Цель игра да нет для детей. Триз: интерактивные да-нетки в учебе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наверное нет такого человека, который ни когда в своей жизни не играл в игру "Да-нет".
Суть игры заключается в том, чтобы отгадать некую тайну. Один человек загадывает, а другие отгадывают. Загадать можно любой объект (предмет), явление и т.д. Отгадать можно при помощи вопросов, но вопросы должны быть поставлены в такой форме, чтобы ответить можно было только "да" или "нет". Отсюда и название игры "Да-нет". Данная игра представлена на основе технологии по формированию у детей навыков сужения поля поиска (ДИХОТОМИЯ) созданной адаптированными методами ТРИЗ. Сегодня, мне хотелось бы познакомить Вас, уважаемые гости блога, с самым простым видом данной игры Линейная "Да-нет", т.е. игра в линейном ряду.


О достоинствах данной технологии можно говорить нескончаемо и почитать в книге "Технологии развития интеллекта дошкольников". Сидорчук Т.А., Прокофьева Н.Ю.
В данной игре развиваются мыслительные операции - сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Развивается ведущий вид мышления дошкольного возраста - наглядно-образное мышление. Развивается речь ребенка - во время игры дети должны научиться правильно задавать вопросы.
Итак, перейдем непосредственно к игре.
Цель игры: найти загаданную картинку с помощью наименьшего количества вопросов.

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти серединный объект.
Смотрим на фото выше. На фото пособие линейной "ДАНЕТКИ" с картинками.

Давайте поиграем.

Я загадала объект (солнышко) - естественно детям объект не называется.
На начальных (обучающих) этапах игры, игровое поле загибаем, когда находим серединку для наглядности, а затем для развития внимания игровое поле дети отсекают мысленно.
Вопросы, на которые ведущий отвечает "да":

Это справа от песка? (Песок - серединный объект) - "Да" (загибаем левую часть)


Вот, что остается на игровом поле. (напоминаю, что данный вариант игры самый простой и подходит для игры с детьми 2-3 лет)
- Это справа от зеленого круга? (теперь зеленый круг - серединный объект) - "Да"(загибаем левую часть)

Это справа от замка? "Да"
Загаданный объект - солнышко.

Напоминаю, что признак, по которому происходило сужение поля поиска, - это местонахождение объекта в линейном ряду.
Итак, игры "Да-нет" решают задачи освоения детьми разных видов пространства, которые разделяются в зависимости от местонахождения объекта: линейное (одномерное) пространство, плоскостное (двухмерное) пространство - объекты могут находиться как на горизонтальной, так и на вертикальной плоскости, и трехмерное (объемное) пространство - это может быть поиск объектов в шкафу, коробке, комнате и т.д. Постепенное освоение всех видов пространства в итоге позволяет ребенку играть в игры "Да-нет" интегрируя разные виды пространства.
С помощью линейных игр "Да-нет" можно играть с предметами, картинками, буквами, цифрами и числами.
Данные игры хорошо подойдут для подготовки детей к обучению в школе.
В следующей части мы поговорим о плоскостной "Да-нетке".

Ведущий: Чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать правила питания. Я вам буду сейчас читать правила, и если вы согласны со мной, то поднимите зелёный кружок. Если нет - красный.

Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.

Есть нужно в любое время, даже ночью.

Надо есть продукты, которые полезны для здоровья.

Есть надо быстро.

Пищу нужно глотать не жуя.

За столом нужно разговаривать, махать руками.

Полоскать рот после еды вредно.

Ведущий: Молодцы, ребята! Мы с вами повторили правила питания. Наш организм должен получать с пищей все, что ему необходимо для жизни. Чтобы ему помочь, надо регулярно кушать разнообразную пищу и пить воду.

Ребята, давайте еще раз назовем Хрюше какие продукты полезны для нашего организма (дети называют).

Хрюша, послушай речевку, которую наши дети проговаривают, чтобы не болеть, быть веселыми и жизнерадостными:

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, В, С!

