меня интересует, это меня не интересует".

Иногда происходит некоторое соревнование между двумя функциями; между функцией "Оно" и функцией "Личность". Я приведу вам один пример. Я люблю вспоминать этот пример, потому что встретился с ним в самом начале своей карьеры и потому, что он показателен по своей банальности. Это происходило в одной терапевтической группе. Женщина лет 40 - 45 с первого момента встречи с группой сказала: "Я боюсь мужчин", а потом группа перешла к чему-то другому. В некотором отношении можно сказать, что "я - некто, кто боится мужчин" выражает функцию "Личность" этой женщины.

На следующий день, во второй день занятий группы, получилось так, что в какой-то момент мне совершенно случайно довелось сесть недалеко от нее. И тогда она громко восклицает: "О, я боюсь, я боюсь, я боюсь...". После некоторого удивления с моей стороны я ее спрашиваю: "Если хотите, попробуйте не спеша прочувствовать, что происходит в вашем теле. Что вы сейчас чувствуете?". Тогда она начинает описывать мне некоторые ощущения: "Вот у меня влажные руки, мое дыхание вот такое, я чувствую напряжение в той, в другой части тела". Потом она вдруг прекращает свое описание и говорит мне; "Но то, что я вам рассказываю не имеет ничего общего со страхом!". Я пожимаю плечами: "Я не знаю ничего об этом". Я поддерживаю ее, и она мне говорит: "Да нет, это никак не связано со страхом".


Постепенно она начинает осознавать, что вот уже в течение 45 лет она живет с таким вот представлением о самой себе: "Я та, которая боится мужчин", не обращая внимания на то, что на самом деле происходило с ней, что заключалось в "оно" текущего момента. Актуальное "оно" могло привести ее совсем в другую сторону. С течением времени в ходе своей работы она смогла обнаружить, что этот момент ее опыта состоял гораздо больше из интереса, возбуждения, чем из страха, но что она жила с этой совершенно честной мыслью относительно себя, что она испытывает страх. С таким представлением, что ей было делать в повседневной жизни? Она могла налаживать контакты с людьми, только подчиняясь этому представлению, доказывая самой себе, что если она боится мужчин, то она имеет на это все основания. Эти контакты происходили плохо, она в какой-то степени создавала условия, подтверждающие ее представление о самой себе.

"Self" через функцию "Эго" или то, что ее заменяет, будет развивать, использовать информацию, которая к ней поступает от функции "Личность", в данном случае неправильную, и сделает плохой выбор и плохое отвержение; эта женщина действует согласно этому зафиксированному гештальту, согласно которому "Я та, кто...".

Некоторые нарушения функции "Личность" могут быть очень тонкими. Если я, например, являюсь отцом семейства (это составляет часть моей идентичности, но осуществляется в определенном контексте), в отношении какого-то пациента или друга речь не может идти о том, чтобы я вел себя как отец семейства. Если же в этом другом контексте я веду себя как отец семейства, я проявляю нарушение функции "Личность", потому что я не пользуюсь функцией своей идентичности, которая адекватна ситуации, т.к. эта функция соответствовала бы другой ситуации - когда я нахожусь со своими детьми.

Точно также, если я веду себя как психотерапевт со своими детьми, это тоже является нарушением функции "Личность", потому что дети ожидают от меня того же, что определяется ситуацией: чтобы я вел себя как отец, а не психотерапевт, т.е. чтобы через функцию "Эго" я осуществил надлежащий выбор.

Различные нарушения "self" Функция "Личность"

Эта функция может быть нарушена в том смысле, что человек может иметь представления о своем опыте, которые не соответствуют реальности этого опыта. Это то, что называют нарушением функции "Личность". Если я думаю о себе, что я - писатель, например, и представляюсь вам как романист, вы вправе будете мне сказать; "Ах, да! Так какие же произведения вы написали?" - "О, к настоящему моменту я ничего не написал, но это входит в мои планы: у меня действительно есть намерения посвятить себя роману". Это - нарушение функции "Личность", так как в данный момент я не романист.

