Блоги "ДП". Чего добился Олег Белозеров во главе РЖД

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Министр транспорта «полетит» в места не столь отдаленные?

Как ранее предполагала The Moscow Post, в руководстве госмонополии РЖД назрели коренные перестановки. Ихз информированных источников стало известно, что пост президента Российских железных дорог займет вице-премьер Правительства РФ Аркадий Дворкович. Таким образом, зреющие слухи от отставке нынешнего главы РЖД Олега Белозерова подтверждаются. К этому все давно шло, учитывая «заработанную» Белозеровым репутацию.

Скандалы в РЖД

Коррупции при новом руководителе РЖД Олеге Белозерове меньше не стало. Зато повысилась зарплата начальника корпорации: за прошлый год топ-менеджер заработал 86,2 млн рублей.

Господин Белозеров в 2015 году заработал 86,2 млн рублей, сообщила железнодорожная монополия на своем сайте.

Интересно, что, согласно отчетности госкомпании, зарплата топ-менеджеров в четвертом квартале 2015 года выросла в 2,45 раза до 469,8 млн руб. Общая сумма расходов выросла с 373,3 млн до 553,5 млн руб. В годовом выражении вознаграждения выросли на 14,5% до 1,6 млрд руб.!

Отметим, что официальный доход бывшего главы госкомпании Владимира Якунина в РЖД составлял 4–5,5 млн рублей в месяц, в зависимости от числа командировок и других факторов. Это если не учитывать доходы контор его семьи, получающих заказы от РЖД.

Скажи мне, кто твой друг…

Карьера нового главы РЖД Олега Белозерова построена, как отмечают ряд экспертов, на дружбе с Аркадием и Борисом Ротенбергами.

Так, лояльность нынешнего главы РЖД к братьям позволила Ротенбергам войти в проекты по строительству скоростной автотрассы «Москва-Санкт-Петербург», федеральной трассы М-4 «Дон», М-11 «Нарва» и М-9 «Балтия» и т.д. Участники железнодорожного рынка поговаривают, что миллиардер хочет приватизировать часть РЖД, а Белозеров не против.

Олег Белозеров, глава РЖД

Белозеров познакомился с Аркадием и Борисом Ротенбергами в конце 1990-х годов, когда работал в «Ленэнерго». Ротенберги были совладельцами компании «Ростоппром», которую Белозеров возглавлял в 2002-2004 годах.

В конце апреля 2015 года подконтрольный РЖД негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Благосостояние» приобрел 38,63% акций строительной компании «Мостотрест» у компании Marc O’Polo Investments Ltd.

Офшор, как и сам «Мостотрест», подконтролен Аркадию Ротенбергу. Получается, что за почти 40% акций «Мостотреста» структура Ротенберга получила от фонда РЖД 10,04 млрд руб .

Интересно, что Белозеров в начале 1990-х стал партнером петербургского предпринимателя Андрея Кадкина.

Борис и Аркадий Ротенберги, российские миллиардеры

Господин Кадкин теперь известен тем, что в декабре 2012 года его арестовали по уголовному делу о хищении 48 млн руб. из денег на ремонт сетей тепло- и водоснабжения Петербурга. По версии следственного департамента МВД РФ, общий ущерб составил более 3 млрд руб. А в Тверском суде, который санкционировал арест Кадкина, представители обвинения аргументировали необходимость ареста тем, что Кадкин, в частности, «обладает обширными связями в госструктурах».

«Ленэнерго»

Работая в «Ленэнерго» с 1998 по 2000 годы, Белозеров одновременно входил в совет директоров и был миноритарным совладельцем (0,7%) петербургского Северо-Западного инвестиционно-финансового агентства, основным акционером которого (83,3%) было ОАО «Лагун». Бывшие работники этого агентства в своих резюме отмечали, что оно «эксклюзивно провело всю приватизацию предприятий Ленинградской области». Интересно, РЖД ждет та же судьба?

Ранее Белозеров уже заявлял, что РЖД проживет без дотаций . Большие зарплаты топ-менеджменту будут обеспечены за счет приватизации.

Отметим, что весь российский транспорт курирует в правительстве Максим Соколов. В структурах Минтранса под его началом происходят скандал за скандалом.

Дело о взятках

Около десяти сотрудников столичного Ространснадзора, в числе которых оказались начальник московского управления Игорь Суржик и глава Южного управления ведомства Игорь Высоцкий, подозреваются в получении взяток от нескольких транспортных компаний.

По версии следствия, за полученные денежные средства фирмам обеспечивалось особое покровительство: руководителям сообщали о планируемых проверках, а также освобождали от уплаты штрафов.

С обысками в главный офис Центрального управления государственного автодорожного надзора, расположенный на Ленинградском проспекте, стражи порядка нагрянули рано утром 28 сентября. Незадолго до этого к ним поступила информация, что группа сотрудников УГАДН занимается тем, что «крышует» ряд коммерческих компаний, занимающихся перевозками, как пассажирскими, так и грузовыми.

