Любохонская школа. Методическая копилка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
21.08.2014 4604 0

Цели:

1. Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога.

2. Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, обобщать.

О б о р у д о в а н и е:физическая карта мира; карта-план путешествия «Страна Окружающий мир »; карточки со словами; рисунки с изображением созвездий.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня нас встретят большие дела,

Задания уже приготовлены…

Вставайте дружно,

Нам в путь пора,

Нас ждет дорога трудная…

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по стране «Окружающий мир». Посмотрите на карту-план и скажите, какие города стоят на нашем пути.

II. Работа над пройденным материалом.

Ученики. Наша дорога идет через город Астрономия, город География, город История и город Экология.

Учитель. В каждом городе нас ждут испытания. Жители этих городов подготовили нам задание. Только самые умные и смекалистые смогут пройти эти трудности дороги. А с собой в путь мы берем знания и умения. Итак, первое испытание!

На доске карточки:

Учитель. Правильно выполнили задание. Теперь отправляемся в путь. И перед нами город Астрономия . Жители этого города подготовили для нас кроссворд. Вы должны решить его и прочитать выделенное слово.

Вопросы к кроссворду:

1. Планета Солнечной системы, на которой есть жизнь. 2. Прибор, который используют в работе астрономы. 3. Планета, названная в честь богини красоты. 4. Планета, которая находится между Сатурном и Нептуном. 5. Созвездие, по которому можно проверять зрение. 6. Самая большая планета в Солнечной системе. 7. Планета, которая носит имя бога морей. 8. Планета-кроха.

Учитель. Что означает это слово?

Ученики. Это название нашей Галактики.

Учитель. Что входит в состав Солнечной системы?

Ученики. Солнце и 9 планет.

Учитель. Какое у них общее название?

Ученики. Небесные тела.

Учитель. Что называют созвездием?

Ученики. Это группа звезд.

Учитель. Как называются данные созвездия и звезды?


Ученики.

1. Большой Пес, Сириус.

2. Малая Медведица, Полярная звезда.

3. Большая Медведица.

Учитель. Верно. А теперь нас ждет другой город – География .

Высокие горы,

Большие моря,

Широкие реки

Встречают тебя.

Жители этого города зовут нас играть.

Игра «Штурманы и географы»

Игра проводится по карте полушарий в парах. Штурман выбирает начало маршрута, определяет маршрут по карте полушарий, прикладывая к ней линейку. Географ определяет, над какими частями света, материками и океанами они пролетают.

Учитель вызывает к доске по два ученика и проводит игру. Остальные учащиеся – пассажиры, проверяют маршрут.

Игра проводится 5–6 раз.

Учитель. Молодцы! Жители города География очень довольны вашими ответами. Они желают вам доброго пути. И мы отправляемся дальше…

А на улицах этого города мы встречаем старинные монеты, лапти, керосиновую лампу. Это город История. Нас ждет новое испытание.

Необходимо вместо точек вставить слово, чтобы высказывание было верным.

«Наука, изучающая прошлое, называется … (история) . Хранилище документов – … (архив) . Наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения, найденные при раскопках, – … (археология) . Запись событий год за годом – … (летопись) . Ученый, выкапывающий из земли удивительные находки, – … (археолог).

Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Затем учитель зачитывает по одному высказыванию, а учащиеся ищут ответы в филворде. Слова в филворде читаются вверх, вниз, вправо, влево и даже под углом, но не пересекаются.

Учитель открывает на доске филворд.


Ученики ищут слова-отгадки.


Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Течет река издалека…

Течет река… Течет река…

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока!

Над ней – пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей!

III. Повторение пройденного материала.

Учитель. Вот мы и подошли к следующему городу – Экология . Здесь чистая река, пышные облака, свежий воздух и зеленый луг.

Трое учеников делают сообщения. Остальные сдают свои работы учителю.

Учитель. Молодцы! Мы прошли все главные города большой страны «Окружающий мир».

Так что же такое окружающий мир?

Ученики. Окружающий мир – это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, небесные тела Солнечной системы, поверхность Земли, исторические источники, Всемирное наследие, растительный и животный мир.

Учитель. Теперь, чтобы вернуться домой, мы должны ответить на вопросы теста «Земля и человечество».