Хрюша, нет такого продукта, который содержал бы все витамины, ведь их очень много. Нужно есть и фрукты, и молочные продукты, и каши, и овощи. Весной и зимой необходимо покупать витамины в аптеке, т. к. в это время года в нашем организме витаминов мало становится, наше самочувствие ухудшается, и мы начинаем болеть. Поэтому нужно употреблять витамины. Они бывают в виде драже, таблеток, капсул (показывает).

Психолог А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Доскажи слово».

Цели:

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договари-
вает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг.. Ре-ре-ре - стоит дом на го..

Ры-ры-ры - у мальчика ша.. Ри-ри ри - на ветках снеги..
Ро-ро-ро - у нас новое вед.. Ар-ар-ар - кипит наш само..

Ру-ру-ру -продолжаем мы иг.. Ры-ры-ры - детей много у го..

Дидактическая игра «Так бывает или нет?».

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну»...

Дидактическая игра «Найди ошибку».

Цели: развивать слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Дид актическая игра «Какое время года?».

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

Дидактическая игра «Доскажи слово».

Цели: развивать у детей слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.

Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить его. Выигрывает тот, кто больше всех отгадает слов.

Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать.)

Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры:

Белка -

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое...

Мама -

Дом -

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель:

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - … (горький).

Летом листья зелёные, а осенью…(жёлтые).

Дорога широкая, а тропинка…(узкая).

Дидактическая игра «У кого кто?»

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детёныша в единственном и множественном числе. Ребёнок, который правильно назовёт детёныша, получает фишку.

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с неопавшими листьями.

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

Цель: Описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребёнку описать растение или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

Дидактическая игра « Кто же я?»

Цель: указать названное растение.

Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовёт растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

Цели: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот, выходит из игры.

Морковь (да), огурец (да), свекла (да), слива (нет) и т. д.

Дидактическая игра «Прятки».

Цели: найти дерево по описанию; отработать предлоги:

Ход игры:

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

Что можно делать с цветами? (Рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать.)

Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега.)

Дидактическая игра «Дети и волк».

Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят:

Дети по лесу гуляли, Но вот сучья затрещали...

Землянику собирали. И глазища засверкали...

Много ягодок везде - Дети, дети, не зевайте,

И на кочках, и в траве. Волк за елью - убегайте!

Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.

Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

Цель: закрепить знания о животных, насекомых и птицах.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

Дидактическая игра «Что это за насекомое?».

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка...

широкой - река, дорога, лента, улица и т. д.

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели игры: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а "другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: уточнить знания о растениях сада и огорода; назвать их признаки, описывать и находить их по описанию.

Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

Дидактическая игра «Да или нет»

Цель: учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети
должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы? Туманы осенью плывут?

Осенью растут грибы? Ну а птицы гнезда вьют?

Тучки солнце закрывают? А букашки прилетают?

Колючий ветер прилетает? Звери норки закрывают?
Урожай весь собирают? Солнце светит очень жарко?

Птичьи стаи улетают? Можно детям загорать?

Часто-часто льют дожди? Ну а что же надо делать?

Достаем мы сапоги? Куртки, шапки надевать!

Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом... (не бывает). Мороз летом... (не бывает).

Снег зимой... (бывает). Капель летом... (не бывает).

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).

Цель: закреплять знания о многообразии растений.

Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клён, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши. (Клён, липа – деревья, сирень – кустарник.)

Дидактическая игра «Игра в загадки».

Цель: расширять словарь существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребёнок выходит и сам загадывает загадки. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Дидактическая игра

Цель: учить детей классифицировать растения по определённому признаку.

Ход игры: Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдёт нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая собирается возле дерева первой, которая соберёт больше листьев.

Дидактическая игра: «Какое что бывает?».

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

Ход игры: - Давайте расскажем, что бывает зелёным (огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, ёлка…); широкой (река, дорога, лента, улица…) и т.д.

Выигрывает тот, кто больше назавёт слов, за каждое правильно сказанное слово ребёнок получает фишку.

Дидактическая игра: « Подскажи словечко».

Цель: развивать находчивость, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают её. Кто ошибается, тот отдаёт фант. Выигрывает тот, кто сохранит все фанты.

