Блок прекрасная дама анализ. О поэтическом цикле «Стихи о Прекрасной Даме

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ГБПОУ Уфимский государственный колледж технологии и дизайна

Методическая разработка занятия

Дисциплина

Литература

Тема

«Жизнь уже давно сожжена и рассказана…»

(Жизнь и творчество А. А. Блока. Анализ стихотворений из цикла «Стихи о Прекрасной Даме»)

Уфа – 2018

Пояснительная записка

« Творчество Александра Блока - целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого. Славнейший мастер-символист Блок оказал огромное влияние на всю современную поэзию», - сказал в своей статье «Умер Александр Блок» В. В. Маяковский.

Это, действительно, так как Блока читают и сегодня, читает молодежь, потому что его слово, его стихи – это наша жизнь, наше чувство, наша любовь или нелюбовь. Сама личность поэта-символиста, его творчество оказали огромное влияние на А. Ахматову, М. Цветаеву и др.

Родился в Петербурге, умер в Петрограде. Прошла целая эпоха… Отец был профессором права в Варшавском университете, а мать - литературной переводчицей. Юность провел с дедушкой - ректором Петербургского университета, где изучал юриспруденцию и филологию. Он стал самым известным поэтом России.

Первая часть данного занятия подготовлено творческой группой студентов (были выучены наизусть стихотворения А. А. Блока) под руководством преподавателя. Она поможет студентам познакомиться с жизнью и основными этапами творчества поэта. Вторая часть посвящается анализу стихотворений из цикла «Стихи о Прекрасной Даме», которая поможет студентам вникнуть в мир слова и чувств поэта-символиста.

Технологическая карта занятия

Преподаватель А. М. Халимова

Дисциплина литература

Группа Б-17-19

Вид занятия комбинированный

Тип занятия интегрированный

Тема занятия «Жизнь уже давно сожжена и рассказана…» (Жизнь и творчество А. Блока. Анализ стихотворений из цикла «Стихи о Прекрасной Даме»)

Цели занятия

Образовательные: раскрыть своеобразие личности и творчества поэта-символиста А. Блока, определить его место и роль в литературном процессе 20 века, его значение в развитии русской поэзии; научить студентов читать, понимать стихотворения поэта-символиста А. Блока; выработать навыки самостоятельной оценки изображаемых явлений и лирического героя;

Развивающие: развивать творческое и ассоциативное мышления, умение анализировать и сопоставлять лирические произведения; развивать навыки связной речи, культуру речи;

Воспитательные: воспитывать общую культуру, культуру учебного труда.

Наглядные пособия, ТСО : мультимедийная доска, слайд-шоу «А. Блок»

План занятия:

    Организационный момент

2.1. Детство. Юность. Первая любовь

2.2. А. Блок и Прекрасная Дама (Л. Д. Менделеева)

2.3. «Незнакомка»

2.4. А. Блок и «Снежная маска» (Н. Волохова)

2.5. А. Блок и его «тревожная поэзия»

3. Анализ стихотворений из цикла «Стихи о Прекрасной Даме»:

А) Вхожу я в темные храмы…(1902)

Б) «Я, отрок, зажигаю свечи…»

В) «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»

План анализа стихотворений:

    Выводы

4. Итоги занятия. Оценивание. Домашнее задание: написать эссе «Любовь – это…»

Литература:

1) Русская литература. 11 класс. Методическое пособие. Дрофа, М.: 2001

2) А. Блок. Стихотворения. М.: 1999

Конспект занятия

    Организационный момент

    «Жизнь уже давно сожжена и рассказана…» (О жизни и основных этапах творчества А. Блока)

    1. Детство. Юность. Первая любовь

И вновь наступила зима, холодная, полуголодная зима 21-го года, и он вдруг отчетливо, без малейшей душевной боли, понял, что и этот падающий снег, и это замороженное солнце, и эти оголённые ветви деревьев в заиндевевшем окне он видит в последний раз. И вся жизнь вновь и вновь проходила в это время перед его глазами, перед глазами Александра Блока: детство, мать, Ксения, Люба, Наталия, Кармен, Россия, революция… (слайд «А. Блок») .

Даже родиться ему довелось в доме, принадлежавшему Петербургскому университету. А приняла его в руки прабабка, в молодости тесно связанная со многими из близких друзей Пушкина. И оба эти, в общем-то случайные, обстоятельства в отношении Блока приобретают значение поистине символическое. (слайд «Дом, где родился А. Блок»)

С младенчества Блок дышал атмосферой живого культурного предания. Окружение его родных – Бекетовых и Карелиных – это Боратынские, Тютчевы, Аксаковы, Коваленские, Рачинские, Соловьевы – наследственная, можно сказать, «столбовая», интеллигенция России.

Гоголь, Некрасов, Тургенев были в семье Бекетовых, воспитавшей Блока, не только почитаемыми писателями, но и добрыми знакомыми. Всю жизнь у Блока в кабинете стоял старинный диван, на котором сиживали Достоевский и Щедрин. (слайд «Кабинет А. Блока»)

В семье царил культ науки, литературы и искусства, господствовали высокие представления об их ценностях, идеалах и традициях. Здесь все не покладая рук трудились во славу и благо русской культуры, русского просвещения.

Дед – крупнейший учёный, «отец русской ботаники», активный общественный деятель, гуманист, профессор, ректор Петербургского

университета. Бабка – известная переводчица, женщина оригинального ума. Старшая тётка – одарённый поэт и прозаик, младшая – постоянно что-то писала, переводила. (Слайд «Дед и бабушка Блока»)

В такой творческой атмосфере прошло детство Блока. Неудивительно, что он очень рано, в 5 лет, написал свой первый стишок (слайд «Детство»):

Вышел зайчик погулять,

Да морковки поискать,

Да капустки пощипать,

Да водицы похлебать,

Вдруг увидел он волчину –

Настоящего мужчину.