Учащимся раздаются карточки с тестом «Земля и человечество».

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется:

а) экология; в) география;

б) астрономия; г) история.

2. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется:

а) глобус;

3. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется:

а) полярный;

б) умеренный;

в) тропический.

4. Мы живем в тепловом поясе:

а) полярном;

б) умеренном;

в) тропическом.

5. Ценные находки старины хранятся:

а) в архивах;

б) музеях;

6. «Легкими» нашей планеты называют:

а) хвойные леса;

б) широколиственные леса;

в) тропические леса.

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?

а) XIII век; в) XVIII век;

б) XIX век; г) ХХ век.

8. Эмблему «Большая панда» имеет:

а) Гринпис;

б) Всемирный фонд дикой природы.

9. Исторический центр Санкт-Петербурга – это:

а) природное наследие России;

10. Озеро Байкал – это:

а) природное наследие России;

б) культурное наследие России.

О т в е т ы к тесту: 1(б),2(б), 3(в), 4(б), 5(а, б), 6(в), 7(б), 8(б), 9(б), 10(а).

Учитель. Теперь вам необходимо подписать свои тесты по образцу:


Учащиеся сдают работы.

Учитель. Посмотри, как все красиво,

Посмотри, простор какой!

Точно мать склонилась ива,

И вернулись мы домой!

IV. Итоги урока. Выставление оценок.

Учитель. Что является для нас домом?

Ученики. Планета Земля.

Учитель. Как каждый человек должен относиться к своему дому, к природе?

Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «Каким я хотел бы видеть окружающий нас мир».

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения - глазами астронома, географа, историка и эколога.

Развивать познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать .

Планируемые результаты

Предметные

Знать: основные понятия по изученным темам.

Уметь:

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Вести устный диалог, слушать и слышать собеседника.

Личностные результаты

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей

ПРОВЕРИМ СЕБЯ и оценим свои достижения

РАЗДЕЛ «ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»

1. Какие понятия вы используете в рассказе о ми-ре с точки зрения географа?

А) Архив, летопись, летосчисление, наша эра, век, тысячелетие

Б) Окружающая среда, цепь питания, организ-мы-потребители, организмы-производители, ор-ганизмы-разрушители, круговорот веществ

В) Глобус, карта, материк, океан, страна, народ

Г) Солнечная система, звезда, созвездие, пла-нета, небесные тела, Вселенная

2.Какое созвездие при наблюдении за звёзда-ми лучше всего помогает различить северную и южную части неба?

А) Телец В) Орион

Б) Большой Пёс Г) Большая Медведица

3.На какой карте более точно переданы очер-тания материков?

1.На физической карте мира

2.На карте полушарий

3.На политической карте мира

4.На карте звёздного неба

4.На какой иллюстрации представлены приме-ры исторических источников?

5.В каком случае год и век соотнесены не-верно?

А)1147 год — XII век

Б) 1703 год —XVIII век

В)1242 год — XV век

Г) 1380 год —XIV век

6.На каком фрагменте «ленты времени» допу-щена ошибка?

Годы 1601-1700

1701-1800

1801-1900

Века XVII

Годы 1601-1700

1701-1800

1801-1900

Века XVII

7. Что НЕ относится к экологическим проблемам?

1.Как спасти тропические леса?

2.Как защитить океан от загрязнения?

3.Как бороться с ростом цен?

8.В каком списке приведены примеры объек-тов Всемирного наследия?

1.Сириус, Альдебаран, Плеяды

2.Африка, Австралия, Антарктида

3. Московский Кремль и Красная площадь, озеро Байкал, Великая Китайская стена.

9.На каком рисунке представлены примеры животных из международной Красной книги?


Методическая разработка обобщающего урока окружающего мира по разделу «Земля и человечество», 4 класс

Сечко Ольга Михайловна

учитель начальных классов

МКУОШИ «Мыскаменская школа-интернат

Среднего (полного) общего образования»

Цели урока :

1.Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения - глазами астронома, географа, историка, эколога.

2.Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, обобщать, делать выводы.

Задачи:

  1. Образовательная: заключается в цели урока.
  2. Развивающая: развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.
  3. Воспитательная: любовь к окружающему миру, уважение к одноклассникам, помощь ближнему.