Воспитатель. У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки? (Цветные, непрозрачные.)

Ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет.)

Дидактическая игра: «Помнишь ли ты эти стихи?»

Цель: развитие памяти, внимания, речевой активности.

Ход игры: педагог читает отрывки из стихотворений, знакомых детям. Дети должны произносить пропущенные слова.

Где обедал воробей? Вы не стойте слишком близко:

В зоопарке у …(зверей). Я (тигрёнок), а не (…).

Дидактическая игра: «Что это за птица?»

Цель: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; рписывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой – должны угадать, что это за птица. Можно использоваь загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.

Дидактическая игра: «Знаешь ли ты…»

Цель: обогащать словарный запас детей названиями животных; закрепить знание модулей.

Ход игры: Заранее можно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд – изображения зверей, АО второй – птиц, в третий – рыб, в четвёртый – насекомых. Играющие поочерёдно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладываютпри правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

Дидактическая игра: «Когда это бывает?»

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т.д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают её. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный и полный ответ дети получают фишку.

Дидактическая игра: «Выдели слово».

Цели: развивать слуховое внимание; учить детей отчётливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук З (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок). Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

Дидактическая игра: «Дерево, кустарник, цветок».

Цель: расширять кругозор детей.

Ход игры: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок…»и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребёнка и считает до трёх, ребёнок должен быстро назвать то, на чём остановился ведущий. Причём названия не должны повторяться. Если ребёнок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Дидактическая игра: «У кого какой цвет?»

Цели: научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.

Ход игры: Воспитатель показывает, например, зелёный квадрат из бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т.д.

Дидактическая игра: «Когда ты это делаешь?»

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и части суток.

Ход игры: Воспитатель вызывает одного ребёнка. Потом изображает какое-нибудь действие, например моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причёсывается и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребёнок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

Дидактическая игра: «Кто кем был (будет)?»

Цель:

Ход игры: Ребёнок отвечает на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет)… яйцо, цыплёнок, мальчик, жёлудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т.д.?». Если дети придумывают несколько вариантов, например: из яйца – цыплёнок, утёнок, птенчик, крокодильчик, то они получают дополнительные фанты. Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

Дидактическая игра: «Лето или осень».

Цели: закрепить знания признаков осени, дифференциация от признаков лета; воспитание ловкости.

Ход игры: Воспитатель и дети стоят в кругу.

Если листики желтеют – это…(и бросает одному из детей. Ребёнок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

Дидактическая игра: «Брать – не брать».

Цели: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх. Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, чёрная смородина, брусника, малина.

Дидактическая игра: «Кто скорее соберёт?»

Цели: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: Дети делятся на две команды: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя команды начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

Дидактическая игра: «Будь внимательным».

Цели:

Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю одежду, а затем зимнюю.

Дидактическая игра: «Кому что нужно?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определённой профессии.

Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажите, что ему нужно для работы. Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.

Дидактическая игра «Отгадай-ка!».

Цели: описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры: По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и дает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.

Дидактическая игра «Где что лежит?».

Цели: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить.

Например: «Мама принесла хлеб и положила его в... (хлебницу).

Маша насыпала сахар... Куда? (В сахарницу.)

Вова вымыл руки и положил мыло... Куда? (В мыльницу.)

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а перец - ... (горький).

Летом листья зеленые, а осенью - ... (желтые).

Дорога широкая, а тропинка - ... (узкая).

Лед тонкий, а ствол - ... (толстый).

Дидактическая игра «Что умеют делать звери?».

Цели: расширять в сознании смысловое содержания слова;учить создавать самые разнообразные словесные сочетания.

Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.

Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

Дидактическая игра «Кто же я?».

Цель игры: указать названное растение.

Ход игры: Воспитатель быстро указывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

Дидактическая игра «Путешествие».

Цель: найти дорогу по названиям знакомых растений и других природных объектов.