Съел волчина тут зайчишку, -

Не балуйте, ребятишки!

В последних классах гимназии Блок был редактором рукописного журнала «Вестник» и писал стихи, полные радостного мироощущения и духовной красоты:

О, весна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха - позорного нет!

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна,

Чтоб мои воспаленные взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога -

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах...

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита...

Никогда не откроешь ты плечи...

Но над нами - хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель - я знаю -

Все равно: принимаю тебя!

В 1897 году гимназистом 8-го класса Александр приехал в небольшой немецкий городок Бад-Наугейм. Вместе с теткой он сопровождал мать для лечения на водах. Здесь он «случайно» познакомился с Ксенией Михайловной Садовской. «Рай» был взорван, он ощутил биение сердца, первое нахлынувшее чувство туманило его разум. Завязался лёгкий флирт: он был польщен вниманием зрелой женщины, а ей было приятно и забавно, что за нею ухаживает юноша, почти мальчик. Ксении Садовской было уже 38, а ему ещё 18. Она была ровесницей его матери. Она была женой действительного статского советника, а он – недоучившийся гимназист. Их встречи продолжались и в Петербурге. Она поняла, что потеряла голову. Но через год мальчик повзрослел, охладел; встречи становились редки. Ей он посвятил лирический цикл «Через 12 лет…»(слайд «К. М. Садовская»):

Луна проснулась. Город шумный

Гремит вдали и льет огни,

Здесь все так тихо, так безумно,

Там все звенит,- а мы одни…

Но если б пламень этой встречи

Был пламень вечный и святой,

Не так лились бы наши речи,

Не так звучал бы голос твой!

Ужель живут еще страданья,

И счастье может унести?

В час равнодушного свиданья

Мы вспомним грустное прости…

    1. А. Блок и Прекрасная Дама (Л. Д. Менделеева)

Ещё в 14 лет он увидел однажды Любочку Менделееву и влюбился.

Я – Гамлет. Холодеет кровь,

Когда плетёт коварство сети,

И в сердце – первая любовь

Жива к единственной на свете,-

писал тогда Блок.

Вскоре Блок делает официальное предложение Любови Менделеевой и получает согласие ее родителей на брак. Через полгода, в августе 1903 года, они обвенчались. А еще через полгода вышел его первый сборник под названием «Стихи о Прекрасной Даме», на который вдохновила его Любовь Менделеева. « Ты - мое Солнце, мое Небо, мое Блаженство. Ты первая моя тайна и последняя моя надежда. Если мне когда-нибудь удастся что-либо совершить и на чем-нибудь запечатлеться, оставить мимолетный след кометы, то это будет Твое, во имя Тебя и для Тебя. Я – твой раб, слуга, пророк и глашатай», - писал Блок молодой жене во время разлуки. Ей он посвятил великое множество стихотворений (слайд «А. Блок и

Л. Менделеева»):

Целый день передо мною,

Молодая, золотая,

Ярким солнцем залитая,

Шла Ты яркою стезею.

Так, сливаясь с милой, дальней,

Проводил я день весенний

И вечерней светлой тени

Шел навстречу, беспечальный.

Дней блаженных сновиденье -

Шла Ты чистою стезею.

О, взойди же предо мною

Не в одном воображеньи!

(Слайд «Блок и К. Чуковский»). Корней Чуковский вспоминал: «Когда я познакомился с ним, он казался несокрушимо здоровым – широкоплечий, рослый, красногубый, спокойный; буйное цветение молодости чувствовалось и в его великолепных кудрях, которые каштановыми прядями окружали его лоб как венок. Никогда ни раньше, ни позже я не видел, чтобы от какого-нибудь человека так явственно, ощутимо и зримо исходил магнетизм. Трудно было в ту пору представить себе, что на свете есть девушки, которые могут не влюбиться в него. Правда, печальным, обиженным и даже чуть-чуть презрительным голосом читал он свои стихи о любви. Казалось, он жалуется на неё, как на какой-то невесёлый обряд, который вынужден исполнять против воли»:

Мы встречались с тобой на закате.

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди - на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний

Не приемлет лазурная тишь...

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Всё померкло, прошло, отошло..

И твое золотое весло.

    1. «Незнакомка»

Далее Чуковский вспоминал: «Я помню ту ночь, перед самой зарей, когда он впервые прочитал «Незнакомку», - кажется, вскоре после того, как она была написана им. По нашей неотступной мольбе уже в третий, четвёртый раз прочитал он эту бессмертную балладу своим сдержанным, глухим, монотонным, безвольным, трагическим голосом… И вдруг, как только он произнёс последнее слово, из Таврического сада какой-то воздушной волной донеслось до нас многоголосое соловьиное пение…»(слайд: репродукция картины И. Крамского «Незнакомка», звучит аранжировка «Незнакомка», В. Новожилов)):

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
(24 апреля 1906, Озерки)

    1. А. Блок и «Снежная маска» (Н. Волохова)

(Слайд Н. Волохова). 30 декабря 1906 года Блок вместе с Любой пришел на «Бумажный бал», проходивший после успеха «Балаганчика», где играла молодая актриса Наталия Волохова. Люба вовсю кокетничала с Чулковым, а он сам ни на шаг не отходил от Волоховой. Они отпускали друг другу иронические реплики, но что-то в этой иронии таилось неопределённое, волнующее, ускользающее… Они балансировали на грани, и оба знали это, и оба в тот вечер не решились через эту грань переступить. Когда под утро они расставались, Волохова попросила его написать для неё стихи, которые могла бы читать со сцены.

На новый 1907 год Александр Блок прислал ей коробку роз и стихи: «Я в дольний мир вошла, как в ложу». За десять дней, с 3 по 13 января, он написал цикл из 30-ти стихотворений – «Снежную маску».

Я в дольний мир вошла, как в ложу.

Театр взволнованный погас.

И я одна лишь мрак тревожу

Живым огнем крылатых глаз.