Планируемые результаты

Предметные:

Должны знать основные понятия, изученные в разделе;

Уметь работать с географической картой и глобусом, выявлять причины экологических проблем.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД :

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать , приводя аргументы;

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Регулятивные УУД

Рефлексивные умения : осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные УУД :

Общеучебные действия : умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Логические действия : перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Тип урока: закрепление и повторение изученного по теме.

Вид: деловая игра.

Технология: на ситуативной (игровой) основе.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, физическая карта мира, предметы старины, раздаточный материал для каждой игры.

Ход игры

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей игры.

Скорей за работу, скорей за работу!

Сегодня нас ждет ролевая игра.

И роли уже распределены.

Познакомьтесь, вот они!

Дети разделены на четыре группы. Группы сидят за разными столами.

Каждая группа получает одну из табличек:

АСТРОНОМЫ ГЕОГРАФЫ

ИСТОРИКИ ЭКОЛОГИ

Перед нами сегодня стоит важный вопрос. Вы должны рассказать, что такое окружающий мир с вашей точки зрения – астрономов, географов, историков, экологов.

І этап игры

«Разгадай кроссворд – найди ключевое слово»

Разгадав кроссворд, группа определяет ключевое слово, обозначающее то, чем является мир с точки зрения этой группы.

Кроссворд для астрономов

  1. Созвездие.
  2. Прибор, который используют в работе астрономы.
  3. Планета, названная в честь богини красоты.
  4. Созвездие, по которому можно определить остроту зрения.
  5. Солнце - это...
  6. Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды.
  7. Планета-кроха.
  8. Американское название профессии человека, летающего в космос.
  9. Самая голубая планета.

Ответы: 1. Волопас. 2. Плутон. 3. Нептун. 4. Телескоп. 5. Звезда. 6. Венера. 7. Плеяды. 8. Астронавт. 9. Земля.

Ключевое слово: ВСЕЛЕННАЯ.

Кроссворд для географов

  1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось.
  2. Самый маленький материк.
  3. Изображение земной поверхности на плоскости.
  4. Тепловой пояс, в котором мы живём.
  5. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюса.
  6. Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария.
  7. Самый большой по площади материк.

Ответы: 1. Полюс. 2. Австралия. 3. Карта. 4. Умеренный. 5. Меридиан. 6. Экватор. 7. Евразия. Ключевое слово: ПЛАНЕТА.

Кроссворд для историков

  1. Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси.
  2. Хранилище документов.
  3. Специалист по истории.
  4. События, случившиеся после рождения Христа, - это...
  5. Десять веков.
  6. Счёт лет называется...
  7. Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, извлекаемые из земли.

Ответы: 1. Летопись. 2. Архив. 3. Историк. 4. Наша эра. 5. Тысячелетие. 6. Летоисчисление. 7. Археология. Ключевое слово: ПРОШЛОЕ.

Кроссворд для экологов

  1. Международная экологическая организация.
  2. Природное наследие России - озеро.
  3. Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры - Всемирное...

4. Национальный парк Африки.

5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают.

6. В неё внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране.

7. От каждого человека зависит... нашей планеты.

8. Московский... - Всемирное культурное наследие

9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес света

Ответы: 1. Гринпис. 2. Байкал. 3. Наследие. 4. Серенгети... 5. Экология. 6. Красная книга. 7. Будущее.

8. Кремль. 9. Мавзолей.

Ключевое слово: НАСТОЯЩЕЕ.

ІІ этап игры

«Практическая работа»

АСТРОНОМЫ

Приведите примеры небесных тел:

Небесные тела - ………………………………………………………………………………………………

Запишите названия всех планет в порядке удаления их от Солнца:

……………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………

Подчеркните красным цветом самую большую планету, зелёным – самую маленькую, жёлтым - одну из каменных планет, синим – одну из газовых планет.

Ответьте на вопросы.

Какой прибор служит для наблюдения за звёздным небом? ________________________________________

Как расположена земная ось? ________________________________________

Есть ли день и ночь на других планетах?___________________

____________________________________________________________

Где на земном шаре день равен ночи круглый год? _____________________________________________________________

Кто был первым космонавтом планеты? Когда это произошло?

