Имперская кругосветка. Большой белый флот

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Автор настоящего очерка, капитан 2-го ранга Борис Владимирович Карпов (1887-1953) окончил Морской корпус в 1908 г. В Первую мировую войну он служил на Черном море, участвовал в минных постановках у Босфора, был контужен. В Гражланскую войну служил во ВСЮР и в Русской армии. С весны 1920 г. Б.В. Карпов возглавлял оперативную часть штаба 2-го (Азовского) отряда судов Черноморского флота, руководил большинством десантных операций отряда. Награжден орденом Св. Николая Чудотворца. После эвакуации Крыма жил в Югославии, участвовал в деятельности Общества моряков военного и коммерческого флота.

Н.Р.

Прошло одиннадцать лет, как отгремели последние громы гражданской войны на юге России, но кто знает, не загремит ли снова война угнетенного и ограбленного русского народа с его злейшим врагом – III Интернационалом? Поэтому нам необходимо готовиться принять участие в этой не прекращающейся пока партизанской войне, как только она развернется шире и дать себе отчет в уроках прошлого.

До сих пор рассматривались только сухопутные действия и почти совершенно не касались морских, а, между тем, море и флот сыграли и будут играть громадную роль в гражданской войне. Поэтому, я постараюсь напомнить, хотя бы вкратце, что дал белый флот армии на юге в 1918-1920 г. Зима 1918 г. На Дону рождается Доброволческая армия и 25 февраля из Ростова выступает три тысячи русских русских рыцарей – защитников чести России, с генералом Корниловым и Алексеевым во главе. В их рядах идет частица флота – "морская рота", под командой кап. 1-го ранга Потемкина.

Весна 1918 г. На Дону казаки подымают восстание и морские офицеры, оказавшиеся там, организуют Донскую речную флотилию, под командой контр-адмирала Фабрицкого. Она подымается вверх по Дону до Калача, очищает от большевиков придонские станицы, наводя панику на красных своим быстрым появлением и губительным артиллерийским огнем по их флангам и тылам.

На Кубани в то время развивается успех Доброволческой армии, но там моряки сражаются на сухопутьи, на морских бронепоездах, из которых особенно известен "Адмирал Непенини" со своим командиром лейтенантом Анатолием Макаровым, бесстрашным и прекрасным артиллеристом. Он погибает позже осенью 1918 г. смертью храбрых, под Ставрополем.

На Дону капитаны 1-го ранга Подгорный и Кононов вооружают тяжелыми 5-ти дюймовыми пушками морские бронепоезда, с успехом действующие в Донской армии, а затем и в Добровольческой. Бывший командир морской роты кап. 1-го ранга Потемкин командует бронепоездом "Князь Пожарский", особенно отличающимся впоследствии при взятии Харькова в 1919 г.

Осень 1918 г. Добровольческая армия на Кубани достигает больших успехов – почти вся Кубань очищена от большевиков. Армия значительно возросла, но она истекает кровью – у нее нет снарядов, нет патронов. Добровольцы ходят в атаки только в штыки, а потому несут огромные потери.

Но вот взят Новороссийск. Добровольческая армия подошла к морю и тотчас моряки, под командой лейтенанта Н. Машукова, снаряжают экспедицию на захваченных судах, на поиски снарядов. Они находят их на острове Березан, там склады бывшего Юго-Западного фронта. Моряки захватывают эти склады и грузят под огнем большевиков боевые запасы и доставляют их в Новороссийск. По тогдашним временам, это было таким важным и радостным событием, что ген. Деникин отдал особый благодарственный Машукову и всем морякам приказ.

Выход Добровольческой армии к морю открывал новый этап в белой борьбе – она получила отныне возможность снабжаться в неограниченном количестве морем. Теперь надо найти только поставщиков. Ими явились тогда союзники – английский и французский флоты.

Но это не свой флот. При первом натиске большевиков Одесса панически эвакуируется французами, а затем также эвакуируется 3 апреля 1919 г. и Севастополь. Наши моряки успевают все же вывести из Севатополя наиболее исправные военные корабли и пароходы в Новороссийск. От всего Крыма в руках добровольцев остается Керченский полуостров. Его обороне на Акманайских позициях сильно помогает со стороны Черного моря английский флот, а со стороны Азовского наша, наскоро вооруженная флотилия пароходов, под командой кап. 1-го ранга Дмитриева.