Они поют из темной ложи:

"Найди. Люби. Возьми. Умчи".

И все, кто властен и ничтожен,

Опустят предо мной мечи.

И все придут, как волны в море,

Как за грозой идет гроза.

Пылайте, траурные зори,

Мои крылатые глаза!

Взор мой - факел, к высям кинут,

Словно в небо опрокинут

Кубок темного вина!

Тонкий стан мой шелком схвачен.

Темный жребий вам назначен,

Люди! Я стройна!

Я - звезда мечтаний нежных,

И в венце метелей снежных

Я плыву, скользя...

В серебре метелей кроясь,

Ты горишь, мой узкий пояс -

Млечная стезя!

Роман актрисы и поэта длился два года и был для него мучительным и нерадостным. Любовь к Волоховой его томила, она не несла желанного успокоения, нервы были напряжены, он готов был в любую минуту взорваться. А. Белый, его друг, кузен, и тоже поэт,- единственный, кто разглядел в нём глубоко таившуюся душевную боль. Надо было либо решительно рвать с Любой и жениться на Наталии, либо рвать с Натальей и возвращаться к Любе. Он не мог решиться ни на то, ни на другое. Люба нервничала, их семейная жизнь давно была на изломе, атмосфера в доме становилась все невыносимее. В 1908 году 1 марта Наташа укатила в Москву, он вернулся к Любе.

    1. А. Блок и его «тревожная поэзия»

Мощное движение русской жизни в начале XX века захватило Блока. Бурный ветер перемен, идущее со всех сторон брожение, явные признаки кризиса и раздела старой культуры, стремительный водоворот событий – всё это нахлынуло на Блока, ворвалось в его внутренний мир, создало музыку, краски, атмосферу его «тревожной поэзии».

В поэме «Возмездие» сам Блок так охарактеризовал свое время:

Двадцатый век... Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла).

Пожары дымные заката

(Пророчества о нашем дне),

Кометы грозной и хвостатой

Ужасный призрак в вышине,

Безжалостный конец Мессины

(Стихийных сил не превозмочь),

И неустанный рев машины,

Кующей гибель день и ночь,

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер,

И первый взлет аэроплана

В пустыню неизвестных сфер...

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне...

И черная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи...

Обратим внимание на слова: «И страсть, и ненависть к отчизне». 9 декабря 1908 года блок писал К. Станиславскому: «В таком виде стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении – как стрела, прямой, как стрела… Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно, произношу я имя: Россия. Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель».

В этот же период произошла личная драма в отношениях с Любовью Дмитриевной: она ушла к его самому близкому другу – поэту Андрею Белому. Блок, безмерно любивший обоих, великодушно простил им эту двойную измену, он не опустился до злой ревности и мести. Это ей – своей жене, своей Прекрасной Даме, посвятил он полное драматизма и трагизма стихотворение, написанное в форме любовного послания героя, обуреваемого страстным желанием вернуть ушедшую любовь:

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем.,

Вино и страсть терзали жизнь мою...

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла;

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла...

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла...

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

В стихотворении признание в любви завершается осознанием её невозвратимой утраты. Любовь к женщине была такой всепоглощающей, что заставляла героя забыть об иных ценностях: «о доблестях, о подвигах, о славе».

После такого признания Любовь Менделеева вновь вернулась к мужу, но отношения были холодными. Поэт, который написал об одной только женщине - Прекрасной даме 687 стихотворений подряд, вдруг замолчал на целых 2 года. Ни одной строчки о любви! Наступила полоса раздумий и разочарований в любви, в революции и смысле жизни.

Наступила осенняя ясность тридцатилетнего, потом тридцатипятилетнего возраста. К тому времени Блок овладел всеми тайнами своего мастерства. Прежнее женственно-пассивное непротивление звукам сменилось мужественной твёрдостью мастера. Но его тяжкая грусть стала ещё более тяжкой и словно навсегда налегла на него. Губы сделались мрачны, суровы, требовательны. В лице появилась даже как будто надменность, лицо стало казаться ещё более неподвижным, застывшим…

К Октябрьской революции у Блока было особое отношение. О ней не говорить он не мог. В 1918 году, когда появилась поэма «Двенадцать», он сделал такую запись в дневнике: «Сегодня я гений!»

«Двенадцать» - самое загадочное творение поэта. Это было нечто, написанное от лица народа, во имя народа и для народа.

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком - ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит - ах, бедняжка!

От здания к зданию

Протянут канат.

На канате - плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию!»

Старушка убивается - плачет,

Никак не поймет, что значит,

На что такой плакат,

Такой огромный лоскут?

Сколько бы вышло портянок для ребят,

А всякий - раздет, разут...

……………………………………………..

И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

Их винтовочки стальные
На незримого врага...
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга...
Да в сугробы пуховые -
Не утянешь сапога...

Так идут державным шагом,

Позади - голодный пес,

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.

Впереди этого шествия – Иисус Христос «в белом венчике из роз». Вечным вопросом останется образ Христа, замыкающий поэму. Сам Блок объяснял этот образ тем, что во время прогулки в метельную ночь ему привиделось нечто летящее над заснеженными улицами города. И он поверил, что видение это было страдающим богом.Пожалуй, никогда до конца не будет разгадан христианский финал поэмы.

Вечерами все кружилось в безумном вихре и исчезало во вьюжной пелене. Когда Блок забывался в коротком тревожном сне, и его обступали маски и тянули в разные стороны, он не сопротивлялся, давал вовлечь себя в игру, прекрасно сознавал, что под одной из них прячется Ксения, под другой Люба, под третьей - Наталья, под четвёртой – русская Кармен.

Вскоре поэт окончательно простился со всеми в стихах:

Та жизнь прошла,
И сердце спит,
Утомлено.
И ночь опять пришла,
Бесстрашная - глядит
В моё окно.

