И скучно и грустно сообщение. Анализ стихотворения «И скучно, и грустно…» (М.Ю

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и всё там ничтожно... Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг - Такая пустая и глупая шутка...

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно»

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и приоритетов. Поэтому из-под пера поэта выходят произведения, в которых он словно бы подводит итог собственной жизни. Безрадостный, по его мнению, и совершенно не отвечающий тем надеждам и мечтам, которые хотелось бы осуществить автору. Не секрет, что Лермонтов был человеком достаточно самокритичным и, к тому же, разочаровавшимся в жизни. Он хотел стать выдающимся полководцем, однако появился на свет в тот период, когда в России уже завершилась война 1812 года. Стремление найти свое призвание в литературе, по мнению Лермонтова, также не принесло значимых результатов. Поэт признавал, что он не стал вторым Пушкиным. Более того, резкие и достаточно критичные стихи Лермонтова снискали ему при жизни дурную славу. От потомственного дворянина отвернулись представители самых лучших и влиятельных сословий Москвы и Петербурга, его не жаловали власти, считая, что творчество поэта вносит смуту и раздор в общество. В итоге свой последний год жизни поэт провел в депрессии. Он не только предчувствовал свою скорую гибель, но и подсознательно стремился к смерти.

Единственное, что его по-настоящему беспокоило, имело глубокие философские корни. Лермонтов пытался найти ответ на вопрос, зачем он появился на свет, и почему его жизнь оказалась такой безрадостной и, как он считал, никчемной. Именно в этот период, осенью 1840 года, он написал свое знаменитое стихотворение «И скучно, и грустно…», в котором подвел черту и под творчеством, и под жизнью. В этом произведении автор открыто признается, что страдает от одиночества , так как «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Лермонтову всего 27 лет, но поэт отмечает, что у него уже не осталось практически никаких желаний, так как «что пользы напрасно и вечно желать?», если им все равно не суждено сбыться.

Многие молодые люди в его возрасте упивались свободой и любовью, но Лермонтов разочаровался в женщинах, считая, что любить на время не стоит труда, а «вечно любить невозможно».

Пытаясь разобраться в своих мироощущениях, Лермонтов отмечает, что в его душе «прошлого нет и следа», намекая, видимо, на доблесть и отвагу ярких представителей прошлого поколения, к которым он причислял Пушкина. Поэт также отмечает, что даже стать рабом страстей и пороков ему не удалось, так как «их сладкий недуг исчезнет при свете рассудка». В результате сама жизнь представляется поэту «пустой и глупой шуткой», в которой нет ни смысла, ни целей, ни радости.

Стихотворение «И скучно, и грустно..» является не только подведением итогов, но и своеобразной рифмованной исповедью поэта, который устал от бренности бытия и бессмысленности собственного существования. Пренебрежительно относясь к своему творчеству, поэт даже не мог предположить, что пройдет несколько десятилетий, и его стихи по значимости будут приравнены к произведениям Пушкина, которого Лермонтов буквально боготворил. Трудно сказать, смог бы поэт изменить свою жизнь, если бы знал, что в будущем ему суждено будет стать классиком русской литературы . Но к тому моменту, когда было написано стихотворение «И скучно, и грустно..», подобные мысли даже не посещали Лермонтова, считавшего себя, по меньшей мере, неудачником. И в этот сложный период жизни не нашлось ни одного настоящего друга, который бы смог переубедить поэта, заставив его взглянуть на собственное творчество менее критично и предвзято. Если бы это произошло, то не исключено, что судьба Лермонтова сложилась бы совсем по-другому, и он не стал бы жертвой бессмысленной дуэли, которая так нелепо оборвала жизнь одного из величайших русских поэтов.

Анализ стихотворения И скучно и грустно Лермонтова

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Средства выразительности

7.Основная мысль

1. История создания . Произведение «И скучно и грустно» было создано Лермонтовым в 1840 г. и отражает сложившиеся к тому времени у поэта философские взгляды на жизнь. Белинский впоследствии утверждал, что мысли, выраженные в стихотворении, полностью подходят к другому персонажу Лермонтова - Печорину.

2. Жанр стихотворения - философская лирика. Немало исследователей относят его к гражданской лирике, так как проблемы, затронутые в произведении, напрямую касаются современников Лермонтова. Прямого призыва к действию в тексте не содержится. Автор с беспощадным реализмом описывает картину всеобщего безверия и равнодушия.