За это сговорчивое руководство фирм получало информацию о датах готовящихся внеплановых проверок. А если система давала сбой, и об «аудите» предупредить не удавалось, покровители помогали своим подопечным избежать штрафов. Уже установлено, что сумма взяток превысила миллион рублей, однако это не предел: блюстители закона полагают, что в ходе расследования эта цифра увеличится как минимум в два раза.

Также устанавливается весь список фирм, пользующихся «услугами» могущественных взяточников. К слову, СМИ удалось выяснить, что руководителям некоторых компаний поступали странные предложения о покровительстве. Однако, связаны ли они со скандалом в Ространснадзоре, пока не ясно.

Мне в июне этого года звонили по телефону незнакомцы, которые предлагали покровительство моей компании, - рассказал владелец одной из фирм, занимающихся грузоперевозками в столице. - Когда я уточнил, что включает в себя это понятие, звонящий сразу же стушевался и предложил встретиться лично. Тогда я сказал, что меня это не интересует и повесил трубку. Больше подобных звонков мне не поступало. Кстати, со слов коллег по «цеху», знаю, что и им поступали подобные предложения.

Безнадзорный надзор?

В свое время были арестованы и осуждены сотрудники Ространснадзора Тимергазеев и Семенов в связи с крушения теплохода «Булгария».

По версии следствия, они, будучи ответственными за предлицензионную проверку, дали положительное заключение о готовности компании–субарендатора «Булгарии» к соблюдению требований и условий лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом.

Махинации в Росавтодоре

Сотрудники петербургского Управления Следственного комитета проводят обыски по уголовному делу, возбужденному в отношении замначальника управления земельно-имущественных отношений федерального дорожного агентства «Росавтодор». 39-летнего Тимофея Мещерякова обвиняют в получении взятки.

По версии следствия, с августа 2014 года по май 2016 года Мещеряков получил взятку в сумме 730 тыс. рублей, за общее покровительство при заключении, реализации и приемке выполненных работ по контрактам, заключенным с коммерческими структурами в указанный период времени .

Эксперты уличили руководство «Росавтодора» в лоббировании интересов Аркадия Ротенберга при строительстве моста через Керченский пролив.

Вскоре субподрядчиком этого проекта может стать «Мостотрест», а генподрядчиком является «Стройгазмонтаж». Обе эти компании подконтрольны Ротенбергу, выяснил корреспондент The Moscow Post.

Коррупционные скандалы при строительстве моста через Керченский пролив продолжаются. В лоббизме оказалось заподозрено руководство Федерального дорожного агентства министерства транспорта Российской Федерации («Росавтодор»).

«Стройгазмонтаж» и подконтрольное «Росавтодору» учреждение «Управление дорогами «Тамань» подписали контракт на строительство моста через Керченский пролив.

Уже известно, что «Стройгазмонтаж» возьмет на себя чуть более половины работ по контракту общей суммой 228,3 млрд. руб. Самое интересное, что у этой компании нет опыта строительства мостов.

Иными словами, госзаказ как минимум на 114,15 млрд. руб. выполнит структура без опыта работы в сфере мостостроительства.

Сомнительная диссертация

Президент РЖД Олег Белозеров, как и полагается руководителю госкомпании, раскрыл сведения о своих доходах. Выяснилось, что за прошлый год он заработал больше 170 миллионов рублей. Причем его доход увеличился вдвое по сравнению с годом позапрошлым. В корпорации сообщили, что рост вознаграждения связан с успехами компании. Однако, если присмотреться, то достижения РЖД, а, значит, и Белозерова, оставляют желать лучшего.

Ежемесячный миллионер

Главу РЖД Олега Белозерова от его предшественника Владимира Якунина выгодно отличает одно обстоятельство. Нынешний топ-менеджер данные о своих доходах и собственности. Вполне возможно, что это было одним из условий его назначения. Якунин, как мы помним, вызывал гнев общественности тем, что отказывался раскрывать зарплату, не смотря даже на просьбу президента. Поэтому преемнику можно поаплодировать за публичность. Хотя, как сказал Дартаньян перед дуэлью с Атосом: «Но только за это!», ибо других особых поводов для похвал не видно.

Теперь к деталям. За прошлый год глава РЖД заработал почти 173 миллиона рублей. И это в два раза больше, чем в 2015-м. При этом Белозеров, судя по декларации, какой-то имущественный бессребреник. У него ничего нет. Ни машин, ни жилья. Разве что квартира в 193 метра, но она не его, а находится в безвозмездном бессрочном пользовании. Да, еще у жены, которая заработала какие-то «смешные» 22 миллиона рублей, есть две раритетные «Волги» 60-х годов и внедорожник «Лэнд Ровер».