И выпал снег,
И не прогнать
Мне зимних чар…
И не вернуть тех нег,
И странно вспоминать,
Что был пожар

Вскоре Блок перестал слышать музыку окружающего мира. Связь времен прервалась, мир потерял устойчивость, поэт, человек – точку опоры. Его всё больше и больше угнетало чувство непомерной усталости. Взвалив на себя все беды мира, он надорвался от непосильного груза. Он не мог больше освобождать звуки от хаоса, придавать им форму и осуществлять предназначение поэта – нести гармонию в мир. Вместе с поэзией уходила и жизнь. Быть стало невмоготу. Жить без божества, без вдохновения он не мог… Он убедился, что жизнь без всего этого бессмысленна.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века,
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала.
Аптека. Улица. Фонарь.

Не так уж и плохо, потому что и в этом страшном мире звучит парадоксальная идея бессмысленности смерти: «Умрешь – начнешь опять сначала…». Значит, есть жизнь, значит, есть он, поэт Александр Блок, значит, будет он всегда!

    Анализ стихотворений из цикла «Стихи о Прекрасной Даме»

Цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме»

Стихи, посвященные Любови Дмитриевне Менделеевой;

В этой книге Любовь принимает характер возвышенного служения, молитв не обыкновенной женщине, а «Владычице Вселенной»;

Стихи этого цикла - своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний;

Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему, а конкретно - любви

План анализа стихотворения:

    Выразительное чтение стихотворения;

    Работа над текстом стихотворения (тема, мысль, образы, мотивы и др.)

    Выводы

Вхожу я в темные храмы…(1902)

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

А) Какова эмоциональная атмосфера стихотворения?

Таинственная, волшебная, загадочная, манящая

Б) Какими средствами художественной выразительности создается эта атмосфера? Каковы предметный ряд, цветововая гамма стихотворения?

С помощью антитезы (контрастная цветовая гамма - «темные», «красные»)

С помощью деталей (лампада, колонны)

Возвышенное, тайный мир…

В) Каким предстает лирический герой? Чем он занят, кого ждет? Каково его психологическое состояние? Какой частью речи передается его состояние?

Герой почти неподвижен, но это неподвижность напряжения, ожидания Прекрасной Дамы;

Его состояние передается выразительными глаголами «вхожу», «жду», «дорожу».

Г) Какой предстает Прекрасная Дама? Прорисованы ли ее внешний облик? Какими средствами создается ее образ?

Героиня лишена внешних черт, ее облик возникает лишь в воображении героя. «Бесплотность» героини подчеркивается автором («Только образ, лишь сон о ней…»)

Т.о., Прекрасная Дама предстает в неясном, туманном облике.

Д) Какие важные мотивы участвуют в создании образа Прекрасной Дамы?

Обстановка храм;

Глубокие цвета;

Величественные имена, которыми лирический герой наделяет ее («Величавая Вечная Жена», «Святая», «Милая», «Милая», «Прекрасная Дама»), т. е. благозвучные эпитеты;

Эмоциональное состояние героя.

Все это создает образ возвышенной, божественной, неземной Прекрасной Дамы. Лирический герой испытывает благоговейное поклонение и трепет.

Е) Общий тон стихотворения (музыкальность, ритмик) каков?

В создании образа Прекрасной Дамы участвуют музыка стиха (стихотворение строится на ассонансе – повторении похожих по звучанию гласных звуков).

Ж) Кого напоминает Прекрасная Дама?

Выводы: символический образ Прекрасной Дамы сливается с образом традиционно религиозным – образом Богоматери, животворящего начала. Ощущается молитвенно-возвышенное состояние души, ждущей откровения, преображения с появлением Прекрасной Дамы, с появлением Ее.

З) Повторное выразительное чтение стихотворения.

«Я, отрок, зажигаю свечи…»


Я, отрок, зажигаю свечи,

Огонь кадильный берегу.

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу.


Люблю вечернее моленье

У белой церкви над рекой,

Передзакатное селенье

И сумрак мутно-голубой.


Покорный ласковому взгляду,

Любуюсь тайной красоты,

И за церковную ограду

Бросаю белые цветы.


Падет туманная завеса.

Жених сойдет из алтаря.

И от вершин зубчатых леса

Забрезжит брачная заря.

А) Каковы предметный ряд и цветовая гамма стихотворения?

Детали храма: свечи, кадильный огонь, вечернее моленье, белая церковь, церковная ограда, алтарь;

Цветовая гамма:

Белый - символ святости, образ невесты.

Б) В каком облике предстает лирический герой?

Герой – отрок, полностью отдающий себя ожиданию, которое переживается им как служение идеалу. Образ героя наделен психологической глубиной, ему приданы черты послушника, рыцаря – земного человека.

В) Как изображена Прекрасная Дама?

Героиня по-прежнему невидима и неслышима («Она без мысли и без речи»), она «бесплотна», «непостижима».

Г) Какой мотив господствует в стихотворении?

Мотив сна, передаваемый через мотивы сумрака и тумана («Сумрак голубой», «Туманная завеса»), создает ощущение недосказанности.

Д) В чем сходство лирического сюжета двух рассмотренных стихотворений?

Лирический герой все в том же ожидании явления возлюбленной, а Прекрасная Дама все принадлежит идеальному, неземному миру.

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...
О прекрасной даме * * *
И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду - и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
4 июня 1901 (Шахматово)

А) Что нового появляется в психологическом состоянии лирического героя данного стихотворения по сравнению с рассмотренными выше?

Мотив ожидания, становящегося все более напряженным по мере приближения встречи («Предчувствую тебя…»), соединяется с мотивом страха («Но страшно мне…»).

Б) Какова атмосфера стихотворения?

Соединение двух мотивов создает особый драматизм, который подчеркивается образом – символом огня («весь горизонт в огне»), эпитетами «нестерпимо», «горестно», «низко», контрастирующими со словами «ясен», «лучезарность».

В) Чем объясняется страх героя?