3. Основная тема стихотворения - разочарование поэта в окружающем его мире и в самих людях. Мотив скуки и грусти обостряется осознанием одиночества человека («некому руку подать»). Лермонтов постепенно усиливает мотив безвыходности. Желания человека несбыточны по своей природе. Жизнь бесцельно проходит в стремлении их осуществить. Любовь, как наиболее сильное чувство, способна преобразить человека. Но она подобна вспышке, возникает и исчезает внезапно и не может быть вечной. Увлечение любовью приведет лишь к ненужным разочарованиям и печали. Обращаясь внутрь своей души, лирический герой отмечает, что прожитая жизнь не оставила для него никаких следов. Все чувства и страсти погибли в свете холодного рационального анализа. Конечным итогом размышлений автора становится мысль о том, что и вся жизнь - «пустая и глупая шутка».

4. Композиция . Стихотворение состоит из трех полных четверостиший. В нем постепенно расширяется масштаб философских размышлений автора, которые начинаются с ощущения скуки и заканчиваются признанием бесцельности прожитой жизни.

5. Размер произведения - сочетание четырех- и пятистопного амфибрахия.

6. Средства выразительности . Лермонтов практически не использует эпитеты, применяя их лишь по необходимости («сладкий», «пустая и глупая»). В конце произведения используется яркий контраст: «сладкий недуг» и «холодное вниманье». Основной акцент автор делает на применении знаков пунктуации. Несколько раз повторяются многоточия и вопросительные знаки, которые придают произведению характер серьезного размышления. На поставленные вопросы не даются прямые ответы. Рассуждение еще более углубляется.

7. Основная мысль произведения. Стихотворение действительно отражает взгляды «героя нашего времени» - Печорина. Если раньше Лермонтову было свойственно отделять своего героя от толпы, возвышать его над бездушным светом, то теперь он проводит самоанализ. Романтическое одиночество омрачено беспощадной реальностью. Автор приходит к крайнему скептицизму. Никто не в состоянии изменить мир. Все лучшие чувства и побуждения ничего не стоят. Игра страстей ненадолго увлекает человека, но моментально проходит. Остается лишь холодный рассудок, беспощадно взирающий на вечную бессмысленную суету.

В 9 классе школьники изучают творчество М. Ю. Лермонтова. Строки хрестоматийного произведения «И скучно, и грустно…» остаются в памяти надолго. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «И скучно, и грустно» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в 1840 г., когда 27-летний Лермонтов переживал кризис в карьере и личной жизни.

Тема стихотворения – одиночество, раздумья над сущностью человеческой жизни.

Композиция – Произведение являет собой монолог лирического героя, который по смыслу можно разделить на три части. Это мысли о желаниях, любви и страсти. В завершении автор подает лаконичный вывод. Формально стихотворение состоит из трех катренов, что соответствует содержанию.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырех- и трехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка».

Эпитеты «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно».

История создания

Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее, сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся мужчина не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко. В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются все чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

Тема

В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения - лирический герой. Во время прочтения стиха воображение рисует мужчину, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать» . Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

Во втором куплете он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой мужчине тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь - игра».

Композиция

Анализируемый стих - монолог-рассуждение автора. Он делится на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого бытия: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение делится на три катрена.

Жанр

Произведение можно определить как элегию, это грустные размышления над актуальной для человека проблемой. В стихе яро выражен мотив разочарования. Написан он разностопными строками: четырех- и трехстопным амфибрахием. М. Лермонтов использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры - «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»; эпитеты - «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». Сравнений в стихотворении нет. Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций: риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: «Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 63.

Стихотворение «И скучно и грустно…».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «И скучно и грустно…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. В этом произведении поэт вы­разил настроение передовых, мыслящих людей эпохи тридца­тых годов, живших в атмосфере трагических противоречий, без­временья, общественного застоя, кризиса вечных ценностей.

Основная тема произведения – размышления о времени и о себе, своем поколении и об отношении к жизни. Стихотворение мы можем отнести к гражданской и философской лирике. Оно построено в виде лирического монолога, напоминающего нам элегию, хотя В.Г. Белинский называл «И скучно и грустно…» сатирой, считая, что это стихотворение стоит в одном ряду с «Думой».

В этом произведении поэт вновь создает образ «героя своего времени», выступая от лица целого поколения. Лирический ге­рой Лермонтова уже не является романтиком, противопоставив­шим свой внутренний мир и свои жизненные ценности пошлым интересам толпы. Теперь этот герой – реалист, беспощадно анализирующий состояние собственной души, это фигура, отлича­ющаяся скептическим взглядом на мир и на человека в целом. В этом стихотворении звучит мотив безверия, душевной устало­сти, разочарования человека в жизни.

