Характеристика евгения онегина по цитатам. Цитатная характеристика Евгения Онегина (по главам)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Евгений Онегин изображается Пушкиным как «молодой повеса». Мальчиком Евгений растет беззаботным и беспечным, ведь его учитель, по происхождению француз, учит его всему «шутя», дабы «не измучилось дитя». Поэтому Евгений не получил должного образования. Став юношей, он быстро делается завсегдатаем светских мероприятий, ведь в круги высшего света он смог с легкостью вписаться, благодаря владению французским и умению танцевать.

В общении с милыми дамами Онегин быстро осваивает «науку страсти нежной», ловко покоряя сердца красавиц:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным.

Онегин, благодаря своему умению очаровывать женщин, постоянно получал приглашения на различные приемы в свете, принимая ежедневно по несколько записок, в которых его зовут посетить какое-либо светское мероприятие.

Онегин — ухоженный и модный молодой человек, тщательно следящий за своим внешним видом и за своей одеждой, он много времени проводил у зеркала, в арсенале его косметических средств были:

Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.

Собираясь на очередное увеселительное мероприятие, он очень долго прихорашивался перед зеркалом и » из уборной выходил подобный ветреной Венере…»

Онегин был избалован женским вниманием, он привык к свободному и вольному образу жизни, когда ему легко доставалась всё самое лучшее. Он не привык к ответственности, к обязательствам, все его связи с женщинами носили мимолетный и несерьезный характер. Постоянная беспечность, повторяющаяся ежедневно, в итоге опостылела Онегину, перестала приносить ему удовлетворение:

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели.

Именно в таком состоянии, когда он устал от развлечений, от измен и интриг, Онегин отправился в деревню, где и состоялось его знакомство с Татьяной. И хотя Онегин был «повесой» и «франтом», самовлюбленным и избалованным женским вниманием мужчиной, умеющим превосходно «играть» на струнах женской души, мог искусно притворяться и лицемерить, к Татьяне он смог отнестись с уважением и пониманием. После её признания в любви к нему, Онегин не посмеялся над нею, не стал распространять слухи, он постарался откровенно поговорить с ней, желая ей полюбить более достойного мужчину.

Свой добрый и понимающий характер Онегин проявляет и по отношению к своему другу, Владимиру. Он снисходительно и терпеливо выслушивает его романтические рассуждения, не вставляя свое «охладительное слово», предполагая, что с возрастом «блаженство» Ленского всё равно пройдет:

И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

Перед тем, как состоялась дуэль с Ленским, Онегин испытывает чувство вины, его мучает совесть, что не смог остудить пыл поэта. Он осознает, что его друг слишком молод, слишком горяч. Онегин отдает себе отчет в том, что напрасно сыграл столь злую шутку со свои другом, посмеявшись над его » нежной и робкой любовью». Но всё же он слишком самолюбив, чтобы попросить прощения у Ленского и предотвратить дуэль, к тому же он не хочет слышать «хохотни глупцов», ведь отказ от дуэли может быть принят обществом за трусость.

Онегин, всё-таки, очень неоднозначная личность. Сама Татьяна в размышлениях о нем говорит:

Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?
Уж не пародия ли он?

Такие рассуждения возникли у Татьяны после изучения книг, найденных ею в доме Онегина, это были произведения, «в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно…»
Татьяна листала страницы и видела на многих из них отметки Онегина, где его душа «себя невольно выражает».

Всё это говорит о том, что Евгений Онегин был всё-таки думающим человеком, с живой и умеющей чувствовать душой, не до конца развращенной светским обществом.

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» стал предметом научных споров и исследований сразу же после выхода произведения в свет. До наших дней пушкинисты не могут прийти к однозначным выводам. Кем же был Евгений - одинокой потерянной душой, лишним человеком или беззаботным находящимся в плену собственных праздных мыслей. Его поступки противоречивы, мысли овеяны дымкой «мировой скорби». Кто же он?

Прототип героя

В романе «Евгений Онегин», краткое содержание которого предоставлено на фоне развития образа героя, - достояние многих литературоведов и пушкинистов. Мы покажем вам развитие характера героя на фоне событий романа.

Пушкин был не только гениальным поэтом, но и тонким психологом. Его единственному роману, его написанию, редактированию писатель посвятил семь лет. Это произведение ознаменовало переход Пушкина от романтизма к реализму. Роман в стихах запланирован был полностью реалистическим произведением, однако влияние романтизма все же очень сильное и ощутимое, что неудивительно, если учесть, что идея его возникла после прочтения байроновского «Дона Жуана».

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» - это результат творческих исканий поэта. Нельзя сказать, что главный герой имел свой четкий прототип. Роль прообраза прочили Чаадаеву и Грибоедову, самому Пушкину и его оппоненту Петру Катенину, с которым поэт обменивался завуалированными колкостями в своих произведениях. Однако сам Пушкин неоднократно говорил что Евгений - это собирательный образ дворянской молодежи.

Каким был характер Онегина в романе «Евгений Онегин»?

В первых строках романа мы видим избалованного небедной дворянской жизнью молодого человека. Он хорош собой и не обделен вниманием женщин. Поэтому совершенно не удивляет читателя заглавная ключевая линия любви Татьяны к Онегину, а потом и безответной любви Онегина к Татьяне.