Страстно жаждущий идеала лирический герой боится разочарования, обмануться, потому что, обретя земное воплощение Прекрасная Дама может оказаться несхожей с его представлениями о ней, может утратить свою «идеальность», свою божественность.

Г) Почему Блок во всех этих стихотворениях местоимения «ты», всегда пишет с заглавной буквы?

Блок этим подчеркивает, что Прекрасная Дама для лирического героя – божество.

Выводы: т.о. рядом с желанием встречи возникают сомнения в ее осуществимости, в достижимости воссоединения земного и небесного.

__________________________________________________________________

3. Читаются выразительно стихотворения из книги «Стихи о Прекрасной Даме»

«Мне снились веселые думы…» (1903)

«Скрипка стонет под горой» (1903)

«Девушка пела в церковном хоре…» (1905)

Выводы: Стихи о Прекрасной Даме выделяются три облика и три плана лирической героини:

1. в космическом плане – Душа Мира;

2. в религиозном плане – Царица Небесная;

3. в повседневном плане – возлюбленная, в которой угадываются черты Л. Д. Менделеевой.

    Итоги занятия. Оценивание. Домашнее задание

Творчество А. Блока всегда будет волновать читателей, так кА он писал о вечном, о том, что волновало людей: о жизни, о счастье, о любви. В 1925 году в цикле «Медальоны» Игорь Северянин его сравнит с Демоном Врубеля, скажет о нем всю правду:

Красив, как Демон Врубеля, для женщин
Он лебедем казался, чье перо
Белей, чем облако и серебро,
Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем...

Благожелательный к меньши́м и мéньшим,
Дерзал - поэтно - видеть в зле добро.
Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брел.
Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан.

Он тщетно на земле любви искал:
Ее здесь нет. Когда же свой оскал
Явила смерть, он понял: Незнакомка...

У рая слышен легкий хруст шагов:
Подходит Блок. С ним - от его стихов
Лучащаяся - странничья котомка...

Вот в этом был весь Блок

Каждому человеку в той или иной степени свойственно чувство прекрасного, стремление к красоте. Во все времена олицетворением этого была женщина, о чём мы можем судить по древним мифам и легендам. Особый культ женщины, дамы сложился в Средние века, в эпоху рыцарства. Вспомним Дон Кихота, который во имя своей Дульсинеи совершал самые разные, порой фантастические и нелепые поступки. Великие Данте и Петрарка в возвышенных, восторженных стихах увековечили образы своих возлюбленных Беатриче и Лауры.

В русской поэзии серебряного века культ женщины воплотился прежде всего в поэзии и философии Владимира Соловьёва. В его представлении женщина олицетворяла образ Мировой Души, Вечной жены, Софии Премудрой, была символом гармонии, разума, любви и красоты. Культ Вечной Женственности получил дальнейшее развитие в творчестве Александра Блока, для которого Владимир Соловьёв стал духовным учителем. Именно Блоку принадлежат необыкновенно лирические и нежные стихи о Прекрасной Даме.

Александр Блок дебютировал в поэзии как традиционный романтик, и в его ранних стихах звучали соответствующие мотивы: отчуждение от толпы, разочарование в жизни, неверие в счастье. И вдруг во мраке безверия, слепоты возникает Она — «ясная», «лучезарная», «озарённая», «золотая». Блок описывает её подобно тому, как иконописцы обычно изображают окружённую сиянием Богоматерь. В то же время прототипом Прекрасной Дамы стала реальная, вполне земная женщина — Любовь Дмитриевна Менделеева.

На первый взгляд, между «небесной» Богоматерью и «земной» возлюбленной поэта нет ничего общего. Но в его представлении связь между ними существует, и эта связь — мистическая. Так же, как и поэты-романтики, Блок пересоздаёт образ реальной женщины в соответствии со своим идеалом, превращая её в Прекрасную Даму, в Мадонну. Сам же поэт (лирический герой) предстаёт перед нами, по определению Ю. Айхенвальда, «рыцарем и богомольцем».

Он предчувствует Богоматерь, идёт «по следам её голубых путей», порывая связи с реальностью и переносясь в совершенно иной мир — мир «снов и туманов», мир мечты. Блок называл цикл стихов о Прекрасной Даме «закрытой книгой бытия», в которой нашло отражение путешествие по «странам души» на «ранней утренней заре». «Стихи о Прекрасной Даме» передают особое — молитвенное — состояние души героя (автора), состояние внутреннего созерцания. Лирический герой Блока заключает в себе целую Вселенную, его душа равновелика мирозданию:

Мне всё равно — Вселенная во мне...

Этот идеальный мир Блок противопоставляет реальному. Именно в царстве идеального он ищет спасения от пошлости и грубости земного существования:

Ищу спасенья.

Мои огни горят на высях гор —

Всю область ночи озарили.

Но ярче всех — во мне духовный взор

И Ты вдали.

Прекрасная Дама является безраздельной владычицей души поэта, с ней связан мотив прозрения («Я здесь в конце, исполненный прозренья»); она открывает ему путь к постижению Вечности, являясь её посланницей:

Я только жду условного виденья,

Чтоб отлететь в иную пустоту...

Во многих стихах цикла образ Прекрасной Дамы бестелесен, зыбок, едва уловим, воспринимается не столько зрением (внутренним), сколько слухом (также внутренним):

Ветер принёс издалёка

Звучные песни твои...

Таким образом, Прекрасная Дама становится связующим звеном между земным (чуждым) и небесным (родным) мирами. Мы видим, что лирический герой мало дорожит земными атрибутами — всем своим существом он стремится ввысь. Обратимся к стихотворению «Вхожу я в тёмные храмы». Всё стихотворение проникнуто торжественным настроением, герой ждёт встречи с ней «в мерцании красных лампад». Как известно, красный цвет — цвет огня, страсти. Этой страстью преисполнена душа ожидающего появления Прекрасной Дамы: «Дрожу от скрипа дверей». Ему нестерпимо хочется увидеть Её, но он знает, что это невозможно:

А в лицо мне глядит озарённый

Только образ, лишь сон о Ней.