_____________________________________________________________

ГЕОГРАФЫ

Используя карту полушарий, запишите какие материки расположены в:

Западном полушарии - …………………………………………………………………………………….

Восточном полушарии - ………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………….

Запишите названия всех океанов: ………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………

Заполните пропуски:

Точка на карте полушарий, где сходятся все меридианы - ___________.

Модель Земли - ___________________.

Условная линия, которая делит Земной шар на Северное и Южное полушария - _________________________.

Океан, омывающий берега Африки, Евразии и Америки - ______________________________________ .

Круговые линии на карте, проходящие через полюсы, соответствующие направлению север – юг - ___________________________________.

Условное изображение земной поверхности в определённом масштабе - _______________________.

Самый большой материк - __________________________.

Полушарие, в котором находится Южная Америка - __________________________.

Круговые линии на карте, соответствующие направлению запад – восток - ________________________.

Самый холодный материк - __________________________ .

Самый большой океан Земли - ________________________ .

ИСТОРИКИ

Из предложенных предметов выбрать объекты старины:

Глиняный кувшин, электрическая лампа, монеты, ключ от амбара, лапти, трубка от телефона, электронные часы.

Определите, в каком веке появилось изобретение.

Изобретение

Век

Первый будильник (водяной) был изобретён древнегреческим философом Платоном за 400 лет до нашей эры.

Самые древние очки нашли в гробнице египетского фараона Тутанхамона, который правил в 1400 – 1392 годах до нашей эры.

Самые первые ножницы в Восточной Европе были найдены под Смоленском, а изготовили их около 1000 года нашей эры.

Первый проект машины для шитья разработал ещё в 1496 году Леонардо да Винчи.

Первый велосипед был изобретён мастеровым уральских заводов Артамоновым в 1801 году.

Первые упоминания о шахматах относятся примерно к 570 году.

Первые упоминания о пушке относятся к 1382 году, когда она была использована при обороне Москвы от хана Тохтамыша.

ЭКОЛОГИ

Заполнить пропуски (с использованием карты полушарий):

1. Статуя Свободы:

Материк - …………………………

2. Кижи, деревянные церкви:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

3. Водопад Виктория:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

4. Венеция:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

5. Озеро Байкал:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

6. Мемфис – древняя столица Египта:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

7. Тадж – Махал:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

8. Большой каньон:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

ІІІ этап игры

Тест «Земля и человечество».

Учащимся раздаются карточки с тестом «Земля и человечество».

Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, но чем больше правильных ответов наберет каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.

ТЕСТ «ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом называется …

а) экология

б) астрономия

в) география

2. Первым человеком, ступившим на лунную поверхность, был …

А) Юрий Гагарин

Б) Нил Армстронг

В) Алексей Леонов

3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости,

Называется…

А) глобус

Б) географическая карта

В) равнина

4. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется…

А) полярный

Б) тропический

В) умеренный

5. Ценные находки старины хранятся…

А) в архивах

Б) в музеях

В) в библиотеках

6. «Легкими нашей планеты» называют…

А) хвойные леса

Б) тропические леса

В) широколиственные леса

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в

России. Какой это век?

А) хvıı век

Б) хıх век

В) хvııı век

8. Эмблему «Большая панда» имеет…

А) Гринпис

Б) Всемирный фонд дикой природы.

9. Исторический центр Санкт – Петербурга – это…

А) природное наследие России

Б) культурное наследие России.

Астрономы обмениваются работами с историками, а географы – с экологами, проверяют работы, подсчитывают общее количество правильных ответов.

4. Подведение итогов игры

Что же такое окружающий мир? (Окружающий мир – это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, поверхность Земли, Всемирное наследие, растительный и животный мир и т. д.)

Что важно понять каждому человеку? (Уметь ценить то, что тебя окружает, беречь это.)

Оценивается работа каждого игрока.

Определяется команда – победительница.

Награждение (грамоты).

5. Домашнее задание

Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел(а) видеть окружающий меня мир».