На протяжении романа характер героя претерпевает серьезные изменения, о которых мы расскажем в следующих разделах статьи. При первом взгляде на него создается впечатление, что ему недоступны сильные чувства, он настолько пресыщен вниманием представительниц прекрасного пола, что считает себя вправе давать советы. «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей» - стало афоризмом. Но в романе Онегин сам же попадается в свою ловушку.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» по 1 главе

Произведение называли «энциклопедией русской жизни». В нем очень детально описываются балы и наряды дам и кавалеров, блюда и столовые принадлежности, интерьеры и архитектура зданий. Но больше всего внимание автора направлено на атмосферу, в которой жил сам поэт, и в которой обитают его герои.

Первая глава романа посвящена Евгению. От имени рассказчика мы узнаем, что герой опечален письмом о болезни его дяди. Он вынужден ехать к нему, но желания сделать это у Онегина нет. Тут мы видим героя несколько равнодушным. Узнав о болезни и скорой смерти родственника, ему бы скорбеть и сочувствовать, но Евгения заботит только собственный комфорт, нежелание оставлять светскую жизнь.

Образ Онегина

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» довольно глубока. Начинается она описанием происхождения персонажа, из которого мы узнаем, что он дворянин, родился в Петербурге. Отец его на балах и карточных долгах «промотался наконец».

Воспитанием Евгения занимались наемные учителя - гувернеры, которых плод их занятий совершенно не заботил. Автор говорит, что в его время такое воспитание получали практически все дворянские дети.

Не привитые вовремя моральные принципы сделали свое дело: юный Онегин стал похитителем женских сердец. Внимание дам претило ему, толкая на «любовные подвиги». Вскоре такой образ жизни привел его к пресыщению и скуке, разочарованию и хандре.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин», краткое описание которой мы видим в первой главе, набирает свои обороты с развитием сюжета. Автор не оправдывает поступки своего героя, но реалистическая кайма романа показывает нам, что другим он просто быть не может. Окружение, в котором он рос, не смогло бы принести другие плоды.

Развитие характеристики Евгения

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» по главам показывает нам совершенно противоположные стороны личности персонажа. В первой главе перед нами молодой своевольный повеса, балы и покорение прекрасных девиц, наряды и уход за собой - его основные заботы.

Во второй главе Евгений - юный наследник умершего дяди. Он все тот же взбалмошный повеса, но его поведение с крепостными говорит читателю, что он способен на сочувствие и понимание. Онегин избавляет крестьян от непосильного налога, чем вызывает недовольство своих соседей. Их он, однако, просто игнорирует. За это слывет чудаком и «невеждой», его образ обрастает слухами и домыслами.

Дружба с Ленским

Рядом с Евгением поселяется новый сосед - Владимир Ленский. Он только что прибыл из Германии, где мир романтизма и поэзии увлек и очаровал его. Сначала герои не находят общий язык, они очень разные. Но вскоре между ними завязываются приятельские отношения.

Юный поэт Ленский на время своим общением избавляет Евгения от безумной скуки, которая одолевает его и здесь. Ему интересно с поэтом, но он во многом не понимает его романтических порывов.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» благодаря образу Ленского стремительно знакомит читателя с темными оттенками души героя. Дух соперничества и превосходства бросает Онегина на В пятой главе у Лариных организован пир по поводу дня рождения Татьяны. Раздосадованный скукой и гамом Евгений начинает заигрывать с Ольгой, невестой Ленского. Делает он это, чтобы разозлить Владимира, и не ожидает вызова на дуэль от него. На этой дуэли он убивает друга и покидает деревню. Скорбит ли он о погибшем от его руки друге, поэт не говорит.

Евгений и Татьяна

В третьей главе романа Евгений появляется в доме Лариных. Татьяна попадает во власть отчасти своих девичьих мечтаний, отчасти - обаяния героя. Свои чувства она вкладывает в письмо. Но ответа на него нет. В начале четвертой главы герои встречаются, и Онегин холодно говорит Татьяне о том, что если бы он желал спокойной семейной жизни, никто кроме Татьяны ему был бы не нужен. Однако сейчас семья не входит в его планы, а супружество принесет обоим лишь разочарование и боль. Он берет на себя роль благородного наставника и советует девушке быть осторожной со своими порывами, потому что «не всякий вас, как я поймет».

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин», краткое содержание которого мы рассказываем, неотрывна от образа главного героя. Она раскрывается именно благодаря любовной линии. Татьяна безутешна в своей невзаимной любви, холодность Евгения ранит ее в самое сердце, лишает сна и покоя, погружает в полукошмарные, полувещие сны.

Вторая встреча с Татьяной

Когда Евгений встречает некогда влюбленную в него девушку в Петербурге - это становится кульминацией романа.

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» претерпевает совершенно неожиданные изменения. Герой впервые в жизни влюбляется. Причем настолько, что готов на любые сумасбродства, лишь бы завоевать девушку, которую когда-то оттолкнул.

Он пишет письмо ей, где признается в своих чувствах, но не получает ответа на него.

Ответом позже послужит разговор с Татьяной, где она признается, что тоже любит его, но верность своему мужу, честь и ответственность не дают ей ответить взаимностью на его чувства. Роман обрывается на этом диалоге, поэт оставляет Евгения пожинать плоды своего безумия в спальне Татьяны.

Онегин - молодой и богатый аристократ, живущий в Петербурге: "...Родился на брегах Невы..."