Это незримое присутствие герою дороже реального. Более того, он боится действительной встречи, о чём позволяет говорить, например, строка из стихотворения «Предчувствую Тебя»:

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Поэт понимает, что земное воплощение мечты невозможно без разрушения идеала.

Как видим, в образе Прекрасной Дамы больше небесных, чем земных, черт: он представляется возвышенным, абсолютно недоступным и непостижимым. И всё же земное в нём присутствует. На это указывают обращение к Ней на «ты», земные эпитеты («милая»), некоторые черты, делающие её облик зримым: «девственная риза», «белое платье», «бледная краса». В некоторых стихотворениях образ героини вписывается поэтом в реальный земной пейзаж:

Мы встретились с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

При всей устремлённости ввысь, лирический герой Блока не может полностью порвать с землёй. Более того, он начинает тяготиться этим разрывом, стремится к «преодолению снов и туманов» во имя обретения реальности. Именно поэтому Блок назвал «Стихи о Прекрасной Даме» началом «трилогии вочеловечивания».

Александр Блок вошел в литературу как поэт-символист. На рубеже веков европейская культура переживала глубокий кризис в связи с разочарованием в прежних общественных идеалах. Ощущение неизбежной гибели общественного строя и катастрофичности бытия требовало пересмотра прежних моральных ценностей. Так возник символизм - одно из ярких литературных течений в поэзии рубежа веков. Символизм - это эстетическая попытка уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей и истин. В поэзии символистов наметился отход от гражданских традиций русской классики. А. Блок, А. Белый, В. Иванов принадлежали к «младшим» символистам, которые определяли символизм как философско-религиозное понимание мира.

«Стихи о Прекрасной Даме» (1904) - первый поэтический сборник А. Блока, оригинальное и уникальное произведение великого поэта. Его называют лирическим дневником Блока, так как в основе его лежат факты его биографии, рассказывается о его переживаниях и чувствах. Сам цикл «Стихов о Прекрасной Даме» является второй (центральной) частью сборника. Однако его особенности трудно понять без обращения к тем стихотворениям, которые составили раздел «Ante Lucem», открывающий книгу. Уже само название (в переводе с латинского - «до света») говорит об одиночестве лирического героя, о его пребывании во мраке. Стихотворение «Пусть светит месяц - ночь темна…» как раз и рассказывает об оторванности лирического героя от радостей мира:

В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.

Поэт сравнивает состояние души своего героя с темной ночью. «Ночь распростерлась» над ним, и в душе его такая же темнота. Одиночество героя с характерным романтическим мироощущением усугубляется оторванностью от жизни. Хотя нигде нет прямого противопоставления «я» и «мы», тем не менее, видно, что где-то есть люди («Среди толпы блуждаю я»), которые живут по-другому, но лирический герой не может и не хочет порвать со своим одиночеством. «Пусть жизнь приносит людям счастье», но не ему. Такова его позиция. И она подкрепляется его концепцией двоемирия. Он - творческий человек - пытается постигнуть тайны мироздания, то есть тайны небесного, неземного мира. А, как известно, ночь для раздумий - наилучшая пора. Стихотворение начинается и заканчивается одним и тем же четверостишьем, в котором и выражено мироощущение героя:

Пусть светит месяц - ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье, -
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.

Лирический герой убежден, что ночь для него останется темной, пусть даже и месяц светит. Однако здесь слышится и намек на возможность появления света в этом сумрачном мире. Мглу поэт называет «передрассветной», а это значит, что надежда на перемены все-таки есть.

Центральным циклом сборника являются стихи, которые так и озаглавлены - «Стихи о Прекрасной Даме», отражающие развитие сложного любовного романа между поэтом и его будущей женой Л. Менделеевой. Здесь тоже, как и в первом цикле, нет ощущения реальности. Все очень зыбко, неясно, неопределенно. Однако поэт намекает здесь на приближение той, кто наполнит его жизнь смыслом, - Прекрасной Дамы. У Блока возникает и получает развитие средневековый мотив рыцарского служения своей даме сердца. Мы не видим ее. Она бесплотна, ее облик неясен, но все намекает на ее появление.

Стихотворение «Ветер принес издалека…» отличается своей динамикой. Именно ветер (так и хочется сказать «ветер перемен») становится здесь свидетельством приближения той, которая является воплощением прекрасной и неземной сущности мира. Она сравнивается с «близкой весной», о ней «реяли звездные сны», а ветер доносил ее «звучные песни».

Теперь у Блока возникают и иные образы. Так, вечная ночь понемногу рассеивается - появляется «клочок неба», который к концу стихотворения расширяется до «бездонной лазури». Меняется не только мир света, но и мир звука. Если раньше лирического героя окружала мертвенная и беззвучная ночь, то теперь ветер приносит «песни намек», который потом переходит в «звучные песни».

Жизнь поэта до появления его Прекрасной Дамы сравнивается с зимой. И сразу же возникает предчувствие скорого борения зимы и весны. Нет, весны еще нет, лирический герой только еще ощущает ее «сумерки», но она уже близка:

В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури…

Если более ранние стихотворения отличались статичностью, то это поражает своей динамикой. Движение передается здесь многочисленными глаголами («принес», «открылся», «плакали», «реяли») и подвижным ритмом. Сама композиция стихотворения строится таким образом, что все говорит о скором разрушении одиночества лирического героя, о предчувствии появления той, которую он пока не знает, но видит в «звездных снах».

Таким образом, центральным сюжетом «Стихов о Прекрасной Даме» становится ожидание той встречи, которая преобразит лирического героя, соединит мир небесный и земной. Лирический герой и его Прекрасная Дама заранее не равны в представлении поэта. Она есть недостижимый и вечно прекрасный его идеал. Он же рыцарь, готовый служить ей и преклоняться перед ней.

