Индустриальные центры дальнего востока. Дальневосточный федеральный округ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Промышленное производство ДФО включает несколько отраслей специализации -- рыбную промышленность, лесную промышленность цветную металлургию и машиностроение.

Ведущее место среди отраслей рыночной специализации ДФО принадлежит цветной металлургии. Она представлена главным образом добычей и переработкой олова, ртути, золота, полиметаллических руд, вольфрама, то есть горнорудной промышленностью. Наибольший удельный вес цветная металлургия имеет в Якутии более 60% от всей промышленности республики и Магаданской области около 60%. Золотодобыча относится к старейшим отраслям в ДФО. Она давно ведется в бассейнах рек Зеи, Селемджи, Бурей, Ам-гуни, горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня. Две трети всего золота России дают Магаданская область и Республика Саха (Якутия). Причем основная проблема в отрасли -- переход от россыпной к рудной добычи золота. Добыча алмазов осуществляется на западе Республики Саха (Якутия).

Вольфрамовая промышленность сосредоточена в Магаданской области и Приморском крае; перспективны месторождения вольфрама в Якутии. Добыча сурьмы осуществляется в Якутии. В Приморском крае расположено крупное месторождение плавикового шпата -- Вознесенское, на базе которого работает Ярославский ГОК. В ДФО работают несколько предприятий оловянной промышленности -- ГОКи Депутатский, Солнечный, Хинганолово, Иультинский, Хрустальненский. Стоят задачи по расширению добычи цветных металлов: олова -- в Хабаровском крае, марганца -- в Еврейской АО, редкоземельных металлов -- в Саха (Якутии), свинцово-цинковых и вольфрамовых -- в Приморском крае. Необходимо обновление оборудования на предприятии по производству свинца в Рудной Пристани (Приморский край).

Получила развитие свинцово-цинковая промышленность, сосредоточенная в Приморском крае, производящая свинцово-цинковые концентраты и свинец. Освоены крупные месторождения свинцово-цинковых руд -- Вознесенское и Николаевское. В Магаданской области и Приморском крае добывается вольфрам. В Приморском крае на базе этого месторождения действует горнообогатительный комбинат.

Выделяется на Дальнем Востоке алмазодобывающая промышленность. Построены три крупных горно-обогатительных комбината в Якутии «Мир» и «Айхал», «Удачный».

Важное значение для округа имеет черная металлургия. Она металлургия представлена главным образом в Хабаровском крае, двумя компаниями: ПАО «Амурсталь» и ПАО «Амурметалл» в Комсомольске-на-Амуре.

Рыбопромышленный комплекс Дальнего Востока - крупнейший в России. Основной промысел ведётся в Беринговом, Охотском и Японском морях. Основными рыбодобывающими регионами являются Камчатский и Приморский края, на долю которых приходится 62 Ї 65% регионального улова рыбы и морепродуктов, затем идёт Хабаровский край и Магаданская область. ОСНОВНУЮ часть улова рыбы дают крупные рыболовные суда. Ассортимент промысловых рыб разнообразен. Для увеличения количества

лососевых рыб заключено специальное соглашение между Россией и Японией о регулировании их лова; в Камчатском крае простроены заводы по искусственному разведению лососевых и других ценных пород рыб. У южных и западных берегов Камчатки и у Курил ведется лов крабов. Создано несколько крабоконсервных производств, продукция которых имеет большой спрос на мировом рынке.

На Дальнем Востоке ведется промысел моржей, тюленей, котика и т. д. Стоит задал а освоить добычу более широкого круга морепродуктов: пищевых водорослей, моллюсков, креветок, трепангов, мидий, кальмаров, которыми богаты прибрежные морские воды. Наиболее крупные береговые рыбохозяйственные объекты концентрируются в районах морских портовых центров -- городов Владивостока, Находки, Ванино, Холмска, Петропавловска-Камчатского, Магадана. Специфика рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока состоит в том, что добыча сырья обеспечивается за счет океанического рыболовства, причем почти 98% его приходится на экономическую зону России.

Все это вызывает необходимость пропорционального развития флота различных направлений -- добывающего, обрабатывающего, транспортного, вспомогательного, -- а также обслуживающей его инфраструктуры. Стоит задача увеличения объемов прибрежного лова. Ее выполнение позволит увеличить число занятых в рыбной промышленности до 40 тыс. человек и будет способствовать развитию промышленности. Предполагается модернизация рыболовного флота, а также строительство на Дальнем Востоке новых судов, прежде всего для развития флота прибрежного рыболовства. Дальнейшее развитие береговой обрабатывающей базы рыбной промышленности в ДФО -предусматривает реконструкцию и техническое перевооружение производства, чтобы обеспечить выпуск рыбной продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

На долю лесных ресурсов округа приходится 55% площади лесного фонда РФ, а общий запас древесины составляет 25% российских запасов, свыше 20 млрд.м3. Лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность является отраслью специализации ДФО, которая получила развитие преимущественно в южной части региона: в Хабаровском крае и Сахалинской области, а также в Приморском крае и Амурской области.