Он красив, хорош собой и одевается по последнему слову моды: "...В последнем вкусе туалетом..."

Онегин следит за собой не меньше, чем женщина. Автор сравнивает Онегина с "богиней": "..Он три часа по крайней мере / Пред зеркалами проводил / И из уборной выходил / Подобный ветреной Венере, / Когда, надев мужской наряд, / Богиня едет в маскарад..."

В детстве Онегин учился не особо усердно, скорее - поверхностно. Гувернер Онегина учил его всему шутя: "...Monsieur l’Abbé, француз убогой, / Чтоб не измучилось дитя, / Учил его всему шутя, / Не докучал моралью строгой, / Слегка за шалости бранил..."

Онегин живет без цели, без смысла и без дела: "...Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов, / Томясь в бездействии досуга / Без службы, без жены, без дел, / Ничем заняться не умел..."

Онегин ведет светскую жизнь, он ездит на все балы и вечера. Он возвращается под утро, когда Петербург уже просыпается: "... Полусонный / В постелю с бала едет он: / А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден..." "...Проснется зá полдень, и снова / До утра жизнь его готова..."

Когда умирает дядя Онегина, он ради денег делает вид, что ему жаль дядю: "...Приготовляясь, денег ради, / На вздохи, скуку и обман..."

После смерти родителей и дяди Евгений Онегин становится богатым наследником: "...Наследник всех своих родных..."

Евгений Онегин - сердцеед, обольститель и искуситель. Он умеет очаровать женщин: "...Как рано мог уж он тревожить / Сердца кокеток записных!..." "...Твой искуситель роковой..."

Но Онегин устает от женщин и общества. Он избегает близкого общения с людьми: "...И где ж беглец людей и света..."

Онегин также устает и от путешествий: "...И путешествия ему, / Как всё на свете, надоели..."

Евгений Онегин скучает везде, где бы он ни находился - дома, в театре, в деревне: "...Онегин, скукой вновь гоним..." "... потом на сцену / В большом рассеянье взглянул, / Отворотился – и зевнул..." (Онегин скучает в театре)

Онегин зевает все время - то тут то там: "...Зевоту подавляя смехом..." "...– Ну что ж, Онегин? ты зеваешь. -«Привычка, Ленский»..."

Ветреный Евгений быстро увлекается, но так же быстро разочаровывается: "...Одним на время очарован, / Разочарованный другим..."

Евгений всегда хмур и сердит: "...Всегда нахмурен, молчалив, / Сердит и холодно-ревнив! / Таков я..." (Онегин о себе) "...Уж был сердит [...] / Надулся он и, негодуя..."

Евгений жесток, он не испытывает жалость к влюбленной Татьяне: "...Начнете плакать: ваши слезы / Не тронут сердца моего, / А будут лишь бесить его..."

У Евгений Онегина холодная душа. В его сердце угас огонь: "...Томила жизнь обоих нас; / В обоих сердца жар угас..." (автор о себе и об Онегине) "...в глубине / Души холодной и ленивой?..."

При этом Онегин - умный человек: "...Как с вашим сердцем и умом / Быть чувства мелкого рабом?..." (Татьяна Онегину)

У Онегина есть гордость и честь: "...Я знаю: в вашем сердце есть / И гордость, и прямая честь..." (Татьяна Онегину)

Онегин не любит читать, но некоторые книги ему все-таки нравятся: "...Хотя мы знаем, что Евгений / Издавна чтенье разлюбил, / Однако ж несколько творений / Он из опалы исключил: / Певца Гяура и Жуана / Да с ним еще два-три романа..."

Онегин - либеральный и гуманный помещик. Когда Онегин селится в деревне, он облегчает жизнь крестьянам: "...Ярем он барщины старинной / Оброком легким заменил; / И раб судьбу благословил..

Татьяна Ларина:

Татьяна – образ русской женщины в романе в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина. История Татьяны, ее характер показываются в романе с разных сторон, в развитии. В начале произведения она еще почти ребенок, которая только-только становится взрослой. Татьяна молчалива, застенчива, любит погрустить у окна, не любит шумные игры и девичьи разговоры своей сестры и ее подруг. Поэтому в своей семье Татьяна представляется «чужой девочкой», она не умеет попросить родных о ласке. В то время, когда все вокруг любуются ее озорной сестрой Ольгой, Татьяна всегда одинока.

Однако Татьяне знакомы тончайшие душевные порывы: они просто не раскрываются для других. Она - романтическая личность. Татьяна обожает читать книги, ярко переживает с их героями разнообразные чувства и приключения. Ее привлекает все таинственное, загадочное. Поэтому Татьяна любит слушать народные легенды, мистические истории, которые рассказывает старая няня;

«Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказания луны».

Когда Татьяна влюбляется, глубина ее романтической натуры раскрывается. Вчерашняя робкая девушка оказывается неожиданно смелой. Она первая признается Онегину в любви, пишет ему письмо. Ее любовь идет от самого сердца, это чистое, нежное, застенчивое чувство. Даже циник Онегин видит, какая мечтательная девушка стоит перед ним, он не решается играть с ней. Однако оценить глубину, страсть ее любви он тоже не умеет. Татьяна, влюбившись, становится очень чувствительна, она даже предвидит трагедию убийства Ленского и отъезд любимого.