Начало июня 1919 г На Азовском море, в помощь нашей армии, наступающей от Мариуполя на Крым, уже действует отряд судов Азовского моря под командой кап. 1-го ранга Собецкого. 9 июня этот отряд с помощью английских судов высаживает два десанта – один в Геническе, под командой капитана 2-го Медведева и севернее его, у деревни Юшунь, под командой ген.-майора Залесского. Задача северного десанта выполнена, но прикрывавший его десант славного кап. 2-го ранга С.И. Медведева, всего из 87 человек, ворвавшийся в занятый большевиками Геническ, по исполнении своего задания, гибнет на транспорте "Перикл", не будучи достаточно поддержан английскими судами, стоящими тут же в 5 милях. Храбрый кап. 2-го ранга С.И. Медведев и мичман Цепковский, тяжело раненные, исполняют вой долг и погибают. Поддержка чужого флота опять оказалась ненадежной.

Июль 1919 г. Черноморский флот уже частично возрожден, как только Севастоподь был надежно занят Добровольческой армией. Она уже блокирует Одессу, Николаев и Херсон.

Миноносец "Жаркий"

А августе "Генерал Корнилов" ("Кагул"), "Живой" и несколько вспомогательных судов под командой адм. Остелецкого в Сухом Лимане высаживают десант в 300 человек, при помощи которых местные офицеры захватывают Одессу. Одновременно особый "Кинбурнский отряд" ("Терец", "Поспешный", "Жаркий" и несколько вооруженных пароходов и барж, под командой кап. 2-го ранга Бубнова, после месячных упорных боев способствует армии переправиться через Днепр, Буг и Ингул и захватить Херсон, Николаев и Очаков. Таким образом, Белое движение питается и ширится на востоке и на западе морскими путями. Теперь уже белый флот может самостоятельно, без союзников, держать все морские и речные пути в своих руках. Его действия надежны и не повторится случаев, подобных эвакуации французами Одессы или слабой поддержки в Геничевске. Это обстоятельство – появление в руках белых собственного достаточно сильного флота, имеет огромное политическое и военное значение. С этих пор сообщение белой армии с заграницей, питающей ее боевым снабжением, находится твердо в собственных руках. Теперь иностранцы не могут уже так давить на волю нашего командования одной лишь угрозой увести свой флот.

Белая армия, под уларами превосходных красных сил, под давленем своего преступного политиканствующего тыла, терпит страшное поражение и отходит к Новороссийску. На Одессу отходят войска ген. Шиллинга. На Крым отсутпают немногочисленные силы ген. Слащева. Это все, что может защитить Крым и базу флота – Севастополь. Необходимо во что бы то ни стало укрепить Крым, куда может спастись белая армия, конечно с помощью флота.

Канонерская лодка "Терец"

Флот дает всё, что он может дать армии. Он выделяет Азовский отряд судов под командованием кап. 2-го ранга Машукова и посылает его в Азовское море 27 дек. 1919 г. на поддержку правого фланга наших войск, к Геническу, ибо здесь, по Арабатской стрелке, очень слабо защищенной истощенным тифом, но геройским Сводно-стрелковым полком, проходит путь из Геническа в обход всем перекопским позициям, на Акманай – Феодосию. Каноньерские лодки "Терец", "Грозный" и ледокол "Гайдамак" проходят туда, становятся на фланге сухопутных позиций, вмерзают во льдах и вместе с войсками удерживают красных. Особенно хорошо действует "Терец", с командиром 2-го ранга Шраменко. Это дает возможность ген. Слащеву стянуть все силы на Перекоп, где он ловкими маневрами всегда успешно отражает все натиски многочисленных красных. Крым удержан в значительной мере с помощью флота.

12-13 марта 1920 г., в Новороссийске, наш флот вместе с английским спасает остатки потерявшей дух белой армии. Затем эвакурует Туапсе и Адлер.

В Крыму, под твердой рукой нового вождя, ген. Врангеля, на территории, защищаемой еще стойкими войсками, славный дух быстро возвращается в белой армии, но союзники уже думают покинуть ее. Англия отказывается в поддержке своим флотом и Ллойд Джордж требует заключения мира. Тут то и сказалось наличие собственного флота. Пусть все корабли уходят, пусть мы будем оставлены ими, но мы будем продолжать борьбу, ибо море – пути заграницу в наших собственных руках. Война Польши с большевиками помогает нам и французы теперь заменяют англичан. Нам не нужно их живой силы – нужно лишь снабжение в кредит.

Благодаря флоту мы смогли выиграть эту трудную политическую игру. Несомненно, если бы нашего флота не было бы, то Франция не смогла бы поддержать нас, т.к. от ее флота потребовалась бы настоящая боевая работа, на что по состоянию духа экипажей и общественного мнения Франции она не была способна. Это показали Одесса и Севастополь. В Крыму значение флота для белой армии возросло до громадной величины.

Если в предыдущие периоды значение флота заключалось главным образом в обеспечении снабжения белой армии и перебросках ее на отдельные театры, то теперь к этим заданиям флота прибавилось:

1) Обеспечение берегов Крыма от десантов неприятеля, отражать которые у малочисленной армии не было резервов.