Лесозаготовительная промышленность сформировалась преимущественно в Хабаровском и Приморском краях, а также в Сахалинской и Амурской областях и на юге Республики Саха (Якутия). Из отраслей деревообрабатывающей промышленности наибольшее развитие получило лесопиление. Крупные центры деревообрабатывающей промышленности распложены в городах Благовещенск, Амурск, Лесозаводск, Дальнереченск, Хабаровск. Целлюлозно-бумажная промышленность развивается на юге Сахалинской области (Углегорск, Поронайск), а также в городе Амурске.

Машиностроение и металлообработка занимают в отраслевой структуре ДФО 4-ое место. Наибольшее развитие эта отрасль получила в Хабаровском, Приморском краях и Амурской области. Основными подотраслями машиностроительного комплекса Дальнего Востока являются: судостроение и судоремонт распложены в городах Николаевск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Находка, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск; сельскохозяйственное машиностроение (завод «Дальсельхозмаш» в Биробиджане); производство энергетического оборудования (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан и др.), а также станкостроение, электротехническая промышленность, транспортное машиностроение.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Дальнего Востока вносит свой вклад в развитие электроэнергетики и топливной промышленности России. Потенциальные запасы ископаемого топлива ДФО составляют 10,8 млрд. т нефти, 24,3 трлн. мі природного газа и 1,2 трлн. т угля. Главными центрами являются Республика Саха (Якутия) Ї каменный уголь, природный газ, и Сахалинская область Ї нефть, природный газ. Основными экспортными позициями ТЭК региона являются коксующиеся и энергетические угли Южной Якутии, нефть Сахалина, продукция нефтеперерабатывающих заводов Хабаровского края.

Электроэнергетика района представлена Нерюнгринской, Якутской, Хабаровской, Владивостокской, Петропавловск-Камчатской и другими ТЭС, крупнейшей Зейской ГЕС и др., а также Билибинской АЭС и Паужетской геотермальной электростанцией на Камчатке. В целом электроэнергетика наиболее развита только в Амурской, Магаданской и Камчатской областях. Эффективный гидропотенциал России составляет 8,3% мирового потенциала, а гидропотенциал трёх крупных бассейнов Дальнего Востока: Ленского, Амурского, Колымского, составляет почти половину. По технически доступному гидроэнергетическому потенциалу ДФО занимает 4-ое место среди стран АТР. Освоение гидропотенциала на Дальнем Востоке составляет 3%, для сравнения в Китае - 18%, Японии, Швеции, Греции - от 65% до 90%, в Бразилии, Канаде, США, Италии - от 50% до 65% .

Нефтегазовая промышленность представлена предприятиями по добыче, переработке, транспортировке и сбыту сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа. Основной объём нефте- и газодобычи около 90% обеспечивает Сахалинская область, что связано с вводом в эксплуатацию на шельфе о. Сахалин крупных месторождений по проекту «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Основная мощность по нефтепереработки в ДФО сконцентрирована в Хабаровском крае и представлены двумя крупными нефтеперерабатывающими заводами в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.

Угольная промышленность представлена во всех дальневосточных субъектах РФ, но основой региональных объёмов производства угля 67,4%: обеспечивают Республика Саха (Якутия) Ї 34,7 % и Приморский край Ї 32,7%. Разработка запасов угля осуществляется преимущественно открытым способом, немногим более половины добычи приходится на каменный уголь 50,8%.

Легкая промышленность Дальнего Востока представлена текстильной, швейной, трикотажной, кожевенно-обувной и другими отраслями, предприятия которых размещены в основном в средних и крупных городах.

Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности -- рыбной -- на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли: мукомольная, крупнейшим предприятием которой является Хабаровский мелькомбинат; мясная, в которой выделяются мясокомбинаты в Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане; маслобойно-жировая, сырьем для которой служит соя, представлена масложиркомбинатами в Хабаровске и Уссурийске.

Коэффициент локализации

Кл = Ор/Хр х100 / Ос/Хс х100 = (14478/2808367,8 х 100) / (113100/54013599,2 х 100) = 2,5

где Ор (вывозка древесины) - 14 478 тыс. м3;

Хр (2014 г) - 2808367,8 млн. руб;

Ос (вывозка древесины) - 113100 тыс. м3;

Хс (2014 г) - 54013599,2 млн. руб.

Индекс уровня специализации

Ис = Ор/Ос х100 / Хр/Хс х100 = (14478/113100 х 100) / (2808367,8/54013599,2 х 100) = 2,5

Вывод: ведущее промышленное производство ДФО включает несколько отраслей специализации -- рыбную промышленность, лесную промышленность цветную и черную металлургию и машиностроение.

Сегодня, 22 февраля, во Владивостоке руководство «Единой России » совместно с Ассоциацией кластеров и технопарков провело форум «Инфраструктура новой экономики» в рамках цикла региональных мероприятий партийного проекта «Локомотивы роста », охватывающего несколько городов России: Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Санкт-Петербург, Иваново. Цель данного проекта – выявить наиболее перспективные региональные промышленные проекты для развития промышленной инфраструктуры регионов страны.

«2 марта в Иваново при участии Председателя «Единой России» Дмитрия Медведева состоится итоговый форум, на котором будут представлены лучшие проекты, отобранные по итогам региональных форумов, прошедших при поддержке партпроекта «Локомотивы роста». Те проекты, которые были сегодня представлены на форуме во Владивостоке, имеют все шансы на то, чтобы выйти в финал. Наша задача – отобрать лучшие проекты, которые могут в дальнейшем получить поддержку Правительства РФ», – рассказал секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

Данный формат исследования возможностей развития регионов России позволяет выявить перспективные точки роста в экономиках регионов России. На пленарном заседании Форума во Владивостоке были представлены перспективные промышленные проекты по развитию промышленной инфраструктуры на Дальнем Востоке, реализация которых может поспособствовать решению многих социально-экономических проблем.

