Двойные согласные в начале слова. Правописание двойных согласных

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Двойные согласные в корне чаще всего встречаются в заимствованных словах, их наличие определяется по орфографическому словарю:

А бб атство, абб ревиатура, абисс инцы, агресс ия, акк лиматизировать, акк омодация, акк омпанемент, акк орд, акк ордеон, акк редитив, акк умулятор, акк уратный, алл ах, алл егория, алл егро, алл ергия, алл ея, алл игатор, алл илуйя, алл опат, алл юр, амм иак, амм онал, амм оний, анн алы, анн ексия, анн ибалова (клятва), анн отация, анн улировать, апп арат, апелл ировать, апп ендицит, апп ликация, артилл ерия, асс амблея, асесс ор, асс енизатор, асс игнация, асс имилировать, асс истент, асс онанс, асс орти, асс оциация, атолл , атт аше, атт естат, атт ракцион, афф ект.

Б акк ара, балл , балл ада, балл аст, балл истика, балл он, балл отировать, барокк о, барр ажировать, барр икада, басс ейн, белл адонна, белл етристика, билл ион, бисс ектриса, брутт о, будд изм, буфф онада, бюлл етень.

В анн а, васс ал.

Г алл ицизм, галл ы, галл юцинация, гамм а, гипп опотам, грамм , грамм атика, грипп , гросс , гросс мейстер, групп а.

Д илемм а, дистилл ировать, дифф амация, дифф еренциал, дифф узия, дресс ировать.

И дилл ия, илл юзия, илл юминатор, илл юстрация, индифф ерентный, интелл ект, интелл игент, интермецц о, ипп одром, ирр игация.

К алл играфия, касс ация, касс ета, касс ировать, кесс он, клемм а, колл аборационист, колл егия, колл ектив, колл ектор, колл екция, колл оид, колл оквиум, колонн а, колонн ада, колосс , комм ерция, комм ивояжер, комм уникабельный, комм утатор, комм юнике, компресс ор, конгресс , концесс ия, коралл , корр ектив, корр ектный, корр елят, корр ида, корр озия, корр упция, коэфф ициент, кристалл .

М асс ировать, месс а, мисс ия, мусс ировать, мусс он.

Н арцисс , нетт о, нипп ель, новелл а, нулл ифицировать.

О кк упация, опп озиция, опп онировать, опп ортунизм, отт оманка.

П аралл елепипед, пасс аж, пасс ив, перр он, песс имизм, пресс .

Р есс ора, ролл .

С ателл ит, сетт ер, силл абический, силл огизм, симм етрия, сс ора, сс уда, стрептококк , стелл аж, сумм а, сурр огат.

Т енн ис, терр аса, терр икон, терр ор, терр итория, тролл ейбус, трипп ер.

Х лорофилл .

Ц елл юлоза.

Э ксцесс , элл ипс, эсс енция.

С одной согласной пишутся слова:

Акустика, алогизм, алюминий, амуниция, апатит, апатия, априори, балюстрада, баркарола, блюминг, вето, варьете, галерея, галантерея, гипертония, гуманизм, десант, децибел, имитация, импресарио, кавалерия, калория, карикатура, клиника, Колизей, коридор, лилипут, марокен, масон, мулат, нивелировать, панорама, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, раса (расовый, расист, расистский), рококо, росомаха, русизм, фолиант, элита.

Не рекомендуется определять двойную согласную в заимствованном слове путем сопоставления его со словом языка-оригинала , так как при ассимиляции иноязычной лексики вторая согласная в русском языке может утрачиваться:

Аг регат (лат. agg regatus), адрес (фp. adress e), ап артаменты (фр. app artement), ап робация (лат. app robatio), ат ака (лат. att aque), ат рибут (лат. att ributum), аф ера (фр. aff aire), аф иша (фр. aff iche), бизнес (англ. business ) - поэтому бизнес мен, но: конгресс мен, кросс мен; буф ер (англ. buff er), вернис аж (фр. vemiss age), виньет ка (фр. vignett e), вол ейбол (англ. voll eyball ), галет а (фр. galett e), дес ерт (фр.dess ert), кан онада (фр. cann onade), оф ицер (нем.Off izier), пуд инг (англ. pudd ing), рес урсы (фp. ress ourees), трот уар (фр. trott oir).