Земля и человечество

Одним из первых отечественных ученых, кто заговорил о Земле как живом организме, был В.И. Вернадский. Еще в 1911 и 1912 гг. он сделал два доклада в Российской Императорской Академии наук, где призывал ученых исследовать самый загадочный из всех газов - гелий, а также "газовое дыхание" Земли. Только через 80 лет ученые додумались, что этот термин надо понимать буквально: планета живая и способна дышать.

В 1969 году в СССР было зарегистрировано открытие за № 68. Формула открытия звучала так: "экспериментально установлена неизвестная ранее закономерность, заключавшаяся в том, что распределение эномальных (повышенных) концентраций свободного подвижного гелия зависит от глубинных, в том числе и рудоносных, разломов земной коры".

То есть - планета "дышит", а разломы образуют своеобразные легкие или (в морях) ее жабры, через которые Земля "выдыхает" гелий. Среди авторов открытия, числился кандидат, а ныне доктор геолого-минералогических наук И.Н. Яницкий. В последующие годы им накапливались факты, которые позволили ему заявить о Земле как высокоорганизованном, энергонасыщенном живом организме, который обладает чрезвычайно высоким уровнем сознания и может управлять всеми процессами, которые на ней происходят. По сути, И.Н. Яницкий доказывает разумность Земли, и этот вывод он отразил в ряде работ, в частности, в монографиях "Физика и религия" (М., 1995), "Живая Земля" (М., 1998), "К тайне Всемирного Потопа" (М., 2001).

Эти взгляды современного ученого перекликаются с работами философов "русского космизма" К. Циолковского, В. Вернадского, А. Чижевского, Н. Рериха, Н. Тимофеева-Ресовского и других, суть которых состоит в том, что живое вещество, его физические, материальные, интеллектуальные свойства - это лишь частица единого живого космического пространства. В.И Вернадский совместно с Т. де Шарденом ввели в научный обиход термин "ноосфера" как параметр, по которому планета формируется как единый интеллектуальный процесс в результате объединенного интеллектуально-
творческого взаимодействия всех сознательных форм жизни, включая человека.

Механизму возможного образования ноосферы, начиная с клеточного уровня, посвятил свои исследования совместно с коллегами академик В.П. Казначеев. В работах "Планетарный интеллект" и ряде других Казначеев доказал, что "клеточные культуры - это, по существу, клеточные цивилизации. Каждая клетка обладает своим клеточным интеллектом" и способна к реализации своих прав, когда ее интересы приходят в противоречие с экологическими механизмами развития .

Не менее интересные рассуждения и открытия в отношении разумности Земли и свойств ее дыхания сделал д.ф.-м.н., профессор Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН В.Н. Луговенко, изложивший свои взгляды в монографии "Дыхание Земли".

С необычной, "мистической", как недавно сказали бы, стороны исследовала версию о разуме Земли группа ученых и испытателей, возглавляемых д.э.н., профессором И.А. Малмыгиным.

С 1962 г. эта группа осуществляет программу научных исследований и практических экспериментов с целью - подтвердить или опровергнуть гипотезу о наличии разума у таких форм организации Материи, как вода, растения, животные, планета Земля, Солнце и другие небесные тела. Для ответа на вопрос, является ли Земля живым и разумным организмом, исследователями был избран простой путь: операторы обращались к ней со сложными просьбами и наблюдали, удовлетворит ли она эти просьбы или нет. Если она многократно удовлетворит эти различные просьбы - значит, она живая и разумная. Если не удовлетворит - значит, выбранные гипотезы, теории и методики ошибочны. Делалось это на уровне от подсознания человека к подсознанию планеты .

Многолетняя работа операторов с планетой Земля убедила исследователей в том, что гипотеза имеет основания для дальнейшего развития и изучения. Главное - они экспериментально доказали, что Земля является живым и разумным организмом с анатомией, физиологией и психологией, соответствующими условиям ее возникновения и жизни.