2) Активная, совместная с армией, деятельность флота для выхода армии из Крыма, где она не может долго оставаться, так как там не было средств ни для пополнения армии, ни даже для ее прокормления, ни, наконец, не было в ее сидении в Крыму политического смысла.

Выйти из Крыма белая армия самостоятельно не могла, так как пути через узкие Перекоп и Чингар были слишком сильно укреплены красными и прорыв здесь стоил бы непосильных жертв. Выход был возможен лишь при обходе фланга морем, то есть при десанте. Поэтому флоту ставилось задачей – владея Азовским морем, помочь армии десантом в правый фланг большевиков.

Первые, как бы пробные операции малыми силами были произведены как в Азовском море – высадка десанта в 450 чел. у Кирилловки 31 марта, так и в Каркинийском заливе, в Хорлах, Дроздовской дивизии.

25 мая (ст.ст.) Азовский отряд по плану, разработанному флотом по приказанию главнокомандующего, высаживает десант – 2-й армейский корпус около 10 000 чел., с ген. Слащевым, у Кирилловки, под руководством кап. 1-го ранга Машукова. Генерал Слащев наносит при минимальных потерях (40 чел. убитых и раненных), вследствие полной неожиданности и быстроты действий, сокрушительный удар по главному тылу красных. Одновременно, наши войска атакуют красных с фронта и этот блестящий маневр буквально уничтожает 13-ю советскую армию, запиравшую нам выход из Крыма.

На левом фланге нашей армии действовал третий отряд Черноморского флота под командой кап. 1-го ранга Собецкого, также немало содействоваший армии. Там же устья Буга – Очаков блокировали суда Черноморского флота. Керчь, лежавшая всего в полутора – двух милях от неприятельского берега – Тамани, охранялась исключительно флотом, также как и всё, совершенно открытое для десантов, побережие Азовского моря.

Азовское море, при развитии успеха нашей армии явилось путем вывоза хлеба из занятой нами Таврии. Хлеб шел и на пропитание войск и населения Крыма и на расплату с Францией за поставку оружия. Г-н Мильеран [глава французского правительства], на вопрос в Палате депутатов об израсходовании сумм на поддержку армии ген. Врангеля в Крыму, отвечал, что из 11 миллиардов франков, истраченных на это дело, 10 миллиардов уплачено хлебом! Эта возможность вывоза была обеспечена также отрядом судов Азовского моря, путем тесной блокады большевистского флота превосходной (к осени) силы в Мариуполе.

24 июня 1920 г. Азовский отряд высаживает, пройдя сквозь минные поля, глубоко в тылу базы красного флота Мариуполя в 25-30 милях к востоку от него у станицы Кривая Коса, отряд донских казаков (900 чел.) под командою славного полковника Назарова, который приходит на Дон и поднимает восстание. Всё же, к сожалению, благодаря отсутствию связи с другими повстанцами, оканчивается неудачно.

1-го августа 1920 г. Азовский отряд высаживает в станице Ахтырской корпус ген. Улагая (до 7 000 чел.), назначение которого поднять общее восстание на Кубани, взять Екатеринодар и дать возможность нашей армии перекинуть свои действия на Кубань. Высадка произведена удачно. Красные части разбиты, но после упорных боев десант, окруженный с трех сторон громадными силами противника, терпит бедствие, и не поддержанный населением, вынужден вместе с присоединившемися к нему кубанцами (до 20 000 чел.), под прикрытием флота грузиться на транспорты и возвращаться в Керчь.

Сентябрь 1920. По Азовскому морю идет усиленный вывоз хлеба. Он охраняется Азовским отрядом. Большевики, улучшив минуту, когда охрана коммерческих судов наполовину ослабела вследствие ремонта наших старых судов, дерзают выйти и напасть на наши пути, но, встретясь с вдвое слабейшими нашими силами, уходят, потерявши один корабль сильно поврежденным, в Мариуполь. Только недостаток снарядов на белом отряде делает этот бой 2 сентября нершительным. Коммерческие суда, однако, спасены и движение по морю обеспечено.

Адмирал М.А. Беренс


Адмирал М.А. Кедров

25 сентября 1920 г. Азовскаий отряд под командой контр-адимрала М. Беренса, совместно с армией занимает красную базу флота Мариуполь и загоняет красный флот в Таганрог.

Октябрь 1920 г. Польша заключила мир с красными и их несметные полчища обрушиваются на Крым. Азовский отряд задерживает своим огнем продвижение красных по Арабатской стрелке, которую не удержали сухопутные войска, и не дает большевикам выйти в тыл нашим позициям, но это уже поздно.