Слова с двойными согласными - одни из самых сложных с точки зрения орфографии. Все дело в том, что эти буквы не произносятся как пара. Как правило, на их месте звучит всего один звук. Отсюда сложность - невозможность заметить орфограмму. Именно поэтому правописание слов с двойными согласными начинают проходить с начальной школы и заканчивают только в 7 классе. Правил, регулирующих данную орфограмму достаточно много: касаются они правописания различных частей слова. Особое внимание следует уделять тем словам, где удвоенные согласные находятся на стыке морфем.

В корне

Слова с в корне, как правило, относятся к разряду словарных (их написание следует запомнить). В русском языке это сочетание жж и сс .

Так, слова "жжение", а также "вожжи" или "дрожжи" необходимо запомнить - они не подчиняются никакому правилу. Здесь нужно быть особо внимательным и иметь в виду, что согласных -зг(д)/-зж-, при длительном произношении [ж] следует все же писать [зж]. К примеру: визги (им. п., ед. ч.) - ты визж[жж]и .

Что касается сочетания -сс- , то оно употребляется в слове "ссора" и словах, произошедших от него (поссориться ). Также следует писать -сс - в корне -росс -: Россия , западно-российский, Малороссия .

Следует запомнить, что -рус- следует писать с одной -с -, если после не стоит суффикс -ск -: русовед , но русский . Исключение - Белоруссия .

Не стоит забывать и о числительных. Так, в слове "одиннадцать" в корне пишется удвоенная н . Все дело в том, что лексема произошла от словосочетания один на дцать (десять).

На стыке приставки и корня

Слова с двойными согласными на стыке приставки и корня в русском языке достаточно многочисленны. Тут следует учитывать несколько правил.

Во-первых, если первый звук корня звонкий - на конце приставки необходимо употреблять букву, обозначающую звонкий звук: беззвездный, раззадорить, преддверие .

Здесь тоже немаловажную роль играет чередование, так, в слове "изжога" не будет писаться двойной ж (хоть он и слышится), потому что имеет место особое чередование.

И прямо противоположный принцип: двойной глухой согласный употребляется в том случае, если корень начинается с глухого: бессонница , рассредоточить, бессовестный, иссякнуть . Важно придерживаться основного принципа употребления двойных согласных: они могут употребляться исключительно парой, ни в коем случае не тройкой. Если предусматривает стечение трех одинаковых букв рядом - одна из них усекается.

Разберем пример: рассорились . Данное слово образовано от глагола ссорились с помощью приставки рас- . Соответственно, в ряд должно стоять три с : две от корня ссориться и одна от приставки рас- . Однако, согласно известному принципу орфографии, одна из них усекается.

Следует запомнить, что в слове "расчет" пишется одна с. Это же правило сохраняется и в производных словах, например: расчетливый, расчетный .

В суффиксе

Слова с двойными согласными в суффиксе - это прилагательные и причастия. Так, слова типа провокационный или клюквенный будут писаться с удвоенной н . Все дело в суффиксах -енн- и -онн -.

Приведем в пример еще 3 слова с двойными согласными в суффиксе: конституционный, позиционный, революционный . Обратим внимание, что все эти прилагательные образованы от с от существительных на -ция : конституция, позиция, революция .

Две -н- имеют в суффиксе три слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный .

В прилагательных на -ованный/-еванный и производных от них (например, наречиях) пишется также двойной -н- (слова исключения - кованый, жеваный ): фаршированный, балованный, корчеванный, взволнованный (взволнованно) ,

Что касается причастий, то в этих частях речи встречается суффикс -нн-. Он имеет место в том случае, если перед нами стоящее в прошедшем времени. С этим правилом часто путаются, ведь данные отличить от отглагольных прилагательных, у которых пишется одна буква н .

Разберем подобные слова с двойными согласными. Примеры такие: читаная книга читанная весь вечер книга (причастие) - прочитанная книга (причастие). Еще пример: раненый солдат (отглагольное прилагательное) - раненный в тяжелом бою солдат (причастие) - израненный солдат .