К каким же выводам пришли ученые на основе 40-летних исследований?
Ясно, что "человекоцентризм" в познании законов природы завел человечество в тупик в его биологических отношениях с планетой Земля и ее частями - водой, растениями, животными. Человеческая популяция планомерно и безостановочно уничтожает естественные части планеты - воду, растения, животных - и во все больших количествах замещает их противоестественными и вредными шлаками, продуктами своей жизнедеятельности. Совершенно очевидно, что все эти процессы приведут к деградации и последующей гибели сначала частей планеты, а затем самой планеты и человеческой популяции. Поэтому, по мнению Малмыгина, необходимо пересмотреть положения фундаментальной биологии и экологии о живом и разумном, о месте и предназначении человеческой популяции в организме планеты Земля и разработать конструктивные положения о реконструкции биологических связей человечества и планеты с целью гармонизации их отношений и разработки новой философии, экологии, демографии и экономики.

Это, по сути, и является областью приоритетов в экологической этике.

Как ребенок в организме матери живет в условиях чистых безотходных технологий, так и взрослые люди, если они считают себя разумными, должны жить в организме планеты безвредно. Ведь человечество далеко не сразу стало болезнью планеты. Сначала оно развивалось по чистым технологиям и не создавало вредных веществ и энергии. Но затем пришла очередь этих вредных веществ и энергий.

С 80-х годов минувшего столетия Земля пришла, по заключению группы Малмыгина, к решению избавляться от опасных и вредных технологий, в том числе, по-видимому, и от бесполезной части человечества. Будут постепенно устраняться опасные технологии - химические, военное производство, угольное и шахтное производства, бурение скважин со взрывными работами, производство вредных веществ, энергий и информации. Кроме того, начнутся широкомасштабные операции с целью сокращения численности людей, которые вредны для нее; планета займется выведением людей новой природы - человека полезного. Для этого будут задействованы мощные природные катаклизмы, техногенные аварии, болезни, эпидемии и т.д. Фактически действия планеты Земля, в настоящее время, по мнению профессора Малмыгина, в основном соответствуют ее намерениям .

Исток человеческой истории покрыт для философа мраком, и уже в самые древние времена замечаются такие странности, которые не совместимы с той или иной философской системой; поэтому многие предпочли в отчаянии разрубить узел и теперь видят на земле лишь руины былых поселений, а в роде человеческом - остатки прежнего человечества, бежавшие в горы или скрывавшиеся в пещерах в то время, как вся планета переживала, в своем прежнем положении, свой, как говорится, день Страшного Суда. Присущий теперешнему человечеству разум, известные ему искусства и традиции - это будто бы не что иное, как спасенная добыча, - все это некогда принадлежало погибшему первоначальному миру 1* , и вот почему в разуме, искусствах и традиции людей сказывается, с одной стороны, некий блеск, объясняющийся тем, что зиждятся они на опыте долгих тысячелетий, а с другой стороны, их никак нельзя прояснить до конца, потому что благодаря сохранившимся от прошлого мира людям культура двух миров связывается словно Истмийским перешейком, а в то же время и спутывается. Если мнение такое верно, то тогда не может быть никакой чистой философии человеческой истории, ибо и наш род и все его искусства - попросту шлак, оставшийся после разорения мира, каким он был прежде. Посмотрим же сейчас, основательна ли эта гипотеза, которая и землю и человеческую историю превращает в хаос, в клубок, не доступный никакому распутыванию.

Во всяком случае, эта гипотеза не основана на наблюдении изначального строения нашей Земли, потому что первые совершавшиеся на Земле опустошения и катаклизмы не предполагают существования человечества, которое отжило свой век, а относятся к самому кругу творения, благодаря которому только и появилась возможность жить на Земле 2* .

1* См., в первую очередь, глубокомысленный «Опыт о происхождении познания истины и наук». Берлин, 1781 1 . Гипотезу о том, что наш земной шар сложился из развалин иного мира, по самым разным причинам разделяют многие естествоиспытатели.

2* Факты, подтверждающие мои суждения, рассыпаны в различных книгах по естественной истории Земли, отчасти известны из Бюффона, так что я не буду обрамлять каждое свое положение цитатами.