На Дальнем Востоке имеются крупные месторождения природных ресурсов, на базе которых функционирует мощная горнодобывающая промышленность. В частности, в регионе производится плавиковый шпат, вольфрамовые концентраты, борные продукты, свинец рафинированный и в концентрате, добывается олово и цветные металлы.

Существующие в регионе природные ресурсы при решении инфраструктурных проблем могут стать базисом мощной региональной экономики.

«Развитие промышленной инфраструктуры на Дальнем Востоке будет способствовать привлечению инвестиций в регион, поможет развивать бизнес, производящий уникальную продукцию, способную конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Дальний Восток может стать новым промышленным центром при ведении грамотной политики в отношении сферы бизнеса в регионе», - прокомментировал Андрей Шпиленко, выступая в качестве эксперта на Пленарном заседании форума.

Одной из важных задач региональной промышленной политики является реновация промышленной системы и создание полноценных кооперационных производственных цепочек.

«Чтобы обеспечить стране экономическую безопасность России, мы должны в очень короткие сроки, за 10 лет, стать одним из ведущих мировых экспортеров промышленной продукции. Это задача амбициозная, сложная, но выполнимая», - отметил депутат ГДФС РФ, федеральный координатор партпроекта «Локомотивы роста» Денис Кравченко.

Партийный проект «Единой России» «Локомотивы роста» направлен на создание условий для поступательного развития современной экономики России во взаимодействии с национальными компаниями – локомотивами роста. Одним из ключевых направлений является анализ мер государственной поддержки основных секторов и отраслей бизнеса в разрезе совершенствования нормативно-правовой базы. Оказание содействия в создании новых предприятий и производств, развитии частно-государственного партнёрства, инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, а также распространении лучших и корпоративных практик для формирования инновационной среды.

Данный видеоурок поможет пользователям получить представление о теме «Дальний Восток. Хозяйство». На этом занятии вы познакомитесь с административным составом, населением, географическим положением и основными чертами природы Дальнего Востока. Также вы рассмотрите его хозяйство, обсудив основные отрасли промышленности этого региона.

Развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири - http://www.youtube.com/watch?v=pzXFC9YB6yU

Дальний Восток и Сибирь. Госкомпания? Что делать? - http://www.youtube.com/watch?v=bYMTetTbI5c

Видеоматериалы

Близкий Дальний Восток. Фильм Сергея Минаева https://www.youtube.com/watch?v=GOLRpHoaOSg

1. Назовите отрасли специализации хозяйства Дальнего Востока. Какая из отраслей играет ведущую роль и почему?

2. Используя материалы урока, параграфа учебника, карты атласа, охарактеризуйте и сравните между собой специализацию хозяйства Северного и Амуро-Приморского подрайонов Дальнего Востока. Заполните таблицу:

3. Каковы основные проблемы и перспективы развития хозяйства Дальнего Востока? Развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири -

Вопросы и задания

1. Кратко охарактеризуйте особенности хозяйства Центрального, Северного, Южного и Островного подрайонов Дальнего Востока.

Дальневосточный Юг гораздо более благоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории, составляющей около 30% площади всего региона, проживает 80% его жителей. Север, напротив, отличается суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных полезных ископаемых - главная специализация района, определяющая его место в хозяйстве России. Промышленные очаги, связанные, в основном с добычей полезных ископаемых, значительно удалены друг от друга.

Велико разнообразие почв, соответствующее типам растительных зон: в тундре – тундровые глеевые, болотно-торфяные, в лесотундре – болотистые, подзолисто-торфянистые, в тайге – подзолистые, болотные торфяные, торфяно-глеевые, в южных зонах – бурые и буротаежные, лугово-черноземовидные почвы. Многолетняя мерзлота занимает до 90% площади Дальнего Востока, что затрудняет строительство и земледелие.

2. Почему ведущие отрасли промышленности Дальнего Востока – это цветная металлургия, электроэнергетика, топливная и пищевая промышленность?

По улову рыбы район занимает первое место среди всех экономических районов России. Основной промысел рыбы и морского зверя ведется в Охотском, Беринговом и Японском морях. Добыча рыбы основана на активном лове в открытых морях с помощью крупных рыболовных судов. Главными промысловыми рыбами являются сельдь, морской окунь, минтай, тунец, лососевые породы - кета, горбуша, кижуч, красная рыба, добыча которых постоянно уменьшается. Крупные центры рыбопереработки - Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Охотск, Находка, Южно-Курильск, Николаевск-на-Амуре и др. Построены холодильные комбинаты, крупнейшие из которых находятся в Петропавловске-Камчатском и Комсомольске-на-Амуре.

В водах, омывающих южную и западную часть Камчатки и Курильские острова, ведется лов крабов. Продукция крабоконсервной промышленности Дальнего Востока широко известна как в России, так и на мировом рынке. Ведется промысел морских животных: моржей, тюленей, морских котиков. Добываются морские водоросли, моллюски, трепанги, креветки, кальмары и мидии.