Наконец, последняя эвакуация армии и населения Крыма – 120 кораблей русского флота под командой вице-адмирала Кедрова в чрезвычайно трудных условиях спасают 135 тыс. человек войска и населения. Эта небывалая эвакуация такого огромного количества людей при слабых и ненадежных порою (материальных) средствах совершается так, что ни один человек желающий сесть на корабль не остался на береге.

Мне кажется, что и этого краткого перечня главнейших действий флота на юге России достаточно, чтобы вполне уяснить себе каково значение флота в гражданской войне – оно не менее такового сухопутной силы.

Кап. 2-го ранга Б. Карпов

"Часовой" № 68, 1931, стр. 10- 12.

Эвакуация из Крыма

БЕЛЫЙ ФЛОТ, военно-морские формирования (флоты, флотилии, отряды кораблей и др.) Белого движения в Гражданскую войну 1917-22 года в России. Включал боевые корабли специальные постройки и мобилизованные суда. Личный состав - бывшие моряки российского военного и торгового флота, офицеры армии и др. Формирования Белого флота подчинялись руководству Белых армий, Морское министерство (контр-адмирал М. И. Смирнов) в правительстве админирала А. В. Колчака пыталось управлять всем Белым флотом, однако реально его деятельность была ограничена восточными районами.

Сибирская военная флотилия в июле 1918 года после захвата кораблей в ходе Чехословацкого корпуса выступления 1918 года перешла на сторону Белого движения (включала вспомогательный крейсер, канонерскую лодку, 5 эсминцев, 9 миноносцев, 13 транспортов и вспомогательных судов и др.). В 1920-21 годах входила в состав Народно-революционного флота Дальневосточной республики, после переворота во Владивостоке 26.5.1921 вновь в составе Белого флота. Провела ряд десантных операций. Её отряд в октябре 1922 года покинул Владивосток, имея на борту 10 тысяч беженцев, в январе 1923 года прибыл на Филиппины (часть кораблей затонула в пути), где суда были проданы. Другие корабли флотилии остались во Владивостоке. Командующие: контр-адмирал С. Н. Тимирёв, контр-адмирал М. И. Федорович, контр-адмирал М. А. Беренс, контр-адмирал Г. К. Старк.

Флотилия Северного Ледовитого океана в августе 1918 года после захвата войсками Антанты вошла в состав вооруженных сил Верховного управления Северной области, а затем - Временного правительства Северной области. К началу 1920 года состояла из броненосца «Чесма», 4 эсминцев, 1 подводной лодки, 4 тральщиков, 7 гидрографических судов и др. Ей были подчинены также гидрографическая экспедиция Белого моря и Северного Ледовитого океана, Печорская и Северо-Двинская речные, Онежская озёрная флотилии, Архангельский и Мурманский порты и др. Флотилия осуществляла проводку судов с грузами для Колчака армий, гидрографическое обеспечение осуществлял контр-адмирал Б. А. Вилькицкий. В 1920 году с занятием войсками РККА Архангельска (21 февраля), а затем Мурманска (7 марта) корабли флотилии включены в состав РККФ. Командующие: контр-адмирал Н. Э. Викорст, контр-адмирал Л. Л. Иванов.

Черноморский флот образован в январе 1919 года в Новороссийске (с июля 1919 года главная база - Севастополь) в составе Добровольческой армии, затем подчинялся Вооружённым силам Юга России (ВСЮР), позже - «Русской армии». Первые корабли - реквизированный ледокол «Полезный», подводная лодка «Тюлень» и канонерская лодка «К-15», с апреля 1919 года крейсер «Кагул». К лету 1919 года - свыше 10 кораблей и судов (в 1920 - свыше 120, в том числе линейный корабль «Генерал Алексеев», крейсер, 3 вспомогательных крейсера, 8 эсминцев и 9 канонерских лодок). На Азовском море с мая 1919 года действовал подчинённый Черноморскому флоту отряд обороны Азовского моря (8 канонерских лодок; в июле перебазирован на реку Днепр), с декабря 1919 года - 2-й отряд судов Черноморского флота (броненосец «Ростислав», 12 канонерских лодок и др.; периодически усиливался 2-3 эсминцами из Севастополя). Корабли флота участвовали в десантных операциях (смотри Десанты «Русской армии» 1920), перевозках войск, оказывали огневую поддержку сухопутным войскам, осуществляли минные постановки, вели бои с кораблями Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ), участвовали в эвакуации войск и беженцев из Крыма. В ноябре 1920 года флот преобразован в Русскую эскадру (находилась в порту Бизерта в Тунисе), в 1924 году она расформирована, корабли переданы СССР (остались в Бизерте, позднее проданы на металлолом во Франции). Командующие: вице-адмирал В. А. Канин, контр-адмирал (затем вице-адмирал) М. П. Саблин, вице-адмирал Д. В. Ненюков, вице-адмирал А. М. Герасимов, контр-адмирал (затем вице-адмирал) М. А. Кедров, контр-адмирал М. А. Беренс.