Впрочем, зарплаты руководителя монополии хватит, чтобы обеспечить достойную жизнь семье. Итак, 173 миллиона рублей за год. Путем простейшей математической операции, то есть деления на количество рабочих дней, можно выяснить, что Олег Белозеров в день зарабатывает около 700 тысяч рублей. Для подавляющего большинства россиян – сумма просто невероятная. В столице нашей Родины найдется немало мечтателей, которые бы сочли за счастье получать столько хотя бы в месяц. На остальной территории страны это предел желаний в виде годовой зарплаты. В отдаленных уголках на эти деньги можно купить одну, а то и двухкомнатную квартиру. Кстати, что касается жилья, то, даже не смотря на безумные цены на московскую недвижимость, Олег Белозеров может каждый месяц приобретать себе хорошую «трешку» в столице. За 14-то миллионов. С такими деньгами можно и особо не заботиться об имуществе.

Мистер «эффективность»

Впрочем, не будем играть на чувстве социальной справедливости. Все-таки Олег Валентинович не простой трудяга, а человек, способный руководить такой махиной как РЖД. И, судя по сообщению корпорации, руководить успешно. В госкомпании отметили , что вознаграждение топ-менеджеру обусловлено успехами за прошлый год. Российские железные дороги обошлись без государственных субсидий, сбалансировали финансовый результат, оптимизировали расходы, сократили неэффективные траты и в 20 раз увеличили прибыль. Звучит очень красиво. Правда, на деле красота эта несколько смазывается.

По теме

Жительница Екатеринбурга, которую убили из-за машины, в день своего исчезновения вела себя странно. Она решила самостоятельно отправиться на встречу с потенциальными покупателями автомобиля, поверив в рассказ позвонившей ей женщины.

По пунктам.

РЖД действительно обходятся без госсубсидий, что для времен Владимира Якунина было бы нонсенсом. Но давайте вспомним, что стало с тарифами монополии на грузоперевозки в прошлом году. А они выросли на 9%. При этом инфляция в стране была всего 5,4%. Железные дороги – это кровеносная система российской экономики. Тарифы на перевозку грузов напрямую влияют на стоимость товаров. По большому счету, это косвенный налог, который платят россияне, а его бенефициар – РЖД. Так может быть причина эффективности госкомпании не в удивительных менеджерских способностях Белозерова, а в том, что на эту эффективность скинулись граждане и бизнес?

Идем дальше. Прибыль. Она действительно значительно выросла в прошлом году. По отчетности с использованием российской бухгалтерской системы, компания заработала 6 с половиной миллиардов рублей. И это действительно в 20 раз больше прибыли по РСБУ в 2015-м, когда Олег Валентинович только пришел на свой пост. Но есть ведь еще и международная система отчетности, которую РЖД, как публичная компания, тоже использует. Эти данные были опубликованы практически одновременно со сведениями о зарплате главы РЖД. Так вот, монополия в 2016-м по МСФО заработала около 10 миллиардов рублей, и это лишь на четверть больше, чем годом ранее. Не слишком ли большое расхождение – 26% и 1900%? Считать, конечно, можно по-разному. Но не будем забывать и про эффект базы. Если при Якунине корпорация ничего не зарабатывала, то любой, самый минимальный успех на калькуляторе будет выглядеть очень впечатляющим. Так что прежде чем судить о выдающихся менеджерских качествах Олега Белозерова и платить ему огромную зарплату, по идее, стоит подождать еще хотя бы год.

Жить стало лучше?

Впрочем, кое-какие выводы можно сделать уже и сейчас. Во-первых, известно, что в этом году тарифы монополии выросли на 6%. И это на 2% больше , чем прогнозируемая инфляция. А, во-вторых, топ-менеджер, который совсем недавно казался, по сравнению со своим предшественником, довольно скромным человеком, уже ставит власти ультиматум: либо пусть госкомпании продлят налоговые льготы, либо она поднимет тарифы. Речь идет о налоге на имущество. Кстати, простые россияне недавно уже познали его прелесть, заплатив ощутимые поборы за недвижимость. А вот РЖД, как выясняется, платит по льготной ставке, экономя на этом огромные средства. А еще у оператора жд-перевозок есть преференция по НДС – 10% вместо традиционных 18%. И только это послабление приносит корпорации дополнительные 10 миллиардов рублей. Получается, что госкомпания живет в самых выгодных для себя условиях, имеет возможность поднимать тарифы, а получаемые на этом сверхдоходы приписывает в заслуги руководителя. Поправьте, если не так.