Глядя на эти примеры, несложно сделать вывод, что причастие с двойной -н- в суффиксе отличает наличие зависимых слов либо приставки. Эти признаки могут присутствовать как совокупно, так и по отдельности: израненный в тяжелом бою солдат .

На границе корня и суффикса

Слова с двойными согласными могут иметь их на стыке корня и суффикса. Это касается, в первую очередь, прилагательных и образованных от них наречий. Учителя утверждают, что в данном правиле школьники путаются чаще всего.

Для примера разберем словообразовательные цепочки: туман - туманный - туманно. Как видим, прилагательное туманный образовано от существительного, основа которого оканчивается на -н-. отсюда - двойной согласный в слове, который остается и в наречии, образованном от прилагательного - туманно .

Сон - сонный - сонно - здесь также имеет место образование прилагательного от существительного с основой на -н- с помощью такого же суффикса (сонный ). Причем, двойная н присутствует и в наречии.

Еще один случай, когда двойной согласный стоит на стыке корня и суффикса - слова с корнем -ск- . Только в данном варианте будет писаться -сс- . Например: Одесса - одесский (третья -с- урезалась по принципу о невозможности стечения трех одинаковых согласных); Гудермес - гудермесский; Русь - русский, Котлас - котласский . Как видим, правило касается всевозможных топонимов.

Словарные заимствованные слова

Словарные слова с двойными согласными, как правило, относятся к разряду иноязычных. Следует помнить, что в производных от этих лексем удвоенная буква остается.

Приведем несколько примеров:

- группа - групповой;

- компромисс - компромиссный;

- балл - десятибалльный;

- тонна - двухтонный;

- коррозия - антикоррозийный;

- масса - массивный.

Алгоритм написания и переноса

Чтобы корректно написать слово с удвоенной гласной, необходимо:

  1. Определить, в какой части слова оно находится.
  2. Выяснить способ образования данного слова.
  3. Проверить, не находится ли согласная на стыке морфем.
  4. Определить часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).
  5. Выяснить лексическое значение. Дело в том, что есть слова, удвоенная согласная на стыке корня и приставки у которых зависит от значения. Таковыми являются, например: подделка (копия) - и поделка (изделие, созданное своими руками). В первом случае две буквы д на стыке морфем, а во втором - приставка по- . Еще пример: оббегать (пробежать несколько раз) - обегать (быть в нескольких местах за короткий срок). В первом слове приставка о- , во втором - об-

Перенос слов с двойными согласными подчиняется следующему правилу: одна буква остается на строке, вторая уходит на следующую: утрен-ний, посвящен-ный, туман-но, рас-сердиться .

Место в школьном курсе

В школьном курсе тема удвоенных согласных вводится постепенно: в начальной школе ребят знакомят со словарными словами и их производными, такими как "группа", "грамм". Также младшие школьники усваивают правила их переноса.

Далее, в средней школе, при изучении морфологии тема вводится при изучении правописания той или иной части речи. В 8-9 классе происходит закрепление изученного материала, его систематизация (например, тема «Н и НН в различных частях речи»), углубление знаний (разбор наиболее трудных случаев).

Следует отметить, что в тестах ГИА и ЕГЭ один из вопросов всегда посвящен данной теме.

Методическая разработка урока русского языка

«Правоппсание удвоенных согласных».

3 класс. «Школа России»

Здравствуйте. Ребята, сегодня урок у вас проведу я, зовут меня Марина Владимировна. - Повернулись к гостям, поздоровались. Сели.

Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

Предлагаю вашему вниманию слова

(на доске запись : группа, рассказ, лунный, зимний )

Прочитайте их. Что заметили в словах одинаковое?

Назовите лишнее слово. (убрать слово- зимний)

Что общего у остальных слов? (две согласные)

Сформулируйте тему урока. Написание слов с удвоенными согласными.

Какую цель поставим?

Узнать , когда пишутся удвоенные согласные.

Научиться писать, определять слова с удвоенными согласными.

Цель мы перед собой поставили и сегодня мы отправимся в город под названием «Удвоенные согласные». Вы будете не просто путешественниками, а исследователями слов.