Образ Татьяны через несколько лет в Петербурге уже другой. Ушли наивность, детская вера в сказки. Татьяна теперь умеет держать себя в высшем свете, недоступно и по-царски величественно. И при этом она не отрекается от самой себя, ведет себя естественно. Татьяна считается королевой столицы, и Онегин вдруг влюбляется в нее. Но тут Татьяна обнаруживает собственное достоинство. Она остается верной своему мужу, хотя в глубине души еще живет ее девичья любовь к Онегину. Сила воли помогает ей соблюсти честность, благородство по отношению к своей семье.

Таким образом, Татьяна Ларина является эталоном чувствительной, женственной, мечтательной личности. Но одновременно образ Татьяны – это образ сильной, честной и порядочной женщины.

Сначала Татьяна пишет письмо-признание Онегину, затем следует сцена объяснения в саду, где герой читает ответ девушке.

Потом именины Татьяны, дуэль с Ленским и отъезд Онегина. Татьяна сильно переживает все случившееся, идет в имение к Онегину, хочет там, среди вещей и книг, найти ответ на вопрос, кто же он такой - герой ее романа. Состояние ее здоровья становится все хуже и хуже. Обеспокоенная мать везет Татьяну в Москву, где и выдает ее замуж.

Вернувшийся из путешествия Онегин случайно на балу встречает Татьяну и, еще не зная, что это она, оказывается «сражен» ее величием и красотой. Теперь наступает его очередь страдать, не спать по ночам и в конце концов писать письмо-признание, за которым следует объяснение героев, и вот уже Татьяна дает отповедь Онегину.

Ольга Ларина:

Ольга Ларина – сестра Татьяны Лариной, невеста Ленского. Несмотря на то, что Ольгу любит Ленский, она показана через холодное восприятие Онегина: «Кругла, красна лицом она». Это сделано для того, чтобы показать, что Ленский любит не реальную Ольгу, а придуманный им романтический образ.
Ольга – обычная деревенская барышня, против собственной воли назначенная Ленским на роль его Музы. Эта роль девушке не под силу, но она в том не виновата. Не виновата она и том, что Ленский неверно истолковывает поведение О., например, на именинах Татьяны. Готовность без конца танцевать с Онегиным объясняется у Ольги не желанием вызвать ревность и тем более изменить, а просто легкомысленностью ее характера. Поэтому она не понимает причин расстройства Ленского на балу и причин дуэли.
Ольга не нуждается в жертве, которую Ленский готов принести в борьбе за ее любовь на дуэли.
Легкомысленность – вот главная черта этой героини. Погибшего за нее Ленского Ольга оплачет и очень скоро забудет. «С улыбкой на устах» она тут же выйдет замуж за улана – и уедет с ним в полк.

Ольга - это воплощённое мелководье с прозрачной водой, никакой сложной душевной работы в ней не может происхо­дить по определению. Она очень быстро оправилась от смерти жениха.

Ленский:

Владимир Ленский – один из главных героев романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Он, как и любой в этом произведении, имеет свои плюсы и минусы в своем характере, но, к сожалению, не замечает их, как это сделал его друг Евгений Онегин. Ленский – натура творческая, полностью погруженная в свои мечтания, и из-за них абсолютно не замечавший реальной жизни, которая сильно отличается от его представлений. Не сумев вовремя определить, где реальность, а где сон, он совершает фатальную ошибку, из-за чего трагически погибает.

Ближе к середине романа он, в возрасте восемнадцати лет, приезжает из Германии в деревню, где в это время оказывается Онегин, получивший в наследство дом по соседству с ним. Их характеры – «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой», как говорится в самом произведении. Но, несмотря на это, они часто проводят время вместе и становятся друзьями. Они затрагивают самые разнообразные темы: судьбы цивилизации и пути развития общества, роль культуры и науки в совершенствовании человечества, добро и зло. Ленский постоянно рассказывает Евгению о своей возлюбленной Ольге, которая проживает в этой же деревне вместе со своей сестрой Татьяной Лариной. Он описывает ее как романтическую героиню из книг, которая состоит только из поэтических черт. По сути, он влюбился в собственное творение – сам придумал, сам написал, оживил, - и уже собирается на этом образе жениться. Он не замечает того, какая на самом деле Ольга – ветреная, влюбчивая, непостоянная. Автор описывает ее достаточно неблагосклонно: «Кругла, красна лицом она / Как эта глупая лена / На этом глупом небосводе”. Ольга - обычная деревенская барышня, против собственной воли став Музой Владимира. Однако Ленский видит в ней идеал, он прилежно украшает альбом Ольги нежными стихами, сельскими видами, и постоянно восхищается ее красотой. Молодой человек не замечает ветрености Ольги, не понимает, что она его совсем не любит, но свято убежден в обратном. В это же время между Татьяной и Онегиным происходит непонимание чувств, - Онегин отказывает Татьяне, чем сильно ранит ее влюбленное сердце.