Но, возможно, что-то резко поменялось к лучшему для пассажиров? Быть может поезда стали ходить быстрее, модернизированы платформы, благодаря новым развязкам исчезли пробки на бесчисленных переездах, убраны старые пропитанные мерзким запахом вагоны? Такой уверенности . А, может, что-то поменялось с точки зрения коррупции? Ведь именно ее называли главной причиной отставки Владимира Якунина. Недавно одна из самых крупных в мире аудиторских фирм «КПМГ» проанализировала контракты пассажирской дочки корпорации и выяснила, что схемы, созданные при бывшем руководителе, до сих пор действуют. То есть компания по-прежнему обращается к одним и тем же поставщикам, серьезно переплачивая за их товары, услуги и работы.

Точно можно сказать, что к лучшему изменилась жизнь руководителя госкорпорации. Он за последние полтора года сделал карьерный рывок, стал зарабатывать вдвое больше, можно сказать, уверенно идет своей жизненной дорогой. Но, все-таки, за что президент РЖД Олег Белозеров получает 700 тысяч рублей в день? Есть, правда, универсальный ответ: «за то». И, учитывая все вышеизложенное, сюда можно подставлять любой факт.

Двадцатого августа исполняется два года с того момента, как молодой технократ из Минтранса Олег Белозеров возглавил РАО «РЖД», сменив на посту Владимира Якунина. Эксперты считают, что особых достижений за это время компания не продемонстрировала: важные реформы отложены, старые проблемы остались неразрешенными. В госкомпании также, как и раньше, замечены неэффективные траты. Главным же достижением Российских железных дорог, пожалуй, можно считать разве что возросшие доходы топ-менеджеров.

Круговая порука?

В начале августа Ространснадзор опубликовал итоги проверки подмосковных электричек. Связано это было с произошедшим в апреле этого года инцидентом, когда в районе Кунцево столкнулись пассажирский электропоезд и грузовой состав. В результате аварии за медицинской помощью обратились 30 человек, восемь госпитализированы. Проверка выявила многочисленные нарушения работы электропоездов, в частности, тормозных и противопожарных систем. Обнаружились и проблемы с «формальными» ремонтами электричек в мотовагонных депо РЖД. Другими словами, для полумиллиарда пассажиров, которые в год пользуются услугами московских электропоездов, столь тесное знакомство в РЖД может быть попросту небезопасным.

При этом в Российских железных дорогах заявляют, что только в 2016 году инвестировали 16 млрд руб. в обновление парка пригородных поездов, закуплено 232 новых вагона, выполнен капремонт 877 вагонов на 2,6 млрд руб.

По словам главы «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова , заказчик не мог не замечать отсутствия необходимого ремонта. Такое положение может быть следствием «либо коррупции, либо служебного несоответствия, либо речь идет о круговой поруке в ремонтном комплексе АО «РЖД» и ЦППК».

Нерыночный характер отношений

Вместе с тем деньги РЖД тратит, словно руководство госкорпорации и не слышало про экономию. Профессиональные аудиторы «Делойт» (Deloitte) выяснили , что одна лишь оптимизация расходов позволила бы Российским железным дорогам сэкономить от 95 до 130 миллиардов рублей по итогам 2016 года.

РЖД, например, расточительно на закупках. Средний размер скидки по контрактам составляет всего 1,8%, а это худший показатель среди крупнейших госкомпаний. Аудиторы сочли, что низкая эффективность тендеров может быть следствием «потенциальных сделок с заинтересованностью».

Аудиторы считают, что нерыночный характер отношений между заказчиками в РЖД и претендентами на госзаказ прослеживается как на стадии подготовки конкурсной документации, так и на этапе конкурсного отбора.

Еще одной возможностью снижения расходов для Российских железных дорог могла бы стать оптимизация штата. В компании слишком раздут управленческий аппарат, его сокращение на 4% помогло бы госкорпорации сэкономить еще порядка 25–60 миллиардов рублей. Вот только прислушается ли к советам аудиторов руководство РЖД?

Аффилированный бизнес

В то же время монопольные интересы РЖД растут, и выглядят они порой достаточно сомнительно. Так, компания «Тринфико пропети менеджмент» намеревалась приобрести 100% «УВЗ-логистик» (входит в транспортную группу «Уралвагонзавода») в интересах НПФ «Благосостояние», учрежденного РЖД. При этом финансовое состояние вагонного оператора близко к критическому. «УВЗ-логистик» должен материнской компании 24,4 млрд рублей, еще 91,5 млрд рублей составляет долг оператора и банкам, в частности Газпромбанку и Сбербанку. Таким образом «Тринфико пропети менеджмент» после покупки взял бы на себя налоговую нагрузку более 120 млрд рублей.