Ход игры: Воспитатель выбирает одного-двух ведущих, которые по заметным ориентирам (деревья, кустарники, клумбы с определенными растениями) определяют дорогу, по которой должны пройти все дети к спрятанной игрушке.

Дидактическая игра «Придумай другое слово».

Цель: расширять словарный запас.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока; а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре).

Ди дактическая игра «Какая, какой, какое?».

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному предмету, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая...

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое...

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая...

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный...

Солнце - летнее, зимнее, теплое...

Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?».

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия процесса.

Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

Метель - метет, вьюжит, пуржит.

Дождь - льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет...

Ворона - летает, каркает, сидит, ест, вьет, присаживается... и т. д.

Дидактическая игра «О чем я сказала?».

Цели: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

Ход игры: Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые мы употребляем часто и много разных предметов называем этими словами.

Головка - голова человека, девочки, куклы, лука, чеснока.

Иголка - у шприца, у елки, сосны, швейная иголка, у ежика...

Нос - у человека, парохода, самолета, чайника... Ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т. д.

Дидактическая игра «О чем еще так говорят?».

Цели: закреплять и уточнять значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу.

Ход игры: Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

Идет дождь: идет - снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет - девочка, радио...

Горький - перец, лекарство... и т. д.

Дидактическая игра «Что это значит?».

Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры: Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?

Свежий ветер - прохладный.

Свежая рыба - недавно выловленная, неиспортившаяся.

Свежая рубашка - чистая, выглаженная, выстиранная.

Свежая газета - новая, только что купленная.

Свежая краска - незасохшая.

Свежая голова - отдохнувшая.

Глухой старик - тот, кто ничего не слышит.

Глухая ночь - тихая, безлюдная, темная.

Глухой лай собак - отдаленный, плохо слышный.

Дидактическая игра «Кто чем питается?».

Цель: закрепить знания о домашних животных.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети говорят, чем это животное должны кормить его хозяева.

Дидактическая игра «Догони свою тень».

Цель: познакомить с понятием света и тени.

Ход игры:

Воспитатель. Кто отгадает загадку.

Я иду - она идет,

Я стою - она стоит,

Побегу - она бежит. (Тень.)

В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это есть отражение, оно называется тенью (солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны). Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. (Где еще есть тень? На что похожа?) Догони тень. Потанцуйте с тенью.

Дидактическая игра «Прятки».

Цель: найти дерево по описанию, одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на.

Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

Дидактическая игра «Эхо».

Цель: учить внимательно слушать и повторять только после сигнала.

Ход игры: Воспитатель произносит звук или слово, дети должны правильно повторить за взрослым. Затем главная роль передается ребенку.

Дидактическая игра «Подбери нужное слово».

Цель: развивать умение подбирать слова по смыслу.

Ход игры: Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подбирая соответствующие слова.

B аквариуме плавают... (рыбки).

«Снег тает, потому что...»

«Высоко на дубу сидит и каркает... (кто?)» (Ворона.)

«На огороде вырос больной, зеленый... (огурец)» и т. д.

Д идактическая игра «Добрые слова».

Цель: развитие речевой активности.

Ход игры: Подчеркнуть, что есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят. Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова для солнышка и березы.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Ход игры: Воспитатель называет слово, а дети должны одобрать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Заяц - зайчонок, зайчоночек, зайчишка...

Бабушка - бабулечка, бабуля, бабуленька...

Мама -мамусик, мамуля, мамуленька...

Солнце - солнышко...

Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Ход игры: Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цели игры: узнавание растения по листу: назвать растение по листу и найти его в природе.

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с листьями, имеющими разнообразную форму.

Дидактическая игра « Будь внимательным».

Цели: развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация зимней и летней одежды.

Ход игры: Воспитатель предупреждает детей, что они должны внимательно слушать стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Дети должны сначала назвать летнюю одежду, а затем зимнюю.

Дидактическая игра «Кто как передвигается?».

Цель: закреплять знания о способах передвижения насекомых.

Ход игры: Воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч. Он называет способ передвижения насекомого и бросает мяч одному из детей. Поймавший должен назвать насекомое, которое передвигается этим способом.