В «Стихах о Прекрасной Даме» воплотилась характерная для символистов идея «двоемирия» - противопоставление «земли» и «неба», материального и духовного. Прекрасная Дама - это Душа мира - женственная по природе субстанция. Эта идея принадлежит В. Соловьеву, который создал учение о Мировой душе, являющейся духовным началом, гармонией, символом добра и красоты.

В целом, для поэтического сборника Блока характерны возвышенные чувства, разрыв с реальной действительностью, святость неземных идеалов, культ красоты.

Лирический сюжет цикла составляет ожидание встречи героя и Прекрасной Дамы, которая должна преобразить мир, сделать царство божие на земле. Лирический герой - существо земное - испытывает любовь к Прекрасной Даме, к божеству, к неземному идеалу:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.

В ореоле святости и божественной лучезарности является герою его мечта, надежда на грядущее счастье. Не случайно действие происходит в храме, где человек через молитву общается с Богом.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

Прекрасная Дама - неземное существо, лишь отдаленно напоминающая женский облик. Это возвышенная идея, мечта человека о лучшей жизни, надежда на счастье, тоска по непостижимому.

«Стихи о Прекрасной Даме» написаны утонченным и изысканным языком, проникнуты поиском идеала, гармонии, красоты, резким неприятием будничной жизни, стремлением к совершенству.

Циклы «Стихов о Прекрасной Даме» (1901-1902) прежде всего отвечают живому, горячему, напряженному чувству Блока к Л. Д. Менделеевой. Это поклонение ей всецело захватило поэта и обратилось в создание стихов, которые стали началом творческого пути Блока как уже сложившегося самобытного художника. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет божественностью, бессмертием, выражающимися в безграничности ее власти, всемогуществе чувства и деяний, непостижимости для смертного человека ее замыслов, премудрости поступков. Все эти качества позт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне «в теле нетленном на землю идет». Блок вторит заклинаниям Вл. Соловьева, который в своих философских изысканиях утверждал божественность Женского Начала и великое могущество Вечной Женственности.

Позт мыслил свою жизнь как молитвенное служение возлюбленной; он говорил впоследствии: « … Я встретил ее здесь, и ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным, вызвал во мне … бурю торжества … » (1918). Отныне поэт видит себя в образе рыцаря, давшего обет вечного служения своей возлюбленной, своей Прекрасной Даме, и поклоняющегося только ей:
Вхожу я в темные храмы, В тени у высокой колонны
Свершаю бедный обряд. Дрожу от скрипа дверей.
Там жду я Прекрасной Дамы Д в лицо мне глядит, озаренный,
В мерцании красных лампад. Только образ, лишь сон о Ней.
Подвластный этой страсти-наваждению и полностью захваченный ею, поэт видит в Прекрасной Даме абсолютное совершенство, ее реально зримые черты представляются ему небесными и божественными. Она для поэта «Владычица вселенной», у ног которой простираются все земли:
Я — тварь дрожащая. Лучами Какие ангелы слетели,
Озарены, коснеют сны. Кто у преддверия затих …
Перед Твоими глубинами В Тебе таятся в ожиданьи
Мои ничтожны глубины. Великий свет и злая тьма —
Не знаешь Ты, какие цели Разгадка всякого познанья
Таишь в глубинах Роз Твоих, И бред великого ума.
(«Я — тварь дрожащая … «, 1902)
В «Стихах о Прекрасной Даме» Блок покорно склоняет перед Ней колена, погружаясь в свои «сказки и сны». Он готов всегда служить «Величавой Вечной Жене», чей земной образ неотделим оттого, который мерцает на иконах в сиянье лампад и золоте риз, он страстно желает безропотно выполнять ее волю, святую для него. Ему кажется: сотворение чудес в ее власти, стоит ей лишь пожелать их! В молитвенном преклонении перед Прекрасной Дамой поэт устремляется к небесному, забывает обо всем земном. Иногда поэтика этих стихов совпадает в своей торжественности с церковными песнопениями, псалмами, молитвами:

Здесь — смиренномудрия В ризах целомудрия,
Я кладу обеты. О, святая! где ты?

Любовь — начало, соединяющее поэта с божеством, для Блока принимает грандиозные, вселенские, «надвременные» масштабы, чуждые обычных земных измерений.

В «Стихах о Прекрасной Даме» слова — звучат, звук — имеет определенный «божественный» цвет: среди «неверных дневных теней» раздается «высокий и внятный колокольный звон». Часто среди «суетливых дел мирских» поэт стремится услышать хотя бы самый отдаленный отзвук «голосов миров иных», тех миров, которые являются единственно истинным бытием, рядом с которым тенью и призраком кажется все земное и «бренное»:

Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь,
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.

Захваченный преданьем о родстве душ обреченных на вечные поиски друг друга, поэт верит, что его душа.. .в тиши…неустающим слухом ловит…далекий зов другой души …

Блоку не нужно ни «злата», ни «хлеба», все это — лишь тень перед «неподвижным солнцем» его любви:
Новый день — не тот, что бьется Мы тогда откроем двери,
С ветром в окна по весне! И заплачем, и вздохнем,
Пусть без умолку смеется Наши зимние потери
Небывалый день в окне! С легким сердцем понесем …


В жизни - строга и гневна.
Дева, Заря, Купина.



Встает туман, алеют небеса.



Я жду призыва, ищу ответа,



Помилуй, боже, ночные души!



.

И молча жду,- тоскуя и любя.

Не одолев смертельные мечты!



А уж Там веселятся победою

Как ты лжива и как ты бела!
Завершая дневные дела,

Ты смотришь тихая, строгая,
В глаза прошедшей мечте.
Избрал иную дорогу я, -
Иду, - и песни не те...

Вот скоро вечер придвинется,
И ночь - навстречу судьбе:
И я возвращусь к Тебе.