Но интрига в этой сделке, конечно, присутствовала. «УВЗ-Логистик» владеет 27,5 тысячами единиц железнодорожного подвижного состава. Приблизительная доля компании на рынке - 5,7%. В свою очередь, «дочка» РЖД - Федеральная грузовая компания, имеет 72,8 тысяч единиц подвижного состава, а это 15% от внутреннего рынка. Таким образом, приобретя оператора, РЖД бы легче диктовать другим участникам рынка свои условия. Впрочем, покупка не удалась: антимонопольная служба отказала структурам РЖД в приобретении «УВЗ-Логистик». ФАС счел, что в этом случае у РЖД появится возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия предоставления железнодорожного подвижного состава.

Деловые люди

Стоит сказать и о том, что деятельность менеджмента РЖД привлекает внимание правоохранительный органов. Так, Генеральная прокуратура начала в РЖД доследственную проверку, через месяц после начало которой был уволен начальник департамента управления имуществом РЖД Павел Потопов . При этом есть вероятность, что в будущем РЖД покинет и еще один топ-менеджер - первый замглавы Петр Кацыв . Его сын Денис в США не вылазит из судов, активы Кацыва-младшего на 24 млн долларов арестованы . Денис Кацыв - собственник компании Prevezon Holdings, которая была заподозрена в выводе из России денежных средств. Нелады с законом у семьи Кацывов есть не только в США, но и в Израиле. Тамошние правоохранителей подозревают, что Кацывы занимались «отмыванием».

Источники успеха

Но, может, специфическая активность менеджмента госкомпании не так и важна, главное как работает РАО «РЖД». Цифры на первый взгляд впечатляют. За 2016 год чистая прибыль РЖД по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) увеличилась на 25,8% до 10,294 млрд руб. Доходы увеличились на 7,1%, до 2,133 трлн руб., операционные расходы - на 9,4%, до 2,095 трлн руб.

Правда, эксперты не усматривают тут больших поводов для радости. Бодрые показатели РЖД не совсем связаны с талантливым менеджментом Олега Белозерова. Например, ставка НДС на пассажирские перевозки была снижена с 18 до 10%, а с 2017 года вообще составила 0%. Вот и один из секретов прибыли.

Кроме того, государственная поддержка РЖД осталась. В прошлом году в капитал перевозчика было внесено 25 млрд рублей, в 2015 году более 121 млрд рублей в и немногим менее 29 млрд рублей - в 2014 году.

При этом, как уже сообщала газета «Наша версия», известно, что в этом году тарифы монополии выросли на 6%. И это на 2% больше, чем прогнозируемая инфляция. Кроме того, у компании есть налоговые льготы по налогу на имущество, что также дает немалую экономию средств.

В этой связи как-то нелогичным выглядит заработок Олега Белозерова, который за прошлый год составил свыше 170 млн рублей, увеличившись в два раза по сравнению с 2015 годом. Ведь по большому счету в работе РЖД с пришествием Олега Белозерова мало что изменилось: траты, как и прежде, остаются неэффективными, зарплаты топ-менеджмента высокими, а бизнес аффилирован с нужными людьми.

Для обычных же россиян все осталось неизменным и стабильным. Билеты на поезда дороги, в расписании электричек по-прежнему нет уверенности, а вагоны электропоездов за редким исключением остаются старыми и грязными. Теперь, правда, после отчета Ространснадзора пассажиры стали еще и задумываться, а насколько вообще безопасно в этих электричках ездить?

В конце минувшего года действующая со дня основания ОАО «РЖД» в 2003 году вертикаль управления во главе с президентом общества претерпела изменения. Привычная схема «президент – вице-президенты» по инициативе главы монополии Олега Белозёрова была изменена: президент стал генеральным директором, вице-президенты – замгендиректорами.

Изменения призваны были подчеркнуть в хорошем смысле наёмный статус руководства РЖД по отношению к государству, правительству, исключающий демонстрацию автономности и самостоятельности. То, в чём упрекали предыдущего главу РЖД Владимира Якунина.

Впрочем, сами изменения, по сути, вряд ли можно назвать радикальными. Как и кадровую политику Олега Белозёрова. По пришествии в РЖД в августе 2015 года, новый глава корпорации обещал, что масштабных перестановок не будет: «Революций не планирую. Всё, что можно сделать поступательно, эволюционным путём, будем делать». Подобный подход вряд ли продиктован природной осторожностью. Белозёров не привёл в РЖД свою команду, а кадровая революция в отсутствие «революционеров» невозможна.

Без перестановок и отставок, разумеется, не обошлось. Со своими должностями распростились представители старой якунинской гвардии: первый вице-президент Вадим Морозов, ответственный за хозяйственно-производственную деятельность РЖД, и вице-президенты Олег Атьков и Валерий Решетников , отвечающие, соответственно, за работу с общественными организациями и стратегическое развитие и реализацию реформы РЖД. Ушёл и вице-президент по безопасности Александр Бобрешов , которого считали доверенным лицом Якунина. Галину Крафт на должности главного бухгалтера сменила Елена Харыбина .