Когда наступают именины Татьяны, Ленский приглашает на них своего друга – Онегина, – однако тот соглашается пойти на них с сильным нежеланием, так как не хочет видеть именинницу. На самом праздновании, разозлившись на Ленского из-за его приглашения в гости, начинает активно ухаживать за его невестой – Ольгой, которая не видит ничего «такого» в танцах с другим. Она обещает ему много танцев, и не успевает согласиться даже на один танец с Ленским, чем его очень расстроила. В порыве чувств, Ленский после бала пишет письмо Евгению Онегину с назначенной дуэлью. Он посчитал своим долгом защитить Ольгу от его общества, хоть и огонь ревности к моменту дуэли уже поутих. Ни один, ни другой, не сказал ни слова дамам о предстоящей схватке, а если бы они о ней знали, Татьяна, опираясь на свой вещий сон, сумела бы предотвратить ее. И вот – на поле битвы стоят двое, бывшие друзья с абсолютно противоположными характерами и мировоззрениями. Они могли бы остановить дуэль, но тогда это воспринималось как трусость. После подготовки, оба прицелились, но Онегину удалось выстрелить первым. Итог битвы – Ленский мертв, Ольга осталась без жениха. Но долго она по этому поводу не переживала, - влюбилась в иностранца, и вскоре уехала вместе с ним.

Владимир Ленский – творческая, поэтическая личность, проживающая, по факту, в своих мечтах, в собственных романах и драмах. Он настолько глубоко уходит в свои мысли и фантазию, что не замечает многих важных вещей в реальности, что впоследствии приводит к его гибели. Его суть - это любовь со всеми ее преимуществами и недостатками, душевная чистота и доверчивые чувства. В романе он выступает в качестве антипода Евгения Онегина, оттенивший его характер, образ мысли. В общем, Ленский-то, по сути, и не главный герой, он играет роль некого разделителя, который только подчерчивает истинного главного героя романа – Евгения Онегина.


Сочинения

«Я так люблю Татьяну милую мою!..»

(По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Пушкин... С его именем мы впервые встречаемся в раннем детстве. У моей подушки сидит мама и тихо шепчет: «У лукоморья дуб зеленый... Александр Сергеевич Пушкин». Потом мне снятся богатыри, русалки, страшный Кащей и добрый сказочник-кот.

Сказки Пушкина... Мое детство... «...Если Пушкин приходит к нам с детства, мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами» (А. Твардовский). А годы идут. В каком бы возрасте ни обратился к творчеству Пушкина, всегда найдешь в нем ответы на волнующие тебя вопросы, пример для подражания.

И вот - новый Пушкин. Пушкин - патриот. Пушкин, призывающий нас к подвигу во имя Родины.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Юность - весенняя пора человеческой жизни, пора наибольшей свежести и остроты впечатлений, пора неожиданностей и открытий, когда весь мир раскрывается перед человеком во всем своем многообразии, сложности и красоте. Пора становления характеров, оценок и идеалов, вопросов, на которые необходимо отыскать ответы, пора дружбы и первой любви. У юности свой Пушкин. Зачитываешься романом «Евгений Онегин», в котором на пороге взросления, новой, неведомой жизни находишь созвучие чувствам и переживаниям.

В романе меня особенно привлекает Татьяна, значительность и глубина ее душевного мира, красота и поэтичность ее души, искренность и чистота. Это один из лучших образов в русской литературе, в котором А. С. Пушкин «поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину...»

В образ своей героини Пушкин вложил много дорогих ему чувств.

Поэт безмерно любит Татьяну, которая

В семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Ей присущи мечтательность, замкнутость, стремление к уединению. Своим нравственным обликом, духовными интересами она отличалась от окружавших ее людей.

Любовь поэта проявляется уже в том, что он дает своей героине народное имя, тем самым подчеркивая ее близость к народу, к обычаям и «преданьям простонародной старины», национальный строй ее понятий и чувств, которые воспитаны окружающей природой, деревенской жизнью. «Татьяна - русская душою». Все простое, русское, народное по-настоящему дорого ей. В этом Татьяна близка героине баллады Жуковского «Светлана». С большой теплотой показывает Пушкин доброе отношение Татьяны к крепостным, к няне, которую она искренне любит. Поэт признавался, что в няне Татьяны он изобразил Арину Родионовну. Это замечательный факт. Только с Татьяной Пушкин мог представить добрую свою няню. Это лишний раз подтверждает то, что поэт очень любит «Татьяну милую». Нежно и тонко, с глубоким проникновением в тайны девической души рассказывает Пушкин о пробуждении чувства в Татьяне, ее надеждах и мечтаниях. Она одна из тех цельных поэтических натур, которые могут любить только один раз.

Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь.

Татьяна не могла полюбить никого из окружавших ее молодых людей. Но Онегин сразу же был замечен и выделен ею:

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!

Пушкин сочувствует любви Татьяны, переживает вместе с ней.

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью...

Ее любовь к Онегину - чистое, глубокое чувство.

Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.

Только Татьяна могла первой признаться Онегину в любви. Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решиться написать ему. Какие душевные муки пережила она, прежде чем послать письмо Евгению! Это письмо проникнуто «умом и волею живой», «и сердцем пламенным и нежным».

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?

Многие девушки повторяли про себя эти строки. Безответная любовь. Через нее, наверное, прошли все.

Не каждая девушка и в наше время решится первой признаться в любви. А каково было Татьяне? Признаться и услышать слова, отвергающие ее любовь, отнимающие надежду на взаимность и счастье. Любовь стала для Татьяны «величайшим бедствием жизни», потому что все лучшие порывы своей души она соединила с этой любовью. Как переживает за Татьяну Пушкин, видя, что

Любви безумные страданья
Не перестали волновать
Младой души...

Как сочувствует ей!

И меркнет милой Тани младость...
Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!