Я провел свое детство в уверенности, что я - ноль в математике (функция "Личность") до того дня, когда перед экзаменом на бакалавра я сказал себе, что, может быть, было бы хорошо употребить все козыри в моей игре; не заняться ли мне все же математикой и посмотреть, что это может дать, так как я регулярно оказываюсь в тупике по этому предмету! Я тогда понял, что это было вполне возможно и что в течение 15-16 лет я жил с мыслью, что я - ничто в математике. Мне это было передано, это было частью моего семейного наследства: из поколения в поколение "быть нулем в математике" и объявлять себя "склонным к гуманитарным наукам". Эта верность семейным традициям представляет собой нарушение функции "Личность". Каждое нарушение функции "Личность" будет вторгаться в выбор, который мы будем осуществлять посредством функции "Эго".

Невроз в некотором роде будет проявляться через нарушение функции "Личность", через искажение представления о том, кто я. Ребенок, о котором упоминалось выше, испытывающий страх перед угрозами своего отца, создал в своей функции "Личность" представление о самом себе, согласно которому, "Я боюсь взрослого и взрослый мне угрожает". Он будет делать выбор, который выявит это нарушение функции "Личность": он не обязательно тот, кто боится, но он приобрел эту привычку. При неврозе будут встречаться нарушения функции "Личность", которые будут мешать полному функционированию в модусе "Эго".

Функция "Оно"

Эта функция будет характерным образом нарушена при психозе. При неврозе мы можем потерять осознание нашего актуального "оно": нашего желания, потребности, аппетита, но мы не теряем желания и аппетита; мы можем потерять осознание голода, но мы не теряем голода, тогда как психотик может потерять ощущение холода, например, выйти легко одетым в 15 градусов мороза. Он потерял ощущение холода, потребность, "оно" данной ситуации.

Эти обе функции, функция "Оно" и функция "Личность", могут быть нарушены. Что произойдет, если эти обе функции или одна из них окажутся нарушены, учитывая, что эти две функции должны участвовать в контакте с внешним миром через функцию "Эго"? Как может действовать функция "Эго", если ее "источники информации" нарушены? Функция "Эго" будет потеряна. "Потеряна" означает, что человек делает что-то похожее на выбор, но что в действительности не является выбором, т.к. человек не может не поступать таким образом. Человек что-то делает, но он не смог бы сделать иначе, он, очевидно, потерял свою свободу, потому что не может принять во внимание свою историю, то, что он о себе знает и т.д.

Прошлое возвращается в настоящее. Ответ устарел, он был успешен в своем контексте, возможно, был хорош еще один раз, но он уже не относится к настоящему и теперь ответ является промахом, в собственном смысле этого слова, т.е. он неправильно адресован.

Работа психотерапевта в этом случае будет состоять в том, чтобы помочь пациенту восстановить способность к выбору, так как именно при помощи этой способности он сможет вновь осуществлять творческое приспособление.

Итак, рассмотрим немного подробнее функцию "Эго", одну из форм функционирования "self". Эта функция, которая позволяет "self" одновременно и выражать то, что к ней идет от функции "Оно" и от функции "Личность" и осуществлять то, что обеспечивает идентификацию и отчуждение, выбор и отвержение при контакте с окружающей средой. Мы уже говорили о последовательности построения-разрушения гештальтов и о той фазе, которая заключается в переходе к идентификации и отчуждению (фаза контактирования, в частности); функция "Эго" является в ней активной формой "self".

Потери функции "Эго" и их последствия

Когда происходит потеря функционирования модуса "Эго", на это пустое место стремятся разные явления, которые по-своему являются феноменами границы и контакта. Задача функции "Эго" - обеспечить установление границы между организмом и окружающей средой; замещающий феномен здорового функционирования модуса "Эго" должен тоже проявляться в виде феномена границы. Явления, которые мы будем рассматривать, могут быть здоровыми явлениями; но когда они связаны с потерей функционирования "Эго", перед нами явления "нездоровые", дисфункциональные. Их четыре. Некоторые авторы добавляют еще другие, но главные механизмы следующие: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия. Эти технические термины требуют разъяснения.

Рассказать друзьям