Итак, в какой части слова находится удвоенная согласная в словах на доске?

Давайте проверим наши предположения и найдем выход из затруднения.

Как это сделать? Нужно выделить корни в каждом слове

Что для этого нужно сделать? Для того, чтобы выделить корень слова, нужно подобрать однокоренное слово или слово от которого оно произошло

Разбор первого слова у доски

Группа -групповой- корень-групп

В какой части слова находится удвоенная согласная? В корне

Как проверить удвоенную согласную в корне? по словарю

Значить написание слова с удвоенной согласной в корне – это…. ОРФОГРАММА слово на доску

Рассказ -рассказать-сказать-сказка-сказ-корень-сказ

Приставка-рас

Где находится удвоенная согласная в слове рассказ? в приставке и корне

Как называется место, где соединяются, сходятся два конца, края чего-нибудь? СТЫК – слово на доску

На стыке каких частей слова находятся удвоенные согласные? (На стыке приставки и корня)

Если в слове рассказ приставка рас, то она встречается и в других словах. Например: распутать, растаять, расписание

Почему же в слове рассказ пишутся удвоенные согласные?

Запишите слово с разбором по составу для второго примера. Подчеркните удвоенную согласную.

Сделаем вывод: двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка заканчивается, а корень начинается одной и той же согласной буквой.

Лунный -луна-корень-лун

На стыке каких частей слова находятся удвоенные согласные? (На стыке корня и суффикса)

Сделаем вывод: двойные согласные пишутся на стыке корня и суффикса, если корень заканчивается, а суффикс начинается одной и той же согласной буквой.

Как вы думаете «УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ, КОРНЯ И СУФФИКСА - ЭТО орфограмма? Да, потому что возникают трудности в написании.

Какие трудности в написании? Писать две согласных или одну

Вывод: где в слове встречается удвоенная согласная? Удвоенные согласные в словах встречаются в корне слова, на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса.

Молодцы! Вы довольны своей работой?

Тогда предлагаю потренироваться.

Первое задание «Юных исследователей»

На каждом столе один файл. Откройте его, рассмотрите, прочитайте.

Что общего у слов? (удвоенные согласные)

Какое задание можете предложить? (Распределить слова на группы по месту написания удвоенной согласной в части слова)

По алгоритму работы выполните задание в парах. Окончив задание, пара поднимает руки.

Алгоритм работы:

    Прочитай слово.

    Выдели корень.

    Выдели приставку (суффикс)

    Определи место удвоенной согласной.

Докажите, что у слов первого столбика удвоенная согласная находится в корне.

теннис-теннисный-

аккуратный-аккуратность

Докажите, что у слов второго столбика удвоенная согласная находится на стыке приставки и корня.

беззвездный- зведный

ввозить-увозить, перевозить

Докажите, что у слов третьего столбика удвоенная согласная находится на стыке корня и суффикса.

картинный-картина

осинник-осина

- Пожмите друг другу руки

СЛОЖИТЬ В ФАЙЛ

ИГРА

Братья ЛОСИ просят помощи спуститься на землю. Поможем?

Задание: распределить слова на группы. Слова с удвоенными согласными в корне, на стыке …….

Задание «ПОЙМАЙ СЛОВО» Физминутка.

- если слово с удвоенной согласной- хлопнуть 1 раз в ладоши,

а если с одной –присесть и встать.

ШОССЕ, УПРАЖНЕНИЕ, КОРИДОР, СУББОТА, КЛАСС,

МАЛИНА, МАССА, АЛЛА, ДИРЕКТОР, СУММА.

- Каким образом на слух определили удвоенные согласные? (Произносились долго)

- Всегда ли удвоенные согласные произносятся долго? (да, Нет)

Проверим это. - Выполним задание на розовом листе у каждого на столе.

Прочитайте. - Прочитайте первое предложение.

1) Если в доме много (с,с с)ора,

В чём сходство и различие слов сора и ссора? Одинаковые по звучанию, разные по лексическому значению.

Назовите синоним слова сор.
– Объясните их значение (сор - мусор, ссора - разлад, разногласие)

Как определить в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные согласные, а в каких – нет? (знать лексическое значение слова)

Тон - звук определенной высоты звучания.