Из других отраслей пищевой промышленности на Дальнем Востоке большое значение имеет мукомольная промышленность, развивающаяся в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях. Там же размещаются предприятия маслодельной, сыродельной, молочной, мясной, кондитерской, сахарной и других отраслей. Однако пищевая промышленность не обеспечивает потребностей района. По объему выпускаемой продукции пищевой промышленности в целом выделяется Приморский край, а также Камчатская и Сахалинская области и Хабаровский край.

Лесозаготовительная промышленность сформировалась преимущественно в Хабаровском и Приморском краях, а также в Сахалинской и Амурской областях и на юге Республики Саха. Наибольшее количество деловой древесины вывозится с территории Амурской и Камчатской областей и Хабаровского края. Во всех остальных частях района ввоз деловой древесины превышает ее вывоз.

Из отраслей деревообрабатывающей промышленности наибольшее развитие получило лесопиление. Вывоз пиломатериалов превышает ввоз в Хабаровском и Приморском краях, Амурской, а также Сахалинской областях. Центры лесопиления - Имен, Лесозаводск, Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск и др. Кроме лесопиления деревообрабатывающая промышленность района представлена мебельной (Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Биробиджан), фанерной (Владивосток, Биробиджан), спичечной (Благовещенск), тарной и другой отраслями. Крупные центры деревообрабатывающей промышленности - города Благовещенск, Амурск, Лесозаводск, Дальнереченск, Хабаровск.

Цветная металлургия является отраслью специализации Дальнего Востока. Она представлена главным образом добычей и переработкой олова, ртути, золота, полиметаллических руд, вольфрама, т. е. горнорудной промышленностью. Наибольший удельный вес цветная металлургия имеет в Республике Саха (более 60% от всей промышленности республики) и Магаданской области (около 60%).

Одной из ведущих отраслей района является добыча золота как рассыпного, так и рудного. Основные золотопромысловые районы находятся в бассейнах среднего и верхнего течения рек Зеи, Селемджи, Бурей, Аргуни, Имана, Верхнего и Нижнего Амура, а также в горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня.

Большую роль играет добыча и обогащение оловосодержащих руд, главным образом в Республике Саха (Депутатское месторождение), в Приморском крае (Хрустальненский оловянный комбинат), Хабаровском крае (горно-обогатительный комбинат «Солнечный»). Интенсивно добываются оловосодержащие руды в Дальнегорске.

В Тетюхинском районе ведется добыча свинцово-цинковых руд. Вблизи рудников построены обогатительные фабрики и свинцово-плавильный комбинат.

Добыча алмазов носит очаговый характер. Главный центр этой отрасли - город Мирный в Республике Саха. Разрабатываются также месторождения Айхил и Удачное.

Машиностроение и металлообработка занимают в отраслевой структуре района четвертое место, уступая пищевой промышленности, цветной металлургии и отраслям топливно-энергетического комплекса. Наибольшее развитие эта отрасль получила в Хабаровском, Приморском краях и Амурской области. Один из крупных машиностроительных центров – Хабаровск.

3. Какие отрасли промышленности ДВ имеют наилучшие перспективы развития? Почему?

Ключевыми направлениями развития металлургического комплекса на территории Дальнего Востока являются создание новых металлургических районов (Южная Якутия и Забайкальский край, Хабаровский край и Амурская область), а также расширение и модернизация существующих таких районов в Иркутской области.

Основными мерами государственной политики по развитию отрасли являются содействие в создании необходимой инфраструктуры (прежде всего транспортной и энергетической) и повышении эффективности производства продукции, меры по расширению рынков сбыта металлургической продукции, включая содействие в разработке труднодоступных сырьевых месторождений, содействие в решении социальных вопросов в регионах, где металлургические предприятия являются градообразующими, регулирование транспортных и энергетических тарифов, стимулирование внутреннего спроса со стороны отраслей-потребителей (поддержка строительства, авиастроения, автомобилестроения, тяжелого машиностроения и судостроения), а также создание транспортной и энергетической инфраструктуры в районах добычи сырья, социальной - в городах, где градообразующим предприятием является металлургическое производство, развитие научной инфраструктуры в области материаловедения, новых технологий производства металлов, технологий использования металлов в различных отраслях экономики и транспортной инфраструктуры для обеспечения экспорта металлов (специализированных портов, терминалов).

4. Как вы считаете, может ли с/хоз-во Дальнего Востока обеспечивать его потребности в разных видах продовольствия (молоке, мясе, зерне, овощах)?

Главной ценностью, способной привлечь инвесторов в дальневосточный агропром и обеспечить его конкурентные преимущества, является земля. На ней-то, собственно, и завязана вся экономика сельского хозяйства, отмечают эксперты. Потому и оценка потенциала территории именно с нее начинается. Правда, зачастую ею же и заканчивается. Уникальность региона в том, что помимо традиционных для России сельскохозяйственных отраслей здесь могут получить развитие и те производства, которые встречаются в стране нечасто, такие, например, как выращивание сои и риса. В Приморском крае, Амурской области и Еврейской автономной области расположены большие площади редких для Российской Федерации земель, пригодных для производства этой столь востребованной сейчас на мировом рынке продукции. На Дальнем Востоке уже сегодня выращивается более 60% сои, производимой в Российской Федерации.