Каспийская флотилия сформирована весной 1919 года в составе ВСЮР (к началу 1920 года в неё входили 9 вспомогательных крейсеров, 7 канонерских лодок, 2 авиатранспорта с 10 гидросамолётами и др.). Провела ряд боёв с кораблями Волжско-Каспийской флотилии РККФ в районе дельты реки Волга, установила морскую блокаду Астрахани, поставив заграждение из 200 мин, оказывала поддержку войскам на приморском фланге. Из-за потери основных пунктов базирования (Гурьев, Красноводск) в связи с успешным наступлением РККА в апреле 1920 года перешла в Баку, затем в находившийся под контролем Великобритании иранский порт Энзели, где фактически была интернирована. Вспомогательный крейсер «Австралия» и посыльное судно «Часовой» перешли на сторону большевиков. В результате Энзелийской операции 1920 года корабли флотилии захвачены РККФ. Командующие: капитан 1-го ранга (затем контр-адмирал) А. И. Сергеев, капитан 1-го ранга Б. М. Бушен.

На реках и озёрах вели борьбу с советскими флотилиями, оказывали поддержку сухопутным войскам и высаживали десанты флотилии: Донская (март 1918 - август 1919), Байкальская (август 1918), Чудская озёрная (октябрь - ноябрь 1918, корабли захвачены Эстонией), Северо-Двинская речная (создана зимой 1918/1919 в Архангельске в составе 2 канонерских лодок, 3 вооруженных пароходов, 5 плавбатарей и др.; действовала совместно с британской флотилией, затем самостоятельно; в 1920 году состояла из 7 плавбатарей, канонерской лодки и др., в марте расформирована, корабли вошли в состав РККФ), Речная боевая (на реке Кама; март - июнь 1919; 15 вооруженных пароходов, 2 плавбатареи, 1 гидроавиабаржа и др.), Енисейская речная боевая (март - декабрь 1919; 3 вооруженных парохода и др.), Среднеднепровская (май - декабрь 1919; 4 канонерские лодки, 8 бронекатеров, в сентябре провела рейд на реке Десна к Чернигову и захватила 9 пароходов), Нижнеднепровская (май 1919 - январь 1920; 6 канонерских лодок и др.), Волжская военная (июнь - декабрь 1919; 4 броневых катера и пр.), Печорская (1919; 11 пароходов и пр.), Онежская озёрная (лето 1919 - зима 1920), Обь-Иртышская речная боевая (август - октябрь 1919; 15 вооруженных пароходов, 2 бронекатера и др.; корабли захвачены РККА), а также Речной боевой флот Поволжской народной армии (лето-осень 1918; свыше 40 вооруженных пароходов, вспомогательных судов и катеров; участвовал во взятии Казани 1 августа).

Лит.: Гражданская война: Боевые действия на морях, речных и озерных системах. Л., 1926. Т. 2-3; Моряки в Гражданской войне. М., 2000; Гражданская война в России: Черноморский флот. М., 2002; Флот в Белой борьбе. М., 2002.

Военно-морские формирования Белого движения в Гражданскую войну 1917-22 гг. в России, включавшие в себя флоты, флотилии, отряды и другие соединения кораблей и вспомогательных судов. В Белый флот входили как боевые корабли специальной постройки, так и мобилизованные и реквизированные суда.

Личный состав представляли морские офицеры и матросы российского военного и торгового флота, а также офицеры сухопутных армий.

Военно-морские соединения Белого флота подчинялись руководству Белых армий.

В правительстве адмирала А. В. Колчака в бытность его Верховным Правителем России имелось Морское министерство, возглавляемое контр-адмиралом М. И. Смирновым, пытавшимся управлять всем Белым флотом. Однако, реальное управление было существенно ограничено обстановкой.

Черноморский флот

Белый Черноморский флот был создан в январе 1919 года в Новороссийске в составе Добровольческой армии. В июле 1919 года база Черноморского флота была переведена в Севастополь.

Черноморский флот подчинялся последовательно командованию Добровольческой армии, Вооружённым силам Юга России (ВСЮР) и Русской Армии генерала барона П. Н. Врангеля.

Командовали флотом в разное время вице-адмирал В. А. Канин; контр-адмирал, а позже вице-адмирал М. П. Саблин; вице-адмирал Д. В. Ненюков; вице-адмирал А. М. Герасимов, контр-адмирал, а позже вице-адмирал М. А. Кедров, контр-адмирал М. А. Беренс.