Например: прыгает – кузнечик; летает – бабочеа; ползает – гусеница; бегает – муравей и т.д.

«Урок (занятие) с использованием современных информационно- коммуникационных технологий»

Тема разработки

Занятие в форме игры «Да – Нет» для 1- 2 класса

Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 78» города Ижевска Васильева Ольга Вячеславовна

Цель: Сплочение детского коллектива и формирование знаний об окружающем мире.

Задачи:

    Расширять представления детей об окружающем мире.

    Развивать познавательный интерес.

    Развивать умение работать в команде и работать в паре.

Оборудование: презентация к игре.

Ход мероприятия.

Игра «Да – нет» для учащихся 1-2 классов.

    Разминка

Давай с тобою, друг, вдвоем
В "Да или нет" играть начнем.
Сначала я задам вопрос,
А ты затем над ним всерьез
Подумай и одно из двух -
"Да" или "Нет" - ответишь вслух.
Коль ты находчив, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам -
Играй, и все увидишь сам!

Скажи, приветствуя рассвет,
Поет ли сом усатый?...

А, рассекая гладь пруда,
Умеют гуси плавать?...

А если солнцем снег согрет
Он станет льдом холодным?...

Ответь, а может резеда
Цвести в саду зимою?...

А крокодил собрать букет
Из белых лилий может?...

Мерцает ночью, как звезда
На небосклоне спутник?...

А на окне узорный след
Мороз оставить может?...

Неужто пятятся всегда,
Передвигаясь раки?...

Верблюд способен - дай ответ -
Идти три дня без пищи?...

А еж рассердится когда,
Слона убить сумеет?...

Бегут по рельсам поезда.
Они имеют ноги?...

Растет ли в море лебеда?
Ну, что на это скажешь?...

А верно ли, что с детских лет
К нам сны во сне приходят?...

Скажи мне, злые холода
Для обезьян опасны?...

Ну, любимая еда
У волка мед и груши?...

В конце спросить пришла пора:
Тебе понравилась игра?

1Тур(по 2 человека от команды).

1 команда - Может ли сазан
Забраться в океан?

Я, считаю, что Нет. Потому что сазан - рыба речная. А вы как считаете?

2 команда- Может ли дрозд
Отморозить хвост?

Я, считаю, что Нет. Потому что он зимует на юге. А вы как считаете?

1команда - Может ли барсук
Залезть за шишкою на сук?

Я, считаю, что Да. Потому что барсук, как белка может лазать по деревьям. А вы как считаете?

2команда - Может ли кулик
Прикусить себе язык?

Я, считаю, что Нет. Потому что у птиц нет зубов. А вы как считаете?

1 команда -Может ли тюлень
На боку лежать весь день?

Я, считаю, что Да. И не только тюлень. А вы как считаете?

2 команда - Может ли синица
На крыше поселиться?

Я, считаю, что Нет , потому что синица боится высоты. А вы как считаете?

1 команда - Может ли пчела
Ужалить осла?

Я, считаю, что Нет , потому что пчела меньше осла. А вы как считаете?

2 команда - Может ли медведь
Танцевать и петь.

Я, считаю, что Да, Если он дрессированный. А вы как считаете?

2 Тур. Мои любимые сказки

Сказка «Крокодил Гена и его друзья» Э. Успенский

1Команда. До знакомства с крокодилом Геной Чебурашка жил в телефонной будке. Вы согласны со мной? Да.

2 Команда . Крокодил Гена работал в зоопарке директором. Вы согласны со мной? Нет. Он работал крокодилом.

«Федорино горе»

1 Команда От Федоры убежала посуда. Вы согласны со мной? Да.

2 Команда7 . Автор сказки «Федорино горе» К.И. Чуковский. Вы согласны со мной? Да.

«Малыш и Карлсон»

1 Команда Малыш просил подарить ему на день рождения аквариум с рыбками. Вы согласны со мной? Нет. Собаку.

2 Команда. Карлсон не любил жуликов. Вы согласны? Да.

3 Тур. Животный мир.