Еще несколько лет тому назад степень привлекательности Дальнего Востока для бизнеса часто оценивали с точки зрения тех неблагоприятных факторов, которых в этом особенном во всех отношениях регионе при желании можно насчитать на целый список.

Вспоминали, как правило, и обширные незаселенные территории, и суровые климатические условия на значительной ее части, и малую численность населения, и неразвитую инфраструктуру, и еще много значимых и не очень обстоятельств, которые в совокупности рисовали не самые радужные перспективы для прихода больших денег в регион. Но в последнее время ситуация стала понемногу меняться, государство объявило развитие Дальнего Востока национальным приоритетом…

5. В каких подрайонах и субъектах федерации ДВ экологические проблемы стоят наиболее остро? Что их вызывает?

Общее состояние окружающей среды на Дальнем Востоке характеризуется несбалансированностью природопользования практически во всех регионах, то есть нарушением соответствия развития и размещения материального производства, расселения населения и экологической емкости территорий.

Практически все пляжи Уссурийского и Амурского заливов загрязнены тяжелыми металлами, которые по своей опасности воздействия на живой организм уступают разве что только пестицидам, считают сотрудники Института проблем морских технологий ДВО РАН. Из загрязнителей, попадающих в прибрежные акватории, наибольшую опасность по объему и вредности представляют нефтесодержащие воды - потери нефтесодержащих продуктов при хранении в портах, сточные воды судостроительных и судоремонтных заводов, ТЭЦ и котельных, работающих на жидком топливе. Оснащенность дальневосточных портов очистными сооружениями крайне слаба, поэтому нефть просачивается в пляжные зоны. Значительную часть твердого осадка от загрязнений составляют гидрооксиды и соли переходных металлов, а также оксиды кремния, алюминия, соли щелочных и щелочноземельных металлов.

Много загрязнений происходит из-за морально и физически устаревшего оборудования. В настоящее время “около 70% флота рыбной промышленности Дальневосточного бассейна дорабатывают нормативный срок эксплуатации”. В бухтах Дальнего Востока находится много списанных и брошенных различных морских судов. В устаревших и переполненных базах флота хранится большое количество жидких и твердых радиоактивных отходов. Выведенные из состава флота обычные суда и атомные подводные лодки из-за отсутствия финансирования не утилизируются.

На Дальнем Востоке производится незаконная вырубка девственных лесов, главного богатства Дальнего Востока. При этом от лесной промышленности также много отходов; например, в виде высокотоксичных фенольных соединений, выделяемых древесиной и попадающих в водоемы.

Присоединение Дальнего Востока к России было естественным продолжением процесса освоения Сибири, начинавшегося с конца XVI в.

В истории присоединения к России юга Дальнего Востока исключительно важную роль сыграли походы Василия Пояркова (1643--1646 гг.) и Ерофея Хабарова (1649--1650 и 1650--1653 гг.) на Амур. В своих донесениях якутскому воеводе Е.П. Хабаров писал, что на Амуре наряду со сбором пушнины следует заводить пашни и выращенный здесь хлеб доставлять водным путем в Якутск, где он будет дешевле, чем производимый на Лене.

Русские все более закреплялись на верхнем Амуре. Крестьяне, жившие в окружавших Албазинский острог деревнях и в возникшем там монастыре, завели пашни. Посевную площадь Албазинского уезда исчисляли в то время примерно в 1000 десятин.

Важным этапом в изучении и освоении северной части Дальнего Востока явились первая (1728--1730 гг.) и вторая (1733--1743 гг.) экспедиции Беринга. Они внесли сильное оживление в экономическую жизнь Восточной Сибири. Развились постоянные сношения между Якутском и Охотском, усилилось также движение товаров и людей из Европейской России. В 1740 г. в Авачинской губе был заложен Петропавловск, задуманный как порт на транзитном пути из Охотска в «Русскую Америку».

После открытий на Тихом океане купцы и промышленники с каждым годом во все возрастающем количестве снаряжали суда на новые земли для промысла пушнины.

Охотский край и Камчатка (середина XIX в.) находились на крайне низком уровне развития хозяйства и культуры. Сельское хозяйство не развивалось. На всей огромной территории Охотско-Камчатского края, по данным Н.В. Слюнина, в 1855 г. насчитывалось лишь 26 тыс. жителей.

В 1867 р. усилилось проникновение американского капитала в Северо-Восточную Азию, где стали нагло хозяйничать американские китобои и торговцы пушниной. К ним присоединились японские рыбопромышленники. Проникновению иностранцев в северные районы Дальнего Востока способствовали главным образом: слабость русского капитала, бездорожье, отдаленность от промышленных центров России .

Со второй половины XIX в. под влиянием экономического развития у передовых представителей русского общества все больше укрепляется сознание в необходимости иметь для России выход к берегам Тихого океана по р. Амуру. В обосновании и практическом осуществлении этой назревшей идеи большая заслуга принадлежит Г. И. Невельскому и Н. Н. Муравьеву. Г. В 1856 г. был основан Усть-Зейский пост, впоследствии переименованный в г. Благовещенск.. В устье Уссури в 1858 г. положено начало Хабаровску." В 200 км от устья Амура в 1853 г. Невельским основан пост Мариинский (кроме г. Николаевска), а еще выше--Софийск и т. д.;

К 1888 г. на Дальний Восток переселилось всего 14,4 тыс. крестьян, в том числе 8,8 тыс. в Амурскую и 5,6 тыс. человек в Приморскую области. В среднем в год прибывало по 600 человек.