В состав флота первыми были включены реквизированный ледокол «Полезный», подводная лодка «Тюлень» и канонерская лодка «К-15». В апреле 1919 года к ним присоединился крейсер «Кагул». К лету 1919 года флот уже имел более 10-ти военных кораблей и судов иного назначения. Особенно многочисленным флот стал в 1920 году: в его составе было более 120 судов, в число которых входили линейный корабль «Генерал Алексеев», 1 крейсер, 3 вспомогательных крейсера, 8 эсминцев и 9 канонерских лодок.

В состав Черноморского флота входил подчинённый ему морской отряд обороны Азовского моря, включающий в себя 8 канонерских лодок. С мая 1919 года этот отряд действовал на Азовском море, в июле 1919 года в связи с изменившейся обстановкой был перебазирован на реку Днепр. С декабря 1919 года на Азовском море появился второй отряд кораблей Черноморского флота, включавший в себя броненосец «Ростислав», 12 канонерских лодок и ряд других судов. Этот отряд в зависимости от обстановки периодически усиливался двумя-тремя эсминцами из Севастополя.

Корабли Черноморского флота участвовали в десантных операциях Русской армии барона Врангеля, перевозили войска, оказывали огневую поддержку сухопутным войскам, ставили минные заграждения, вели бои с кораблями Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ), после поражения армии Врангеля корабли флота эвакуировали войска и беженцев из Крыма.

В ноябре 1920 года белый Черноморский флот был преобразован в Русскую эскадру и до 1924 года базировался в порту Бизерта в Тунисе. В 1924 году Русская эскадра была расформирована, а её корабли были переданы СССР. Однако, переданные СССР корабли остались в Бизерте, а позднее они были проданы во Францию на металлолом.

Сибирская военная флотилия

Сибирская военная флотилия перешла на сторону Белого движения после выступления Чехословацкого корпуса в июле 1918 года, в ходе которого были захвачены суда флотилии: вспомогательный крейсер, канонерская лодка, пять эсминцев, девять миноносцев, 13 транспортов, вспомогательных и прочих судов.

Командовали флотилией в разное время контр-адмирал С. Н. Тимирёв, контр-адмирал М. И. Федорович, контр-адмирал М. А. Беренс, контр-адмирал Г. К. Старк.

После образования Дальневосточной республики в 1920-21 флотилия вошла в состав её Народно-революционного флота, но после переворота во Владивостоке 26.05.1921 года вновь перешла в состав Белого флота. В ходе боевых действий провела ряд десантных операций.

В октябре 1922 года после поражения «белых» один отряд кораблей флотилии эвакуировал из Владивостока 10 тысяч беженцев. Этот отряд взял курс на Филиппины и прибыли туда лишь в январе 1923 года. По пути часть кораблей затонула. Прибывшие на Филиппины корабли затем были проданы. Остальные корабли остались во Владивостоке и в конечном счёте перешли в состав РККФ.

Флотилия Северного Ледовитого океана

После захвата войсками Антанты в августе 1918 года флотилия Северного Ледовитого океана была включена в состав вооружённых сил Верховного управления Северной области, а затем Временного правительства Северной области.

К началу 1920 года в состав флотилии входили броненосец «Чесма», четыре эсминца, одна подводная лодка, четыре тральщика, семь гидрографических и ряд других вспомогательных судов.

Флотилии Северного Ледовитого океана подчинялись гидрографические экспедиции Белого моря и Северного Ледовитого океана, а также ряд речных и озёрных флотилий (Печорская, Северо-Двинская, Онежская), а также порты Архангельска и Мурманска.

Флотилия Северного Ледовитого океана в основном занималась проводкой судов с грузами для армий Колчака и гидрографическим обеспечением флотилии.

Командовали флотилией контр-адмирал Н. Э. Викорст, а затем контр-адмирал Л. Л. Иванов; гидрографическим обеспечением руководил контр-адмирал Б. А. Вилькицкий.

После взятия Красной армией 21 февраля 1920 Архангельска и 7 марта 1920 года Мурманска корабли флотилии были включены в состав РККФ.

Каспийская флотилия

Весной 1919 года была сформирована Каспийская флотилия, имевшая к началу 1920 года в своём составе 9 вспомогательных крейсеров, 7 канонерских лодок и военно-морскую авиацию, включавшую 10 гидросамолётов на двух авиатранспортах, а также ряд вспомогательных судов.

Флотилия входила в состав ВСЮР, командовали флотилией капитан первого ранга, а затем контр-адмирал А. И. Сергеев, затем капитан первого ранга Б. М. Бушен.

Каспийская флотилия вела активные боевые действия против «красных»: сражалась с кораблями Волжско-Каспийской флотилии РККФ в районе дельты реки Волга, вокруг Астрахани поставлиа минное заграждение из двухсот мин, обеспечив тем самым морскую блокаду города, оказывала существенную поддержку войскам «белых» на приморском фланге.