1 команда «Мы живем большими семьями. В каждой семье есть самая крупная самка- матка. Ее еще называют «Царица». Есть у нас и лентяи – трутни. Ничего делать не любят. Но больше всего в нашей семье – рабочих. Наши дикие родственники селятся в дуплах, а у человека мы живем в специальных домиках. Мы очень любим лакомиться пыльцой и собирать нектар с первых цветков, чтобы потом получилось у вас сладкое лакомство. Кто мы?» Я считаю, что это осы. Вы согласны? Нет, это пчёлы. 2 Команда « Мы прилетаем весной и селимся в городе. Мы дружные птицы и неплохо поем. Для нас люди строят домики. Кто мы?» Я считаю, скворцы? Вы согласны со мной? Да. 1 Команда «У меня головка в черной шапочке. Спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?» Я считаю, что это синичка. Вы согласны? Да. 2 Команда «Я известная птица. Всегда хожу во фраке, любительница блестящего. А еще я ужасная сплетница. Кто же я?» Я считаю, что это ворона. Вы согласны? Нет, это сорока.

1 Команда Птицы, которые улетают на юг называются перелётными. Согласны со мной? Да. 2 Команда. Зайчат, рожденных осенью называют листопаднички. Вы согласны? Да. А почему? 1 Команда . Углубление в дереве, в котором живет белка называется гнездо. Вы согласны со мной? Нет. Дупло. 2 Команда Птенцы, которые не знают своей матери – это кукушата. Вы согласны со мной? Да. 1 Команда У животных много корма летом. Вы согласны со мной? Да. 2 Команда. На деревьях сушит грибы барсук. Вы согласны? Нет, это (белка)

4 Тур. Россия.

Давайте проверим наши знания о России. 1 конкурс. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите. Наша страна называется… Россия. Граждане России называются… россияне. Столица России – город… Москва. Кто президент в России… Путин. Кто выбирал президента… российский народ. Какой документ имеет гражданин России… паспорт. В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ. Что должен делать гражданин России, живя в российском государстве… соблюдать права и обязанности.

6 конкурс. «Главные праздники России». В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России. Отгадайте загадки, чтобы узнать, как называются эти праздники. Дед Мороз принес подарки, Их под елочку кладет. Наступил веселый, яркий, Лучший праздник… (Новый год).

Чтоб на всей большой Земле Мир настал для человечества, Отмечаем в феврале День… (Защитника Отечества).

Если нам куда-то надо, Путь найти поможет карта. Если нам нужны награды, Быстрый бег начнем со старта… А весной мы встретить рады Женский день… (Восьмое марта).

Музыка, флаги, шары и цветы, Столько весенней вокруг красоты! Первого мая отметим всегда Радостный праздник… (Весны и труда).

Идет парад, гремит салют, Звучит оркестр там и тут, Не только прадеды и деды Встречают славный… (День Победы).

А какой праздник отмечает Россия 4 ноября? День Народного единства.

У меня на лбу прилеплена бумажка с именем, я задаю вопросы о моей вымышленной сущности:

- Я реальный человек?

- Нет

- Я персонаж?

- Я персонаж детской литературы?

- Меня написали в России?

- Нет

- В Англии?

- Нет

- В Швеции?

- Нет

- В Финляндии?

- Меня написала Туве Янссон?

- Я Снусмумрик?

Бинго!

К чему это я? Есть такая игра в ТРИЗ-педагогике «Да-Нет» , она имеет множество разновидностей. Суть игры заключается в разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, ситуацию и т. д. Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет».

На первый взгляд все чрезвычайно просто и зачем вообще о таком писать. Однако, играя в такую игру (взрослым это тоже полезно, да-да))) , оказывается, даже мы не всегда можем сообразить, какой вопрос существенно сузит перечень выбираемых вариантов.

Значит, есть такой важный навык – самостоятельное структурирование информации, отбрасывание лишних параметров, или сужение поля поиска. Именно этому учит игра «Да-Нет».

Играть в нее можно уже с 3 лет . Именно с этого возраста хорошо начинать формировать системное мышление у ребенка.

Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов:

спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве , или на классифицирование объекта по его признакам .

«Да-Нетка» на основе ориентировки в пространстве самая простая, с нее и следует начинать обучение. Объекты, среди которых нужно отыскать задуманный, могут располагаться

  • в одномерном пространстве: по горизонтали, по вертикали, в удалении;
  • в двухмерном пространстве: на плоскости;
  • в трехмерном пространстве: например, в комнате, коробке, шкафу.

Распишу еще раз общие правила и приведу пример.

Правила пространственной «Да-Нетки»

Объекты (цифры, числа, картинки, игрушки) должны быть выстроены линейно, расставлены на плоскости или распределены в объемном пространстве.

Ведущий дает задание: найти загаданный объект.

Отгадывающий игрок должен задавать вопросы по его поиску, не перечисляя названия объектов, а сужая поле поиска, отсекая часть пространства .

Переводя на простой язык, правило игры звучит: «Найди серединку, убери половинку»

На вопросы можно отвечать словами: «Да» , «Нет» , «И да, и нет» (то есть, объект угадан) , «Это не существенно» (если в данном направлении поиск бесполезен).

Чем меньше вопросов будет задано до отгадки – тем больше игроки молодцы))

Например

Нам надо отгадать загаданную картинку (загадана змея) за наименьшее количество вопросов. Помня правило «найди серединку, убери половинку», начинаем вопрошать ведущего (вопросы, на которые он отвечает «да»):

- Это слева от индюка?

- Это справа от перца?

- Это змея?

Объект отгадан за 3 вопроса (вы великолепны))))

Ремарка: играя с маленькими детьми, надо прятать, убирать ту часть предметов, которые не попадают в суженное поле поиска.

Итак, мы научили ребенка простейшему способу сужать поле поиска . И есть еще бонус! Благодаря этой игре без напрягов и нервов можно:

  • выучить порядковый счет, буквы, дни недели, месяцы,
  • научить находить страны на карте
  • научить ориентироваться в пространстве,
  • расширить словарь,
  • научить задавать вопросы (в 3 года не умеют, проверяла)

«Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам.

Скажу кратко, зачем это нужно. В нашем быстром мире ребенку нужно не только запоминать , что, скажем, самолет – это транспорт, а чайник – посуда, но и самому понимать, как классифицировать предметы, чтобы структурировать окружающую действительность . Традиционная педагогика этому пониманию ни разу не учит. А учит думать, как раз ТРИЗ с помощью «Да-Нетки».

Прежде чем непосредственно задавать вопросы и угадывать какой-либо объект, нужно провести подготовительную работу с ребенком. Начинать подготовку можно с 3,5 лет. Цель ее – уточнить текущие знания о предметах: какие относятся к живой природе (дышат, двигаются, питаются, размножаются) , какие к неживой природе (часть природы, но не обладают всеми свойствами живых) , какие к рукотворному миру (изобретенные людьми) .

Когда информационный фонд накоплен, можно смело приступать к игре.

Основные правила у нее такие же, как и у пространственной разновидности. Найти ответ, сужая поле поиска, задав наименьшее количество вопросов. Задавать вопросы помогают признаки , которыми обладает объект:

  • цвет,
  • форма,
  • размер,
  • его части и месторасположение,
  • звук,
  • запах,
  • вкус,
  • температура,
  • влажность,
  • материал,
  • способность двигаться или выполняемое действие,
  • то, как может изменяться во времени.

Важно в процессе выяснения информации об объекте, помогать ребенку резюмировать то, что он уже узнал . Обдумывая вопрос, дитё двигается по разным уровням абстрактных понятий, учится видеть целое и части. Важно, что ребенок действует не по готовой схеме, а сам конструирует свой алгоритм поиска ответа.

Виды классификационной «Да-Нетки»

  • Игры «Да-Нет» с набором картинок,
  • Игры «Да – Нет» с видимыми для ребенка объектами ближайшего окружения,
  • Игры «Да – Нет» с объектами, которых нет в ближайшем окружении (но это обязательно должен быть конкретный, а не абстрактный объект).
Рассказать друзьям