В древнем граните, составлявшем внутреннее ядро нашей планеты, не находят, насколько изучена эта порода, следов погибших органических существ, гранит не содержит их в себе, и составные части его не предполагают их наличия. Вероятно, вершины гранитных скал поднимались высоко над уровнем моря, потому что они не испытали воздействия водной стихии но на таких голых скалах человек не мог дышать, не мог находить и пропитания для себя. Воздух, окружавший эти бесформенные утесы не был еще отделен от воды и огня, он бременел самыми разнообразными материями, которые в различных сочетаниях и в различные периоды времени постепенно опускались на остов Земли и придавали ей форму, но воздух такой не мог пока ни дать дыхание самому сложному существу Земли, ни сохранить его живой дух. Поэтому первые живые создания возникли в воде, и возникли они со всею мощью перво-творящей силы, которая ни в чем ином не могла проявить себя, а потому придала себе органический строй лишь в мириадах моллюсков, - никто, кроме них, и не мог жить в этом бременеющем рождениями море. Земля продолжала принимать свой облик, и моллюски при этом нередко гибли, разрушенные их тела послужили основой для образования более сложных органических существ. Чем более освобождалась от воды первородная скалистая порода, чем более оплодотворялась она осадками моря, то есть элементами и органическими созданиями, соединенными с водой, тем более спешило растительное творение догнать в развитии своем водные существа, и на голой земле, на суше, пошло теперь в рост все, что только могло расти. Но и в парниках этой зоны земли, суши, не могло еще жить ни одно земное животное. На вершинах, где растут теперь лапландские травы, находят окаменелые растения жарких поясов Земли - явное доказательство того, что в окружавшем Землю тумане царил жаркий климат. Но и такой богатый испарениями воздух уже должен был в значительной степени очиститься, потому что огромные массы вещества опустились уже на землю и потому что нежное растение требует для себя воздуха; но поскольку среди всех отпечатков растений не встречается животных и тем более костей человека, то весьма вероятно, что ни животных, ни человека не было еще тогда на Земле, потому что не был готов ни материал для их создания, ни пропитание, нужное для поддержания их жизни. Так и дальше - Земля переживает еще несколько переворотов, и, наконец, в верхних слоях глины и песка мы находим скелеты слонов и носорогов, ибо то, что раньше принимали за расположенные в более глубоких слоях окаменелостей человеческие скелеты, вызывает большие сомнения и более точными естествоиспытателями признается за останки морских животных. И на Земле природа начала с образовании наиболее жарких стран и, как кажется, с самого чудовищного размера живых существ, подобно тому как в море природа начала с моллюсков, покрытых раковинами, и с гигантских аммонитов; по крайней мере, вместе с многочисленными скелетами слонов, которые были снесены в од-но место течением воды и нередко сохранились вместе с кожей, найдены были и змеи, и морские животные, но только не тела людей. И даже

если бы их нашли, то, совершенно несомненно, они принадлежали бы к гораздо более новой эпохе по сравнению с древними горами, где нет вообще ничего живого в этом роде. Это рассказывает нам древнейшая книга земли с ее слоями глины, сланца, мрамора, известняка и песка; но что же говорит тут в пользу такого «пересотворения» земли, которое будто бы пережил один род людей, будто бы давший начало людям, живущим теперь на Земле? Скорее все, что говорит книга Земли, свиде-тельствует о следующем: испытав ряд предварительных катаклизмов. Земля из хаотической смеси материй и сил под действием животворного тепла творящего духа превратилась в особое, изначальное целое, и в конце концов на Земле мог появиться уже и венец всего творения - человек, сложное и тонкое существо. Итак, системы, которые, наводя на нас страх и ужас, повествуют о том, как раз десять менялись местами все части Земли и полюса, как раз сто переворачивался с головы до пят весь обитаемый и возделанный мир, как люди бежали из страны в страну и находили себе могилу под обломками скал и на дне морском - все эти системы противоречат строению Земли или, по крайней мере, не подтверждаются ее строением, хотя и нельзя отрицать, что Земля претерпела множество переворотов и катастроф. Разломы древних пород, рудные жилы, обрушившиеся груды скал не говорят о том, что земля населена была еще и раньше, - до того, как возникла теперешняя земля, если бы даже древняя масса и претерпела такую судьбу и была целиком переплавлена, то уж, конечно, ничего живого не осталось бы от этого прежнего мира. Итак, Земля, история живого мира, населяющего Землю, каким сложился он теперь, все это для исследователя - сплошная проблема, которая ждет своего разрешения. Подойдем ближе к этой проблеме и спросим.

Рассказать друзьям