Дуэль Онегина и Ленского, смерть Ленского, отъезд Ольги... Татьяна одна.

И в одиночестве жестоком
Сильнее страсть ее горит,
И об Онегине далеком
Ей сердце громче говорит.

Мы видим, как дорого Пушкину желание Татьяны посетить дом Онегина, благодаря которому она поняла, что «есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви». Но это понимание ничего не изменило. Для Татьяны любовь к Онегину - величайшая драгоценность, потому что Евгений духовно близок ей.

Татьяне тяжело, и в трудное для нее время поэт не покидает ее ни на минуту: он вместе с Лариными едет в Москву, вместе с Татьяной он в Москве.

Пушкин тревожится за судьбу Татьяны («Не замечаема никем...»), радуется за нее («...с победою поздравим Татьяну милую мою»). Поэт гордится Татьяной, которая, став

Неприступною богиней
Роскошной, царственной Невы, -

не изменила себе, осталась верна своим жизненным принципам.

Глубина чувства, стремление к идеалу, нравственная чистота, цельность натуры, благородная простота характера, верность долгу - все это привлекает в Татьяне. Поэтому автор не скрывает своих симпатий к ней.

Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!

И невозможно не полюбить Татьяну! Это пленительнейший образ нашей литературы, который начинает собой галерею прекрасных характеров русских женщин, ищущих глубокого содержания в жизни, нравственно безупречных, поражающих нас глубиной и цельностью натуры, способностью преданно любить и глубоко чувствовать. Таковы Ольга Ильинская из романа Гончарова «Обломов», «тургеневские девушки», видящие смысл жизни в служении людям, правде, воистину святые жены декабристов из поэмы Некрасова «Русские женщины», Наташа Ростова.

Для Пушкина Татьяна - идеал русской женщины («мой верный идеал»). Становится она «милым идеалом» и для каждого, кто прочитал роман, как стала идеалом женщины для Петра Ильича Чайковского, выразившего поэтическую натуру Татьяны в музыке. Стала она идеалом и для меня.

Мне семнадцать лет, и так хочется быть похожей на Татьяну серьезным отношением к жизни и людям, глубоким чувством ответственности, огромной нравственной силой.

Спасибо Пушкину за Татьяну, его «милый идеал», над которым не властно время. Это вечный образ, потому что вечно будут цениться в женщине целомудренная чистота, искренность и глубина чувств, готовность к самопожертвованию, высокое душевное благородство.

Рецензия. Сочинение «Я так люблю Татьяну милую мою!..» целенаправленно и достаточно полно раскрывает предложенную тему. Сочинение нестандартное, главными его достоинствами являются самостоятельность, индивидуальный характер и эмоциональность.

Эпиграф подобран удачно. Он акцентирует внимание на основной мысли сочинения, подчеркивает ее. Вдумчиво отобраны наиболее существенные факты из жизни Татьяны Лариной, внимание сосредоточено на высоких нравственных качествах героини, которые дороги поэту. Убедительно показано, за что именно А. С. Пушкин любит Татьяну. Доказательности суждений способствуют цитаты, которые удачно вводятся.

Рассуждение строится логично, последовательно, части сочинения соразмерны. Работа отличается композиционной завершенностью, точностью словоупотребления, разнообразием языковых конструкций.

«Он вечно тот же, вечно новый»

В. Г. Белинский

Пушкин… Его имя - имя гениального русского поэта - неотделимо от России. С Пушкина начинается расцвет русской литературы, выдвинувший ее на одно из первых мест в мировой литературе.

Творчество Пушкина всеми корнями уходит в почву национальной культуры, национальной литературы.

Роман «Евгений Онегин» можно отнести к лирике поэта. Лирика Пушкина - это его поэтический дневник, исповедь, это его сокровеннейшие и искренние признания. Она ведет к познанию человеческой души и через познание - к ее очищению. Тем самым она и воспитывает человека, личность.

Роман «Евгений Онегин» поражает меня силой и глубиной выраженных чувств самого автора. Пушкин как бы берет меня за руку и ведет в мир интересных характеров, глубоких потрясений, сильных чувств. Но самое главное - это мудрость поэта, раскрывающего перед нами смысл человеческой жизни, ее сложность и противоречивость. Он предлагает читателю принять

…собранье пестрых глав…
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

В его роман вложено все: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна - вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека.

Образ автора в романе - это сам Пушкин. И… «он вечно тот же, вечно новый», он - один из главных героев романа. Не случайно в романе так много лирических отступлений. Они составляют четвертую часть романа, почти две главы, и имеют автобиографический характер.

В первой главе поэт говорит о своем творчестве, о любви:

Любви безумную тревогу
Я безотрадно испытал,

о своей близости с Онегиным и разнице между ними:

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной…
Прошла любовь, явилась муза…
Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье…

Во второй главе Пушкин «тот же», но он уже и «новый». Он философски рассуждает о жизни и смерти, говорит о желании оставить в мире след:

Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!..
Но я бы, кажется, желал,
Чтоб обо мне…
Напомнил хоть единый звук.

Течет «даль свободная» романа. Душевный и духовный мир любимых пушкинских героев раздвигается, углубляется, обогащается. Мудрее и ярче становится и внутренний мир поэта, он «тот же», но он и «новый». В шестой главе Александр Сергеевич прощается с юностью:

Мечты, мечты! где ваша сладость?..
Ужель и впрямь и в самом деле…
Весна моих промчалась дней?..
Так, полдень мой настал…

Пушкин благодарит юность

…за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все… дары!