Тонна- мера веса.

Бал- маскарад, танцевальный вечер

Балл- цифровая отметка успехов в учебе, спорте

Подчеркни только те буквы, которые надо вставить в слова.

Проверь себя по слайду

Всегда ли двойные согласные произносятся долго? (Нет, поэтому не всегда можно определить по слуху, какую согласную нужно писать)

А как же тогда найти выход из ситуации?

Вывод. Знать лексическое значение слова.

ИГРА. «Узнай слово по его лексическому значению»

Замени данные толкования словами, которые имеют удвоенные согласные

Происхождение слов .

А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными - это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова.

Есть еще один интересный факт - УДАРЕНИЕ во французских словах. Почти во всех словах с двойными согласными, оно падает на последний слог. Но есть и исключения из правил.

МИЛЛИОН БАССЕЙН ШОССЕ КРОССВОРД

Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» (показать).
А этимологический словарь (показать) подскажет, от какого слова образовалось, или с каким выражением оно связано.

Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.

Наш урок вышел на финишную прямую. Подведем итог нашего исследования. «ЧТО УЗНАЛИ О ПРАВОПИСАНИИ УДВОЕННЫХ СОГЛАСНЫХ?»

    Правописание удвоенных согласных в корне, на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса – это орфограмма,

    нужно знать лексическое значение слова,

    большинство слов с удвоенными согласными иностранного происхождения.

Благодаря вашей пытливости, наблюдательности вы открыли ещё одну маленькую тайну русского языка. Попробуйте высказаться одним предложением о том, что узнали, и того, как работали.

выбирите начало фразы на экране :

1.Сегодня я узнал… 2.Было интересно…3.Было трудно… 4.Я выполнял задания… 5.Я понял, что… 6.Теперь я могу… 7.Я приобрел… 8.Я научился…9.У меня получилось…10.Я смог…11.Я попробую…12.Мне захотелось…

Достигли ли мы поставленной цели?

Какие задания показались наиболее интересными?

Какие затруднения испытывали на уроке?

Кто доволен своей работой на уроке, похвалите себя сами, погладьте по голове. Я тоже довольна вашей работой. Я хочу выразить вам, дети, свою благодарность за активную работу, за ваши горящие глаза. Спасибо за урок.

Приложение 1.

Карточка-помощница

Удвоенные согласные встречаются

Примеры

    В корне слова.

    На стыке приставки и корня.

    Не стыке корня и суффикса.

Юный исследователь

Задание 1.

Беззвездный, теннис, ввозить, аккуратный, коллектив, осинник.

Задание 2. Прочитайте.

1) Если в доме много (с, сс)ора,
Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора.

2) Спросите, не повысив то (н, нн)а:
Что больше центнер или то (н, нн)а?

3) Кто получит низкий ба (л, лл),
Не придёт на школьный ба (л, лл).

- Подчеркни только те буквы, которые надо вставить в слова.

Тема урока: Правописание слов с удвоенной согласной.

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием слов с удвоенной согласной.

Задачи урока:

    Образовательные : формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами; подвести детей к пониманию того, что от лексического значения слова зависит и его написание и учить определять, в какой части слова находится удвоенная согласная;

    Развивающие : развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.

    Воспитательные : воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник “Русский язык. 3 класс.” Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся.

Контингент участников: учащиеся 3-го класса

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

Личностных результатов:

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметных результатов:

Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их, самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строят новые учебные задачи; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии

Предметных результатов:

Овладевают изучаемыми нормами русского языка;

Сравнивают, классифицируют слова по составу;

Разбирают слова по составу;

Имеют представление о многообразии норм языка;

Различают орфографические и грамматические нормы;

Знают опознавательные признаки изучаемой орфограммы.