Олег Атьков (слева), Валерий Решетников

В управленческой верхушке РЖД (с известной долей условности) можно выделить несколько основных групп: «технари», «лоббисты», «технократы» и «смотрящие».

«Технари-железнодорожники» группируются вокруг представителя старой команды – первого заместителя гендиректора Анатолия Краснощёка . Из трёх «первых» он, безусловно, «первейший». При Белозёрове аппаратный вес Анатолия Анисимовича существенно вырос. Помимо вопросов организации перевозок, которыми он ведал в якунинскую эру, ему достался функционал отставного Вадима Морозова : то есть фактически целиком производственный блок.

Олег Валинский

В сферу влияния Краснощёка входят его бывшие сослуживцы по Октябрьской железной дороге: заместитель гендиректора – начальник Дирекции тяги Олег Валинский и заместитель гендиректора – начальник Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий Верховых . В последнее время пошли в гору дела сразу нескольких протеже Анатолия Анисимовича: заместителя гендиректора – начальника Центральной дирекции управления движением Павла Иванова , молодого и амбициозного директора Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) и по совместительству коммерческого директора РЖД Алексея Шило , бывшего главы столичного метро, а ныне директора РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрия Пегова и подчинённого ему Павла Бурцева – руководителя бизнес-блока «Пассажирские перевозки».

Несколько особняком стоит фигура Сергея Кобзева , заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД», опытного 53-летнего специалиста, работавшего ещё в центральном аппарате МПС при Геннадии Фадееве .

Сергей Кобзев

Явно в противовес влиянию блока Анатолия Краснощёка, О. Белозёров повысил статус руководителя финансово-экономического блока Вадима Михайлова . Михайлов пришёл в РЖД при Якунине из московского офиса «Эрнст энд Янг», аудитора и консультанта корпорации, но именно при новом руководстве из старших вице-президентов он перешёл на ступень первого.

Под его опёку после ухода вице-президента Салмана Бабаева перешёл коммерческий блок, которым г-н Михайлов управляет весьма уверенно. Всё чаще Михайлов делает заявления, касающиеся стратегического развития монополии. Именно он защищал интересы монополии во время тарифной компании на 2018 год, выступая её представителем на переговорах с ФОИВами и членами Совета потребителей РЖД . И стоит отметить, что его авторитет и влияние заметно выросли после утверждения тарифов в практически неизменном виде от предлагаемого монополией.

Вадим Михайлов

Своим «технократизмом» Михайлов близок к гендиректору компании Олегу Белозёрову. Вместе с тем положение Михайлова нельзя оценить однозначно. Вадим Валерьевич, находясь на ключевой позиции, остаётся чужаком в корпоративной среде, отношение к нему со стороны железнодорожников-технарей, можно сказать, саркастическое. Да и ему, тонкому ценителю антиквариата и искусств, не о чем поговорить с коллегами, прошедшими всю карьерную лестницу от обходчика до ж/д генерала. К тому же, г-н Михайлов является ключевой фигурой на переговорах с правительством и крупнейшими клиентами монополии по дотационной и доходной части бюджета компании.

К этой же «технократической» группе можно отнести заместителя гендиректора – начальника Департамента безопасности движения Шевкета Шайдуллина , заместителя гендиректора по капстроительству Олега Тони , заместителя гендиректора по социальным вопросам Дмитрия Шаханова , а также начальника Правового департамента Вадима Бынкова .

«Смотрящие» призваны контролировать деятельность других подразделений компании с позиции интересов Олега Белозёрова. Прежде всего, это Анатолий Чабунин , заместитель генерального директора – директор по внутреннему контролю и аудиту, которому вдобавок переподчинён блок конкурсных процедур, что значительно повышает его уровень влияния в компании. Тем более, что именно вопрос закупок и наведения порядка в этой сфере является наиболее болезненным вопросом как для компании в целом, так и лично для Олега Белозёрова, перед которым при назначении была поставлена задача оптимизировать расходы корпорации.

Искоренение потенциально-коррупционных схем закупок и заказов , о чём неоднократно писали СМИ и даже аудиторы компании, способно сэкономить десятки и сотни миллиардов рублей. Утечки в СМИ, которые периодически происходят, свидетельствуют о том, что внутри корпорации идёт ожесточённая внутренняя борьба за контроль над расходованием финансовых ресурсов, и ключевую роль здесь играет главный контролёр Чабунин.

Заместитель гендиректора Андрей Старков курирует вопросы корпоративного управления и распоряжением имущества, возглавляет советы директоров ключевых дочерних обществ РЖД. Другой зам, кадровый сотрудник спецслужб Николай Федосеев, отвечает за корпоративную безопасность. Директор по экономике и финансам Ольга Гнедкова , хотя и относится к якунинской команде, очевидно, пользуется доверием Белозёрова.