В результате непрерывного прилива сельскохозяйственного населения довольно быстрыми темпами осваиваются в дореволюционный период лучшие сельскохозяйственные земли, увеличивается посевная площадь, поголовье скота. Земледелие превращается в довольно крупную товарную отрасль хозяйства. С 1907 по 1917 г. посевная площадь возросла с 350 тыс. до 862 тыс. га. В предреволюционные годы в Амурской и Приморской губерниях насчитывалось около 280 тыс. голов лошадей, 370 тыс. голов крупного рогатого скота, 207 тыс. голов свиней. Вместе с тем, хотя основная масса населения была занята в сельском хозяйстве, оно далеко не удовлетворяло всех продовольственных потребностей края. Завоз хлеба на Дальний Восток непрерывно увеличивался, достигнув в 1912 г. 10 млн. пудов. Завозилось также большое количество мясных и молочных продуктов, живого скота из Забайкалья, Монголии, Маньчжурии.

Основными районами земледелия были Зейско-Буреинская и Приханкайская равнины. Земледелие стояло на низком агротехническом уровне. В посевах резко доминировали лишь две культуры-- пшеница и овес. Так, в среднем за 1911--1915 гг. в Амурской области 50% площади засевалось пшеницей и 46% овсом. В Приморской области пшеница занимала 37% посевной площади, овес -- 34, гречиха --12, ядрица и озимая рожь --4, ячмень -- 2, кукуруза -- 1 %, остальная площадь приходилась на просо, соевые бобы, картофель и овощи.

Животноводство в первую очередь удовлетворяло потребительские нужды крестьянского населения. Основными видами домашних животных были лошади, крупный рогатый скот и свиньи. На севере района оленеводство для большей части коренного местного населения наряду с пушным промыслом было основным источником существования.

Сельское хозяйство благодаря поощрительной политике царского правительства получило сравнительно большое развитие и вызвало появление в конце прошлого века крупных мукомольных мельниц. Они также пользовались покровительством государства. Поэтому мукомолье занимало первое место среди отраслей обрабатывающей промышленности. Наиболее развито было мукомолье в Благовещенске, где работали девять крупных мельниц, перемалывающих миллионы пудов зерна. Другие крупные центры мукомолья -- Никольск - Уссурийский, Владивосток и, отчасти Хабаровск.

На Дальнем Востоке существовало несколько частных и государственных винокуренных заводов. Наиболее крупные из них находились в Благовещенске. Наряду с этим очень широко была распространена контрабандная торговля спиртом, привозимым из Маньчжурии.

В городах имелось около полутора десятков небольших пивоваренных заводов. Но они не удовлетворяли весь спрос, и много пива привозилось также из Маньчжурии .

Единственный на весь Дальний Восток кожевенный завод находился во Владивостоке. Он был рассчитан на переработку кожевенного сырья, получаемого после забоя скота, ввозимого во Владивосток. Вся остальная промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья и по изготовлению пищевых продуктов либо отсутствовала, либо была представлена мелкими кустарными предприятиями. (В большой мере спрос населения на изделия пищевой промышленности удовлетворялся завозом этих продуктов из Маньчжурии и других зарубежных стран.

Добывающие отрасли промышленности занимали главное место в экономике дореволюционного Дальнего Востока; они давали примерно 60% всей валовой продукции хозяйства края. Одно из первых мест среди этих отраслей принадлежало горной промышленности. Вместе с тем крайне недостаточная геологическая изученность Дальнего Востока тормозила развитие горной промышленности. К более или менее систематическому изучению недр приступили с 90-х годов XIX в. Геологические исследования касались только южной части Дальнего Востока, где геологической съемкой было покрыто почти 12% и маршрутами около 50% территории. Север оставался неизученным, если не считать отдельных пройденных маршрутов.

Из отраслей горной промышленности на первом месте стояла добыча золота; она давала почти 20% всей валовой продукции хозяйства края. Вскоре после присоединения Дальнего Востока к России были обнаружены россыпные месторождения золота по верхнему Амуру, Зее, Селемдже,Бурее, Амгуни и их притокам, в бассейнах озер Орель, Чля,а затем и в других местах. Добыча золота возникла в начале 70-х годов XIX в,и сразу начала складываться как крупное капиталистическое производство. Расцвет золотодобывающей промышленности продолжался в 80-х и 90-х годах. Для эксплуатации богатых доступных месторождений создавались крупные компании. Иностранный капитал формально не участвовал в эксплуатации золотых месторождений, но часто под флагом русской компании действовали иностранцы. Наиболее крупные компании -- Верхне-Амурская, Ниманская, Зейская, Амурское золотопромышленное общество и другие--затрачивали минимальные средства на оборудование, хищнически использовали месторождения, извлекая таким путем огромные прибыли. Семь наиболее крупных золотопромышленных компаний в Амурской области за периоде 1870 по 1900 г. дали 80% добычи золота на ДВ.