Этап урока

Учитель читает стихотворения. Слайд 1. Встали тихо, замолчали, Всё, что нужно вы достали. Приготовились к уроку, В нём иначе нету прока.
- Я вас приглашаю на урок русского языка.
Восточная мудрость гласит: Слайд 2.
Приобретать знания – храбрость. Приумножать – мудрость. А умело применять – искусство!
- Я желаю вам быть на уроке активными, думающими, работоспособными и дружными. Проверили по компьютеру. - Какое слово лишнее? Что такое орфограмма ? (Буква или слог, которые требуют правила проверки написания) - Что нужно знать, чтобы проверить орфограмму в слове? (правило) - В какой части слова вы можете проверить орфограмму? (в корне) - Какие правила правописания корней вы знаете? (Слайд 4 )
    Проверяемые безударные гласные. Парные звонкие и глухие согласные. Непроверяемые безударные гласные (словарные слова). Непроизносимые согласные. Двойные согласные.
- Какая же тема нас интересует больше всего? Разгадаем кроссворд . ( слайд 5 )

КРОСССВОРД

    Что нужно положить в тесто для пирогов, чтобы оно поднялось? Дрожжи
    Группа дружных детей. Коллектив
    Шестой день недели. суббота Удивительный вагон!
Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками. Троллейбус
    Устройство для приёма телевизионных передач, обычно устанавливаемое на крыше дома. Антенна
    Во мне два к. Не забывайте!
Таким, как я, всегда бывайте Я точный, чистый и опрятный, Иным же словом - аккуратный

7. Вдоль дороги по бокам Липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут …… аллея - Кто попробует сформулировать тему нашего урока? (Правописание слов с удвоенными согласными) Слайд 6. - Что вы знаете о словах с удвоенными согласными? Они пишутся в словах, где при произношении слышится долгий согласный звук. Написание этих слов нужно запомнить или проверять по словарю.)

2. Прочитайте данные слова: сумма, класс, группа, рассказ, осинник. Слайд 7. - Что их объединяет? (это всё существительные, во всех есть удвоенная согласная) - Какие слова из этой группы вы бы исключили и почему? - Давайте определим, в какой значимой части слова находится удвоенная согласная? - Попытайтесь объяснить, каковы должны быть ваши действия, когда вы встречаетесь с удвоенными согласными? - Чему же вы должны научиться на уроке? (Учиться находить слова с удвоенными согласными, грамотно писать эти слова и не только узнавать изучаемую орфограмму, но и определять, в какой части слова она находится.) Слайд 8.

Дети отвечают на вопросы и заполняют карточку - помощник. - Где стоят удвоенные согласные в словах класс, сумма, группа? (в корне слова) Слайды 10 - 11. - На стыке каких значимых частей находятся удвоенные согласные в слове рассказ ? (на стыке приставки и корня) Слайды 12 - 13. - А в слове осинник ? (на стыке корня и суффикса) Слайды 14 - 15. Сделайте вывод: - Где в слове встречается удвоенная согласная? - Сравните свои выводы с записью в учебнике стр. 123. Прочитайте. Расскажите друг другу.

    Работа по учебнику. Слайд 16.
Выполнение задания коллективно Стр. 122 упр. 236 - Прочитайте слова а алфавитном порядке. - Распределите в три столбика, в зависимости от места орфограммы в слове. ͡ ̚ ͡ ͡ ˄ перрон беззвездный картинный ванна ввозить матросский шоссе рассказать осинник аккуратный ссора суффикс коллектив

Учитель. Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши. Слайд 17.

Спросите, не повысив тона:

Что больше, центнер или тонна?

Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

Кто получит низкий балл,

Не придёт на школьный бал.

Радиоволна идёт сквозь стену.

Мы её поймаем на антенну.

Если пьёте в школе квас,

Не забрызгайте весь класс.

Если в доме много сора,

Может в доме вспыхнуть ссора.

Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

Садитесь. Давайте и глазкам дадим отдых.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Р – принимают и сохраняют цель, учебную задачу. Выполняют учебные действия по намеченному плану; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами. П – самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий

К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Пр. – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют необходимую информацию.

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке
    Работа по образованию родственных слов.

Прочитайте слова. Слайд 18. Что в них общего. Чем отличаются? Подберите однокоренные слова имена прилагательные. Группа - групповая Лимон - лимонный

Выявление, как образовалось новое слово, где находятся двойные согласные. (Двойные согласные находятся в корне слова и на стыке корня и суффикса) .