В первой строфе герой говорит о своем одиночестве, беспо­лезно прожитой жизни:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды….

Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят – все лучшие годы!

Затем он размышляет о любви и понимает обреченность ее: «вечно любить невозможно». В себе же он не находит ни любви, ни радости, ни мук. Все желания его мелки, ничтожны, никчем­ны. Страсти сгорают, побежденные силой холодного рассудка. В финале стихотворен ия разочарование лирического героя в жиз­ни достигает своего апогея: сама жизнь оказывается «пустой и глупой шуткой». Совмещение бытового плана и философских раздумий достигается в произведении использованием и разго­ворной, и высокой лексики: «И некому руку подать», «что пользы…», «там прошлого нет и следа»; «В минуту душевной невзгоды», «сладкий недуг».

Таким образом, это стихотворение – беспощадный суд героя над самим собой и собственной жизнью. «Страшен этот глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человечес­ких, всех обаяний жизни! От него содрогается человеческая при­рода, стынет кровь в жилах, и прежний светлый образ жизни представляется отвратительным скелетом… Это не минута духовной дисгармонии, сердечного отчаяния: это похоронная песня всей жизни!

Стихотворение написано сочетанием пятистопного и четы­рехстопного амфибрахия. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («сладкий недуг», «с холодным вниманьем»), метафору и риторические вопросы («что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка»), риторические восклицания и лексический по­втор («А годы проходят – все лучшие годы!»), многосоюзие и ряды однородных членов («И радость, и муки, и все там ничтож­но…»).

Таким образом, в этом произведении поэт говорит от лица целого поколения. Это было отмечено В.Г. Белинским, увидев­шим в герое этого стихотворения Печорина.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения и скучно и грустно
  • и скучно и грустно анализ
  • анализ стихотворения лермонтова и скучно и грустно

В стихотворении «И скучно и грустно», анализ которого мы проведем, тема любви становится одним из ракурсов, в совокупности которых возникает картина душевной жизни. Лирический герой пытается смотреть вовне и в глубь своего сознания «с холодном вниманьем», сохраняя философскую, рассудочную объективность, но эмоции захватывают его. Излияние включает риторические вопросы, восклицания, резкие обрывы признаний, переданные многоточиями. В соотнесении конкретно-психологического с вечным, нетленным на первом плане оказываются субъективные переживания.

Во многом напряженность в них связана с муками, недугом, вызванными страстью. Во всех трех строфах стихотворения (четверостишия разностопного амфибрахия; первая и третья строчки — пятистопные, вторая — трехстопная, четвертая — четырехстопная) упоминается о разных проявлениях чувства, и каждый раз спокойный тон нарушается восклицаниями, риторическими вопросами.

Три вспышки высвечивают этапы единого рассуждения о любви, приводящего к полному безнадежности выводу о том, что существование человека ничтожно, с ним высшие силы сыграли «пустую и глупую шутку», вложив в его душу тягу к вечному (вечно желать, вечно любить), а в то же время обрекая его на замкнутость в тупике времени («...на время — не стоит труда...»).

Осознание безвыходности приводит к ощущению душевной боли, усугубляющейся пониманием того, что на ее преодоление расходуются силы молодых, лучших лет:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят — все лучшие годы!

В признании лирического героя стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова содержится не только характеристика его внутреннего состояния, но и объяснение его причины. Если в первой строфе упоминание о непрестанных метаниях души имеет оттенок абстрактного вывода, то во втором четверостишии наполняется субъективной достоверностью, так как речь идет о глубоких чувствах. Подобно стихотворению «Как часто, пестрою толпою окружен...», элегия «И скучно и грустно» (с жанровой характеристикой элегии это стихотворение сближают медитативность, лирическое излияние от первого лица, свободная композиция, основанная на ассоциативности) строится на противопоставлении прошлого, где были «и радость, и муки, и все», настоящему.

В нем лирический герой не находит ничего значительного («все там ничтожно»), погас свет, освещавший его душевную жизнь. Реальность противоречит возвышенным, абсолютным требованиям к миру, что выражается в антитезе времени и вечности. Ее наступления напрасно ждать так же, как надеяться на неугасимость пламени. Психологическая конкретика придает ощутимость умозрительному рассуждению, дисгармония в миросозерцании предстает мучительным переживанием, подобным безответной любви.

Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все так ничтожно...

Романтический максимализм проявляется и в потребности встретить идеальную возлюбленную. Любовь настолько масштабное чувство, что она не может быть посвящена земному созданию («Любить... но кого же?..»). В воспоминаниях можно найти следы душевного подъема, но, может быть, и он был иллюзией. Даже в собственном внутреннем мире лирический герой видит основание для принижения действительности.

В третьей строфе стихотворения «И скучно и грустно», анализ которого нас интересует, мысль о человеческом несовершенстве развивается в связи с рассмотрением глубинного противоречия страстей и разума. Они уживаются лишь на время; когда оно минует, сладкие эмоции исчезают, сердце остывает. Холод жизни является метафорическим образом, выражающим пессимизм лирического героя. О том, что таков закон вселенной, свидетельствует рассудок:

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка...

Итог размышлениям подводится в последних строчках. Жизнь видится бессмысленным, скучным, пустым существованием. В осознании подчеркнута безысходность, от прекрасного прошлого не осталось следа, молодость бесследно пролетает, расцвет сменяется увяданием, а впереди — вечное повторение ошибок настоящего. По сравнению с грядущим даже оно выглядит «лучшими годами».

Мрачные, угрюмые тона в эмоциональной окраске стихотворения возникают благодаря фоническим особенностям. Ассонансный звук «у» появляется уже в первой строфе (по четыре раза на сильных и слабых местах), во второй — безударный «у» входит в рифмующееся слово («труда»), а в третьей — на нем построены обе рифмы (недуг — вокруг, рассудка — шутка). Его унылость становится отчетливо слышна на стыках и в рядом стоящих словах:

И ску чно и гру стно и некому ру ку подать

В мину ту ду шевной невзгоды...

Такая пу стая и глу пая шу тка...

Ощутимость страдания лирического героя от бессмысленности существования, сопровождающейся пониманием своей беспомощности, помогают передать ассонансы, напоминающие междометия — вскрики:

И скучно и грустно и ...

В минуту душевной ...

Такая пустая и глупая ...

Сочетание обоих повторов в последней строчке обусловливает минорный (от минор лат. — «меньший», музыкальный лад, устойчивые звуки которого имеют грустную, скорбную или меланхолическую окраску, в переносном значении — печальное настроение) тон финала стихотворения.

Последнее слово, однако, нарушает созданное настроение: жизнь воспринимается как глупая, издевательская, но шутка, насмешка. Человеку обидно, больно сознавать, что он забава для судьбы, чем вызваны переживания лирического героя, и все же романтическая ирония не позволяет расценивать происходящее с одноплановой серьезностью. Земное бытие настолько пусто, скучно, буднично, что в освобождении от него можно увидеть не радостные, но положительные моменты. Кроме того, мысль о комичности положения человека, в жизни которого все так ничтожно, напрасно, мгновенно, обращает к другой части антитезы, потому что таким его существование видится в сравнении с идеальным представлением о смысле и содержании бытия.

В анализируемом стихотворении Лермонтова можно увидеть и эмоциональные акценты с противоположным знаком — мажорные, певучие мелодические ходы. Они обусловлены появлением повторов сочетаний гласных с сонорными «л», «н», «м». В этих строчках речь идет о способности личности погружаться в глубь своей души, жить во внутреннем мире. Уже в начале стихотворения инструментовка текста дополняет впечатление от его семантического (от греч. «обозначающий», смысловая сторона высказывания) плана. Лирическому герою грустно, одиноко, будущее видится в черном свете, а поэтические звуки, вырывающиеся из глубины души, вливаются в гармонические аккорды вселенной:

И скучно и грустно и не кому руку подать

В мину ту душевной не взгоды...

Желанья !... что поль зы на прасно и вечно жела ть?..

Лю бить... но кого же?.. на время не стоит труда,

А вечно лю бить не возмо жно .

В себя ли загляне шь? — там прошло го не т и сле да...

И жизнь , как посмо тришь с холо дным вниманьем ...

На этой основе возвышаются подсознание личности, глубинные истоки ее жизни, которые скрыты за «словом рассудка», «холодным вниманьем». Богатство и многоплановость душевного строя очевидны для лирического героя, без опасения погружающегося в бездну переживаний, находящего даже в самых безотрадных из них следы прекрасного замысла Творца, что побуждает размышлять о вине людей, превративших чудо бытия в «пустую и глупую шутку». На этом завершим анализ стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова.

Рассказать друзьям