В связи с успешным наступлением Красной армии, захватившей основные пункты базирования Каспийской флотилии в Гурьеве и Красноводске, вынуждена была в апреле 1920 года перебазироваться в Баку, а из Баку в находившийся под контролем союзной Великобритании иранский порт Энзели. При этом вспомогательный крейсер «Австралия» и посыльное судно «Часовой» покинули флотилию и перешли на сторону большевиков.

В Энзели флотилия была фактически интернирована англичанами. 17-18 мая 1920 года после успешной для красных Энзелийской операции 23 корабля флотилии и 4 гидросамолёта были отбиты у англичан, возвращены в Советскую Россию и включены в состав РККФ.

Речные и озёрные флотилии

  • Речной боевой флот Поволжской народной армии - имел в своём составе более сорока вооружённых пароходов, вспомогательных судов и катеров. Действовал в течение лета и осени 1918 года, 1 августа 1918 года участвовал во взятии Казани.
  • Северо-Двинская речная флотилия была сформирована в Архангельске зимой 1918/1919 гг. Сначала действовала в составе британской флотилии, затем отделилась от неё и действовала самостоятельно. Флотилия располагала двумя канонерскими лодками, тремя вооружёнными пароходами, пятью плавбатареями и некотороми другими вспомогательными судами. К 1920 году в ней остались 7 плавбатарей, канонерская лодка и некоторые другие суда. В марте 1920 года флотилия была расформирована, а её корабли вошли в состав РККФ.
  • Чудская озёрная флотилия просуществовала с октября по ноябрь 1918 года, после чего корабли флотилии были захвачены Эстонией.
  • Онежская озёрная флотилия действовала в период с лета 1919 года до зимы 1920 года.
  • Речная боевая флотилия на реке Кама , существовала с марта по июнь 1919 года, в составе имела 15 вооружённых пароходов, две плавбатареи, одну баржу с гидросамолётами и вспомогательные суда. Начальник штаба - Д.Н. Федотов-Уайт.
  • Печорская флотилия действовала в 1919 году, имея в своём составе 11 пароходов и вспомогательные суда.
  • Донская флотилия была создана в марте 1918 года и просуществовала до августа 1919 года.
  • Волжская военная флотилия действовала в течение июня-декабря 1919 года, имея в своём составе четыре бронекатера и ряд вспомогательных судов.
  • Среднеднепровская флотилия служила белым в течение мая-декабря 1919 года. Имела в своём составе четыре канонерские лодки, восемь бронекатеров и ряд вспомогательных судов. В сентябре 1919 года провела удачный рейд к Чернигову по реке Десна и захватила там 9 пароходов.
  • Нижнеднепровская флотилия из шести канонерских лодок и ряда вспомогательных судов действовала с мая 1919 г. по январь 1920 г.
  • Байкальская флотилия создана в августе 1918 года.
  • Енисейская речная боевая флотилия действовала в марте-декабре 1919 года, имея в своём составе три вооружённых парохода и вспомогательные суда.
  • Обь-Иртышская речная боевая флотилия имела 15 вооружённых пароходов, два бронекатера и ряд вспомогательных судов. Действовала с августа по октябрь 1919 года, пока корабли флотилии не были захвачены красными.

Указанные флотилии белых вели боевые действия на перечисленных реках и озёрах против аналогичных флотилий красных, участвовали в высадке десантов и в поддержке действий сухопутных войск.