Дорогие участники проекта, вашему вниманию предлагается статья о поэтическом сборнике А.А. Блока - «Стихи о Прекрасной Даме». Ведь этот первый поэтический сборник поэта, принесший ему славу, вдохновлён любовью, и все 687 стихотворений, входящих в него, посвящены возлюбленной.

Блок начал создавать этот сборник в 1901 году, летом. Сам он называл это лето «мистическим». Тому были две главные причины. Именно в это лето он познакомился с Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью великого химика Менделеева, и страстно в неё влюбился. А вторая причина заключается в том, что 1901 год – это год знакомства поэта с философией и поэзией Владимира Соловьёва.

Одной из главных идей в философии Соловьёва была идея поиска Вечной Женственности – воплощении добра, истины и красоты. Именно эта идея ложится в основу поэтического сборника Блока «Стихи о Прекрасной Даме». В нём автор по-разному называет Прекрасную Даму – Таинственная Дева, Лучезарное Виденье, Заря, Купина, Величавая Вечная Жена,Святая, Царевна, Вечная Надежда, Вечная Весна, Непостижимая, Недостижимая, Хранительница - и все эти эпитеты непременно с заглавной буквы. В одном этом мы уже видим ту высоту, на которую поднимает поэт образ возлюбленной.

Белая Ты, в глубинах несмутима,
В жизни - строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима,
Дева, Заря, Купина.

Главная антитеза сборника – Он и Она – лирический герой и Прекрасная Дама. Он олицетворяет собой земное начало, Она – небесное. И движет сюжетом всего цикла ожидание встречи с возлюбленной, встречи, которая соединит небесное и земное, встречи, которая преобразит весь мир.

Проследим это внутреннее движение лирического сюжета, опираясь на стихи сборника.

До появления возлюбленной поэт рисует мир, лишённый каких бы то ни было красок и звуков («Душа молчит, в холодном небе …»). Душа поэта также равнодушна и холодна, как всё вокруг, как само небо. И лишь одна только мысль о возлюбленной, даже не сам приход её, а только мысль об этом, кардинально меняет пейзаж вокруг:

Перед Тобой синеют без границы
Моря, поля, и горы, и леса,
Перекликаются в свободной выси птицы,
Встает туман, алеют небеса.

Блок целенаправленно подчёркивает разницу между собой и Ею, обозначая себя «рабом» по сравнению с Ней и рядом с Ней:

А здесь, внизу, в пыли, в уничиженье,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты.

В поэтическом мире Блока всё символично, особенно на раннем этапе творчества. Если обратить внимание на символику цвета в этом стихотворении, то мы увидим, что образ героини несёт в мир разнообразие цвета – «синеют без границы моря, поля, и горы, и леса», «алеют небеса». Природа как будто оживает в присутствии Прекрасной Дамы. В других стихах начала цикла появляются цвета белый, золотой, лазурь.

А единственный цвет земли, низа – всего лишь пыль.

Но, понимая своё «уничиженье» и приземлённость по сравнению с Ней, Он всё же жаждет встречи всей душой:

Я жду призыва, ищу ответа,
Немеет небо, земля в молчаньи,
За желтой нивой - далёко где-то -
На миг проснулось мое воззванье.

Я жду - и трепет объемлет новый.
Всё ярче небо, молчанье глуше...
Ночную тайну разрушит слово...
Помилуй, боже, ночные души!

На миг проснулось за нивой, где-то,
Далеким эхом мое воззванье.
Всё жду призыва, ищу ответа,
Но странно длится земли молчанье
.

Примерно к середине цикла к радостному и трепетному ожиданию свидания с возлюбленной начинает примешиваться чувство тревоги – а вдруг грядущая встреча не принесёт поэту ожидаемого?

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

В чём причина тревоги? Во-первых, известно, что Блок не был долгое время до конца уверен во взаимном чувстве Любови Дмитриевны, а,

во-вторых, сама философия раннего Блока, взращенная на идеях

В. Соловьёва, противоречила мысли о простом земном счастье лирического героя и Прекрасной Дамы. «Земной» Он и «небесная» Она в принципе не могут быть вместе.

«Но страшно мне: изменишь облик ты» - ключевая фраза, знаменующая поворот всего сюжета. Поэту страшно, что Идеал перестанет быть идеалом, что земная оболочка поглотит его и лишит Божественного совершенства.

И что же происходит – предчувствие не обманывает поэта, возлюбленная, действительно, меняет облик:

Ты - другая, немая, безликая,
Притаилась, колдуешь в тиши.

Но во что обратишься - не ведаю,
И не знаешь ты, буду ли твой,

А уж Там веселятся победою
Над единой и страшной душой.

По логике поэта, сойдя с небес на землю, возлюбленная неминуемо должна измениться.

Как ты лжива и как ты бела!
Мне же по сердцу белая ложь…
Завершая дневные дела,
Знаю - вечером снова придешь.

Однако, и изменённая, то есть уже не такая недосягаемо возвышенная, совершенная, а вполне земная, реальная, с недостатками, слабостями, она нужна ему, как воздух.

Ты смотришь тихая, строгая,
В глаза прошедшей мечте.
Избрал иную дорогу я, -
Иду, - и песни не те...

Вот скоро вечер придвинется,
И ночь - навстречу судьбе:
Тогда мой путь опрокинется,
И я возвращусь к Тебе.

Итак, мы видим, что в начале цикла Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты, но возлюбленная не становится от этого менее дорога.

«Стихи о Прекрасной Даме» - это своеобразный гимн любви и образу возлюбленной, это и книга личных, интимных переживаний поэта.

Стихи Блока читать и понимать не просто, и мы надеемся, что, прочитав эту статью, вы по-новому посмотрите на эту кажущуюся сложность и возьмёте в руки томик с его стихами. А, возможно, и проанализируете блоковскую лирику в рамках нашего проекта! Удачи вам!

Рассказать друзьям