    Замените словосочетания синонимом-прилагательным. Определите, где в словах находятся удвоенные согласные. Слайд 19.

Человек без совести, нечестный, наглый - бессовестный Жизнь без заботы – беззаботная Небо без звёзд - беззвёздное

Как вы поняли: в каких же случаях встречаются удвоенные согласные?

3.Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации. - Предлагаю вам самостоятельную работу с выбором задания по уровням. Слайд 20. 1 уровень: рабочая тетрадь стр. 65 упр. 164

2 уровень: замените данные толкования словами, которые имеют удвоенные согласные. Запишите их в тетрадь. Определи, в какой части слова стоит удвоенная согласная. а) Солёная вода для засолки овощей. б) Собрание картин или камней. в) Художественное произведение небольшого размера. г) Шестой день недели.

3 уровень: восстановить деформированные предложения, записать в тетрадь и обозначить изучаемую орфограмму.

Инна, рассказ, длинный, читает.

ребята, группа, собирает, листья, осенней, коллекции, для .

Работы будут мною проверены и выставлены оценки.

Пр. – имеют представление о многообразии норм языка, различают орфографические и грамматические нормы, знают опознавательные признаки изучаемой орфограммы.

Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - анализ, построение логической цепи рассуждений. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

В корнях русских слов употребляются лишь двойные согласные сс и жж . Таких слов немного.

Буквы сс пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: посс орить, посс ориться ; а также в словах Росс ия (от устаревшего росс ), росс ийский, Белорусс ия (но Русь, белорус ).

Буквы жж пишутся в словах вожж и, дрожж и, жужж ать, можж евельник и образованных от них родственных словах, например: жужж ание, можж евеловый . Буквы жж пишутся также в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут ), например: жж ение, сожж ение, жж ешь, жж ет, сожж ет .

Двойные согласные на стыке приставки и корня

Двойные согласные в русских словах пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: бесс порный, восс тание, возз рение, подд ержать, отт еснить .

Примечания:

1. С буквами сс пишутся слова, образованные от корня -счит- при помощи приставки рас -, например: расс читать, расс читывать . Слова с той же приставкой и корнем -чет- пишутся с одним с , например: расчет, расчетливый (но бессчетный , от без счета ).

2. Двойные согласные могут встречаться в суффиксах и на стыке корня и суффикса, например: традиционн ый, единственн ый, матросс кий . Эти случаи рассмотрим позже.

Двойные согласные в иностранных словах

Большинство сдвоенных согласных встречается в иноязычных словах, например: апелляция , интеллигент , оккупант . Эти слова, как и слова с непроверяемыми написаниями, нужно запоминать. Ниже приводится список наиболее встречающихся слов с двойными согласными.

Слова с двойными согласными

  • агрессор
  • аппарат
  • ассоциация
  • аллегория
  • аппетит
  • атташе
  • аннотация
  • артиллерия
  • аттестат
  • аннулировать
  • ассистент
  • аттракцион
  • апелляция
  • баллада
  • баррикада
  • беллетристика
  • баллотировка
  • бассеин
  • бюллетень
  • группировать
  • дискуссия
  • диссертация
  • дифференциация
  • иллюзия
  • иллюминация
  • иллюстрация
  • классик
  • комментарий
  • концессия
  • коллектив
  • коммунизм
  • корреспондент
  • коллоквиум
  • коммюнике
  • кристалл
  • колонна, колоннада
  • компромисс
  • кристаллический, но кристальный
  • колосс
  • конгресс
  • кросс
  • комиссия
  • масса
  • металл
  • миссия
  • оккупация
  • оппозиция
  • оппонент
  • параллель
  • пессимизм
  • прогресс
  • пассивный
  • пресса
  • профессия
  • перрон
  • программа
  • режиссер
  • рессора
  • репрессия
  • симметрия
  • суррогат
  • телеграмма
  • территория
  • трасса
  • теннис
  • террор
  • труппа
  • терраса
  • тонна, но пятитонка
  • туннель и тоннель
  • хоккей
  • целлюлоид
  • целлюлоза
  • шасси
  • шоссе
  • экспрессия
  • эффект

(39 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Рассказать друзьям