собират. наименование формирований ВМС Белого движения во время Гражд. войны в России 1917 - 22. Формирования Б. ф. (флоты, мор. силы, фл-и, отряды кораблей и др.) действовали на различ. морях и озёрно-речных системах в составе сухопут. гр-к войск и самостоятельно. Включали корабли спец. постройки, вооруж. пароходы и мобилиз. коммерч. суда. При пр-ве верховного правителя А. В. Колчака существовало Мор. мин-во, в Вооруж. силах на Юге России (ВСЮР) - Военно-мор. управление при главно-команд. А. И. Деникине. В составе Б. ф. имелись также сухопут. формирования: д-ны мор. тяж. арт-и (кораб. орудия на ж.-д. платформах), бронепоезда, а также воинские части (бригады, полки, б-ны), укомплектов. моряками. Во Владивостоке функционировало Мор. уч-ще (нояб. 1918 - янв. 1920), в Севастополе - Мор. корпус (окт. 1919 - нояб. 1920, в Бизерте - до мая 1925).
Азовские отряды ЧФ - отряд обороны Азовского м. (май - июль 1919) и 2-й отряд (дек. 1919 - окт. 1920). Участвовали в поддержке войск на сев.-зап. побережье и Керчен. п-ове, в обороне Крыма, высадке Улагаев. десанта 1920. К кон. окт. 1920 все корабли были сосредоточены в Керчи для эва-куации войск из Крыма. Часть из них затем вошла в состав Бизертской эскадры.
Волжско-Камская флотилия, создана в нач. июня 1918 на Волге как Боевая фл-я для поддержки Че-хосл. корпуса и войск Комуча. Включала 3 д-на, действовавших изолированно друг от друга от Казани до Вольска. При потере р-на ср. Волги 1-й д-н отошёл к Самаре и вывез Золотой запас России. Осн. силы фл-и отошли на р. Кама, где в нояб. 1918 ко-рабли были захвачены Кр. Армией или затоплены. В нач. марта 1919 воссоздана как Речная (Камская) боевая фл-я. Вела боевые действия с Волжской воен. фл-ей РККФ. При оставлении Перми (июль 1919) корабли взорваны в устье р. Чусовая.
Волжский отряд ВСЮР, сформирован в июне 1919 в составе двух д-нов боевых катеров, трёх д-нов мор. тяж. арт-и, бронепоезда и пех. б-на моряков. До кон. 1919 действовал на реке и в прибреж. полосе у Царицына (Волгоград). Перебазирован в Крым.
Днепровские флотилии - Среднеднепр. и Нижне-днепр. фл-и, созданные в мае - июле 1919. Участ-вовали в наступлении ВСЮР 1919, боях против Днепр. воен. фл-и РККФ и формирований Н. И. Махно. В кон. 1919 корабли Среднеднепр. фл-и разоружены и выведены из строя. Нижнеднепр. фл-я зимой 1920 перебазировалась в порты Крыма.
Донская флотилия, создана в кон. 1918 для поддержки Дон. армии. В янв. 1919 в составе Воо-руж. сил Юга России преобразована в Дон. отряд. Боевых столкновений с Дон. воен. фл-ей РККФ он не имел. В авг. 1919 расформирован.
Каспийская флотилия, создана в апр. 1919 с базой в Петровске (Махачкала). В сент. 1919 усилилась за счёт кораблей, ранее захвач. англичанами. Вела боевые действия против Волжско-Каспийской воен. фл-и РККФ. В апр. 1920 из-за потери пунктов базирования перешла в Баку, затем в иран. город Энзели, где фактически интернирована (см. Энзелийская операция 1920).
Обь-Иртышская и Енисейская флотилии, созданы в июле 1919 как Обская (с авг. - Обь-Иртышская) и Енисейская речные боевые фл-и. Обь-Иртыш. фл-я действовала на рр. Тавда, Тобол, Иртыш, Ишим, Тура. Участвовала в отражении наступления Вост. фронта РККА 1919 - 20. При оставлении Омска и Том-ска в нояб. - дек. 1919 корабли были разоружены и выведены из строя. Енисейская фл-я боевых действий не вела. В янв. 1920 её корабли захвачены в Красноярске и вошли в состав Сиб. воен. речной фл-и РККФ.
Онежская озёрная флотилия, создана в кон. мая 1919 в сев. части Повенецкого зал. с базой Медве-жья гора. Действовала против Онеж. воен. фл-и РККФ. В кон. нояб. 1919 блокирована в базе, ко-рабли и гидросамолёты уничтожены экипажами.
Северного Ледовитого океана флотилия, формирование рус. ВМФ (см. Северного Ледовитого океана флотилия), с авг. 1918 в составе Б. ф. Активных боевых действий не вела. С занятием Кр. Армией Архангельска и Мурманска (февр. - март 1920) корабли фл-и вошли в состав Мор. сил Белого м. и Сев. Ледовитого ок. (позже - Беломорская военная флотилия).
Северо-Двинская речная флотилия, создана зимой 1919 в Архангельске. Находилась в подчинении союзников, а после их эвакуации действовала самостоятельно. В марте 1919 расформирована, из кораблей и судов образован Сев. отряд Сев.- Двин-ской воен. фл-и РККФ.
Сибирская флотилия, формирование рус. ВМФ, существовавшее с 1856 на Тихом ок. с базой во Владивостоке. В состав Б. ф. входила в июле 1918 - янв. 1920 (с нояб. 1918 - Мор. силы на Д. Востоке) и июне 1921 - окт. 1922. В кон. окт. 1922 сформирован отряд транспортов, к-рый вместе с бе-женцами покинул базу и в янв. 1923 прибыл на Филиппины, где суда были проданы.
Черноморский флот ВСЮР и Рус. армии (см. Черноморский флот).
Чудская озёрная флотилия, создана в кон. окт. 1918 с базой в Тарту. Участвовала в Петрогр. опер-и Сев.-Зап. армии 1919. Расформирована в нач. июня 1919.

Рассказать друзьям