В 1911--1915 гг. из общей добычи золота 75% приходилось на долю старателей. Техника старательской добычи была примитивной: тачка деревянная тяжелая с железным колесом, катальные доски, землеройные ручные инструменты, ворот, лоток для промывки песка.

Открытое в 1897 г. по речке Тетюхе серебросвинцовоцинковое месторождение с 1907 г. начало разрабатываться акционерным обществом, основанным на немецких капиталах. Всю добытую руду в сыром и обогащенном (концентраты) виде вывозили морем за границу, главным образом в Англию. Добыча руды прекратилась в 1918 г. В 1925 г. предприятие было сдано его бывшим владельцам по договору.

К дореволюционному периоду относится и начало развития на Дальнем Востоке угольной промышленности. Она возникла на материке в конце 90-х годов XIX в. в связи с необходимостью обеспечить топливом военно-морской и торговый флоты, железные дороги, отчасти промышленность и города. Однако вся добыча в 1913 г. составила лишь 40 тыс. /л. Почти весь каменный и бурый уголь добывали в южной части Приморья. Лучшие по качеству каменные угли -- антрациты, тощие, коксовые, спекающиеся, длиннопламенные и другие -- давали Сучанские копи.

На Северном Сахалине (близ пос. Дуэ) примитивные разработки угля возникли еще в 1858 г. Первый рудник на Северном Сахалине вошел в эксплуатацию в 1889 г.

Вблизи г. Александровска, второй -- в 1895 г. в районе Мгачи. Уголь разрабатывало тюремное ведомство, используя для этого труд каторжан. Доступ частного капитала в угольную промышленность Сахалина был открыт только в 1908 г. С этого времени добыча угля стала быстро расти.

В период оккупации Северного Сахалина японскими захватчиками (1920--1925 гг.) угольные месторождения разрабатывались хищнически. При оставлении Северного Сахалина японцы затопили и разрушили многие шахты, уничтожили жилой фонд. Советской власти по существу пришлось заново создавать угольную промышленность Северного Сахалина, которая вскоре по сравнению с дореволюционным временем выросла в несколькораз.

Только в годы Советской власти в северной части Сахалина была создана нефтяная промышленность.

Обладая огромными лесными ресурсами, Дальний Восток не имел развитой лесной и деревообрабатывающей промышленности. Древесина заготовлялась в основном для удовлетворения местных потребностей. Только из заготавливаемой в тяготевших к Владивостокскому порту лесных массивах древесины экспортировалось около 40 тыс. м3 в год. В то же время лесоматериалы во Владивосток и на Камчатские рыбные промыслы ввозили из Японии, а местные кустарные и полукустарные лесопильные заводы работали с неполной нагрузкой. Деревообработка была представлена небольшой фанерной фабрикой на ст. Океанская и спичечными фабриками в Благовещенске и около Владивостока.

Важной отраслью экономики дореволюционного Дальнего Востока был пушной промысел, дававший преимущественно экспортную продукцию (на 4--6 млн. руб. в год), до которой приходилось на северо-восток. Заготовка пушнины на Дальнем Востоке велась почти повсеместно; для коренного населения она была основой существования. При заготовке пушнины преобладал неэквивалентный обмен: кабальное авансирование товарами, спаивание спиртом. и т. п. Среди скупщиков пушнины было много иностранцев, особенно американцев, действовавших преимущественно на Чукотском полуострове. Лучшие сорта пушнины добывали на северо-востоке местные народности. В тундре они охотились на песцов, а на побережье полярных морей промышляли морских зверей, особенно моржей.

Русское, преимущественно старожильческое, население среднего Амура охотилось главным образом на копытных зверей, мясо которых продавало на золотые прииски. Отдельный охотничье-промысловый район представляли собой Командорские острова, населенные алеутами; они охраняли котиковые лежбища и промышляли по заданию арендаторов котика и морского бобра .

В хозяйственной жизни дореволюционного Дальнего Востока большое значение имела рыбная промышленность, но технический уровень ее был очень низкий. Рыбу ловили в прибрежном полосе морей и в устьях рек. Переработка ее ограничивалась простым засолом. В 1913 г. рыбы добывали около 110 тыс. т до 90% улова приходилось на лососевые породы, наиболее ценные рыбы хищнически истреблялись. Около половины улова лососевых давала р. Амур, где ловом занимались русские промышленники. Остальная часть приходилась в основном на Камчатку; там рыбной ловлей занимались также и японцы. В заливе Петра Великого рыболовный промысел отличался большим разнообразием. Здесь наряду с небольшим количеством лососевых, сельди и других пород рыб вылавливали и продукты моря. Зависимость этой отрасли от Японии была велика: оттуда ввозили орудия лова, отчасти соль и другие товары, привлекали на промыслы квалифицированных рыбаков.

Японские рыболовные промыслы на Камчатке были очень примитивны. Производственные помещения представляли собой временные сооружения, построенные из тонких жердей, покрытых циновками. Рыбу солили сухим способом; от такого посола терялись вкусовые свойства лосося.

Русские промыслы в низовьях Амура отличались значительно лучшим оборудованием и были рассчитаны на много лет пользования ими. Отрасли обрабатывающей промышленности, в том числе машиностроение и производство строительных материалов, были развиты слабо и представлены, как правило, мелкими предприятиями, за исключением механического и судоремонтного завода во Владивостоке (Дальзавод) и арсенала в Хабаровске, а также Спасского цементного завода, выработавшего в 1913 г. по заказам казны и ж /д 32 тыс. т цемента.