И, наконец, группа «лоббистов». Их задача – обеспечить благоприятную среду для деятельности компании, доказывая различным представителям федеральных и региональных органов власти и обществу значимость РЖД. Результатом являются принятые решения по малым региональным и мега-проектам, бюджетным ассигнованиям и законодательным и регулятивным решениям, выгодных для компании. К ним относится «третий» первый заместитель генерального директора Александр Мишарин. «Калиф на час», в течение которого, благодаря загадочной информационной диверсии в 2013 году, Александр Сергеевич оказался на месте самого Якунина.

Александр Мишарин

В ведении Мишарина находятся вопросы развития скоростного и высокоскоростного движения. Собственно, а кто, как не Мишарин, должен отвечать за данное направление: именно Александр Сергеевич в 2009 году, в бытность губернатором Свердловской области, выдвинул идею строительства ВСМ «Москва – Казань – Екатеринбург» . Несмотря на обширную критику и даже скептические высказывания на этот счёт Владимира Путина , а также провал запуска ВСМ к ЧМ-2018, тема высокоскоростного сообщения не закрыта. И очень даже живо обсуждается в различных вариантах. Значит, лоббистские усилия монополии не пропадают даром. А в том, что они будут только усиливаться, сомнений нет – слишком высока ставка. Например, стоимость строительства ВСМ «Москва – Казань» превышает 1 трлн рублей . К тому же служебный интерес здесь подчас неотделим от личного. Так, по данным «Ведомостей», близкие Мишарину люди руководят институтом Мосгипротранс , который получил заказ на 22 млрд рублей в рамках проекта магистрали «Москва – Казань – Екатеринбург».

О многообразной деятельности Петра Кацыва сайт подробно рассказывал . Несмотря на скандальный шлейф. Кацыв не выпал из руководящей обоймы РЖД, получив пост заместителя генерального директора – начальника Центра по развитию Московского транспортного узла. Слишком большое значение имеет вхожесть Петра Дмитриевича в коридоры власти столицы и Подмосковья. И слишком большие деньги на кону. В инвестиционной программе РЖД текущего года на развитие железнодорожной инфраструктуры Московского узла предусмотрено почти 11 млрд рублей . Это, конечно, не триллионы ВСМ (в большей степени гипотетические), зато это реальные деньги и конкретная перспектива на несколько лет вперёд.

Пётр Кацыв

Лоббистской деятельностью (в том числе и за рубежом) по своим должностным обязанностям занимаются статс-секретарь – заместитель гендиректора Анатолий Мещеряков и ещё один зам Белозёрова глава «железнодорожного МИДа» Вячеслав Павловский . В актив лоббистам корпорации по итогам минувшего года можно занести несколько громких аппаратных побед в сфере GR. Это и выступление главы государства на Железнодорожном съезде, и прошедшие без сучка и задоринки дни РЖД в Госдуме, что неудивительно, учитывая, что Комитет по транспорту Госдумы контролируется ж/д монополистом. В отличие от комитета предыдущего созыва Думы, в котором верховодили ж/д операторы. Главным антагонистом железнодорожного гиганта в 2017 году выступила ФАС. Впрочем, регулятор в кулуарных боях проиграл вчистую и под занавес года согласился практически на все предложения РЖД по тарифам на 2018 год и долгосрочную перспективу.

Отдельно скажем о личных советниках генерального директора Олега Белозёрова. Среди них по-прежнему хватает представителей «старой гвардии», таких как Геннадий Фадеев, Вадим Морозов и Валентин Гапанович . Есть советники на общественных началах, такие как экс вице-президент РЖД Сергей Мальцев, о котором мы уже подробно рассказывали . Хотя это, скорее всего, дань политесу, и влияние коммерсанта Мальцева внутри руководства РЖД близится к нулю.

Среди советников генерального есть незаменимые тяжеловесы, которые участвуют в принятии практически всех важных решений, входящих в сферу их деятельности. К таким относится Тамара Ивановна Стебунова (бывшая замглавы ФСТ), которая в РЖД отвечает за методологическое обоснование тарифной политики монополии и Прейскуранта 10-01 . Она привела в корпорацию целую команду специалистов во главе с Владимиром Варгуниным , для которого в монополии был создан целый департамент - методологии тарифообразования. Тамара Ивановна вместе со своим замом составляют аргументрованные ответы на претензии, которые возникают к РЖД со стороны ФАС . И работы у советников, судя по большому числу конфликтов между монополией и регулятором, хватает.

Есть люди, которые топ-менеджменту и самому генеральному директору дают советы несколько другого толка. И контролируют такие тонкие материи, как PR, к примеру, в том числе личный. Здесь стоит вспомнить Светлану Крыштановскую , которая пришла вслед за Олегом Белозёровым из Минтранса . Кое-кто называет советницу конфидентом главы РЖД.