«Он вечно тот же, вечно новый», наш Пушкин. И в седьмой главе, воспевая весну, вновь, но на новом жизненном этапе говорит о любви, природе, жизни:

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!

Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель…
За сим расстанемся, прости!

Он все «тот же»: благороден, честен, откровенен, остроумен и насмешлив, но он же и «новый»: повзрослевший, много познавший, передумавший, помудревший:

Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне -
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.
…О много, много рок отъял!

Проанализировать за небольшой промежуток времени все лирические отступления невозможно, но возможно утверждать, что А. С. Пушкин, оставаясь в высшей степени Человеком, Личностью, в то же время как человек, как личность рос на протяжении работы над своим романом. «Он вечно тот же, вечно новый».

Рецензия. Сочинение «Он вечно тот же, вечно новый» полно, глубоко и обстоятельно доказывает, что автор «Евгения Онегина» является идейно-композиционным и лирическим центром романа.

Перечитывая «собранье пестрых глав», автор сочинения еще и еще раз утверждает и подтверждает, что Пушкин - один из главных героев романа и что из главы в главу «он вечно тот же, вечно новый». Сочинение отличает вдумчивость, самостоятельность в отборе и анализе лирических отступлений.


Похожая информация.


Характеристика Онегина по 1 главе цитатами)) и получил лучший ответ

Ответ от Наталия[гуру]
Характеристика Евгения Онегина с цитатамиВ романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» чувства и поведение героев во многом обусловлены укладом жизни общества, в котором они обращаются. Центральный персонаж романа – молодой дворянин Евгений Онегин, характер которого раскрывается в противопоставлении театральной жизни в первой главе и реальных человеческих чувств в конце романа.Онегин обладает сложным, противоречивым характером. Он дорожит чувством собственного достоинства и независимостью, но идет на уступки нормам жизни общества, боясь быть непринятым, хоть и считает, что в этом нет смысла, что роль, которую он играет, - «низкое коварство».С детства воспитание Онегина было поверхностным: «…Monsieur l"Abbe, фрацуз убогий… учил его всему шутя. Не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Юность Евгения проходила внешне легко и беззаботно, но все привычное быстро надоедало ему, вызывая недовольство и раздражение. Онегин живет многообразной светской жизнью, не отдавая предпочтения определенному ее способу. Подчиняясь требованиям общества, он все делает «по моде»: одевается модно и ведет себя «модно», т. е. так, как все считают правильным в данный момент. Боясь «ревнивых осуждений», он становится франтом. Евгению крайне важно мнение окружающих, его жизнь зависит от общества. Поверхностное отношение ко всему, беспрекословное следование моде лишают Онегина возможности быть самим собой.Однако общество принимало его, ведь он «по-французски совершенно мог изъясняться и писать, легко манзурку танцевал и кланялся непринужденно; чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил». Ведь свет хочет видеть Онегина именно таким: послушным общественным традициям молодым человеком. Благодаря своему остроумию и очарованию, он легко покорял сердца женщин и приятельствовал с мужчинами, ни к кому не испытывая сердечной привязанности:Как рано мог уж он тревожить Сердца кокеток записных! Когда ж хотелось уничтожить Ему соперников своих, Как он язвительно злословил! Какие сети им готовил!Так же легко Онегин отвергает людей. Для него нет авторитетов – ни книги, ни театр, ни философия не оставляют глубокого следа в его душе. Евгений всюду принят, проводит время в круговороте развлечений, пестрых и однообразных, как говорит автор: «Как он умел забыть себя!»Он – лицемер, умеющий произвести нужное впечатление, однако не отдающий себе отчет в том, зачем ему это:Как он умел казаться новым, Шутя невинность изумлять, Пугать отчаяньем готовым, Приятной лестью забавлять…Мы видим Онегина как будто лишь внешнего, из его настоящих переживаний – лишь скуку и безразличие. Он не был счастлив в этой своей, внешне легкой жизни: «нет: рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум», как потом быстро наскучит и размеренная сельская жизнь. Онегин, «непостоянный обожатель очаровательных актрис» в начале романа не позволяет себе истинного чувства любви. Да и не к кому. Все молодые девушки света также играют свою роль в его жизни-спектакле. Он понимает, что видел порыв настоящих чувств Татьяны, ее искренность в письме тронула его. Но Евгений, "в любви считаясь инвалидом", уверен, что не в состоянии связать свою жизнь с семьей: «Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, …кроме Вас одной, невесты не искал иной, и был бы счастлив… сколько мог».

Онегин и Ленский - две ключевые фигуры бессмертного творения Пушкина. И осознать авторскую концепцию, уяснить замысел поэта невозможно, если не обратиться к анализу этих персонажей. Цитатная и Ленского - цель данной статьи.