Сооружение Великого Сибирского пути (1892 г.) положило начало строительству на Дальнем Востоке железных дорог. Рельсовый путь к Тихому океану первоначально провели по территории Маньчжурии (Китайско-Восточная железная дорога) с выходом в Приморье у ст. Пограничная (Гродеково) и дальше через Уссурийск до Владивостока. В 1897 г. построили железнодорожную линию от Уссурийска до Хабаровска. Эти дороги имели в первую очередь стратегическое значение, но они вызвали подъем хозяйственной жизни края. После русско-японской войны приступили к строительству железной дороги вдоль Амура, которую вчерне закончили лишь в 1916 г. Достроена она была в советское время.

До Октябрьской революции на Дальнем Востоке еще не сформировались какие-либо производственные комплексы или промышленные узлы, хотя предпосылки к этому уже создавались. Здесь выделялись такие крупные пункты, как Владивосток, насчитывавший почти 100 тыс. жителей. Грузооборот его порта в 1913 г. достиг почти 1,5 млн. /л, в том числе около 1 млн. т по ввозу. В его окрестностях разместились небольшие предприятия по производству кирпича, извести и других минеральных строительных материалов, лесопильные, деревообрабатывающие заводы и т. д.

Организационно-хозяйственным центром Приханкайской равнины был Никольск-Уссурийский, в котором имелось несколько предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья. Административный центр Дальнего Востока Хабаровск, несмотря на выгодность своего географического положения, оставался слаборазвитым в экономическом отношении. Кроме арсенала, судоремонтного затона и железнодорожных мастерских, в этом городе не было крупных промышленных предприятий. В центре Амурской области Благовещенске развивалось только мукомолье. Николаевск-на-Амуре выделялся как центр рыболовства.

Подъем, в развитии производительных сил Дальнего Востока наступил с момента установления Советской власти, т. е. с 1922 г. До этого времени Дальний Восток был оккупирован иностранными интервентами и русскими белогвардейцами, с которыми рабочие и крестьяне этого района вели упорную и ожесточенную борьбу, продолжавшуюся почти 5 лет. Они смогли приступить к мирному строительству только после изгнания империалистов и белых генералов. Однако на Северном Сахалине еще продолжали хозяйничать японцы (до 1925 г.), а на Охотском побережье Камчатки и на Чукотке--белогвардейцы,изгнанные оттуда в 1923 г.

Основной задачей в первые годы мирного строительства стало освоение природных ресурсов -- добыча минерального топлива, заготовка леса и лов рыбы, а также развитие транспорта, необходимого для преодоления огромных расстояний.

По сложившимся тогда на Дальнем Востоке условиям крупная промышленность не была национализирована, частный капитал сохранялся здесь дольше, чем в других районах. Государственная промышленность, которая до революции обслуживала нужды военного ведомства, в восстановительный период была перестроена в том направлении, чтобы ее продукция удовлетворяла потребности хозяйства района. Развитию крупной государственной промышленности способствовало создание таких объединений, как «Дальлес», «Госрыбтрест», «Дальзолото», «Дальуголь», «Приморуголь» и др. Восстановление предприятий позволило экспортировать уголь в Китай, лес и пиломатериалы в Японию, Китай и Австралию. Сильно увеличилась добыча золота, которая за 1923--1925 гг. выросла более чем вдвое. С 1923 г. Дальзавод начал ремонтировать торговые суда, наладил ремонт железнодорожных вагонов; Хабаровский арсенал переоборудован в завод сельскохозяйственных машин. Вступил в строй мыловаренный, маслобойный и фанерный заводы, табачная фабрика и другие предприятия обрабатывающей промышленности.

Для развития промышленности в восстановительный период привлекался также иностранный капитал, получивший концессии на некоторые золотые прииски, Тетюхинский серебросвинцовый рудник и на добычу каменного угля и нефти на Северном Сахалине. Но так как иностранный капитал использовал природные ресурсы хищнически, концессии вскоре были ликвидированы. Восстановление промышленности на Дальнем Востоке было в основном завершено к 1926 г., причем некоторые ее отрасли превысили уровень 1913 г.

Успешно восстанавливалось и сельское хозяйство. В период интервенции оно было сильно подорвано. В первой пятилетке доля Дальнего Востока в капитальных вложениях страны составила 4,84%, во второй пятилетке--5,8 и за 3,5 года третьей пятилетки -- 7,5% .

Это был очень большой удельный вес, о чем можно судить по тому, что в восстановительный период на Дальний Восток падало лишь 0,76% капитальных вложений СССР. В результате коренной реконструкции существовавших отраслей хозяйства и широко развернувшегося нового строительства на Дальнем Востоке уже в довоенный период были заложены основы современного народнохозяйственного комплекса. Быстрое развитие хозяйства района идет в послевоенные годы.

Процесс превращения отсталой в экономическом отношении обширной территории Дальнего Востока в крупный, многосторонне развитый экономический район страны и особенности этого процесса найдут свое отражение в последующих главах при рассмотрении современного состояния и проблем развития хозяйства района в целом, его отдельных отраслей и территориальных частей.

Рассказать друзьям