Несмотря на постепенность кадровых перемен в монополии, они демонстрируют один очевидный тренд в управленческой политике РЖД – контроль за активами и финансовыми потоками всё более обособляется в отдельное направление и приобретает ключевое значение, отодвигая на второй план собственно производственную деятельность.

Захар Максимов
В публикации использованы материалы Института исследования проблем железнодорожного транспорта

Олег Белозеров назначен гендиректором – председателем правления компании, говорится в опубликованном 20 ноября распоряжении правительства.

На прошлой неделе постановлением правительства также были внесены изменения в устав РЖД – должность президента РЖД была упразднена, вместо нее руководит компанией теперь гендиректор. При этом срок полномочий увеличен с трех до пяти лет. Это было сделано по инициативе самой РЖД, говорит один из федеральных чиновников. Изменения в устав РЖД нужны для приведения наименования руководителя компании «в соответствие с национальными традициями корпоративного управления в сфере железнодорожного транспорта и с европейской железнодорожной корпоративной практикой», говорится в сообщении РЖД. А увеличение срока полномочий до пяти лет «вызвано необходимостью планирования и реализации основного объема инвестдоговоров с учетом сроков проектирования и строительства по ним».

Представители Росимущества, Минтранса, Минэкономразвития, курирующего транспорт вице-премьера Аркадия Дворковича не стали комментировать назначение Белозерова. Получить комментарии представителя премьер-министра Дмитрия Медведева не удалось.

Предыдущий контракт с Белозеровым еще не истек – президентом РЖД он стал в августе 2015 г., сменив на этом посту Владимира Якунина. Контракт с ним истекал только в августе будущего года.

Одной из основных задач, поставленной правительством перед Белозеровым, было повышение эффективности работы РЖД . В 2013–2014 г. компания была убыточной (по МСФО), но вернулась к прибыли уже на следующий год. Грузооборот у РЖД неуклонно растет с 2009 г., а вот пассажирооборот после трехлетнего падения вернулся к росту только в 2016 г.

Основная причина выхода РЖД в прибыль – снижение расходов. Только в 2017 г. затраты были оптимизированы более чем на 60 млрд руб., говорил Белозеров на прошлой неделе.

В 2018 г., по словам Белозерова, РЖД планирует сократить расходы на 80 млрд руб., производительность труда увеличить на 5%. Инвестиционная программа монополии до 2025 г. при таких условиях составит 5,8 трлн руб., пояснил Белозеров. По словам министра транспорта Максима Соколова, чистая прибыль РЖД в 2018 г. прогнозируется в размере 15 млрд руб., а к 2020 г. – 70 млрд руб.

Досрочное продление контракта и увеличение его срока связано, видимо, с тем, что у правительства нет нареканий к Белозерову, комментирует аналитик «Атона» Михаил Ганелин. По его мнению, период работы Белозерова президентом РЖД запомнился готовностью компании искать способы ограничения роста тарифов, прежде всего за счет повышения собственной эффективности. Успехом нового топ-менеджера Ганелин также считает и то, что компании удалось вовремя запустить проект Московского центрального кольца.

В числе основных достижений Белозерова – повышение клиентоориентированности РЖД, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Компания активно борется за возвращение грузов на железную дорогу, продолжает эксперт. Кроме того, при Белозерове компания перешла к формированию долгосрочных отношений с ключевыми клиентами. «Это особенно заметно в сегменте перевозок нефтеналивных грузов, где РЖД удалось в 2017 г. значительно замедлить отток грузов с железной дороги и вернуть часть их с водного транспорта, а на 2018 г. добиться от нефтяных компаний частичного возврата объемов из трубы на железную дорогу», – отмечает Бурмистров. В списке достижений также внедрение электронных форматов продажи услуг в сегменте грузовых перевозок.

Растет скорость грузовых перевозок, увеличивается парк локомотивов, передал «Ведомостям» через представителя президент группы компаний «Новотранс » Константин Гончаров. «Брошенных» поездов становится меньше. Улучшилось качество инфраструктуры, растет пропускная и провозная способность сети дорог», – добавляет топ-менеджер. Белозеров «более открыт и всегда готов к конструктивному диалогу с участниками рынка, что позволяет оперативно решать возникающие вопросы», отмечает Гончаров.

«Среди неудач можно отметить низкое качество прогнозов грузовой базы. Например, бизнес-план РЖД на 2017 г. не предполагал масштабного роста перевозок и погрузки угля», – замечает Бурмистров.

Новый, более длительный контракт с Белозеровым логичен, считает Бурмистров: «Учитывая масштабы РЖД, любые изменения не могут быть быстрыми». Но пока у РЖД все еще нет долгосрочной стратегии – ее разработка и должна стать основной целью Белозерова на ближайшие годы, думает эксперт.

В подготовке статьи участвовала Маргарита Папченкова

Рассказать друзьям