«Мы все учились понемногу»

Каково было воспитание главных героев? Начнем с Евгения, который рос без матери, был поручен гувернерам и получил типичное образование для аристократии позапрошлого века. Он «совершенно по-французски мог изъясняться», тогда как глубокое знание русского, родного, языка в те времена было необязательным. Евгений умел вести себя в свете, который признал, что «он умен и очень мил». Пушкин не без иронии говорит о некой неупорядоченности образования главного героя. Онегин «знал довольно по-латыни», дабы подписывать письмо и разобрать парочку эпиграмм. Читал античных классиков, однако «не мог он ямб от хорея... отличить». В то же время он был образованней своих современников. Евгений читал труды Адама Смита, а значит, интересовался политэкономией. И хотя он был восемнадцатилетним философом (как свидетельствует ироническая цитатная характеристика Онегина), его критическое восприятие действительности выгодно отличало его среди юношей, ограничивающихся «джентльменским набором» книг для чтения.

«Хандра его ждала на страже»

Цитатная характеристика Онегина из первой главы доказывает: характер у пушкинского героя был сложен, неоднозначен. Евгений, как и большинство современников, проводили свое время на балах, в поисках любовных приключений, пытаясь заполнить чем-то свою «тоскующую лень». Онегину не чуждо было притворство («как рано мог он лицемерить»), лесть, однако противника Евгений был способен обдать холодом едких эпиграмм. Но вскоре он понимает тщетность окружающего мира. Как говорил лирический герой одного стихотворения Лермонтова: «И жизнь... такая пустая и глупая шутка».

Кстати, цитатная характеристика Онегина и Печорина из «Героя нашего времени» обнаруживает немало общего между двумя персонажами, включая их особое отвращение к человеческому существованию («Жизнь не стоит того, чтобы о ней так... заботиться»). Роднит героев и стремление найти себя в каком-то деле. Только если у Григория Печорина выливается в практически демонические эксперименты над судьбой отдельных людей, то Евгений действует по-другому. Сначала он обращается к творчеству, однако «ничего не вышло из-под пера его». Во второй главе герой даже пробует себя в практической деятельности, но также безуспешно: упорный труд вызывает в нем чувство отвращения.

Иное дело - Ленский, который не успел увянуть от «хладного разврата света». Он очень открытый, искренний человек. В то же время и его фигура небезупречна: повествователь подмечает, что «цель жизни... для него была загадкой». То есть, как показывает цитатная характеристика Онегина и Ленского, в характере и судьбе молодых людей было много общего. И тот, и другой не имели твердой почвы под ногами, дела, которому могли бы посвятить всю жизнь.

«...Глядим в Наполеоны»

На идеалы Онегина косвенно указывает описание его комнаты с изображением Наполеона и портретом Байрона. Оба деятеля были властителями умов молодого поколения той эпохи (вспомним хотя бы Андрея Болконского из романа-эпопеи Толстого). В их упоминании можно усмотреть некое своеобразное прощание повествователя с уходящей, романтической эпохой.

Ленский же остается верен вечным ценностям - любви и дружбе, ведь герой считал, что «душа родная соединиться с ним должна». Истинные приятели же, по мнению Владимира, способны «за честь его приять оковы».

«Поклонник Канта. И поэт»

Из всего вышесказанного вытекает отношение героев к поэзии. Приведенная выше цитатная характеристика Онегина о ямбе и хорее показывает, что Евгений, если и собирался приступить к написанию литературного шедевра, точно не обратился бы к стихотворной форме. Поэзии он не чуждался, хотя и вряд ли понимал ее истинное предназначение. Что же касается Владимира, то повествователь слово «поэт» использует в качестве характеристики и даже пророчит ему судьбу, связанной с этой

«Тому уж нет очарований...»

Цитатная характеристика Онегина продолжается. Особое внимание привлекают отношения героя с противоположным полом, и не только потому, что история Евгения и Татьяны является для сюжета романа стержневой. Оценка главным героем этого великого чувства оказывается прямым свидетельством того, насколько пусто было его существование. Автор в первой главе упоминает, что «тверже всех наук» Онегин знал «науку страсти нежной». В амурных делах Евгений считался инвалидом и подходил к отношениям с большой долей прагматизма. Ради очередной любовной победы он использовал различные уловки: взгляд, который был «быстр и нежен, шутки и лесть. Однако вскоре «в красавиц он уж не влюблялся» и их «оставлял без сожаления», об этом повествует цитатная характеристика Онегина. И Татьяны чувства, такие нежные, наивные, пусть даже возникшие под влиянием сентиментальных тронули.

Ответом же на письмо девушки стал отказ возлюбленного (страшное «Я вас люблю любовью брата») и даже более того - проповедь с его стороны. «Учитесь властвовать собою», - снисходительно, дидактично изрекает он, не думая, насколько жестокими являются его слова. Конечно, если любви не существует, из-за нелепой шутки разрешено убить друга на дуэли, а семья только в тяжесть, могут ли чувства совсем юной девушки считаться чем-то подлинным? И совсем по-иному в любовных делах проявляет себя Владимир, который «любви послушный». Он находится постоянно со своей избранницей, гуляет с ней и даже готов писать ей оды, да только Ольга «не читает их».

Заключение

Цитатная характеристика Онегина и другого персонажа, Ленского, подходит к концу. В качестве заключения остается добавить, что принцип контрастности в построениях этих образов не случаен (помните: «Они сошлись, волн и камень» и т.д.). При наличии большого количества общих черт - оба помещики, оба в какой-то степени являются «лишними людьми» - Онегин с Ленским являются полными противоположностями. И это обусловлено спецификой метода Пушкина. Если Владимиру присущи черты исключительно романтического героя, то образ Евгения свидетельствует о новом методе - реализме.

Рассказать друзьям